LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

4,509*0,7=3,156
Очно-заочная
2,1/1,65=1,273
3,1/1,65=1,879
1,273*0,8=1,0184
1,879*0,8=1,503

1,0184*0,6=0,611
1,503*0,6=0,902
Заочная
0,84/1,65=0,509
1,24/1,65=0,752
0,509*0,15=0,0764
0,752*0,15=0,113

0,0764*0,4=0,0305
0,113*0,4=0,045
Нормативы полезной площади учебно-лабораторных помещений (м2 )
на 1 обучаемого (физическая численность контингента), НПп=НПр*1,65
Очная
1
10,5/1,25=8,4
15,5/1,25=12,4
3,0546*1,65=5,040
4,509*1,65=7,440


2,138*1,65=3,528
3,156*1,65=5,042
Очно-заочная
2,625/1,25=2,1
3,875/1,25=3,1
1,0184*1,65=1,680
1,503*1,65=2,480

0,611*1,65=1,008
0,902*1,65=1,488
Заочная
1,05/1,25=0,84
1,550/1,25=1,24
0,0764*1,65=0,126
0,113*1,65=0,186

0,0306*1,65=0,0505
0,045*1,65=0,074
Нормативы общей площади помещений учебного заведения (м2 )
на 1 обучаемого (физическая численность контингента), НПо =НПп*1,25
Очная
0
10,5
15,5
5,040*1,25=6,3
7,440*1,25=9,3


3,528*1,25=4,41
5,042*1,25=6,30
Очно-заочная
2,625
3,875
1,680*1,25=2,1
2,480*1,25=3,1

1,008*1,25=1,26
1,488*1,25=1,86
Заочная
1,05
1,550
0,126*1,25=0,158
0,186*1,25=0,233

0,0505*1,25=0,063
0,074*1,25=0,0925
Таблица 5.
Нормативные параметры обеспеченности образовательных учреждений площадями для
реализации дополнительных профессиональных образовательных программ посредством
полнообъемного применения кейс-технологии или телекоммуникационных технологий (сочетания полнообъемной интерактивной телекоммуникационной
поддержки учебного процесса с кейс-технологией)
Модели
освоения дополни-тельных профессио-нальных
образова-тельных программ
Нормативы расчетной площади учебно-лабораторных помещений (м2 )
на 1 обучаемого (физическая численность контингента), НПр
Последов. расчета
(по стрелкам)
Традиционная модель организации учебного процесса по основным (0) и дополнительным (1,2, 5а, 5б) образовательн. программам
Организация учебного процесса по программам ДПО с полнообъемным применением кейс-технологии
Организация учебного процесса по программам ДПО с полнообъемным применением телекоммуникацион в сочетании с кейс-технологией

на базе общеэконо-мических спец.
на базе технических специальн.
на базе общеэкономич. специальност..
на базе технических
специальностей.
на базе общеэкономических специальностей
на базе технических специальностей
Продолжительность программ ДПО
Менее 1-го года
Более
1-го года
Менее 1-го года
Более
1-го года
Менее 1-го года
Более
1-го года
Менее 1-го года
Более
1-го года

Менее 1-го года
Более
1-го года
Менее 1-го года
Более
1-го года
С отрывом
2








С част.отрыв







Без отрыва
0,229
0,234
0,338
0,346
0,034
0,035
0,051
0,052

0,0137
0,0140
0,0203
0,0207
Нормативы полезной площади учебно-лабораторных помещений (м2 )
на 1 обучаемого (физическая численность контингента), НПп=НПр*1,65
С отрывом
1








С част.отрыв







Без отрыва
0,378
0,387
0,558
0,570
0,057
0,058
0,084
0,086

0,0227
0,0232
0,0333
0,0340
Нормативы общей площади помещений учебного заведения (м2 )
на 1 обучаемого (физическая численность контингента), НПо =НПп*1,25
Очная
(с отрывом)
0
10,5
15,5
2,84
2,90
4,185
4,278


1,9845
2.0286
2,835
2,898
Очно-заочная (с част. отрыв)
2,625
3,875
0,945
0,966
1,395
1,426

0,5670
0,5796
0,8370
0,8556
Заочная
(без отрыва)
1,05
1,550
0,071
0,073
0,105
0,107

0,0284
0,0290
0,0416
0.0426
При проведении процедуры лицензирования образовательного учреждения, реализующего модель организации полнообъёмного дистанционного образовательного процесса, учитывается суммарная площадь всех представительств, филиалов и организаций-партнеров (по соответствующим справкам БТИ и договорам аренды), которые принимают участие в организационном сопровождении учебного процесса в различных регионах.
Для образовательных учреждений, применяющих кейс-технологию, желательно иметь рабочие места для преподавателей и административного персонала, оборудованные компьютерами и имеющие выход в телекоммуникационную сеть (Интернет, спутниковое телевидение) из расчета следующих норм Кmin =0,13/100 студентов.
В случае, если образовательное учреждение заявляет готовность к полнообъёмному применению дистанционных образовательных кейс-технологий в сочетании с полнообъемной интерактивной телекоммуникационной поддержкой учебного процесса (с соответствующим применением коэффициентов приведения контингента обучающихся), лицензионные нормы на наличие вычислительной техники должны быть на уровне не менее Кmin =(9,51/100 обучающихся) и (0,21/100 обучающихся) комплектов видео проекционной аппаратуры для проведения коллективных видеотелеконференций. В этом случае при расчете количества компьютерной техники учитывается возможность индивидуального доступа обучаемых к использованию компьютера в сетях в определенных объемах по месту работы или в интернет-клубах (кафе) по месту жительства обучаемого в соответствии с личными заявлениями обучаемых, но количество единиц вычислительной техники на балансе образовательного учреждения не должно быть меньше, чем Кmin =0,13/100.
Требования Методики2 соответствия "Санитарным и гигиеническим нормам" при проведении образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий не отличаются от стандартных требований для традиционного учебного процесса, а "Требованиям по охране здоровья обучающихся и работников" должны учитывать ограничения времени непрерывной работы за компьютером.
Положение пунктов 20, 21 и 22 Методики2 устанавливает определенные требования к оборудованию учебных помещений для осуществления образовательного процесса с применением дистанционных технологий.
Специально оборудованных учебных помещений (классов, аудиторий) в базовом образовательном учреждении, в его филиалах, представительствах и у организаций-партнеров для применения кейс-технологий не требуется. Очные групповые занятия, включая итоговую аттестацию, проводятся в обычных аудиториях (классах), оборудованных для очных занятий (кроме лабораторных практикумов для требующих этого специальностей).
При этом желательно: наличие внутренней компьютерной сети (Интранет) и современного информационного и демонстрационного оборудования для проведения тьюториалов с использованием интерактивных мультимедийных учебных материалов.
При лицензировании специальностей, обучение по которым требует обязательного лабораторного практикума, необходимо иметь сертифицированную лабораторию удалённого доступа или оборудованное лабораторное помещение, либо комплекты аналоговых кейс-лабораторных практикумов типа "L-микро" по соответствующим естественно научным и инженерно-техническим дисциплинам.
В случае, если образовательное учреждение заявляет готовность к полнообъемному применению кейс-технологии с полнообъемной интерактивной телекоммуникационной поддержкой учебного процесса (с соответствующим применением коэффициентов приведения контингента студентов; нормативов на общие площади, и снижением минимальных нормативов на штатную численность преподавателей), это учреждение должно иметь оборудованную студию (студии) в базовом учреждении для проведения телеконференций и соответствующие комплекты видео проекционной аппаратуры для обеспечения телеконференций с региональными представительствами, филиалами с нормативом (0,21/100 обучающихся).
Положения п.п. 9 и 19 Методики говорят о требованиях к коммуникационной оснащенности учебного процесса.
В связи с этим для реализации образовательного процесса с использованием кейс-технологии базовому образовательному учреждению рекомендуется иметь:
- выход в Интернет (подтверждается договором с провайдером);
- Web-сайт со страницами, содержащими учебно-методическую и учебно-административную информацию для студента, обеспечивающий двустороннюю связь между учреждением (преподавателями) и студентами (может быть один Web-сайт для нескольких учреждений). Наличие Web-сайта подтверждается указанием URL, договором с обслуживающим провайдером или документами, подтверждающими создание и запуск в эксплуатацию сайта собственными силами (внутренние приказы, акты и т.п.). При совместной эксплуатации Web-сайта несколькими учреждениями - соответствующим договором между ними.
Желательно также:
- наличие нескольких телефонных номеров (многоканальной телефонной связи) для устных консультаций с тьюторами в дневное время. Выполнение последнего требования может быть заменено или дополнено организованным использованием электронной почты, ICQ, CHAT, наличием рубрики FAQ - часто задаваемых вопросов - на Web-сайте.
При использовании сочетания телекоммуникационной поддержки учебного процесса с использованием кейс-технологии, вышеупомянутые рекомендательные требования приобретают характер обязательных.
Положения п.п. 7, 8 и 14 Методики говорят о требованиях к информационной оснащенности учебного процесса в отношении учебных и учебно-методических ресурсов.
При использовании кейс-технологии учебно-методическое обеспечение должно быть достаточным для автономной самостоятельной работы и подготовки к текущей аттестации студента. В силу этого учебно-методический комплект (кейс) для студента (УМК) должен включать в себя:
- рабочий семестровый план обучаемого; графики проведения очных установочных и консультационных мероприятий (в рамках школ выходного дня, тьюториалов и др.);
- изложение содержания всех теоретических курсов (модулей), входящих в учебный план программы, направления или специальности, в соответствии с требованиями соответствующих государственных образовательных стандартов (ГОС) - в виде специально разработанных материалов: рабочих программ дисциплин-макромодулей, курсов лекций, рабочих книг, рабочих тетрадей, желательно объединенных в модули, пособий по лабораторному практикуму и моделированию;
- дидактический инструментарий, обеспечивающий управление самостоятельной работой студента (интерактивность): формулировку целей и задач изучения, основных тезисов и проблем (по темам); инструменты проблематизации (вопросы, задания); контрольные задания и упражнения для самопроверки и более глубокого усвоения материала, с примерами, схемами, таблицами, апеллирующее к личному опыту студента, имеющее ясную логическую структуру;
- курсы лекций (рабочие книги, рабочие тетради) могут быть изданы в печатном виде, на бумажном носителе (предпочтительно, с учётом возможностей студентов и обычных условий самостоятельной работы), или в виде электронных учебных пособий;
- сборники заданий, упражнений, тем контрольных работ, выполнение которых необходимо для аттестации, - также ко всем теоретическим курсам (модулям) учебного плана;
- хрестоматии, сборники основных и дополнительных текстов и материалов, заменяющие недоступную или труднодоступную студенту библиотеку образовательного учреждения. Издаются в электронном виде, на дискетах или CD-ROM'е, в формате гипертекста или гипермедиа, в форме видео- и аудио-программ;
- путеводители (методические рекомендации) к курсам, с формулировкой их целей и задач; описанием структуры; рекомендациями по использованию УМК и организации самостоятельной работы, включая форму интерактивной коммуникации с преподавателем-тьютором и администрацией образовательного учреждения, порядок выполнения аттестационного плана, способы планирования учебного времени, порядок самостоятельного прохождения и отчётности об итогах учебной практики.
Учебно-методические комплекты (кейсы) помимо функции носителя образовательного контента той или иной образовательной программы, выполняют ряд важнейших функций:
- элементы распределенного библиотечного фонда и базы знаний образовательного учреждения;
- интерактивные элементы процесса опосредованного взаимодействия преподавателя с обучаемым, повышающие степень интенсивности взаимодействия субъектов учебного процесса.
Дополнительная литература включает фонд периодических отраслевых изданий, соответствующий профилям профессиональной подготовки, справочно-библиографические, центральные и местные общественно-политические издания; фонд научной литературы, содержащий монографии и периодические научные издания по профилю каждой образовательной программы. Указанные фонды могут быть размещены в постоянно актуализируемых электронных библиотеках образовательных учреждений и доступны обучаемым в интранет, либо через интернет (допускается использование на сайте образовательного учреждения ссылок на соответствующие Веб-страницы), или путем передачи в региональные пункты коллективного пользования (на учебно-методической базе филиалов и представительств) соответствующих ресурсов на CD-ROM"ах.
Количество единиц УМК (кейсов), имеющихся в образовательном учреждении на его балансе или в собственности (пользовании) обучаемых (определяется по актам приемки-передачи за определенное время) или у издательства, обеспечивающего необходимый тираж на основе договора с учреждением, должно быть равным или превышающим количество студентов, согласно плану набора в единицах не приведенного контингента (физической численности обучаемых). При проведении процедуры продления срока или переоформлении лицензии образовательного учреждения количество студентов определяется на основе количества действующих договоров об оказании образовательных услуг (обучении) между учреждением и студентами.
Учебный и аттестационный планы, предоставляемые при прохождении лицензирования учреждением, претендующим на ведение образовательной деятельности в полном объеме согласно модели организации образовательного процесса с использованием кейс-технологии, должны быть построены на основе модульного принципа и допускать возможность применения интегрированных (по ряду предметов, объединяемых в модуль) и рейтинговых форм аттестации, что является необходимым условием сокращения числа очных занятий, упрощения и сокращения времени аттестационных процедур и, как следствие, имеет существенное значение для повышения предельной численности студентов (уменьшения значений коэффициентов приведения).
При лицензировании специальностей, обучение по которым требует обязательного лабораторного практикума, необходимо иметь сертифицированную в соответствии с установленным порядком лабораторию удалённого доступа или оборудованные лабораторные помещения, либо комплекты аналоговых "кейс-лабораторий".
Желательно также наличие электронной библиотеки с основной литературой по предметам (модулям) учебного плана и доступом к ней через Web-сайт (возможно совместное использование с другими учреждениями), электронного банка тестов и возможность проведения тренингов по тестированию.
Выполнение последнего требования может быть заменено или дополнено соответствующим расширением состава учебно-методического комплекта (кейса).
Система консультаций при реализации образовательных программ с применением дистанционных технологий обучения может предусматривать консультации в нескольких видах:
- очные групповые (потоковые)- во время тьюториалов, воскресных школ и перед итоговой аттестацией;
- очные индивидуальные - в установленное время в базовом учреждении, его филиале или на базе представительства;
- дистанционные индивидуальные - в виде рецензий на контрольные и аттестационные работы, по телефону, через e-mail, CHAT, ICQ,
- дистанционные групповые: через CHAT, рубрику FAQ - часто задаваемых вопросов - на Web-сайте, в виде телеконференций.
Положение пунктов 11 и 14 Методики2 упоминает об организации различных видов аттестации обучающихся при осуществлении образовательного процесса с применением дистанционных технологий. При реализации образовательного процесса с использованием дистанционных технологий следует выделять следующие виды аттестаций обучающихся:
- Текущая аттестация - проводится на основе оценки письменных контрольных и проектных работ, которые проверяются, рецензируются и оцениваются тьютором, с последующей выборочной централизованной проверкой через систему мониторинга качества образования;
- Рубежная (в конце семестрового курса) и итоговая, как правило, - в форме интенсивной школы с последующими устными или письменными очными экзаменами. Возможна дистанционная итоговая аттестация с публичным представлением выпускной квалификационной работы в режиме телеконференции при наличии соответствующего оборудования и средств телекоммуникации у студента, в филиале, на базе представительства или организации-партнера.
- Систему аттестации обучаемых рекомендуется строить на основе рейтингового (накопительного) принципа, которая, как правило, должна носить комплексный характер (используется форма комплексного экзамена).
Положение пункта 23 Методики2 говорит о необходимости обеспечения прохождения учебных и производственных практик, предусмотренных государственными образовательными стандартами.
При реализации образовательного процесса с применением дистанционных технологий учебная, производственная и другие виды практик организуются или в традиционной форме, или в форме моделирования условий профессиональной деятельности, реальных процессов - через систему учебных фирм, тьюториалов, интенсивных школ, или на основе работы с электронными моделями и тренажерами.
Отдельно необходимо остановиться на требованиях п.12 Методики2 в отношении педагогических работников.
Общая укомплектованность штатов должна отражаться в минимальном количестве штатных единиц работников образовательного учреждения (включая штатных совместителей), реализующего образовательный процесс с использованием кейс-технологии, в соответствии с нормативом, определенным при динамическом моделировании системы дистанционного образования, который составляет 1,03/100 обучаемых.
Профессорско-преподавательский состав при ведении дистанционного обучения делится на две категории, которые значительно отличаются по функциональной нагрузке в реализуемом образовательном процессе.
Для моделей организации учебного процесса с применением кейс - технологии:
* преподаватели - методисты (предметные специалисты);
* преподаватели - тьюторы.
Для моделей организации учебного процесса с применением телекоммуникационных технологий13:
* преподаватели - методисты (предметные специалисты);
* педагоги - технологи.
Главные задачи, решаемые преподавателями - методистами (первая категория ППС) при использовании модели организации учебного процесса на основе применения кейс-тех-нологии, являются:
* разработка и своевременная актуализация учебных и методических материалов как для обучаемых, так и для преподавателей;
* профессиональная подготовка и научно - методическая поддержка деятельности тьюторов, участие в их аттестации и повышении их квалификации,
* участие в аттестации студентов и слушателей (в т.ч. тьюторов), проходящих процесс обучения.
Главные задачи, решаемые преподавателями - тьюторами (вторая категория ППС) при использовании модели организации учебного процесса на основе применения кейс-техно-логии, являются:
* непосредственное руководство работой дистанционных обучаемых;
* проведение очных занятий с дистанционными обучаемыми в составе учебных групп;
* организация и проведение промежуточной аттестации и контроля качества усвоения разделов учебной программы;
* консультирование всех видов дистанционных обучаемых как в индивидуальном варианте, так и в составе группы;
* разработка и организация проведения междисциплинарных интенсивных школ, тренингов, тьюториалов, круглых столов, мозговых штурмов, деятельностных игр и др. мероприятий междисциплинарного интенсивного характера;
* участие в разработке учебных и методических материалов, а также в итоговой аттестации студентов.
Главными задачами, решаемыми преподавателями - методистами (первая категория ППС) при реализации телекоммуникационных образовательных технологий13, являются:
> проведение лекций, семинаров, коллоквиумов, консультаций с использованием "off- line"- или "on-line"- технологий;
> разработка и актуализация образовательного контента по читаемым дисциплинам образовательных программ;
> непосредственное руководство работой обучающихся.
Главными задачами, решаемыми педагогами-технологами при реализации телекоммуникационых технологий13, являются:
> организация проведения очных сетевых занятий с обучающихся в составе учебных групп;
> проведение технических мероприятий (включая идентификацию аттестуемых) по контролю качества усвоения разделов учебной программы и проведение промежуточной аттестации.
В связи с различием выполняемых этими двумя категориями преподавателей функций при реализации образовательного процесса, значительно различаются предъявляемые к ним требования.
Количество преподавателей - методистов (штатных и работающих по контракту) - должно обеспечивать разработку, сопровождение и актуализацию учебных и методических материалов по всем дистанционным программам. То есть этот параметр определяется исходя из уровня, содержания и дисциплинарной насыщенности реализуемых образовательных программ с учетом межпрограммной унификации. Проведенное динамическое моделирование и расчеты минимального количества штатных единиц преподавателей-методистов показывает, что лицензионные требования по этому параметру должно находится на уровне 0,49/100 обучающихся уже к третьему году работы образовательного учреждения. Если реализуются дистанционный образовательный процесс на базе кейс-технологии с применением интерактивной телекоммуникационной поддержки учебного процесса, то значение этого параметра может быть понижено до 0,43/100 обучающихся. Предлагается при этом осуществляется учет, как штатных преподавателей, так и штатных совместителей.
Количество преподавателей-тьюторов - должно обеспечивать руководство всеми учебными группами дистанционно обучающихся (группа должна быть не более 20 человек - численность группы определяется особенностями проведения очных форм занятий), т.е. определяется численностью студентов (точнее групп). Один тьютор может вести несколько групп по одному или нескольким направлениям (курсам) (как правило, не более 3-х групп). Таким образом, численность тьюторов определяется, исходя из численности обучаемых студентов по каждой из реализуемых образовательных программ с учетом их дисциплинарной насыщенности.
Динамическое моделирование образовательной системы, реализующей основные и дополнительные программы высшего и среднего профессионального образования, построенной на базе использования кейс-технологии, позволило определить рекомендуемые лицензионные нормы по изменению физической численности преподавателей-тьюторов, которые привлекаются к проведению дистанционного образовательного процесса по гражданско-правовым договорам, в зависимости от общей численности обучающихся и продолжительности ведения полно объемного дистанционного образовательного процесса.
Тьюторы работают в образовательном учреждении по временному договору (контракту) и занимаются профессиональной деятельностью в выбранной сфере, соответствующей профилю образовательной программы. Оптимальное количество преподавателей-тьюторов определяется самостоятельно образовательным учреждением исходя из численности обучающихся, структуры и удельного веса обучающихся по отдельным образовательным программам в общей численности, регионального распределения численности обучающихся, динамики регионального развития дистанционной образовательной системы.
Таблица 6.
Результаты расчетов численности различных категорий преподавателей на основе динамического моделирования системы дистанционного образования
и определение лицензионных нормативов численности

Продолжительность ведения полно объемного образовательного
процесса с использованием дистанционной кейс-технологии
до 3-х лет
до 5-и лет
до 10-и лет
более 10 лет
Физическое количество обучаемых, чел
до 1500
до 2800
до 16000
более 16000
Минимальная физическая численность всех категорий преподавателей (включая работающих по контракту)16, преп./100 студ.

9,5/10017

7,1/10016


5,5/10016

5,0/10016

из них: преподавателей-методистов
4,33/100
2,32/100
0,41/100
0,30/100
45%
32%
7,5%
6%
из них: штатных преподавателей и штатных совместителей всех категорий18
0,49/10017
0,49/10017

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign