LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

2. общение (коммуникативная функция).
Речевая деятельность связана с работой больших полушарий го-
ловного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой дея-
тельности. Правое влияет на модуляцию голоса, тембр и т.п.
Речевая активность идет по трем каналам: двигательному, слухо-
вому и зрительному. Речевые звуки возникают при подаче воздуха из
легких в вибраторы (голосовые связки гортани), щели и затворы, об-
разующие во рту при артикуляции языка и губ. Синтез определенных
для данного звука составляющих происходит в резонаторах, включа-
ющих рот, глотку и полость носа. Здесь звук как бы фильтруется, одни
обертоны ослабляются или отсеиваются, другие усиливаются.
Речевые зоны коры представлены несколькими анализаторами,
тесно взаимодействующими друг с другом и координационно связан-
ными со всей деятельностью нервной системы.

Свойства речи
1. Содержательность – характеризуется объемом выраженных
в ней мыслей, обеспечивается подготовленностью говорящего.
2. Понятность – обусловлена в основном объемом знаний слу-
шателей, обеспечивается избирательным отбором материала, доступ-
ного слушателям.
3. Выразительность – связана с эмоциональной насыщеннос-
тью, обеспечивается интонацией, акцентом, паузами.
4. Действенность – определяется влиянием на мысли, чувства,
поведение, обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слу-
шателей.
В восприятии речи можно выделить 2 уровня, или две стороны,
этого двуединого процесса:
1. анализ и синтез звуков;

34
2. понимание речи или анализ и синтез сигнальных, смысловых
характеристик речи.
Речь бывает внешней, внутренней, устной, письменной, аффек-
тивной, диалогической и монологической. Она является одной из важ-
нейших форм взаимодействия и общения.
Общение – это связь между людьми, в результате которой проис-
ходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется по-
требность в другом человеке. Посредством общения люди организуют
различные виды практической и теоретической деятельности, обменива-
ются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целе-
сообразную программу действий. В процессе общения формируются,
проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения.
Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне об-
щения невозможно формирование личности. Именно в процессе об-
щения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются
практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убежде-
ния.
Структура общения (по Андреевой):
1. Коммуникативная (состоит в обмене информацией между об-
щающимися индивидами).
2. Интерактивная (заключается в обмене не только знаниями,
идеями, но и действиями).
3. Перцептивная (означает процесс восприятия друг друга парт-
нерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания).
Модель коммуникативного процесса (по Лассуэлу):
1. Кто (передает сообщение) – коммуникатор.
2. Что (передается) – сообщение.
3. Как (осуществляется передача) – канал.
4. Кому (направлено сообщение) – аудитория.
5. С каким результатом передается сообщение – эффективность.
Функции общения (по Ланову):
1. Информационно-коммуникативная.
2. Регуляторно-коммуникативная.
3. Аффективно-коммуникативная.
Общение бывает формальным и неформальным. Формаль-
ным называется общение, обусловленное социальными функциями, рег-
ламентированное как по содержанию, так и по форме.
35
Неформальное общение наполнено субъективным, личностным
смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые ус-
тановились между партнерами. Высшие формы неформального обще-
ния – любовь и дружба.
Главным средством общения является речь. Однако на ряду с
речью широко используются и неречевые, средства (мимика, жесты,
пантомика и т.д.)
Виды общения
1. Социально ориентированное, при котором общественные от-
ношения выражены наиболее ярко (лекция, доклад и.т.д.).
2. Групповые предметно ориентированное общение, при ко-
тором четко обозначены отношения, обусловленные совместной дея-
тельностью, т.е в процессе обучения, труда и.т.д.
3. Личностно ориентированное общение, т.е. общение одного
человека с другими.
Передача любой информации возможна лишь посредством зна-
ков (знаковых систем). В этой связи различают:
1. вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы, ис-
пользуется речь);
2. невербальную (используются различные неречевые знаковые
системы – жесты, мимика, пантомика).
Особый вид общения – это педагогическое общение – профес-
сиональное общение педагога с учащимися в процессе обучения и вос-
питания. Оно направлено на создание условий для развития личности,
позволяет управлять социально-психологическими процессами в кол-
лективе и обеспечивать благоприятный психологический климат.
Вопросы:
1. В определении речи всегда указывается на функцию общения. А как
это согласуется с тем, что речь может быть и внутренней, и для
себя?
2. В чем различие между двумя понятиями речь и язык?
3. Определите сущность каждого вида речи.
4. Раскройте психологическое содержание восприятия устной речи.
5. Чем отличается письменная речь от устной?
6. Раскройте взаимосвязь и различие общественных и личных отно-
шений.
36
7. Определить роль и функции общения.
8. Покажите значение и роль вербальных и невербальных средств об-
щения.
Глоссарий.
Внутренняя речь – особый вид беззвучной речевой деятельнос-
ти человека, характеризующийся предельной свернутостью граммати-
ческой структуры и содержания. Является основным инструментом
мышления.
Диалогическая речь – вид речи, при которой в равной степени
активны все ее участники.
Знак – материальный, известно воспринимаемый предмет, явле-
ние и действие, выступающий в процессе познания и общения в каче-
стве заместителя другого предмета или явления и используемый для
получения, хранения, преобразования и передачи информации.
Коммуникация (в психологии) – передача информации посред-
ством языка и других знаковых средств.
Монологическая речь – высказывание, объединенное одной
сложной мыслью.
Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящие в
обмене информацией между ними познавательного или аффективно-
оценочного характера.
Речь – процесс общения людей посредством языка; часто рас-
сматривается как особый вид деятельности.
Язык – (в психологии) – система словесных знаков, опосред-
ствующих психическую (прежде всего интеллектуальную) деятель-
ность, а также средство общения, реализуемое в речи.

ЛЕКЦИЯ 11. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СТРУКТУРА

Деятельность
Теория психической деятельности А.Н. Леонтьева (1903–1979)
С точки зрения А.Н. Леонтьева психика в силу своей активной
природы направлена на решение определенных задач. Психика долж-
на рассматриваться как деятельность, как активность человека, направ-
ленная на достижение цели.

37
Структура психической деятельности
1. Собственно Деятельность.
2. Действие.
3. Операция.
4. Психофизиологическое обеспечение деятельности.
Действие – психический процесс, единица деятельности, направ-
ленный на достижение цели (цели как представлении о конечном ре-
зультате).
Признаки действия:
а) постановка и удержание цели;
б) осознание цели;
в) выбор способа или программы достижения цели;
г) направление действия.
Всякое действие всегда должно стремиться перейти в операцию.
Операция – способ выполнения действия, единица деятельности,
операции малоосознаются, выполняются как бы неглядя, механичес-
ки, автоматически.
Богатство личности определяется богатством поля операций.
Для каждого действия и операции нужны исполнительные уровни
– психофизиологическое обеспечение или психофизиологические орга-
ны, т.е. чем действие и операции исполняются? Как правило, это 5
анализаторов – тактильный, зрительный, слуховой, вкусовой и обоня-
тельный.
Откуда берутся цели?
Должны быть потребность и мотив действия.
Потребность – состояние (временное движение, переживание,
какие-то краски) объективной нужды организма в чем-либо, что ле-
жит вне его и служит необходимым условием его нормального функ-
ционирования.
Существует 2 класса потребностей:
1. Биологические или врожденные, потребности связанные с жиз-
необеспечением человека (в пище, кислороде, воде, продолжении рода,
информации, в общении с себеподобными и т.д.).
2. Социальные потребности, связанные с системой ценностей того
общества, в котором человек живет (эстетические, творческие потреб-
ности и т.д.).
38
Потребность трансформируется, растет и изменяется, биологичес-
кие потребности, например, часто бывают социализированы.
Потребность проходит 2 этапа: 1 этап – до встречи с предметом,
этот этап неопределенный по состоянию, ощущение дискомфорта (чего-
то хочется?). Человек ищет предмет удовлетворения потребности, тог-
да наступает 2 этап – когда потребность кристализируется в предмете,
встретившись с ним она становится мотивом – опредмеченной потреб-
ностью, побуждением к деятельности. Многие потребности могут схо-
диться на одном предмете, т.е. иметь общий мотив.
1. Собственно Деятельность – система или комплекс действий
и операций, объединенных одним мотивом. Появление мотива делает
поведение человека направленным на предмет. И если результат дея-
тельности и мотив совпадает, то человек испытывает положительные
эмоции, если не совпадает, то отрицательные.
Понимание истинных мотивов поведения и поступков человека
является важным ключом к пониманию побудительных сил души и тела.

Основные виды деятельности людей
Общение – первый вид деятельности, возникающий в процессе
индивидуального развития человека, за ним следует игра, учение и
труд.
1. Общение – вид деятельности, направленный на обмен инфор-
мацией между людьми, целью которого является установление взаи-
мопонимания, добрых личных и деловых отношений.
Общение может быть непосредственным и опосредованным, вер-
бальным и невербальным.
2. Игра – вид деятельности, результатом которого не становится
производство, какого либо материального или идеального продукта
(за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и
детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель по-
лучения отдыха.
Игры бывают: индивидуальные и групповые, предметные и слож-
ные, ролевые и игры с правилами.
3. Учение – вид деятельности, цель которого является приобрете-
ние человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть органи-
зованным и неорганизованным.

39
4. Труд – вид деятельности, благодаря которому человек пост-
роил современное общество, создал предметы материальной и ду-
ховной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом,
что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неогра-
ниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и со-
вершенствование орудий труда, они же в свою очередь явились
фактором повышения производительности труда, развития науки, про-
мышленного производства, технического и художественного твор-
чества.
Компонентами любой деятельности являются умения, навыки и
привычки.
Вопросы :
1. Дайте определение деятельности.
2. Возьмите любой вид деятельности, проанализируйте его: определите
в ней потребности, мотивы, цели, что в нем является действием,
операцией, какие психологические уровни задействованы в выпол-
нении этой активности и т.д.
3. Как Вы понимаете, почему богатство человека зависит от богатства
поля операций?
4. Как взаимосвязан мотив и результат деятельности (приведите
примеры)?
5. Дайте характеристику основным видам деятельности людей.

Глоссарий
1. Действие – единица деятельности, произвольная, преднаме-
ренная, опосредованная активность, направленная на достижение осоз-
наваемой цели.
2. Деятельность – динамическая система взаимодействий
субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и
воплощение в объекте психического образа и реализация опосредо-
ванных им отношений субъекта в предметной действительности.
3. Мотив – (от латинского movere – приводить в движение, тол-
кать), побуждения к деятельности, связанное с удовлетворением по-
требностей человека, совокупность внешних и внутренних условий,
вызывающих активность человека и определяющих ее направленность.

40
ЛЕКЦИЯ 12. ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА И ВОЛЯ
Человек испытывает легкость или трудность, удовлетворенность
или огорчение, бодрость или усталость в зависимости от поддержания
или разрушения сложившихся в нервной системе динамических сте-
реотипов. Особенно острые переживания испытываются при ломке
стереотипов, а приятные, привычные внешние условия облегчают об-
разование временных связей и переживаются как положительные со-
стояния.
На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигналь-
ная система. Переживания могут возникнуть не только при непосред-
ственном воздействии явлений и предметов, но могут быть вызваны
словами. Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции
и чувства становятся осознанными, приобретают общественный ха-
рактер. Лишь при деятельности второй сигнальной системы возможно
формирование таких сложных чувств человека, как моральные, ин-
теллектуальные и эстетические.
Электрофизиологические исследования установили огромное зна-
чение для эмоциональных состояний особых образований нервной
системы. Эмоциональный «настрой» личности в значительной мере
определяется функциями таламуса, гипоталамуса и лимбической сис-
темы. Специальные эксперименты обнаружили там существование цен-
тров положительных и отрицательных эмоций, получивших название
центров «наслаждение» и «страдания». Подтверждена громадная роль
эмоций в жизни человека.
Рассмотрим несколько теорий эмоций.
Первый, кто пытается раскрыть биологическую природу чувств,
были Ч.Дарвин. Он утверждал, что чувства человека имеют животное
происхождение, и что по мере развития психики эмоции будут исчезать.
Выразительные движения, как показал Ч.Дарвин, носят приспо-
собленный характер. На основе дарвиновского понимания эволюции
приспособленных реакций организма можно утверждать, что эмоцио-
нальные состояния сыграли когда-то положительную роль, создав ус-
ловия для более широкого и более совершенного приспособления
животных к окружающей среде.


41
Из дарвинской точки зрения на эволюцию полезных приспособ-
лений следует, что эмоциональные состояния, удержавшиеся в про-
цессе эволюции и развития до своего тончайшего выявления у человека,
не могли бы ни сохраниться, а тем более закрепиться наследственнос-
тью, если бы они были вредны либо бесполезны для жизненно важ-
ных функций животного.
В животном мире возникновение эмоций также связано с удов-
летворением или неудовлетворением, но вследствие ограниченности
потребностей животных, обусловленных узким кругом инстинктов
(самосохранения, продолжения рода, пищевого и ориентировочного),
их эмоции соответственно ограничены и бедны.
У человека имеется огромное количество чувств, которых не
существует и не может существовать у животных. Вместе с тем даже
эмоции, общие для людей и животных (гнев, страх, любопытство, ра-
дость, уныние и др.), имеют качественные отличия друг от друга.
Близка к этой теории эмоций, предложенная американским фило-
софом и психологом Джеймсом и датским врачом Ланге. Согласно
их теории, возникновение эмоций обусловлено изменениями в двига-
тельной сфере. Тот факт, что эмоции характеризуются ярко выражен-
ными изменениями в деятельности внутренних органов, побудило
выдвинуть теорию, согласно которой эмоции представляют собой яко-
бы сумму только органических ощущений, вызываемых этими изме-
нениями. Джеймс трактовал эти изменения, как причину эмоций. Плач,
дрожь, смех, согласно этой точке зрения, – это источники, причина
эмоций. Согласно этой теории, человеку грустно, потому что он пла-
чет, а никак не наоборот. В итоге эмоции отрывались от сознания и
рассматривались изолированно от всей психики.
Альтернативную точку зрения на соотношение органических и
эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он отметил, что те-
лесные изменения, возникающие при различных, эмоциональных со-
стояниях, весьма похожи друг на друга и недостаточны для того, чтобы
объяснить качественные различия в высших, эмоциональных пережи-
ваниях человека, а искусственно вызываемое прекращение поступле-
ния органических сигналов в мозг не предотвращает возникновение
эмоций.

42
Положения Кеннона были развиты П. Бардал, который показал,
что и телесные изменения и эмоциональные переживания возникают
почти одновременно.
Биологическая теория эмоций П.К. Анохина построена на основе
представлений о целостной физиологической архитектуре любого при-
способительного акта, какими являются эмоциональные реакции.
Согласно биологической теории эмоций, положительные эмоции
возникают в случае, если обратная информация совпадает или превы-
шает ожидаемую, и наоборот, недостаток обратной информации по-
рождает отрицательные эмоции.
Человеческие эмоции преобразованы социальными условиями
существования, исторически обусловлены, выполняют сигнальную и
регулирующую функцию.
Сигнальная функция чувств выражается в том, что пережива-
ния возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в
окружающей среде или в организме человека.
Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие
переживания направляют наше поведение, поддерживают его, застав-
ляют преодолевать встречающие на пути преграды.
Рассмотрение проблемы эмоций с биологической точки зрения
позволяет признать, что эмоции (по мере развития) закреплялись как
своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его
оптимальных границах и предупреждающий характер недостатка или
избытка каких-либо факторов жизни данного организма.
Выражение чувств, проявляющихся в той или иной форме, назы-
вают экспрессией чувств. Язык экспрессии достаточно многообра-
зен. Причем важно не только значение слова, но и то, что сказано:
интонация, тембр голоса и т.д.
У человека, испытывающего то или другое эмоциональное состоя-
ние – радость, скорбь, гнев, происходят определенные изменения не толь-
ко во внутренних органах, но и во внешнем облике. Меняется выражение
лица, глаз (мимика), появляется определенного характера жесты, (пан-
томимика), возникают специфические оттенки в интонациях.
Познание человеком окружающей действительности будет непол-
ным, если оно ограничивается только рациональным знанием, оно не-
мыслимо без так называемой эмпатии, т.е. способности сочувствовать,
сопереживать, разделять радость и огорчения других.
43
В сложном волевом действии можно выделить несколько основ-
ных стадий и этапов.
1. Цель и стремление достичь ее.
2. Осознание ряда возможностей достичь цели.
3. Появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти
возможности.
4. Борьба мотивов и выбор.
5. Принятие одной из возможности в качестве версии.
6. Осуществление принятого решения.
Отдельные волевые качества и волевая активность в целом оце-
ниваются по следующим параметрам: сила, устойчивость, широта и
направленность. При очень волевых качествах личности , можно ис-
ходить из следующих их определений: целеустремленность, настойчи-
вость, выдержка, решительность, инициативность, самостоятельность,
организованность, дисциплинированность, смелость, исполнитель-
ность.
Основу воспитания воли человека составляет воспитание его во-
левых качеств, в процессе его прежде всего самовоспитания. Следует
понимать: воля, как всякое другое качество, нуждается в тренировке.
Вопросы:
1. Приведите примеры, подтверждающие роль человеческих эмоций в
познании.
2. Чувства, как и все психические процессы, являются отражением
действительности. Как осуществляется отражение действительнос-
ти в чувствах и чем оно отличается от отражения, совершаемого в
процессах восприятия, памяти и прочее?
3. Чем объясняется, что если дать возможность человеку «выгово-
риться», «поплакать», то ему легче перенести горе?
4. Всегда ли характер эмоциональной реакции человека адекватен ха-
рактеру самого воздействия? Объясните причины возможного со-
ответствия или несоответствия.
5. Довольно часто мы сталкиваемся со случаями, когда, приняв реше-
ние, человек иногда вновь начинает сомневаться в правильности и

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign