LINEBURG


страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

© 2001 г.
Л.Г. БОРИСОВА

ПОДРОСТОК В БИЗНЕСЕ:
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИЛИ ДЕВИАЦИЯ?


БОРИСОВА Людмила Глебовна — доктор социологических наук, профессор Новосибир-
ского государственного педагогического университета.


Деньги нужны детям не меньше, чем взрослым.
Недостаточно есть, спать и учиться. В жизни много такого,
без чего трудно обойтись. Хотя бы комнатные цветы...
Януш КОРЧАК. Маленький бизнесмен. Повесть.


Вот уж действительно, без чего мальчику-подростку трудно обойтись, так это без
комнатных цветов... Ну, просто нет жизни... Эта тонкая ирония взрослого человека с осо-
бой глубиной подчеркивает уважение к детским потребностям. Выдающийся педагог 20-го
столетия Януш Корчак понимал, что нельзя удовлетворить потребность в деньгах за чужой
счет, даже за счет добрых родителей. Он хотел научить детей самостоятельно зарабатывать
деньги - честно и с умом. "Маленький бизнесмен" - это повесть о мальчике, открывшем
в своем классе кооператив. Мальчик, правда, американский: может быть, автор полагал,
что для польских подростков опыт американского ровесника будет более убедительным.
Через сомнения и размышления юного предпринимателя Джека Фултона, его личное упор-
ство, сотрудничество с товарищами по классу, взаимодействие со взрослыми становятся
доступными детскому пониманию сложные экономические категории - учет, кредит, на-
логи, банк, банкротство, страховка, оптовые закупки, скидки, прибыль, взаимопомощь,
ответственность... Написанная в 1924 г., повесть "Маленький бизнесмен" переведена на
русский язык лишь в 1992 году [1]. Видимо, настало время побеспокоиться о денежных
потребностях наших детей, о том, как помочь юным бизнесменам освоить честные правила
организации собственного дела.
Первые шаги в новом экономическом пространстве, которые делает Россия, делают и
подростки, в том числе учащиеся общеобразовательной школы. Если школьники само-
стоятельно и добровольно идут в бизнес, значит их что-то привлекает. Что именно? Что
хорошего дают им занятия бизнесом? Кто проявляет экономическую инициативу - самые
бедные или достаточно обеспеченные? Насколько полезны и перспективны первые шаги
в инициативной, неформальной, теневой экономике? Цель предлагаемой работы - про-
анализировать плюсы и минусы включения подростков в новые экономические отношения,
изучить двойственное влияние бизнеса на их сознание и поведение - социализирующее и
криминализирующее. В основе статьи - эмпирический материал опроса 1600 выпускников
средних школ Томска, Барнаула, Новосибирска (и его "спутников" - Бердска, Академ-
городка, Краснообска), который проведен в 1999 г.
Социальная группа учащихся как экономический субъект изучена еще недостаточно.
Известны исследования, в которых чаще всего судят о молодежи с позиций морали. Автор
же пытается предъявить критерий более жесткий - осуществить "проверку" на законо-
послушность, на уважительное отношение к правовым нормам. Правда, делать это при-
ходится не совсем корректно, ибо российский "уличный" бизнес - основное трудовое
пространство подростков - такой социальный институт, где правовые основания рабо-
тают сегодня весьма своеобразно. Неформальное предпринимательство, в котором участ-
вуют наши юные респонденты, - занятие небезопасное [3]. Анализ трудностей, характера

Работа выполнена в рамках Исследовательского проекта "Учащаяся молодежь в экономическом про-
странстве: установки, поведение, отношение к богатству" при поддержке Российского гуманитарного науч-
ного фонда РГНФ - 99-03-19577а.
возникающих конфликтов, ценностных доминант позволит оценить двойственность резуль-
тата: с одной стороны, социализирующее влияние неформальной экономики, с другой, —
преднамеренная или вынужденная девиантность поведения подрастающего поколения,
волею судеб оказавшегося в новых социально-экономических условиях.

Работа и бизнес в сознании подростков1
Экономические представления о бизнесе (и работе) — один из элементов экономической
структуры и конкретного поведения, и потому важно знать, какой смысл в это слово
вкладывают респонденты. Оказалось, что в сознании многих из них работа и бизнес - не
одно и то же. Не все учащиеся, которые занимались бизнесом, сказали, что они работали.
Выходит так, что можно заниматься бизнесом, но не считать это работой, даже если
получаешь неплохие деньги. Возможно, из-за того, что термин "бизнес" вошел в широкий
оборот в период нестабильности, роста преступности, грязного "добывания" и "отмывания"
денег, его содержание оказалось связанным с определенной долей криминала. Для выяв-
ления различий между понятиями "работа" и "бизнес" в сознании современных подростков
был проведен дополнительный сбор информации методом "включения в исследование".
Этот качественный метод, разработанный нами, позволил получить глубинный срез пред-
ставлений о "работе" и "бизнесе" и трактовку этих понятий (стилистику высказываний
старшеклассников мы старательно сохраняем) [2].
1. В большинстве случаев школьники разводят понятия "работа" и "бизнес", вкладывая
в них различное содержание, гораздо реже представляют бизнес как разновидность работы:
"Мне кажется, что работа и бизнес это две похожие, но различные вещи. Бизнес — это
дело, которое заинтересовало тебя, ты сам создал его, а работа-это место, пред-
приятие, где ты не всегда работаешь с интересом и отдачей своему делу".
"В моем понимании слово бизнес означает род коммерческой деятельности, прино-
сящей доход. Я разделяю два таких понятия, как работа и бизнес, т.к. работа - это
учитель, повар, плотник, шофер и др., а бизнес-это бизнесмен".
2. Подавляющая часть школьпиков связывает представления о бизнесе с процессами
уличной торговли, перепродажи, с деятельностью, не требующей специального образо-
вания, подготовки или умений:
"Сейчас существует масса компаний, которые привлекают к торговле людей, не
имеющих специального образования, в том числе и молодежь (учеников, студентов).
Бизнесом можно заниматься, не имея специального образования, это можно даже школь-
никам".
"Бизнес, для нас и наших сверстников, - это торговать в ларьке".
"Я не против бизнеса. Например, мой друг летом покупал мотоцикл, а потом, когда на
нем немного покатался, продал его на 900 рублей дороже".
"Бизнес связан непосредственно с торговлей".
3. Редко взгляды школьников на "бизнес" носят масштабный характер. Для очень
небольшой группы подростков бизнес связан с крупными предприятиями, деятельностью,
имеющей уровень макроэкономических процессов; лишь некоторые определяют "бизнес"
глобально:
"Для меня бизнес означает прибыльное зарабатывание денег, как правило, в сфере
большой экономики".
"Бизнес - {для меня) работа в коммерческой деятельности, когда человек стоит
во главе фирмы или является совладельцем фирмы".
"Бизнес - это крупная коммерческая деятельность, в которой вы большой пред-
приниматель и решаете все проблемы, касающиеся вашего бизнеса".
4. Бизнес - это получение дохода, денежного благополучия, материальной незави-
симости:
"Если правильно делать бизнес, правильно его поставить, то он будет приносить
довольно неплохой доход, а деньги нужны".


1
Этот раздел написан совместно со студенткой НГУ Валерией Буслаевой.
69
«Для меня слово "бизнес" означает хорошую прибыль, связи в "высшем" обществе и
постоянные проблемы».
"Сейчас мне и моим друзьям нужны деньги, например, для развлечений или других
необходимых молодежи нашего возраста требований. И именно поэтому мне бы хотелось
заняться бизнесом, который уже заинтересовал меня".
5. Бизнес, в отличие от работы, - это возможность проявления инициативы и само-
стоятельности, это работа на себя, без вмешательства государства, сфера формирования
экономической свободы:
«Для меня слово "бизнес" означает занятие каким-то коммерческим занятием, за-
работок денег не в зависимости от государства».
"Бизнесом человек занимается сам, определяя сам, чем ему заняться. А работу чело-
веку дают".
"Занимаясь бизнесом, у тебя есть возможность почувствовать себя самостоятельным
человеком, который занимается серьезным делом".
"Работа -это, когда работаешь на кого-нибудь. Бизнес - работаешь сам на себя".
6. Бизнес - это наличие риска, опасности, криминальных связей:
"Сейчас преуспевающий бизнесмен рискует своей жизнью намного больше, чем какой-
нибудь агроном или строитель. Бизнес для меня - это жизнь, может быть и в удо-
вольствие, но в то же время с большой долей риска".
"Мне кажется, бизнес - это такое дело, в котором участвуют наиболее рискованные и
предприимчивые люди",
"Люди, занимающиеся бизнесом, твердо стоят в жизни, имеют постоянный доход, но
они рискуют больше других быть ограбленными или убитыми, т.к. бизнесмены часто
замешаны в грязных делишках".
"Бизнес — это такое дело, которое приносит прибыль и этим заниматься рискованно,
потому что всегда есть конкуренты или иные соперники по твоему делу".
Качественный анализ показал, что бизнес для многих подростков актуален. Они "улавли-
вают" его основные черты, связывая не только с самостоятельностью и инициативой, но и с
определенной долей риска. Тревожит то, что большая доля школьников имеет весьма
примитивные представления о бизнесе: он сводится к разным видам торговли - уличной,
торговлей в ларьках и т.п. Это свидетельствует о необходимости скорейшего вмешатель-
ства системы образования, других социализирующих институтов в процесс формирования
молодых людей как полноценных, грамотных, честных, успешных и правопослушных
бизнесменов.

Бизнес-инициатива подростков - индикатор
модернизации российского общества
Определенная часть выпускников школ в меру своего понимания включается в реальную
деятельность, которую они называют бизнесом, а многие намереваются это сделать в ско-
ром будущем (табл. 1). Данные о включенности старшеклассников в различного рода эко-
номическую самодеятельность оказались, на первый взгляд, парадоксальными. Рыночная

Таблица 1
Распределение ответов юношей и девушек (выпускников школ) на вопрос:
"Занимался ли ты бизнесом, коммерческой деятельностью?" (% к числу опрошенных)
Отношение к занятию Юноши Девушки
бизнесом
1995 1997 1999 1995 1997 1999

Да, и хочу продолжать 35,2 32,9 18,1 20,2 14,8 4,3

Да, но больше не хочу 10,0 9,5 4,5 10,0 10,1 2,6
Нет, но хочу заняться 14,2 28,6 50,8 20,7 36,6 58,3
Нет, и не хочу 40,6 28,9 26,3 49,1 38,5 33,6

70
экономика набирает обороты, а реальная бизнесактивность подростков снижается - среди
мальчиков почти в два раза, среди девочек - почти в четыре: в 1995 г. 45,2% мальчиков и
22% девочек сказали: "Да" о своих занятиях бизнесом, в 1999 г. таких было соответствен-
но - 22,6 и 6,9%. Однако заметно увеличилась доля тех, кто сказал: "Нет, но хочу заняться".
Число желающих включиться в коммерческую деятельность возросло за то же время в три
с лишним раза: среди мальчиков с 14% до 51%, среди девочек с 21% до 58%. Эта тенденция
определяется примерно такими рассуждениями выпускников: сейчас, мол, надо нормально
окончить школу и поступить в вуз, а потом можно подрабатывать и заниматься бизнесом.
В экономике есть понятие "отложенный спрос". Про желание многих выпускников
начать свою экономическую деятельность не сейчас, а потом, можно сказать, что это
"отложенная занятость". Армию юных бизнесменов, других организованных или самодея-
тельных работников — учащуюся молодежь с отложенной занятостью — составили более
половины юношей и девушек, получающих свидетельство о среднем образовании, а вместе с
сегодняшними бизнес-активистами их около 75%.


Кто включается в бизнес - дети из бедных
или богатых семей?
Обывательскую логику поведения - зарабатывать надо, прежде всего, тем, кому денег
недостает, в очередной раз посрамляет логика нового образа жизни: богатые хотят и,
скорее всего, будут жить богаче - их дети в первых рядах бизнесменов: бедные же не
спешат в эти ряды. Так, 22% подростков с высоким уровнем материального положения
сказали, что они занимались бизнесом, и только 12% их сверстников из бедных семей
попробовали включиться в коммерческую деятельность. При этом полностью отрицают для
себя возможность вступить на этот путь (сказали: "Нет, и не хочу") только 23% подростков
из обеспеченных семей, а из бедных гораздо больше - 34%.
Под влиянием полученных эмпирических данных напрашивается гипотеза о разви-
вающейся в России имущественной преемственности - доля подростков, желающих стать
богатыми, выше среди богатых семей, чем среди выходцев из семей с низким уровнем
жизни. С особой яркостью это проявляется среди тех, кто очень хочет стать богатым, кто
готов овладеть богатством даже с риском уголовного наказания.


Богатство любой ценой как ценностная доминанта
юных бизнесменов
В связи с тем, что желание стать богатыми, включиться в бизнес-деятельность стано-
вится идеей, которая все больше овладевает подростками, на нее следует обратить вни-
мание и подвергнуть изучению, тем более, что в массовом российском сознании отношение
к деньгам и богатству настороженное. Противоречивое отношение к богатству - это не
столько противостояние старых и новых ценностей, не граница между старшими и млад-
шими, реформаторами и консерваторами; разное отношение возникает из-за неприятия
криминальных средств достижения богатства. Поиск легких путей достижения благосостоя-
ния, неразборчивость в выборе средств, тем более желание стать богатым с риском уго-
ловного наказания - эти антисоциальные нормы, все более распространяющиеся в моло-
дежной среде, не могут принять не только люди со "старыми" взглядами, но и часть
молодых с "новым" мышлением.
В нашей анкете варианты ответов на вопрос: "Как ты относишься к богатству?" — были
представлены в виде четырехступенчатой шкалы: от (1) самого горячего желания стать
богатым ("даже с риском уголовного наказания") через (2) путь законного обретения
богатства до (3) безразличного отношения ("богатство - не главное в жизни"). Однако,
четвертый вариант ("отношусь к богатым с презрением: они разбогатели за счет других")
из-за малой статистической наполненности приходится исключать из рассмотрения. В даль-
нейшем в качестве дифференцирующего фактора используются данные трехступенчатой
шкалы. Как распределились подростки по степени включенности в бизнес, - от твердого
желания продолжать заниматься до полного отрицания коммерческой и другой бизнес-
деятельности, видно из табл. 2.

71
Таблица 2
"Занимался ли ты бизнесом, коммерческой деятельностью?"
Распределение ответов в зависимости от отношения к богатству, %

Занимался ли бизнесом, Хочу стать богатым, Хотел бы стать богатым Отношусь безразлично,
коммерческой даже с риском только законным путем богатство не главное
деятельностью уголовного наказания в жизни
Юноши, 100% по столбцам

Да, и хочу продолжать 39,2 15,3 14,1
Да, но не хочу 3,8 5,2 2,2
Нет, но хочу заняться 43,1 55,1 44,6
Нет, и не хочу 13,9 24,4 39,1
Девушки, 100% по столбцам
Да, и хочу продолжать 10,8 4,7 2,3
Да, но не хочу 2,7 2,4 4,0
Нет, но хочу заняться 64,9 63,0 42,8
Нет, и не хочу 21,6 29,9 50,9

Эмпирические данные демонстрируют, что число юношей-бизнесменов (сумма ответов
"Да") прямо пропорционально наличию обостренного желания стать богатым любыми
путями, даже с риском уголовного наказания (от 43% "одержимых" до 16,3% "безраз-
личных"). И, наоборот, "Нет, и не хочу" сказали всего 13,9% готовых идти на риск и в три
раза больше (почти 40%) тех, для кого богатство не главное в жизни. Та же зависимость
(от отношения к богатству) проявилась и в женской среде, но в гораздо более сглаженной
форме: среди девушек, говорящих, что они желают богатства с риском уголовного нака-
зания, юные маркитантки составили 13,5%, а среди безразличных - в два раза меньше:
только 6,3%.


Источники денежных средств подростков
Изучение источников денежных доходов старшеклассников в динамике показывает, что
основной из них - "дают родители, родственники". Родительский источник постепенно
увеличивается - с 78% в 1995 г. до 91% в 1999 г. Второй источник денежных поступлений -
оказание различных услуг и другие виды трудовой деятельности, в которых участвуют
старшеклассники, - за этот период удвоился: с 10% до 21%. Третий - и весьма значительный
по величине - заставляет серьезно насторожиться: от 16% выпускников 1995 г. до 11% тех,
кто оканчивал школу в 1999 г., не хотели бы говорить о способах доставания денег.
Утешает только еле заметная тенденция - по мере постепенного увеличения числа под-
ростков, получающих деньги на "карманные" расходы от родителей, снижается доля юно-
шей и девушек, имеющих "секретные" поступления. "Да не оскудеет рука дающего"... Хоро-
шо, когда родители в состоянии удовлетворить потребности детей. Однако мы
очень упростили бы проблему, полагая: чем больше денег дети будут получать от роди-
телей или даже зарабатывать сами, тем меньше станет случаев добывания денег скрытыми
способами.
В основе криминализованных способов добывания денег лежит не только бедность, но и
жажда богатства. Социально-психологическая предрасположенность к наживе с помощью
хитрости и силы проявляется уже среди 17-летних, а может быть, и задолго до этого воз-
раста. Что говорят об этом сами подростки? Богатство как ценностная ориентация оказа-
лось не только сильным дифференцирующим фактором сознания, но и поведения, не толь-
ко в отдаленном будущем, когда учащиеся станут взрослыми людьми. Данные опроса пока-
зывают, что половина мальчиков и четвертая часть девочек, которые сказали, что хотят
стать богатыми даже с риском уголовного наказания, достают деньги "способами,
о которых не хотелось бы говорить". И это при том, что более 70% мальчиков и 90% де-
вочек из этих, жаждущих богатства любой ценой, получают на свои расходы деньги от
родителей.
72
Криминализирующие тенденции в сознании
и поведении подростков

«Особенно большое значение для оценки результатов происходящих в нашей стране
перемен, - пишет академик Т.И. Заславская, - имеет правовое состояние общества (ось
"криминальное - правовое общество") как комплексная характеристика качества права,
правосудия, правопорядка и правосознания граждан» [3]. Отношение к богатству - один из
индикаторов уровня правосознания юных граждан.
В инструментарий нашего социологического обследования был включен вопрос из ан-
кеты, разработанной социологами МГУ. Представляем результаты, касающиеся одобрения-
отрицания или терпимости к криминализованным способам добычи денег подростками-
учащимися школ с разным ценностным отношением к богатству (табл. 3).
Представленную таблицу можно оставить без комментария - столь выразительны ее
данные. В очередной раз богатство как ценностная доминанта сознания доказывает свою
побудительную силу и способность направлять поведение. Конечно, напрямую прогнози-
Таблица 3
"Как ты относишься к таким способам добывания денег?"
Распределение ответов старшеклассников в зависимости от отношения к богатству

Отношение к разным Хочу стать богатым, Хотел бы стать богатым Отношусь безразлично,
способам добывания даже с риском только законным путем богатство не главное
денег уголовного наказания в жизни
1. Взять то, что плохо лежит

Юноши, 100% по столбцам
Одобряю 44,3 10,8 7,9
Иногда годится 38,0 33,8 19,1
Отрицаю 17,7 55,4 73,0
Девушки, 100% по столбцам
Одобряю 11,1 2,7 1,2
Иногда годится 33,3 20,8 12,9
Отрицаю 55,6 76,5 85,9
2. Добыть хитростью
Юноши, 100% по столбцам
Одобряю 62,0 31,3 10,1
Иногда годится 32,9 38,7 42,7
Отрицаю 5,1 30,0 47,2
Девушки, 100% по столбцам
Одобряю 33,3 15,0 8,7
Иногда годится 50,0 46,3 35,8
Отрицаю 16,7 38,7 55,5
3. Взять деньги силой
Юноши, 100% по столбцам

Одобряю 32,9 2,7 1,1
Иногда годится 38,0 23,3 6,8
Отрицаю 29,1 74,0 92,1
Девушки, 100% по столбцам
Одобряю 11,2 1,0 0,6
Иногда годится 19,4 5,9 5,8
Отрицаю 69,4 93,1 93,6
ровать реальное поведение, исходя из намерений, вряд ли кто станет. Ценностный выбор -
не единственный фактор поведения, не "один к одному", не "сказано-сделано". Но опре-
деленные тенденции он может показывать.


Трудности рынка: чем рискуют школьники-предприниматели?
Предпринимательская деятельность представляет собой зону повышенного риска и не
только экономического, но и физического. Профессор О.Н. Яницкий на основе анализа
эмпирических данных утверждает: за 90-е годы Россия стала обществом всеобщего риска
[4]. Это касается не только "взрослого" общества. Дети, находясь в тех же опасных обстоя-
тельствах, подвергаются объективно возникающему риску, нередко своим поведением соз-
дают опасные ситуации или попадают в них по неопытности. Какие трудности приходится
им преодолевать? Сопровождается ли экономическая инициатива подростков конфликт-
ностью отношений с людьми, властями, хозяевами? Какого рода опасностям подвергаются
"экономические неформалы"? Каковы масштабы аморализма - мошенничества, вымога-
тельства, обмана, недоверия, драк? Как представляют себе это выпускники школ?
Представления юношей и девушек о тех трудностях, с которыми приходится сталки-
ваться подросткам в бизнесе, немного отличаются друг от друга. Девушки-старшеклассницы
имеют более наивное представление и судят об этом в большей степени со школьных
позиций, понимая, что бизнес не способствует выполнению их главной сегодняшней зада-
чи - успешному окончанию школы. На первых местах в ранжированном ряду у девушек
оказались: недостаток свободного времени (36,9%) и снижение успеваемости (30,8%). Их
одноклассники мальчики на первое место поставили проблемы "покруче" - разборки, драки
(30,5%), включив в первую тройку значимых трудностей конфликты с милицией (27,1%). В
целом, и те, и другие более или менее одинаково расценивают характер трудностей и
конфликтов, связанных с предпринимательской деятельностью сверстников.
Для углубленного изучения этого вопроса в качестве экспертов ("компетентных специа-
листов") были выбраны юные представители мужского пола — те, которые "делали деньги" в
неформальной экономике, а потом сказали: "Больше не хочу". Эти подростки судят
о трудностях и конфликтах не по фильмам, чьим-то рассказам или собственному вообра-
жению. Они уже стали жертвами суровой действительности. Кто и в чем виноват, сказать
трудно, а результат очевиден - они сказали "баста" и покинули поприще бизнесмена.
Таблица 4
"С какими трудностями приходится сталкиваться твоим сверстникам в бизнесе?"
Распределение ответов старшеклассников в зависимости от меры включенности в бизнес,%
Юноши о трудностях в бизнесе Занимал- Ранг Занимал- Не Не
ся, но ся, и хочу занимался, занимался,
больше не продол- но хочу и не хочу
хочу жать заняться
Конфликты с родителями 40,0 3-4 31,1 20,8 19,4

Конфликты с учителями 8,0 13 10,4 7,4 9,7
Конфликты с друзьями, знакомыми 16,0 10-11-12 14,2 8,5 4,9
Конфликты с милицией 56,0 1 40,6 21,9 23,6
Опоздания, пропуски уроков 24,0 8-9 18,9 16,6 15,3
Снижение успеваемости 28,0 6-7 24,5 26,9 22,9
Недостаток свободного времени 40,0 3-4 40,6 27,2 18,1
Риск, опасность для жизни 24,0 8-9 22,6 15,5 13,2
Рэкет, вымогательство 32,0 5 16,0 24,0 28,5
Разборки,драки 52,0 2 32,1 31,4 25,0
Вред, ущерб для здоровья 16,0 10-11-12 14,2 14,1 9,7
Кража, материальный ущерб 16,0 10-11-12 10,4 6,4 8,3
Им самим приходится поступать 28,0 6-7 27,4 15,2 16,0
нечестно
Особых трудностей нет 8,0 19,8 29,3 32,6
Затрудняюсь ответить 4,0 5,7 6,4 11,8
Ценность информации, полученной от сошедших с бизнес-дистанции (табл. 4), не столько
в ранжировке трудностей и конфликтов, сколько в контрастности мнений, - в отличие их
оценок трудностей бизнеса от оценок трех других категорий подростков. Эти яркие раз-
личия позволяют довольно точно определить причины, по которым подростки покидают
поле экономических баталий. Кроме разборок, драк и милицейского вмешательства важ-
ную роль здесь играют родители. Их протест против опасных промыслов детей "просве-
чивает" сквозь указание 40% несостоявшихся бизнесменов на конфликты с родителями.

страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign