LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

– Непременное условие успеха любого мероприятия – поощрение
за успешную работу и высказывание замечаний за упущения и недо-
статки. Как правило, похвала и замечания оказывают воздействие не
только на тех к кому это относится, но и на коллектив.
– Добиться от исполнителей чёткой и слаженной работы поможет
авторитет. Но он не обеспечивается автоматически служебным поло-
жением. Росту авторитета способствуют терпимость к слабостям лю-
дей, не мешающим их работе, чувство самоконтроля и самообладания.
– Основой здоровых взаимоотношений между руководителем и
подчиненным является взаимное уважение.
В настоящее время нет устоявшейся классификации методов обу-
чения. Особенно часто классифицируют по источнику получения ин-
формации: словесный, наглядный или практический метод обучения.
Но можно классифицировать по степени проявления учеником само-
стоятельности: объяснительно-иллюстративный (репродуктивный); ча-
стично-поисковый (частично самостоятельный); проблемный и


55
исследовательский методы являются наиболее самостоятельными и
творческими методами получения информации с элементами руковод-
ства педагогом.
Вопросы:
1. В чём сущность воспитания и каковы его цели?
2. Какие методы воспитания Вы знаете?
3. Каковы основные подходы к классификации методов обучения?
4. Каковы основные компоненты педагогического процесса?
5. Что представляет собой образование и какова его структура?
Глоссарий
1. Педагогический процесс – целенаправленное и сознательно
организуемое, взаимодействие воспитателей и воспитуемых, которое
представляет собой единство процессов обучения, воспитания и про-
цесса развития.
2. Социализация личности – процесс становления личности,
усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образов поведения,
присущих данному обществу, социальной группе, позволяющих ему
функционировать в качестве полноправного члена этого общества.
3. Потребность – нужда в чём-либо необходимом для поддержа-
ния жизнедеятельности организма, человеческой личности, соц. груп-
пы, общество в целом; побудитель активности. Различают П. первичные,
вторичные, биолог., социальные; а также по сфере деятельности – П.
труда, познания, общения, отдыха; по объекту – материальные, духов-
ные, этические, эстетические и т.д.; по субъекту индивидуальные груп-
повые, коллективные, общественные.
4. Интерес – направленность субъекта на значимый для него
объекты, связанная с удовлетворением потребностей индивида.
Социальный интерес – реальная причина социальных действий,
событий, стоящая непосредственно за побуждениями – мотивами, по-
мыслами идеями и т.д. – участвующих в этих действиях индивидов,
социальных групп, классов.
5. Мотивация – осмысление индивидом ситуации, выбор и оценка
различных моделей поведения, их предполагаемых результатов. 2.
Относительно стабильная система мотивов, определяющая поведение
данного субъекта.

56
6. Культура общения – формы социального поведения челове-
ка, обусловленные уровнем его воспитания и образования.
7. Общение – взаимодействие индивидов или социальных групп
состоящее в непосредственном обмене деятельностью, умениями, ин-
формацией, удовлетворяющее потребности человека в контактах с дру-
гими людьми, природой, животными и т.д.
8. Гуманитарные науки – науки исследующие явления культу-
ры в различных их проявлениях и развитии; гуманитарные науки, де-
лающие упор на социальный характер деятельности человека и его
произведений называют еще общественными науками.
9. Естествознание – система наук о явлениях и закономерностях
природы.
10. Нравственность (мораль) социальный институт, система норм,
санкции, оценок предписаний, образов поведения, выполняющих фун-
кций контроля и регулирования социальных отношений в той или иной
социальной группе, обществе.
11. Авторитет – общепризнанное значение влияние лица или орга-
низации в различных сферах жизни, основанное на знаниях, нравствен-
ных достоинствах; опыте. 2. Форма власти опирающаяся на престиж и
другие ценности членов данной группы.
12. Авторитет профессиональный – авторитет приобретенный
на основе квалификации, общей компетентности, опыта.

ЛЕКЦИЯ 16. ОБЗОР ИДЕЙ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ В
ЕВРОПЕ
Смысл человеческого бытия и ценности образования волновали
всех ученых уже в наиболее развитых странах Древнего мира – Китае,
Индии, Египте, Греции. Там были предприняты серьезные попытки
обобщения. Колыбелью европейских систем воспитания стала древ-
негреческая философия.
В трудах крупнейших мыслителей Демокрита, Сократа, Платона и
Аристотеля сформированы такие важные идеи воспитания как: «При-
рода и воспитание подобны», учение вырабатывает прекрасные вещи
только на основе труда и.т.п. Их идеи доказали, что наиболее жизне-
стойкими системами воспитания становятся те, в которых главным
является нравственное и трудовое начало.
57
В период средневековья образование во многом потеряло про-
грессивную направленность античных времен и только эпоха Возрож-
дения вернула былые идеи. В ХVII века педагогика выделилась в
самостоятельную науку.
Она оставалась связанной с философией потому, что обе эти на-
уки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в самосто-
ятельную систему связано с именем великого чешского педагога Яна
Амоса Коменского автора труда «Великая дидактика».
Я.А. Каменский впервые обосновал идею всеобщего обучения
и требование обучать детей на родном языке. Он разработал все ос-
новные вопросы организации учебной работы, классно-урочную сис-
тему. Каменский полагал, что основу педагогической деятельности
составляет принцип природосообразности. Согласно этому принци-
пу образование и воспитание должны соответствовать природе вооб-
ще и природе ребенка, его психологическим особенностям.
Крупным педагогом XVII века был Джон Локк, главную задачу
он видел в том, чтобы научить человека управлять собой, своими
страстями. Локк считал, что добродетельный, разумный и искус-
ный в ведении своих дел человек гораздо предпочтительней, чем
великий ученый, не обладающий указанными качествами.
Ж.Ж.. Руссо принадлежал к французским просветителям XVII
века. Им была выдвинута теория естественного свободного воспита-
ния, которая во многом согласовывалась с принципом Я.А. Каменс-
кого о природосообразности. Ж.Ж. Руссо разработал возрастную
периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду
педагогические задачи физического, умственного и нравственного
развития. Руссо придавал огромное значение необходимости трудо-
вой подготовки, чтобы человек мог зарабатывать себе на жизнь и
быть независимым.
Под влиянием идей Руссо оказался швейцарский педагог И.Г.
Песталоцци. Он считал главной целью воспитания и образования са-
моразвитие природных способностей человека, постоянное его совер-
шенствование и формирование нравственного облика. Большое место
в обучении и воспитании Пестолоцци отводил труду. Соединению уче-
ния и труда, предлагая постепенно усложнять их в соответствии с ин-
дивидуальными и возрастными особенностями ребенка.
58
В конце XVIII века педагогика в Европе и США развивалась дос-
таточно активно. Одни ученые видели цель воспитания в гармонии воли
с эстетическими идеями. Другие ученые определяли цель образования
как подготовку человека – дельца, могущего взять от жизни все, что
ему требуется. Те, задачи педагогики рассматривались очень утили-
тарно. В ХХ веке многие педагоги были склонны считать, что осново-
полагающими должны быть интересы ребенка, что педагог-практик не
воспитывает и обучает, а лишь предоставляет природе ребенка спокой-
но и медленно формировать себя, дабы не навязывать вкусы взрос-
лых. Однако существовало движение сторонников трудовой школы и
гражданского воспитания;
Ассоциативно-рефлекторная теория обучения и теория поэтап-
ного формирования умственных действий.
Подводя итоги краткого экскурса по идеям педагогики можно
сделать вывод о том, что во все времена ценилось нравственное и
умственное развитие. Особую роль в формировании личности зани-
мает необходимость трудовой подготовки, которая способствует осоз-
нанию значения воли в преодолении трудностей, а умение зарабатывать
на жизнь дает возможность самоутвердиться и быть независимым.
Появилось четкое осознание зависимости содержания обучения
молодого человека от социального окружения. Появилась педагогика
высшей школы и понимание обязательности непрерывного пополне-
ния знаний, одновременно необходимость формировать умение гра-
мотно распоряжаться своими интеллектуальными возможностями,
преодолевая умственную усталость, нервные перегрузки.
Вопросы:
1. С какими науками у педагогики остается наиболее тесная связь?
2. Какие цели воспитания и обучения были главными в древней Греции
и в эпоху Возрождения?
3. Какова роль Я.А. Каменского в оформлении педагогики как науч-
ной дисциплины?
4. Рассказать основные педагогические идеи в Европе в XVII–XVIII вв.
5. Назовите цели и ценности образования в XIX и ХХ вв.
Глоссарий
1. Ценность – термин широко используемый в философской и
социологической литературе для указания на человеческое, социаль-
ное и культурное значение определенных явлений действительности.

59
По существу все многообразие предметов человеческой деятельнос-
ти, общественных отношений и включенных в их круг природных яв-
лений может выступать в качестве ценностей. Способы и критерии на
основании которых производятся сами процедуры оценивания закреп-
ляются в общественном сознании и культуре как добро и зло; истина
или неистинна; красота или безобразие; допустимое или запретное.
2. Критерий – мера оценки, определения, сопоставления, явле-
ния им процесса.
3. Демокрит – древнегреческий философ и ученый – энциклопе-
дист. Большое место в учении Димокрита занимали этические и соци-
альные проблемы, он считал, что нравственные качества граждан
создаются воспитанием и обучением.
4. Платон – древнегреческий философ, родоначальник одного из
главных направлений в античной философии, ученый – энциклопедист.
Большое место в его учениях уделяется психологии и педагогике. Про-
блема души возникает у Платона в связи с уяснением возможности
научиться добродетели. Проблема воспитания стоит в центре многих
его трудов и объединена с проблемами справедливости и добродете-
ли. Воспитатель, считает Платон, и есть единственный подлинный го-
сударственный деятель.
5. Я.А. Каменский – великий чешский педагог, создатель науч-
ной педагогической системы. Главный его труд «Великая дидактика».
6. Д. Локк – представитель английской педагогики, предложил
систему воспитания джентльмена – формирование «дисциплины тела»
и «дисциплины духа».
7. Ж.Ж. Руссо – французский просветитель, верящий в силу вос-
питания; разработал теорию естественного воспитания, которое долж-
но осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая
естественному и свободному развитию.
8. И.Г. Песталоцци – швейцарский педагог – гуманист, целью
воспитания считал саморазвитие природных сил и способностей че-
ловека, постоянное его совершенствование, формирование нравствен-
ного образования.
9. Ассоциативно- рефлекторная теория обучения раскрывает
процесс освоения знаний как постепенное образование в сознании уча-
щегося новых связей по признаку сходства и различия изучаемых
свойств и сторон предметов.
60
10. Теория поэтапного формирования умственных действий – про-
цесс усвоения знаний, умений, навыков и развития качеств личности
включает:
– предварительное ознакомление с действием;
– выполнение материализованного действия с провацированием
вслух описаний совершаемого действия;
– выполнение действий с проговариванием его последованности
про себя;
– отказ от речевого сопровождения, формирование умственного
действия в свернутом виде.

ЛЕКЦИЯ 17. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ
В России педагогические знания имели много общего с европей-
скими, одновременно были и свои традиции. К одним из ранних па-
мятников педагогической литературы относится «Поучение» созданное
в ХП в. великим князем Владимиром Мономахом. Прежде всего он
утверждал мысль о постоянном присутствии Бога в человеческих де-
лах, но противоположность европейским средневековым поучениям,
прославлявшим аскетизм, Киевский князь отмечал, что «человеколю-
бивый Бог» вовсе не требует от каждого человека таких сверх усилий,
как затворничество, строгий пост и т.п. Своих детей он призывал не
забывать бедных и убогих, почитать наставников, глубоко любить ро-
дину, не щадить жизни при защите ее от врагов.
Кроме того обращал внимание на необходимость настойчиво ов-
ладевать знаниями, уважать и любить книгу. Важным средством вос-
питания Мономах считал положительный пример.
Идеалом средневекового воспитания на Руси многие считают сбор-
ник наставлений XVI в., известный под названием «Домострой». В
нем значилось, что родители отвечают перед Богом за детей своих,
дети же должны почитать родителей.
«Домострой» рекомендовал суровые методы воспитания, но стро-
гость совмещалась с требованиями любить детей и заботиться о них.
Особое внимание направлялось на воспитание трудолюбия, чув-
ства ответственности перед государством, церковью и родителями.
По указу Петра I Киево-Могилянская коллегия, получившая в 1701
г. статус академии, становится первым высшим учебным заведением на
восточнославянских землях. В ней учились многие активные деятели
русской культуры. К этому времени в Москве основана Славяно-греко-

61
латинская академия и школа математических и навигационных, которая
считается первой в Европе государственной реальной школой, где учат-
ся представители всех сословий. Позднее открываются инженерная,
артиллерийская, хирургическая и горная школы. Академический уни-
верситет и гимназия. Важным толчком в развитии педагогического зна-
ния на Руси служил тот факт, что Петр I вменил в обязанность академика,
ведение занятий с целью подготовки научной и педагогической смены.
Огромное внимание уделял подготовке русских ученых М.В. Ломоно-
сов, стремясь сделать Академию центром просвещения.
Исключительно важную роль в истории развития педагогической
мысли России сыграл К.Д. Ушинский. Он по праву считается осно-
воположником самобытной русской педагогической науки и создате-
лем народной школы в России. Все общепедагогические и
дидактические вопросы он решал с точки зрения служения интересам
своей Родины, своего народа, руководствуясь девизом: «Сделать как
можно больше пользы своему Отечеству». Ушинский впервые научно
обосновал систему подготовки учителя как важной части педагоги-
ческой науки. Рассматривая человека как предмет воспитания он ука-
зывал на необходимость тщательного изучения педагогики, психологии
ребенка, явления социальной жизни, в которых существует учащийся,
рассматривать со знанием истории государства и особенностей дан-
ного народа.
«Самое воспитание – писал К.Д. Ушинский, если оно желает сча-
стья человеку, должно воспитать его не для счастья, а приготовлять к
труду жизни». Одинаково необходимым он считал физический и ум-
ственный труд, где важным видом умственного труда является учение.
Советский период развития педагогической мысли в России так-
же выдвинул ряд самобытных деятелей. В первое десятилетие советс-
кой власти решалось много новых проблем в связи с иными
отношениями в экономическом и хозяйственном строительстве. Важ-
но было разработать конкретную систему политического образования
и приобщения молодых к производительному труду; необходимо сфор-
мировать у школьников навыки общественной жизни на основе труда
и организовать детский коллектив. Эти вопросы решались в трудах
П.П. Блонского, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко.

62
В послевоенный период значительный вклад в развитие отечествен-
ной педагогики внес В.А. Сухомлинский, разрабатывая практические
направления нравственного и трудового воспитания. Он рассматривал
детский коллектив как основу воспитания, раскрыл закономерности
его формирования и руководства деятельностью.
Новыми подходами в обучении и воспитании явились труды це-
лой плеяды учителей создавших «педагогику сотрудничества».
Основные их выводы: интересно и с удовольствием учатся дети
тогда, когда учитываются их индивидуальные способности, создается
атмосфера успеха и требовательности для всех; в сотрудничестве уча-
ствуют родители, дети, учитель.
Однако с распадом СССР интересных представителей «педагоги-
ки сотрудничества» по разным странам.
Коротко подводим итоги исторического анализа педагогической
мысли на Руси. С давних времен внимание старших было направлено
на формирование в молодых трудолюбия, желания обучиться делу, (не
перепродавать, менять, а знать ремесло). Все люди без исключения не
просто должны любить Родину, а, не щадя жизни своей, обязаны уметь
защищать ее от врагов.
Пример старших в этом почитается во всех слоях населения. Имен-
но так и старшие и молодые становятся и остаются нравственными и
трудолюбивыми всю жизнь.
Родители не только заботятся о детях, но отвечают перед высшим
судьей – Богом за поведение детей за их умение быть ответственными
перед государством и церковью в своих поступках и работать «не по-
кладая рук».
Начиная со времен Петра I, остается большой выбор в обучении
наукам, ремеслам.
Высшая отечественная школа всегда славилась участием в про-
цессе обучения ведущих ученых, которые одновременно с обучением
включали молодежь в исследовательскую деятельность. С середины
XIX в. Государство серьезно относилось к подготовке педагогичес-
ких кадров, требуя от учителя широкого кругозора, тем самым совер-
шенствовало обучение молодых.
Вопросы:
1. Сравните европейский и отечественный подход к образованию в
средние века.
2. Какова суть реформ Петра I в области образования на Руси.

63
3. Какие особенности в развитии сферы образования предложил К.Д.
Ушинский.
4. Какие педагогические идеи обосновывали и развивали педагоги
советского довоенного периода.
5. Каковы были цели воспитания и обучения в послевоенные годы в
советской школе.

Глоссарий
1. Традиция – элементы социального и культурного наследия, пе-
редающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в опреде-
ленных обществах, классах и социальных группах в течение
длительного времени.
2. Владимир Мономах – великий киевский князь, выдающийся
государственный деятель и писатель Древний Руси. Одним из главных
средств воспитания детей Мономах считает образование. Мономах
впервые в отечественной литературе выдвинул задачу связи воспита-
ния с практическими потребностями личности и обосновал идею дея-
тельности, уделял внимание развитию у детей инициативы и
самодеятельности.
3. Домострой – принадлежит к типу нравоучительных и семейно-
бытовых произведений, в котором излагались права и обязанности
главы семьи и его домочадцев. Он делится на 27 глав, некоторые из
них касаются вопросов воспитания семейного и общественного.
4. М.В. Ломоносов – русский ученый – энциклопедист, побор-
ник отечественного просвещения, сторонник бессословной системы
образования.
5. К.Д. Ушинский – педагог – демократ основоположник русской
педагогической науки в России, принципы педагогических взглядов К.Д.
Ушинского – народность, самобытность русской педагогической науки,
воспитание в труде.
6. А.С. Макаренко – педагог и писатель советского периода. Он
выдвинул основные принципы создания и педагогического руковод-
ства детским коллективам, разработал методику трудового воспита-
ния, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и
воспитания детей в семье.

64
7. П.П. Голонский – российский педагог, психолог и философ.
До октябрьской революции был идеалистом. После революции пере-
шел на марксистские позиции. В психологии был приверженцем не
просто поведения, но «сознательного поведения». Считал необходи-
мым обучение в новой единой трудовой политической школе.
8. В.А. Сухомлинский – украинский (советский) педагог, ис-
следовал вопросы создания детского коллектива, становления мораль-
но-этических норм у молодых.
9. Общепедагогические вопросы – вопросы воспитания, обу-
чения и развития личности.
10. Дидактические вопросы – вопросы теории обучения. Тре-
бования к отбору содержания обучения в том или ином предмете, прин-
ципы обучения и т.д.




65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Гамезо М.В. Атлас по психологии: Информационно-методическое
пособие к курсу «Психология человека». М., 1999.
2. Гиппенрейтер И.О. Введение о общую психологию. М., 2003.
3. Л.Д.Столяренко «Основы психологии». Учебное пособие для сту-
дентов Ростов/на Дону издательство Феникс 2003. (можно издания
прежних лет).
4. Немов Р.С. Психология. Т.1. М., 2002.
5. Петровский А.В. Психология: Учебное пособие для ВУЗов. М., 2001.
6. Е.Н. Пронина «Психология и педагогика» Учебник для студентов.
В.В. Лукашевич Москва, 2001.
7. «Психология и педагогика», курс лекций издательство «Совершен-
ство» Москва, 1998.
8. «Психология». Словарь. / Под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Ме-
щерякова Москва, 1996. (можно другой год).
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб., 2003.
10. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для
ВУЗов. – М., 2001.

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign