LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

положение человека в обществе
4)
форма осуществления социальных функций

4. Модель поведения, направленная на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу - это
1)
социальное поведение
3)
социальная мобильность
2)
социальная роль
4)
социальная адаптация

5.Социальный престиж - это
1)
степень признания достоинства личности
3)
права и обязанности личности
2)
оценка, которую общество дает статусу личности или должности
4)
определенная модель поведения, отвечающая ожиданием окружающих

6. Разделение общества на различные социальные группы - это
1)
социальная стратификация
3)
социальная интеграция
2)
социальная мобильность
4)
социальная дискриминация

7.Социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальным благам, называются
1)
социальной мобильностью
3)
социальным неравенством
2)
социальным статусом
4)
социальными отношениями

8. Переход людей из одних социальных групп в другие называется
1)
социальная дифференциация
3)
социальный лифт
2)
социальная мобильность
4)
социальные изменения

9. К восходящей вертикальной социальной мобильности относится
1)
повышение по службе
3)
создание семьи
2)
создание семьи
4)
выход на пенсию

10. Горизонтальную социальную мобильность характеризует
1)
повышение по служебной лестнице
3)
получение второй рабочей специальности
2)
разжалование офицера в солдаты
4)
понижение в должности

Правильный ответ: 43 22 21 32 13

Литература.
1. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / пер. с англ. - М., 1996.
2. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. - М., 1995
3. Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы социологии: учеб. пособие для пед. училищ. - М., 2000
4. Комаров М.С. Введение в социологию. - М., 1994.
5. Косов Г.В. Социология и политология. М.- Ставрополь. 2002.
6. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии М., 1999.



Боголюбов Л.Н.
Методические рекомендации к элективному курсу "Политология"
для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов.
Модуль рассчитан на 10 часов (пять 2-х часовых занятий). Работа проводится на базе учебного пособия для 9 класса А.Ф. Никитина "Право и политика" М., 1998.
Занятия в данном курсе имеют целью познакомить учащихся с ключевыми понятиями политологии и различными источниками. Они не могут заменить систематического изучения политологических знаний, но должны показать их специфику и стимулировать интерес учащихся.
Содержание
1.
Зачем нужна власть?
(2 часа)
2.
Что такое политика?
(2 часа)
3.
Чем привлекательна демократия?
(2 часа)
4.
Как приобщиться к политической культуре?
(2 часа)
5.
Политология: наука и учебная дисциплина
(2 часа)

Уроки 1- 2. Зачем нужна власть?
Проводятся на основе §1 учебника "Право и политика".
План изучения нового материала:
1. Назначение власти, ее виды.
2. Власть и право.
3. Власть и политика.
На занятиях необходимо раскрыть одно из ключевых понятий политологии - "власть". Начать занятия целесообразно с проработки текста §1 учебного пособия "Право и политика". После самостоятельного прочтения текста учащимся предлагается ответить на вопросы, предложенные в начале параграфа.
Затем учащимся предлагается изучить заранее размноженный текст документа, который приводится ниже.
Что такое власть и как она осуществляется?
Власть есть волевое отношение между людьми. Она присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства, для организации общественного производства. Власть - это способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета права, насилия. Специфическим признаком власти является доминирование властной воли. Власть опирается на установившиеся порядок и организованные действия и воплощается в них, а право действовать с использованием этого порядка и организации и означает обладание властью. При этом право представляет собой способность лица (субъекта) действовать или давать указания, после чего происходят изменения в существующем порядке вещей (явлений).
По нашему мнению, определение власти должно включать следующие элементы:
- субъекты власти (не менее двух), которыми могут выступать отдельные лица, а также "коллективно действующее лицо" (партия, организация, комитет, совет и т.д.). Власть может ассоциироваться и с каким-то учреждением (политическим, административным, хозяйственным и др.);
- приказ осуществляющего власть, т. е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть. Приказ сопровождается угрозой применения санкций в случае неповиновения выраженной с его помощью воле;
- подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто ее осуществляет, т.е. подчинение выраженной в приказе воле осуществляющего власть.
Наличие этих элементов необходимо для возникновения общественного отношения власти.
Власть иногда отождествляют с ее орудиями - государством, политической организацией общества, со средствами - управлением, с методами - принуждением, убеждением, насилием. Некоторые проводят знак равенства между властью и авторитетом, имеющими много общего, но и отличающимися принципиально.
Оснований для подобных отождествлений нет. Скажем, власть и управление. Они взаимосвязаны, но не тождественны. Конечно, без управления невозможно осуществлять власть, а без власти невозможно управлять. Сама власть выступает в виде управления, управление - в виде власти.
(Из статьи Б. И. Краснова "Теория власти и властных отношений
//Социально-политический журнал". - 1999.- № 6.- С.78-80).
Вопросы и задания к документу. 1. Сравните этот текст с §1 учебника. Чем этот текст отличается от текста учебного пособия? Что нового вы узнали из этого документа по сравнению с текстом учебного пособия? 2. Для чего необходима власть? 3. Что означают слова "волевое отношение между людьми"? 4. Найдите в документе достаточно полное, но сжатое определение власти. 5. Что означают слова "субъект власти"? 6. Какие санкции может применить государственная власть? 7. Какие средства использует власть? 8. Что общего и различного в понятиях "власть" и "авторитет"? 9. Приведите примеры из курса истории, отражающие воздействие власти на деятельность, поведение людей.
Важно добиваться, чтобы учащиеся, отвечая на вопросы, наиболее полно использовали текст документа.
В процессе работы учащимся рекомендуется использовать "Словарь урока", содержащийся в параграфе, а также Школьный словарь по обществознанию: Пособие для учащихся 10-11 кл. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. М.: Просвещение, 2003.
После этого возможно обращение к рубрике "О бесспорном и спорном", содержащейся в параграфе. По каждому высказыванию целесообразно предлагать вопросы: Является ли, с вашей точки зрения, это высказывание спорным или бесспорным? Объясните, почему? Подтверждает ли оно какую-либо мысль, содержащуюся в параграфе или в тексте документа? Представляет ли какой-либо новый взгляд на власть?
Возможна также работа с документами "Политика и власть", "Происхождение государства" и "Признаки государства", которые вместе с заданиями к ним приведены в пособии для учителя "Дидактические материалы по курсу "Введение в обществознание. 8-9". Под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. М.: Просвещение, 2002. С.79-82.
Важный этап занятий - решение задач и выполнение заданий, приведенных в "Практикуме" изучаемого параграфа учебного пособия "Право и политика".
Дополнительно можно предложить задачи:
1. Общество существует ради сильного государства или сильное государство надежно служит обществу? Какое из двух мнений представляется вам верным?
2. "Всякое общество вправе требовать от власти, чтобы им удовлетворительно управляли, сказать своим правителям: "Правьте нами так, чтобы нам удобно жилось". Но бюрократия думает обыкновенно иначе и расположена отвечать на такое требование: "Нет, вы живите так, чтобы нам удобно было управлять вами...".
Как вы понимаете высказывание русского историка В.О. Ключевского?
Целесообразно также организовать работу с пособием А. Ф. Никитина Право и политика. Рабочая тетрадь. Для учащихся 9 класса. М.: Просвещение, 1997. Раздел "Власть" задания №№ 1-6, а также тесты (№ 7) стр. 5-7.
В конце занятия можно организовать обсуждения одной из тем (по усмотрению учителя) из рубрики "Темы для обсуждения и сочинений". По желанию учащихся предложенные темы могут быть раскрыты в домашних сочинениях.
Урок 3-4. Что такое политика?
Проводится на основе § 25 учебника "Право и политика".
План изучения нового материала:
1. Сущность политики.
2. Функции политики.
3. Воздействие политики на общество.
На занятиях раскрывается ключевое понятие политологии - "политика". В начале занятий организуется самостоятельное изучение текста § 25. После этого выслушиваются ответы школьников на вопросы, поставленные в начале параграфа. Они корректируются с вовлечением в эту работу всего класса. Термины, вызвавшие затруднение, уточняются с помощью "Словаря урока" в изучаемом параграфе.
Следующий этап - работа учащихся с текстом документа, который приводится ниже.
Политика и политическое влияние.
...Политика самыми различными способами стремится как бы поглотить любую чужую позицию, впитать, интегрировать или усмирить ее, а тем самым и уничтожить ее в самобытности. Политик просто старается втянуть нас в свой мир, он всегда от нас добивается, чтобы мы его "понимали" (не считая, однако, необходимым понимать нас); он всегда утверждает, что вынужден делиться своей властью с нами, и с наибольшим удовольствием внушил бы нам всем чувство общей ответственности за свои решения (не дав при этом, разумеется, права участвовать в принятии этих решений).
В действительности все вновь и вновь подтверждает, что единственный путь к подлинному и действенному политическому влиянию - это, наоборот, именно последовательное отражение и обдумывание собственных позиций, создание собственной позитивной программы, исходящей из собственного толкования действительности в духе собственных предрасположений и интересов. Программа поддержки правительства - сама по себе - столь же беззуба и негативна, как и выступления против него; позитивная политическая программа всегда требует быть за что-то, а точнее - за себя, еще точнее - за свои подлинные интересы. Всю ситуацию необходимо повернуть так, чтобы "следующий ход" принадлежал... второй стороне: с нашей точки зрения, речь идет не столько о том, стоим ли мы на стороне правительства и какими "непредвиденными последствиями" грозят, по его мнению, наши действия, а о том, стоит ли само правительство на нашей стороне и какие трудно предсказуемые последствия, по нашему мнению, могли бы последовать за его действиями.
Речь идет, таким образом, - если говорить иными словами - о том, чтобы не отвечать на вопросы, которые задают нам политики, а, наоборот, задавать свои вопросы и заставлять политиков, чтобы они на них отвечали; не разделять с политиками их заботы, а требовать, чтобы они с нами делили наши; не стараться понимать их и вживаться в их положение; не соглашаться с тем, что ответственность за политические решения, которые касаются нас, ложится на "объективные условия", в которых оказались те, кто их принимал, а подчеркивать обратное, что наши объективные условия создают те, кто принимает решения, касающиеся нас, а значит, их и надо считать ответственными за то, как на свои условия реагируем мы.
( Из статьи Гавела В. Фальшивая дилемма//Новое время.- 1990.- № 47)
Вопросы и задания: 1. Какова главная мысль этого фрагмента? 2. С какими положениями параграфа связано содержание фрагмента? 3. Что значит создать свою собственную позитивную программу? 4. Почему, по мнению автора, действенное влияние обеспечивается только позитивной политической программой? 5. Кому адресованы размышления автора? 6. Как вы думаете, в состоянии ли каждый гражданин создать собственную программу? При каких условиях можно выполнить эту задачу?
Ставятся также вопросы, требующие сопоставления текста документа с текстом параграфа: Чем этот текст отличается от текста в учебном пособии? Что нового вы узнали из этого документа?
В работе с текстом документа целесообразно использовать "Школьный словарь по обществознанию".
Следующий этап работы - обращение к рубрике "О бесспорном и спорном". Как и на предыдущих занятиях, учащимся прелагается высказать свое отношение к каждому из высказываний: Является ли оно бесспорным или спорным? Ответ на этот вопрос должен быть аргументированным. Подтверждает ли данное высказывание какую-либо мысль в тексте параграфа или в документе? Содержит ли новый взгляд на политику?
Могут быть также привлечены документы с соответствующими заданиями из "Дидактических материалов по курсу "Введение в обществознание. 8-9": "Человек - существо политическое", "Политика главы государства" (из работы Н. Макиавелли "Государь"), "Политика в нашей жизни".
После завершения работы к документами целесообразно обратиться к "Практикуму" в изучаемом параграфе. Выполнение каждого задания обсуждается в классе.
Дополнительно предлагаются следующие задачи.
1. При каких обстоятельствах (назвать несколько) приведенные ниже действия и отношения приобретут характер политических?
а) Инициативная группа изучает состояние в области образования и готовит свои предложения по этому вопросу.
б) Рабочие одной из фабрик требуют повысить существующие расценки.
в) В печати обсуждаются аргументы "за" и "против" передачи земли в частную собственность
2. Давно сформулированы два ключевых принципа соотношения целей и средств в политике. Один гласит: "Цель оправдывает средства!". Другой утверждает: "Нельзя добиваться благой цели незаконными методами!"
Выразите свое отношение к этим принципам. Соблюдение какого из них кажется вам особенно важным в современной политической ситуации в России?
3. Составьте список из 5 качеств, необходимых, по вашему мнению, политикам. Расположите их в порядке значимости. Составьте список из 5 качеств политиков, которые наберут наибольшее число голосов среди учеников вашего класса. Результаты обсудите.
В последней части занятия организуется обсуждение какой-либо из тем рубрики "Темы для обсуждения и сочинений". Остальные темы могут быть предложены желающим учащимся для подготовки сочинений.
Уроки 5-6. Чем привлекательна демократия?
Проводятся на основе § 31 учебника "Право и политика".
План изучения нового материала.
1. Что такое демократия?
2. Демократия и свобода.
3. Демократия в России.
В центре внимания одно из важных понятий политологии - "демократия".
Можно сохранить алгоритм проведения занятий - начать с работы над текстом параграфа, после чего учащиеся ответят на вопросы, предложенные в начале параграфа.
Затем учащиеся изучают текст документа "Свобода и демократия", который приводится ниже.
Свобода и демократия
Народ должен разуметь свободу, нуждаться в ней, ценить ее, уметь пользоваться ею и бороться за нее. Все это вместе должно быть обозначено как искусство свободы. Нет его - и демократия обречена.
Дело в том, что свобода совсем не состоит в "развязании" граждан или в "разнуздании" народа, но в замене внешней связанности, идущей "сверху",- внутренней самосвязью, самодисциплиной. Свободный народ сам знает свои права, сам держит себя в пределах чести и закона; он знает, для чего ему дается свобода: он наполняет ее верной творческой инициативой - в религии, в самоуправлении, в хозяйстве, в общении, в науке и в искусстве. Он не пойдет за негодяями, соблазняющими его "вседозволенностью", но заставит их замолчать. Он не позволит тоталитаристам отнять у него свободу, но сумеет отстоять ее.
Народ, лишенный искусства свободы, будет настигнут двумя классическими опасностями: анархией и деспотией.
Если он воспримет свободу как вседозволенность и начнет злоупотреблять ею (попирать все законы, вторгаться в чужие жилища, грабить чужое имущество, убивать своих действительных или мнимых врагов, разрушать, жечь и громить), то настанет анархия, которая сначала поведет страну и государство к гибели, а потом сменится тиранией,- иногда своей, внутренней; иногда иностранной, завоевательной.
Если же он не поймет, на что ему нужна свобода и не сумеет ею воспользоваться, то он отдаст ее любому авантюристу за обещания частного или классового прибытка. Он продаст ее тому деспоту, который сумеет разжечь его страсти, сорганизовать свой беззастенчивый кадр, увлечь людей несбыточными планами и "наградить" толпу "хлебом" и "зрелищами".
Тогда демократия погибнет. История свидетельствует об этом бесчисленное множество раз.
(Из статьи Ильина И. Предпосылки творческой демократии// О грядущей России. - М" 1993.- С. 30-31).
Вопросы и задания: 1. Что понимает И. Ильин под искусством свободы? 2. Какие ложные представления о свободе критикует автор?. 3. Почему И. Ильин считает, что искусство свободы - необходимая предпосылка демократии? 4. Какие опасности подстерегают народ, лишенный искусства свободы? 5. Какова главная мысль текста? С каким положением параграфа о свободе в деятельности человека связана эта мысль? 6. Если бы вам предложили включить в параграф цитату из статьи И. Ильина, какую фразу вы бы выбрали? Объясните почему.
Как и на предыдущих занятиях, учащимся предлагается сопоставить документ и текст параграфа, а затем ответить на вопросы: Чем отличается эти тексты один от другого? Какие новые знания о политике дает документ? В работе по необходимости привлекается "Словарь урока" и "Школьный словарь по обществознанию" (например, в "Школьном словаре" имеются статьи "демократия" и "свобода", которые помогут уяснить суть этих важных понятий).
Дополнительно можно использовать тексты из "Дидактических материалов по курсу "Введение в обществознание" 8-9": "Демократия" (стр. 83), "Конституция Российской Федерации" (стр. 118-119), "Народ - источник власти" (стр. 120).
Затем - обращение к рубрике "О бесспорном и спорном". И вновь перед учащимися ставятся вопросы, требующие отделить бесспорное от спорного, аргументировать свои оценки, а также соотнести с текстом документов (какие положения этих текстов подтверждают те или иные высказывания; какие новые взгляды на демократию содержат?)
Следующий шаг в изучении темы - обращение к "Практикуму" изучаемого параграфа. К пяти заданиям этого практикума можно добавить следующие задания.
1. Есть два взгляда на сущность прав человека. Первый - правами человека наделяет государство. Другой - человек от рождения обладает определенными правами, отобрать которые государство не может.
Какой взгляд закреплен в Конституции Российской Федерации? Какие выводы с точки зрения характера отношений между личностью, государством и обществом из этого следует?
2. Русский историк и политический деятель П.Н. Милюков (1859-1943) высказывал мысль о том, что свобода печати - это единственная из гражданских свобод, способная гарантировать все остальные.
Как вы относитесь к этому утверждению? Аргументируйте свою позицию.
3. В 1968 академик Андрей Сахаров писал: "Человеческому обществу необходима интеллектуальная свобода - свобода получения и распространения информации, свобода непредвзятого и бесстрашного обсуждения, свобода от давления авторитета и предрассудков. Такая тройная свобода мысли - единственная гарантия от заражения норда массовыми мифами, которые в руках коварных лицемеров - демагогов легко превращаются в правовую диктатуру. Это единственная гарантия осуществимости научно-демократического подхода к политике, экономике и культуре".
Какие три свободы включает в себя свобода мысли? Раскройте связь между названными А. Сахаровым тремя элементами свободы мысли. Почему Сахаров считал "тройную свободу мысли" единственной надежной формой защиты от заражения народа мифами, надежной формой защиты осуществления научно-демократического подхода к политике, экономике и культуре?
Целесообразно использовать и задания из рабочей тетради А.Ф. Никитина "Право и политика" (раздел "Конституционное право", задания №№ 6, 7, 8).
Занятия можно завершить обсуждением одной из тем рубрики "Темы для обсуждения и сочинений" в изучаемом параграфе. Другие темы могут быть предложены желающим учащимся для подготовки сочинений.
Урок 7-8. Как приобщиться к политической культуре?
Проводится на основе § 34 учебного пособия "Право и политика".
План изучения нового материала.
1. Отношение человека к политике.
2. Как граждане участвуют в политике?
3. Политическая культура.
Раскрывается на этих занятиях одно из понятий политологии - "политическая культура".
Учащиеся самостоятельно изучают текст § 34 и отвечают на вопросы, представленные этому тексту.
После того, как ответы выслушаны и скорректированы, учащимся предлагается для изучения текст документа, приводимый ниже.
Политическая культура
Можно предложить следующее определение: политическая культура - это выработанные в ходе исторического опыта ценности, представления, умения социального субъекта (индивида, группы, партии, государства и т. п.), позволяющие создавать и эффективно использовать политические механизмы для выражения и реализации своих целей и строить отношения с другими субъектами политики на основе уважения, учета их прав, интересов и традиций.
Это определение затрагивает целый комплекс представлений и действий субъектов политики, давая в то же время им качественную характеристику как проявления культуры. У каждого субъекта политики выработаны свои ценности и цели, ради достижения которых он включается в политическую жизнь. Политическая культура вбирает в себя только такие ценности, которые не противоречат общекультурным. Тем не менее общая культура предполагает и уважительное отношение к любому субъекту политики со всеми его целями и ценностями, ориентируя, прежде всего на диалог, убеждение, компромисс, мирное сосуществование как главные средства решения всех вопросов. Так что уровень политической культуры зависит и от того, как в деятельности различных политических субъектов проявляется уважение к своим оппонентам, какие бы цели они ни преследовали.
Данное определение охватывает не только внутриполитическую жизнь страны, но и межгосударственные отношения, где также проявляется и формируется политическая культура.
Продуктивное поведение субъекта политики невозможно без знания истинной сути программ действий иных субъектов политики, механизма функционирования политической системы и возможности его применения для достижения своих целей, а также умения использовать это знание на практике. К сожалению, подготовка людей к политической жизни в нашей стране остается мало эффективной: ни школа, ни вузы не вырабатывают навыков и умений, необходимых в политической деятельности. Лишь в редких вузах проводятся деловые игры с политической проблематикой.
(из статьи А.И. Джунусова. Политическая культура: концептуальные аспекты //Социально-политический журнал.-1994.-№ 11-12, С.81).
Вопросы и задания: 1. Сравните этот текст с содержанием параграфа. Каковы отличия? 2. Почему политическая культура трактуется как результат исторического опыта? 3. Как вы понимаете термин "ценности"? (Целесообразно обратиться к раскрытию этого понятия в "Школьном словаре по обществознанию"). 4. Что входит в понятие политической культуры, кроме ценностей? 5. Какие субъекты могут быть носителями политической культуры? 6. Какие ценности, представления и умения входят в политическую культуру? 7. При каких условиях возможно продуктивное поведение субъекта политики?
В работе с текстами не следует забывать о рубрике "Словарь урока" в изучаемом параграфе и "Школьном словаре по обществознанию".
Анализ высказываний из рубрики учебного пособия "О бесспорном и спорном", как и на предшествующих занятиях, сопровождается оценкой их "спорности-бесспорности" и соответствующей аргументацией собственной позиции ученика. Важно также их оценить и с точки зрения подтверждения этими высказываниями положений прочитанных документов или выявления новых взглядов на политическую культуру.
Затем выполняются задания из рубрики "Практикум" изучаемого параграфа. Изучение темы завершается обсуждением одной из проблем, указанных в рубрике "Темы для обсуждения и сочинений", и предложением желающим учащимся подготовить сочинения по другим проблемам.
Урок 9-10. Что такое политология?
Изучение модуля "Политология" желательно заключить работой с документом, который приводится ниже.
Что такое политология?
Политология выступает сегодня в двух качествах: как самостоятельная академическая отрасль знания и как учебная дисциплина. Политология как наука занимается исследованием истории политической мысли, политических систем, политических процессов, политического сознания и политической культуры, а также глобальных мировых политических проблем и закономерностей развития. Политология как наука сочетает в себе такие подходы в исследовании политических проблем, как институциональный подход (изучение политических институтов, содержания, организации и функционирования политической власти), деятельностный (рассматривая развитие политических процессов, политических отношений через призму политической деятельности) и социологический (постигая политические процессы под углом зрения того, как политика влияет на личность, социальные группы и как они в свою очередь влияют на политику, политическую жизнь). Политико-социологический подход особое внимание уделяет проблеме политики и социальной среды.
Политология как наука проводит фундаментальные и прикладные исследования. Последние являются выражением конкретной помощи институтам власти ..., а преподавателям-политологам - в реализации важнейшего принципа педагогики - связи обучения с жизнью. Таким образом, основная задача политологии как науки - постижение истины, исследование проблем и противоречий реальной политической практики, обобщение, систематизация и анализ эмпирического материала, объяснение процессов и выявление долговременных тенденций, прогнозирование политических явлений и выработка практических рекомендаций.
Политология как учебная дисциплина имеет иные цели и задачи. Курс политологии призван дать студентам представление о политической сфере общества, о закономерностях ее развития, а также систему знаний о современных политических институтах, их устройстве и функционировании, о правах, свободах и обязанностях граждан в демократическом обществе, о политико-правовом положении личности, о способах и формах ее участия в политической жизни, о типах, формах, динамике политических процессов, их субъектах, о содержании и путях формирования политической культуры, о многообразных идейно-политических концепциях современности, о сути и принципах нового политического мышления, о движущих силах современного мирового развития. Разумеется, в процессе преподавания нельзя уходить от рассмотрения конкретных политических событий, противоречий и проблем.
(из статьи Э.С. Гареева, Ю.Н. Дорожкина, Р. З. Штейнгарта// Социально-политические науки.-1991.-№7. - С.38).
Вопросы и задания: 1. Что такое политология? 2. Чем отличаются политология как наука и политология как учебная дисциплина? 3. Что изучает политология как наука? 4. Что дает изучение политологии как учебной дисциплины?
Работа с этим документом служит итогом изучения модуля и позволяет учащимся сознательно выбрать собственный вариант профильной подготовки в 10-11 кл.
Литература.
1. Гаджиев К.С. и др. Введение в политологию 10-11 кл. М., 1998. гл. I, III, VI, VII, XI.
2. Косов Г.В. Социология и политология. М.- Ставрополь. 2002. Темы 5,8.
3. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии М., 1999. Тема 4.
4. Мухаев Р.Т. Политология. 10-11 классы. М., 1997, гл. I, IV,V, IX, XIV.
5. Мушинский В.О. Азбука политики. М., 1998. Гл.1, 4.
6. Политология. Рабочая книга преподавателя и студента. Под ред. А.В. Миронова, Ю.А. Северова, В. А. Варывдина. М., 1998. Темы 1,5,10,11.
7. Политология. Школьный практикум. 10-11 кл. Автор - составитель Р.Т. Мухаев. М., 1999.
8. Пугачев В.П. Политология. Справочник студента М., 1999. Гл. 1,2,3,9,10,18.
9. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологи. М., 1998. Гл. 1, 2, 6, 11, 12, 17.


Кишенкова О.В.
Методические рекомендации
к элективному курсу "Политология"
для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов
(на базе учебника О.В. Кишенковой" Основы гражданских знаний")
Модуль рассчитан на 10 часов
Тема.1. Политическая сцена: действующие лица.
Урок 1. Из истории возникновения политических партий.
Урок 2. Типология политических партий.
Урок 3 Практическое занятие по теме "Политические партии".
Тема 2. Группы давления.
Урок 4. Группы давления. Лоббирование.
Урок 5. Практическое занятие по теме "Группы давления".
Тема 3 Политические лидеры.
Урок 6. Политические лидеры: понятие и типология.
Урок 7. Политические лидеры современного мира
Тема 4. Граждане в политической жизни.
Урок 8. Политическое участие.
Урок 9. Средства массовой информации и их влияние на выбор граждан.
Урок 10. Практическое занятие по теме "Граждане в политической жизни".
Занятия в данном курсе имеют целью познакомить учащихся с ключевыми понятиями политологии и различными источниками. Они не могут заменить систематического изучения политологических знаний, но должны показать их специфику и стимулировать интерес учащихся.
Тема.1. Политическая сцена: действующие лица.
Урок 1. Из истории возникновения политических партий.
Ведущие понятия. Политическая партия, партийные системы, двухпартийная конкурентная система, признаки политической партии., задачи партии в политической жизни.
Методы и приемы. В начале урока дается вводное слово учителя о политической жизни общества, регулирующей роли политики. Поясняется, что делают политику и участвуют в ней люди. Ставится вопрос - "Любую ли группу людей, участвующую в борьбе за власть можно назвать партией?", или "Для какого общества будут характерны политические партии?".
Следующий фрагмент урока строится в форме работы с материалами учебника. Учащиеся выявляют основные этапы формирования политических партий и отвечают на вопросы - "Почему именно в новое время происходит становление современных политических партий и партийных систем?", "В каких странах и почему впервые создаются партии современного типа?", "Какие особенности отличает процесс становления партий в России?".
Другим вариантом работы над данной проблемой может стать составление таблицы по материалам учебника "Образование политических партий в ведущих странах мира - Великобритании, США, Франции, Германии".
Далее учащиеся под руководством учителя рассматривают современные подходы к определению партии, разбирают характерные черты и признаки партий, задачи, которые они выполняют в обществе.
Домашнее задание. Подобрать материалы о деятельности политических партий из периодической печати. Выписать из политологических словарей определения партий и сопоставить их. Завершить заполнение таблицы по материалам учебника.
Урок 2. Типология политических партий.
Ведущие понятия. Типология партий, партии - массовые, кадровые, партии-клубы, легальные и нелегальные, парламентские и непарламентские, правящие и оппозиционные, религиозные и светские, умеренные и радикальные, реформаторские и революционные, партии-ловушки, партии консервативные, либеральные, социал-демократические, коммунистические, националистические, фашистские, многопартийность и многопартийная система, политические партии современной России.
Методы и приемы. Урок по типологии политических партий целесообразно построить в форме работы со схемами, классифицирующими партии по определенному признаку, например, дать задание в схематической форме представить типологию партий по составу, по отношению к закону, по участию в парламентской деятельности и т.д. Одновременно сориентировать учащихся на поиск и приведение примеров. Для составления схем может быть использован материал учебника.
Особое внимание необходимо уделить характеристике ведущих политических доктрин. Их можно представить в табличной форме по образцу приведенной в пособии таблицы "Базовые идеологии и их ценности". Таблица заведомо избыточно велика, учителю предоставляется возможность выбрать в ней основные материалы и прокомментировать их. Можно составить и другую таблицу, в которой отразить названия базовых идеологий, из ведущих представителей в мире и в России, назвать основные идеи и ценности. При этом, учащиеся должны быть сориентированы на то, что ни одна идеология не является абсолютно истинной и универсальной, в каждой из них есть свои достоинства и недостатки, каждая из них представляет свою идеализированную модель общества, которую осуществить на практике не представляется возможным. Политологи говорят о том, что на современном этапе развития общества в конкретных политических программах следует опираться на своего рода метаконцепцию, в которой синтезируются начала и положения ряда базовых доктрин. Этот синтез является наиболее продуктивным. Например, программу президента Билла Клинтона называют либерально-консервативной.
Завершающий фрагмент урока посвящается разговору о современных политических партиях в России. Здесь можно поставить перед учащимися следующие вопросы: "Какие политические партии в России вы знаете?", "Все ли они представлены в Государственной Думе?", "Какие партии можно назвать оппозиционными, какую правящей и почему?", "Можно ли утверждать, что в России сформировалась многопартийная система?". На этом фрагменте урока возможна работа с материалами периодической печати, заранее подобранными учащимися.
Домашнее задание. Подготовка к уроку-практикуму.
Урок 3. Практическое занятие по теме "Политические партии".
Методы и приемы. Начало урока можно организовать в форме фронтального опроса по вопросам воспроизводящего уровня, проверить степень усвоения учащимися основных понятий темы, признаков и функций политических партий. Также можно провести небольшой понятийный диктант или работу по карточкам.
Организация работы по заданиям 1 - 3. Задания 1 и 2 проводятся в форме дискуссии, в которой учащиеся высказывают свои точки зрения по указанным проблемам, учитель подводит итоги. Задание 3 строится на анализе фрагментов программных документов. Разделите учащихся на несколько групп, каждой из них предлагается один фрагмент. Проанализировав его, каждая группа должна определить, какой партией по идеологическому признаку разработана программа и аргументировать свой выбор. От каждой группы может выступить один докладчик.
Завершение урока - проведение политологической экспертизы - заполнение таблицы "Политические партии и движения современной России". Тема 2. Группы давления.
Урок 4. Группы давления. Лоббирование.
Ведущие понятия. Группа давления, лоббизм, признаки и функции групп давления, типология групп давления по характеру отстаиваемых интересов, профсоюзы, предпринимательские организации, законы о лоббизме.
Методы и приемы. Материал урока достаточно велик и перед учителем стоит вопрос, какую часть его следует рассмотреть на уроке, а что можно оставить на самостоятельное изучение учащимися.
Прежде всего, необходимо рассмотреть само понятие "лобби". Можно задать учащимся ряд предварительных вопросов: "Знакомо ли вам слово "лобби"?", "В какой связи оно упоминалось?", "Кто, по вашему мнению, может стоять за спиной политиков, политических партий и движений?", "Какие интересы, кроме чисто политических могут послужить основанием для объединения людей в группы?"
После проведения собеседования записывается понятие "группы давления" и ее отношения к политике по материалам учебника.
Материал об истории возникновения групп давления вполне можно предложить для самостоятельного разбора учащимися дома. Дайте задание - "Расскажите о возникновении групп давления, приведите конкретные примеры". Помимо материала учебника можно предложить учащимся поработать с материалами учебника А.А. Кредера "Мир в новейшее время".
Рассмотрение вопроса о признаках лоббизма можно построить в форме работы по материалам учебника и составления таблицы, в которой будут указаны сами признаки, их содержание, а также примеры, иллюстрирующие их из мировой истории и из истории России.
Также в виде схемы или таблицы можно закрепить материал, посвященный типологии групп давления. Материал для составления подобных таблиц и схем исчерпывающе содержится в учебнике.
Завершающую часть урока целесообразно построить в форме дискуссии о принятии закона о лоббизме в современной России. Задайте вопросы: "Как вы считаете, необходим ли нам сегодня закон о лоббизме? Аргументируйте свой ответ", "Какие примеры групп давления вы можете назвать в российском парламенте?", "Как вы понимаете высказывания политологов такого типа - "Судьба президентских выборов будет решена во время аукциона по приватизации той или иной крупной кампании", "В чем вы видите опасность деятельности лоббистов, не регламентированной никакими законами?".
Домашнее задание: Подготовка к уроку практикуму, ответы на вопросы воспроизводящего уровня, подбор материалов из средств массовой информации о деятельности групп давления в мире и России. Часть заданий можно предложить выполнить учащимся в письменной форме.
Урок 5. Практическое занятие по теме "Группы давления".
Методы и приемы. В начале урока провести опрос по вопросам воспроизводящего уровня. Если было выделено письменное задание, предложить одному-двум учащимся зачитать свои ответы. В классе производится их обсуждение.
Далее рассматриваются проблемные задания 1- 6. В задании 1 учащимся предлагается составить свои предложения к закону о лоббизме. Для этого распределите учащихся на творческие группы и предложите им выработать свой вариант закона о лоббизме. От группы выступит один докладчик. Заслушав предложения учащихся, учитель подводит итоги обсуждения. Важно, чтобы разработанные учащимися материалы отражали современные представления о роли групп давления в обществе и опирались на знания ими аналогов законов о лоббизме в других странах.
Задания 2 и 3 можно оставить для письменной работы дома ввиду недостатка времени на уроке.
Задания 4 и 5 выполняются на уроке. Те же творческие группы, которые разрабатывали проекты закона о лоббизме, предлагают свои варианты решения данных задач. Решая задачу 4, учащиеся должны вспомнить и проанализировать признаки лобби и отметить, какие из них в полном объеме характерны для групп из приведенного списка. Поставьте перед учащимися проблему - какие группы из перечня могут выступать в качестве групп давления в определенных ситуациях, в других же ситуациях они же таковыми уже являться не будут. Аналогично, в работе по группам выполняется и задание 5.
Задания 6 и 7 рассматриваются в случае наличия времени на уроке. (Таблица задания 7 может быть составлена на предыдущем уроке или дома).
Тема 3 Политические лидеры.
Урок 6. Политические лидеры: понятие и типология.
Ведущие понятия. Лидерство, государственный лидер, политический лидер.
Методы и приемы. Сценарии проведения урока могут быть различными. Это определяется тем, что в основе материала урока лежит рассмотрение самих понятий - лидерство, лидер, лидер политический и государственный. Можно провести деловую игру - разделить класс на несколько групп и предложить им определить, кто такой лидер и какими качествами он должен обладать. Затем сравнить представленные характеристики и подвести итоги. На основании обсуждения сформулировать понятие политического лидера, сравнить его с лидером государственным.
Может быть и иной вариант начала урока. Задайте ученикам вопросы познавательного характера, подводящие их к выяснению природы лидерства. Например: "Всякий ли человек может стать лидером в группе, в обществе, в государстве?", "Почему человек становится лидером - важнее влияние внешних факторов (среды, обстановки, конкретных обстоятельств, других людей) или же внутренних факторов (личностных качеств самого человека)?", "Чем именно лидер отличается от других людей - внешне, внутренне? Как его распознать?" Ученики могут выделить несколько качеств человека-лидера: сильный, волевой, смелый, авторитетный, умный, опытный и т.д.
Для беседы привлеките материал из курса истории, посвященный деятельности тех или иных великих людей (Цезарь, Наполеон, Петр 1, Вольтер и пр.).
После обсуждения данной проблемы можно поставить вопрос: "Кого можно назвать лидером класса, школы, формальное это лидерство или фактическое, есть ли между ними совпадение?". Также поставьте проблему: "А легко ли быть лидером, что это - привилегия, тяжелое бремя, удовольствие?".
На основании собеседования учитель делает заключение о природе лидера, его качествах, формулирует понятие о политическом и государственном лидере на основании материалов учебника.
Дальнейший ход урока можно построить в форме самостоятельной работы учащихся с текстом учебника и составления таблицы "Основные этапы развития теории политического лидерства". Включить в эту таблицу необходимо взгляды мыслителей Китая, Греции, Рима, Н. Макиавелли. По ходу работы ученикам можно задать вопросы из группы воспроизводящих(1 - 8).
Домашнее задание. Разобрать вопросы 1 - 8 к теме.
Урок 7. Политические лидеры современного мира.
Ведущие понятия. Типология политического лидерства, лидерство традиционное, рационально-правовое, харизматическое, имидж политического лидера, качества лидера.
Методы и приемы. В начале урока в ходе фронтального опроса проверяется знание основных понятий. Далее учащиеся подводятся к проблеме формирования современной типологии политического лидерства. Учитель рассказывает о Максе Вебере, его учении и трудах. Особенно обращается внимание на работу Вебера "Политика как искусство и профессия".
Веберовскую классификацию политических лидеров учащиеся разбирают и систематизируют самостоятельно по материалам учебника. Составляется таблица, в которой выделяются следующие позиции: тип лидерства, основные черты и признаки, примеры из истории, особенности имиджа лидеров, их речей.
Дальнейшую работу на уроке можно построить в форме обсуждения новейших типологий политических лидеров и их предполагаемых качеств. Проведите на уроке мини - социологический опрос - "Какие качества сами ребята считают наиболее важными для политика вообще, государственного лидера, государственного и политического лидера современной России?" Полученные результаты сравнить с приведенными в учебнике данными опросов российских граждан.
Подытоживая работу на уроке, учитель делает вывод о том, что современная эпоха предъявляет к лидеру особые требования. Прежде всего, это связано с тем, что к людям пришло телевидение, информационная сеть "Интернет", иные средства массовой информации. Политику сегодня очень трудно спрятаться, быть невидимым. С другой стороны, тоже самое имеет и обратную сторону - за внешним имиджем становится непонятно, а что из себя представляет политик на самом деле. Совсем уж неясно то, кто за ним стоит.
Домашнее задание. Подготовка ответов на вопросы 9 - 12, задания проблемного уровня.
Тема 4. Граждане в политической жизни.
Урок 8. Политическое участие.
Ведущие понятия. Политическое участие, абсентеизм, политизация, электорат, избиратель-активист, наблюдатель, факторы, влияющие на выбор гражданина.
Методы и приемы. Урок вводит учащихся в понятие и проблему политического участия. Начать урок рекомендуем с вводной беседы о том, как учащиеся представляют себе участие в политической жизни рядовых граждан, много или мало стоит голос простого человека. По итогам обсуждения учитель делает вывод о значимости активной позиции человека в современном мире, его неравнодушия к тому, что происходит в стране и в мире. Это одно из достижений современной цивилизации.
Учащимся далее предлагается найти в учебнике ответы на вопрос - что такое абсентеизм и излишняя политизация общества, привести примеры подобного поведения и его причины. Чем оба эти явления опасны для общества?
Следующий вопрос - о роли избирательного законодательства в определении гражданской позиции, развитии избирательных законов и современного состояния электорального права в России учащиеся могут разобрать по материалам учебника и фрагментов из Конституции РФ 1993.
Завершение урока рекомендуем провести в форме работы по заполнению таблицы "Факторы, влияющие на выбор гражданина". В таблице выделите графы - название фактора, конкретные примеры влияния, примеры того, каким образом можно ослабить это влияние или взять его под контроль.
Домашнее задание. Подготовить ответы на вопросы воспроизводящего уровня, завершить заполнение таблицы, работа с периодической печатью, подбор различных газетных материалов к следующему занятию.
Урок 9. Средства массовой информации
и их влияние на выбор граждан.
Ведущие понятия. Средства массовой информации, "посредническая осада", "информационное поле", "правило тайны", типы информации.
Методы и приемы. Этот урок особенно важен. Средства массовой информации являются собеседниками каждого из нас. Начните урок с активной беседы с учащимися о том, какие газеты приходят к ним в дом, что выписывают или покупают родители, читают ли они издания, содержание политико-аналитические материалы, какие информационные программы и на каких телеканалах смотрят в доме, читают ли они информационно-аналитические материалы в сети "Интернет". Задайте вопросы - "Как вы думаете, является ли информация в газете независимой от стороннего влияния?", "Только ли реклама оплачивается заказчиком?", "Каковы должны быть принципы работы журналиста?" "Каких политических журналистов и обозревателей вы знаете?".
По итогам ответов учеников на предложенные вопросы, сделайте обобщающие выводы, что свобода прессы - понятие во многом иллюзорное, информация кем-то заказывается, но знать это - не значит считать продажной всю прессу на корню и поэтому ее вообще не следует читать. Напротив, если вы хотите разбираться в информации, нужно читать и смотреть больше, причем из разных источников.
На урок желательно принести образцы современной российской прессы и иностранных аналитических изданий. Рекомендуем журнал "Итоги", "Коммерсант", "Новое время", газеты "Коммерсант-дейли", "Независимая газета", "Известия", можно для сопоставления информации привлечь издания демократические и коммунистические, даже такую экзотическую газету как "Лимонка" (издание Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова).
Далее, на основании материала учебнике предложите ребятам составить таблицу или схему - "Правила и законы информации", в которой выделите рубрики - правило, его содержание, конкретные примеры из средств массовой информации. Ученики должны выписать - "информационное поле - властное поле", "Основные виды информации", "Конфликтность информации", "Правило страха".
Завершением урока логичнее всего будет обсуждение проблемы, можно ли современную российскую прессу, электронные средства массовой информации назвать "четвертой властью"? Скорее всего, ученики придут к выводу, что нет, и примеров тому много. Но учитель должен обратить внимание учеников на то, что СМИ - важный структурный элемент гражданского общества, непременный атрибут современной демократии. Как гражданское общество в России переживает этап становления, также и пресса. Причем во многом прогресс очевиден, от полностью огосударствленных средств массовой информации, которые передавали одну и ту же информацию, причем с одних и тех же позиций мы теперь имеем плюрализм. Каждый канал или газету контролируют разные структуры, финансовые или партийные. Есть реальная конкуренция. И чем образованнее будет сам гражданин тем больше он сможет оказывать влияние на прессу, голосуя за качественную и объективную информацию рублем.
Домашнее задание. Предполагается подготовка к уроку-практикуму. Задания 1-5 лучше всего распределить по группам учащихся заранее.
Урок 10. Практическое занятие по теме
"Граждане в политической жизни".
Методы и приемы. Урок проводится в форме дискуссии, в ходе которой предлагается решение предложенных в практикуме задач. Можно отобрать для рассмотрения и некоторые вопросы воспроизводящего уровня, например 8, 10, 11, 12, 13.
Творческие группы учащихся заранее формулируют свои ответы и докладчики выступают с ними. Учитель должен выступить в роли своеобразного провокатора, то есть дать критику выступлений учащихся, подвергнуть сомнению предлагаемые ими заключения. В ходе дискуссии важно выяснить, насколько ученики могут отстоять свое мнение. По ряду заданий вообще не может быть однозначного ответа.
Особое внимание обратите на задания 1, 3, 4.
Завершающую часть урока посвятите разговору о том, какую роль политика играет в жизни общества, можно ли назвать современного человека "человеком политическим" - "хомо политикус", можно ли назвать саму политику явлением "слишком человеческим", по выражению Фридриха Ницше.
Задания повышенного уровня трудности предлагаются только сильным ученикам и выносятся на подготовку творческой работы-эссе (их потом можно опубликовать в школьной газете).
Литература.
1. Гаджиев К.С. и др. Введение в политологию 10-11 кл. М., 1998. гл. I, III, VI, VII, XI.
2. Косов Г.В. Социология и политология. М.- Ставрополь. 2002. Темы 5,8.
3. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии М., 1999. Тема 4.
4. Мухаев Р.Т. Политология. 10-11 классы. М., 1997, гл. I, IV,V, IX, XIV.
5. Мушинский В.О. Азбука политики. М., 1998. Гл.1, 4.
6. Политология. Рабочая книга преподавателя и студента. Под ред. А.В. Миронова, Ю.А. Северова, В. А. Варывдина. М., 1998. Темы 1,5,10,11.
7. Политология. Школьный практикум. 10-11 кл. Автор - составитель Р.Т. Мухаев. М., 1999.
8. Пугачев В.П. Политология. Справочник студента М., 1999. Гл. 1,2,3,9,10,18.
9. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологи. М., 1998. Гл. 1, 2, 6, 11, 12, 17.

А.И. Матвеев
Методические рекомендации к элективному курсу "Право"
для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов
(Работа проводится на базе учебника В.О. Мушинского "Основы правоведения", М, 1995 г).
Модуль рассчитан на 6 часов.

Темы занятий:
1. Многоликое право (2 часа).
2. Мир права: внутреннее строение (2 часа).
3. Деяние, нарушающее нормы (2 часа).

Занятие 1. Многоликое право.
Работа класса базируется в первую очередь на содержании §1 главы 2 учебника.
Рекомендуется повторить по учебнику материал главы 1: О равенстве и свободе, основных правах и свободах.
Возможный план занятия:
1. Объективное и субъективное право.
2. Право и произвол. Право как воля государства.
3. Право как справедливость и мера свободы.
1. Целесообразно, следуя рекомендации автора учебника (см. главу 2 §1), начать занятие с выявления смысловых различий термина "право". С этой целью классу ставится задание:
Сравните два предложения: "Право - это система правил поведения" и "Человек имеет право на личную неприкосновенность".
Термин "право" в этих двух предложениях имеет один и тог же смысл или есть различия? Если есть, попробуйте их сформулировать.
Чтобы учащиеся смогли дать правильный ответ, им предлагается проработать по учебнику первый абзац §1 и выявить различие между объективными и субъективными правами.
В дополнение к проделанной работе рекомендуем предложить учащимся познакомиться с фрагментами из книги С.С. Алексеева "Государства и право. Начальный курс" (М, 1996, с. 49-50).
"...В юридической области слово "право" имеет два значения.
Одно из них ...это субъективное юридическое право, т.е. свобода или возможность субъекта, конкретного лица на юридически обеспеченное поведение. Например, собственника земельного участка - на владение, пользование, распоряжение землей; лица, имеющего льготы по налогам, - на получение этих льгот.
Другой смысл слова "право" в таких, скажем, выражениях: "российское право", "право Франции", "гражданское право", "налоговое право". Здесь термин "право" близок к терминам "закон", "законодательство".
Право в этом смысле называется объективным правом. В данном случае имеется в виду не свобода или возможность поведения..., а именно нечто "объективное в обществе", юридические нормы, выраженные в законах...
Между двумя названными значениями термина "право" существует тесная взаимосвязь. Субъективные юридические права (а также обязанности) возникают на основе норм объективного права. Например, гражданин имеет право на льготу по налогам в силу того, что такая льгота предусмотрена в нормах налогового права.
Объективное право, следовательно, есть система норм, выраженная в законах, "говорящая о правах" и потому являющаяся критерием того, правомерно или неправомерно поведение субъектов - граждан, организаций, государства".
Работа с приведенным фрагментом текста строится на основе заданий:
1. Сопоставьте характеристику объективного и субъективного права, изложенную в вашем учебнике, с характеристикой, которая дана в приведенном выше фрагменте. Укажите, что общего вы находите в этих характеристиках и в чем они различны, дополняют друг друга.
2. Какой смысл автор фрагмента вкладывает в слова "нечто "объективное" в обществе"?
3. Чем объясняется тесная взаимосвязь между объективным и субъективным правом?
4. Кто может быть субъектом права?

2.Чтобы организовать работу класса вокруг понятий "право" и "произвол", рекомендуем предложить учащимся самостоятельно изучить по учебнику 1 раздел параграфа до конца и подготовить ответы на вопросы и задания.
1. Найдите в тексте и выпишите фразы, которые помогают сформулировать некоторые общие представления о праве и произволе.
2. Что означает выражение "произвол власти"? Почему произвол власти является наиболее страшным для человека и общества? Вспомните известные вам из истории факты произвола власти.
3. Опираясь на текст учебника, охарактеризуйте один из подходов ученых юристов к определению права. Кто согласно этому подходу определяет, что есть право, а что - произвол? Что согласно данному подходу является правом?
3. Третий пункт плана занятия опирается на содержание 2 раздела §1. Проработку этого раздела можно организовать в форме комментированного чтения.
К тексту последовательно ставятся вопросы и задания:
1. Какое понимание права пришло к нам из далекой древности?
2. Как определяет право современная наука?
3. В чем состоит первейшая задача (функция) права? Что означает выражение "отмерить каждому его порцию свободы?" Опираясь на текст учебника, объясните на конкретном примере, каким образом постепенно складывалась система норм, регулирующих охрану окружающей среды? Объясните, в чем был смысл конфликта, который привел к необходимости установить справедливый баланс интересов?
4. Сопоставьте два подхода к пониманию права и объясните их основные отличия.
Завершая занятие, можно поставить классу ряд заданий:
1. В юридической литературе, в учебниках по праву нередко встречаются формулировки: "римское право", "гражданское право", "трудовое право", "уголовное право" и т.д. В каком смысле употребляется здесь понятие "право"? Объясните, почему вы так считаете.

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign