LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ


18. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учеб. Пособие - Ростов-на-Дону, 2001.

19. Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. Пособие.- 2-е изд., Ин-т молодежи, М., 2000.

20. Маркова А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя. - М., Просвещение, 1993.

21. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

22. Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров. - М. :Высшая школа,1995.-207с.

23. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. Под ред. Крыловой Н.Б., М., 1995.

24. Педагогика/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М., Школа-Пресс, 2000. - 512 с.

25. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности.- М., Горбунок, 1992. - 244 с.

26. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996.

27. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

28. Саймон Б. Общество и образование. Пер. с англ., М., 1989.

29. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности. // Вопросы психологии. - 1983. - № 3.

30. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М., Логос, 1999. - 272 с.

31. Степанов С.Ю., Похмелкина Г.Ф. Проблемы рефлексивно-творческой педагогики. // Развитие творческой личности в условиях непрерывного обра­зования. Т. 3. -Казань, 1990.

32. Судаков В.Н. Мифология воспитания. Очерки теории развития и вос­питания личности. - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991.

33. Тезаурус ЮНЕСКО-МБЛ по образованию. ЮНЕСКО, 1993.

34. Хамадаш А. Неформальное образование: концепции, состояние, перспективы.// Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО, 1992, № 1-2.

35. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения.- ВЛАДОС, М., 2000.

36. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.

37. Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия /Исследования речемыслительной деятельности.- Алма-Ата, 1974.- С. 12-28.

38. Щедровицкий П.Г., Попов С.В. Игровое движение и организационно-деятельностные игры// Вопросы методологи, 1994 -№ 1-2.- С. 112-153.

39. Энциклопедический социологический словарь./ Под ред. Осипова Г.В., М.: ИСПИ РАН, 1995.- 939 с.

40. Юммель Ш. Портрет педагога: Платон (428-347 до н.э.)// Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО, 1993, № 4.




ПРИЛОЖЕНИЕ
Проекты учителей гимназии № 71 г. Краснодара


1. "Оценочная практика как средство развития

оценочных способностей учащихся старшей школы"

Автор проекта:

Бабоченко А.Н., учитель математики, гимназия № 71 г. Краснодара



Проект предлагает концепцию и модель комплекса педагогических условий оценочной практики, ориентированную на развитие оценочных способностей
учащихся старшей школы. Ведущая идея - организация гуманистического типа оценочной практики, основанного на принципах взаимоуважения и партнерства учителя и учащихся. Активизация субъектности ученика реализуется через включение его в совместную проектировочную деятельность, создание в пространстве урока условий для самооценки и взаимооценки.



Выдержки из проекта:

Суть инициативы.

"Включение выпускников школы, в сложную, а порой и противоречивую систему отношений во многом зависит от их умения самостоятельно творчески мыслить в условиях человеческого общения, от умения правильно воспринимать и оценивать не только самого себя, но и качества других людей, человеческие взаимоотношения, давать им адекватные, принципиальные оценки.

Исходная идея состоит в том, что для успешной гармонизации всей сложной и противоречивой совокупности отношений личности, коллектива и общества, наряду с рядом объективных социально-политических, социально-экономических и социально-культурных условий, необходимы также условия социально-психологические, предполагающие развитие оценочных способностей у каждого вступающего в жизнь молодого человека.

На основе изучения и диагностики оценочных способностей школьников можно достаточно точно судить об истоках того или иного отношения учащихся к самим себе, к сверстникам, к учителям, родителям. От развития этих способностей зависит отношение школьников к учению: чем более они развиты, тем адекватнее самооценка учебных успехов. Сформированность оценочных способностей позволяет школьникам правильно оценивать свои способности и возможности. От них зависит эффективность самовоспитания, ими определяются перспективы, цели и задачи, которые школьники ставят перед собой в совершенствовании своей личности".

"Понятие "оценочные способности" достаточно полно объясняется в книге Л.И. Мнацаканян (Л.И. Мнацаканян. Личность и оценочные способности старшеклассников. - Москва, 1991 г.): "Любой человек в процессе жизнедеятельности постоянно оценивает предметы, явления, ситуации, поступки и действия других людей (оценки внешнего мира); оценивает свои возможности, состояния, поступки и последствия своих действий (самооценки); предвидит и учитывает как его могут оценить другие люди (рефлексивные оценки); формируя оценки оказывает влияние на окружающих (управляющие оценки) и, в свою очередь, постоянно испытывает на себе влияние оценок других людей. Оценочная сеть безгранична. Когда мы говорим об оценочных способностях, то речь идёт о таких характеристиках личности, которые, с одной стороны, действительно, являются способностями в собственном смысле слова, то есть предполагают наличие специфических знаний, умений и навыков, а с другой, - проявляются в оценках, даваемых индивидуумом людям и человеческим отношениям."

Оценочные способности - это умение человека адекватно ориентироваться в системе межличностных отношений, понимать эмоциональные состояния людей, оценивать мотивы их поступков, причины тех или иных действий. Иными словами - это целый комплекс специальных умений и навыков, которые проявляются и формируются прежде всего в общении. В структуру оценочных способностей входит и самооценка".

"Основная идея заключается в том, чтобы в школе создать условия для развития оценочных способностей школьника. Развивать оценочные способности школьников можно в различных направлениях - я, как учитель-предметник, предполагаю сосредоточить своё внимание на том, как школьник воспринимает и оценивает свои знания, умения и навыки, способности, деловые и личностные качества. При этом будет рассматриваться опыт усвоения предмета и практическая деятельность.

С другой стороны, я ясно вижу, что ни о каком развитии оценочных способностей не может быть и речи, если не изменить традиционную оценочную практику в школе.

Суть моей экспериментальной деятельности состоит в том, чтобы на основе изучения современных подходов к проектированию оценочной практики создать комплекс педагогических условий оценочной практики и инструментарий для оценивания учащихся, для самооценки и взаимооценки, а также исследовать их влияние на развитие оценочных способностей школьников".

"Тенденции развития современной школы требуют изменений в традиционной оценочной практике. Предлагается снятие с учителя большей доли ответственности за оценочный акт, отмена школьного балла в традиционном его использовании, переход к механизмам самооценки и взаимооценки. Причем содержание ученической самооценки должно быть детерминировано характером и формами оценочной деятельности учителя. Учитель должен ясно видеть этапы перехода школьников от ориентации на привычные отметки к самооценке и осуществлять педагогическую поддержку учащихся в этом направлении".

Методологические характеристики проекта
"Объект проекта - процесс развития оценочных способностей учащихся при обучении геометрии.

Предмет проектирования - педагогические условия оценочной практики на уроках геометрии как средство развития оценочных способностей учащихся. Модель комплекса педагогических условий оценочной практики:

А. В системе взаимодействия учитель - ученик и ученик - ученик -

· климат психологического комфорта и доверия;

· ситуация активного обмена мнениями и суждениями;

· партнерские отношения между участниками образовательного процесса.

Б. В системе оценочной практики -

· снижение роли учителя в оценочном акте;

· возможность ориентации учащихся на самооценку, а не на оценку учителя;

· практика экспертизы ответов (взаимооценивания);

· проектирование учащимися собственных оценочных практик;

· самоконтроль за учебным процессом со стороны учащихся.

Гипотеза проекта: Можно предположить, что разработанный комплекс педагогических условий оценочной практики будет способствовать развитию оценочных способностей учащихся при обучении геометрии.

Цель проекта - исследовать влияние разработанного комплекса педагогических условий оценочной практики на развитие оценочных способностей учащихся.

Задачи проекта:

- теоретический анализ литературы по проблеме оценочных способностей, практики; изучение педагогического опыта;

- разработка комплекса педагогических условий оценочной практики и его реализация на уроках геометрии;

- выработка критериев оценивания различных видов учебно-познавательной деятельности на уроках геометрии и эталонов экспертизы;

- переход на уроках геометрии от традиционной оценочной практики к бально-рейтинговой системе".





2. "Педагогическая технология как средство формирования рефлексии у младших школьников"



Автор проекта :

учитель начальных классов, гимназия № 71 г. Краснодара Пашковская Е.П.



Проект строится на основе нетрадиционных форм обучения младших школьников, способствующих формированию у учащихся рефлексии. Проект удачно сочетает основательную теоретическую проработку проблемы с актуальными потребностями педагогической практики. Работа отражает современные тенденции гуманизации начального образования, автор предлагает собственный подход к организации обучения младших школьников.



Выдержки из проекта:

Суть педагогической инициативы.

"Проектируя образование, т.е. выбирая одно из возможных направлений психического развития детей, мы стремимся сознательно ориентироваться на культивирование фундаментальной человеческой способности - самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом. Именно эта способность позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующие и творить новые виды деятельности и формы общения с другими людьми (В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман)".

"Еще 30 лет назад решение вопроса о рефлексивном развитии ребенка младшего школьного возраста представлялось невозможным. Постановке такого вопроса противоречили все психологические знания о ребенке, собранные методом констатации среднестатистических возрастных норм. Среднестатистический младший школьник представлялся типичным эмпириком, не способным ни к преобразованию научных понятий (Л.С. Выготский), ни к выполнению обратимых интеллектуальных операций (Ж.Ж. Пиаже).


Исследования же А.О. Прохорова, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, И.С. Якиманской и др. содержат широкие обобщения в области развития ребенка как субъекта образовательной деятельности и его рефлексивной деятельности. Д.Б. Эльконин высказал гипотезу, а потом и подтвердил ее в условиях формирующего эксперимента, о том, что нет оснований для абсолютизации существующей схемы возрастов, основанной на среднестатистических возрастных нормах развития. Эта схема отражает лишь формы той системы обучения, в которой преобладают эмпирические сведения и слабо представлены способы усвоения знаний. Это дает основание думать, что изменение содержания обучения в этом направлении и соответствующее изменение "типа обучения" повлияет и на "возрастную схему" формирования интеллекта детей".

"Умение учиться резко выделяется в списке умений учащихся начальной школы (читать, писать, считать). Умение учить себя означает способность преодолевать собственную ограниченность не только в области конкретных знаний и навыков, но и в любой сфере деятельности и человеческих отношений, в частности, с самим собой, неумелым или ленивым, невнимательным или безграмотным, но способным меняться, становиться (делать себя) другим. Чтобы учить, изменять себя, человек должен, во-первых, знать о своей ограниченности, во-вторых, уметь переходить границы своих возможностей. Обе составляющие умения учиться являются рефлексивными по своей природе (В.В. Давыдов и др.). Следовательно, успешное осуществление школьниками учебной деятельности предполагает развитие такого мыслительного процесса, как рефлексия. Благодаря рефлексии ребенок может вычленить способ решения той или иной задачи, использовать его в новой, незнакомой ситуации.

Переосмысление своих действий (рефлексия) редко присутствует на уроках в начальной школе. Значит, необходима специальная организация развития рефлексии в обучении, при которой процесс формирования рефлексии будет проходить естественно и станет неотъемлемой частью его мышления".

"Младший школьный возраст - оптимальный период для формирования рефлексии. В условиях урока процесс рефлексии заключается в учебных действиях самоконтроля и самооценки. Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

В теории Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития, главная идея заключается в том, что обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможным и успешным обучение. Образное выражение главной идеи данной позиции таково: "Обучение впереди развития". Последние исследования в Институте теоретической педагогики и международных исследований РАО с учетом анализа мирового опыта, отражают следующее: сделаны выводы о том, что развивает обучение, лишь построенное по определенным правилам и при соблюдении определенных условий или подходов в обучении.

В настоящее время созрела необходимость в организации специальной работы по формированию у младших школьников рефлексивных возможностей. Результаты эксперимента могут представлять интерес не только для отдельной школы, но и на федеральном уровне, так как актуальность проблемы готовности к самообразовательной деятельности в настоящее время достаточно велика".

Методологические характеристики проекта.

"Объект проектирования - процесс формирования рефлексии у учащихся младших классов при обучении в начальной школе.

Предмет проекта - педагогическая технология как средство формирования рефлексии у учащихся начальной школы. В качестве средства формирования рефлексии у младших школьников предлагается педагогическая технология, при которой:

- учитель совместно с учащимися будет организатором рефлексии учебных ситуаций, возникающих на уроке;

- учитель будет строить педагогическую деятельность на основе совместного с учащимися проектирования содержания и форм проведения учебных занятий;

- будет организован взаимоконтроль, самоконтроль и рефлексия через использование активных форм обучения;

- будет разработано и внедрено соответствующее содержание образования (учебное пособие для младших школьников по развитию рефлексивных способностей).

Гипотеза проекта: можно предположить, что разработанная педагогическая технология влияет на формирование рефлексии у учащихся начальной школы.

Цель: исследовать влияние разработанной педагогической технологии на формирование рефлексии у учащихся начальной школы.

Задачи проекта:

- теоретический анализ литературы по проблеме формирования рефлексии у младших школьников;

- разработка модели педагогической технологии, способствующей формированию рефлексии у младших школьников;

- выработка критериев сформированности рефлексии;

- поиск диагностических методик, позволяющих определять уровень сформированности рефлексии;

- апробация разработанной педагогической технологии;

- проведение диагностики сформированности рефлексии;

- коррекция педагогической технологии;

- проведение диагностики сформированности рефлексии;

- анализ полученных экспериментальных результатов".





3. "Педагогические условия развития самооценки учебной деятельности учениками старших классов на уроках по информатике"

Автор проекта:

Зарицкая Т.П., учитель информатики, гимназия № 71, г. Краснодар



Проект посвящен проблеме самооценки учащимися собственной учебной деятельности. Предлагается комплекс педагогических условий, способствующих развитию самооценки учебной деятельности. Проект носит гуманистическую ориентацию, предлагает развивать субъектную позицию учащегося в учебной и оценочной деятельности.

Выдержки из проекта:

Суть педагогической инициативы.

"На современном этапе работы школы основной задачей педагогов является всестороннее содействие становлению и развитию человеческой индивидуальности учащегося. Основными принципами обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, обогащение духовного потенциала.
Прежняя система обучения с тотальным контролем со стороны учителя, с выставлением учителем отметок изжила себя. Необходима другая, гуманистическая система обучения, которая отвечала бы задачам построения демократического общества, давала бы глубокие и прочные знания, умения и навыки, развивала потребность в самостоятельном познании, подняла бы на должную высоту нравственные и трудовые достоинства личности.
В условиях этой новой системы становление личности не может обойтись без развития оценочных способностей учащихся, а главное - без самооценки учебной деятельности. Включение ученика в оценочную деятельность будет способствовать формированию у него критического отношения к полученным результатам, составлению верного представления об уровне своих возможностей, более точному соотношению оценки со стороны и самооценки.

Организация обучения на основе внутренней мотивировки обязательно связана с обеспечением саморегуляции в процессе личностного развития, основанной на самооценке учебной деятельности. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле, в самостоятельной экспертизе собственной деятельности".

Методологические характеристики проекта.

"Объект проекта - самооценка учебной деятельности учениками старших классов на уроках по информатике.

Предмет проектирования - педагогические условия на уроках по информатике как средство развития самооценки учебной деятельности учениками старших классов.

Гипотеза проекта: Можно предположить, что разработанный комплекс педагогических условий будет способствовать развитию самооценки учебной деятельности учениками старших классов в процессе обучения информатике.

.

Цель проекта - исследовать влияние разработанного комплекса педагогических условий на развитие самооценки учебной деятельности учениками старших классов в процессе обучения информатике.

Задачи проекта:

- изучить и проанализировать опыт по формированию адекватной самооценки педагогической практики;

- провести теоретический анализ литературы по проблеме самооценки учебной деятельности;

- выявить лучшие методики работы учителей с учащимися, в процессе которых вырабатываются эталоны оценивания результатов учебной деятельности;

- проанализировать собственный опыт учащихся в области самооценки;

- разработать критерии и показатели самооценки учебной деятельности;

- разработка функций и процедур самооценки;

- создание мотивации обучающихся на анализ собственных результатов;

- создание условий для рефлексивной оценки учащимися своих действий;

- включение учащихся в самооценку своего труда

- формирование самостоятельности мышления учащегося;

- проведение диагностического исследования с целью определения уровня сформированности адекватной самооценки учащихся.

- анализ и обобщение экспериментальной работы;

- коррекция результатов;

- оформление результатов".













Авторы учебного пособия:

Бондарев Петр Борисович (1968 г.р.) -
кандидат философских наук, докторант кафедры педагогики Кубанского государственного университета, методист гимназии № 71, город Краснодар. Профессиональные интересы: история образования и педагогической мысли, педагогическое проектирование, философия образования. Автор более 30 опубликованных работ.

Курочкина Валентина Евгеньевна (1975 г.р.) -
Аспирант кафедры социальной психологии и социологии управления, психолог гимназии № 71, город Краснодар. Профессиональные интересы: методология и методы педагогического исследования, психология профессиональной деятельности, обучающие игры и тренинги. Автор 3-х научных публикаций.

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign