LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

щий в связи с этим интерес (сохранность, целенаправленность, сни-
мается напряжение).
Качества внимания
Исследования Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина показали, что ка-
чества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Обна-
ружилось, что людям со слабой нервной системой, дополнительные
раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной даже, повышают
концентрацию внимания.

Глоссарий
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания че-
ловека на определенных объектах при одновременном отвлечении от
других. Различают: непроизвольное, произвольное, послепроизволь-
ное внимание.

23
Даминанта – временно господствующий в коре головного моз-
га очаг возбуждения.
Качества внимания:
Концентрация – степень степень сосредоточенности внимания на
объекте.
Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вни-
манием одновременно.
Переключение – намеренный перенос внимания с одного объек-
та на другой (осознанность отличает переключение от отвлечения вни-
мания).
Распределение – возможность удерживать в сфере внимания од-
новременно несколько объектов.
Устойчивость – длительность сосредоточения сознания на объекте.
Вопросы:
1.Определите роль и место внимания в психической деятельности че-
ловека.
2. Возможна ли разумная деятельность без внимания? Чем может быть
обусловлена невнимательность студента на лекциях или семинарах?
Перечислите и объясните причины.
3. Раскройте важнейшие характеристики каждого вида внимания, выс-
кажите свое мнение, какой вид внимания наиболее эффективный?
4.Перечислите качества внимания, раскройте содержание каждого ка-
чества, его роль в жизни и деятельности.
5.Охарактеризуйте факторы, способствующие привлечению внимания
и приведите примеры из жизни.

ЛЕКЦИЯ 7. ПАМЯТЬ КАК ВЫСШАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ
ФУНКЦИЯ
Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга,
не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохра-
няться в течение длительного времени. Запоминание, сохранение и
последующее затем воспроизведение личностью ее опыта и составля-
ет сущность процесса памяти. Благодаря памяти расширяются позна-
вательные возможности человека.
Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и
развитие личности; она изменяется с возрастом и поддается тренировке.

24
Успешность памяти зависит:
– от степени завершенности действий запоминания;
– от интересов и склонностей личности;
– от отношения личности к той или иной деятельности;
– от эмоционального настроя;
– от волевого усилия.
Вопрос о механизмах памяти сложен и является предметом ряда
наук-физиологии, биохимиии, психологии.
Физиологи связывают процесс хранения информации с образо-
ванием нервных связей.
Биохимики – с изменением РНК и других биохимических структур.
Психологи подчеркивают зависимость памяти от характера дея-
тельности человека и направленности личности.
Процессы памяти нельзя рассматривать как протекающие незави-
симо от особенностей и свойств личности. Мнемические процессы
тесно связаны прежде всего с направленностью и мотивацией лично-
сти. Память зависит от различных сторон личности: уровня ее разви-
тия, развития волевой, эмоциональной и интеллектуальной сфер.
Данные исследований показывают развитие различных сторон
памяти. Существует некоторая последовательность в возникновении и
проявлении разных видов памяти.
Уровни развития памяти в значительной мере зависят от возраста
человека, общего состояния организма и.т.д.
Большое влияние на память человека оказывает направленность
деятельности, осуществляемой при запоминании и воспроизведении.
Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой
запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и
точностью воспроизведения.
В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия.
Это обнаруживается:
– в различной скорости запоминания;
– в прочности сохранения;
– в легкости воспроизведения.
Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены и
врожденными особенностями высшей нервной деятельности и воспи-
танием. Индивидуальные особенности обуславливают различные типы
памяти.
25
Индивидуальные различия в памяти могут быть двух видов: с од-
ной стороны, память разных людей отличается преобладанием той или
иной модальности – зрительной, слуховой, двигательной; с другой
стороны, память различных людей может отличаться по уровню своей
организации.
Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо
запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки и.т.п.
При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается сло-
весный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и.т.п.
При эмоциональном типе памяти сохраняются и воспроизводятся
пережитые человеком чувства.
Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной
памятью. Феноменальная память характеризуется исключительно силь-
ной образностью. Человек, например, видит отсутствующий предмет
до мельчайших подробностей.
В зависимости от длительности сохранения различают:
Кратковременную память (запоминание на короткий срок, иног-
да после однократного и очень краткого восприятия).
Долговременную память (длительное сохранение материала,
чаще всего после многократного повторения).
Оперативную память (запоминание, проявляющееся в процес-
се конкретной деятельности и вклющающие элементы кратковремен-
ной и долговременной памяти).
В соответствии с целями деятельности, в которую включено запо-
минание, оно может быть:
– произвольным, если определяется сложной целенаправлен-
ной деятельностью, подчиненной воле и определенной мнемической
задаче;
– непроизвольным, когда отсутствует специальная мнемичес-
кая задача и запоминание происходит без волевого усилия.
Исследования Л.И. Зинченко показали, что непроизвольное запо-
минание может быть более эффективными, чем произвольное, в тех
случаях, когда оно осуществляется в процессе интенсивной мысли-
тельной деятельности.
Запоминание может протекать с различной степенью осмыслен-
ности, с различной глубиной понимания. Но мышление всегда являет-
ся существенной опорой памяти, необходимым условием успешного
26
запоминания. В соответствии с этим обычно различают механическое
и логическое (смысловое) запоминание. Успешность запоминания в
значительной мере зависит от смысловых связей между элементами
запоминания.
Процессом, противоположным сохранению является забывание.
Забывание биологически целесообразно для организма. Оно обуслов-
лено угасанием временных нервных связей, утративших свое значе-
ние и потому неподкрепляемых. Забывается прежде всего то, что
перестает быть для личности существенным, важным и необходимым.
Вопросы:
1. Определите важнейшие особенности памяти как познавательного
психического процесса.
2. Многие люди для лучшего запоминания прибегают к кратким запи-
сям. Почему такой прием способствует лучшему запоминанию ма-
териала?
3. Почему необходимым условием успешного запоминания является
активность мыслительной деятельности?
4. Охарактеризуйте причины, влияющие на продуктивность памяти.
5. Перечислите виды памяти и определите, какая модальность преоб-
ладает у Вас при запоминании?
Глоссарий
Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого про-
исходит актуализация закрепленного ранее.
Забывание – процесс, заключающийся в невозможности вос-
произведения ранее закрепленного в памяти.
Запоминание – психическая деятельность, направленная на зак-
репление в памяти новой информации путем связывания ее с уже при-
обретенным ранее знанием.
Память – форма психического отражения, заключающаяся в зак-
реплении, сохранении и последующим воспроизведении прошлого
опыта.
Память механическая – память, основанная на повторении ма-
териала без его осмысления.
Память смысловая – вид памяти, основанной на установлении
в запоминаемом материале смысловых связей.
27
Память непроизвольная – запоминание без специальной уста-
новки.
Память произвольная – память, основанная на запоминании со
специальной установкой.
Узнавание – проявление памяти как воспроизведение образа при
повторном восприятии объекта.
Эйдетизм – зрительная память, долго сохраняющая яркий образ
со всеми деталями воспринятого.
Мнемомика – система различных приёмов, облегающих запо-
минаний.
Модальность – характеристика ощущения, воспринимаемого ана-
лизаторами слуха, зрения, и т.п.

ЛЕКЦИЯ 8 И 9. МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ

Мышление
Проблема мышления долгое время не была предметом изуче-
ния психологии, а изучалась философией и логикой. Существуют раз-
ные психологические теории мышления (ассоцианизм, вюрцбургская
школа, гештальтпсихология и т.д.)
Мышление как высшая форма познавательной деятельности че-
ловека позволяет отражать окружающую действительность: обобщен-
но опосредованно устанавливать связи и отношения между
предметами и явлениями.
Обобщенность способствует тому, что мышление носит знаковый
характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление
опосредственным.
Благодаря опосредованности оказывается возможным познать то,
что непосредственно в восприятии не дано.
Мышление также дает возможность устанавливать связи и отно-
шения между предметами, в то время как ощущения и восприятия от-
ражают преимущественно отдельные стороны явлений.
Процесс познания является чрезвычайно сложным. Весь матери-
ал мыслительная деятельность получает только из чувственного по-
знания. И через чувственное познание мышление непосредственно
связывается с внешним миром.

28
Материальной основой мышления является речь. Мысль опирает-
ся на свернутую внутреннюю речь.
Мышление выступает как высший процесс, объединяющий всю
деятельность человека. Начальным моментом является проблемная
ситуация, от осознания проблемы, человек переходит к принятию ре-
шения.
Мышление включает ряд операции, таких как:
Анализ – операция мышления, при которой происходит разбор
целого на части.
Синтез – операция мышления, при которой происходит соедине-
ние или объединение частей в единое целое.
Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождения
между ними сходства и различий.
Абстрагирование – возможность отвлечения от свойств предме-
тов, когда им придается иной смысл.
Обобщение – способ решения задач который приводит к едино-
му выводу или это объединение предметов и явлений по какому-то
одному существенному признаку.
С помощью операций мышления осуществляется проникновение
в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматри-
ваются свойства элементов составляющих эту проблему, находится
решение.
К формам мышления относятся понятие, суждение и умозаклю-
чение.
Понятия формируется на основе операций мышления, они мо-
гут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными. Поня-
тия складываются в суждения, суждения могут быть истинными и
ложными. Происходит соединение суждений о чем-либо в форме умо-
заключений, которые бывают утвердительными или отрицательными.
Существует ряд классификаций видов мышления.
Первый и основной – мышление бывает:
– наглядно-действенным – вид мышления, операющийся на не-
посредственное восприятие предметов в процессе действий с ними;
– наглядно-образное – вид мышления, характеризующийся пред-
ставления или образами;
– словесно-логическое – вид мышления, осуществляемый при
помощи логических операций с понятиями (словами).
29
Мышление бывает индуктивным и аналитическим, практическим
и теоретическим, творческим и критическим.
Существуют способы мышления – это индукция и дедукция. Ин-
дукция – это логический вывод в процессе мышления от частого к
общему; Дедукция – логический вывод в процессе мышления от об-
щего к частному.
Отражение человеком мира есть активный, творческий процесс.
Это означает, что воспринимаемые предметы и явления, пережитые
чувства не только отражается человеком, но и перестраиваются в но-
вые комбинации.
Глоссарий
Гипотеза – предположение, проект решения задачи.
Задача – цель, заданная в определенных условиях.
Инсайт – мгновенное осознание решения некоторой проблемы.
Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма пси-
хического отражения, устанавливающая связи и отношения между
познаваемыми образами.
Опосредование – познание с использованием вспомогательных
средств.
Понятие – форма мышления, отражающая существенные свой-
ства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словами
или группой слов.
Проблемная ситуация – ситуация, в которой возникают задачи,
связанные с интеллектуальной деятельностью.
Суждение – форма мышления, отражающая связи между пред-
метами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.
Умозаключение – форма мышления, при которой на основе не-
скольких суждений делается определенный вывод.
Воображение
Психический процесс, занимающийся созданием новых образов
(представлений) путем переработки информации восприятий и пред-
ставлений, полученных в предшествующем опыте, называется вооб-
ражением. Воображение присуще только человеку.
Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта.
В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно
преобразует то, что есть в памяти.

30
Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно
включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимае-
мых предметов. Оно обогащает новые образы, делает их более про-
дуктивными.
Самые тесные связи существуют между воображением и мышле-
нием:
– воображение осуществляет мыслительный отход за пределы не-
посредственно воспринимаемого;
– способствует предвосхищению будущего;
– «оживляет» то, что было ранее.
Важную роль в создании новых временных связей играет слово.
Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания.
Оно играет огромную роль и в преобразовании мира.
Воображение – важнейшая составляющая часть творческого про-
цесса.
Воображение может быть:
1. Активным – по средствам воли, человек вызывает у себя со-
ответствующие образы.
2. Пассивным – когда образы возникают спонтанно.
3. Продуктивным – действительность сознательно конструиру-
ется человеком, т.е. творчески преобразуется.
4. Репродуктивным – ставится задача воспроизвести реальность,
как она есть, связано с восприятием и памятью.
Виды воображения
1. Сновидения – пассивное воображение, роль их до сих пор не
установлена, но здесь находят выражение и удовлетворение многие
жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут
реализоваться в реальной жизни.
2. Галлюцинации – фантастические видения, не имеющие ника-
кой связи с окружающей человека действительностью. Это результат
тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровожда-
ют многие болезненные состояния.
3. Грезы – это нормальные психические состояния, в виде фанта-
зий, связанных с желанием чаще всего с несколько идеализирован-
ным будущим.
4. Мечта – более реалистична и в большей степени связана с
действительностью, т.е. в принципе осуществима.
31
Деятельность воображения зависит от общей направленности лич-
ности.
С деятельностью воображения связано формирование ряда нрав-
ственных качеств личности. Оно связано со всей психической жиз-
нью человека. Оно помогает человеку представлять действительность
в образах, регулировать эмоциональное состояние, познавательные
процессы, формировать внутренний план действий, планировать и про-
граммировать внутренний план действий.

Глоссарий
Агглютинация – создание новых образов на основе «склеива-
ния» частей, имеющихся образов и представлений.
Акцентирование – создание новых образов путем подчеркива-
ния тех или иных черт.
Воображение – форма психического отражения, состоящего в
создании образов на основе ранее сформированных представлений.
Творчество – деятельность человека по созданию новых ориги-
нальных значимых ценностей.
Творческое воображение – вид воображения, направленного на
создание новых образов, составляющего основу творчества.
Вопросы:
1. Назовите специфические особенности мышления как высшей фор-
мы познавательной деятельности.
2. Перечислите основные этапы решения мыслительных задач и ука-
жите психологические условия, необходимые для их решения.
3. Назовите основные мыслительные операции, которые необходимы
для сравнения понятий.
4. Охарактеризуйте способы мышления дедукции и индукции.
5. Распределите виды мышления с точки зрения развития их в зависи-
мости от возраста.
6. Сравните воображение с другими познавательными психическими
процессами и свойствами личности. Можно ли говорить о наличии
воображения у животных?
7. Объясните, в чем основное отличие воображения от представлений
памяти. По каким признакам это можно установить?

32
8. Какой вид воображения преобладает в деятельности художника, пи-
сателя? По каким признакам это можно установить?
9. Подберите примеры полезной мечты и пустой мечтательности. Про-
анализируйте роль мечты в Вашей деятельности.
10. В чем заключается связь сновидений с реальностью?

ЛЕКЦИЯ 10. РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ
Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми
сторонами человеческого сознания. Речь – могучий фактор психичес-
кого развития человека, формирования его как личности. Под влиянием
речи формируются взгляды, убеждения, интеллектуальные, нравствен-
ные, эстетические чувства, формируется воля и характер. Все познава-
тельные психические процессы с помощью речи становятся
произвольными, управляемыми. Итак, речь – это познавательный пси-
хический процесс, который заключается в совокупности произносимых
и воспринимаемых человеком звуков, имеющих тот же смысл и то же
значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Язык – система условных символов, с помощью которых пере-
даются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение
и смысл.
В речи выражается психология отдельного человека. Речь являет-
ся индивидуально своеобразной, в которой выражается психология
отдельно взятого человека, а язык один для всех.
Посредством сигнализации через слово обозначается предмет,
действие, состояние и т.п. Со словом же связано и представление о
предмете или явлении.
Функция обобщения обусловлена тем, что каждое слово уже обоб-
щает и это позволяет реализоваться мышлению. Коммуникация – об-
щение состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей,
чувств.
Экспрессия заключается в передаче эмоционального отношения к
содержанию речи и к человеку, к которому она обращена.
Членораздельность человеческой речи обеспечивает возможность
выразить с помощью ограниченного количества речевых знаков – эле-
ментов разной сложности (звуков, слогов, слов и предложений) –
безграничное многообразие мыслей, намерений и чувств человека.

33
Существует большое число систем знаков (дорожные, знаки ма-
тематики, химии и т.д.). Наиболее важной и универсальной по воз-
можности использования, является система естественного языка
(национального по форме – русский, английский и т.д.) языка. Его
основными функциями являются:
1. хранение и передача общественно-исторического опыта (наря-
ду с материальными орудиями и продуктами труда);

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign