LINEBURG


страница 1
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДВГУ






Т. И. БОРОВКОВА, И. А. МОРЕВ

МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Часть 2. Практические аспекты





Учебное пособие
для учащихся педагогических специальностей вузов
и слушателей курсов повышения квалификации
педагогических и управленческих кадров










Владивосток
Издательство Дальневосточного университета
2004


УДК 37.012.8

ББК 74.202.2
М 79



Рецензенты:
Михина Галина Борисовна -
канд. пед. наук, доцент, декан педагогического факультета ДВГУ;
зав. кафедрой общей педагогики и психологии ДВГУ
Грудин Борис Николаевич -
докт. техн. наук, директор Дальневосточного
Центра Федерации Интернет-образования


Боровкова Т. И., Морев И. А.
М 79 Мониторинг развития системы образования. Часть 2. Практические аспекты: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. - 134 с.



Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих методы мониторинга в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения знаний, списки дополнительной литературы, документы, описания электронных педагогических средств, концепции, обзоры, тематические перечни Интернет-ссылок.
Для студентов педагогических специальностей вузов, аспирантов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров. Может использоваться для самостоятельного изучения.




ББК 74.202.2
М 79

(c) Боровкова Т. И., Морев И. А., 2004
(c) ТИДОТ ДВГУ, 2004
(c) Издательство Дальневосточного
университета, 2004

СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ 5
СТУДЕНТУ 6
ГЛАВА 05. МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ 9
5.01. Мониторинг развития образовательной среды учебного учреждения 9
5.02. Диагностика управляющей системы 13
5.03. Модели оценки работы образовательных учреждений 15
5.04. Методики оценка результатов школьного образования 16
Методика самооценки результатов школьного образования 17
Методики анализа уровня воспитанности 18
Анализ уровня готовности к трудовой деятельности 21
Анализ уровня готовности к жизни в семье и обществе 21
Анализ системы работы с педагогическими кадрами 22
Система взаимодействия с семьей, социумом 23
Система материально-технического и финансового обеспечения 23
Методика изучения отношения детей к школе 24
5.05. Диагностика здоровья школьников 24
Анализ уровня здоровья и здорового образа жизни 29
5.06. Экспертиза системы воспитательной работы образовательного учреждения 31
Критерии экспертизы воспитательного процесса в ОУ 32
Нормативная база самоаттестации воспитательной системы 33
Экспертиза соблюдения прав учащихся как участников образовательного процесса 33
Возможные нарушения прав обучающихся как участников образовательного процесса 34
5.07. Оценка и прогноз формирования нравственных качеств 35
5.08. Функции и процедуры выставления оценки и самооценки 37
Оценочный компонент обучения 37
Три составляющие процедуры самооценки 41
Самооценка как основа саморегуляции и внутренней мотивации учения 43
5.09. Виды оценочных шкал и возможности их применения 44
5.10. Организация самоанализа образовательного учреждения 46
Процесс изучения и оценки управленческой деятельности 48
Общие сведения о состоянии и развитии образовательного учреждения 52
Конкретные сведения о состоянии и развитии образовательного учреждения 53
Цитированные в Главе 5 источники 57
ГЛАВА 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИШКОЛЬНОГО МОНИТОРИНГА 58
6.01. Внутришкольный контроль: сущность, значение, язык описания 58
6.02. Рекомендации по организации внутришкольного контроля (мониторинга, диагностирования) 60
Основные определения внутришкольного контроля 60
Направления контролирующей деятельности 61
Планирование контроля 61
Этапы контроля 61
Условия полноценного и объективного контроля 62
Схема анализа результатов диагностирования 62
6.03. Проектирование модели внутришкольного мониторинга 63
Организация мониторинга 64
6.04. Панорама нововведений во внутришкольном контроле 68
Новое в концептуальных основаниях контрольной деятельности в школе 69
Новое в направленности контроля 71
Новое в содержании контрольной деятельности в школе 71
6.05. Понимание планирования как управленческого действия 74
Объекты планирования 74
Субъекты планирования 75
Продукты планирования 76
6.06. Планирование качества образования 77
Определение главной задачи 78
Изучение рынка 79
Анализ возможных факторов, перспективных направлений и неудач 80
6.07. Программы развития образовательных учреждений 82
6.08. Структура образовательной программы 83
6.09. Разработка образовательной программы учреждения 86
Технология разработки образовательной программы 89
Формирование цели образовательной программы 90
Легитимизация образовательной программы 91
Реализация образовательной программы 92
Анализ реализации образовательной программы 93
6.10. Дидактические нормативы разработки учебных программ 95
Дидактические нормативы фиксации знаний в тексте программы 96
Общие требования к тексту программы 97
Дидактические нормативы фиксации в тексте программ способов деятельности 98
Дидактические нормативы отражения аппарата контроля в программе 98
Измерительный материал 99
Примерная структура рабочей программы учебного курса 99
6.11. Разработка учебных планов школ 100
Цитированные в Главе 6 источники 102
ГЛАВА 07. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ 103
ГЛАВА 08. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 110
8.01. Предмет исследования: мнение учителей о своих руководителях 110
Метод групповых экспертных оценок 110
Объект и предмет исследования 112
8.02. Правила составления инструментария мониторинговых исследований 115
Виды вопросов анкеты 116
Цитированные в Главе 8 источники 121
СОДЕРЖАНИЕ I ЧАСТИ ПОСОБИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ) 122
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 124
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 126
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ 132
Развитие и внедрение концепции мониторинга в России 132
Российский опыт организации мониторинга 133
Зарубежный опыт организации мониторинга 133

АННОТАЦИЯ
Курс "Мониторинг развития системы образования" является одним из основных разделов программы "Менеджмент в образовании", поскольку нацелен на подготовку специалистов, которым проводят модернизацию системы управления образованием.
Цели пособия -
* способствовать формированию у студентов, изучающих данный курс, потребности в проведении мониторинговых исследований собственной педагогической или управленческой деятельности;
* познакомить студентов с мониторинговыми технологиями;
* дать обзор наиболее значимых публикаций в данной области.
В учебном пособии в доступной форме изложен материал по проблеме образовательного мониторинга. Материал разбит на две части. Первая посвящена теории, вторая - практике мониторинговых исследований. Приложения, содержащие выдержки из публикаций, перечни ссылок, начальные страницы сайтов, нормативные документы и пр. содержатся на прилагаемом компакт-диске в электронном виде. Приложения и Тезаурус в равной мере относятся ко всем главам.
Авторы-составители при разработке пособия использовали хрестоматийный принцип. Среди авторов цитированных работ особенно выделяются Майоров А. Н., Лебедев О. Е., Неупокоева Н. И., Шишов С. Е., Кальней В. А., Матрос Д. Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н., Кукуев А. И., Ушаков К. М., Лазарев B. C., Поташник M. M., Рындак В., Третьяков П. И., Вербицкая Н., Беспалько В., Ясвин В. А., Гузеев В. В., Казаринов А., Аксенов В. Ф., Бочерашвили В. Т. и др. Выдержки из авторских текстов приведены не в прямой последовательности, а скомпонованы в соответствии с учебными целями. Для избежания чрезмерного загромождения учебного текста, ссылки на цитированные работы приведены в конце каждой главы. В тексте сохранены литературные ссылки, приведенные авторами цитированных работ.
В Приложениях учащимся предложен материал о практическом применении приведенных в пособии теоретических разработок, положений, сведений. В них представлены нормативные документы, опубликованные в Интернет и открытой печати, которыми пользуются организации, проводящие мониторинговые исследования в разных регионах России.
Текст пособия содержит Интернет-ссылки на источники, содержащие материалы, касающиеся мониторинговых исследований в России и за рубежом. Курсивом выделены материалы, не являющиеся обязательными для изучения в пределах учебного курса.
Пособие может быть использовано для самостоятельного изучения, а также для обучения слушателей курсов или студентов педагогических специальностей.
Всем читателям будет полезно проверить свои знания с помощью электронного тренажера, включенного в электронную версию пособия.
Материал пособия и приложений содержит много практических советов - педагогам, руководителям образовательных учреждений. Отдельно собрана информация для родителей и учащихся, которая может быть использована учителем при ведении внеурочной работы. Большое количество Интернет-ссылок на российские и зарубежные образовательные сайты позволило сократить объем описательной информации и ограничиться при разборе специальных вопросов обсуждениями и рекомендациями. Приложения, насыщенные такими ссылками, можно рассматривать как своеобразное приглашение в Интернет.
Все эти дополнительные материалы, а также Глоссарий, подборка документов и списки дополнительной литературы помещены на прилагаемом компакт-диске.
Разделы пособия содержат обсуждения действенности тех или иных методов обучения и контроля ЗУН, применимости их в условиях наличия компьютерной поддержки.
Все разделы пособия снабжены вступлениями, формулирующими тему. Иногда это - цитата, заостряющая (одобряющая, высмеивающая) обсуждаемую проблему. Цитаты мы взяли из открытых источников Интернет и из своих старых записей. Они наверняка пригодятся Вам при подготовке к лекциям. Авторы цитат везде указаны, источники цитат - иногда. Это означает, что восстановить источник, где цитата появилась впервые, мы не смогли. За это мы заранее приносим авторам свои извинения и уверения в почтении.
В соответствии с технологией дистанционного обучения, принятой в Дальневосточном государственном университете, пособие содержит компьютерную тестирующую программу, с помощью которой учащиеся смогут подготовиться к сдаче зачета и экзамена. Тестовые задания разбиты на группы, соответствующие материалу Глав пособия. Проверить свои знания учащиеся смогут как в рамках каждой Главы или модуля, так и в целом, после окончания обучения по курсу.
Здесь не рассматриваются специальные вопросы, касающиеся технического обслуживания и правил пользования программными средствами.
Здесь не содержится рекламы технических и инструментальных средств. Эта информация, несомненно, необходимая читателю, представлена в приложениях Интернет-ссылками.
СТУДЕНТУ
Это пособие предназначено для учащихся по Программе "Менеджмент в образовании". Для удобства учащихся содержание курса организовано в виде последовательности равнозначных по насыщенности материалом учебных модулей. Приложения и Тезаурус в равной мере относятся ко всем модулям.
В Приложениях приведен материал для практического применении изложенных теоретических разработок, положений, сведений. Представлены нормативные документы, опубликованные в Интернет и открытой печати. Материалы Приложений не являются обязательными именно в момент обучения, поэтому тестирование знаний их не предусмотрено.
В тексте пособия и Приложениях можно найти информацию о деятельности и принципах функционирования Открытого университета ДВГУ, о новых возможностях, возникающих с появлением открытых форм образования.
В соответствии с технологией дистанционного обучения, принятой в Открытом университете ДВГУ, пособие содержит компьютерную тестирующую программу, с помощью которой учащиеся смогут подготовиться к сдаче зачета и экзамена. Тестовые задания разбиты на группы, соответствующие Главам пособия. Проверить свои знания учащиеся смогут как в рамках каждого модуля, так и в целом, после завершения обучения.
Тестирование знаний производится на компьютере по следующему плану.
* После изучения материала каждой главы учащийся подвергает свои знания тестированию с помощью компьютерного тренажера и после этого проходит промежуточную аттестацию. В ходе тренировки учащийся может увидеть правильные ответы на текущие вопросы теста. По окончанию тренировки учащийся получает перечни вопросов, ответы на которые он не знает.
* При прохождении промежуточной аттестации обучающийся получает оценку "зачет / незачет", которая определяется долей (процентом) правильно выполненных заданий.
* После прохождения всего курса учащийся либо представляет (через руководителя или методиста своего территориального представительства) в учебный отдел Открытого университета ДВГУ файл-отчет итоговой аттестации, либо все файлы-отчеты промежуточной аттестации.
* Оценку по пятибалльной шкале учащемуся выставляет преподаватель на основе анализа файлов-отчетов и практической работы.
Учащиеся программы обязаны выполнить и защитить одну практическую работу. Оценка работы осуществляется комиссией, в соответствии с приказом ректора.
Защита работы может быть заочной, очной либо публичной.
Результаты и текст работы представляются преподавателю в электронном виде (передается на дискете, либо пересылается по электронной почте через свое территориальное представительство).
Учащиеся выбирают тему практической работы самостоятельно, придерживаясь приведенного здесь списка и учитывая актуальность её для образовательного учреждения, территориального управления образованием, Открытого университета ДВГУ.
Практическая работа оформляется в соответствии с принятым в Открытом университете ДВГУ стандартом, аккуратно, в электронном виде, в формате Word. Графики, таблицы, схемы выполняются с использованием инструментария MS Office.

ТРЕБОВАНИЯ
к оформлению практической работы
Работа содержит титульный лист, Оглавление, Введение, три Главы, Заключение, список литературных источников, Приложения.
На титульном листе должны быть указаны следующие сведения:
* Первая строка: Министерство образования и науки РФ
* Вторая строка: Дальневосточный государственный университет
* Третья строка: Открытый университет ДВГУ
* Четвертая строка: Фамилия, имя, отчество автора (полностью)
* Название работы (не более 10 слов)
* Данные о руководителе и соруководителе работы (ФИО полностью, место работы, звание, должность) с помеченными местами для их подписи
* Адрес и наименование образовательного учреждения, на базе которого исполнялась работа, адрес электронной почты (номер телефона) автора
* Последняя строка: год исполнения
Во Введении описываются предпосылки работы, формулируется тема, ставятся задачи. Здесь же делаются предварительные пояснения к тексту работы, если это необходимо.
Первая глава, как правило, посвящается обзору литературы, обсуждению научной и практической ситуации в избранной области.
Вторая глава содержит используемые и выдвигаемые автором теоретические идеи, формулировку технологии работы.
Третья глава - результаты работы. Они оформляются в виде таблиц и графиков со словесным описанием. Часть результатов, для сохранения целостности восприятия текста Главы, можно вынести в Приложение.
Выводы (или Заключение) должны включать 3-4 положения с краткими формулировками того, что автором сделано самостоятельно в процессе работы. Именно эти положения автор будет защищать публично перед комиссией.
Всюду, где в тексте включен материал источников, помещаются соответствующие ссылки - номер источника (согласно списку литературных источников) в квадратных скобках.
Текст работы создается на компьютере с использованием MS Office (или аналога).
Объем работы: около 20-40 страниц печатного текста (Times New Roman, 12). Оформление полей - верхнее и нижнее поля: 2,5 см, левое поле: 3 см, правое поле: 1 см. Межстрочный интервал - 1.
К публичной защите учащийся обязан подготовить компьютерную презентацию работы в формате MS Power Point для демонстрации комиссии.

ПЕРЕЧЕНЬ
рекомендуемых направлений практических работ
Мы предполагаем, что в приведенном ниже списке Вам удастся выбрать направление по душе. Если этого не произошло, предложите свой вариант.
Обращаем внимание, что право названия будущей работы принадлежит Вам.
1. Постройте модель системы внутришкольного мониторинга для своего образовательного учреждения.
2. Постройте модель мониторинга, предметом которого является удовлетворенность родителей Вашего класса (группы) качеством образования, получаемого детьми в Вашем образовательном учреждении.
3. Разработайте раздел проекта программы развития образовательного учреждения на основе проведенного по выбору мониторинга уровня сформированности общеучебных умений и навыков (состояния здоровья обучающихся, уровня воспитанности, уровня творческих достижений и др.). В разделе "Ожидаемые результаты" укажите измерители уровня достижения планируемых результатов.
4. Разработайте модуль в проекте образовательной программы своего образовательного учреждения "Управление реализацией программы через мониторинг".
5. Организуйте мониторинг кадрового (или иного) обеспечения своего образовательного учреждения за последние 5 лет. Опишите технологию его проведения.
6. Самостоятельно определите предмет и объект мониторинга исходя из своего практического опыта и потребности. Проведите соответствующее мониторинговое исследование в своём образовательном учреждении.
Справки и консультации можно получить через местное представительство Открытого университета ДВГУ, либо по электронной почте prog@vido.dvgu.ru
Глава 05. Мониторинг образовательной среды
Основное внимание в данной Главе уделено диагностике результатов школьного образования, мониторингу образовательной среды учебного заведения.
5.01. Мониторинг развития образовательной среды учебного учреждения
Сам по себе мониторинг не является отдельной управленческой функцией. Он выступает, скорее, как составляющая компонента таких управленческих функций, как анализ и контроль, система измерения динамики качественно-количественных изменений объекта. Мониторинг - это "градусник", позволяющий измерить "температуру" - состояние объекта.
Мониторинг в сфере образования можно рассматривать и как часть системы маркетинга (маркетинга образовательных услуг) в образовании (В. А. Ясвин, Экспертиза школьной образовательной среды, 2000 г.). Это связано не только со спецификой его объекта, но и с особенностями самой системы образовательного маркетинга.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ - это особая область социальной сферы, в рамках которой реализуются потребности населения и обществ в образовании посредством предоставления образовательных услуг.
Размеры системы образования могут быть разными: региональная система образования, система муниципального образования, образовательный округ, отдельное образовательное учреждение и т. п.
Мониторинг развития системы образования включает в себя весь комплекс процедур, позволяющий выявить динамику этой системы в исторически определенный временной период. В данном отношении мониторинг хорошо вписывается в алгоритм маркетинга образовательных услуг, является его необходимым условием и его неотъемлемым компонентом. Здесь мониторинг, наряду с прогнозом, служит обеспечению информационной стабильности, предотвращению дефицита информации при выработке рекомендаций и принятии управленческих решений, повышению степени их обоснованности.
В рамках деятельности системы образования осуществляется формирование ориентации субъектов образования на образовательном рынке, определение в ней своей ниши.
Для того чтобы организовать эффективную деятельность по удовлетворению образовательных потребностей населения, необходимо отслеживать динамику качественных и количественных показателей, отражающих как непосредственно образовательные потребности населения, так и рынка образовательных услуг (системы образования), и рынка труда (куда рано или поздно приходит потребитель образовательных услуг).
Образовательная среда - формирующееся понятие. Оно охватывает системы влияний и условий формирования личности, возможности для ее развития, содержащиеся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Чаше всего, когда говорится об образовательной среде, имеется в виду конкретное окружение какого-либо учебного заведения или конкретная семья. Такую среду можно обозначить как локальную образовательную, в отличие от образовательной среды в широком смысле - макросреды, которая теоретически может представлять собой всю Вселенную. Локальная образовательная среда - это функциональное и пространственное объединение субъектов образования, между которыми устанавливаются тесные разноплановые групповые взаимосвязи.
Практическая реализация образовательных проектов локального уровня осуществляется конкретными исполнителями - учителями. Ими организуется педагогическая среда профессионального функционирования, которая может быть обозначена как образовательная микросреда. Локальная образовательная среда по существу состоит из "встроенных" в нее образовательных микросред (см. модель ниже).
Модель, иллюстрирующая встроенность и взаимопроникновение образовательных сред различных уровней


















В качестве структурных единиц образовательной (школьной) среды Г. А. Ковалевым выделяются: физическое окружение, человеческие факторы и программа обучения.
К физическому окружению отнесены: архитектура школьного здания, степень открытости-закрытости конструкций внутришкольного дизайна, размер и пространственная структура классных и других помещений, легкость их пространственной трансформации при возникшей необходимости, возможность и широта пространственных перемещений в них учащихся и т. п.
К человеческим факторам отнесены: степень скученности учащихся и ее влияние на социальное поведение, личностные особенности и успеваемость учащихся, изменение персонального и межличностного пространства в зависимости от условий конкретной школьной организации, распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности учащихся и учителей и т. п.
Наконец, к программе обучения отнесены такие факторы, как структура деятельности учащихся, стиль преподавания и характер контроля, кооперативные или же конкурентные формы обучения, содержание программ обучения (их традиционность, консерватизм или гибкость) и т.п.
Параметры образовательной среды, безусловно, оказываются в определенной степени связанными друг с другом, и в то же время каждый из них может иметь свой низкий или высокий показатель, независимо от уровня показателей других параметров.
Можно, к примеру, выделить такие параметры образовательной среды:
* Широта;
* Интенсивность;
* Осознаваемость;
* Устойчивость;
* Эмоциональность;
* Обобщенность;
* Доминантность;
* Когерентность;
* Активность;
* Мобильность
Так, например, образовательная среда детского экологического лагеря творческого типа мобильности может характеризоваться относительно низким показателем широты и в то же время - высокой интенсивностью; высокой степенью осознаваемости и низкой устойчивостью, высокой эмоциональностью и низкой обобщенностью; высокой доминантностью и низкой когерентностью, низкой активностью и высокой мобильностью.
Данная система параметров экспертизы образовательной среды позволяет производить ее системное описание, предоставляет возможность осуществлять мониторинг развития образовательной среды учебного заведения. Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды на основе представленного комплекса диагностических параметров позволяет более ясно увидеть потенциал ее организационного развития, что очень важно для руководителей учебного заведения.
Наиболее важно использовать методику экспертизы для осуществления мониторинга развития образовательной среды.
Как считали древние китайские мудрецы, бессмысленно постоянно пытаться сравнивать себя с другими. Ведь всегда найдутся те, кто окажется впереди нас, и обязательно найдутся те, кого мы сами сумели опередить. Стоит ли на это ориентироваться? Гораздо важнее "сравнить себя с собой вчерашним".
Ежегодно проводя экспертизу своей образовательной среды (на уровне всей школы или отдельных классов) "внутренними" силами, то есть так называемым методом включенной экспертизы (самоанализа), администрация (или отдельный учитель) может обеспечить четкий контроль за динамикой ее развития, целенаправленно корректировать это развитие путем перераспределения ресурсов, если представляется необходимым увеличить показатель того или иного параметра.
Особый интерес для анализа управленческой ситуации в школе может предоставлять отмечаемая разница экспертных оценок образовательной среды со стороны самого директора, каждого из его заместителей, педагогов, родителей.
Заполнить экспертные таблицы можно предложить также выпускникам школы. При этом ни в коем случае не следует выяснять, кто из них "прав", а кто - нет. Гораздо важнее осмыслить, почему одна и та же ситуация воспринимается по-разному с разных позиций.
Выводы, полученные в результате такого анализа, могут стать важным фактором совершенствования управленской системы учебного заведения. Получив определенную "картинку" образовательной среды, руководитель определяет стратегию ее дальнейшего развития на основе своих представлений о целях образования.
Можно, например, сосредоточить имеющиеся ресурсы на радикальном повышении уровня количественных параметров, имеющих на циклограмме наиболее низкие значения.
Можно стремиться довести до максимальных значений один или несколько параметров, которые представляются наиболее важными в данных конкретных условиях и т.д. При этом не всегда необходимо стремиться достигать теоретически возможного максимума: скажем, резкое повышение уровня интенсивности образовательной среды может оказаться нежелательным из-за слишком больших нагрузок у учащихся, что отрицательно скажется на состоянии их физического и психического здоровья.
В связи с этим становится очевидным ответ еще на один "типичный" директорский вопрос: "Какой уровень показателей следует считать "достаточным" или "хорошим" для того или иного параметра?" В данной логике этот вопрос теряет смысл. Ведь целесообразно оценивать не столько свои "достижения", сколько те нереализованные возможности, которые, таким образом, превращаются в потенциальный ресурс развития образовательной среды. Станем ли мы стремиться использовать данный ресурс уже в этом учебном году или "законсервируем" его, сосредоточив внимание на других сторонах образовательного процесса, зависит только от принятого управленческого решения.
Таким образом, принципиальное значение уже при повторной экспертизе имеет количественный прирост уровня тех параметров, которые были ранее определены как стратегически приоритетные, повышение показателей которых было запланировано.
Стратегия дальнейшего развития образовательной среды на основе результатов экспертизы вырабатывается на основе всей совокупности представлений администрации и педагогов о сущности и смысле образования.
Собственно, изучение философии образования, педагогики, психологии, социологии, физиологии, теории управления и др., как раз в принципе и направлено на научно-методическое обеспечение принятия такого рода решений.
Выбор желаемой модальности образовательной среды - это важнейший стратегический выбор пути развития учебного заведения. Это выбор идеологии образовательного процесса, определяющий "дух" школы, ее цели и ценности, систему взаимодействий между педагогами и учащимися и между самими учащимися, это проектируемый "портрет личности" выпускника и т.д.
Если образовательное учреждение развивается не стихийно, а целенаправленно, то образовательный процесс, так или иначе, строится на основе какой-либо педагогической модели. Сегодня смоделированы образовательные системы наиболее известных педагогов - Коменского, Локка, Руссо, Песталоцци, Макаренко, Корчака, ставшие классическими. (Ясвин В. А., Экспертиза школьной образовательной среды, 2000 г.).
Представление о модальности спроектированных ими образовательных сред позволит педагогу-руководителю более осознанно и целенаправленно принимать стратегические решения, связанные с направлением (модальностью) развития своего учебного заведения.
5.02. Диагностика управляющей системы
Для того чтобы ответить на вопрос: "Почему необходимо полностью менять или частично обновлять управляющую систему школы?", нужно провести ее диагностику вплоть до составления своеобразной дефектной ведомости, где, насколько возможно, полно отразить недостатки (проблемы) управленческих функций, организационной структуры управляющей системы и организационного механизма. В итоге аналитико-диагностической работы можно получить дефектную ведомость управляющей системы школы с тем, чтобы ликвидировать те недостатки результатов, которые были порождены именно дефектами в управлении.
Алгоритм анализа в виде вопросов, на которые должен ответить себе любой управленец, может быть таким:
* Какие образовательные результаты работы школы, которые сейчас имеем, нас не удовлетворяют и мы хотим их изменить?
* Каких результатов мы хотим достичь?
* На основе расхождения желаемых и имеющихся результатов формулируем проблемы результатов.
* Из-за каких недостатков (проблем) учебно-воспитательного процесса возникли проблемы результатов?
* Из-за каких недостатков (проблем) условий (кадровых, научно-методических, материальных, финансовых, мотивационных, нормативно-правовых) возникли проблемы учебно-воспитательного процесса?
* Из-за каких недостатков (проблем) управляющей системы школы возникли проблемы условий и учебно-воспитательного процесса?
Руководитель, создавая (выстраивая, формируя) управляющую систему своей конкретной школы сначала определяет содержание управленческой деятельности в виде полного перечня функций управления, т.е. всего того, что надо делать для развития школы. Напомним, функция представляет одно из опредмеченных управленческих действий, т.е. действие (планирование, организация, руководство и контроль), относящееся к конкретному объекту. Иначе говоря, руководитель сначала выписывает все функции, связанные с планированием:
* планирование обновления учебных программ;
* планирование экспериментов в школе в предстоящем году;
* планирование работы с педагогическими кадрами в интересах развития школы;
* планирование работы с родителями в классах, работающих по новым программам.
Затем составляют весь перечень функций, связанных с остальными управленческими действиями. Разумеется, здесь возможны, а иногда и необходимы, интегративные записи типа: "Планирование, организация, руководство и контроль (чего-то)", хотя не все объекты управления и не всегда нуждаются в одновременном применении всех управленческих действий.
Полнота функций определяется потребностями объекта, другими словами, директор школы должен безупречно знать свою школу как объект развития, безупречно знать, какие новшества подлежат разработке, освоению, обновлению (развитию) в этом году.
Определив таким образом содержание управленческой деятельности, руководитель выстраивает его в определенном порядке, форме, которая называется организационной структурой управляющей системы. Дефекты в объекте развития могут появиться и из-за недостатков оргструктуры управляющей системы.
И, наконец, причиной недостатков управляющей системы школы, приводящих к дефектам условий, процесса, результатов, могут быть дефекты организационного механизма управляющей системы, которые и выясняются в ходе анализа.
Рассмотрим пример, где аналитические рассуждения будут исходить из дефектов объекта (результатов, процесса, условий): ведь если управление некачественно, то в объекте мы всегда будем наблюдать дефекты. Если анализ объекта обнаружил дефекты в Целеполагании, выясняем:
* Какие цели субъекты управления не ставят? (оказывается, не ставят целей развития, когда это необходимо);
* Какие цели поставлены, но не согласованы, дезинтегрированы (по звеньям, по предметам, по ступеням образования)? Именно субъект (личность или орган - кафедра, например) обязан ставить цели и интегрировать их для согласованной, слаженной управленческой деятельности.
Или еще пример. В проблемном анализе установлено, что некоторая функция выполняется плохо. Подумаем, почему это может быть? Либо она никому не предписана (нет субъекта, который должен ее выполнять), а если предписана в обязанностях, причина невыполнения может быть в недостатке прав для ее осуществления или в несовершенстве оргмеханизма.
Управляющая система школы сама может и должна быть объектом проблемного анализа. Она характеризуется содержанием, структурой и способами ее реализации, что в совокупности и отражает процесс управления. По отношению и к этому процессу будет целесообразно поставить знакомый из методики проблемного анализа вопрос: "Из-за каких недостатков условий (кадровых, финансовых, материальных, мотивационных, научно-методических, правовых) возникли недостатки процесса управления?" Тут могут выявиться:
* недостатки организационного обеспечения (в организационной структуре нет индивидуальных или коллективных субъектов, которые бы управляли новыми объектами и т.п.);
* недостатки методического и нормативно-правового обеспечения (неразработанность функций, прав и ответственности субъектов; устава, положений, других документов, регламентирующих деятельность различных органов (структур) школьного управления и т.п.);
* недостатки материального обеспечения управляющей системы (каждому заместителю директора, психологу, социологу, кафедре и др. нужен кабинет, мебель, средства оргтехники, средства связи, компьютер и др.);
* недостатки финансового обеспечения (многие виды управленческой, организаторской работы, ранее не выполнявшейся в школе или выполнявшейся на общественных началах, теперь требуют оплаты, так как отнимают много времени; может не хватать денег для оплаты работы тех или иных должностных лиц или для выполнения тех или иных управленческих действий нужны дополнительные средства, которых нет);
* недостатки мотивационного обеспечения (люди, работающие в тех или иных звеньях управления школой, не заинтересованы в успехе или между ними не сложились доброжелательные отношения и т.п.).
Из всех выявленных недостатков можно построить разветвленное "дерево проблем".
После того как выявлены все эти недостатки, необходимо продумать идеи, с помощью которых проблемы можно было бы решить. Из этой массы идей отбираются те, которые могут дать наиболее быстрый эффект, и делается попытка "вылепить" (выстроить) из них концепцию управляющей системы новой школы. Далее, если нужно, определяется поэтапная стратегия перехода к ней, операционально ставятся цели модернизации организационной структуры и организационного механизма управления, готовится план действий.
Методология и методика проблемного анализа в полном объеме применимы и для выявления дефектов управляющей системы школы. Когда последние выявлены (зафиксированы в дефектной ведомости), то становится ясным, что и как нужно изменять, обновлять, модернизировать, словом, развивать управляющую систему школы так, чтобы она соответствовала программе преобразования объекта (т.е. самой школы).
5.03. Модели оценки работы образовательных учреждений
Поиски и пробы различных моделей оценивания характерны для большинства стран. Практически те же модели были в разное время опробованы в США и Канаде. Дж. Д. Уилмс в работе "Контроль за результатами работы школы. Руководство для преподавателей" дает описание различных моделей оценки работы образовательных учреждений:
Модель контроля соответствия нормам
Посылка, лежащая в основе этой модели, заключается в том, что если школа отвечает установленным стандартам по различным параметрам, то это обязательно влечет за собой соответствующий уровень достижения результатов. "Если выясняется несоответствие школы установленным стандартам, от руководства школы могут потребовать плана усовершенствований, или, в крайнем случае, школа может быть закрыта".
Модель выходного контроля
Эта модель сконцентрирована на результате, в частности - академического обучения. Эта система контроля уделяет незначительное внимание элементам деятельности школы, так как основной целью этой системы является определение конкретных сильных или слабых сторон достигнутых результатов, независимо от характеристики ученика. Такая модель предусматривает частое проведение тестирований и немедленную оценку, чтобы преподаватели могли внести изменения в процесс обучения.
Модель контроля достижений
Эта модель предусматривает показатели не только результатов работы школы, но и вклада школы. Они направлены на сравнение отдельных школ и групп школ по районам, в соответствии с результатами их деятельности. Авторы модели исходят из представления о том, что сравнение отдельных школ стимулирует конкуренцию и заставляет преподавателей обеспечивать более высокий уровень образования. Реализуя эту модель, авторы понимают, что сравнивать результаты работы школ без учета тех условий, в которых они вынуждены работать, некорректно. Поэтому сравниваются между собой только те образовательные учреждения, для которых условия считаются одинаковыми.
Модель с использованием данных о процессе обучения
В предыдущих моделях школа рассматривалась без учета процессов, которые происходят в школе. В начале 80-х годов была разработана модель "пяти факторов" для эффективно работающих школ, которая включала в себя:
* Сильное административное руководство;
* Хороший внутренний климат;
* Ориентацию на базовые академические навыки;
* Ожидание более высоких результатов от учеников со стороны преподавателей;
* Систему контроля за достижениями учащихся.
Несмотря на то, что данная модель отличается значительной обоснованностью и действенностью, доказательство того, что именно эти пять факторов наиболее значимы, отсутствуют. В практике реализуются и другие модели, учитывающие процессы, проходящие в образовательном учреждении. Обычно исследователи проставляют параллельно баллы за результат и за процесс, показывая, что между оценками процесса и результата существует связь.
Модель "от достигнутого"
Построена на изменениях в достижениях учащихся. В основу этой модели положено предположение о том, что изменения в темпах развития ученика может достаточно адекватно характеризовать качество работы образовательного учреждения. Однако реализация этой идеи наталкивалась на технологические трудности создания эквивалентных тестов для разного возрастного периода.
Модель "измерения изменений в достижениях школы
Представляется наиболее качественной на сегодняшний день. Достижения одной и той же школы могут меняться от года к году. Эти изменения могут быть вызваны социально-экономическими факторами, факторами социальной неоднородности, случайными отклонениями. Поэтому для построения модели эффекта школы необходимо учитывать факторы вклада, процесса и результата "по последовательно сменяющим друг друга составам учащихся одного возраста", что может обеспечить максимальную информацию о влиянии школы. Кроме этого, такой подход позволит оценить влияние специфических изменений, которые школа реализовала по собственной инициативе.

Анализ подходов к оцениванию эффективности работы конкретной образовательной системы на Западе привел к выводу об эффективности подхода построения системы мониторинга, которая заключается в обследованиях одного объекта по стабильным показателям в течение нескольких лет и анализе результатов с учетом тех особенностей, в которых вынуждена действовать школа.
5.04. Методики оценка результатов школьного образования
Предлагаемые ниже методики могут использоваться администрацией школы, школьной стратегической группой и другими школьными и межшкольными объединениями педагогов, ставящими перед собой задачи изучения достигаемых образовательных результатов и поиска путей достижения новых образовательных результатов.
Методики, как правило, включают вводную часть, краткую инструкцию для организатора или участника опроса (в тексте выделено курсивом), содержательную часть опроса.
Методика самооценки результатов школьного образования
Предлагаемая методика может быть предложена учителям школы в качестве стартового исследования в процессе разработки программы развития образовательного учреждения, проектирования образовательных программ. Содержание опроса можно использовать для внутреннего мониторинга результатов школьной инновационной деятельности.
Кроме этого, данные, полученные с помощью опроса, могут быть представлены родителям учащихся и социальным партнерам школы как развернутый отчет об образовательных результатах.
Оцените достигнутые результаты в баллах - от 0 (данный результат не достигнут вообще) до 10 (достигнут очень хороший результат). При невозможности ответить на вопрос из-за отсутствия необходимой информации поставить вопросительный знак.
1. Охват обучением в основной школе всех детей школьного возраста.
2. Сохранение контингента учащихся (отсутствие отсева).
3. Созданы:
* санитарно-гигиенические условия, соответствующие установленным нормам, способствующие сохранению здоровья учащихся;
* морально-психологический климат, обеспечивающий комфортные психологические условия для учащихся.
4. Школа обеспечивает необходимую подготовку учащихся:
* для получения профессионального образования;
* для преодоления жизненных трудностей;
* к выбору профессии, основанному на понимании ситуации на рынке труда и оценке своих возможностей;
* к трудовой деятельности, основанной на понимании требований, которые предъявляются человеку в любой сфере трудовой деятельности, и способности выполнять эти требования;
* к деловому сотрудничеству с другими людьми;
* к использованию свободного времени, способствующему развитию личности;
* к сознательному участию в общественно-политической жизни;
* к созданию семьи.
5. Школа формирует у учащихся потребность в самообразовании.
6. Выпускники школы ориентируются:
* в политическом устройстве, региональных и местных органах управления;
* в принятых нормах морали, соблюдают нормы и правила поведения;
* в ценностях мировой и отечественной культуры, в том числе в памятниках и центрах культуры своей среды проживания.
7. Выпускники школы:
* подготовлены к диалогу в незнакомой ситуации;
* способны оценить с эстетической точки зрения произведения искусства (изобразительного, музыкального, монументального, литературного, театрального и т.д.;.
* могут пользоваться современной бытовой техникой;
* стремятся соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила, могут оказать первую медицинскую помощь себе и другим, знают нормы здорового образа жизни;
* могут самостоятельно решать бытовые проблемы, связанные с ведением домашнего хозяйства;
* проявляют интерес к проблемам личностного самоопределения и к определению своего отношения к различным явлениям культуры;
* знакомы с некоторыми книгами по отдельным вопросам гуманитарной культуры (философия, психология, искусство, история и т.д.);
* при оценке различных явлений культуры и общественной жизни могут сформулировать критерии оценки;
* владеют междисциплинарными понятиями (например, система, развитие, проблема, явление и т.п.) и могут использовать эти понятия при решении познавательных проблем;
* могут проанализировать свои способности в разных сферах профессиональной деятельности;
* знакомы с некоторыми научными или научно-популярными работами в той области знаний, которую они выбрали для профессионального образования;
* проявляют интерес к мировоззренческим проблемам (к сопоставлению научных взглядов, творческих позиций);
* могут самостоятельно выполнить небольшое исследование (творческую работу).
Примечание. Укажите 1-2 личностных качества, которые школа наиболее успешно формирует у своих учащихся и которые имеют важное значение для самореализации на этом этапе личностного развития.
Методики анализа уровня воспитанности
Состояние воспитанности учащихся по группам классов (1-5, 6-9, 10-11) можно определить по методике, приведенной в книге "Менеджмент в управлении школой" (М., 1991. С. 79-84). Например:

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
БАЛЛЫ
1
2
3

страница 1
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign