LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

не выполняет принятого решения. Бывает и так, что он откладывает
исполнение намеченного, не может побудить себя начать действо-
вать в избранном направлении, пытается убедить себя, что с испол-
44
нением решения можно подождать. Чем объясняется возникнове-
ние этих противоречий? О каких особенностях воли личности это
говорит?
Глоссарий
Аффект – психологическое состояние, в основе которого лежит
сильное, бурное и относительно кратковременное, эмоциональное пе-
реживание, при котором происходит нарушение волевого контроля.
Амбивалентность – одновременное переживание противополож-
ных эмоций и чувств (характер, радости и горя, смеха и печали).
Апатия – психическое состояние, вызванное утомлением, тяже-
лым переживанием или заболеванием, проявляющееся в потере инте-
реса и безразличии к окружающему.
Вдохновение – психическое состояние, в состав которого вхо-
дят стенические эмоции и творческое мышление.
Депрессия – подавленное настроение, связанное со снижением
побуждений, заторможенностью движений.
Ирония – тонкая, скрытая насмешка при внешнем вполне поло-
жительном, даже одобрительном отношении к тому, о ком идет речь.
Интеллектуальные чувства – чувства, связанные с познава-
тельной деятельностью.
Любознательность – интеллектуальное чувство, проявляющее-
ся как потребность в познании.
Нравственные чувства – переживания человека в его отноше-
ниях к другим и к обществу.
Страсть – эмоциональное состояние повышенного напряжения,
возникающее под влиянием различных причин: интересы, убеждения.
Стресс – состояние длительного и сильного психологического
напряжения, связанного с эмоциональной перегрузкой.
Тревога – начальная стадия стресса, которая перестает в состоя-
ние некоторого страха перед трудностями.
Чувство – психический процесс, который заключается в пережи-
вании в различной форме, это внутреннее отношение человека к тому,
что происходит в его жизни, что он познает или делает.
Эмоция – реакция человека и животного на воздействие внут-
ренних и внешних раздражителей.
45
Эстетические чувства – чувства красоты, которые ярко прояв-
ляются при восприятии произведений искусства, явлений природы, со-
бытий общественной жизни.

ЛЕКЦИЯ 13. ЛИЧНОСТЬ, ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ
СТРУКТУРА
В психологии широко употребляются близкие, но не тождествен-
ные понятия: человек, индивид, личность и индивидуальность.
Специфической особенностью человека как биологического су-
щества, принадлежащего к классу млекопитающих, является прямо-
хождение, приспособленность рук к определенной деятельности,
высокоразвитый мозг.
Как общественное существо человек наделен сознанием, благо-
даря которому способен не только сознательно отражать мир, но и
преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и инте-
ресами. Факт принадлежности живого существа к человеческому роду
отражается в понятии «индивид». В понятии «индивид» воплощена
родовая принадлежность человека. А о человеке как о личности мож-
но говорить лишь с некоторого этапа его жизнедеятельности.
Личность представляет собой антогенетическое приобретение че-
ловека, результат сложного процесса его социального развития, кото-
рое происходит в тесной взаимосвязи с развитием общества. Процесс
становления личности осуществляется в многообразных социальных
отношениях, в которые он включается своей духовностью.
Личность находится в сфере влияния различных отношений, про-
цесс становления личности длительный и сложный. В результате на-
копления знаний и опыта у личности складывается определенный взгляд
на окружающее, формируется способность к самостоятельному, со-
знательному отражению действительности, носящему индивидуальный
характер.
Индивидуальность каждой личности проявляется в специфических
особенностях интеллекта, чувств, воли и других свойств личности.
Понимание природы индивидуальности тесно связано с выявле-
нием роли биологического и социального в личности. Здесь суще-
ствуют разные подходы.
46
Биологизаторы считают, что ведущая роль принадлежит биологи-
ческим процессам созревания организма, что основные психические
свойства как бы заложены в самой природе человека, определяющей
его жизненную судьбу.
Пример биогенетической концепции Э. Кречмера – представителя
немецкой «конституционной психологии». Разрабатывая проблемы ти-
пологии личности на основе типа телосложения, он считал, что между
физическим телом человека и особенностями его развития должна
существовать какая-то однозначная связь.
Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности З.
Фрейда. Согласно его учению, все поведение человека обусловлено
бессознательными биологическими влечениями и инстинктами.
В противоположность биогенетическому подходу, отправной точ-
кой которого являются процессы, происходящие внутри организма,
социогенетические теории стараются объяснить особенности лич-
ности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаи-
моотношений с окружающими людьми. Так, согласно теории
социализации, человек рождаясь биологической особью, становится
личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.
Другой концепцией этого ряда служит так называемая теория на-
учения. Согласно ей жизнь личности, ее отношения есть результат под-
крепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк,
Б. Скиннер). На Западе также существуют теория ролей, «теория поля»
и т.д. В итоге каждая из них объясняет социальное поведение челове-
ка, исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек
вынужден как-то приспосабливаться.
Психогенетический подход не отрицает ни биологии, ни среды,
но на первый план выдвигает развитие собственно психических про-
цессов. Здесь выделяются следующие течения:
– концепции, объясняющие поведение главным образом через эмо-
ции, влечения и другие внерациональные компоненты психики, назы-
вает психодинамическими (американский психолог Э. Эринсон);
– концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сто-
рон интеллекта, называют когнивистскими (Ж. Плаже, Дж. Колли и др.);


47
– концепции, в центре внимания которых стоит развитие личнос-
ти в целом, называют персонологическими (Э. Ипрангер, К. Бюгер,
А.Маслар).
Современная психология считает, что личность бисоциальна. Вся
психическая деятельность личности определяется единством общих
факторов, взаимодополняющих и определяющих друг друга.
Наряду с биологическими и социальными факторами чрезвычай-
но важное значение имеет активность самой личности. Именно актив-
ность обеспечивает взаимодействие с окружающим миром,
приспособление к окружающей среде и ее изменение, стимулирует
участие личности в жизни и деятельности.
Основу личности составляет ее структуру, т.е. относительно ус-
тойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостно-
го образования.
В современной психологии имеется несколько точек зрения на то,
что представляет собой внутренний склад личности.
Структура личности по С.Л. Рубинштейну:
1. Направленность – проявляется в потребности, интересах идеа-
лах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения.
2. Знание, умения, навыки – приобретаются в процессе жизни и
познавательной деятельности.
3. Индивидуально-типологические особенности – проявляются в
темпераменте, характере, способностях.
З. Фрейд – основоположник теории и практики психоанализа.
Основные положения это теории следующие: источником активности
человека являются инстинктивные побуждения, данные ему от рожде-
ния, передающиеся по наследству. З. Фрейд выделяет 2 потребности,
которые определяют психическую активность человека: «либидо» и
«агрессию». Структура личности по З. Фрейду: эго, суперэго и ид.
Новое понимание трактовки бессознательного было предложено
неофрейдистами (Н. Юнг, А. Адлер, Э. Фрамм и др.), которые высту-
пили против чрезмерной биологизаторской концепции З. Фрейда, пы-
таясь социологизировать его учение.
Теории личности
1. Психоанализ – представляет собой человека как существо,
предопределенное биологическими инстинктами.

48
2. Бихевиоризм – трактует людей практически как послушных и
пассивных жертв сил окружающей среды.
3. Гуманистическая психология – направление персонологии,
считает, что человек от природы способен к самоутверждению.
Ярким представителем гуманистической психологии является К.
Роджерс, который считает, что самая сокровенная сущность природы
человека ориентирована на движение вперед к определенным целям.
Доброта свойственна природе человека, и если дать возможность рас-
крыть врожденный потенциал, он будет развиваться оптимально и эф-
фективно.
Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновля-
ется и реагируется объединяющим мотивом, который охвачен тенден-
цией актуализации. Эта тенденция ведет к самоактулизации и
проявляется в желании достичь или завершить что-то, что сделает жизнь
человека более разнообразной и совершенной.
Вопросы:
1. Дайте определение понятий: «человек», «личность», «индивидуаль-
ность». Укажите, что эти понятия объединяет и что отличает друг от
друга.
2. По каким внешним проявлениям личности можно судить об уровне
ее развития и общественной ценности?
3. Психологи разных направлений по-разному понимают источники
активности личности, в чем заключается фрейдистское, неофрейди-
стское и современное понимание источников активности личности.
4. Проанализируйте общую структуру личности.
5. Раскройте основные положения гуманистической психологии.

Глоссарий
Активность – свойство всего живого. Активность личности про-
является в ее сознательных, избирательных действиях.
Индивид – отдельное живое существо, представитель биологи-
ческого вида.
Индивидуальность – личность в ее своеобразии.
Интерес – одна из форм направленности личности, окрашенная
положительной эмоцией, связана с проявлением познавательной по-
требности.

49
Личность – человеческий индивид как субъект межличностных
и социальных отношений и сознательной деятельности.
Направленность – совокупность устойчивых мотивов ориенти-
рующих поведение и деятельность личности относительно независимо
от конкретных условий.
Социализация – процесс и результат усвоения и активного вос-
производства индивидом социального опыта.
Самооценка – оценка личностью самого себя.
Уровень притязаний – стремление человека к достижению це-
лей той степени сложности, на которую он считает себя способным.
Ценностные ориентации – система отношений личности к со-
циальным и нравственным нормам общества.

ЛЕКЦИЯ 14. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ
Исторически педагогика складывалась как наука о воспитании
подрастающих поколений. Постепенно сфера применения педагогики
расширялась, и педагогами стали называть всех тех, кто был связан с
обучением и воспитанием молодых. В настоящее время – это наука о
закономерностях воспитания и обучения подрастающего поколения и
взрослых людей, об управлении их развитием в соответствии с по-
требностями общества.
Раскрывая предмет педагогики, нельзя не коснуться её категорий,
т.е. понятий выражающих научные обобщения. К этим категориям от-
носятся воспитание в широком значении, образование, обучение, фор-
мирование и развитие.
Воспитание в широком значении представляет собой целенаправ-
ленный организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гар-
моничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной
деятельности. Часто «воспитание» употребляется как понятие «воспи-
тательная работа», в процессе которой формируется убеждения, нор-
мы нравственного поведения, черты характера, эстетические вкусы,
физические качества человека.
Обучение – это планомерный, организованный и целенаправлен-
ный процесс передачи подрастающему поколению знаний, умений,
навыков руководства его познавательной деятельностью и формиро-
вания у него мировоззрения, средство получения образования.

50
Образование – результат обучения. Образование – это объём сис-
тематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, ко-
торыми овладел обучаемый. Главный критерий образованности –
системность знаний и системность мышления, способность человека
самостоятельно пополнять недостающие звенья в системе знаний с
помощью новой информации и логических рассуждений.
Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда им при-
дают необходимую направленность, формируя важнейшие мировоз-
зренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие
другие установки. Поэтому обучение имеет воспитательный характер.
Точно так же в любом воспитании содержатся элементы обучения.
Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем.
Развитие – это процесс и результат количественных и качествен-
ных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными,
непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния
в другое. Для углублённого изучения этого процесса современная наука
выделила в процессе развития физические, психические, духовные,
социальные стороны. Педагогика изучает проблемы духовного разви-
тия личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами. Пред-
метом педагогики является изучение процессов обучения и воспитания
личности любого возраста.
С помощью методов исследования каждая наука добывает инфор-
мацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает получен-
ные данные, включает в систему известных знаний. Конечная цель
любого педагогического исследования – выявление порядка, регуляр-
ности в изучаемом процессе, т.е. установление закономерности.
К традиционным методам исследования в педагогике как и в пси-
хологии относятся: наблюдение, эксперимент, тестирование и анкети-
рование. Так же как и в психологии исследуется (анализируется)
продукты деятельности учащихся и педагогов: письменные работы,
рисунки, предметы детского творчества (модели технического твор-
чества, глиняные изделия и другие поделки), анализируется учебная
документация. Отдельное значение в педагогике имеет изучение педа-
гогического опыта отдельных преподавателей – наставников, анализ
методической и педагогической литературы, видеоматериалов. Это
исследование направленно на выявление исторических связей воспи-
тания и этики поведения в разные периоды жизни страны, выявление
общего и устойчивого в учебно-воспитательной системе.
51
Педагогический процесс выполняет три основные функции: обра-
зовательную, воспитательную, и развивающую. Основывается он на
определенных принципах. Важнейшими из них являются принципы
целостности, непрерывности и целенаправленности. Т.е. важно, чтоб
и взрослые и с определенного возраста дети чётко понимали, что важ-
но постоянно совершенствовать свои знания, умения и человеческие
качества, а делать это целенаправленно, для того, чтобы стать интерес-
ной и сильной личностью.
Образование человек получает в школе, в высшем или среднем
специальном учреждении, кроме того можно получить дополнитель-
ное образование в кружках, студиях и других творческих коллекти-
вах. Можно заниматься самообразованием, используя книги,
обучающие программы и другие средства новых технологий.
Вопросы:
1. Что представляет собой педагогический процесс? Какова его
функция?
2. В чём различие и что общего в таких понятиях как образование,
воспитание, обучение?
3. Какие методы исследования в педагогике и психологии общие?
4. Каковы функции воспитания?
5. Каковы задачи обучения в школе, в среднем профессиональном
учебном заведении?
Глоссарий
1. Педагогика – наука о воспитании и обучении, раскрывает цели,
сущность, задачи и закономерности воспитания, образования и обуче-
ния, их роль в жизни общества и развитии личности.
2. Обучение – целенаправленный и планомерный процесс пере-
дачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной
деятельности человека, осуществляемый под руководством специа-
листов.
3. Воспитание – процесс целенаправленного, систематического
формирования личности в соответствии с действующими в обществе
нормативными моделями.
4. Развитие – необратимое направленное закономерное измене-
ние объектов, в результате которого возникает их новое качественное
состояние. 2. Степень сознательности, просвещённости.
52
5. Образование – совокупность систематизированных знаний,
умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в
процессе обучения в специальных учебных заведениях. Один из пока-
зателей социального статуса индивида.
6. Гармония – единство, согласованность, стройное сочетание
элементов, свойств и явлений.
7. Убеждение – твёрдая уверенность в чём-либо, основанная на
определенной идее, мировоззрении. Процесс передачи моральных пред-
ставлений индивиду или представителям групп путём разъяснения,
пропаганды, агитации.
8. Эстетика – (от греческого чувствующий, чувственный)., – на-
ука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу специфи-
ческого проявления ценностного отношения человека к миру (т.е.
человек что- то может оценить (почувствовать) как трагедию, а дру-
гой может в этом же явлении увидеть смешное) и сферу художествен-
ной деятельности человека.

ЛЕКЦИЯ 15. ВОСПИТАНИЕ КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ»
Целостный педагогический процесс, как уже было сказано, вы-
полняет три взаимосвязанные функции: обучающую, воспитывающую
и развивающую. Рассмотрим воспитание подробно. Оно нередко отож-
дествляется с процессом социализации личности, однако, процесс
социального развития человека понятие более широкое, чем воспита-
ние. Социализация отражает влияние различных факторов бытия и плюс
воздействие воспитательной работы в семье, школе или детском доме,
колонии для преступников или трудовом коллективе, кооперативе и
т.п. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личнос-
ти педагогом или коллективом. Позитивная реакция личности на педа-
гогические воздействия обусловлена учетом её потребностей, интересов
и физиологических возможностей. Цели, характер и содержание вос-
питания определяются потребностями общества, интересами государ-
ства и правящих классов. Цели воспитания следует рассматривать в
нескольких аспектах:
а) формирование заинтересованности в постоянном пополнении
знаний и умений, выявлению новых способов учебно-познавательной
деятельности;
53
б) формирование мотивации и опыта деятельности т.е. стремление
осознать, чем хочу заниматься? И желание трудиться прилежно, дово-
дя дело до конца;
в) формирование культуры и опыта общения с людьми;
г) формирование субъективно-личностных предпочтений, вкусов,
духовных запросов и т.п.
На достижение целей воспитания ориентированы методы воспита-
ния, которые можно подразделить на три крупных блока:
1. Методы формирования сознания личности.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта об-
щественного поведения.
3. Методы стимулирования деятельности.
К первой группе методов относят убеждение, внушение, беседы,
лекции, дискуссии, а так же метод примера. Вторая группа методов
включает: педагогическое требование, общественное мнение, приуче-
ние, поручение, создание воспитывающих ситуаций. В третью группу
методов входят: соревнования, поощрения, наказание, создание ситу-
ации успеха.
Содержание воспитания обычно рассматривается в следующих
аспектах: воспитание гражданское (в том числе патриотическое), нрав-
ственное, физическое; воспитание интереса к познавательной деятель-
ности, трудовое, эстетическое, экологическое; воспитание умения
работать в коллективе.
Теперь подробнее рассмотрим обучающую функцию педагогичес-
кого процесса. Итак, обучение – это общественно – организуемый про-
цесс постоянной передачи, предшествующими поколениями
последующим, социально значимого опыта.
Обучение можно рассматривать в двух аспектах: общее образо-
вание и профессиональное обучение. В нашей стране общее образова-
ние можно получать в школе и в системе дополнительного образования
(кружки, студии художественного творчества, самообразование). Про-
фессиональное обучение организовано в средних специальных учреж-
дениях (колледжах, училищах, техникумах) и в высших учебных
заведениях (институтах, университетах, академиях). Научно-исследо-
вательской работой занимаются в аспирантуре, докторантуре.
Высшее образование в России в настоящее время имеет доста-
точно стройную структуру. Все изучаемые предметы разбиты на четы-
ре блока.
54
1. Гуманитарные науки: философия, история Отечества, психоло-
гия и педагогика, социология и т.п. всего одиннадцать дисциплин. На
них предлагается примерно 25% всего учебного времени.
2. Естественно – научные дисциплины: современная концепция
естествознания, математика, информатика и т.д. На эти дисциплины
предлагается 15% от всего учебного времени.
3. Общепрофессиональные дисциплины получают примерно 35%-40%.
4. Дисциплины специализации примерно 20%- 25% времени за-
нимает в учебном процессе.
Высшее образование предполагает, что работник с таким дипло-
мом часто становится руководителем, следовательно важно знать ме-
тоды педагогического воздействия на подчиненных сотрудников.
Перечислим некоторые нравственно-психологические качества, кото-
рыми должен обладать руководитель.
– Изучать исполнительские и творческие возможности подчинен-
ных, что бы учитывать их при распределении обязанностей.
– Задания и распоряжения необходимо давать в спокойном тоне,
сформулировать их чётко, полно и конструктивно. Важно что бы все
поняли: что нужно сделать, как это сделать, какой ожидается резуль-
тат. Сроки исполнения назвать сжатыми, но реальными.

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign