LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

0,49/10017
0,49/10017
5,2%
6,9%
8,9%
9,8%
из них: штатных преподавателей и штатных совместителей в случае полнообъемного использования интерактивной телекоммуникационной поддержки учебного процесса.
0,43/10010
0,43/10010
0,43/10010
0,43/10010


4,5%


6,0%


7,8%


8,6%
При проведении лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, реализующих образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий оценка образовательного ценза педагогических работников должна осуществляться исходя из следующих положений.
Поскольку существует особая специализация преподавателей, преподаватели - методисты должны быть квалифицированными предметными специалистами, требования к образовательному и научному цензу которых аналогичны традиционным лицензионным параметрам. Следует особо подчеркнуть тот факт, что вследствие появления тьюторов, количество таких преподавателей для вузов, ведущих дистанционное обучение должно быть существенно меньше, чем для традиционных технологий обучения. Сама разработка и актуализация учебных и методических материалов, как правило, весьма ограничена по времени, поэтому при определении количества преподавателей - методистов следует учитывать преподавателей, работающих в вузе на основе временных договоров (контрактов), а нормативы их численности увязаны с количеством и особенностями дисциплин, реализуемых образовательных программ различных уровней подготовки.
Тьюторы должны иметь специальную методическую и психолого-педагогическую (андрагогическую) подготовку для работы с дистанционными обучаемыми. Кроме того, они могут иметь полидисциплинарную подготовку в рамках определенных направлений или циклов дисциплин. В известном смысле, тьюторы - это специалисты по индивидуальной и групповой работе с дистанционными студентами. Это ни в коем случае не ассистенты преподавателей - методистов, а особые преподаватели, обладающие указанной выше специальной (к тому же часто полидисциплинарной) подготовкой. Требование наличия ученой степени у тьютора, а также необходимость его вхождения в штат вуза не являются обязательными. Более того, часто требуется, чтобы тьюторы были одновременно и практиками, эффективными менеджерами и т.п. Иногда тьюторы должны вести занятия с обучаемыми сразу по нескольким междисциплинарным предметам (что является достаточно редким явлением для предметного специалиста - преподавателя - методиста).
Переподготовка и повышение квалификации преподавательского состава в соответствии с положениями п.п.14 и 24 Методики2 .
Вуз обязан организовывать систему профессиональной переподготовки или повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала:
> из числа преподавателей-методистов - для актуализации профессиональных знаний в предметных областях определенного профиля и повышении квалификации в области педагогики (андрогогики) и дидактики дистанционного образования;
> из числа преподавателей-тьюторов для их совершенствования в области техники и технологии проведения активных интенсивных групповых занятий в соответствии с принципами групповой динамики (как в аудитории, так и в виртуальных средах); актуализации профессиональных знаний в предметных областях, смежных с основной; в сфере мониторинга качества знаний обучающихся;
> из числа педагогов-технологов для повышения эффективности их работы с телекоммуникационными дистанционными образовательными технологиями в филиалах и представительствах; для совершенствования их знаний в области техники и технологии телекоммуникаций, программно-аппаратного обеспечения дистанционного образовательного процесса;
> из числа учебно-вспомогательного персонала - для освоения и совершенствования навыков обслуживания и обеспечения надежной работы современной техники, обеспечивающей функционирование дистанционных образовательных технологий в филиалах и представительствах.
Тьюторы и педагоги-технологи должны проходить обучение и допускаться к преподаванию только при наличии соответствующего разрешительного документа, подтверждающего успешное освоение программы такого обучения. Кроме того, тьюторы должны иметь практический опыт профессиональной работы в соответствующих областях, и, как все другие преподаватели должны периодически проходить аттестацию и повышение квалификации.
Квалификация преподавательского состава при реализации модели дистанционного обучения с использованием кейс-технологии для преподавателей-методистов соответствует традиционным требованиям наличия предметных знаний определённого профиля и уровня "остепененности". Кроме того, перечень дополнительных требований, как для преподавателей-методистов, так и для предавателей-тьюторов и педагогов-технологов должен включать в себя ряд специфических знаний и умений, не входящих в обычный набор квалификационных критериев преподавателя образовательного учреждения. Так, например, преподаватели-методисты, преподаватели - тьюторы и педагоги-технолги должны:
- обладать профессиональными знаниями в предметных областях, смежных с основной, что является необходимым условием проведения комплексных, интегрированных занятий и аттестации;
- уметь готовить и проводить активные групповые занятия (тьюториалы) в форме case study, деловой игры, "мозгового штурма", в соответствии с принципами групповой динамики, причем не только аудиторные, но и в виртуальной среде;
- владеть техникой (методами и приёмами) индивидуальных учебных и психологических тренингов и консультаций, включая консультации через INTERNET, в режиме on-line u off-line;
- обладать специальными знаниями и умениями в области организации мониторинга качества знания, проверки, рецензирования, руководства написанием контрольных и курсовых работ, в том числе, проектных и исследовательских, выполняемых группой дистанцированных друг от друга и от преподавателя студентов;
- уверенно пользоваться компьютерными информационными и коммуникационными технологиями, прежде всего - всеми технологиями работы в WWW.
Соответствующие образовательные программы повышения квалификации как для преподавателей-методистов, так для преподавателей-тьюторов и педагогов-технологов должны включать в себя ряд специальных дисциплин, в результате освоения которых преподаватели-методисты, преподаватели-тьюторы и педагоги-технологи должны:
1. обладать профессиональными знаниями в предметных областях, смежных с основной, что является необходимым условием проведения комплексных, интегрированных занятий и аттестации;
2. уметь подготовить и провести активные групповые занятия в форме деловой игры, "мозгового штурма", в соответствии с принципами групповой динамики, причем не только аудиторные, но и в виртуальной среде;
3. обладать специальными знаниями и умениями в области организации мониторинга качества знания, проверки, рецензирования, руководства написанием контрольных и курсовых работ, в том числе, проектных и исследовательских, выполняемых группой удаленных друг от друга и от преподавателя студентов;
4. владеть техникой (методы и приёмы) индивидуальных учебных и психологических консультации, включая консультации через Интернет, в режиме "on-line"- и "off-line"-;
5. уверенно пользоваться компьютерными информационными и коммуникационными технологиями, прежде всего всеми технологиями работы в WWW.
Эти требования к программам повышения квалификации
> для преподавателей-методистов по (п.п.1-5) должны иметь рекомендательный характер;
> для программ повышения квалификации преподавателей-тьюторов по (п.п. 1-3) - обязательный, а по (п.п.4-5) - рекомендательный характер,
> для программ переподготовки педагогов-технологов - обязательный по (п.п.4-5), а по (п.п. 1-3) - рекомендательный характер.
Средние профессиональные учебные заведения, использующие в учебном процессе кейс - технологию в любых объемах, могут осуществлять подготовку тьюторов, их сертификацию и повышение их квалификации в соответствующих высших учебных заведениях, осуществляющих такую подготовку, или в специально аккредитованных (сертифицированных) учебно - методических центрах.
Образовательные организации, входящие в образовательные объединения (консорциумы, ассоциации), созданные вузами - разработавшими (адаптировавшими) кейс - технологию, которая содержит все основные элементы образовательного процесса (учебные и методические материалы, подготовленных тьюторов, процедуры администрирования, информационной поддержки и другие элементы), и осуществляющие дистанционный образовательный процесс с использованием приобретенной (готовой) кейс - технологии вуза - разработчика, могут использовать при организации собственной образовательной деятельности преподавателей обеих категорий и все описанные выше обязательные элементы контроля качества деятельности, подготовки и повышения квалификации преподавателей, реализуемые в вузе, разработавшем (адаптировавшем) технологию дистанционного обучения. При этом указанные выше лицензионные требования предъявляются к образовательному учреждению, предоставившему партнеру право использовать данную технологию и обеспечивающего реализацию этого права. При проверке образовательной организации, использующей приобретенную (готовую) технологию, проверяется наличие соответствующих договоров о партнерстве и соответствующих сертификатов (выданных образовательным учреждением, разработавшим (адаптировавшим) используемую партнером кейс - технологию) у тьюторов, допущенных к руководству учебными группами.
Требования положений п.13 Методики2 в отношении идентичности технологий образовательного процесса в базовом образовательном учреждении и его структурных подразделениях, принимающих участие в той или иной степени полноты в реализации образовательных программ посредством применения дистанционных технологий, при проведении лицензирования образовательного учреждения должны учитываться следующим образом.
Образовательные процессы в региональных структурных подразделениях в целом должны быть идентичны по контенту реализуемых образовательных программ и методам педагогического взаимодействия преподавателей-тьюторов и обучаемых.
Могут существовать технологические (технические) различия по способам доставки образовательного контента обучаемым и организационным особенностям проведения отдельных элементов учебного процесса на тех или иных учебно-методических региональных базах в зависимости:
- от продолжительности деятельности в конкретном регионе
- от особенностей динамики регионального развития конкретной технической базы,
- от региональных потребностей и особенностей подготовки кадров, динамики подготовки и переподготовки тьюторов,
- от особенностей развития региональных телекоммуникационных возможностей.
Принципы расчета предельной численности контингента обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы с использованием дистанционных технологий, основаны на наличии необходимых ресурсов. С учетом данных, приведенных в таблицах 4 и 5 предельная численность обучающихся (по основным и дополнительным программам высшего и среднего профессионального образования) может превышать соответствующую квоту для очной формы обучения. Определение конкретной приведенной численности производится с использованием традиционных коэффициентов приведения для различных форм освоения образовательных программ и системы дополнительных коэффициентов приведения, учитывающих особенности использования кейс-технологии, степень и полноту интерактивной телекоммуникационной поддержки учебного процесса (в пределе - телекоммуникационные образовательные технологии), вида, уровня и продолжительности осваиваемой образовательной программы для разных форм обучения. Значения коэффициентов приведения контингента обучающихся в образовательном учреждении приведены выше в таблице 3, а обоснование и методика расчетов коэффициентов приведения контингента обучающихся к очной форме освоения профессиональных образовательных программ в традиционных моделях организации учебного процесса для применения различных видов дистанционных образовательных технологий (отдельно и в сочетании) приводится в разделе 1.
Все обучающиеся по дистанционной кейс-технологии должны быть обеспечены УМК (кейсами) в соответствии с п.п..10 и 20 Методики2 .
РАЗДЕЛ 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ДОПОЛНЕНИЮ И ВАРИАНТ РЕДАКТИРОВАНИЯ
ПРОЕКТА ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ,
ИСПОЛЬЗУЮЩИХ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ ДИСТАНЦИОННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
ОСНОВНЫХ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обсуждение проекта приказа Минобразования "Об утверждении лицензионных требований к условиям осуществления образовательного процесса в вузе с применением дистанционных образовательных технологий по образовательным программам высшего профессионального образования" и текста "Лицензионных требований..." стало возможным после размещения проекта этого документа на сайте интернет-конференции Совета Минобазования РФ по дистанционному образованию 20 февраля с.г..
Безусловно, этот документ имеет важное значение для дальнейшего развития дистанционных образовательных технологий и расширения их применения в образовательных учреждениях. Поэтому принятие лицензионных требований требует тщательного анализа их содержания и широкого обсуждения с заинтересованными специалистами и представителями вузовской общественности.
Учитывая синтетический характер этого документа, который явился результатом интегрирования результатов, полученных несколькими группами специалистов, работавших по разным видам дистанционных образовательных технологий, ему не удалось придать на этом этапе целостный характер; пока не удалось избежать эклектичности в изложении подходов к решаемой проблеме. Для этого понадобиться ещё один этап работы, связанный с учетом предложений по его доработке, поступивших от представителей академической общественности. Это очевидно.
Авторам настоящей работы, поскольку они принимали участие в подготовке исходных материалов, удалось за достаточно короткое время предложить вариант редактирования текста лицензионных требований, который позволяет устранить несколько принципиальных недостатков обсуждаемого документа.
В частности, убрать неоправданные искажения роли преподавателя-тьютора при реализации кейс-технологии, учесть то, что функции этой новой категории преподавателей принципиально меняются в зависимости от применяемого вида дистанционной образовательной технологии. Поэтому при использовании телекоммуникационных образовательных технологий возникают функции педагога-технолога, которые значительно отличаются от функций преподавателя-тьютора. Искажение функциональных ролей отдельных субъектов дистанционного образовательного процесса приводит к предъявлению к ним неадекватных требований, например, к преподавателям-тьюторам в части их 40% "остепененности". Это может быть оправдано для педагогов-технологов, выполняющих соответствующие функции при реализации телекоммуникационных образовательных технологий. Но для преподавателя-тьютора, особая роль которого состоит в обеспечении единства учебной, социальной и профессиональной сред и организации на их основе особого развивающего практико-ориентированного образовательного пространства, это требование как избыточно, так и неосуществимо. Потому, что в силу своих ролевых функций в учебном процессе, организованном на основе кейс-технологии, преподаватели этой категории должны быть погружены в профессиональную среду, связанную с преподаваемыми дисциплинами, они должны иметь особые знания и навыки в области социальных коммуникаций, уверенно владеть учебными материалами и иметь специальную методическую подготовку. Логика организации знаний и навыков преподавателей-тьюторов это не логика учебной дисциплины, а междисциплинарная логика самой практической деятельности. Поэтому их специальная методическая подготовка должна обеспечивать возможность организации дистанционного образовательного процесса, который включает особые комплексные виды занятий, построенные на основе развивающего и деятельностно - ориентированного подходов.
В связи с этим, появилось дополнение в части рекомендательных и обязательных требований к содержанию программ повышения квалификации для преподавателей-методистов, преподавателей-тьюторов (кейс-технология), педагогов-технологов (телекоммуникационные технологии) и учебно-вспомогательного персонала.
Удалось подкорректировать неоправданно завышенные требования к кейс-технологии в части информационно-телекоммуникационного оснащения процесса, когда этот вид дистанционных образовательных технологий применяется не в сочетании с интерактивной телекоммуникационной поддержкой, а отдельно. Поэтому возникла необходимость в тексте документа ввести дополнительные подразделы, касающиеся лицензионных требований в случае сочетания различных видов дистанционных образовательных технологий.
Остались нерешенными вопросы повышенных требований к преподавателям-методистам по их "остепененности" в сравнении с традиционными подходами к лицензированию образовательных учреждений. Может быть это и оправдано при использовании телекоммуникационных образовательных технологий, когда преподавателю-методисту приходиться читать лекции в режиме видеотелеконференций, но в случае применения кейс-технологии достаточно "с пристрастием" проверить содержание "кейса",! который является материальным отражением результатов деятельности преподавателей-методистов (в том числе и отражением их профессиональной компетенции, научной и учебно-методической подготовки и квалификации). Это требование становиться абсурдным, когда мы рассматриваем модель организации учебного процесса, основанную на использовании приобретенной "на стороне" сертифицированной кейс-технологии, разработанной соответствующим образовательным учреждением, которое осуществляет организационное, административное и методическое сопровождение этого своего рода товара. Здесь налицо классическая ситуация, описывающая схему продвижения на рынке образовательных услуг товара с сопровождением сопутствующими услугами.
В связи с изложенными мотивами авторы приняли решение о подготовке настоящего дайджеста и включении в его состав варианта редактирования текста лицензионных требований в надежде ускорить процесс обсуждения и доработки этого документа. Предлагаемый вариант редактирования проекта приказа представлен в виде таблицы 7, где:
> в первом слева столбце приводится текст, представленный на обсуждение общественности, в котором жирным шрифтом выделены нами участки, требующие редактирования или иного изменения по различным приведенным выше причинам;
> а во втором слева столбце - отредактированный вариант, где жирным шрифтом выделены участки текста, которые подверглись редакционной правке или иному изменению;
> в третьем столбце кое-где приводятся необходимые пояснения, если это требуется.

На заседании Совета по дистанционному образованию 11.03.03 предлагается:

1. Приказом по Министерству создать рабочую группу по доработке текста проекта приказа, включающую в свой состав специалистов Управления аккредитации и лицензирования, представителей вузов-участников эксперимента в области дистанционного образования - разработчиков исходных материалов и представителей Совета по ДО;
2. После обобщения поступивших в ходе обсуждения предложений и замечаний к проекту приказа (до 31 марта с.г. включительно), доработанные материалы представить Министру образования В.М.Филипову.

1 "Российская газета" № 4 (3118) от 14.01.2003 г.
2 Приказ Минобразования РФ от 18.12.2002 № 4452 "Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России от 24.12.2002 № 4071): "Российская газета" № 9 (3123) от 18.01.2003 г.
3 п.25 "Методики....".
4 Бочков В.Е. Феноменологическая система классификации моделей организации учебного процесса как основание для разработки аккредитационных требований и лицензионных норм применения дистанционных образовательных технологий и построения систем управления качеством" В сб. :Тезисы докладов НМК "Качество дистанционного образования: концепции, проблемы" 7.02.2003 -М.: МИМ ЛИНК. 109 с. с 19-29.
5 "Правила проектирования. Профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения" ВСН 51-86.
6 Постановление Госкомвуза РФ от 30.07.93 №34 "Об утверждении требований и контрольных нормативов лицензирования".
7 Отчет по проекту "Создание нормативной базы дистанционного обучения" /А.Н.Тихонов, Ю.И.Лобанов, Б.А.Савельев, С.М.Калабин, С.П.Крекотень, А.К.Скуратов, Н.Л.Хапланов. М: ГНИИ ИТТ "Информика"-2001.
8 Инструктивное письмо Минобразования РФ от 20.07.99 №10-5-349 "О порядке реализации ГОС ВПО в различных формах обучения".
9 Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 №940 "Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования".
10 Значения коэффициентов приведения контингента обучающихся в учреждениях профессионального образования для различных форм освоения профессиональных образовательных программ при реализации традиционных моделей организации учебного процесса приведены в настоящей таблице для сравнения.
11 Приказ Минобразования России от 27.06.2000 №1924 "Об эксперименте в области дистанционного образования".
12 Приказ Минобразования России от 2.11.2000 №3176 "О составе участников эксперимента в области дистанционного образования".
13 Обобщение и краткий анализ результатов эксперимента в области дистанционного образования/ О.М.Карпенко (СГИ), М.С.Антропов (МИМ "ЛИНК"), В.Е.Бочков (МГИУ), Леднев В.А.(МЭСИ) - В сб.: Эксперимент в области дистанционного образования: результаты и перспективы.- М.: МГИУ.- 188 с., с.32-67.
14 Информационная справка о результатах работы комиссии по анализу эксперимента в области дистанционного образования, проводимого в период с 1997по 2002 год. - В сб.: Эксперимент в области дистанционного образования: результаты и перспективы.- М.: МГИУ.- 188 с., с.68 - 117 с.
15 Решение Коллегии Минобразования России от 25.06.2002 г. "Об итогах эксперимента в области дистанционного обучения и перспективах развития дистанционных образовательных технологий". - В сб.: Эксперимент в области дистанционного образования: результаты и перспективы.- М.: МГИУ.- 188 с., с.118-122 .
16 Эта лицензионная норма носит рекомендательный характер; его конкретное значение определяет образовательное учреждение.
17 В случае, если образовательное учреждение реализует краткосрочные образовательные программы с длительностью менее одного года, указанный рекомендательный норматив снижается на величину коэффициента приведения срока освоения этой программы к одному году (например, для образовательной программы со сроком освоения 3 месяца, коэффициент приведения указанной нормы составит 3/12=0,25).
18 Значение этого параметра лицензирования может носить характер "жесткого критерия".
??

??

??

??




28
В.Е.Бочков


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign