LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

2. В статье 23 Конституции РФ записано: "Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени". В каком смысле здесь употребляется понятие "права"? Объясните, почему вы так считаете.
3. Какая из формулировок отражает современный подход к пониманию права?
А. Право есть воля государства, выраженная в законе.
Б. Право есть мера свободы.
1)Только А 3) А и Б
2)Только Б 4) Оба суждения неверны
4. Вставьте пропущенное слово во фразе:
... - это наиболее общее понятие всего того, что противостоит праву, противно праву, является его противоположностью.
5.Завершите схему - впишите пропущенное слово:
Термин "право" имеет двоякое значение:









Занятие 2. Мир права: внутреннее строение.
Занятие ориентировано в основном на содержание §3 главы 2
Возможный план занятия
1. Правовая норма: понятие и виды
2. Отрасли права
3. Система права
1. Прежде, чем обратиться непосредственно к правовой норме, рекомендуем уяснить смысл термина "норма" вообще. С этой целью можно предложить классу познакомиться с учебным текстом, в котором в сжатом виде охарактеризован этот термин.
"Норма - это правило поведения.
Нормы делятся на две группы: несоциальные и социальные.
Несоциальные нормы - это правила поведения, регулирующие отношения человека к природе, технике. Их часто выражают в виде формул.
Видами несоциальных норм являются математические, физические, химические, физиологические, биологические, климатические, санитарно-гигиенические, технические, сельскохозяйственные и другие нормы.
Социальные нормы регулируют поведение людей.
К числу социальных норм относятся: ритуалы (обряды), обычаи, религиозные, правовые, моральные, политические, нормы этикета, эстетические нормы, деловые обыкновения.
(см. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы государства и права. Пособие для учащихся. М, 1998, с. 63)
К тексту можно поставить вопросы.
- Какой смысл вкладывается в термин "норма"?
- На какие группы принято разделять нормы?
- Чем различаются несоциальные и социальные нормы?
- Как вы думаете, какие последствия могут наступить в случае, если человек будет нарушать несоциальные нормы? Объясните на любом конкретном примере.
- Назовите известные вам социальные нормы. Какие последствия могут наступить в случае нарушения социальной нормы? Объясните на каком-либо конкретном примере.

Проделанная работа позволяет перейти непосредственно к изучению вопроса о норме права.
Работа строится с опорой на соответствующий раздел в тексте учебника.
Наряду с этим, рекомендуем привлечь дополнительный материал - статью "Норма права", которая дана в "Учебном словаре" для 9 класса (см. "Введение в обществознание", учебник для 8-9 классов под редакцией Л.Н. Боголюбова, М, 2003 г.). Это откроет возможность учащимся путем сопоставления четче определить смысл правовой нормы, выделить особенности, отличающие ее от других социальных норм.
"Норма права - это общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства.
Нормы права регулируют отношения как отдельных лиц, так и организаций, наделяет их юридическими (т.е. закрепленными в законах) правами и обязанностями. Регулирующая роль нормы права состоит в том, что лицо, наделенное правами и обязанностями, действует в соответствии с ее (нормы) предписаниями или требует от других лиц соответствующего поведения. Нарушение же требований нормы права вызывает применение мер государственного принуждения, т.е. необходимость заставить правонарушителя исполнять требования нормы права путем применения силы специальных государственных органов, защищающих правовой порядок в стране, - правоохранительных органов (прокуратуры, министерства внутренних дел, федеральной службы безопасности и др.)
Норма права - это изначальная, "элементарная" частица, первокирпичик всей системы права данной страны. Нормы права различают в зависимости от отраслей права: нормы конституционного права, нормы гражданского права, нормы семейного права. Нормы уголовного права и т.д."
В ходе проработки предложенных текстов учащиеся выполняют задания:
- Сопоставьте характеристику нормы права, которая дана в вашем учебнике, с характеристикой, приведенной в учебном словаре.
- Что общего вы находите в этих характеристиках?
- В чем они дополняют друга? Или, возможно, противоречат друг другу?
- Опираясь на обе характеристики, укажите основные отличительные признаки нормы права.
Изучать различные виды правовых норм целесообразно на конкретных примерах.
Можно предложить учащимся познакомиться с отдельными статьями Конституции Российской Федерации:
"Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность" (Статья 22, часть 1)
- "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (Статья 58)
- "Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина... Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности" (Статья 19, часть 2).
Классу ставится задание:
- Определите, к какому виду правовых норм относится каждая из приведенных статей Конституции РФ.
- Для того, чтобы учащиеся сумели правильно выполнить это задание, им рекомендуется внимательно изучить фрагмент учебника, в котором дается классификация правовых норм (разрешающие, обязывающие, запрещающие).
2. Разобраться в том, что представляет собой отрасль права, поможет обращение к соответствующей статье в "Учебном словаре".
"Отрасль права" - это большая группа (совокупность) правовых норм, которые регулируют целую сферу (т.е. область, раздел, круг) однородных, близких по своему характеру общественных отношений. Например, конституционное право - это отрасль права, которая регулирует сферы общественных отношений, связанных с устройством государства и правовым положением человека; трудовое право регулирует сферу трудовых отношений; гражданское право - сферу имущественных отношений; семейное право - сферу семейных отношений; уголовное право регулирует сферу отношений, связанных с правонарушениями, и т.д.
В нашей стране система права включает около 30 отраслей права; они охватывают все основные сферы общественной жизни".
Для более осознанного усвоения материала рекомендуем поставить классу задание:
- Количество правовых норм (правил) велико. Их принято объединять в большие группы - группировать по отраслям права, как говорят юристы. Отраслей права тоже получается много. Судите сами: есть гражданское право, государственное право, трудовое право, семейное право, административное и т.д. - по самому названию можно судить. Какие отрасли жизни регулируют эти отрасли права.
Объясните, почему существует множество отраслей права? Как вы оцениваете необходимость иметь их в одной стране в таком количестве?
3. Изучение вопроса о системе права можно построить на основе приведенной в учебнике схемы 3 "Система права" на с. 237, несколько преобразовав ее и приведя в соответствие в текстом самого учебника.
СИСТЕМА ПРАВА
Публичное право
Частное право
Конституционное право
Гражданское право
Административное право
Трудовое право
Уголовное право
Семейное право
Процессуальное право
Международное частное право
Уголовно-исправительное право
Международное право
Для того чтобы учащиеся осознанно воспринимали содержание таблицы, можно предложить им прочитать в учебнике раздел параграфа, в котором дается кратка характеристика отраслей права. Затем классу ставится вопрос:
Какие отрасли права автор учебника относит к основным? Как вы думаете, почему именно эти отрасли?
Затем, в целях закрепления изученного, учащимся предлагается выполнить задания:
- Регулирует имущественные отношения между гражданами право:
1. государственное 3. административное
2. уголовное 4. Гражданское

- Регулирует отношения между органами управления право:
1. уголовное 3. административное
2. конституционное 4. Гражданское

Занятие 3. Деяние, нарушающее нормы.
Основывается на содержании § 4 главы 2.
Возможный план занятия
1. Правоотношение
2. Правонарушение: понятие и основные признаки
3. Виды правонарушений
1. Для углубленного изучения понятия "правоотношение" рекомендуем организовать работу с материалом трех источников: учебника, словаря и специального учебного пособия.
В своем учебнике школьники знакомятся с содержанием 1 абзаца §4.
Следующий источник - статья из "Энциклопедического юридического словаря "(под общ. ред. В.Е. Крутских. 2-е изд. М., 1999):
"ПРАВООТНОШЕНИЕ - урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей".
П. - индивидуализированное отношение, т.е. отношение между отдельными лицами (гражданами, организациями, гос. органами и гражданами и т.д.), связанными между собой правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и должного поведения. Мера поведения означает установление его границ (рамок). Возможность и долженствование реализуются в конкретных действиях, реальном поведении".
Третий источник - уже известный школьникам начальный курс С.С. Алексеева "Государство и право" (с. 97):
"Правоотношение - это связь между субъектами, которые имеют субъективные права и юридические обязанности.
Здесь все очень просто: когда кто-либо имеет субъективное право, то неизбежно на ком-либо другом лежит юридическая обязанность... И наоборот: если лицо несет юридическую обязанность, то, значит, есть другое лицо, которое обладает правом и может требовать исполнения этой обязанности. И вот во всех случаях, когда существуют субъективное право и соответствующая ему юридическая обязанность, субъекты - носители прав и обязанностей - оказываются связанными между собой, т.е. связанными правоотношением.
Прорабатывая предложенный материал, учащиеся выполняют задания, отвечают на вопросы.
- Укажите главный признак правоотношения, который отличает его от всех других видов отношений (например, приятельских, дружеских и т.д.).
- Если какое-либо лицо связано правоотношением с другим лицом и несет юридическую обязанность, - что это означает для другого лица?
- Как вы понимаете смысл формулировки "Энциклопедического словаря" - "мера возможного поведения"?
- При каких условиях может быть реализовано возможное и должное поведение?
2. При изучении вопроса о признаках правонарушения рекомендуем также опереться на разные источники знания.
По своему учебнику школьники изучают 5 раздел параграфа - от начала раздела 4 абзаца (4 абзац до слов "В этом психологическом отношении проявляются...").
Кроме того, учащиеся знакомятся со статьей из "Учебного словаря" (в кн. "Введение в обществознание. Учебник для 8-9 класса. Под ред. Л.Н. Боголюбова":
"Правонарушение - это любое деяние (действие или бездействие), нарушающее какие-либо нормы права.
Оно имеет ряд обязательных признаков.
Правонарушение - это всегда деяние, т.е. действие (кража, драка, взятка, угон, оскорбление, избиение, мошенничество, клевета, разбой и т.д.). Или бездействие (когда обязан был что-то сделать, но не сделал: не оказал помощи (врач), не взял билет, не заплатил налоги, не явился на работу (совершил прогул) и т.д.). Мысли (поскольку это не деяния) не относятся к правонарушениям.
Правонарушение - это всегда противоправное деяние, т.е. деяние, нарушающее нормы права.
Правонарушение - это всегда виновное деяние, т.е. поступок, совершенный лицом, способным осознать недопустимость (противоправность) своего поведения и связанных с ним последствий.
Правонарушение - это деяние, опасное для общества, причиняющее ему вред.
Следовательно, правонарушение является противоправным, виновным, опасным для общества деянием...
Поскольку вред, причиненный обществу правонарушением, может быть различным, правонарушение подразделяется на две группы: проступок и преступление. Самый опасный вид правонарушения - преступление".
Работа организуется на основе следующих вопросов и заданий:
- Сформулируйте определение правонарушения.
- Раскройте смысл термина "деяние". Объясните, почему бездействие может стать правонарушением.
- Выделите и кратко охарактеризуйте основные признаки правонарушения.
- Укажите, в чем изученные вами источники дополняют или противоречат друг другу при описании правонарушения.
Для закрепления изученного рекомендуем ряд заданий:
Найдите верное продолжение фразы:
Правонарушение - это ...
- деяние, нарушающее исторически сложившийся обычай,
- деяние, нарушающее требование морали
- деяние, нарушающее нормы этикета
- деяние, нарушающее требования права.
Что является примером правонарушения:
- Отказ взрослых детей от проживания в одной семье вместе с родителями
- Отказ избирателя участвовать в голосовании
- Критика приказа начальника на собрании коллектива
- Дача ложных показаний в ходе уголовного расследования?
Какое суждение верно:
А. Более опасным для общества является правонарушение- действие
Б. Более опасным для общества является правонарушение - бездействие
1. Верно только А 3. Верно и А, и Б
2. Верно только Б 4. Оба суждения неверны
3. При изучении 3 пункта плана учащиеся опираются на соответствующий раздел в учебнике (см. §4, часть 6), а также на статьи "Правонарушение" и "Преступление" из "Учебного словаря" и статью 14 "Понятие преступления" из "Уголовного кодекса РФ".
Текст "Учебного словаря":
"ПРЕСТУПЛЕНИЕ - это общественно опасное виновное деяние, запрещенное уголовным правом. Преступление - это самый опасный вид правонарушения. Оно имеет ряд обязательных признаков.
Преступлением признается только поступок, деяние (действие или бездействие), а не мысли.
Преступление - это всегда общественно опасное деяние.
Преступление - это всегда противоправное деяние, запрещенное уголовным правом (уголовное право - отрасль права, которая объединяет правовые нормы, обеспечивающие охрану общественного и государственного строя, поддерживающие правопорядок в стране, определяющие преступность и наказуемость деяний, опасных для общества)...
В ходе изучения текстов готовятся ответы на вопросы и задания.
- Составьте схему "Виды правонарушений".
Схема может выглядеть примерно так:
ПРАВОНАРУШЕНИЯ






- Составьте схему "Основные признаки преступления".
Схема может выглядеть примерно так:





- Объясните различия между дисциплинарным и административным проступком
- Объясните, чем проступок отличается от преступления
ля закрепления изученного целесообразно выполнить задания.
- Укажите лишний признак:
Признаками правонарушения являются:
1. опасное поведение
2. опасные мысли
3. причинение вреда
4. нарушение норм права
- Уходя на работу, мать попросила Сергея убрать в доме, застелить постель и вымыть посуду. Сергей собрался было выполнить поручение, но сначала он увлекся телевизором, а потом ребята позвали его играть в футбол.
Вернувшись и оценив ситуацию, мать очень огорчилась.
Но находчивый Сергей тут же заявил:
- Виноват, исправлюсь!
Объясните, почему поведение Сергея нельзя признать правонарушением, хотя он сам назвал себя виноватым?
Какие социальные нормы все-таки были нарушены Сергеем?
Верны ли следующие суждения?
А. Правонарушение всегда предполагает совершение опреде-
ленных противоправных действий.
Б. Правонарушение всегда предполагает уголовную
ответственность.
1. Верно только А 3. Верно и А, и Б
2. Верно только Б 4. Оба суждения неверны
Литература для учителя
Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия. Главы 2 - 3; М, 1999
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. Учебник для вузов. Глава II. М, 2001
Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов. Разделы II, V. М, 2001
Теория государства и права. Учебник для вузов. Под ред. В.М. Карельского и В.Д. Перевалова. Раздел четвертый. М., 1997
Е.А. Певцова
Методические рекомендации к элективному курсу "Право"
для предпрофильной правовой подготовки учащихся 9-х классов
(на базе учебных пособий:
- Основы правовых знаний: В 2 кн.: Учеб. Для 8-9 кл. \Володина С.И., Полиевктова А.М., В.В. Спасская. и др. М., 2002;
- Певцова Е.А. Право.9 кл. М. РС.2001;
- Певцова Е.А. Мир права вокруг нас. М.2000).
Организация предпрофильной правовой подготовки школьников основывается на следующих исходных принципах:
- педагог не преследует цель сформировать конкретные знания обучаемого об отраслевом законодательстве или международном праве, а лишь знакомит школьников с некоторыми главными проблемами юриспруденции и особенностями данной науки;
- важно показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению отдельных проблем жизни;
- необходимо опираться на социальный опыт ребенка при рассмотрении правовых ситуаций и моделей правомерного поведения личности;
- целесообразна вариативность и альтернативность технологий образовательной деятельности в рамках учебного времени, отведенного на предпрофильную подготовку.
1 вариант
2 вариант
Уроки
К-во час.
Уроки
Тема 1. Роль права в жизни человека и общества.
1
Тема 1. Хочу быть юристом! Знакомство с профессией.
Тема 2. Как и почему зарождается право?
1
Тема 2. А судьи кто?
Тема 3. Я - гражданин страны.
1
Тема 3. Адвокат и его судьба.
Тема 4. За все ли мы в ответе?

1
Тема 4. Прокурор на страже закона.
Тема 5. Право и организация бизнеса.
1
Тема 5. Деятельность нотариуса в мире права.
Тема 6. Работодатели и работники на рынке труда
1
Тема 6. Тайны следственной профессии.
Тема 7. Правовые основы брака. Родители и дети.
1
Тема 7. Учимся читать законы и составлять нужные документы.
Тема 8. Судопроизводство в нашей стране.
1
Тема 8. Практические советы о правилах поведения в трудовой сфере.

Тема 9. Из мира юридических профессий.
1
Тема 9. Как организовать свое дело.
Тема 10.Мировое сообщество на защите прав человека.
1
Тема 10. Почему я должен следовать закону?

Тема 1. Роль права в жизни человека и общества.
§§1, 4 . Основы правовых знаний...
§ 3. Певцова Е.А. Право.9 кл...
Организуя занятие по данной теме, педагог должен подчеркнуть важность права как ценности для общества в целом, а также его роль в судьбе отдельных людей. Вначале занятия ученикам 9-го класса предлагается разрешить ряд правовых конфликтов, в которых оказались их сверстники. Важно, чтобы ученики осознали, что незнание права может негативно сказаться на судьбе человека. Варианты задач могут быть смоделированы учителем самостоятельно или заимствованы из учебников, методических пособий по праву, использующихся в данной школе. Желательно, чтобы школьники работали по группам. При этом представитель группы, докладывая о результатах обсуждения, формулирует мнение ребят, основанное не на правовых знаниях, а на собственных размышлениях о том, как должно быть справедливо.
Школьники заполняют таблицу в процессе обсуждения вопроса в группе, но ее последнюю графу, в которой предполагается знание норм права, оставляют пустой.
Решение конфликта
Подходы к решению ситуации
В чем выгодность такого подхода
Какие проблемы могут возникнуть у сторон?
С помощью силы

Учитывая взаимные интересы сторон

С помощью юридических норм


Анализируя выступления групп, педагог указывает, как предлагает решить проблему закон. Школьники кратко записывают ответ в последнюю графу таблицы.
Обобщая ответы ребят, учитель показывает значимость такой великой науки как Юриспруденция и рассказывает немного об истории ее формирования, о первых представителях юридической профессии.
К данному уроку можно подготовить небольшое сообщение о некоторых юристах, известных адвокатах или исторических деятелях.
В конце урока ребята пишут эссе-рассуждение на тему: " Почему нарушаются законы". Пусть обучаемые выскажут собственную позицию по вопросу и попытаются сформулировать свои идеи о том, как можно предотвратить правонарушения в стране.
На данном уроке учитель знакомит школьников с основными правилами человеческой жизни, выраженными в социальных нормах. Важно показать взаимосвязь выработанных на протяжении многолетней истории человечества правил поведения с нормами права, представляющими собой не диктат государства, а удобные образцы человеческой жизни, вносящие в нее организованность и стабильность.
Тема 2. Как и почему зарождается право?
§1 . Основы правовых знаний...
§1,2 Певцова Е.А. Право.9 кл. ...
§1. Певцова Е.А. Мир права вокруг нас.
На данном занятии необходимо показать как возникали правовые регуляторы в истории человечества и как формируется право в настоящее время.
Школьники вспоминают из курса истории, как регулировались взаимоотношения людей в эпоху первобытности. При этом заранее могут быть подготовлены выступления по группам, осуществлявшим мини исследование по отдельным темам "Ритуалы", "Мифы", "Обычаи", "Религиозные нормы". Для подготовки ответов обучаемые используют любую доступную литературу по проблеме, в том числе учебники по истории.
Педагог предлагает подумать, почему возникла потребность в правовых нормах, как они могли возникнуть, по мнению ребят?
Эту тему можно рассматривать на двух уроках, показав на первом особенности древнего права, поработав с некоторыми источниками права. Ученики могут самостоятельно подготовить небольшие сообщения об особенностях правового регулирования жизни людей на различных этапах человеческой истории (в эпоху древности, средневековья и т.д.). На втором уроке, используя прием "путешествия в эпохи", учеников можно познакомить с различными представлениями мыслителей о том, как зарождалось право. Понятно, что для понимания различных взглядов ученых, мыслителей школьники должны иметь некоторые представления о фактических событиях в истории различных стран (поэтому на первом уроке им уделяем внимание, актуализируя тот багаж знаний по истории, которыми ученики обладают). Помощь учителю могут оказать материалы методических рекомендаций по курсу "Основы правовых знаний".
Рассмотрев исторические аспекты формирования права, учитель переключает внимание обучаемых на проблемы современного характера. Для этого следует использовать наглядный материал (заранее подготовленную схему, слайд) по теме "Правотворчество". Главное - обратить внимание на то, как в настоящее время рождаются правовые нормы. Учитель показывает, не обращая внимания на детали, что важную роль играет законотворческий процесс, результатом котором является появление большого количества законов. Однако следует подчеркнуть, что законы являются лишь разновидностью нормативно-правовых актов, которых очень много.
На этом занятии можно организовать лабораторную работу с локальными актами школы.
Для этого предлагаем каждой группе обучаемых - Устав того образовательного учреждения, в котором они находятся. Отдельные разделы документа адресуются каждой группе, которая должна проанализировать материал и графически представить его содержание. Так, школьники закрепляют свои знания о тех актах, которые регулируют их школьную жизнь.
Тема 3. Я - гражданин страны.
§§10,11,12,13 . Основы правовых знаний...
§18 Певцова Е.А. Право.9 кл....
В рамках этой темы актуализируются вопросы правового статуса гражданина России.
Необходимо обратить внимание на права и обязанности несовершеннолетних. В случае организации работы по группам, учитель предлагает заранее каждой группе отдельное конституционное право или обязанность и просит подобрать материал из газет, журналов, телевизионных передач об их нарушении или соблюдении. На уроке каждая команда докладывает о проделанной работе, при этом разъясняет суть права или обязанности в трактовке Конституции РФ, а эксперты, выслушивая ответы, подводят общие итоги о реализации прав и обязанностей гражданина России.
При организации данного занятия учителю необходимо использовать наглядные материалы о символике страны, гимне государства и проч.
Тема 4. За все ли мы в ответе?
§§ 31,32,33 . Основы правовых знаний...
§9 Певцова Е.А. Право.9 кл. ...
На данном уроке учитель обращает внимание школьников на проблемы юридической ответственности.
На занятии можно провести дискуссию по теме " Может ли ужесточение ответственности решить проблемы правонарушаемости?".
Школьники должны аргументировано излагать свои позиции. Целесообразно заранее договориться какая группа будет отстаивать позицию об ужесточении наказуемости, а какая будет выдвигать альтернативные гипотезы и пытаться убедить одноклассников в обратном.
По итогам дискуссии учитель может предложить школьникам ознакомиться с извлечениями из УК РФ об основаниях освобождения от уголовной ответственности. Прочитав правовые нормы, школьники могут высказаться о своем отношении к таким правилам.
Тема 5. Право и организация бизнеса.
§37,42,43. Основы правовых знаний...
§10.Певцова Е.А. Право...
Данный урок позволит ориентировать школьников на дальнейшее изучение проблем экономики и права, познание норм гражданского законодательства. Важно показать особенности правовой культуры в сфере бизнеса, разъяснить юридические основы российского предпринимательства и его формы.
Учитель обобщает знания школьников по рассматриваемой проблеме, знакомя их с некоторыми правилами делового общения.
Учитель обращает внимание школьников на сущность созидательной функции права, знакомит ребят с сущностью предпринимательства и основными формами организации предпринимательской деятельности. Ребята должны понять, что представляют собой различные виды юридических лиц, действующих в различных сферах экономики Можно обратить внимание на особенности выстраивания правовых отношений между самостоятельными субъектами права, в том числе затронув вопросы договорных отношений, выполнения обязательств.
Тема 6. Работодатели и работники на рынке труда
§ 48,49 . Основы правовых знаний...
§11. Певцова Е.А. Право.9 кл
На данном уроке актуализируются знания школьников об особенностях правового поведения работников и работодателей, ребята знакомятся с основными юридическими правилами, регулирующими трудовую деятельность.
Учитель должен разъяснить ученикам основные принципы правового регулирования труда в нашей стране, показать как необходимо вести себя в этой сфере жизни для того, чтобы добиться успеха и не нарушать закон. На уроках целесообразно прорешать конкретные правовые задачи, рассмотреть правовые проблемы, возникающие при расторжении правоотношений работников и работодателей, поработать с источниками права, рассмотреть проблему безработицы и социальных льгот, предоставляемых трудовым законодательством.
Тема 7. Правовые основы брака. Родители и дети.
§ 34, 35 . Основы правовых знаний...
§ 12,13 Певцова Е.А. Право.
На таком занятии учитель должен познакомить обучаемых с правовым регулированием семейных отношений, в том числе порядком заключения и расторжения брака.
Учитель знакомит школьников с правовым регулированием института брака в нашей стране, ребята обращают внимание на правовые аспекты взаимоотношений супругов, которые носят личный и имущественный характер.
На уроке рассматриваются некоторые правовые основы взаимоотношений родителей и детей, сущность право- и дееспособности граждан страны.
Учитель актуализирует знания школьников о правовом статусе родителей и детей в нашей стране, особое внимание необходимо обратить на такие понятия как правоспособность и дееспособность субъектов права. На уроке можно организовать деловую или ролевую игру, а также диктант с правовыми понятиями.
Тема 8. Судопроизводство в нашей стране.
§29, 38 . Основы правовых знаний...
§14 Певцова Е.А. Право.9 кл. М. РС.2001.
На таком уроке рассматривается: в каких формах может осуществляться защита прав и интересов личности в нашей стране, что представляет собой судебная власть и каким образом можно обратиться в суд в случае правового конфликта.
Ребятам необходимо показать какие виды судов существуют в РФ, в чем их компетенция, как можно составить исковое заявление и как осуществляется судебное разбирательство дела. На втором уроке можно провести деловую игру "Суд".
Тема 9. Из мира юридических профессий.
§ 21,22 . Основы правовых знаний: ...
§ 16 Певцова Е.А. Право.9 кл. М. РС.2001
Важная задача учителя на таком уроке заключается в том, чтобы познакомить школьников с основными юридическими профессиями, сформировать интерес к профессиональной деятельности юристов, обеспечив возможность осознанного выбора профессии в будущем
Учитель показывает разнообразие юридических профессий в прошлом и в современном обществе, знакомит школьников с некоторыми аспектами профессиональной деятельности юристов.
На уроке рассматриваются такие профессии как юрист, адвокат, судья, юрисконсульт, прокурор, нотариус, частный детектив, следователь.
Тема 10. Мировое сообщество на защите прав человека.
§ 15 . Основы правовых знаний...
§ 17,19 Певцова Е.А. Право.9 кл. ...
На таком уроке систематизируются знания школьников о системе мировой защиты прав человека, познакомить с основными источниками права в этой сфере
Учитель, актуализируя знания школьников, напоминает о событиях мировой истории, ознаменовавшимися борьбой за права человека, ученики могут поработать с международными документами и нормами международного права
На уроке целесообразно затронуть такие понятия: международное право, ООН, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, международное преступление.
Вариант 2.
Учитель может также разработать самостоятельный вариант мини модуля, главной идеей которого станут вопросы профессиональной пропедевтики. Именно она позволит подростку осознанно самоопределиться в дальнейшем профиле обучения в школе, а затем и в вузе.
Тема 1. Хочу быть юристом! Знакомство с профессией.
§ 2,3,4 . Основы правовых знаний...
§1. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум ...
На данном уроке учитель рассказывает о некоторых юридических профессиях и особенностях такой науки как юриспруденция. В этом случае также могут быть использованы минидоклады школьников о представителях юридической профессии и роли права в их жизни. На таком уроке можно затронуть вопросы о порядке поступления в вузы, осуществляющие правовую подготовку.
Школьникам можно предложить познакомиться с документом "Порядок приема в государственные образовательные учреждения профессионального образования РФ". (См. Порядок приема в государственные образовательные учреждения профессионального образования РФ, учрежденные федеральными органами исполнительной власти, утв. Приказом Минобразования РФ от 14 января 2003 г. № 50). При этом каждой группе предлагается проанализировать отрывок документа и сформулировать к нему вопрос. Другая группа пытается дать ответ на вопрос, не зная конкретной нормы. В случае неверного ответа группа, которая формулировала вопрос - представляет правильный ответ, ссылаясь на норму права. Так, школьники убеждаются в том, что современный человек должен быть компетентен в различных правовых ситуациях.
Тема 2. А судьи кто?
§22, 38 . Основы правовых знаний...
§2 Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум
На этом занятии школьники в форме деловой игры актуализируют знания о системе судебной защиты прав личности. На уроке можно использовать групповые методы активизации познавательной деятельности, работу с юридическими документами, отрабатывая некоторые практические навыки по решению правовых проблем.
Необходимо обратить внимание на то, какие суды функционируют в России, и куда следует обратиться в случае необходимости защитить свои права в судебном порядке. Школьники рассматривают такой документ как исковое заявление, закрепляя элементарные умения по его составлению.
На уроке в форме минисообщений могут быть прослушаны выступления ребят о деятельности суда присяжных или мировых судей.
Тема 3. Адвокат и его судьба.
§ 22 . Основы правовых знаний...
§ 3 Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум...
На данном занятии целесообразно использовать активные методы обучения, включая проигрывание модельных ситуаций, решение задач. Вначале урока учитель поясняет особенности профессии адвоката, можно подготовить рассказ об отдельных адвокатах, их роли в истории.
Учитель предлагает школьникам прочувствовать себя в роли адвокатов и защитить интересы людей, которые обратились к ним за помощью. Для этого на отдельные листы бумаги выписываются правовые конфликты (их материалы могут быть заимствованы из учебников "Основы правовых знаний", "Методических рекомендаций для учителя права", сформулированы учителем самостоятельно на основе реальных жизненных ситуаций, хорошо понятных возрасту школьника).
На уроке следует обратить внимание на то, как можно стать адвокатом, как эта профессия соотносится с интересами, способностями личности.
Тема 4. Прокурор на страже закона.
§ 22 . Основы правовых знаний...
§4 Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум РС.2001.
На данном уроке учитель знакомит школьников с особенностями профессии прокурора. Необходимо дать историческую характеристику данной профессии и показать основные функции прокуратуры на современном этапе.
Школьники могут поработать с извлечениями из закона "О прокуратуре". При этом обращается внимание на то, в каких случаях люди могут обратиться в прокуратуру, каковы полномочия прокурора.
Тема 5. Деятельность нотариуса в мире права.
§ 22 . Основы правовых знаний...
§ 5 Певцова Е.А. Основы правовых знаний. ...
Учитель разъясняет школьникам некоторые аспекты профессиональной деятельности нотариуса, обучаемые могут познакомиться с извлечениями из закона и смоделировать ситуации, при которых людям нужно обращаться к нотариусу.
Тема 6. Тайны следственной профессии.
§ 21,22. Основы правовых знаний...
§ 6 Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум ...
На данном уроке учитель показывает особенности профессиональной деятельности следователей, можно обратить внимание на историю формирования данной профессии.
Школьникам разъясняется, каким образом можно стать следователем, чем занимаются люди, избравшие эту профессию, кто может стать частным детективом и проч.
На уроке можно использовать различные интегративные приемы о работе сыщиков, следователей по различным произведениям литературы. Так, школьники могут вспомнить некоторые рассказы А. Конан Дойла о Шерлоке Холмсе, обратив внимание на то, какими приемами пользовался знаменитый сыщик при расследовании преступлений.
Тема 7. Учимся читать законы и составлять нужные документы.
§ 2,3,4. Основы правовых знаний
На данном уроке организуется лабораторная работа с нормативно-правовыми актами, документами. Учитель рассказывает о некоторых правилах юридической техники, о том из каких частей состоят законы, как они структурированы.
На уроке школьники закрепляют умения составлять важные документы: заявления, простую доверенность на получение денег, апелляционную жалобу по итогам экзаменов и т.д.
При этом работа может быть организована по группам, каждая из которых выполняет задание, заранее обозначенное учителем. Учитель выступает в роли консультанта. Результаты работы групп обсуждаются совместно.
Тема 8. Практические советы о правилах поведения в трудовой сфере.
§ 48,49 . Основы правовых знаний:
§11 Певцова Е.А. Право...
На таком занятии могут быть организованы ролевые игры о моделях взаимоотношений между работником и работодателем. При этом школьникам заранее предлагаются для анализа ситуации и извлечения из закона (ТК РФ) о регулировании подобных отношений. Школьники объясняют суть произошедшего и комментируют конфликт на основе правил закона. Важно обратить внимание на вопросы устройства на работу, расторжения трудового договора, споров между участниками трудовых отношений.
Тема 9. Как организовать свое дело.
§ 6,42,43,44 . Основы правовых знаний...
§ 10 Певцова Е.А. Право. М.2001
На данном уроке учитель актуализирует знания ребят о том, как можно организовать свое дело, обратив внимание на то, какую роль играет малый бизнес в экономике страны.
На уроке можно подготовить небольшие сообщения о российских предпринимателях-меценатах.
Возможно организовать дискуссию по проблеме "Каким должен быть деловой человек?". Школьники, высказывая свои позиции по проблеме, могут познакомиться с некоторыми особенностями партнерского или корпоративного предпринимательства. При этом учитель подчеркивает, что при изучении курса "Право и экономика" в старшей школе обучаемые могут более основательно проанализировать правовые основы российского бизнеса.
Тема 10. Почему я должен следовать закону?
§ 30,31,32,33 . Основы правовых знаний...
§ 1 Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум...
Завершая предпрофильную подготовку, учитель обращает внимание обучаемых на важность соблюдения закона и уважения права в стране. При этом могут быть рассмотрены отдельные проблемы преступности, наказуемости. Можно обратить внимание на обстоятельства, исключающие преступность деяний (необходимая оборона, крайняя необходимость, задержание лица, совершившего преступление, причинение вреда в результате физического принуждения и проч.).
На занятии возможно с использованием мозгового штурма разработать систему мероприятий по борьбе с преступностью, ее предупреждению.
Обучаемые обращают внимание на то, какие правонарушения в настоящее время наиболее распространены и каким образом можно остановить их рост.
Курс завершается некоторыми итогами о целесообразном изучении права в школе и важности правовых знаний у граждан РФ.
ЛИТЕРТУРА
1. Основы правовых знаний: В 2 кн.: Учеб. Для 8-9 кл. /Володина С.И., Полиевктова А.М., В.В.Спасская. и др. М.: РФПР. Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания.2002.
2.Практикум по курсу "Основы правовых знаний": Учеб. пособие для 8-9 кл./ РФПР. Московский городско фонд поддержки школьного книгоиздания.2002
3.Методическое пособие по курсу "Основы правовых знаний".8-9 кл.: Пособие для учителя. РФПР. Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания.2002
4. Хрестоматия по курсу "Основы правовых знаний": Пособие для учащихся 8-9 кл. РФПР. Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания. 2002
5. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум. М., 2001.
6.Певцова Е.А. Право.9 кл. М.: РС.2001.
7. Певцова Е.А. Книга учителю обществознания. М. РС.2002.
8.Теоретические и методические основы преподавания права в школе. М РФПР. Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания. 2002
9.Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. М.2002
10.Комментарий к Трудовому Кодексу. М. 2002
11.Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М. 2002
12.Комментарий к Административному кодексу РФ. М.2002-
13.Комментарий к Семейному кодексу РФ. М.2002

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign