LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

14..Михайлова Н.Н., Иоффе А.Н., Королькова Е.С., Уколова А.Е., Вакуленко В.А. Организация внеурочной работы по праву. М.: РФПР. Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания. 2002.
15.Сборник образцов гражданско-правовых документов. М. 2002




Рутковская Е.Л.
Методические рекомендации к элективному курсу "Философия"
для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов
( на основе учебного пособия П.С. Гуревича "Человек").
Модульный курс предполагает знакомство учащихся с новой областью знаний - философской антропологией. Он направлен на то, чтобы заинтересовать учащихся основной философской проблематикой, различием подходов и мнений относительно изучаемых вопросов, а также видами учебной деятельности, характерными для данной области знаний.
Предлагаемый вариант модуля содержит 3 занятия по 2 часа.
1.
О философах и философии.
2 часа
2.
Загадка человека. Венец творения или "халтура природы"?
2 часа
3.
В чем я нуждаюсь? Что я знаю?
2 часа
Поскольку в данной области знаний существует множество подходов к освещению содержания, мы не ставим целью жесткую привязку к одному учебному пособию. В данном случае пособие П.С. Гуревича "Человек" является не предметом текстуального изучения, а стимулирующим материалом, побуждающим к мыслительной деятельности. Содержание и логика построения занятий строится не на отдельных главах и темах пособия, а на выборочных фрагментах учебного текста и авторских заданиях для самостоятельной работы. Кроме этого по каждой теме мы даем отсылки к различным учебно-методическим материалам и предлагаем к каждому занятию задания для совместной работы учителя и учащихся на уроке.
Рекомендации включают советы по организации учебной деятельности учащихся, использованию учителем учебно-методических материалов.
Тема 1. Уроки 1 - 2. О философах и философии.
Опорным материалом могут стать темы 1 и XII в учебном пособии П.С. Гуревича "Человек"8. Текстуально могут быть изучены
1) фрагменты § 2 темы 1 (первые полторы страницы тек
ста, далее - один абзац, которым начинается пятая страница, со слов "Мы можем, кстати, догадываться..." и до слов "потребность к рассуждению", и последние полторы страницы со слов "Отметим к слову, что философские открытия..." и до конца §2.
2) фрагменты § 1 темы XII (начиная с последнего абзаца
второй страницы, со слов: "Смерть сегодня перестает быть закрытой темой" и до конца §).
Возможно использование вопросов и заданий к теме XII
"Умру ли я?" (раздел 2).
Остальные материалы темы 1 и темы XII по пособию П.С. Гуревича могут быть предложены учащимся для самостоятельного чтения.
Ключевые понятия: философия, вечные вопросы, жизнь, смысл жизни.
План изучения темы.
1. Что такое философия.
2. "Вечные" вопросы. Загадки возникновения жизни. Тайна конечности человеческого существования.
3. Жизнь как одна из главных тем современных философских размышлений.
4. Чему служат наука и философия. Две стороны жизни: практическая надобность и абстрактное размышление.
Введением в тему может стать рассказ учителя о древнегреческом математике Пифагоре, который, согласно преданию, первым назвал себя философом (см. "Вопросы и задания" к теме 1, последний абзац третьего раздела). Далее учитель расскажет о том, что философию интересуют вопросы, которые как будто не имеют лично для человека практического значения. К таким относятся, например, вопросы:
- Откуда взялся мир?
- Куда движется история?
- В чем загадка жизни и смерти?
- Зачем я существую?
Философа волнуют самые абстрактные, самые широкие, вечные темы, проблемы, которые не имеют предельного решения.
Вопросы и задания.
1. Почему говорят: "Спеши делать добро"? Какой смысл несет
в себе эта народная мудрость?
2. Какие вопросы интересуют человека многие тысячелетия?
3. Вопросы о смысле жизни, о счастье, жизни, смерти и
бессмертии относятся к вечным. Почему они так называются?
4. Правильно ли рассматривать "вечные вопросы" как проблемы,
которые никак не связаны с повседневным существованием человека?
5. Как соотносятся между собой философская истина и научное
открытие?
6. Как вы относитесь к выдвижению философских идей, которые
противоречат здравому смыслу и достижениям современной науки?
7. Как вы понимаете смысл фразы: "Философия имеет дело не с
законами природы, а с накопленным философским материалом. В частности, с беспокойной и тревожной мыслью"?
8. Прочитайте последние три абзаца параграфа. Объясните,
опираясь на текст и привлекая свои знания, как соотносятся между собой философская истина и научное открытие.
Целесообразно использовать на уроке статьи "Жизнь", "Смысл жизни", "Глобальные проблемы человечества" из школьного словаря по обществознанию*.
Второй урок темы может быть посвящен решению задач и работе с мыслями мудрых.
Задачи для решения на уроке*.
1. Существует два распространенных мнения о смысле жизни.
А. Смысл жизни заключается в развитии своих личных способностей, талантов, одаренности.
Б. Смысл жизни заключается в постоянном личном творчестве, создающем нечто новое и ценное для других людей.
Встречали ли вы людей, разделяющих каждое из приведенных мнений? Приведите примеры.
Какой из приведенных взглядов разделяете вы?
1. Только А.
2. Только Б.
3. И А, и Б.
4. Ни А, ни Б.
Аргументируйте свой выбор.
2. Противоречат ли друг другу следующие утверждения:
А. Смысл жизни заключается в наслаждении всевозможными материальными и духовными благами, создании своего личного уютного мира, обособленного от большого мира человеческих идеалов и страстей.
Б. Человека не может радовать счастье общества, если у него нет своего личного счастья.
Аргументируйте свой ответ.
Какое из приведенных высказываний ближе к вашим собственным представлениям?
3. Известному нидерландскому философу Баруху Спинозе принадлежат слова: "Счастье не в награде за доблесть, а в самой доблести". Как вы понимаете смысл этого утверждения? Не потеряло ли оно своего значения в наше время?
4.Как вы думаете, к чему будут стремиться шестнадцатилетние
люди через 20 - 25 лет? Смогут ли люди сохранять и развивать доброту и гуманность? Обсудите свое мнение в классе.
В одной из московских школ писали сочинение о доброте.
Александр Л. изложил в нем свои соображения: " В современном мире быть добрым - слишком большое удовольствие. Ведь жизнь - это борьба. Жизнь, по-моему, это забег на дальнюю дистанцию, и если будешь смотреть на цветы у обочины да говорить с каждым встречным о красоте заката, то дело не будет сделано никогда". Разделяете ли вы это мнение? Поясните свой ответ.
Опровергните или подтвердите примерами из вашего
жизненного опыта, из произведений искусства следующее высказывание русского педагога К.Д. Ушинского: "Дайте человеку все материальные блага, но лишите его понятия смысла жизни - и это будет несчастный человек".*
Возможно использование высказываний о жизни, смерти, смысле жизни. Приведем два примера.
"Жизнь все-таки лучше смерти" (Эзоп).
Известно, что Эзоп был рабом. Яркое дарование баснописца не спасало его от страданий, унижений и лишений. Тем не менее его точка зрения на проблему жизни и смерти весьма определена. Откуда может черпать такой оптимизм человек, чью жизнь не назовешь легкой и приятной?
"Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что превращают ее" (Мишель Монтень).
Если согласиться с этим суждением, то какие выводы о значении смысла жизни следует сделать?
Полезный для данного урока материал учитель может найти в книге П.С. Гуревича "Философский словарь", М., 1997. В книге приводятся суждения разных мыслителей, вопросы и задания к этим высказываниям и суждениям.
Тема 2. Уроки 3 - 4. Загадка человека.
Венец творения или "халтура природы"?
Опорным материалом могут стать темы 1 и XII в учебном пособии П.С.Гуревича "Человек". Текстуально могут быть изучены
1) фрагменты § 3 темы 1 "Кладезь возвещений";
2) тема II "В чем моя тайна" §§ 1-3 (выборочно);
3) тема III "Уникален ли я" §§ 1,2 (выборочно) и последняя страница §3;
Возможно использование вопросов и заданий к темам II и III.
Целесообразно использовать на уроке статьи "Человек", "Индивид", "Личность" из школьного словаря по обществознанию*.
Ключевые понятия: человек, индивид, личность.
План изучения темы.
1. Философские споры вокруг проблемы человека.
2. Какова природа человека и в чем его назначение.
3. Вправе ли человек гордиться своими достижениями.
Проблемой человека наука занимается боле двух с половиной тысяч лет, изучая его с разных сторон, различными специфическими методами и средствами. И все это время не утихают споры вокруг этой проблемы.
Философы-антропологи и представители различных конкретных наук в качестве специфически человеческих выделяют самые различные свойства и особенности. Они исследуют различные аспекты комплексной проблемы человека: от ответа на вопрос, чем человек отличается от иных живых существ, через рассмотрение его потребностей и интересов, его возможностей и способностей к сопоставлению человека с различными, важными для понимания его сущности сторонами и результатами деятельности. В последние годы в связи с успехами естествознания значительно вырос интерес философии к биологической сущности человека, появилось стремление понять его во всей целостности его бытия, в единстве духовного и телесного начал. Человек предстает в нерасторжимом единстве материального и духовного.
Сегодня человек находится перед серьезной угрозой гибели. Многие результаты его деятельности вызывают сомнение в том, что человек вправе гордиться своими достижениями.
Активизации учащихся может послужить задание, требующее сопоставления двух точек зрения на человека. С одной стороны - взгляды Ч. Дарвина (человек - венец природы), с другой - Ф. Ницше и А. Шопенгауэра (человек - либо еще не установившееся животное, либо - "халтура природы"). Учащихся можно поделить на две группы, каждая из которых должна будет защитить одну из предложенных позиций. Для защиты следует подобрать аргументы, - как встречающиеся в указанном § учебного пособия, так и знакомые учащимся из других источников.
При изучении темы могут быть обсуждены вопросы:
1. Быть или не быть человечеству?
2. Какими будут место и роль человека в условиях все более
компьютеризированного и автоматизированного общества?
3. Будет ли меняться внешний облик человека?
4. Какие альтернативы развития были у человечества в начале
его истории? Какая из них, по вашему мнению, предпочтительнее? Почему?
5. Почему в наше время возрастает ответственность человечества
за выбор пути своего развития?
6. Можно ли проследить связь глобальных проблем
(техногенных катастроф, угрозы исчезновения человеческого рода в результате термоядерной войны и др.) с вечными философскими вопросами?
Познакомиться с различными аспектами проблемы и обсудить их учащимся поможет выполнение практических заданий. *
1. "Быть человеком - значит чувствовать свою ответственность",
- отметил великий французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Разделяете ли вы это мнение? Что могут сказать его сторонники в качестве своих аргументов? Что говорят те, у кого другая точка зрения?
2. Попробуйте объяснить смысл строк поэта Леонида Мартынова: "...Знаете, что значит быть свободным?
Ведь это значит быть за все в ответе!"
3. Ряд десятилетий кибернетики работают над созданием "умных
машин", проектируют компьютеры, умеющие анализировать человеческую речь, говорить и видеть собеседника, его мимику, жесты. Название "искусственный интеллект" нынешние компьютеры носят не зря. Взаимодействие с машиной становится все более сложным, все более напоминающим общение человека с человеком. Что вы можете сказать о виде и цели общения человека с компьютером? Можно ли назвать такое взаимодействие общением в истинном смысле этого слова? Как вы считаете, сможет ли машина полностью заменить живого человека, стать субъектом, партнером в общении? Аргументируйте свои ответы.
Обсуждение проблемы человека целесообразно дополнить работой с источником. В качестве примера приводим два фрагмента из работ Э.Фромма* и вопросы для работы с ними на уроке.
"Человек - не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать и чем он, возможно, еще и станет. Человеку нельзя дать такое определение, как столу или часам, и все же определение этой сущности нельзя считать полностью невозможным.
Для определения человека можно выбрать другие критерии, например, два рода страстей и влечений. Первый род влечений биологического происхождения распространяется в равной мере на всех людей. Сюда относится потребность выживания, потребность в безопасности, в какой-то форме социальной защищённости... Но человек, это такое существо, у которого инстинктивное поведение играет минимальную роль. Страсти другого рода имеют не биологические корни, и поэтому они у всех людей разные. К ним относятся любовь, радость, солидарность, зависть, ненависть, ревность, соперничество, стяжательство, и т.д.
... Самой ужасной из всех человеческих страстей я считаю стремление более сильного использовать другого человека как средство достижения своих эгоистических целей. Это не что иное, как утонченная форма каннибализма".
Э. Фромм. Любовь к жизни/Психоанализ и этика.

"Задаваясь вопросом, можно ли говорить о сущности человека, сразу сталкиваешься с двумя противоположными точками зрения. Одна гласит, что никакой сущности человека вообще нет...человек есть не что иное, как продукт формирующих его культурных условий. С другой стороны, существует мнение, представленное Фрейдом и многими другими учеными, согласно которому природа человека существует.
...Человек впервые является жизнью, которая осознаёт самое себя... Человек - пленник природы, но, несмотря на это, свободен в своем мышлении, он часть природы, и все же, так сказать, ее причуда, он не находится ни здесь, ни там... Человек является одновременно телом и душой, ангелом и зверем, он принадлежит к двум конфликтующим между собой мирам".
Э. Фромм. Душа человека.
1. Опираясь на тексты, приведите цитаты (желательно не менее 2-х), в которых даны определения понятия "человек".
2. Назовите все виды биологических потребностей человека, которые упоминаются в текстах.
3. Самостоятельно сформулируйте, какая общая мысль о сущности человека присутствует в приведенных фрагментах текстов? Свое мнение подкрепите двумя цитатами из текста.
4. Сформулируйте, опираясь на тексты, какими важнейшими способностями обладает человек? (Желательно указать не менее 3-х способностей человека.)
Возможно также использование других текстов*:
1) "Фундамент человечности" (Данный текст суммирует комплекс отличительных черт человека, позволяет учащимся конкретизировать эти черты примерами, высказать свое отношение к указанному набору);
2) "Сила или разум" (В нем речь идет об отличии человека от других живых существ). Помимо предлагаемых к тексту вопросов полезно спросить: О каких важных для человека свойствах и признаках нет упоминания в тексте великого мудреца древности?
Тема 3. Уроки 5 - 6. В чем я нуждаюсь? Что я знаю?
Опорным материалом может стать темы VI в учебном пособии П.С.Гуревича "Человек".
Возможно использование вопросов и заданий к теме (выборочно по усмотрению учителя).
Целесообразно использовать на уроке статьи "Потребности", "Творчество", "Обыденное (повседневное) познание", "Научное познание", "Интуиция" из школьного словаря по обществознанию*.
Ключевые понятия: потребности, творчество, познание.
План изучения темы.
1. Человеческие потребности.
2. Знание и интуиция.
3. Возможности современной науки.
Познакомиться с различными аспектами проблемы и обсудить их учащимся поможет выполнение практических заданий.
1. В "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкин образно изображает различные потребности человека. Какие из них относятся к социальным потребностям?
А) Иметь целое корыто
Б) Получить новую избу
В) Стать столбовою дворянкой
Г) Сесть на царский престол
Д) Быть владычицей морскою
2. Верны ли следующие суждения о потребностях?
А. Потребности характерны только для человека и не свойственны животным.
Б. Удовлетворение потребностей необходимо для существования и индивида, и социальной группы.
Аргументируйте свой ответ.
3. Верны ли следующие суждения о науке?
А. Вне науки получить объективное знание невозможно.
Б. Наука является одним из способов познания действительности.
Аргументируйте свой ответ.
4. Сравните две пословицы восточных народов:
А. "Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний, - он постоянно расширяется". (Арабская пословица)
Б. "Мудрец знает, что он много знает, а глупому кажется, что он знает все". (Ассирийская пословица).
В чем их смысловое сходство? Чем одна из них дополняет другую?
5. Русский философ А.Ф. Лосев писал: "Чтобы наука была наукой, нужна только гипотеза, и больше ничего. Сущность чистой науки заключается только в том, чтобы поставить гипотезу и заменить ее другой, более совершенной, если на то есть основания". Что такое гипотеза? Каковы пути проверки гипотез?
6. Известны слова поэта: "Нам не дано предугадать, чем наше слово отзовется..." Как вы думаете, применимы ли они к современным научным исследованиям и их последствиям?
(Данное задание направлено на осмысление принципиального отличия направленности научного поиска в былые времена и в наше время. При его выполнении важно помнить, что идея неограниченной свободы исследований, которая была, безусловно, прогрессивной прежде, сегодня не может приниматься безоговорочно, поскольку при современных и будущих возможностях науки она чревата тяжелыми последствиями для человека и человечества. Можно попросить учащихся привести примеры из литературы или художественных фильмов, отражающих данную тему.)
Обсуждение проблемы человека целесообразно продолжить на основе источника.
"Истина сама по себе... - соответствие между нашей мыслью и действительностью... Ложь - в отличие от заблуждения и ошибки - обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине. Из прилагательных от этого слова безусловно дурное значение сохраняет лишь форма лживый, тогда как ложный употребляется также в смысле объективного несовпадения данного положения с истиной, хотя бы без намерения и вины субъекта; так лживый вывод есть тот, который делается с намерением обмануть других, тогда как ложным выводом может быть и такой, который делается по ошибке, вводя в обман самого ошибающегося...
Наука объясняет существующее. Данная действительность еще не есть истина. Ум не удовлетворяется действительностью, находя ее неясною, и ищет того, что не дано, чтобы объяснить то, что дано. Наука постоянно восстанавливает подлинный вид вещей, когда объясняет их...
Чтобы ум признал факт ясным, прозрачным, нужно коренное его изменение; нужно, чтобы он перестал быть только фактом, а сделался истиной. Таким образом, деятельность нашего ума определяется: 1) фактическим бытием как данным и 2) истиною, которая есть предмет и цель ума...
Если бы ум ограничивался восприятием данного, ему нечего было бы делать; он не сознавал бы своей задачи и человек снизошел бы до бессмысленности животного. Если бы ум уже владел полнотою истины, задача была бы выполнена, и для человечества не было бы иного состояния, кроме абсолютного покоя божества".
Соловьев В.С. Из статьи для Энциклопедического словаря Ф. Брокгауза - И. Эфрона.
1. Как философ трактует понятие "истина"?
2. Существует ли различие между заблуждением и ложью? В чем оно?
3. В каких фразах текста выражена необходимость мыслительной (умственной) деятельности человека, направленной на постижение мира? Соответствуют ли эти положения современным взглядам на роль рационального мышления в познании? Свой вывод обоснуйте.
4. Как автор характеризует роль науки в процессе познания? Какие методы помогают науке добывать истинное знание?
Возможно работа по выяснению понимания смысла высказываний, поднимающих проблемы темы. Приведем несколько примеров.
"Философия есть школа любви к истине". (Н. Бердяев)
"Наука является основой всякого прогресса, облегчающего жизнь человечества и уменьшающего его страдания". (М. Склодовская-Кюри)
Учителю могут быть полезны следующие пособия:
1. П.С.Гуревич. Философская антропология. (М.,1997)
2. П.С.Гуревич. Философский словарь (М.,1997).
3.Золотухина-Аболина Е.В. Страна Философия Р/н/Д, 1995.
4.А. Ф. Малышевский "Введение в философию" (М., 1998).

Котова О. А.
Методические рекомендации
к элективному курсу "Культуроведение"
для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов.
(по учебнику П.С. Гуревича "Человек и культура" 10-11 кл. М., 1998).

Что может дать подростку освоение культуроведения как науки о множественности культур? В первую очередь, это приобщение к сокровищнице мировой культуры, освоение хотя бы малой толики неисчерпаемого общечеловеческого опыта, понимание и бережное отношение к культуре своего народа, толерантность. Кроме того, наполняя конкретным фактическим содержанием, теоретические положения обществознания, учащийся интегрирует элементы культурологических знаний, освоенных в рамках других учебных предметов, обыденной и творческой деятельности, т.е. формирует целостное представление о закономерностях общественного развития. В рамках курса культуроведения ученик развивает общеучебные, интеллектуальные и специальные умения, осваивает ряд новых социальных компетенций. Курс может оказать существенное влияние на формирование мировоззрения подрастающего поколения в духе гуманистических ценностей.
Словом, значение курса культуроведения в программе профильной школы трудно переоценить. И краткий предпрофильный модульный курс (8-10 часов) является первым шагом ученика в данную обществоведческую область. Цели предлагаемого модульного курса не сводятся только к профориентации, очерчиванию круга проблем для перспективного изучения, поскольку и развивающий, и воспитывающий потенциал выделенных вопросов весьма велик.
Акцент делается на знакомство с проблематикой, освоение и совершенствование умений в различных видах учебной деятельности, поэтому предпочтительными формами организации познавательной работы являются практические и лабораторные занятия, семинары и ученические конференции, выполнение и презентация учащимися исследовательских мини проектов.
Основу содержания предлагаемого модульного курса составляют основополагающие проблемы культурологии - сущность культуры, типология культур, диалог культур, - с проявлениями которых подросток встречается в учебной и обыденной деятельности. Поэтому в рамках модуля должно произойти некоторое теоретизирование и углубление знаний учащихся, раскрытие сложности и многообразия подходов к решению выделенных проблем. Главная задача преподавателя - установление многообразных межпредметных и внутрипредметных связей с целью интеграции знаний учащихся, демонстрация практической значимости полученных ребенком знаний и умений, активизация его познавательной деятельности и гражданской позиции.
Курс рассчитан на 8-10 учебных часов. Он может быть спланирован так:
1. Нужно ли изучать культуру? (лабораторно-практическое занятие) - 2 ч.
2. Неисчерпаемое многообразие культур (лабораторно-практическое занятие) - 2 ч.
3. Культуры в культуре (лабораторное занятие или ученическая конференция) - 2 ч.
4. Диалог культур: возможен ли, нужен ли? (традиционный урок или круглый стол) - 1 (2) ч.
5. Богатство национальной культуры - 1 (2) ч.
6. Итоговое собеседование или конференция-презентация ученических мини исследований- 1 (2) ч.

Нужно ли изучать культуру? (2 ч.).
В ходе урока может быть использован текст пособия П. С. Гуревича "Человек и культура. Основы культуроведения". - М., 1998. (Далее "Пособие") Тема 3.
Цели занятия: существенно расширить обыденные представления детей, показав многообразие подходов к определению сущности понятия "культура"; подвести к пониманию необходимости изучать культуру своей страны и мира в целом.
Основные вопросы содержания: Что такое культура? Зачем нужно изучать культуру?
Советы по организации учебной работы:
Что такое культура? (Результаты учебной работы в данной части занятия могут фиксироваться в форме таблицы)
Обыденные определения понятия "культура"
Теоретические определения понятия "культура"
Выводы, обобщающие определения
1.

1) Учащимся предлагается вспомнить и зафиксировать в первом столбце таблицы известные им смыслы и определения культуры, вспомнить и зафиксировать, в каких контекстах отдельные науки применяют данное понятие.
2) Работа учащихся по анализу текстов с целью выявления научных определений понятия "культура" (результаты заносятся во 2-й столбец таблицы). При наличии времени учитель может раскрыть другие теоретические подходы к определению сущности культур
Текст 1. Сущность культуры.
Итак, мы считаем, что та или иная страна достигла высот культуры, если видим, что в ней все, что касается использования человеком земли и защиты его от сил природы, тщательно и целесообразно обеспечено, т.е....обращено на пользу человека. В такой стране реки, грозящие наводнениями, урегулированы в своем течении, а их воды отведены через каналы в те места, где в ней есть нужда. Почва тщательно возделана и засеяна растениями...ископаемые богатства усердно подаются на-гора и перерабатываются в требуемые орудия и аппараты. Средств сообщения много, они быстры и надежны; дикие и опасные животные уничтожены, а разведение домашних животных процветает. Но к культуре мы предъявляем и иные требования... Дело происходит так, как если бы мы, отказавшись от нашего первоначального критерия, приветствовали в качестве достижения культуры заботы человека о вещах, которые ни в коей мере не являются полезными, а скорее кажутся бесполезными... Легко заметить, что бесполезное, оценку которого мы ждем от культуры, есть не что иное, как красота; мы требуем, чтобы культурный человек почитал красоту каждый раз, как он с ней сталкивается в природе, и чтобы он ее создавал предметно, в меру возможностей труда своих рук.
З. Фрейд. Неудовлетворенность культурой. // Мир философии. - Ч. 2.-С. 285.
Какие подходы к определению культуры отметил З. Фрейд? Сформулируйте определения, исходя из этих критериев. Приведите примеры достижений культуры, соответствующих ценности красоты больше, чем пользы. Существует ли противоречие в отношении культуры и природы (ответ поясните, используя текст)?
Текст 2. Ценности в культуре.
Культура человечества движется вперед не путем перемещения в "пространстве-времени", а путем наполнения ценностей. Ценности не сменяют друг друга, новые не уничтожают старых (если старые действительно настоящие), а, присоединяясь к старым, увеличивают их значимость для сегодняшнего дня. Поэтому ноша культурных ценностей - ноша особого рода. Она не утяжеляет наш шаг вперед, а облегчает. Чем большими ценностями мы овладели, тем более изощренным и острым становится наше восприятие иных культур, - культур, удаленных от нас во времени и пространстве древних и других стран. Каждая из культур прошлого или иной страны становится для интеллигентного человека "своей культурой", своей глубоко личной и своей в национальном аспекте, ибо познание своего сопряжено с познанием чужого.
Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. - М., 1989. - С. 231.
Какое определение культуры дает Д. С. Лихачев? Что такое "ценность"? Как вы понимаете мысль: "ноша культурных ценностей - ноша особого рода. Она не утяжеляет наш шаг вперед, а облегчает"?
Текст 3. Человек в культуре.
В обыденном сознании "культура" выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Именно культура отличает человека от всех остальных существ... Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура - это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы, археологические находки, - мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.
Радугин А. А. Культурология. - М., 2000. - С. 12.
Какие определения понятия "культура" даются в приведенном тексте? Только ли искусство, науку, религию, мораль включает культура (ответ аргументируйте)?
Целесообразно также провести работу со словарями (энциклопедическими, толковыми и др.).
3) Ключевым моментом занятия является формулирование учащимися (по возможности кратко и емко) ключевого понятия курса - понятия "культура" - на основе имеющихся знаний и выявленных теоретических подходов (определение (-я) заносится (-ятся) в третий столбец таблицы).
4) Логическим завершением может являться ответ на вопрос: чем объясняется, на ваш взгляд, многочисленность существующих определений культуры?
Зачем нужно изучать культуру? Работа строится в форме беседы.
1) Вернемся к текстам 2 и 3 и ответим на поставленный вопрос применительно к их содержанию.
2) Расширим обсуждение, привлекая знания и убеждения учащихся.
Урок 3-4. Неисчерпаемое многообразие культур (2 ч.).
Пособие, тема 11, 12.
Цели урока: выявить и наполнить конкретным содержанием принципы типологизации и выделенные типы культур, опираясь на знания учащихся по другим предметам школьного курса и общую эрудицию; раскрытие теоретического положения от уникальном своеобразии отечественной культуры.
Основные вопросы содержания: акцент делается на историко-географический (восточная - западная - промежуточная культуры) и хронологический (древняя, средневековая, возрожденческая, буржуазная и т.п. типы культур) принципы типологии культур.
Советы по организации учебной работы:
1) Историко-географический критерий типологии культур может быть усвоен в процессе аналитической работы с приведенными текстовыми фрагментами.
Текст 1. Многоликий мир: Запад и Восток.
Мир искони делился на две части: Восток и Запад. Это не только географическое деление, но также и порядок вещей, обусловленный самой природой разумного существа: это - два принципа... обнимающие весь жизненный строй человеческого рода. Сосредотачиваясь, углубляясь, замыкаясь в самом себе, созидался человеческий ум на Востоке; раскидываясь вовне, излучаясь во все стороны, борясь со всеми препятствиями, развивается он на Западе. На Востоке мысль, углубившись в самое себя, уйдя в тишину, скрывшись в пустыню, предоставила общественной власти распоряжение всеми благами земли, на Западе идея, всюду кидаясь, вступаясь за все нужды человека... основала власть на принципе права; тем не менее и в этой и в другой сфере жизнь была сильна и плодотворна; там и здесь человеческий разум не имел недостатка в высоких вдохновениях, глубоких мыслях и возвышенных созданиях.
Чаадаев П. Я. Соч. - М., 1989. - С. 145-146.
Чем объясняет автор исконность разделения мира на части? Какие черты характерны, по мнению автора, для восточного и западного ума (мысли)? Приведите примеры "высоких вдохновений, глубоких мыслей и возвышенных созданий" Востока и Запада.
Текст 2. Человек западной цивилизации.
Этот... человек отличается подвижным беспокойным характером. Он уже не так сильно зависит от социального статуса, гораздо свободнее, чем его предки, он передвигается вверх и вниз по лестнице благополучия и классовой иерархии... В неутомимой жажде новых знаний он открывает континенты и учреждает новые науки. Он... очень остро чувствует время и знает ему цену. Его честолюбие нацелено отнюдь не на духовные ценности... Он исполнен оптимизма, веры в прогресс, уважению к техническому мастерству и материальному преуспеванию... Он далек от аскетизма, ценит комфорт и свято верит, что жизненный уровень - это самое важное... Это не обремененный моралью человек, для которого на первом месте напор, сила и власть...
Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. - М., 1992.- Т. 1.- С. 81-82.
Какие черты личности и какие ценности, по мнению автора, преобладают в характеристике человека западной культуры? Почему невозможно говорить о некоей гармоничной целостности образа западного человека в изображении Лернера? Является ли это отсутствие гармоничной целостности личности потенциально опасным? Почему? Какие черты западной культуры в целом прослеживаются в приведенном собирательном образе западного человека?
В итоге этого этапа урока целесообразно более четко отметить характерные черты восточной и западной культур, по возможности проиллюстрировав их проявления историческими примерами.
2) Определим место России в культурной системе "Восток-Запад".
Текст 3. О России и русской культуре.
Противоречивость и сложность русской души может быть связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории - Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Восток-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное.
Есть соответствие между необъятностью, безграничностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безграничность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине... У русского народа была огромная сила стихии и сравнительная слабость формы. Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был более народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал в крайности... В России не было резких социальных граней, не было выраженных классов. Россия никогда не была в западном смысле страной аристократической, как не была и буржуазной.
Бердяев Н. А. Русская идея... // О России и русской философской культуре. М., 1990.- С. 43-44.
Как определяет место России в системе "Восток-Запад" Н. А. Бердяев (выявите несколько аргументов автора)? Согласны ли вы с мнением Н. А. Бердяева? Свою позицию аргументируйте с использованием исторических примеров.
3) Перейдем к хронологическому принципу типологии культур. Ученикам предлагается выбрать тему самостоятельного мини-исследования: на примере конкретной исторической эпохи в развитии европейской (западной) культуры установить 1) важнейшие характерные черты; 2) место и образ человека в культуре; 3) место и образ природы; 4) характерные памятники; 5) господствующие художественные стили. Результаты проведенных исследований могут быть представлены на заключительном занятии-конференции.
4) Иные принципы типологии культур могут быть выявлены при выполнении следующего задания: подберите к представленным типам культур пары (тройки и т.д.) по антонимическому принципу (по противоположности):

Светская -
Дворянская -
Городская -
Массовая -
Духовная -
Европейская -
Выявите принцип подбора каждой из линий. При наличии времени полезно рассмотреть и проиллюстрировать примерами их характерные черты.
5) Логичным завершением занятия может стать анализ понятия "диалог культур".
Урок 5-6. Культуры в культуре (2 ч.).
Пособие, тема 11, 12.
Цели урока: наполнить конкретным содержанием понятия "субкультура" и "контркультура" на основе внутрипредметных и межпредметных (прежде всего с курсами истории и литературы, мировой художественной культуры) связей, жизненных наблюдений и личного опыта учащихся; установить соотношение данных культурных феноменов, условия перехода субкультур в контркультуру и наоборот; место контркультуры в духовно-нравственной сфере, причины ее высокой жизнеспособности в условиях преследований со стороны официальной культуры.
Основные вопросы содержания: 1) субкультура, ее место в культуре в целом, принципы выделения и примеры субкультур, динамика их развития; 2) контркультура, ее место в культуре в целом; 3) взаимосвязь субкультуры и контркультуры.
Советы по организации учебной работы:
Изучение данной темы может строиться в форме традиционного (комбинированного) урока, лабораторного занятия или ученической конференции.
Для лабораторного занятия целесообразно отобрать фрагменты текстов, иллюстрирующих особенности отдельных субкультур (например, Текст 1) и полемические статьи, выступления о месте контркультуры в современном культурном пространстве (например, Текст 2).
Текст 1. Рыцарский девиз.

Хоть я не избран королем,
А принцем быть я не возьмусь.
С повиновеньем - низким злом
Не примирюсь я нипочем.
На поле брани быть орлом -
Вот чем доныне я горжусь!
Орел не может стать рабом,
Быть независимым берусь...

Какие характерные черты средневекового общества отразились в данном тексте? Какова система ценностей героя данного отрывка? Как Вы понимаете слова: "Орел не может стать рабом"?
Текст 2. Культура и антикультура.
Не секрет, что подлинная культура, которая покоится на культах Милосердия, Любви, Семьи, Разума, Добра, все более нагло попирается сегодня антикультурой с ее культами Насилия, Похоти, Звериной Стаи, "Наркокайфа" (включая никотин и алкоголь)... Она широко пропагандируется СМИ и все больше заглушает Слово Божие, особенной у молодежи. Словом, создается известный по Библии "Эффект Содома и Гоморры". И, видимо, с тем же недалеким теперь уже концом.
Вопрос: как относиться к антикультуре? И если осуждающе, то надо делать соответствующие выводы в отношении СМИ и учреждений образования...
Дело в том, что по части количества уроков и особенно по объему домашних заданий мы выглядим как настоящие детоненавистники... Поэтому, если у нас осталась хоть капля совести, мы просто обязаны ввести в начальной школе 25-часовую учебную (для детей - рабочую, каторжную) неделю, в неполной средней - 30-часовую и в полной - 40-часовую. Считая соответственно с получасом, часом и полутора часами домашних заданий в день.
Но ребенок - не взрослый. Оставить его на всю вторую половину дня наедине с растлителем-телевизором - тоже преступление. Превратить вторую половину дня в "камеру хранения школьников", которая называется "продленкой" - тоже не выход.
И. В. Бестужев-Лада. Диалог между религиями: Возможен ли? Нужен ли?
// ВФ. 2002. № 4. С. 60-67.
Используя содержание текста, объясните, что такое "антикультура"? Проиллюстрируйте примерами мысль о доминировании антикультуры в СМИ. Объясните, почему автор призывает активно бороться с распространением антикультуры именно в детской и молодежной среде. Как вы понимаете выражение: "Эффект Содома и Гоморры"? Применимо ли оно к современному состоянию общества и его культуры (ответ поясните)? Используя содержание текста, свои знания и жизненный опыт, выскажите свое суждение о необходимости (или ее отсутствии) и средствах борьбы с антикультурой (ответ аргументируйте).
При выборе третьего варианта необходимо подойти к определению тем выступлений учащихся так, чтобы с одной стороны, теоретически осмыслить многообразие и динамику развития отдельных субкультур, с другой, - подготовить наглядные материалы (фрагменты видеосъемок, слайды, фотографии, отдельные артефакты и т.п.), отражающие специфические черты и проявления конкретных субкультур. Таким образом, в подготовке и проведении конференции могут быть задействованы все учащиеся.
Целесообразно отразить в тематике ученических выступлений субкультуры, выделенные по возрастному (например, молодежные субкультуры), национальному, профессиональному (например, субкультура программистов-компьютерщиков, политических деятелей или исполнителей популярной музыки), имущественному, религиозному и др. критериям.
Выступающие должны быть сориентированы на краткие сообщения (5-7 мин.), отражающие характерные черты отдельных субкультур и собственный взгляд на основные вехи и перспективы их развития, влияние, оказываемое на магистральную культуру.
Ведущий конференции обращается к понятию "культура", акцентирует внимание на ее многообразии и констатирует, что достигается оно во многом за счет существования в рамках одной культуры множества подвидов со своими специфическими чертами, присущих отдельным социальным группам. Ведущий резюмирует выступления в заключение этого этапа конференции, выделив субкультуры, которые на отдельных этапах своего развития являлись контркультурами, и причины подобной динамики.
Далее целесообразно выстроить обсуждение вопросов с привлечением исторического, литературного и др. материала:
- Является ли контркультура атрибутом культуры индустриального (постиндустриального) общества или она существовала всегда? Ответ аргументируйте.
- В чем состоит функция контркультуры в процессе общекультурного развития человечества?
- Почему контркультуры обладают высокой жизнеспособностью, несмотря на преследования официальных структур?
Урок 7 (7-8). Диалог культур (1-2 ч.).
Пособие, тема 17.
Цели урока: освоение понятия "диалог культур"; совершенствование умения подростков вести цивилизованный диалог.
Основные вопросы содержания: сущность и исторические основания европоцентризма и востокоцентризма; понятие и принципы диалога культур.
Советы по организации учебной работы:
Данное занятие можно провести в форме эвристической беседы или круглого стола (диспута и т.п.), причем игровой вариант предпочтительнее. Могут быть обсуждены следующие проблемы:
1) На земле существовало и существует множество культур. Равноценны ли они?
2) Каковы исторические основания для европоцентризма и востокоцентризма?
3) Какие черты современной культуры Запада (Востока), России заимствованы из других культур?
4) Каковы дальнейшие перспективы развития национальных культур? Ждет ли мир культурная унификация?
Проведение игрового занятия требует серьезной предварительной подготовки. Во-первых, необходимо заранее познакомить учащихся с программой работы, порекомендовать литературу для подготовки к дискуссии, во-вторых, - напомнить о правилах цивилизованного ведения диалога (построения собственного выступления, реплики, отношения к оппоненту), в-третьих, выделить и специально подготовить ученика на роль ведущего круглого стола (при наличии времени для подготовки можно выделить еще ряд ролей в проведении дискуссии). Игру открывает ведущий или учитель, обозначающий круг проблем для обсуждения, поясняющий некоторые необходимые термины. В ходе игры ученик-ведущий или сам учитель четко резюмирует выступление каждого из участников, предлагает дополнительные гипотезы или обостряющие диалог вопросы, подводит окончательные итоги обсуждения. Полезно, если результативность и степень своего участия в дискуссии сначала оценят сами учащиеся, а потом - ведущий и учитель.
Игру можно считать удавшейся, если участники придут к идее равноправия и неповторимой уникальности всех существующих культур. Поймут, что диалог культур предполагает взаимообогащение, а отнюдь не унификацию национальных культур, что будущее за многообразием сотрудничающих и взаимообогащающихся национальных культур.
Урок 8 (9). Богатство национальной культуры (1-2 ч.).
Цели урока: акцентировать внимание учащихся на уникальности и ценности культуры их народа (нации).
Основные вопросы содержания: характерные черты, наиболее значимые традиции, ценности культуры конкретного народа; наиболее серьезные проблемы развития национальной культуры и возможные пути их решения.
Советы по организации учебной работы:
Данный урок может стать наиболее ярким, красочным в предлагаемом модульном курсе, поскольку предполагает широкое привлечение технических средств, артефактов, использование игровых, музыкальных и театрализованных форм. Отбор необходимого содержания производит сам учитель, исходя из задач воспитания в духе национальных традиций (или уважения к национальным традициям) и имеющихся ресурсов (в т.ч. временных). В принципе, это может быть и небольшой фольклорный праздник, и урок с использованием фольклорных элементов, и познавательная игра-викторина, и урок-экскурсия (виртуальная или реальная) и т.п. Главное - обратить учащихся к основам национальной культуры, показать ее богатство и уникальность, помочь им осознать необходимость сохранения и развития национальной культуры.
При подготовке к занятиям учитель может использовать литературу:
1. Введение в культурологию /Под ред. Е. В. Попова. - М., 1995.
2. Гуревич П. С. Культурология. - М., 1996.
3. Гуревич П. С. Человек и культура. Основы культуроведения. - М., 1998. Темы 3, 11, 12, 17.
4. Культурология / под ред. А. Н. Марковой. - М., 1995.
5. Мамонтов П. С. Основы культурологии. - М., 1995.
6. Рождественский Ю. В. Введение в культурологию. - М., 1996.
7. Дидактические материалы по курсу "Человек и общество". 8-9, 10-11 кл./ под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М., 2001.
Учащимся можно рекомендовать
1. П. С. Гуревич. Человек.- М., 1995. Гл. VIII.
2. Человек и культура. Основы культуроведения. - М., 1998. Темы 3, 11, 12, 17
3. Малышевский А.Ф. Введение в философию. - Гл. 7

















1 А.И. Кравченко "Задачник по социологии". - М.: Просвещение, 2002, с. 8(задание 5)

2 А.И. Кравченко "Задачник по социологии". - М.: Просвещение, 2002, с. 26-27(задание 1)
3 А.И. Кравченко "Задачник по социологии". - М.: Просвещение, 2002, с. 41.
4 Далее: Дидактически материалы, 8-9
5 Мы отдаем предпочтение лабораторному занятию с документом, но при отсутствии Дидактических материалов учитель может организовать решение познавательных задач (их количество зависит от индивидуальных особенностей каждого класса); в случае, если у учителя есть Дидактические материалы - он самостоятельно решает вопрос о работе с познавательными задачами.
6 Задания и тесты по обществознанию: 8 класс / Л.Н. Боголюбов и др.-М.: Школьная Пресса, 2001.С. 116-117 (далее задания и тесты - 8), те задания, которые не были сделаны на уроке, задаются на дом
7 См. Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 классе. - М.: Дрофа, 2000. С.162-163.
8 Ссылки даются на издание: Гуревич П.С. Человек. 9 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. Учеб.
заведений. - М.: Дрофа, 1995
* Школьный словарь по обществознанию: Пособие для учащихся 10 - 11 кл. / Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая и др.;- М., Просвещение, 2003.
* См.: Обществознание в тестах и заданиях: 9 класс /Л.Н.Боголюбов и др. - М., 1998.
Задания и тесты по обществознанию: 11 класс /Аверьянов Ю.И., Боголюбов Л.Н.,
Городецкая Н.И. и др. - М., 1999.
* Задания и тесты по обществознанию: 10 класс /Аверьянов Ю.И. и др. - М., 1999
* Школьный словарь по обществознанию: Пособие для учащихся 10 - 11 кл.
* См.: Обществознание в тестах и заданиях: 9 класс /Л.Н.Боголюбов и др. - М., 1998.
Задания и тесты по обществознанию: 11 класс /Аверьянов Ю.И., Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. и др. - М., 1999.

* Единый государственный экзамен 2002 года: Контрольные измерительные материалы: Обществознание /А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, Л.Н.Боголюбов и др. - М., 2002. - С. 30-31

* Школьный словарь по обществознанию: Пособие для учащихся 10 - 11 кл.
??

??

??

??




2


1






<< Пред. стр.

страница 4
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign