LINEBURG


страница 1
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

1




РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИНСТИТУТА
УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА Г. КАЛУГА)




БОРОВИКОВА Е.В.
Ассистент кафедры «Менеджмент»
Института управления и бизнеса




КАЛУГА - 2004
2

СОДЕРЖАНИЕ



СОДЕРЖАНИЕ..............................................................................................................................2
ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................................................................3
АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА..........5
Краткая характеристика негосударственного образовательного учреждения ....................5
Анализ маркетинговой деятельности Института управления и бизнеса .............................7
Оценка конкурентоспособности на рынке образовательных услуг Калужской области.13
ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ИНСТИТУТА УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА..19
ВЫВОДЫ .....................................................................................................................................28
Приложение 1...............................................................................................................................30
Приложение 2...............................................................................................................................31
Приложение 3...............................................................................................................................33
Приложение 4...............................................................................................................................34
3
ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы исследования. Становление рыночных отношений, развитие
многоукладной экономики на основе многообразия форм собственности и хозяйствования
ведет к формированию потребительского рынка, основанного на свободном выборе парт-
нера по сделке и договорной форме определения цены. В связи с этим для хозяйственных
организаций возникает проблема изучения емкости рынка, спроса на различные товары в
конкретных условиях места и времени, образуются новые кооперационные связи «произ-
водитель-потребитель». Это влечет за собой изменение функций, методов, стиля работни-
ков аппарата управления, образование отделов сбыта и маркетинга в организациях и объ-
единениях.
В России маркетинг как метод управления деятельностью предприятий и метод
исследования рынка появился сравнительно недавно, однако быстро завоевывает проч-
ные позиции.
В периоды стабилизации или роста экономики предприятия вынуждены ориенти-
роваться на требования рынка, изучать закономерности и тенденции покупательского
спроса, учитывать интересы потребителей, осваивать методы конкурентной борьбы,
применять маркетинговые инструменты стимулирования сбыта и продажи товаров, то
есть опираться в своей коммерческой деятельности на стратегию маркетинга. Но и в цик-
ле кризисных явлений, периодически поражающих еще неокрепшую экономику России,
сужающих емкость рынка и обостряющих конкуренцию, предприятия вынуждены обра-
щаться к маркетингу в поисках оптимальных решений в сложной рыночной ситуации.
К сожалению, в нашей стране все еще распространена маркетинговая неграмот-
ность, когда руководство предприятий, или по своей необразованности и незнанию основ
маркетинговой науки, или по ориентации на сиюминутные выгоды, не понимают конку-
рентных преимуществ, как самого предприятия, так и его продукции, которые им может
обеспечить маркетинг, и не внедряют его в свою практику.
Для любого субъекта рыночных отношений характерно осуществление его деятельности на
конкретном рынке. Особенностью деятельности высшего учебного заведения как субъекта ры-
ночных отношений является то, что вузу приходится работать одновременно на двух рынках: рын-
ке образовательных услуг и рынке труда.
Образовательные услуги обеспечивают: реализацию потребности человека в получении оп-
ределенного вида знаний, умений, навыков; в приобретении определенной профессии или получе-
нии образования: удовлетворение спроса на специалистов на рынке труда.
4
Рынок образовательных услуг складывается из множества образовательных учреждений и
потребителей образовательных услуг - абитуриентов (потенциальных потребителей образова-
тельной услуги) и студентов, уже вовлеченных в процесс потребления этого вида услуг.
Вуз является производителем образовательных услуг в виде образовательных программ,
которые он предлагает на рынке. Результатом потребления образовательных программ является
выпуск учебным заведением «готового продукта» - специалиста с определенным набором знаний,
качеством подготовки, умений и навыков.
Выпускник вуза вступает в рыночные отношения на другом рынке - рынке труда. Оттого, ка-
кую специальность он получил, и какого качества оказались полученные им знания и приобре-
тенные навыки, зависит, насколько востребованным он окажется на рынке труда. Степень вос-
требованности специалиста и качество полученных им знаний в свою очередь влияют на форми-
рование имиджа учебною заведения, что в значительной мере определяет предпочтения бу-
дущих абитуриентов при выборе ими учебного заведения. Следовательно, вуз напрямую за-
интересован в том, чтобы его образовательные программы и качество подготовки в максималь-
ной степени соответствовали требованиям рынка труда.
Все сказанное выше определяет актуальность выбранной темы.
Цель и задачи исследования. Цель данной работы заключается в разработке стра-
тегии развития негосударственного образовательного учреждения Среднерусский Уни-
верситет (Институт управления и бизнеса).
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие за-
дачи:
- дать краткую характеристику негосударственного образовательного уч-
реждения Среднерусский Университет (Институт управления и бизнеса),
проанализировать его маркетинговую деятельность;
- оценить конкурентоспособность Среднерусского Университета (Институ-
та управления и бизнеса) на рынке образовательных услуг Калужской об-
ласти.
- выбрать и обосновать стратегию развития Среднерусского Университета
(Института управления и бизнеса).
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются образова-
тельные услуги Среднерусского Университета (Института управления и бизнеса). Пред-
метом исследования является стратегия развития Среднерусского Университета (Инсти-
тута управления и бизнеса).
5

АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА


Краткая характеристика негосударственного образовательного учреждения


Деятельность негосударственного образовательного учреждения «Среднерусский
университет (Институт управления и бизнеса)», (далее – Институт управления и бизне-
са, Институт) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федера-
ции, Уставом и письменным договором между Учредителями, в соответствии с Законами
РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании».
Главными задачами (основной деятельностью) Института являются:
• удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и
нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского
профессионального образования в избранной области профессиональной дея-
тельности;
• удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных
специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах выс-
шей квалификации;
• организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследо-
ваний, в том числе по проблемам образования;
• подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руко-
водящих работников;
• накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и на-
учных ценностей общества;
• распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и
культурного уровня;
• удовлетворение потребности специалистов организаций, предприятий и
граждан в повышении квалификации и переподготовки по программам до-
полнительного образования;
• удовлетворение потребностей бизнеса в области профессиональной подготов-
ки управленческих кадров;
• подготовка и повышение квалификации кадров государственных и муници-
пальных органов власти и управления;
6
• разработка программ и учебно-методической литературы по экономическим,
юридическим и управленческим дисциплинам;
• распространение и популяризация образцов управленческой и предпринима-
тельской культуры, служебных взаимоотношений, основанных на уважении
личности, демократических формах организации общественной жизни;
• подготовка и издание учебников, учебных и методических пособий, научных
трудов, разработок, популярных книг, брошюр, другой литературы, бюлле-
теней, газет и журналов, и их реализация;
• проведение научно-практических конференций, конкурсов на лучшие ра-
боты по рыночной экономике, социально-управленческой проблематике, и т.п.
Учредителем Института является ООО «Среднерусский университет». Институт яв-
ляется некоммерческой организацией, в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Целью образовательного процесса, реализуемого в Институте, является: реализация
программ высшего, среднего специального и послевузовского профессионального
образования; повышение квалификации, переподготовка и подготовка граждан России и
иностранных государств по специальностям Института.
Институт управления и бизнеса осуществляет подготовку кадров на договорной
основе. Учебный процесс ведется по гибкой многоступенчатой системе высшего обра-
зования, предусматривающей пятилетнее обучение по программе подготовки бакалавра с
возможностью продолжения обучения по одногодичной программе подготовки спе-
циалиста, а также шестилетнее обучение по программе подготовки специалиста.
В Институте управления и бизнеса имеются следующие факультеты, обучение на
которых проводится по очно-заочной форме:
Экономический факультет осуществляет подготовку по следующим направлениям
и специальностям: 521600 «Экономика», 060400 «Финансы и кредит», 060500 «Бухгал-
терский учет, анализ и аудит», 060800 «Экономика и управление на предприятии».
Факультет менеджмента и социальных технологий осуществляет подготовку
по следующим направлениям и специальностям: 521500 «Менеджмент», 061100
«Менеджмент организации».
Срок обучения 6 лет, для лиц, имеющих среднее и высшее профессиональное об-
разование, срок обучения по сокращенным программам - 3,5 года.
Обучение по очной форме проводиться по специальностям 061100 «Менеджмент
организации» и 060400 «Финансы и кредит».
Институт имеет следующие филиалы: Тульский филиал Института управления и
бизнеса; Кировский филиал Института управления и бизнеса.
7
Институт имеет следующие представительства: Брянское представительство; Серпу-
ховское представительство; Ефремовское представительство; Алексинское; Донское пред-
ставительство; Узловое представительство; Суворовское; Щекинское представительство;
Новомосковское представительство; Кимовское представительство; Плавское предста-
вительство; Людиновское; Кондровское представительство; Сосенское представительство;
Сухиническое представительство; Белевское представительство Института управления
и бизнеса.
В Институте установлены следующие основные виды учебных занятий: лекция,
консультация, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, деловые игры, тренинги,
контрольная работа, коллоквиум, самостоятельная работ, практика, курсовое проектирование
(курсовая работа), дипломное проектирование (дипломная работа). Институт может
проводить и другие виды учебных работ.


Анализ маркетинговой деятельности Института управления и бизнеса


Без осуществления маркетинга образовательных услуг - особой комплексной
функции негосударственных образовательных учреждений, направленной на выяв-
ление и удовлетворение потребностей потребителей их услуг невозможно достичь их
самоокупаемости. На основе маркетинга осуществляется интеграция внутренних
функциональных структур негосударственных образовательных учреждений для
принятия эффективных рыночно ориентированных решений. Эта цель дифференци-
руется по комплексу долгосрочных и краткосрочных целей – критериев образова-
тельной деятельности негосударственных образовательных учреждений (Приложе-
ние 1).
Общей целью маркетинга Института управления и бизнеса является обеспечение
удовлетворения спроса на образовательные услуги, предъявляемого на рынке, и за счет
этого получение максимально возможной прибыли. К глобальным целям маркетинга Ин-
ститута относятся следующие:
• сделать рынок образовательных услуг упорядоченным (подчиняющимся оп-
ределенным правилам), «прозрачным» (позволяющим оценивать его состоя-
ние, параметры и тенденции развития) и предсказуемым (обеспечивающим
возможность прогнозировать его изменения);
• ограничить стихийность рынка путем регулирования некоторых рыночных
процессов;
8
• сделать конкуренцию упорядоченной, подчиняющейся определенным огра-
ничениям;
• обеспечить своевременное обновление ассортимента выводимых на рынок
образовательных услуг с тем, чтобы завоевать и удержать конкурентное
преимущество и удовлетворять меняющиеся потребности;
• подчинить процесс оказания образовательных услуг требованиям рынка
труда, то есть интересам потребителя;
• разработать и внедрить в рыночную деятельность принципы научно обосно-
ванной технологии продвижения и распределения образовательных услуг;
• обеспечить высокую эффективность рекламной и другой маркетинговой
деятельности по влиянию на рынок и формированию привлекательного об-
раза услуги в представлении потенциальных и фактических потребителей.
Глобальные цели формируют конкретные задачи. К ним относятся:
• увеличение доли рынка;
• увеличение объемов оказания услуг;
• увеличение прибыли.
Для достижения поставленных целей и разработки стратегии поведения Института
проведем анализ следующих элементов:
• Анализ конъюнктуры рынка.
- Конъюнктурные оценки рыночной ситуации.
Проведем анализ ситуации, которая сложилась на рынке образовательных услуг за
последние три года в г. Калуга.
Таблица 1
Динамика выручки, контингента студентов и цен на образовательные услуги (г.
Калуга)
Период Контин- Сред. Выручка, цепные темпы роста
гент сту- цена тыс. руб. Контин- Цены Выручки
дентов, обуче- гента обуче-
чел. ния за студен- ния
год, тыс. тов
руб.
2001 650 9,07 5895,5 - - -
2002 975 11,18 10900,5 150,0% 123,3% 184,9%
2003 1320 12,79 16882,8 135,4% 114,4% 154,9%


На всем промежутке исследуемого периода контингент студентов и выручка имели
устойчивую тенденцию к росту с достаточно высокими темпами прироста. Поэтому об-
9
становка за исследуемый период складывается довольно положительно для Института –
увеличивается контингент студентов при повышении уровня цен на образовательные ус-
луги. Поэтому с некоторой долей уверенности можно говорить об увеличении континген-
та студентов будущем периоде. Однако, в современных условиях высокой неопределенно-
сти экономики и перестройки системы образования, а так же равновероятных значениях
спроса на различные специальности, прогноз спроса является сложной задачей и может
служить темой для отдельного исследования.
- Определение эластичности спроса.
Коэффициент эластичности показывает процентное изменение результирующего
признака при изменении на один процент факторного признака.
Первый способ вычисления (коэффициент дуговой эластичности):

Yn ? Yn ?1 Y
Э= :
xn ? xn ?1 x , где (1)

Yn – спрос в характеризуемой n-й группе;
Yn-1 –спрос в предшествующей группе;
Y – средний уровень спроса.
xn, xn-1,?x –факторные признаки в n-й группе, предшествующей группе и в среднем
по всем группам.
Второй способ вычисления (коэффициент точечной эластичности):

y ?y y n ?1
Э= n ?1
n
:
x ?x xn ?1 (2)
n ?1
n

Общий по всем группам коэффициент эластичности равен средней арифметической
величине из групповых коэффициентов. В качестве весов могут быть использованы часто-
ты по каждой группе:

?ЭW i i
Э=
?W , где (3)
i

i = [1..m];
Эi – групповой коэффициент эластичности;
Wi – вес каждой i-й группы;
m – число групп (без первой).
Таблица 2
10
Динамика цены на образовательные услуги и контингента студентов
Периоды Контин- Сред. цена Эi1 Эi2
прирост
гент сту- обучения за Контин- Цены обу-
дентов, год, тыс. гента сту- чения
руб.
чел. дентов
1 650 9,07 - - - -
2 975 11,18 325 2,11 1,38969874 0,072467532
3 1320 12,79 345 1,61 0,92934492 0,253433208
0,84261766 0,08147519
Э сред.
Средний коэффициент эластичности равен 0,84 (см. табл. 2), значит, в среднем
спрос на предоставляемые Институтом образовательные услуги неэластичен.
• Оценка конкурентного статуса и доли Института на рынке
- Анализ перемещения предпочтений потребителей услуг между конкурентами
Потребители услуг делятся на 4 группы по степени приверженности к организации,
оказывающей услугу (на рынке имеется 3 аналогичных организации по оказанию услуги
А, В, С):
1. Безоговорочные приверженцы - это потребители, которые все время покупают
услугу у одной и той же организации. Их схема поведения: А, А, А, А.
2. Терпимые приверженцы - это потребители, которые привержены 2-3 производи-
телям услуг. Схема покупательского поведения: А, В, А, В, т.е. представляет потребителя
с приверженностью поделенной между организациями А и В.
3. Непостоянные приверженцы - это потребители, переносящие свои предпочтения
с одной организации на другую. Схема покупательского поведения: А, А, В, В т.е. покупа-
тель смещает свои предпочтения с А в пользу В.
4. «Странники» — это потребители, не проявляющие приверженности ни к одной
из организаций. Схема покупательского поведения: А, С, В, А, В т.е. покупатель покупает
услугу у любой из доступных в данный момент организаций.
Основными конкурентами Института Управления и бизнеса на рынке образова-
тельных услуг г. Калуга являются Калужский государственный педагогический универси-
тет им. Циолковского и Калужский филиал московского государственного технического
университета им. Баумана.
Для определения предпочтений Институтом управления и бизнеса были проведены
специальные обследования школьников 10 – 11 классов. В результате было установлено,
что Институту управления и бизнеса (А) отдали предпочтения 1665 школьников (33,3 %),
КГПУ (В) – 2000 (40 %) и КФ МГТУ (С) – 1335 человек (26,7 %).
Через месяц опрос повторили, и сложилась следующая картина: из 1665 потенци-
альных студентов ИНУПБ при новом опросе 200 отдали предпочтение КГПУ и 300 — КФ
11
МГТУ. В то же время из 2000 потенциальных студентов КГПУ 300 отдали предпочтение
ИНУПБ, а еще 250 — КФ МГТУ. Наконец, из 1335 школьников, собиравшихся учиться в
КФ МГТУ, 150 школьников при новом опросе предпочли ИНУПБ и 250 — КГПУ.
Таким образом, на основании второго опроса было установлено, что ИНУПБ (А)
отдали предпочтение 31,7 % опрошенных, КГПУ (В) – 31,7 % и КФ МГТУ (С) — 36,6%.
На основании полученных данных проведем расчеты, позволяющие определить
динамику приверженности потенциальных студентов, а также рассчитать долю рынка ка-
ждого из образовательных учреждений.
Расчеты производятся с использованием метода цепей Маркова.
Сначала на основании опросов составляются матрицы распределения потенциаль-
ных покупателей услуг по месяцам, в том числе – в долях (Приложение 2).

На основании полученных данных построим графики, характеризующие динамику
изменения предпочтений респондентов.



250%

200%
ИНУПБ
150%
КГПУ
100% КФ МГТУ
50%

0%
1 2 3 4 5 6 7




Рис.1. Доля приверженных респондентов
80%

70%

60%
ИНУПБ
50%

КГПУ
40%

КФ МГТУ
30%

20%

10%

0%

страница 1
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign