LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

В.14-


4
4
Работа с видеозаписями
В.15-


1
1
Работа с аудиозаписями
В.16-


3
3
Итого самостоятельной внеаудиторной работы
Исва
34
20
34
34,5
Всего средн недельн. уч. загрузка обуч - ся
Тзаг
54
36
40
36
Твс
в том числе в виртуальных средах
13
11
14
14
1.2. Расчеты значений показателя "степень активности взаимодействия" (С?АВ) и определение вклада в эти значения "аудиторного потенциала" (VАП)
образовательного учреждения для различных моделей организации процесса освоения образовательных программ
Для полнообъемного применения кейс-технологии при различных формах освоения основных и дополнительных программ высшего профессионального образования значения показателя "Степень активности педагогического взаимодействия" и определение доли "аудиторного потенциала" образовательного учреждения в этих значениях рассчитывались из данных средней недельной загрузки обучающихся различными видами отдельных учебных занятий (см. таблицу 1) в соответствии с нижеприведенными формализованными соотношениями :

где
ИКА
- среднее количество контактных аудиторных занятий (с преподавателем -методистом, с тьютором, с педагогом-технологом: В.1+В.2+В.3+В.4) в течение учебной недели семестрового периода освоения образовательной программы, акч/нед;

ИСА
- среднее количество самостоятельных аудиторных занятий в течение учебной недели (В.5+В.6+В.7) семестрового периода освоения образовательной программы, акч/нед;

ТВС
- среднее количество занятий в виртуальных средах в течение учебной недели семестрового периода освоения образовательной программы, акч/нед;

ТЗАГ
-средняя недельная загрузка обучающегося с течение семестрового периода освоения образовательной программы, акч/нед.
Для моделей организации учебного процесса на основе кейс-технологии в сочетании с полнообъёмной интерактивной телекоммуникационной поддержкой (полнообъёмное применение телекоммуникационных технологий) при различных формах (способах) освоения основных и дополнительных программ высшего профессионального образования доля "аудиторного потенциала" (ДАП) в значениях показателя "степень активности взаимодействия" (С?АВ) составит (см. таблицу 1):



где
В.1-В.7
- среднее количество соответствующих видов аудиторных занятий обучающихся (при непосредственном контакте с преподавателями-методистами, тьюторами и педагогами-технологами: В.1+В.2+В.3+В.4 и при опосредованном контакте: В.5+В.6+В.7) в течение учебной недели семестрового периода освоения образовательной программы, которые могут быть переведены образовательным учреждением на проведение с использованием телекоммуникационных дистанционных образовательных технологий с соответствующим высвобождением аудиторного потенциала, акч/нед;
Рассчитанные значения показателей "степень активности педагогического взаимодействия" С?АВ, доля аудиторного потенциала в этих величинах ДАП и относительный вклад аудиторного потенциала образовательных учреждений VАП в значения "степени активности взаимодействия" для реализации образовательными учреждениями традиционных моделей организации учебного процесса, моделей на основе полнообъемного применения кейс-технологии и моделей на основе сочетания кейс-технологии с полнообъемной интерактивной телекоммуникационной поддержкой (или полнообъёмного применения телекоммуникацинных технологий) при различных формах (способах) освоения основных и дополнительных образовательных профессиональных программ приведены выше в таблице 2.

Таблица 2.
Показатели "степень активности педагогического взаимодействия" и значимость
"аудиторного потенциала" образовательного учреждения в их величине при реализации
различных моделей организации учебного процесса для разных форм освоения основных
и дополнительных образовательных программ высшего профессионального образования
Характер моделей организации
учебного процесса
и формы освоения
образовательных программ
Доля аудиторного потенциала (АП)
Степень активности взаимо-действия
Относит вклад АП в значение САВ
ДАП,%
САВ,%
VАП,%
1
2
3
4
5
Традиционные (базовые)
модели организации
учебного процесса
Очная
50-55%
50-55%
100%
Очно-заочная
25-27%
25-27%
100%
Заочная
10-12%
10-12%
100%
Экстернат
2-3%
2-3%
100%





Модели организации учебного процесса
на основе полнообъемного
применения кейс-технологии
Очная
37%
61%
61%
Очно-заочная
56%
75%
75%
Заочная
14%
56%
25%
Экстернат
4%
43%
9%





Модели организации учебного процесса
на основе кейс-технологии в сочетании
с полнообъемной интерактивной
телекоммуникационной поддержкой
Очная
26%
61%
43%
Очно-заочная
36%
75%
41%
Заочная
3%
56%
5%
Экстернат
1,5%
43%
3,5%
Примечание: VАП = (ДАП /САВ )* 100%.
1.3. Анализ расчетных данных и выводы
Анализ расчетных данных, приведенных в таблице 2, показывает, что:
?Полнообъёмное применение дистанционных образовательных технологий (кейс-технология, телекоммуникационная технология и их сочетание) при проведении учебного процесса приводит к повышению значения показателя "Степень активности педагогического взаимодействия преподавателя и обучающегося" при освоении образовательных программ
> для очной формы освоения на 6-11%;
> для очно-заочной формы в 2,8 - 3 раза;
> для заочной формы в 4,7 - 5,6 раз;
> > для освоения в форме экстерната в среднем в 15 раз

в сравнении с традиционными моделями организации учебного процесса за счет использования при изучении отдельных дисциплин-макромодулей образовательных программ специально разработанных интерактивных учебно-методических материалов и высокой степени педагогической организованности самостоятельной работы обучающихся.

?Для моделей организации учебного процесса на основе полнообъёмного применения кейс-технологии снижается значимость аудиторного потенциала образовательного учреждения в величине показателя степень активности педагогического взаимодействия [VАПб -VАПк] для основных и дополнительных программ профессиональ-ного образования:

> > на 39% для очной формы освоения, [(100-61)%];


> > на 25% для очно-заочной формы освоения, [(100-75)%];


> на 75% для заочной формы освоения, [(100-25)%];
> на 91% для освоения в форме экстерната, [(100-9)%].
?Для моделей на основе полнообъемного применения кейс-технологии в сочетании с полнообъемной интерактивной телекоммуникационной поддержкой учебного процесса (в предельном варианте - сетевая телекоммуникационная дистанционная образовательная технология), снижается значимость аудиторного потенциала образовательного учреждения в величине этого показателя [VАПб -VАПт] для основных и дополнительных образовательных программ ВПО:
> >
> >
> >
> >


> > на 57% для очной формы освоения

> > , [(100-43)%];





> > на
> > 59% для очно-заочной формы освоения, [(100-41)%];
>
> на 95% для заочной формы освоения, [(100-5)%];
> на 96,5% для освоения в форме экстерната, [(100-3,5)%].
?В связи с приведенными данными при расчете лицензионных норм по обеспеченности площадями образовательного учреждения, заявившем о полнообъёмном использовании кейс-технологии, к стандартным лицензионным нормативам можно ввести дополнительные поправочные коэффициенты на полнообъёмное применение дистанционной кейс-технологии (Кпр-к), который можно рассчитывать следующим образом:
Кпр-к=Кпр-ф*VАПк ;
где Кпр-ф - коэффициент приведения контингента обучающихся для соответствующей формы получения образования;

?Значения коэффициентов приведения контингента обучающихся (Кпр-к), для модели организации учебного процесса, основанной на использовании образовательным учреждением кейс-технологии в полном объеме, для перехода от реальной численности обучающихся к приведенной составят:












> 0,61 для очной формы освоения образовательных программ с полнообъёмным применением кейс-технологии, {1,0х0,61};









> > 0,19 для очно-заочной формы освоения образовательных программ с полнообъёмным применением кейс-технологии, {0,25х0,75};

> > 0,025 для заочной формы освоения образовательных программ с полнообъёмным приме-нением кейс-технологии, {0,1х0,25};


> > 0,009 для освоения образовательных программ в форме экстерната с полнообъёмным применением кейс-технологии, {0,1х0,09}.


?В связи с выше изложенным, при расчете лицензионных норм по обеспеченности площадями образовательного учреждения, заявившем о полнообъёмном использовании кейс-технологии в сочетании с полнообъемной интерактивной телекоммуникационной поддержкой учебного процесса, либо о полнообъемном применении сетевой телекоммуникационной образовательной технологии, к стандартным лицензионным нормативам можно ввести дополнительный поправочный коэффициент для полнообъемного применения телекоммуникационной дистанционной образовательной технологии или её сочетания с кейс-технологией Кпр-т=Кпр-ф*VАПт .

?Значения коэффициентов приведения контингента обучающихся (Кпр-т) для модели организации учебного процесса за счет полнообъемного применения телекоммуникационной дистанционной образовательной технологии (или её сочетания в образовательном учреждении с кейс-технологией) для перехода от реальной численности обучающихся к приведенному контингенту составят:
>
> 0,43 для очной формы освоения путем сочетания кейс-технологии с полнообъемной телекоммуникационной поддержкой учебного процесса или для телекоммуни-кационных дистанционных образовательных технологий {1,0х0,43};
> > 0,10 для очно-заочной формы освоения путем сочетания кейс-технологии с с полнообъемной телекоммуникационной поддержкой учебного процесса или для телекоммуникационных дистанционных образовательных технологий {0,25х0,41};

> 0,005 для заочной формы освоения путем сочетания кейс-технологии с телекоммуникационной поддержкой или для телекоммуникационных дистанци-онных образовательных технологий, {0,1х0,05};
> 0,004 для освоения образовательных программ в форме экстерната путем сочетания кейс-технологии с полнообъёмной телекоммуникационной поддержкой или для телекоммуникационных дистанционных образовательных технологий, {0,1х0,035}.
1.4. Коэффициенты приведения контингента обучающихся к очной форме освоения при традиционных моделях организации учебного процесса в образовательных учреждениях, реализующих дистанционные образовательные технологии отдельно и в их сочетании при различных формах (способах) освоения основных
и дополнительных профессиональных образовательных программ
Значения коэффициентов приведения контингента обучающихся образовательных учреждений, реализующих модели организации учебного процесса посредством полнообъёмного применения кейс-технологии и её сочетания с интерактивной телекоммуникационной поддержкой для различных форм (способов) освоения основных и дополнительных программ высшего и среднего профессионального образования приведены в таблице 3.
Таблица 3.
Коэффициенты приведения контингента обучающихся в образовательных
учреждениях, реализующих модели организации учебного процесса посредством
полнообъёмного применения дистанционных образовательных технологий
(кейс-технологии, телекоммуникационных технологий - отдельно или в сочетании)
при различных формах (способах) освоения основных и дополнительных
профессиональных образовательных программ
Уровень
программы
профессионального образования
Форма
(способ)
освоения
образова-тельной
программы
Значения коэффициентов приведения контингента обучающихся
в учреждениях профессионального образования, реализующих
различные модели дистанционных образовательных технологий

Традиционная10
модель организации
учебного процесса
Полнообъемное применение
кейс-технологии
Полнообъемная телекоммуникационная
технология в сочет-и
с "кейс-стади"
1
2
3
4
5
1.Высше и среднее
профессиональное
образование
Очная
1,00(1)
0,610
0,430
Очно-заочная
0,25(1)
0,190
0,100
Заочная
0,10(1)
0,025
0,005
Экстернат
0,009
0,004
2. Дополнительное
профессиональное
образование
повышение квалификации
(программы 72 и 100 часов).
С отрывом
от работы
0,450
0,270
0,189
С частичн
отрывом
от работы
0,113
0,090
0,054
Без отрыва
от работы
0,045
0,007
0,003
3. Дополнительное
профессиональное
образование
профессиональная
переподготовка
(программы 500 и 1000 часов).
С отрывом
от работы
0,460
0,276
0,193
С частичн
отрывом
от работы
0,115
0,092
0,055
Без отрыва
от работы
0,046
0,008
0,003





РАЗДЕЛ 2. АККРЕДИТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ЛИЦЕНЗИОННЫЕ НОРМЫ
ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
РЕАЛИЗУЮЩИХ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
(ОТДЕЛЬНО И В СОЧЕТАНИИ С ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ)
Разработка лицензионных требований основана на обобщении опыта Всероссийского эксперимента в области дистанционного образования, проводимым Минобразования России11,12, с учетом анализа его результатов13,14 , решения Коллегии Минобразования России15и положений утвержденной "Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации"2.
Положение пункта 22 Методики2 устанавливает требование соответствия условий осуществления образовательного процесса с применением дистанционных технологий "Строительным нормам и правилам", а так же "Санитарным и гигиеническим нормам" и "Требованиям по охране здоровья обучающихся и работников".
Требования к аудиторному фонду для проведения учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий должны отвечать СНиП для соответствующих
образовательных учреждений.
Потребность в общих и полезных площадях учебно-лабораторных помещений для реализации основных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования рассчитывается в соответствии со стандартными нормами и правилами (см. раздел 1).
Контрольные нормативы общей площади на одного обучаемого приведенного контингента приводятся в Приложении к Постановлению Госкомвуза Российской Федерации от 30.07.93 №34. Например, для общеэкономических и технических специальностей они составляют соответственно 10,5 и 15,5 м2 на одного обучаемого приведенного контингента.
Особенности применения тех или иных видов дистанционных образовательных технологий в учебном процессе для различных форм (способов) освоения образовательных программ и влияние этих особенностей на потребности образовательных учреждений в площадях учебно-лабораторных помещений учитывается в размерах соответствующих коэффициентов приведения контингента обучающихся в зависимости от вида дистанционной образовательной технологии, формы освоения и типа образовательных программ (в соответствии с таблицей 3).
Значения нормативов полезной площади учебно-лабораторных помещений и нормативов общей площади образовательного учреждения, применяющего в полном объеме дистанционные образовательные технологии (отдельно и в сочетании) при различных формах освоения образовательных программ приведены в таблицах 4 (для основных) и 5 (для дополнительных).
Алгоритм и последовательность вычисления нормативов расчетной, полезной и общей площади для полнообъёмного использования кейс-технологии при различных формах освоения образовательных программ и для полнообъёмного применения телекоммуникационных технологий (сочетания полнообъёмной интерактивной телекоммуникационной поддержки учебного процесса с кейс-технологией), показаны в упомянутых таблицах 4 и 5 стрелками.
Таблица 4.
Нормативные параметры обеспеченности образовательных учреждений площадями для реализации основных профессиональных образовательных программ посредством полнообъемного применения кейс-технологии или телекоммуникационных технологий (сочетания полнообъемной интерактивной телекоммуникационной
поддержки учебного процесса с кейс-технологией)
Формы
освоения основных профессио-нальных
образова-тельных программ
Нормативы расчетной площади учебно-лабораторных помещений (м2 )
на 1 обучаемого (физическая численность контингента), НПр
Последоват. расчета
(по стрелкам)
Традиционная модель организации учебного процесса
Организация учебного процесса с полнообъемным использованием кейс-технологии
Организация учебного процесса с полнообъемной интерактивной телекоммуникационной поддержкой в сочетании с использованием кейс-технологии

общеэкономические специальности
технические специальности
общеэкономические специальности
технические
специальности

общеэкономические специальности
технические специальности
Очная
2
8,4/1,65=5,091
12,4/1,65=7,515
5,091*0,6=3,0546
7,515*0,6=4,509


3,0546*0,7=2,138

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign