LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Очень хорошо, что хотя бы кто-то из родителей сумел удержать и уберечь от дальнейших
опасностей своих детей.


Положительный опыт подростков - экономических
неформалов
Развитие рыночных отношений в экономике современной России способствует появ-
лению новых социальных норм и ценностей, статусов и ролей, видов деятельности и рабо-
чих мест, которые человек может не только занять, но и создать самостоятельно. Изме-
няются требования к людям, становятся социально востребованными такие человеческие
качества, как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, организаторские
способности. Люди по-разному относятся к этим новым условиям и видам деятельности, в
том числе к бизнесу и коммерции, видят и ценят в них разное. Жизненные установки юных
определяют разное отношение к тому положительному, что может дать занятие бизнесом.

Таблица 5
"Что хорошего дают занятия бизнесом, коммерцией?"
Распределение ответов в зависимости от отношения к богатству,%
Что хорошего дают Хочу стать богатым, Хотел бы стать богатым Отношусь безразлично,
занятия бизнесом (можно даже с риском только законным путем богатство не главное
было дать несколько уголовного наказания в жизни
ответов)
Юноши, % по столбцам

Деньги 93,9 86,4 79,8
Жизненный опыт 50,0 47,9 52,1
Деловые связи, друзей 50,0 48,9 42,6
Уверенность в себе 43,9 40,6 48,9
Организаторские 42,7 41,1 48,9
способности
Умение конкурировать 36,6 45,7 45,7
Помощь семье 30,5 41,8 42,6
Проф. ориентацию 15,9 16,5 19,1
Ничего хорошего 3,7 3,6 5,3
не дают
Девушки, % по столбцам
Деньги 75,7 83,8 70,6
Жизненный опыт 51,4 51,6 47,5
Деловые связи, друзей 64,9 46,5 36,7
Уверенность в себе 62,2 47,7 57,6
Организаторские 54,1 44,6 39,5
способности
Умение конкурировать 56,8 46,3 38,4
Помощь семье 29,7 43,2 42,4
Проф. ориентацию 18,9 15,5 13,6
Ничего хорошего 8,1 2,0 4,5
не дают

75
Рассмотрим это сквозь ту же социально-психологическую призму — через отношение
подростков к богатству (табл. 5).
Все три группы юношей и девушек, но в разной мере (от 70 до 94%) считают, что глав-
ный положительный результат участия в бизнесе - деньги. Это понятно и естественно:
деньги - сущностное ядро бизнеса, коммерции. Многое хорошее, что дает бизнес, одина-
ково оценивают подростки, относящиеся к группам с разными ценностными ориентациями:
они почти одинаково высоко оценивают значимость приобретения жизненного опыта (50%),
уверенности в себе (50-60%), развития организаторских способностей (40-50%). Однако,
хотя и дружно, но весьма сдержанно они проголосовали за получение опыта профессио-
нальной ориентации (15-20%).
То, что бизнес-деятельность дает возможность приобрести деловые связи с нужными
людьми, завязать полезные знакомства, а то и дружбу с партнерами, понимают все, но осо-
бенно высоко оценили значимость этого те подростки, для которых богатство является
суперценностью. Они знают, как трудно, а то и невозможно действовать в одиночку, что
новичкам, не имеющим покровителей и компаньонов, удержаться в бизнесе, дающем боль-
шие деньги, сложно.
Стоит обратить внимание на совершенно разное отношение к такому важному делу, как
помощь семье. Около 42-43% подростков, принадлежащих к группам законопослушных и
безразлично относящихся к богатству, уверены, что бизнес приносит пользу семье. Видимо,
свои заработки они в основном отдавали родителям. А у жаждущих богатства любой ценой
помощь семье оказалась не только на предпоследнем месте, но получила самый низкий
процент голосов (около 30%). Здесь может быть несколько причин: 1) сами подростки не
стремятся к участию в формировании денежного бюджета семьи, 2) семья не нуждается
в дополнительных деньгах, 3) родители не в состоянии потребовать от детей денежного
взноса.
Какие же выводы можно сделать по результатам исследования? В обществе с рыночной
экономикой формируются противоположные тенденции социализации молодежи. Первая
несет в себе позитивные жизненные ориентации - стремление продуктивно и честно тру-
диться, возможность проявить свою социальную сущность, сформировать социальные каче-
ства, необходимые для освоения новых предлагаемых обществом правил поведения, развить
интерес к знаниям, осмыслить ценность бескорыстного отношения к людям и делу
и т.п. Однако проявляется и другая тенденция, связанная с наживой, потребительством,
обманом, когда для достижения целей используются любые средства, как теперь говорят,
"грязные технологии". Неформальная экономика (такой титан!) с жесткими, а нередко
жестокими правилами игры не щадит ни взрослых, ни подростков. Если не хочешь про-
играть в бизнесе, то примешь правила, даже когда они противоречат всему доброму, чему
тебя десять лет учили в школе и что ты сам пытался в себе утвердить. Нередко результаты
предпринимательской инициативы противоречат учебе в школе, а отношение к бизнесу
и его сердцевине - богатству - может противостоять правовым и моральным нормам.
Межролевой конфликт, по нашим представлениям, должен разрешаться в пользу роли
школьника, а не бизнесмена.
Не хотелось бы в заключении оставлять впечатление, будто мы представляем подрост-
ков в виде жертв суровых обстоятельств рыночной неформальной экономики. Следует
подчеркнуть: объект нашего исследования - вполне сознательный субъект общественной
жизни, имеющий собственные взгляды, намерения, интересы, проявляющий социально-
экономическую активность. Учитывая возраст и социальную незрелость школьников-под-
ростков, мы предъявляли больше требований к обществу, чем к ним. Исследование в таком
ключе мы намерены продолжить.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Корчак Я. Маленький бизнесмен. М.: Художественная литература, 1992.
2. Борисова Л.Г. Метод включения в исследование // Игровое моделирование. Новосибирск: Наука, 1987.
3. Куда идет Россия? М.: Логос, 1997. С. 129.
4. Там же. С. 127.
5. Там же. С. 423.



76

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign