LINEBURG


страница 1
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА

Кафедра истории и философии



Л.А.Болотина Е.А.Ильина




ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Конспект лекций




Москва
2005

1
Авторы: Болотина Л.А., кандидат педагогических наук, доцент, академик
Международной педагогической академии.
Ильина Е.А., кандидат педагогических наук, доцент.


Рецензент: Симонов В.П., доктор педагогических наук, профессор.




Болотина Л.А., Ильина Е.А.
Психология и педагогика: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005.
- 68 с.



Конспект лекций предназначен для студентов МИЭМП всех форм
обучения




© Болотина Л.А., Ильина Е.А., 2005
© Московский институт экономики, менеджмента и права, 2005


2
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................................... 4
I.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ .............................................. 6
II. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ ............................................................................................. 8
ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДА ЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В
ПСИХОЛОГИИ ........................................................................................................ 8
ЛЕКЦИЯ 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.
КОНЦЕПЦИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ ЗАПАДА ..................... 11
ЛЕКЦИЯ 3. РОЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ В СТАНОВЛЕНИИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ ........................................................................ 14
ЛЕКЦИИ 4 И 5. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ .............................................. 17
ЛЕКЦИЯ 6. ВНИМАНИЕ ......................................................................................... 23
ЛЕКЦИЯ 7. ПАМЯТЬ КАК ВЫСШАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ........... 25
ЛЕКЦИЯ 8 И 9. МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ ............................................. 29
ЛЕКЦИЯ 10. РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ ............................................................................. 34
ЛЕКЦИЯ 11 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СТРУКТУР ..................................................... 38
ЛЕКЦИЯ 12. ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА И ВОЛЯ ....................................................... 42
ЛЕКЦИЯ 13. ЛИЧНОСТЬ, ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СТРУКТУРА ......... 47
ЛЕКЦИЯ 14. ПРЕДМЕТ И ЗАДА ЧИ ПЕДАГОГИКИ ........................................ 51
ЛЕКЦИЯ 15. ВОСПИТАНИЕ КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС
ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ....................................................................... 54
ЛЕКЦИЯ 16. ОБЗОР ИДЕЙ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ
В ЕВРОПЕ .............................................................................................................. 58
ЛЕКЦИЯ 17. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ ....................................... 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................................ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................................. 68




3
ВВЕДЕНИЕ

Настоящее издание составлено в соответствии с Государствен-
ным образовательным стандартом дисциплины «Психология и педаго-
гика». Содержание работы раскрывает основы двух дисциплин как
взаимопереплетающихся и взаимодополняющих друг друга наук. По-
добный подход основывается на классификации наук, предложенной
академиком Б.М. Кедровым, согласно которой психология занимает
центральное место в этой классификации, являясь фундаментальной
наукой, а педагогика опирается на её выводы и положения. Эти дис-
циплины имеют ряд общих исследовательских методов и методик воз-
действия на личность, что важно для формирования личности
специалиста. В конспектах лекций коротко раскрыты основные этапы
истории психологии и педагогики, освещены важнейшие проблемы
этой дисциплины, предложены методы практического применения по-
лученных знаний.
Как показывает практика преподавания этого предмета в МИЭМП,
интерес студентов к психологической тематике высок. Сегодня, как
считают многие специалисты, психологическое знание относится к
числу самых востребованных как в целях развития и самосохранения
личности, так и для качественного исполнения специалистом служеб-
ных обязанностей. Педагогическое знание позволяет более эффектив-
но реализовать психологический материал практической деятельности
специалиста.
Конечно, коротко изложенный материал не даёт полной информа-
ции, он подсказывает главные направления в изучении психологии и
педагогики, учит получать информацию из различных источников,
например, из энциклопедических словарей и другой дополнительной
литературы. Эта работа, надеемся, потребует от студентов вдумчивой
самостоятельной работы. Только при таких условиях можно успешно
овладеть этими поистине интересными и нужными для каждого чело-
века знаниями.
«Психология и педагогика» тесно связана со всеми дисциплинами
общегуманитарного цикла, а также с курсами других блоков подготовки
специалистов. Данную дисциплину важно изучать до курса «Психология
профессиональной деятельности и специального курса «Юридическая
психология», потому что оба последних опираются на знания получен-
ные в результате изучения основ психологии и педагогики.
4
I.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Данный курс призван способствовать развитию личности высоко
профессионального специалиста, характеризующегося широким объё-
мом знаний, развитой психологической и педагогической культурой,
мобильностью поведения на рынке труда.
Задачи курса:
· дать понятие об основных направлениях становления и развития пси-
хологии и педагогики;
· сформировать: умение владеть понятийным аппаратом, описываю-
щим познавательные эмоционально-волевые процессы;
· анализировать мотивационную и регуляторную сферы психологи-
ческой деятельности;
· способствовать осмыслению накопленного опыта;
· научно анализировать явления социальной жизни и проблемных си-
туаций;
· педагогически грамотно строить общение и взаимодействие в раз-
личных социальных группах;
· формировать умение учитывать в общении индивидуально-психо-
логические и личностные особенности людей. Выявлять стиль их
познавательной и профессиональной деятельности;
· познакомить с методами развития профессионального мышления,
методами воспитательной работы с персоналом разного возраста и
уровня образования.
Конспекты лекций разработаны для всех специальностей МИЭМП.
Данный предмет целесообразно изучать в первом или втором семест-
ре первого курса, как обязательный.
Цель данного издания: обозначить круг вопросов, которыми не-
обходимо овладеть из психологии и педагогики, определить пример-
ную последовательность в усвоении этих знаний студентами, дать
основной понятийный аппарат и предложить вопросы для самостоя-
тельной проверки усвоенного.
Одним из условий качественного изучения данного курса являет-
ся проведение семинарских занятий. Они предполагают усвоение прак-
тических приёмов самостоятельной работы по поиску и использованию
информации, а также применению методов изучения личности (тесты,
анализ рисунков и др.).

5
В результате изучения дисциплины «Психология и педагогика»
студенты получат знания об основных этапах развития психологии и
педагогики, усвоят главные категории этих наук, а также узнают о месте
и роли психологии и педагогики в различных сферах современной
действительности. В итоге изучения этих дисциплин студенты получа-
ют навыки использования знаний и, в частности, в процессе общения,
как в профессиональной деятельности (на практике), так и в быту.




6
II. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ПСИХОЛОГИИ
На протяжении веков человек является предметом изучения мно-
гих поколений учёных: Полной и достойной картины мира не может
быть без знаний о человеке. Природа человека познаётся комплексно:
философией, социологией, физиологией, педагогикой и др. В основе
развития психологии и сознания лежит интерес к природе человечес-
кого поведения, условиям развития и формирования в человеческом
обществе особенностей его взаимодействия с другими людьми. В на-
стоящее время невозможно осуществление многих видов деятельно-
сти на производстве, в науке и бизнесе, медицине, правоведческих
делах без знания и понимания психологических закономерностей.

Предметом психологии является психика
Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее жи-
вотным и человеку способность отражать воздействия внешнего мира.
(Понятие «отражать» здесь включает: чувствовать, переживать; у
человека – мыслить и отвечать поведением, действием.) Психология
изучает участие психики в познании человеком окружающего мира в
его деятельности и общении; она помогает понять своё внутреннее со-
стояние, индивидуальные особенности личности и межличностные от-
ношения.
Основной задачей психологии является изучение законов пси-
хической деятельности в ее развитии. Она охватывает процессы, со-
стояния и свойства человека – от элементарных ощущений,
психических свойств личности и до борьбы мотивов личностей.
Наука – прежде всего исследование, поэтому недостаточно оп-
ределения её предмета, она включает и определение её метода.
Методы – это способы, посредством которых познаётся предмет
науки. Психология, как каждая наука, употребляет систему методов.
В отечественной психологии выделяются четыре группы методов: эм-
пирические, организационные методы, метод коррекции, методы об-
работки данных
– Эмпирические методы – наблюдение и самонаблюдение;

7
Экспериментальные методы – лабораторный, естественный, фор-
мирующий эксперимент;
психодиагностические тесты, психологические опросы, интервью,
анкетирование.
– Организационные методы включают сравнительный метод,
лонгитюдный метод, метод поперечных срезов;
– Метод коррекции – аутогенная тренировка (выработка умения
полностью расслаблять мышцы тела, использование активной роли
чувственных образов; регулирующая и программирующая роль сло-
ва, производимого вслух или про себя.); групповой тренинг (группо-
вые игры и дискуссии); способы терапевтического воздействия.
– Методы обработки данных – изучение документов, рисунков,
дневников, почерка, продукты детского творчества. Этот метод анали-
за продуктов деятельности включает в себя количественный анализ и
качественный.
Исследуя психику и поведение человека, психология ищет их
объяснение, с одной стороны, в биологической организации организ-
ма, а с другой – во внешней социальной среде. В связи с этим психо-
логия тесно взаимодействует с естественными и общественными
науками. Поэтому она прочно связана с физиологией, антропологией,
физиологией высшей нервной деятельности, психиатрией; И одновре-
менно с философией, социологией, педагогикой, науками о трудовой
деятельности человека. Современная психология представляет собой
весьма разветвлённую систему научных дисциплин.
Выделяются следующие отрасли психологии:
– Психология труда – инженерная психология, космическая пси-
хология и т.п.;
– Медицинская психология – нейропсихология, психофармако-
логию, психотерапию, психопрофилактику;
– Педагогическая психология – психология воспитания, пси-
хология обучения, психология учебно-воспитательной работы с ано-
мальными детьми;
– Юридическая психология – судебная психология, криминаль-
ная психология, исправительно-трудовая;
– Военная психология.

8
Необходимо отметить, что особое место среди прочих отраслей
психологии занимает так называемая общая психология. Она не явля-
ется такой ветвью психологической науки, которую можно поставить в
один ряд с педагогической, юридической, медицинской и т.д. В задачу
общей психологии входит разработка проблем методологии и истории
психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов
возникновения и развития психических явлений. Она изучает позна-
вательную и практическую деятельность.

Глоссарий
1. Психология – наука закономерностей возникновения, развития
и функционирования психики, психопроцессов и свойствах, являющихся
компонентами деятельности общения людей, поведения животных.
2. Психика – свойство высоко организованной материи, являю-
щееся особой формой отражения субъекта объективной реальности.
Духовная организация человека, совокупность его душевных качеств.
3. Лонгитюдный метод – многократное обследование одних и
тех же лиц на протяжении длительного времени.
4. Метод поперечных срезов – исследования такого рода по-
зволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разно-
го типа, например, между физиологическим, психологическим и
социальным развитием личности.
5. Методология – наука о методе. Система наиболее общих прин-
ципов, положений и методов, составляющих основу для данной науки.
Вопросы:
1. Что дает изучение психологии?
2. Что такое психика? Охарактеризуйте конкретные психические явле-
ния.
3. Какова классификация методов психологического исследования?
Чем отличаются наблюдение от экспериментов знаний?
4. Какое место психология занимает в системе научных знаний?
5. Выявите предмет и задачи конкретных отраслей психологической
науки.



9
ЛЕКЦИЯ 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.
КОНЦЕПЦИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
ЗАПАДА
В истории развития и накопления психологических знаний изме-
нялись представления о предмете психология. На первом занятии мы
запомнили: предметом психологии является психика. Но начиная с
древнейших времён, изучаемые психологические явления обознача-
лись понятием «душа». «Душа» понималась как независимая от тела
сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. Так
более 2-х тысяч лет назад древние греки объясняли движущую силу
поведения людей и внутреннюю активность их организма. Т.о. на пер-
вом этапе развития психология считается наукой о душе.
С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического
знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир
экспериментальной базы. Так Р. Декарт приходит к умозаключению,
что душа способна производить движение в теле. Он полагал, что ду-
ховная субстанция – это есть тоже самое, что мышление, а мышление
включает в себя умение желать, понимать, передавать сигналы мыш-
цам, а они (мышцы) отвечают движениям. Т.о. французский мысли-
тель приравнивает психику к сознанию. Так в XVII в. «сознание»
становится тем, что особенно пристально наблюдается учёными, изу-
чается с разных точек зрения. Например, голландский философ Б.Спи-
ноза объяснял поведение человека не этическими законами, а лишь
стремлениями к выгоде или к самосохранению.
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-
х годах XIX века. Оно было связано с созданием специальных науч-
но-исследовательских психологических лабораторий и кафедр в
высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперименталь-
ной психологии. Немецкий учёный В.Вундт создал первую в мире пси-
хологическую лабораторию, на базе которой был образован Институт
экспериментальной психологии, ставший международным центром по
подготовке психологов. Физиологическая психология Вундта стала
с помощью приборов и экспериментов изучать психологические про-
цессы. Одновременно он утверждал, что эксперимент не отменяет са-
монаблюдение и культурно-исторический анализ. Т.е. изучение
предлагается вести в разных направлениях, что и приводит к зарожде-
нию различных школ.
10
Так в начале XX в. Возникает «бихевиоризм» ( от англ. «бихеви-
ор» – поведение) – направление, отрицающее сознание как предмет
научного исследования и сводящее психику к различным формам по-
ведения как реакцию организма на внешнюю среду. Основная задача
бихевиоризма считали учёные этой школы, заключается в накоплении
наблюдений с таким расчетом, чтобы можно было сказать заранее,
какой будет реакция человека на соответствующую ситуацию. Поведе-
ние является или результатом научения – индивидуально приобретён-
ного опыта, или заученного репертуара навыков, который рекомендует
наставник. Идеи бихевиоризма оказали существенное влияние на раз-
витие многих наук, в том числе на лингвистику, социологию, стали
одним из истоков кибернетики, внесли вклад в дидактику. К 1930-м
годам возникает новое направление в бихевиоризме – необихевио-
ризм. Ученые этого круга добавляют в исследования некоторые явле-
ния связанные с изучением потребностей поведения, но в основном
необихевиоризм разделяет общие позиции с классическими позиция-
ми бихевиоризма.
Еще одно из направлений психологии XX в. – гештальтпсихо-
логия. Она возникла в Германии и выдвинула программу изучения
психики с точки зрения целостных структур (гельштальтов). Немецкое
слово «гештальт» означает «форма» «структура», целостная конфигу-
рация. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия пси-
хологического образа, в утверждении системного подхода к
психологическим явлениям.
Ни одно психологическое учение не вызвало столь резких рас-
хождений в оценках, как учение основоположника психоанализа З.
Фрейда. Фрейдизм – течение в психологии XX в., в котором раскры-
вается исключительная сложность психической жизни человека. Фрей-
дизм претендовал на создание новой «картины человека», нового
мировоззрения. В работах З. Фрейда в качестве серьёзной психологи-
ческой проблемы был поставлен вопрос о сексуальной жизни челове-
ка. Одновременно, он предложил новую модель учения о личности, в
которой утверждается, что личность строится из трёх основных ком-
понентов: «ид» (Оно); «эго» (Я); супер – эго (сверх – Я). Ид – наибо-
лее примитивный компонент, носитель инстинктов (или либидо) он
подчиняется принципу удовольствия. Эго следует принципу реальнос-
ти – учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отноше-
11
ния. Наконец, супер – эго служит носителем моральных стандартов,
это та часть личности, которая выполняет роль критики и цензора. У
Фрейда психическая энергия подменила биологическую и выступала
в роли главного двигателя общественного развития. И организм и об-
щество оказывались ничем иным, как материалом, из которого либи-
до (носитель инстинктов) «лепит» свои формы, т.е. формирует
личность.
Вопросы:
1. В античный период психология считалась как наука о чём? Что уп-
равляло всеми живыми и неживыми предметами в представлении
древних?
2. Какова особенность развития психологического знания в XVII-
XVIIIв.в.? В чём предмет психологии в этот период?
3. Какие изменения в изучении психологических явлений происходят
с 60-х годов XIX в.
4. Каковы основные принципы бихевиоризма?
5. Какова структура личности по З. Фрейду?
Глоссарий
1. Концепция – система взглядов, способов понимания каких-
либо явлений, процессов; основополагающая идея каких-либо теорий.
2. Р.Декарт – французский философ, физик и математик, пред-
ставитель классического рационализма. Осн. соч. «Рассуждение о ме-
тоде», «Метафизические размышления».
3. Сознание – 1. Высшая, свойственная только человеку и свя-
занная с речью форма обобщенного и целенаправленного отражения
действительности. 2. Способность мыслить, рассуждать, свойство выс-
шей нервной деятельности человека. 3. Состояние человека в здравом
уме, твёрдой памяти, способность отдавать себе отчет в своих поступ-
ках, чувствах.
4. Этика, этические законы – 1. Учение о морали, её сущнос-
ти, структуре, функциях, законах. 2. Система норм нравственного по-
ведения индивида, предписываемых его обществом.
5. В.Вундт – немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. В
лаборатории, которую он создал, изучались ощущения, время реакции,
ассоциации, внимание…. Предметом психологии В. считал непосред-
ственный опыт – доступные самонаблюдению явления или факты созна-
ния. Однако речь, мышление и воля, недоступны эксперименту.

12
6. Бихевиоризм – направление в психологии XXв., отрицающее

страница 1
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign