LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к
различным формам поведения.
7. Поведение – процесс взаимодействия живых существ с окру-
жающей средой, связанный с их внешней (двигательной) и внутрен-
ней (псих.) активностью. Поведение различают на биологическом,
психологическом и социальном уровне.
8. Необихевиоризм – ряд направлений в психологии и социоло-
гии XX в., исходящих из принципов бихевиоризма, но пытающихся
преодолеть его упрощенность и вводящих в схему «стимул – реак-
ция» промежуточные переменные.
9. Гештальтпсихология – одно из направлений психологии
XX в., исходящее из целостности человеческой психики, не своди-
мой к простейшим формам.
10. Психоанализ – 1. Созданные З.Фрейдом и развитые его пос-
ледователями методы лечения неврозов и психол. теория, основанная
на изучении бессознательных псих. процессов, динамики побужде-
ний, структуры личности. 2. Совокупность способов выявления в пси-
хотерапевтических целях особенностей переживаний и действий
человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами.
11. Фрейдизм – учение, трактующее психику человека как сфе-
ру господства бессознательных сексуальных влечений к удовольствию,
которые маскируясь проникают в сознание, постоянно угрожая един-
ству «я»; определяют формирование личности, её поведение, стано-
вясь причиной неврозов.

ЛЕКЦИЯ 3. РОЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ В
СТАНОВЛЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Основоположником отечественной научной психологии считает-
ся выдающийся русский физиолог И.М. Сеченов. В его книге «Реф-
лексы головного мозга (1863г.) основные психологические процессы
получают физиологическую трактовку. Задача И.М. Сеченова пока-
зать, что психика относится к области строгого отечественного иссле-
дования. Так им были установлены явления центрального торможения
и доказано экспериментально, что нервная деятельность складывается
из взаимодействия двух процессов – не только возбуждения, но и тор-
можения.

13
И.М. Сеченов раскрыл преемственность различных уровней мыш-
ления – от предметного до абстрактного – теоретического. Дав физио-
логическую трактовку основным психологическим процессам, он
доказал, что из деятельности головного мозга рождается весь внутрен-
ний мир человека и его поведения.
В 1912г. Г.И. Челпанов создает Психологический институт при
Московском университете. С этого времени в России, так же как и на
Западе организуется системное обучение психологов эксперименталь-
ным методам исследования.
Восходящие к И.М.Сеченову традиции естественнонаучного изу-
чения психической деятельности поддерживали в России психолог Н.Н.
Ланге и врачи психиатры В.М. Бехтерев и С.С. Корсаков. В.М. Бехтерев
предметом психологии считал изучение поведения, которое понимал как
совокупность врожденных и индивидуально приобретенных «сочетатель-
ных рефлексов».
В этот же период работает великий русский физиолог И.П. Павлов.
В качестве основного акта поведения человека он выделял условный
рефлекс, благодаря которому организм приспосабливается к изменчи-
вым условиям существования. И.П. Павлов разработал учение о двух
сигнальных системах.
Он доказал, что человек в отличии от животных наряду с первой
обладает второй сигнальной системой (речью).
Слова, которые замещают сигналы первой сигнальной системы. могут
вызывать все те действия, которые вызывают первые (запахи, шумы).
Например, вид лимона вызывает слюновыделиение так же, как сло-
ва: «тебе порезать лимончика в чай?» Научные труды И.П. Павлова были
отмечены мировым признанием и Нобелевской премией, он пользовал-
ся огромным авторитетом у всех на Родине и за рубежом.
И так, в начале ХХ в. к моменту революционных событий в России
есть достаточно сильная школа психологов и физиологов. Многие из
отечественных ученых, уже пережили период увлечения бихевиоризма,
гештальтпсихологий, фрейдизмом, хорошо ориентировались и в других
концепциях запада.
Российские ученые продолжают работать в этот период самостоя-
тельно в силу особых идеолого-политических событий в стране. Так М.Я.
Басов, чтобы отграничить свои взгляды от бихевиоризма вместо термина
«поведение» стал использовать понятие «деятельность». В качестве спе-
цифически человеческой деятельности М.Я. Басов рассматривал труд.
14
И предложил, что уже в играх детей, их обучении закладываются
психологические начала, на которых строится трудовая деятельность.
Это прежде всего осознание цели, без чего труд лишается всякого
смысла и значения. Затем в трудах таких выдающихся психологов
советского периода как Л.С. Выгодский, Н.А.Леонтьев, А.Р. Лурия,
С.Л. Рубенштейн, П.Я. Гальперин формируется и развивается целост-
ная психологическая концепция деятельности.
Л.С. Выгодский несмотря на короткую творческую жизнь делает
серьезные открытия. Наибольшую известность принесла ему культур-
но-историческая концепция развития высших психических функ-
ций. Он много занимается вопросами восприятия искусства и
воздействия гениальных произведений искусства на человека. Одно-
временно, Л.С.Выгодским изучается дефектология аномального дет-
ства, вопросы соотношения мышления и речи, им формулируются зоны
ближайшего развития в детской психологии.
Исследования А.Н. Леонтьева касаются едва ли не всех проблем
психологической науки. Особенно интересными считаются работы по
структуре деятельности и развитию сознания. Эти исследования дали
особый толчок к развитию педагогики, возрастной и социальной пси-
хологии. А.Н. Леонтьев имеет последователей в разных странах мира.
Вопросы:
1. В чем состоит основная задача И.М.Сеченова при выборе методов
исследования психики?
2. Назовите фамилию ученого, который организовал систему подго-
товки психологов в Москве.
3. Каковы основные положения трудов и экспериментов И.П. Павлова?
4. Назовите основные концепции, которые были сформированы в Рос-
сии в начале ХХ в.
5. Исследования каких советских психологов способствовали разви-
тию педагогики?
Глоссарий
1. Сеченов И.М. Основоположник отечественной научной психо-
логии, дал физиологическую трактовку психологических процессов.
2. Челпанов Г.И. Российский философ и психолог. Создатель,
1-го в России института экспериментальной психологии. Автор нео-
днократно переиздававшихся учебников по психологии.
15
3. Бехтерев В.М. Российский невропатолог, психиатр, физио-
лог. Основатель психоневрологического института в СПб., стал цент-
ром комплексного исследования человека.
4. Павлов И.П. Выдающийся Российский физиолог разработав-
ший учение о высшей, нервной деятельности, сыгравшее значитель-
ную роль в становлении и развитии объективной психологии.
5. Условный рефлекс – временная связь, вырабатываемая путем
сочетания условного и безусловного раздражителей.
6. Деятельность – активное взаимодействие с окружающей дей-
ствительностью, в ходе которого живое существо выступает как
субъект целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяю-
щий т.о. свои потребности. Основным видом человеческой Д, являет-
ся труд. С трудом генетически связаны другие виды человеческой Д. (
игра, учение, общение и т.д.). В ходе социально-исторического разви-
тия возникает труд умственный. Структура деятельности:
– основные элементы, ее примерное содержание;
– мотивы – побуждающие субъект к деятельности; причины;
– цели – образы результатов;
– средства – с помощью которых осуществляется деятельности.
7. Выгодский Л.С. – известный в мировой психологии Российс-
кий психолог. Основные труды: Культурно-историческая концепция;
проблемы психологии искусства; Дефектология; Мышление и речь;
Зоны ближайшего развития.
8. Зона ближайшего развития – характеристика связи обучения
и развития З.б.р. определяется содержанием тех задач, которые ребе-
нок еще не может решить самостоятельно, но уже решает с помощью
взрослого в совместной деятельности, затем становится достоянием
ребенка в зависимости от способностей, желания тренировать умения.

ЛЕКЦИИ 4 И 5. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ

Ощущения
Ощущения являются наиболее простой формой психологической
деятельности. Они представляют собой продукт переработки централь-
ной нервной системой раздражителей, возникающих во внутренней и
внешней среде.

16
Ощущения возникают у всех живых существ, обладающих не-
рвной системой.
У человека они не существуют отдельно, сами по себе, и всегда
пронизаны более сложными психическими процессами, свойствами и
состояниями.
Ощущения и возникающие на их основе восприятия составляют
чувственную основу познания. Это ступень чувственного отражения
действительности, когда знание о мере непосредственно связаны с
воздействием предметов на органы чувств.
Для ощущений характерно отражение отдельных свойств пред-
метов и явлений объективного мира при их непосредственном воздей-
ствии на органы чувств.
Различают раздражители, адекватные для данного органа чувств
и неадекватные для него. Это свидетельствует о тонкой специализации
органов чувств.
Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для при-
ема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутрен-
ней среды и переработки их в ощущения, И.П.Павлов назвал
анализатором, каждый анализатор состоит из 3-х частей:
I – периферического отдела или рецептора.
II – чувствительных нервов (афферентных или центростремитель-
ных, проводящих путей), по которым возбуждение передается в цент-
ральный отдел анализатора.
III – центр анализатора – специализированный участок коры мозга.
Благодаря обратной связи между рецепторами и центральным яд-
ром анализатор мозг непрерывно регулирует деятельность внутренних
органов и органов движения.
Классификация ощущений
I. По контакту с раздражителями, ощущения бывают:
а) Дистантные – слуховые, зрительные и обонятельные;
б) Контактные – кинестетические, тактильные, вкусовые, орга-
нические.
II. По расположению рецептора:
а) Интероцептивные (органические) т.е. сигнализирующие о про-
текании обменных процессов внутри организма.
б) Проприорецептивные (кинестетические).

17
в) Экстерорецептивные – зрительные, слуховые, тактильные,
обонятельные т.е. находящихся на поверхности тела.
Общие свойства ощущений
1. Качество – каждый вид ощущений имеет свои специфические
особенности, отличающие его от других видов. Так слуховые ощуще-
ния характеризуются высотой, тембром, громкостью; зрительные –
цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.
2. Интенсивность – определяется силой действующего раздражи-
теля и их функциональным состоянием рецептора.
3. Решительность – определяется функциональным состоянием
органа чувств, времени действия раздражителя и его интенсивностью.
4. Пространственная механизация раздражителей – пространствен-
ный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам све-
дения о локализации раздражителя в пространстве.
Разные органы чувств могут быть более или менее чувствительны
к внешним воздействиям. Чувствительность измеряется порогами.
Высокой чувствительности соответствуют низкие пороги и наоборот.
Различают два вида порогов: абсолютный и разностный. Абсолютная
чувствительность характеризуется низками и верхними порогами.
Нижний абсолютный порог – это минимальная величина раздра-
жителя, который может вызвать едва заметное ощущение.
Верхний – это максимальная величина раздражителя, при которой
возникает ощущение.
Разностный порог – наименьшее различие между раздражителя-
ми, при котором возникает ощущение новой силы.
Различают 2 основные формы изменения чувствительности:
1) Адаптация – чувствительность изменяется в сторону пониже-
ния и в сторону повышения.
2) Сенсибилизация – чувствительность меняется только в сторону
повышения.
Вопросы:
1. Как возникают ощущения, покажите физический, физиологический
и психический процессы.
2. Как классифицируются ощущения.
3. Перечислите общие свойства ощущения и дайте их характеристику.
4. Как Вы понимаете нижний, верхний и разностный пороги ощущений?
5. Назовите основные формы изменения чувствительности.

18
Глоссарий
Адаптация – приспособление к внешним условиям.
Интерорецепторы – рецепторы, расположенные на внутренних
органах.
Кинестезические ощущения – ощущения движения органов сво-
его тела.
Интерорецептивные ощущения – ощущения, сигнализирую-
щие о внутреннем состоянии человека.
Обоняние – способность к ощущению запахов.
Ощущения – простейшая форма психического отражения, обес-
печивающая познание отдельных свойств и предметов.
Проприоцептивные ощущения – ощущения, сигнализирующие
о положении различных частей тела и по движении.
Порог ощущений (абсолютный) – минимальная величина раз-
дражителя, вызывающего едва заметное ощущение – нижней поры,
максимальная величина раздражителя, еще вызывающего ощущения
– верхний поры.
Рецепторы – специализированные нервные окончания, преобра-
зующие раздражения в нервное возбуждение.
Чувствительность – способность реагировать на сравнительно
слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия.
Экстерорецептивные ощущения – сигнализирующие о различ-
ных характеристиках внешнего мира.
Восприятие
Восприятие – это отражение в сознании человека целостных ком-
плексов свойств предметов и явлений объективного мира при их не-
посредственном воздействии в данный момент на органы чувств. В
отличии от ощущений, в процессах восприятия формируется образ
целостного предмета посредством отражения всей совокупности его
свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощу-
щений, хотя и включает их в свой состав.
Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное
обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим
предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанно-
сти человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаи-
мосвязь сенсорной и мыслительной деятельности человека.
19
В восприятии отражаются предметы окружающего мира в сово-
купности различных свойств и частей. Взаимодействие системы ана-
лизаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса
раздражителей различных анализаторов; зрительных, слуховых, мо-
торных, осязательных.
Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Пер-
вичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется слож-
ной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов
анализаторов.
Физиологической основой восприятия является условно-рефлек-
торная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного ком-
плекса нервных связей, обуславливающих целостность и предметность
отражаемых явлений.
Восприятие различается по видам в зависимости от преобладаю-
щей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности.
Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы,
т.е. не одного, а несколько анализаторов. Значение их может быть не-
равнозначным: какой-то из анализаторов является ведущим, другие
дополняют восприятие предмета.
Восприятие предлагает выделение из комплекса бездействующих
признаков основных и наиболее существенных, с одновременным от-
влечением от несущественных. Оно требует объединения основных
существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым
опытом.
Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент
(в виде ощупывания предмета, движение глаз, проговаривания и.т.д.).
Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную дея-
тельность.
Свойства восприятия
1. Предметность – свойство восприятия, которое выражается в
получении сведений из внешнего мира, к этому миру.
2. Структурность – восприятие не является простой суммой ощу-
щений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощу-
щений обобщенную структуру.
3. Осмысленность – восприятие у человека тесно связано с мыш-
лением, с пониманием сущности предмета.
4. Целостность – восприятие есть всегда целостный образ.
20
5. Константность – благодаря константности мы воспринимаем
окружающие предметы как относительно сопоставленные по форме,
цвету и величине и т.д.
6. Избирательность – проявляется в преимущественном выделе-
нии одних объектов по сравнению с другими.
Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из сле-
дующих действий:
– поиск объекта;
– выделение наиболее характерных его признаков;
– опознание объекта, т.е. отнесение его к определенной категории
вещей или явлений.
В восприятии всегда сказываются особенности личности воспри-
нимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интере-
сы, желания и чувства человека.
Вопросы:
1. Как зависит восприятие от направленности личности и других пси-
хических процессов?
2. Охарактеризуйте основные свойства восприятия.
3. Наблюдение – это целенаправленное восприятие? Наблюдательность
– качество личности, необходимое для успешной деятельности во-
обще, а для учебной особенно.
4. Какие условия, по Вашему мнению, способствуют развитию
наблюдательности?

Глоссарий
Восприятие – форма целостного психического отражения пред-
метов или явлений при непосредственном воздействии на органы
чувств.
Избирательность – качество восприятия, определяемое направ-
ленностью или опытом личности.
Наблюдательность – свойство личности, проявляющееся как
способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но суще-
ственные детали.
Перцептивная система – совокупность анализаторов, обеспе-
чивающих данный акт восприятия.

21
Предметность восприятия – отнесение сведений, получаемых
из внешнего мира, к объектам этого мира.
Сенсорика – понятие, обобщающее ощущения и восприятия.
Целостность восприятия – особенность восприятия, занимаю-
щаяся в отражении объектов в совокупности их свойств при непос-
редственном воздействии на органы чувств, целостность восприятия
формируется в предметной деятельности.

ЛЕКЦИЯ 6. ВНИМАНИЕ
На человека воздействует одновременно огромное число раздра-
жителей. Однако доходят до сознания лишь те из них, которые являют-
ся значимыми. Избирательный, направленный характер психической
деятельности человека составляет сущность внимания.
В отличии от познавательных процессов внимание своего особо-
го содержания не имеет. Оно проявляется как бы внутри психических
процессов и неотделимо от них, характеризуя динамику их протека-
ния. Некоторые исследователи сводят внимание к избирательной ак-
тивности личности. Это точка зрения теории установки, разрабатываемой
школой Д.И. Узнадзе.
Внимание человека имеет социальную природу. Оно порождено
трудовой деятельностью и является одной из основных психологичес-
ких характеристик трудового процесса.
Внимание проявляется во внешних признаках, таких, как мимика,
разнообразные движения и т.д.
Согласно взглядам И.М. Сеченова, внимание человека имеет реф-
лекторный характер. Развивая это положение, И.П. Павлов высказал
гипотезу, что внимание связано с возникновением очагов оптималь-
ного возбуждения в результате особого ориентированного рефлекса.
Важный вклад в раскрытие физиологических механизмов внима-
ния внес А.А. Ухтомский. Согласно его представлению, возбуждение
распределяется по коре больших полушарий неравномерно и может
создавать в ней очаги оптимального возбуждения, которое приобрета-
ют доминирующий характер.
Точка зрения И.П. Павлова и А.А. Ухтомского получила в насто-
ящее время ряд подтверждений в экспериментах с регистрацией био-
токов мозга животных и человека. Современные нейрохирургические
22
исследования подтвердили ведущую роль корковых механизмов в ре-
гуляции внимания. Установлено, что внимание возможно только на
основе общего бодрствования коры головного мозга, повышения ак-
тивности ее деятельности. Важная роль в регуляции внимания принад-
лежит скоплению нервных клеток, расположенных в стволовой части
мозга и получивших название ретикулярной формации. Предпола-
гают, что ретикулярная формация представляет собой комплекс несколь-
ких систем, одна из которых обеспечивает активизацию ориентированного
рефлекса, другие – защитного, а третьи – пищевого.
Факторы, способствующие привлечения внимания:
1. Характер раздражения (сила, новизна, контроль и.т.п.).
2. Структурная организация деятельности (объединенные объекты
воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные).
3. Отношение раздражителя к потребностям (то, что соответству-
ет потребностям, привлекает внимание прежде всего).
Виды внимания
1. Непроизвольное – действие сильного, контрастного или значи-
мого и выделяющего эмоциональный отклик раздражителя (непроиз-
вольность, легкость переключения и возникновения) т.е. самособой.
2. Произвольное – постановка (принятие) задач (направленность
в соответствии с задачей, требует волевого усилия, утомляет).
3. Послепроизвольное – вхождение в деятельность и возникаю-

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign