LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

4. Упреки. "Я все для тебя - а ты..." Чувство вины убивает волю к жизни, что особенно опасно в ситуации наркомании.
5. Подкуп. "Если ты бросишь, мы купим тебе то, что ты хочешь". Таким образом формируется потребительское отношение к жизни и к родителям в частности.
Чем могут помочь родители своему ребенку - подростку.
* Рискните узнать правду о том, что происходит в вашей семье. Старайтесь вести себя так, чтобы ребенок не боялся говорить вам правду: контролируйте свои эмоции, не спешите наказывать, не демонстрируйте свою ранимость и беспомощность. Поговорите о волнующей вас проблеме откровенно. Даже если сейчас ребенок не расскажет вам правды, у него останется возможность попросить помощи, когда он будет к этому готов.
* Постарайтесь сохранить доверительные отношения в семье. Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда вам кажется, что он меньше всего ее заслуживает. Критикуйте поступки, но не личность; не допускайте сомнений ребенка в том, что вы его любите. Говорите "на равных": "Мы оба можем ошибаться. Каждый имеет право на ошибку". Говорите о собственных чувствах, вместо критики говорите о том, что вы чувствуете.
* Ребенок должен чувствовать, что вы готовы развиваться, меняться, ошибаться вместе с ним.
* Интересуйтесь жизнью ребенка: его интересами, его друзьями, его успехами - всем тем, что на самом деле важно для подростка, а не только школьной успеваемостью.
* Учитесь решать свои проблемы, не подключая в этот процесс ребенка. Важно принять ответственность за свою собственную жизнь; понять, что она зависит не от него, а только от вас. Чтобы ребенок становился лучше, нужно подать ему пример. Научитесь меняться сами - только в этом случае что-то может измениться в вашей семье.
* Не замыкайтесь в своей проблеме. В случае необходимости обратитесь к специалисту. Поделитесь своими опасениями с близкими людьми - не оставайтесь со своими страхами в одиночестве.
Часто родители начинают обращать внимание на ребенка, когда появляются серьезные проблемы. Поинтересуйтесь своим ребенком сегодня.
Для обсуждения с родителями можно использовать ЗАПОВЕДИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛЮБЯЩИХ СВОИХ ДЕТЕЙ.
1. Будьте способны понять, принять, посочувствовать, оказать поддержку. Никто не хочет в ответ на свою правду получить критическое замечание или злую шутку в свой адрес. Правду о себе люди несут только тем, кто способен ее принять, кто может предложить решение проблем или (что не менее ценно) искреннее сочувствие. Дети всегда ждут именно этого от своих родителей, но часто получают противоположную реакцию, которая ведет к потере взаимопонимания и доверия между близкими людьми. Если у Вас не получается принять своего ребенка таким, какой он есть, поддержать его в тяжелой ситуации, то он, скорее всего, перестанет быть с вами искренним, потому что он нуждается не в критике, а в понимании и сочувствии. К сожалению, современное: общество как будто специально создано, чтобы ребенок потерпел поражение. Каждый раз старайтесь обнаружить в чем истинная проблема Вашего ребенка, и не разрушая его собственного решения, попытайтесь помочь ему решить эту проблему самостоятельно.
2. Учитесь правильно выражать свои эмоции. А значит -не падайте в обморок при каждом удобном (чтобы избежать неудобства) случае, постарайтесь не устраивать сцен и скандалов по поводу неудачных действий ваших детей, не прибегайте к физической силе, показывая тем самым свое бессилие. Родителям, не умеющим управлять своими чувствами, дети часто не говорят правду, чтобы не присутствовать при их бурных реакциях. Если же взрослые люди способны прийти в ярость от неприятного известия, то дети не просто не сообщат вам о нем, но сделают все, чтобы скрыть от вас правду. Грубому, резкому человеку не говорят правды, боясь нарваться на его грубость или резкость. И меньше всего хочется выслушивать резкие слова и замечания от близких людей.
В результате родители узнают правду самыми последними, и как правило только тогда, когда они уже ничего не смогут исправить.
3. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований, не демонстрируйте ему однозначно несбыточных ожиданий. Ребенок скрывает плохие отметки, потому что мама ждет от него только хороших! Та же ситуация может повторяться по отношению к его друзьям, интересам, намерениям. Не желая разочаровывать родителей, ребенок будет предоставлять им только ту информацию, которой они от него ждут. В результате, родители, получая искаженную информацию о. своем ребенке, теряют связь с его истиной жизнью, начинают жить в иллюзиях и своих фантазиях о нем. Совершенно естественно для родителей ждать успехов от своего ребенка, но нужно научиться справляться и с его неудачами.
4. Не торопитесь искать виноватых. При возникновении неприятной ситуации возникает сильное желание кого-нибудь в этом обвинить. Чаще всего это выражается фразой: "Сам виноват. Я тебя предупреждала". Удовольствие от собственной прозорливости и правоты отдаляет от вас вашего ребенка. Вместо ожидаемого сочувствия, понимания и помощи ребенок получает очередное обвинение в свой адрес, а часто еще и унижения. "Обвинитель" всегда найдет виноватого или обвинит всех вокруг и приложит все усилия к тому, чтобы всякий раз подавить человека морально. Если ребенок видит, что родители в любой ситуации склонны обвинять и унижать других людей, то он может скрывать от них правду, боясь попасть под их суд заодно со всеми. Кроме того, попытки найти виноватого никогда не приведут к действительному решению проблемы, но отнимут у вас и силы и время.
5. Не афишируйте свою беспомощность. Если ребенок видит, что его родители "выбрасывают белый флаг" перед любыми поворотами судьбы, страдают от бесконечной вереницы проблем, и будучи бессильны их решить, не забывают постоянно демонстрировать свою ранимость и беспомощность, то ему будет очень трудно сообщить им какую-либо неприятную новость. Чаще всего дети не хотят видеть своих родителей несчастными, не хотят быть причиной их страданий. Если, говоря с родителями о своих проблемах, ребенок чувствует себя палачом, то, скорее всего, он перестанет говорить им правду. Если мать, разговаривая с сыном, постоянно хватается за валидол и "угрожает" сердечным приступом, то в следующий раз сын постарается оградить ее от таких переживаний. В результате родители узнают правду слишком поздно. Необходимо постоянно учиться самостоятельно решать свои проблемы, не приходя в ужас от их количества, и тогда, даже в случае неудачи никто не станет "подсовывать" вам ложное сочувствие вместо правды. А ваш ребенок сможет в сложной жизненной ситуации обратиться к вам за советом, а не будет искать утешения в сомнительных компаниях или, еще хуже, в алкоголе или наркотиках.
6. Не торопитесь наказывать своих детей. Правда для ребенка теряет всякий смысл, если по умолчанию можно избежать наказания. Слушайте то, что дети рассказывают Вам о своей жизни. Позвольте им помогать вам. Если вы не сделаете этого, им придется подавлять в себе переполняющее их чувства долга.
7. Не будьте унылыми пессимистами. С печальными или тревожными новостями обычно не ходят к пессимистам, потому что это может усугубить их и без того мрачный взгляд на мир. Кроме того, пессимизм способен быть весьма заразительным и тогда пустяковая проблема будет казаться совершенно неразрешимой. Поймите, жизнь Вашего ребенка не удастся, если он не сумеет по настоящему поверить в себя. В противном случае он будет только обузой для Всех, включая себя самого. Если же вы уверенны (или хотя бы стараетесь быть как можно увереннее) в том, что, при определенных условиях, все может закончиться хорошо, что из любого положения можно найти выход, то это и вашему ребенку придаст сил справиться с его проблемой.
8. Учитесь радоваться своим и чужим победам и учите этому своего ребенка. Согласитесь, делиться своей радостью намного сложнее, чем несчастьем или неудачей. Возможно, это происходит потому, что "несчастный вид" и "жалобы на судьбу" - кротчайший путь к сочувствию окружающих. Но тогда вы утрачиваете возможность делить свою радость с другими, и соответственно, с Вами никто своей радостью делиться не станет. Более того, многие люди злятся и испытывают досаду, когда слышат, что у кого-то все в порядке: "Радость другого - моя неудача..." В таком случае, от Вас начнут скрывать не только плохие известия, но и хорошие. Вы останетесь без хорошей правды.
9. Старайтесь говорить правду своим детям. Они очень чутко распознают ложь. Если ребенок часто уличает родителей во лжи, то с какой стати он станет говорить им правду? Если в семье ложь является нормой, то нечего ждать, что ребенок будет правдив и искренен. Он скажет правду тому, кто честен с ним, тому, кто умеет сообщить правду и справиться с ней. Обманщикам не говорят правды, чтобы не дать им возможности воспользоваться чужой искренностью.
Не бойтесь узнать правду, и тогда вы ее узнаете. Старайтесь вести себя так, чтобы люди не боялись говорить вам правду, и тогда вам ее скажут. Будьте правдивы, и тогда вас не будут так часто обманывать.
Другим интересным материалом, на основе которого можно построить лекцию для родителей, является ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Ее можно обсудить с родителями и учителями, а также раздать в напечатанном виде для прочтения дома.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ ДЕТЕЙ

* Не торопитесь баловать меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно давать мне все, что я требую. Я просто испытываю Вас.
* Не бойтесь быть твердыми со мной. Мне это иногда необходимо. Это помогает мне находить себя.
* Не полагайтесь на применение силы в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
* Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорно стремиться к тому, чтобы во всех случаях оставить последнее слово за собой, даже когда точно знаю, что не прав.
* Не давайте обещаний, которые Вы не можете выполнить, это может поколебать мою веру в Вас.
* Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только за тем, чтобы просто разозлить Вас.
* Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю "Я Вас ненавижу". Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы Вы пожалели о том, как Вы поступили со мной.
* Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на Вас за это, став "плаксой" и "нытиком".
* Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам, а то у меня войдет это в привычку использовать Вас в качестве прислуги.
* Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Мне это неприятно. Если Вы сделаете замечание с глазу на глаз, проку будет больше.
* Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. В это время мой слух притупляется, а мое желание действовать с Вами заодно пропадает. Лучше, если Вы попытаетесь это сделать позднее.
* Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо, и что такое плохо.
* Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки - смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
* Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если Вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
* Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда сам не знаю, почему я поступаю так а не иначе. Иногда Вы сами можете сказать о себе тоже самое.
* Не используйте информацию, которую я Вам доверил, в качестве упрека. Я перестану Вам рассказывать о своих ошибках.
* Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Когда я запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
* Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
* Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
* Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне так много внимания.
* Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если Вы не будете на них отвечать, Вы увидите, что я перестану задавать Вам вопросы вообще, и буду искать информацию где-то на стороне.
* Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если Вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы Вы постоянно мной занимались.
* Никогда даже не намекайте, что Вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с Вами.
* Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
* Пусть мои страхи и опасения не вызывают у Вас беспокойства. Иначе, я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
* Не забывайте то, что я не могу успешно развиваться без понимания и ободрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
* Относитесь ко мне так же, как Вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану Вашим другом. Запомните, что меня больше учит не критика, а примеры для подражания.
* Не стройте из себя идеальных, а будьте такими, какие есть, и старайтесь быть лучше.

* И кроме того помните, что я Вас люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью...

Всем родителям можно раздать стихотворение "Выслушай меня", причем его обсуждение на лекции или собрании не является обязательным.

Выслушай меня.

Когда я прошу, чтобы ты меня выслушал (а),
Ты, начиная давать советы,
Не делаешь то, о чем я прошу тебя.
Когда я прошу, чтобы ты меня выслушал (а),
Ты, отвечая, что я не должен этого чувствовать,
Вытаптываешь ростки моих чувств.
Когда я прошу, чтобы ты меня выслушал (а),
Ты, чувствуя своим долгом решить мою проблему,
Подводишь меня - пусть это звучит странно.
Слушай же! Все, что мне нужно -
Только выслушать меня,
Не разговаривая и не делая что-то для меня.
Просто выслушай.
Я и сам могу себе помочь, я не беспомощен,
Может быть, я обескуражен и запинаюсь,
Но я не беспомощен.
Когда ты делаешь что-нибудь за меня,
То, что я могу и должен делать сам,
Ты содействуешь моему страху и нерешительности.
Когда ты поймешь, что эти чувства - мои,
Даже если они непонятные,
Тогда я перестану тебя убеждать
И смогу начать разбираться,
Отчего у меня такие непонятные чувства.
И когда мне станет ясно,
Откуда эти чувства произошли,
Мне не нужно будет ничьих советов.
Непонятные чувства приобретают смысл,
Когда мы проникаем в их происхождение,
Наверное, поэтому молитва нам иногда помогает.
Бог безмолвен и он не дает советов
И не старается исправить нашу ситуацию.
Он слушает и дает нам возможность
Самим решать свои проблемы,
Так, пожалуйста, выслушай меня!
И если ты тоже хочешь высказаться,
Подожди своей очереди, и я выслушаю тебя.
(Записано со слов психотерапевта из США Лизы Гастинг, адаптировано К.С.Лисецким).

Структурированное интервью с родителями, учителями, подростком, студентом на предмет выявления риска наркотической зависимости

Интервью с родителями

Дополнительная информация:
Структура семьи (состав семьи, возраст членов семьи, место работы или учебы, занимаемая должность, образование, трудовая или общественная деятельность)

1. Как бы Вы могли охарактеризовать психологический климат в Вашей семье?
2. Как Вы думаете, с чем связана сложившаяся ситуация?
3. Что, на Ваш взгляд, удалось сформировать положительного или отрицательного в личностных качествах ребенка?
4. Какие требования Вы предъявляете своему ребенку?
5. Как Вы думаете, как оценивает ребенок ситуацию, складывающуюся в семье, как относится к ней?
6. Охарактеризуйте его стиль общения? Испытывает ли он трудности в общении?
7. Какие трудности вы испытываете в общении с ребенком? А как вы думаете, какие трудности испытывает он в общении с вами?
8. Как он взаимодействует/контактирует с другими?
9. Поддается ли он влиянию других, легко подчиняется мнению окружающих?
10. Появились ли в его жизни новые, подозрительные друзья, общение с которыми происходит в основном наедине?
11. Понятен ли Вам их язык или общение происходит непонятными, "закодированными" фразами?
12. Стремиться ли Ваш сын (дочь) к уединению чаще, чем раньше?
13. Можете ли Вы сказать, что в нем появилась всевозрастающая скрытность (перестает интересоваться внутрисемейными проблемами)?
14. Изменился ли его интерес к учебе или прежним увлечениям?
15. Что больше всего волнует, тревожит (напрягает) Вас в поведении вашего сына (дочери)?
16. Можете ли вы назвать его взрослым? Что позволяет Вам так говорить?
17. Как вы помогаете или мешаете ему взрослеть? Приведите, пожалуйста, пример.
18. Каким образом он реагирует на стрессовую ситуацию или перегрузки? Приведите примеры.
19. Может ли Вы сказать, что он стал более агрессивен? В каких ситуациях?
20. Как часто меняется его настроение и поведение без особых причин в течение дня?
21. Замечали ли Вы изменение его состояния: заторможенность (до сонливого состояния) или излишнюю двигательную активность, говорливость?
22. Возросла ли у него потребность в деньгах, обоснованная явно надуманными причинами?
23. Пропадали ли в последнее время деньги или вещи из Вашего дома?
24. Может быть, появились вещи (одежда, украшения), которые явно "не по карману" Вашему ребенку?
25. Стремиться ли он к получению новых ощущений, удовольствия?
26. Что бы Вы хотели изменить в отношениях с сыном (дочерью)?
27. Как Вы считаете, как этого можно добиться?

Интервью с учителем

Дополнительная информация:
Структура класса (состав класса, соотношение мальчиков и девочек, возраст учеников, хобби (и другие интересы) учеников, участие класса в жизни школы, общественная, спортивная и др. деятельность).

1. Как бы Вы могли охарактеризовать психологический климат в Вашем классе? А в школе в целом?
2. Как Вы думаете, с чем связана сложившаяся ситуация?
3. Какие требования к ученикам предъявляются в вашей школе?
4. Какое поведение подростка поощряется учителями/его ровесниками в школе?
5. Ваш ученик участвует в жизни школы? Чем он занимается?
6. Переходил ли он из одной школы в другую? Сколько раз? Когда последний раз?
7. Он входит в категорию "группа риска"? По каким критериям? Почему Вы так решили?
8. Изменился ли его интерес к учебе или прежним увлечениям?
9. Что больше всего волнует, тревожит (напрягает) Вас в поведении ученика?
10. Есть ли другие люди, которые считают также как Вы? Кто это?
11. Каким образом он реагирует на стрессовую ситуацию или перегрузки?
12. Можете ли Вы сказать, что он стал более агрессивен? В каких ситуациях?
13. Как часто меняется его настроение без особых причин в течение дня?
14. Меняется ли резко его поведение в течение дня?
15. Замечали ли Вы изменение его состояния: заторможенность (до сонливого состояния) или излишнюю двигательную активность, говорливость?
16. Меняется ли временами координация его движений?
17. Замечали ли Вы у него проблемы с деньгами - долги, игры, споры на деньги, воровство и т.п.?
18. Охарактеризуйте его стиль общения? Испытывает ли он трудности в общении?
19. Как он взаимодействует/контактирует с другими?
20. Поддается ли он влиянию других, легко подчиняется мнению окружающих?
21. Какова его роль в классе, компании (всегда первый, вечный помощник, всех и все критикующий и т.д.)?
22. Какой статус он занимает (лидер, популярный, отверженный)?
23. Делает ли он попытки изменить ситуацию или воспринимает как неизбежное?
24. Есть ли кто-нибудь, кто помогает или мешает ему в этом (родители, друзья, Вы)?
25. Стремится ли он к получению новых ощущений, удовольствия?

Интервью с подростком

Дополнительная информация:
Внешний вид подростка: опрятность, аккуратность.
Выражение лица: живая подвижная мимика/амимия, "мумияобразность".
Имя (кличка, погоняло) - является индикатором взрослости высказываний, способности трезво рассуждать, а также может свидетельствовать о принадлежности подростка к какой-либо субкультуре.
Вербальные проявления: обилие "сленговых" выражений, повышенная интонация, срывающаяся на крик или, наоборот, тихий голос с хрипотцой.
Общее поведение: зажатость/раскрепощенность, излишняя говорливость.
Общее соответствие внешнего вида, речи, позы и общего впечатления от подростка.

1. Ты счастливый (довольный жизнью) человек? Почему?
2. А большинство окружающих (друзья, родители, учителя)? Как тебе кажется, почему так получается?
3. Большинство твоих знакомых старше, взрослее тебя?
4. Ты взрослый? Откуда ты знаешь? Кто тебе об этом сказал?
5. Что ты понимаешь под взрослостью?
6. Вокруг тебя есть люди, помогающие или мешающие тебе взрослеть? Кто они? Как они это делают?
7. Среди твоих знакомых (друзей) есть те, кто употребляет наркотики?
8. Что ты знаешь о них?
9. Это интересная для тебя тема для разговора?
10. Знаешь ли ты, как выглядит человек в состоянии наркотического опьянения?
11. Ты владеешь языком (сленгом) людей, употребляющих наркотики?
12. Как ты считаешь, так разговаривают все подростки или только те, кто употребляет?
13. Скажи, кто на твой взгляд выглядит взрослее, тот, кто курит и употребляет алкоголь или наркотики или тот, кто этого не делает? Почему ты так считаешь?
14. А кто не выглядит, а по-настоящему взрослее?
15. Какая из поговорок больше про тебя:
"Тише едешь дальше будешь",
"Довольствуйся малым" или:
"Хочу все и сразу"?
16. Тебя легко вывести из себя, выбить из колеи?
17. Как ты обычно себя ведешь в неопределенных ситуациях? приведи примеры
18. Как ты понимаешь, что не ошибаешься в жизни?
19. Что ты делаешь, если все-таки ошибся?
20. Как ты считаешь, чем наркоманы отличаются от других людей? Что они приобретают, а что теряют?
21. У кого из них больше свободы, а у кого - иллюзии свободы? У кого больше возможностей в жизни?
22. Ты бы хотел (-а), чтобы твои дети (родители) принимали наркотики?

Интервью со студентом


Дополнительная информация:
Внешний вид подростка: опрятность, аккуратность.
Выражение лица: живая подвижная мимика/амимия, "мумияобразность".
Имя (кличка, прозвище) - является индикатором взрослости высказываний, способности трезво рассуждать, а также может свидетельствовать о принадлежности подростка к какой-либо субкультуре.
Вербальные проявления: обилие "сленговых" выражений, повышенная интонация, срывающаяся на крик или, наоборот, тихий голос с хрипотцой.
Общее поведение: зажатость/раскрепощенность, излишняя говорливость.
Общее соответствие внешнего вида, речи, позы и общего впечатления от подростка.

1. Ты счастливый (довольный жизнью) человек? Почему?
2. Ты уверен, что поступил учиться туда куда надо?
3. Как ты понимаешь, что не ошибаешься по жизни?
4. Что ты делаешь, если все-таки ошибся?
5. А большинство окружающих (друзья, родители, муж/жена)? Как тебе кажется, почему так получается?
6. Как ты считаешь про твоих знакомых (друзей) можно сказать, что они взрослые люди?
7. Ты взрослый человек? Откуда ты знаешь?
8. В чем для тебя выражается взрослость?
9. Вокруг тебя есть люди, помогающие или мешающие тебе взрослеть? Как они это делают?
10. Среди твоих знакомых (друзей, одногруппников) есть такие, которые употребляют наркотики?
11. Наркотики - интересная для тебя тема?
12. Ты владеешь языком (сленгом) людей, употребляющих наркотики?
13. Как ты считаешь, так разговаривают все молодые люди или только те, кто употребляет?
14. Чем ты отличаешь от школьника - выпускника?
15. Считаешь ли ты, что взрослее выглядит, тот, кто курит и употребляет алкоголь или наркотики?
16. А как ты сейчас думаешь, кто по-настоящему взрослее?
17. На кого ты больше похож на подростка или взрослого человека?
18. Какие качества их различают?
19. Какие отношения ты строишь с близкими людьми, друзьями?
20. Каков твой статус в группе?
21. Какая из поговорок больше про тебя:
"Тише едешь дальше будешь",
"Довольствуйся малым" или:
"Хочу все и сразу"?
22. Тебя легко вывести из себя, выбить из колеи?
23. Как ты обычно себя ведешь в неопределенных ситуациях? Приведи примеры.
24. Как ты считаешь, чем наркоманы отличаются от других людей? Что они приобретают, а что теряют?
25. У кого из них больше свободы, а кого иллюзии свободы? У кого больше возможностей в жизни?
26. Ты бы хотел (-а), чтобы твои дети принимали наркотики?
Методика оценка состояния наркозависимого

При работе с наркоманом важно точно оценить его состояние, чтобы впоследствии планировать коррекционный процесс. Характер его отношения к себе, к болезни отражается на всем реабилитационно-профилактическом процессе. Так, отрицание наркоманом зависимости делает реабилитацию практически невозможной из-за отсутствия мотивации на лечение и выздоровление. Мы считаем, что оценивая с помощью данной методики состояние наркомана на разных этапах реабилитационного процесса, можно отслеживать его эффективность и результативность.
Сотрудниками ННЦ наркологии Министерства Здравоохранения и Социальной Работы России была разработана методика оценки нарушений сознания при наркомании. Данная шкала может служить методикой объективной оценки отношения наркоманов к болезни, причем как в статике, так и в динамике - на разных этапах болезни. Кроме того, она позволяет оценить эффективность лечения, проводимого с зависимым.
1. Общее признание болезни
Признание самого факта заболевания (1)
Отказ от болезни (2)
2. Характер рассказа больного о своей болезни врачу
Высокая готовность и заинтересованность (1)
Формальность и пассивность (2)
Отказ (3)
3. Адекватность переживания болезни
Признание наркологического заболевания (1)
Признание болезни, но не наркологической (2)
4. Полнота нозогнозии (какие симптомы признаются пациентом в качестве проявлений болезни)
Осознанное влечение к ПАВ (1)
Влечение к ПАВ в форме эмоциональных расстройств (2)
Психопатологические симптомы абстинентного синдрома (3)
Физические компоненты абстинентного синдрома (4)
Соматические осложнения (5)
5. Субъективный отчет больного о причинах помещения в наркологическую клинику
Необходимость избавления от патологического влечения (1)
Непереносимость ПАВ - "наркотическая усталость" (2)
Необходимость улучшения физического (психического) состояния (3)
Уступка окружающим (4)
6. Переживание вреда болезни
Переживание угрозы психическому здоровью и попытка противостоять болезни (1)
Констатация физических осложнений (2)
Констатация социального ущерба в результате болезни (3)
Индифферентно-пассивное отношение к происходящим изменениям (4)
Положительно отношение к факту болезни ("любование болезнью", "болезнь как благо", "good grief") (5)
7. Стремление к познанию наступившей болезни
На основе логических заключений (1)
На основе ее чувственного переживания (2)
Отсутствие полностью (3)
8. Способность распознать наркологическую патологию у других пациентов
Сохранена (1)
Отсутствует (2)
9. Сравнение тяжести своего состояния с состоянием других пациентов
Его оценка как относительно одинакового (1)
Как более тяжелого (2)
Как более легкого (3)
10. Участие в лечебном процессе
Заинтересованное и неукоснительное (1)
Безразличие к лечению (2)
Пассивный протест против лечения (3)
Активное сопротивление (4)
11. Субъективная позиция больного по отношению к лечению
Доверие к предложенному лечению (1)
Попытки навязать свое мнение о лечении (2)
Отбор лишь негативных данных о лечении (3)
12. Оценка больным собственного состояния в процессе лечения
Оценивается динамика патологического влечения (1)
Оценивается динамика эмоционального фона (2)
Оценивается динамика сна (3)
Улавливается лишь соматическая динамика (4)
13. Диссимуляция болезни
Приуменьшение (1)
Экранирование другой патологией (2)
Частичное отрицание (3)
Отнесение к прошлому (4)
Рационализация (5)
Тотальное отрицание (6)
14. Исполнение диссимулятивного поведения
Правдоподобное (1)
Примитивное (2)
Противоречащее логике ("Потеря меры") (3)
15. Стойкость и постоянство диссимуляции
Диссимуляция осуществляется непостоянно и нестойко (1)
Диссимуляция осуществляется упорно и постоянно (2)
16. Оценка больным результатов лечения
Оценка изменений психического влечения (1)
Улучшение психического состояния (2)
Соматическое улучшение (3)

Наибольшая выраженность или "тяжесть" патологического признака оценивается наиболее высоким баллом (указанным в скобках). Наиболее высокий, "наихудший" балл в сумме может равняться 54, самый низкий "наилучший" балл - 18. Чем выше общая сумма баллов, тем более значительны нарушения сознания наркозависимого; чем меньшей оказывается общая сумма баллов в процессе лечения, тем существеннее восстанавливается нарушенное сознание.
Мы полагаем, что сумма баллов находится в обратной зависимости с уровнем выраженности мотивации наркомана на лечение: чем меньше баллов, тем больше готовность больного участвовать в реабилитационном процессе. О методе формирования первичной мотивации на лечение речь пойдет далее.

Формирование первичной мотивации к лечению
у наркомана.
(Описание метода непрямого парадоксального убеждения наркомана).

В данном разделе мы расскажем о самом трудном этапе работы с наркозависимым, о формировании первичной мотивации, методе парадоксального убеждения наркомана начать лечение. Описание метода формирования вторичной мотивации (т.е. мотивации на продолжение лечения и избавления от зависимости) приведено в Приложении 6.
К сожалению, этот метод часто используется в упрощенном понимании и поэтому его результаты могут многих разочаровывать.
Для активного участия в решении проблемы наркомании как в масштабах одной семьи, так и в масштабах всей страны необходимы специальные знания. Без таких знаний работа любого специалиста на любом этапе утрачивает основное условие результативности - системность.
Метод парадоксального убеждения, разработанный сотрудниками психологического центра "Второе Рождение" (1996), построен на обсуждении объективных проявлений наркозависимости и поэтапном принятии больным личностно ориентированных решений. Метод позволяет усиливать мотивацию наркоманов к последующему лечению.
Цель метода - разрушить психологические защиты, показать парадоксальный характер "ловушек сознания" при возникновении наркозависимости, а также проанализировать конкретные факты и их последствия, уже проявившиеся в личности наркозависимого.
Как заинтересовать человека лечиться, если он не признает своей болезни? Психологическая интервенция с элементами суггестивных приемов позволяет на короткое время убедить больного в том, что он нуждается в лечении. Как правило, на первом этапе лечения больному необходима клиническая помощь, после чего сразу же должна следовать "терапия убеждением", которая представляет собой осознание противоречий и "парадоксальных установок", возникающих при формировании наркозависимости.
Мировоззрение трезвой жизни требует длительного и добросовестного взращивания. Программа "12 шагов" - одна из эффективных программ, позволяющих добиваться положительного результата. Но самое трудное для врачей, психологов, сотрудников правоохранительных органов - это замотивировать наркозависимого человека на участие в той или иной программе.
Структура метода представляет собой пошаговую процессуальную модель. Модель, описанная В.Джонсом, приведена в Приложении 6. Логика личностно ориентированных решений поможет понять модель и эффективно применять ее на практике.
Метод парадоксального убеждения совсем не похож на метод уговаривания или приказания наркоману начать лечение. По существу, метод ориентирован на сознание наркозависимого, а не на его подавление. Главная идея - раскрытие противоречий, лежащих в основе наркозависимости. Метод парадоксального убеждения осуществляется через обсуждение взаимоисключающих мотивов в поведении наркомана, что помогает здоровой части его личности принимать правильные решения. "Накопление" личных решений укрепляет мотивацию на освобождение от наркозависимости. Сознание наркозависимого является извращенным, поэтому его невозможно "обхитрить", "обыграть" или задавить предписаниями, однако, опора на личные решения позволяет ему восстановить способность выбирать не только наркотики.
Соблюдая технологию, все, кто захочет применить этот метод, сможет добиться успеха. Метод не требует специальных медицинских знаний и владения психологическими техниками внушения. В зависимости от ситуации его могут использовать все специалисты социальных служб, врачи, психологи, инспектора по делам несовершеннолетних и другие.
Разговор с наркозависимым можно начать с обсуждения причин его беспокойства и стремлений к отсрочке принятия любых ответственных решений. В этом вопросе помогает согласие больного по поводу того, что наркозависимость не исчезает самопроизвольно, не проходит как насморк. Первое решение относится к тому, что вмешательство и ответственные решение необходимы! Согласие на вмешательство и помощь - второе самостоятельно выбранное решение больного.
После этих решений лучше всего начать обсуждать симптоматику болезни. Стоит как можно подробнее остановиться на главном симптоме - тяге к наркотикам, неуместности и непредсказуемости этой тяги, ее чрезмерности и постоянстве. Завершением обсуждения должно стать решение о признании бессилия перед свободным выбором по поводу употребления или неупотребления наркотиков, осознание, что все "свободные решения" сводятся к одному - употреблять. Причина болезни - зависимость, а не наоборот. Зависимость приводит к обострению имеющихся заболеваний и возникновению новых, блокирует само лечение и желание лечиться.
После этого стоит обсудить изменения, произошедшие в жизни больного. Они могут варьироваться от легких отклонений до нарушений в характере и физическом состоянии. Как и насколько изменяется образ жизни? Каких взглядов ты придерживался раньше, а каких сейчас? Каких взглядов ты хотел бы придерживаться на самом деле?
Излечение начинается с признания болезни. Обсуждаемые факты представляет собой форму парадоксального сопротивления "непризнание болезни - признание умышленного вреда". Здесь должен состояться самостоятельный выбор позиции наркозависимого. Личная позиция- основа дальнейшего взаимодействия. На ней выстраиваются действия в направлении осознания того, что происходит с душой, телом и социальным окружением больного.
Следующее личностно ориентированное решение - "болезнь можно остановить". Можно ли вылечиться окончательно от наркомании или нет, это вопрос дискуссионный. Его можно обсуждать бесконечно. Обсуждение не приносит изменений, но мешает выздоравливать. Окончательное решение этого вопроса (если оно существует) можно оставить специалистам, но не больным. Главное на этом этапе- принятие наркозависимым решения о возможности остановки болезни. Врачи считают наркоманию неизлечимой. Если человек не употребляет наркотики, то, по их мнению, он находится во временной ремиссии. Пусть будет в ремиссии... Нам известно много случаев, когда длительность ремиссии соответствовала всей дальнейшей жизни "больного". Жизнь человека тоже своеобразная ремиссия между рождением и смертью. Бессмысленный демагогический спор, придуманный наркоманами, не желающими лечиться, и наркологами, зарабатывающими на их болезнях. Однако, главное, что необходимо понять - это то, что никакое лечение не даст результат, пока человек не прекратит употреблять наркотики.
Обсуждение прогрессирующего характера болезни позволяет больному принять следующее решение в отношении необходимости прогрессирующего вмешательства в лечение и оказание ему соответствующей помощи. К признакам прогрессирующей болезни можно отнести стремление "разумно" объяснять свою зависимость. Поиск объяснений становится неотъемлемой частью жизни по мере развития зависимости. Объяснения начинают опережать события жизни, защищая больного от моральных страданий, причиняемых своей личности. Необходимо принять решение о доверии - не доверии своим "разумным" объяснениям о необходимости принимать или не принимать наркотики. Помогает поиск ответа на вопрос: "Почему ты должен употреблять наркотики?"
Опыт показывает безрезультативность призывов, требований и просьб, обращенных к наркозависимому со стороны окружающих, по поводу прекращения употребления наркотиков. Так же безрезультатными оказываются клятвы и обещания больного "встать на путь выздоровления". Гораздо эффективнее на заключительном этапе беседы по формированию мотивации к лечению у наркозависимых провести обсуждение двух парадоксальных по смыслу суждений для принятия личных решений по каждому из них.
Суждение первое. Любому человеку трудно поверить, что "объект его любви" является его убийцей. Наркотики всегда ведут в направлении приятных ощущений, но если употребление алкоголя или наркотических веществ приводит к устойчивым нарушениям в личной, общественно, духовной и материальной (экономической) жизни человека, а он не прекращает их употреблять, то он наркозависимый!
Решение: ДА или НЕТ.
Суждение второе. Мысли о прекращении употребления наркотиков всегда относятся к будущему, а не к настоящему. Почему внушения не помогают? Потому что внедрение в сознание мыслей о трезвой жизни не одобряется самочувствием, вытесняется сознанием, переживается как "вредное".
Решение: ДА или НЕТ.
После поэтапно принятых решений наркозависимому можно предложить сделать вывод и определить перспективу дальнейших действий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наркобизнес - слишком выгодное дело, чтобы оно прекратилось в результате осознания людьми его отвратительности и пагубности. Ситуация показывает, что надеяться только на правоохранительные органы в том, что они смогут в ближайшее время разделаться со всеми преступниками в сфере незаконного оборота наркотиков - наивно и неправильно. Остается один, но самый надежный способ защититься от наркотической зависимости - личный выбор человека. Поэтому, как бы ни был организован наркобизнес, он всегда ограничен индивидуальным согласием или отказом каждого конкретного человека. Но такие решения могут приниматься подростком только лично, субъектно, только на основе доверия к себе и динамически устойчивой "Я-концепции".
Посредничество, чужой опыт, предписания и советы даже самых близких людей, как правило, не являются определяющими в этом решении. Выбор подростка в ситуации неопределенности и риска направляет не только его сознание, но и чувственно-телесные "здесь-и-сейчас" переживания происходящего. Воспитывающие взрослые чаще всего забывают именно об этом, негодуя на противоположный своим воспитательным воздействиям результат. Чувственно-телесные (организмические) переживания подростка могут быть локализованы только в его автономном теле и нигде более, независимо от того, учитывает это воспитатель, или нет.
Методические рекомендации, представленные выше, направлены на то, чтобы подготовить взрослых людей - педагогов, психологов, работников силовых структур и т.д. - к профилактике наркомании, к работе с подростками и старшеклассниками, их взрослым окружением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белогуров С.Б. Наркотики и наркомания. - СПб.: Университетская книга, 1997.
2. Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.Н. Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография. - М.:МПА, 2001. - 213с.
3. Битенский В.С., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В.. Глушков В.А: Наркомании у подростков. Киев: Здоровье, 1989.
4. Битти М. Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости. /Пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт, 1997.
5. Богданов Е.Н. Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте. "Питер", СПб, 2004.
6. Генайло С.П. Особенности премобида больных наркоманиями // Журнал невропатологии и психиатрии. 1990. № 2. С. 42-47.
7. Гинзбург М.Р. Сформированность личностной идентичности как показатель успешности социализации в старшем подростковом возрасте. / Мир психологии, №1, 1998. - 160с.
8. Гульдан В. В., Романова О.Л. Подросток-наркоман и его окружение // Вопросы психологии. 1993, №2. С. 26-32.
9. Жичкина А. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста. Автореф. диссер. на соискание уч. ст. к. псих. н. - М., 2001.
10. Зинченко О.П. Особенности психического развития младших сибсов в семьях наркотизирующихся подростков. Автореф.канд.диссер. - Калуга, 2004.
11. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991. - 98с.
12. Курек Н.С. Медико-психологический подход к диагностике повышенного риска заболеваний наркоманией у подростков и коррекция их эмоциональных нарушений.// Вопросы наркологии. 1993, №1. - 158с.
13. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. М.: "Академия", 2001.
14. Лисецкий К.С., Литягина Е.В. Психология не-зависимости. Самара. 2004.
15. Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. Самара, 1996.
16. Литягина Е.В. Нерешенные задачи взросления как психологические условия формирования аддиктивного поведения старшеклассников. Автореф.канд.диссер. - Калуга, 2004.
17. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркомания. Л.: Медицина, 1991.
18. Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. М.: "Сентябрь", 1999. - 54с.
19. Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению // Психол. журнал. 1996. Том 17. N3. С.149-152.
20. Малюченко Г.Н. Профилактика наркомании в образовательной среде: проблемно-ориентированный подход. Балашов, Изд-во БГПИ, 2001. - 76с.
21. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. Рига, ПЦ "Эксперимент", 1996. - 190с.
22. Наркология. Пер.с англ. - М.; СПб.: "Издательство Бином" - "Невский диалект", 1998.
23. Научно-методические основы профилактики наркомании в семье./ Под.ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого, Москва, Изд-во РАО. - 2000.
24. Носачев Г.Н. Направления, виды, методы и техники психотерапии. - Самара: "Парус", 1998.
25. Петренко В.П. Экспериментальная психосемантика. М., МГУ, 2001.
26. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1996. - 512с.
27. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. Российский открытый университет. - М.: ТОО "Горбунок", 1992.
28. Петровский В.А. Феномены субъектности в развитии личности. -Самара, 1997.
29. Пилипец И.С. Подготовка учителей к разрешению межличностных конфликтов в среде старшеклассников. Дис.канд.психол.наук. - Самара, 1998.
30. Подросток на перекрестке эпох. /Под ред. Кривцовой С.В..- М. Генезис. 1997. - 146с.
31. Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально - психологического исследования) / Под ред. Березина С.В., Лисецкого К.С. Самара: Изд - во "Самарский университет", 1998. - 148с.
32. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой. Самара: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
33. Пятницкая И.Н. Наркомании. Л.: Медицина, 1994.
34. Региональная программа пропаганды ЗОЖ. "Алкоголь и другие наркотические вещества". Рук. С.Шапиро. Н.Новгород, 1994.
35. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.
36. Розенбаум М. Безопасность прежде всего. Подростки, наркотики и образовательные программы: реалистичный подход. - Москва, 2002.
37. Самыкина Н.Ю. Формирование личностной готовности психологов к первичной профилактике наркомании в среде старшеклассников. Дис.канд.психол.наук., Калуга, 2002.
38. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
39. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. / Под науч. ред. Л.И. Шипициной и Е.И. Казаковой. - СПб.: Изд-
40. Скрипкина Т.П. Психология доверия. М.: Академия, 2000.
41. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра,детство,семья. В 2х т.. -М. : Апрель Пресс,ЭКСМО-Пресс, 1999
42. Стрельчук И.В. Клиника и лечение наркоманий. Медгиз. 1956. - 348с.
43. Сухарев А.В. Психологический этнофункциональный подход к психической адаптации человека. Дис.канд.психол.наук, ПИ РАО, Москва, 1998.
44. Тхостов А.Ш. Топология субъекта (опыт феноменологического исследования) Вестник Московского Университета. Сер. 14, Психология. 1994.

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign