LINEBURG


страница 1
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА "ЛИНК"
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ МГИУ






ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ К НОРМАТИВНЫМ АКТАМ
ПО АККРЕДИТАЦИОННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ И ЛИЦЕНЗИОННЫМ НОРМАМ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ДАЙДЖЕСТ
по материалам предложений
рабочей группы участников творческого трудового коллектива
от Московского государственного индустриального университета
и Международного института менеджмента "ЛИНК"














Москва 2003
УДК 378
И37
Изменения и дополнения к нормативным актам по аккредитационным требованиям и лицензионным нормам обеспечения реализации дистанционных образовательных технологий: Дайджест по материалам предложений рабочей группы участников творческого трудового коллектива от МГИУ и МИМ "ЛИНК"/ В.Е.Бочков, М.С.Антропов, Ю.Н.Демин, С.А.Сергеев, Н.Г.Хохлов, С.А.Щенников. Под ред. В.Е.Бочкова - М.: МГИУ, 2003.- 52 с.
ISBN 5-276-00377-7
В материалах дайджеста приводятся основные результаты работы совместного творческого коллектива образовательных учреждений по анализу условий реализации различных видов дистанционных образовательных технологий и их совмещения при организации учебного процесса на основе итогов завершившегося Всероссийского эксперимента в области дистанционного образования. Приводится описание основных моделей организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, логика и алгоритмы обоснования требований и норм. Также приведены основные предложения по доработке и вариант редактирования проекта лицензионных требований для образовательных учреждений, использующих в полном объеме дистанционные образовательные технологии (как отдельно, так и при совмещении) при реализации основных и дополнительных программ высшего и среднего профессионального образования.
Материалы дайджеста предназначены для специалистов федерального органа управления образованием и заинтересованной академической общественности, принимающей активное участие в обсуждении проекта лицензионных требований к условиям осуществления образовательного процесса в вузе с применением дистанционных образовательных технологий.
Дайджест подготовлен под редакцией члена-корреспондента Академии промышленности и менеджмента В.Е.Бочкова по материалам научной работы авторского коллектива в составе:
заместитель проректора МГИУ по развитию системы дистанционного образования, профессор кафедры экономики и менеджмента инвестиций, к.т.н. В.Е.Бочков -
система классификации образовательных технологий, способов организации образовательного процесса и форм получения образования на основе трехпараметрической модели; концепция и модель непрерывного многоступенчатого интегрированного дистанционного образования; анализ, систематизация и обобщение исходных материалов; методики обоснования лицензионных требований и норм реализации дистанционных образовательных технологий;
помощник ректора МИМ "ЛИНК" по проблемам системного анализа, доцент, к.т.н. М.С.Антропов-
параметрические особенности асинхронной модели организации распределенного образовательного процесса с полнообъёмным применением кейс-технологии;
проректор МГИУ по заочному (дистанционному) обучению, академик АПМ, к.т.н., профессор Ю.Н.Демин -
концепция распределенной модели синхронно-асинхронного обучения в сочетании полнообъемного применения кейс-технологии с интерактивной телекоммункационной поддержкой учебного процесса;
проректор МИМ "ЛИНК" по учебной работе С.А.Сергеев -
редактирование результатов расчетов лицензионных норм потребности в учебных площадях, корректировка способов приведения расчетной трудоемкости освоения программ ДПО к показателям программ ВПО, корректировка текста заключения;
ректор МГИУ, академик МАН ВШ и АПМ, профессор, д.п.н. Н.Г.Хохлов -
концепция модели интегрированного профессионального образования; консультирование по вопросам организации процесса обучения, анализ и корректировка результатов расчетов и предложений;
ректор МИМ "ЛИНК", член Исполкома ЕАДО (EADE), вице-президент МАОО,
член Совета РАБО, с.н.с., к.т.н. профессор С.А.Щенников -
концепция открытого дистанционного образования взрослых на основе распределенной модели асинхронного обучения с полнообъемным применением кейс-технологии; корректировка результатов расчетов и предложений..
ISBN 5-276-00377-7
Усл. п.л. 3,0. Уч-изд.л. 3,25
Тираж 200
Подписано в печать 28.02.03.
Сдано в произв. 1.03.03.
Тем. план 2003 г., №6-06/03
(c) Коллектив авторов, 2003
(c) МГИУ ИДО, 2003
(c) МИМ "ЛИНК", 2003
РИЦ МГИУ, 115280, Москва, Автозаводская, 16

РЕФЕРАТ
(Исходные материалы для формирования дайджеста)
Дайджест 52 с., 1 кн., 7 табл., 13 источников.
Дистанционное обучение; дистанционные образовательные технологии; кейс-технология; основные параметрические характеристики кейс-технологии; модели организации образовательного процесса; формы получения образования; основные и дополнительные программы высшего и среднего профессионального образования; система классификации способов организации образовательного процесса на основе трехпараметрической модели; степень активности педагогического взаимодействия; степень интеграции теоретического обучения с профессиональной деятельностью, соответствующей направлению образования; степень организационно-методической поддержки и контроля самостоятельной работы обучающихся; обоснование и расчеты значений базовых показателей модели классификации способов организации образовательного процесса; концепция и модель непрерывного многоступенчатого интегрированного дистанционного образования; параметрические расчеты лицензионных требований и норм; модель приведения основных параметров разноуровневых образовательных программ; разработка системы коэффициентов приведения контингента обучающихся; обоснование и расчеты лицензионных норм для использования в учебном процессе в полном объеме различных видов дистанционных образовательных технологий отдельно и в их сочетании при организации функционирования распределенной образовательной системы для различных форм получения образования по основным и дополнительным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования; примеры расчетов лицензионных норм; предложения по значениям лицензионных нормативов для образовательных учреждений, заявивших готовность к полномасштабному обучению с использованием дистанционных кейс-технологии или телекоммуникационных технологий отдельно и в их сочетании.






















АННОТАЦИЯ
(Исходные материалы для формирования дайджеста)
Цель работы - обоснование и разработка аккредитационных требований и лицензионных нормативов для образовательных учреждений, реализующих основные и дополнительные программы высшего и среднего профессионального образования, заявивших о готовности полнообъёмного применения различных видов дистанционных образовательных технологий отдельно и в сочетании.
В процессе выполнения работы проведен анализ отличительных особенностей известных дистанционных образовательных технологий, применяемых в организации образовательных процессов при освоении основных и дополнительных программ высшего и среднего профессионального образования. На основе анализа различных моделей организации образовательного процесса разработана трехпараметрическая система классификации способов организации распределенного учебного процесса, позволяющая учитывать технологические, учебно-методические и организационные особенности, которые проявляются в различных моделях, реализуемых для профессионального образования по основным и дополнительным программам высшего и среднего профессионального образования в различных формах освоения. На основе квалиметрического подхода разработаны параметры классификации и определены базовые значения этих параметров для традиционных моделей организации образовательного процесса по программам различного уровня и форм освоения. По параметру "степень активности взаимодействия" проведено сравнение моделей на основе полнообъёмного применения кейс-технологии и кейс-технологии в сочетании с полнообъёмной интерактивной телекоммуникационной поддержкой учебного процесса для всех форм освоения образовательных программ различного уровня с традиционной моделью организации учебного процесса. Разработаны предложения по аккредитационным требованиям и лицензионным нормам для образовательных учреждений, заявляющих готовность к применению в учебном процессе полнообъёмного дистанционного обучения на основе кейс-технологии и в сочетании с полнообъёмным использованием телекоммуникационной технологией. Описаны параметрические особенности компонентов организации образовательного процесса с применением кейс-технологии и выделены те из них, которые могут составить совокупность аккредитационных требований и лицензионных норм. Разработана концепция и модель непрерывного многоступенчатого интегрированного образовательного процесса с использованием дистанционной образовательной кейс-технологии и с применением интерактивной телекоммуникационной поддержки учебного процесса. На основе анализа параметрических особенностей кейс-технологии и обобщения опыта, полученного в ходе эксперимента по дистанционному обучению в сфере профессионального образования, предложены новые подходы к определению минимальной численности преподавателей двух категорий: преподавателей-методистов и преподавателей-тьюторов. Задачи и функции этих двух категорий преподавателей при реализации соответствующих моделей организации образовательного процесса значительно различаются (в том числе, и в зависимости от применяемого вида дистанционной образовательной технологии). На основе расчетов этих характеристик для динамической модели организации распределенного образовательного процесса с использованием кейс-технологии и интерактивной телекоммуникационной поддержки учебного процесса обоснованы и определены значения лицензионных норм по минимальной штатной численности преподавателей, которые должны иметь характер "жестких параметров". Определены также параметры и их нормы, которые должны носить рекомендательный характер. Произведены расчеты необходимого количества компьютерной техники для модели распределенной образовательной системы, построенной на базе кейс-технологии с возможностью использования полнообъемной интерактивной телекоммуникационной поддержки учебного процесса. В лицензионных требованиях выделены минимальные нормы, имеющие детерминированный характер, и нормы рекомендательного типа. На основе сравнительного анализа значений параметров моделей организации образовательного процесса предложен подход к определению норм потребности образовательного учреждения в учебных помещениях в виде применения коэффициентов приведения контингента обучающихся к очной форме освоения образовательных программ при традиционной модели. Обоснованы и рассчитаны коэффициенты приведения контингента обучающихся для полнообъемного использования кейс-технологии при освоении образовательных программ разного уровня при всех формах обучения к очной форме традиционных моделей организации учебного процесса. Разработаны подходы к определению норм для программ дополнительного профессионального образования различной продолжительности и рассчитаны соответствующие коэффициенты приведения. Определены коэффициенты приведения контингента обучающихся для использования сочетания полнообъёмной интерактивной телекоммуникационной поддержки образовательного процесса с кейс-технологией при всех формах освоения образовательных программ к очной форме традиционных моделей организации учебного процесса. В дайджесте приведены алгоритмы расчетов и логическая последовательность методики обоснования лицензионных требований по нормативам общих и полезных площадей учебно-лабораторных помещений образовательных учреждений, реализующих дистанционные образовательные технологии. Разработаны предложения по доработке и вариант редактирования проекта лицензионных требований для образовательных учреждений, использующих в полном объеме дистанционные образовательные технологии (как отдельно, так и при совмещении) при реализации основных и дополнительных программ высшего и среднего профессионального образования.

Содержание
стр
Аннотация
4
Содержание
5
Предисловие
6
Раздел 1. Алгоритмы расчетов и логика методики обоснования лицензионных требований по нормативам общих и полезных площадей учебно-лабораторных помещений образовательных учреждений, реализующих дистанционные образовательные технологии



7
1.1. Подходы к определению коэффициентов приведения контингента обучающихся к очной форме освоения образовательных программ для традиционных моделей организации учебного процесса в образовательных учреждениях, реализующих модели организации учебного процесса посредством полнообъёмного применения кейс-технологии отдельно и в сочетании с полнообъёмной интерактивной телеком-муникационной поддержкой





10
1.2. Расчеты значений показателя "степень активности взаимодействия" и определение вклада в эти значения "аудиторного потенциала" образовательного учреждения для различных моделей организации процесса освоения образовательных программ


12
1.3. Анализ расчетных данных и выводы
13
1.4. Коэффициенты приведения к очной форме освоения при традиционных моделях организации учебного процесса контингента обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих дистанционные образовательные технологии отдельно и в их сочетании при различных формах (способах) освоения основных и дополни-тельных профессиональных образовательных программ.




15
Раздел 2. Аккредитационные требования и лицензионные нормы для учреждений профессионального образования, реализующих кейс-технологию обучения (отдельно и в сочетании с телекоммуникационными технологиями)


16
Раздел 3. Предложения по дополнению и вариант редактирования проекта лицензионных требований для образовательных учреждений, использующих в полном объеме дистанционные образовательные технологии (как отдельно, так и при совмещении) при реализации основных и дополнительных программ профессионального образования




27
Литература
50
Приложение: решение Всероссийской научно-методической конференции "Качество дистанционного образования: концепции, проблемы (EDQ-2003)" (г. Москва, 6-8.02.03 )
2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Вступление в силу Федерального закона Российской Федерации1 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"" и утверждение приказом Минобразования России2 "Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации" ознаменовали новый этап в развитии дистанционного образования в России.
Наши вузы, как участники эксперимента в области дистанционного образования, проводимого Минобразования в период с 1997 по 2002 г.г., и активные члены рабочей группы по обобщению накопленного опыта и подведению итогов, по поручению Управления лицензирования и аккредитации Минобразования России в течение последних месяцев активно занимались разработкой и обоснованием предложений по аккредитационным требованиям и лицензионным нормам для учреждений профессионального образования, которые используют в работе дистанционные образовательные технологии.
Это весьма важная для дальнейшего развития дистанционного образования в России задача, поскольку для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы с использованием в полном объеме дистанционного обучения, предельная численность контингента обучающихся теперь будет рассчитываться, и фиксироваться в выдаваемой Минобразования лицензии с учетом особенностей применяемой дистанционной образовательной технологии3.
Несомненно, что определение значений лицензионных нормативов должно базироваться на классификационных признаках, которые позволяют обобщить опыт развития инновационных моделей организации дистанционного обучения во всем их конструктивном разнообразии. Задача разработки детерминированных параметров и характеристик, по которым может осуществляться сравнительная оценка особенностей различных моделей организации учебного процесса и результатов деятельности образовательных учреждений, использующих на практике разнообразные инновационные педагогические и технологические способы и методы организации образовательного процесса, была решена на основе системы классификации моделей организации учебного процесса4.
Применяемые при выполнении настоящей работы научные и методические подходы обсуждались и были одобрены на Всероссийской научно-методической конференции "Качество дистанционного образования: концепции, проблемы (EDQ-2003)" (6-8 февраля 2003 г., г. Москва) в качестве основы разработки и формирования аккредитационных требований и лицензионных норм для образовательных учреждений, реализующих в учебном процессе дистанционные образовательные технологии. Эта конференция проводилась в соответствии со стратегическими направлениями развития и планами Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО). В своей работе она объединяла усилия 110 представителей академической общественности и промышленности, отражающих позиции 47 образовательных, научных учреждений и корпоративных образовательных структур промышленных предприятий из 29 городов различных регионов России.
Осознавая сложность решаемой задачи по обобщению и интегрированию разнообразного опыта в области применения дистанционных образовательных технологий в различных вузах России, которой занимаются специалисты Управления аккредитации и лицензирования в тесном контакте с академической общественностью, необходимо отметить тот положительный опыт формирования творческого коллектива из числа ученых, практиков в сфере организации учебного процесса в вузах и специалистов управления, который возник при выполнении настоящей работы и проявился при проведении совещаний и конструктивных консультаций, обсуждении промежуточных выводов и дискуссий со специалистами, в оперативном обмене информацией в ходе работы и при подготовке результатов работы к публичному обсуждению. Авторский коллектив выражает надежду на дальнейшее развитие этих контактов, углубление взаимопонимания позиций различных сторон при обсуждении разрабатываемых предложений и активизацию плодотворного неформального творческого взаимодействия специалистов управления и практиков академического сообщества.
В материале дайджеста представляются для широкого публичного обсуждения с академической общественностью следующие элементы проведенной работы: применённые алгоритмы расчетов; логика методики обоснования и формулирования выводов по результатам анализа; а так же значения коэффициентов приведения численности обучающихся посредством применения различных видов дистанционных образовательных технологий при разных формах освоения образовательных программ к численности обучающихся по очной форме обучения для традиционных моделей организации учебного процесса.
Мы надеемся, что высказанные критические замечания коллег позволят провести последующую корректировку разработанных требований, методик проведения анализа и обоснований, выполнения расчетов норм. Корректировку для того, чтобы создаваемые нормативные документы как можно более полно отражали объективные реалии развития дистанционного образования и способствовали дальнейшему развитию педагогически организованных технологических инноваций в профессиональном образовании во всем их конструктивном разнообразии.
Анализ разнообразных моделей дистанционного обучения, разработанных и реализуемых вузами-участниками эксперимента, позволил выделить наиболее характерные черты и особенности этих моделей. Поэтому принятая нами и положенная в основу формирования аккредитационных требований и лицензионных норм модель дистанционного образования, сочетающая элементы разных дистанционных образовательных технологий на основе применения образовательной кейс-технологии с различным уровнем интерактивной телекоммуникационной поддержки учебного процесса может, по нашему мнению, претендовать на определенную универсальность. При различной интенсивности применения этих достаточно эффективных технологических элементов, модель позволяет объективно описывать современное состояние дистанционного образования (от полнообъёмного применения кейс-технологии до полнообъёмного применения телекоммуникационных технологий с промежуточными вариантами сочетания в учебном процессе этих видов технологий).

РАЗДЕЛ 1. АЛГОРИТМЫ РАСЧЕТОВ И ЛОГИКА МЕТОДИКИ ОБОСНОВАНИЯ
ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПО НОРМАТИВАМ ОБЩИХ И ПОЛЕЗНЫХ ПЛОЩАДЕЙ УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ДИСТАНЦИОННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В основе методики при расчете ресурсов применяются нормы ВСН 51-865 и трехпараметрическая система классификации моделей организации учебного процесса4, которая предполагает использование ряда параметров для сравнения характеристик традиционных моделей организации учебного процесса и моделей организации учебного процесса с использованием различных видов дистанционных образовательных технологий. В частности, для обоснования лицензионных требований по нормативам общих и полезных площадей используется показатель "Степень активности педагогического взаимодействия (САВ) субъектов образовательного процесса (преподаватель-обучающийся)", который рассчитывается в соответствии со следующим выражением:


где
ОАз
- общее количество очных аудиторных занятий всех видов при освоении образовательной программы, ак.час;

Ва
- весовой коэффициент, учитывающий относительную эффективность педагогического взаимодействия при проведении очных аудиторных занятий;

Сиуп
- общий объем самостоятельной работы со специально разработанными интерактивными учебно-методическими материалами при освоении всех дисциплин-макромодулей образовательной программы, ак.час;

Вм
- весовой коэффициент, учитывающий относительную эффективность педагогического взаимодействия при работе обучающихся со специальными учебно-методическими материалами;

Птвк
- продолжительность всех видео телеконференций учебного назначения при освоении всех дисциплин-макромодулей образовательной программы, ак.час;

Вт
- весовой коэффициент, учитывающий относительную эффективность интерактивного педагогического взаимодействия при проведении видео телеконференций учебного назначения;

ИЗис
-общий объем индивидуальных занятий обучающихся в режиме интерактивных коммуникаций с преподавателем по сетям удаленного доступа при освоении всех дисциплин-макромодулей образовательной программы, ак.час;

Вз
- весовой коэффициент, учитывающий относительную эффективность педагогического взаимодействия при проведении индивидуальных занятий обучающихся в режиме интерактивных коммуникаций с преподавателем по сетям;

ИКис
общий объем индивидуальных консультаций обучающихся в режиме интерактивных коммуникаций с преподавателями по сетям удаленного доступа при освоении всех дисциплин-макромодулей образовательной программы, ак.час;

Вк
- весовой коэффициент, учитывающий относительную эффективность педагогического взаимодействия при проведении индивидуальных консультаций обучаемых в режиме интерактивных коммуникаций с преподавателями по сетям;

Топ
- общая трудоемкость освоения образовательной программы, ак.час.
В связи с тем, что определение относительной эффективности педагогического взаимодействия при различных видах учебной работы требует проведения специальных исследований, на этом этапе оценки допускается, что значения всех весовых коэффициентов для различных способов организации педагогических коммуникаций равны единице, (т.е. Ва=Вм=Вт=Вз=Вк=1).
Значения базовых показателей рассчитаны для традиционных моделей организации учебного процесса при различных формах освоения образовательных программ и приведены в таблице 2. В дальнейшем эти значения используются в качестве базы сравнения для оценки моделей организации учебного процесса с полнообъёмным использованием различных видов дистанционных образовательных технологий отдельно (кейс-технолгия) и при их сочетании (кейс-технология в сочетании с полнообъёмной интерактивной телекоммуникационной поддержкой, которая в крайнем варианте адекватна полнообъёмному применению образовательным учреждением телекоммуникационных дистанционных образовательных технологий: интернет- или телевизионно-спутниковой).
Предложенный подход к классифицированию моделей организации учебного процесса и найденные значения базовых показателей системы позволяют:
> применять детерминированные объективные показатели для оценки преимуществ организации учебного процесса с использованием кейс-технологии и интерактивного телекоммуникационного сопровождения в сравнении с традиционными моделями, что повышает наглядность результатов сравнения;
> наиболее полно учитывать особенности широко распространенной в образовательных учреждениях практики сочетания различных видов дистанционных образовательных технологий;
> > учитывать современное состояния и уровень развития способов, методов и технологий осуществления учебного процесса в их конструктивном разнообразии в единой классификационной системе;


> обеспечивать более объективную оценку результатов деятельности образовательных учреждений, в том числе тех, которые приступают к использованию и широко используют дистанционные образовательные технологии;
> заложить научно-методические основы для построения адекватных систем оценивания и управления качеством учреждений профессионального образования различного уровня.
При проведении сравнительного анализа и определении лицензионных нормативов на общие и полезные площади учебно-лабораторных помещений через коэффициенты приведения контингента использовались модели организации дистанционного образования, сочетающие элементы различных видов дистанционных образовательных технологий:
> > в качестве основного технологического компонента организации учебного процесса - полнообъёмное применение кейс-технологии при разных формах освоения профессиональных образовательных программ


в сочетании с
> с полнообъёмной интерактивной телекоммуникационной поддержкой учебного процесса.
Требования к аудиторному фонду для проведения учебного процесса, в том числе и с использованием дистанционных образовательных технологий, должны отвечать СНИП для соответствующих образовательных учреждений.
Потребность в общих площадях учебно-лабораторных помещений для реализации основных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования рассчитывается в соответствии со стандартными нормами и правилами. Это значение определяется на 20-25% больше, чем полезная площадь учебно-лабораторных помещений, которая, в свою очередь, рассчитывается повышением на 65% расчетной площади учебно-лабораторных помещений (учет площади коридоров и рекреационных помещений).
Действующие контрольные нормативы общей площади на одного обучаемого приведенного контингента для традиционных моделей организации учебного процесса приводятся в Приложении к Постановлению Госкомвуза Российской Федерации от 30.07.93 №346.
Значения контрольных нормативов общей площади на одного обучаемого приведенного контингента для традиционных моделей организации учебного процесса составляют:
> для общеэкономических специальностей 10,5 м2 на одного обучаемого приведенного контингента.
> для технических специальностей 15,5 м2 на одного обучаемого приведенного контингента.
Коэффициенты приведения физической численности обучающихся к приведенному контингенту учитывают особенности организации учебного процесса при различных формах освоения образовательных программ (Кпр-ф) и составляют для очной формы обучения 1,0; для очно-заочной = 0,25; для заочной = 0,10.
Учитывая принятые соотношения между разновидностями площадей, описываемых контрольными нормативами (общая, полезная и расчетная площади учебно-лабораторных помещений), значения нормативов полезной и расчетной площади учебно-лабора-торных помещений на одного обучаемого приведенного контингента для традиционных моделей организации учебного процесса составляют:

Специальности и направления
образовательных программ
Контрольные нормативы на площади учебно-лабораторных помещений
м2 на одного обучающегося по очной форме
Общая площадь
Полезная
площадь
Расчетная площадь
общеэкономические
10,5
8,4
5,09
технические
15,5
12,4
7,52
Учитывая, что полученное значение норматива расчетной площади учебно-лабораторных помещений равно (10,5/1,25)/1,65 = 5,09 м2 для общеэкономических специальностей и оно удовлетворительно совпадает (+10%) со значением аналогичного параметра 4,60 м2 (-10%), которое рассчитано при обосновании нормативов для специальности 060400 "Финансы кредит"7 в 2001 году, возможно:
> • принять в дальнейших расчетах действующие контрольные нормативы общей площади образовательных за основу и
> • при определении лицензионных норм учитывать влияние особенностей применяемых дистанционных образовательных технологий и моделей организации учебного процесса на нормативы полезной площади учебно-лабораторных помещений с помощью коэффициентов приведения контингента обучающихся в соответствии со сложившейся практикой учета особенностей различных форм освоения образовательных программ.

1.1. Подходы к определению коэффициентов приведения контингента обучающихся к очной форме освоения образовательных программ для традиционных моделей организации учебного процесса в образовательных учреждениях, реализующих
модели организации учебного процесса посредством полнообъёмного
применения кейс-технологии отдельно и в сочетании
с интерактивной телекоммуникационной поддержкой

Расчеты проводились исходя из того, что учебная неделя состоит из:
6 учебных дней для студентов очной формы обучения,
4 учебных дней для очно-заочной формы (с занятиями в вечернее время) и
2 (иногда 1) учебных дней для заочной формы для проведения очных консультаций, установочных лекций в режиме школы выходного дня (при 8-и часовом учебном дне).
В расчетах учитывалось, что при организации учебного процесса могут быть использованы следующие виды учебной работы:
- занятия обучающихся в непосредственном контакте с преподавателем, тьютором, педагогом-технологом с использованием аудиторного потенциала образовательного учреждения (контактные аудиторные);
- занятия обучающихся при опосредованном контакте с преподавателем-методистом, тьютором, педагогом-технологом с использованием аудиторного потенциала образовательного учреждения (самостоятельные аудиторные);
- занятия обучающихся при опосредованном контакте с преподавателем-методистом, тьютором, педагогом-технологом без использованием аудиторного потенциала образовательного учреждения (самостоятельные внеаудиторные).
Принималось в расчет, что в течение учебного дня в аудиториях образовательного учреждения может проводиться до 8-ми академических занятий (соответственно - до 16 академических часов), при этом могут быть совмещены различные формы освоения образовательных программ, консультации и др.. Расчетный объем учебной нагрузки определяется в соответствии с нормами, устанавливаемыми соответствующими ГОС ВПО по конкретной
специальности, соответствующими нормативными8 и законодательными актами9.
Средний объем еженедельной аудиторной загрузки в течение учебного семестра устанавливается для различных форм освоения образовательных программ:
> для очной формы не менее 20 часов в неделю;
> для очно-заочной формы не менее 10 часов в неделю;
> для заочной формы не более 6 часов в неделю (не менее 160 час в год)
> для экстерната не более 1,5 час. в неделю (не более 20 экзаменов в год: [2+0,4]х20/[18х2]).
Сводные данные расчетов средней продолжительности отдельных видов занятий обучающихся при реализации образовательным учреждением моделей организации учебного процесса с полнообъемным использованием дистанционных образовательных технологий при различных формах освоения образовательных программ в соответствии с действующими нормативными требованиями Минобразования РФ приведены в таблице 1.
Таблица 1
Средняя продолжительность отдельных видов занятий обучающихся
в течение учебной недели при различных формах освоения профессиональных
образовательных программ применением дистанционных образовательных технологий
Виды отдельных учебных занятий
и условное обозначение
их продолжительности, (акад. час).
Продолжительность отдельных видов занятий
обучающихся в течение уч. недели, ак. час
Очная
форма (1)
Очно-заочная (2)
Заочная форма (3)
Экстернат (4)
1
2
3
4
5

Занятия в аудитор при непосредствен. контакте препод-ля и обучающегося (контактные аудиторные)
Лекции (включая установочные лекции, групповые консультации )
В.1-
4
3
3

Семинары (тьюториалы, тренинги)
В.2-
4
3
1

Лабораторные компьютерные занятия
В.3.-
2
2
1

Консультирование и тестирование
В.4-
3
2
1
1,5
Итого:
Ика
13
10
6
1,5

Занятия в аудитории при опосредован. контакте с преподавателем (самостоятельные аудиторные)
В компьютерных классах (интранет- интернет учебные сети, образовательные порталы вуза)
В.5-
4
4
0

В аудиториях с учебной видеотекой
В.6-
2,5
1,5
0

В аудиториях с видеотелеконференц связью
В.7-
0,5
0,5
0

Итого:
Иса
7
6
0
0
Всего учебных занятий на основе аудиторного
потенциала образовательного учреждения

20

16

6

1,5

Занятия вне аудитории при опосредован контакте с препод-лем (самостоятельные внеаудиторные)
Изучение основных учебников
В.8-
10
8
6
6,5
Глоссарное обучение
В.9-
2
2
2
2
Выполнение упражнений, контрольных заданий, курсовых работ и проектов
В.10-
8
4
6
6
Изучение дополнительной литературы
В.11-
8
4
4
4
Занятия физической культурой
В.12-
6
2
2
2
Лабораторные компьютерные занятия
В.13-


6
6
Работа с электронной библиотекой

страница 1
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign