LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

- во время игры нельзя общаться, даже жестами;
- вы должны "вжиться" в состояние каждого человека и через свои чувства понять, кто белая ворона;
- если вы приняли окончательное решение, то вы можете назвать этого человека, в случае, если вы угадали, игра заканчивается, если нет, то вы и выбранный вами человек выходят из круга и игра продолжается".
После игры нужно провести обсуждение.
Вопросы ведущего:
- какие чувства, состояния, переживания вы испытывали по отношению к каждому из участников?
- кого из участников было легче почувствовать, а кого труднее?
- на каком основании вы принимали решение?
- какие способы поведения использовала белая ворона?
- что помогло и что помешало в процессе нахождения белой вороны?
После обсуждения можно повторить игру, с учетом полученного опыта.
"ВАКЦИНА ОТ СПИДа"
Ход работы: "Все здесь присутствующие в кругу больны СПИДом. Он не перешел в активную фазу и поэтому не проявлен. Но вы точно знаете, что через некоторое время появятся симптомы и, скорее всего вы умрете. К счастью, учеными была разработана вакцина, которая полностью позволяет вылечить эту болезнь. Но на всех присутствующих есть только 4 вакцины. Ваша задача: в результате группового обсуждения найти тех людей, которые были бы достойны этой вакцины".
Ведущий предоставляет возможность свободной дискуссии, в процессе которой он может задавать вопросы и менять ее направление. После игры проводится обсуждение.
Вопросы ведущего:
- На каком основании вы выбирали людей?
- Кому было трудно предложить себя для вакцинации?
- Кому бы вы никогда не отдали вакцину?
- Если бы у вас были все 4 вакцины, кому бы вы отдали оставшиеся?
- Ради чего вы выбирали или оставляли людей?
Иной формой организации группы на данную тему является обсуждение ответов участников группы на вопросы "За что тебя любить?", "За что тебя бояться?". Как показывает практика, обсуждение этих вопросов должно проводиться в группе, где уже существуют межличностные связи и взаимоотношения. Эта процедура дает возможность участникам не только поделиться своими переживаниями, но и увидеть реакцию других участников по поводу этих переживаний. Отметим, что при создании атмосферы доверия и самораскрытия в группе на данной сессии эти реакции будут естественны, значимы и действенны.
Приведем пример работы на такой сессии.
Алексей: меня можно любить, наверное, за мягкость, нежность, понимание... наверное, еще за то, что я делаю то, что хочу, ну, т.е. за живость что ли... а бояться... трудно сказать... наверное, за то, что я могу не замечать кого-то или что-то, если это меня не устраивает, ну т.е. я просто могу быть жестким, жестоким, не знаю, как еще назвать это... могу еще отказать кому-то во внимании и любви...
Ведущий: чье мнение из группы ты бы хотел услышать, так ли это, что ты сказал?
Алексей: наверное, Настино.
Настя: ты знаешь, Леш, я не могу так вот сказать, так это или нет. Потому что я тебя не так хорошо знаю, чтобы говорить об этом. Да, мы, конечно, общаемся, но чтобы о тебе что-то сказать, я пока не могу.
Ведущий: Алексей, что ты сейчас чувствуешь?
Алексей: ну так... странно... мне хотелось узнать ее мнение, мне кажется, она бы мне правильно сказала...
Ведущий: Как ты думаешь, что сейчас чувствует Настя, ведь она не ответила тебе, что ей теперь делать?
Алексей: ну... пусть делает что хочет, не знаю, мы все равно с ней будем общаться, как всегда...
Ведущий (группе): как вы считаете, что сейчас произошло?
Олег: мне кажется, Алексей сначала предложил Насте что-то, и когда она отказала, он будто бы обиделся и сказал что-то типа "Не очень - то и хотелось"
Ведущий: как вы считаете, того ли человека выбрал Алексей, чтобы узнать о себе? Можно ли было ожидать от Насти, что она ответит на этот вопрос?
Александра: мне кажется, Настя такой человек, что она будет отвечать на вопрос, только если будет уверена в ответе. А Алексей этого не увидел. Наверное, он зачем-то спросил у того, кто изначально бы не ответил.
Олег: мне кажется, это у него всегда так в жизни. Просто мы же с ним дружим, я знаю, и это действительно так. Вот я бы его за это боялся.
Алексей: ну ... да, наверное, так и есть... По жизни часто такое случается... Может, я просто доверять не могу, ни себе, ни другим. Потому и ошибаюсь, что ли? ... Ну да... Наверное, поэтому...
Работая с каждым участником группы, мы получаем прояснение смысла взаимоотношений и способов их установления. Немаловажным является обсуждение проявления участниками доверия-недоверия друг к другу, а не только формальных, ролевых отношений. Наличие доверия является условием, способствующим разрешению внутриличностных конфликтов, задач взросления. Заканчивать сессию целесообразно после определения значимых и незначимых людей и событий в группе.
Работу лучше разделить на две сессии. Тема отношений с другими людьми связана у подростка с самоотношением и потому является очень значимой задачей в период взросления.
Другие методики, которые могут быть использованы в процессе решения поставленной задачи.

"РАЗГОВОР ЧЕРЕЗ СТЕКЛО"
Цель: развитие навыков невербальной коммуникации.
Задачи:
- развитие эмпатии;
- анализ межличностного взаимодействия;
- развитие способности выражать свои чувства, мысли, переживания;
- развитие способности поддерживать контакт при ограниченных средствах коммуникации;
- анализ стратегии коммуникации.
Ход работы: "Пусть каждый участник посмотрит на группу и выберет того, кого он меньше всего знает. Подойдите друг к другу. Вы можете расположиться в комнате, как вам удобно. Представьте, что между вами находится звуконепроницаемое стекло. Вам нужно поговорить на какую-либо тему в течение 10 минут (темы могут быть предложены ведущим). После задания проводится обсуждение.
Вопросы ведущего:
- что вы чувствовали в процессе общения?
- какие способы взаимодействия вы использовали?
- о чем же вы говорили?
- на что ориентировались в процессе общения, чтобы понять партнера?
- какие трудности возникали в общении?
- были ли они преодолены?
- кто был ведущим, а кто был ведомым в паре?
- какие чувства, переживания, состояния остались после этого общения?

"КТО ЗНАЕТ ПРО ТЕБЯ, КАКОЙ ТЫ НА САМОМ ДЕЛЕ?"
Цель: осознание себя в глазах других.
Задачи:
- развитие эмпатии;
- осмысление личностных качеств;
- развитие навыков вербальной коммуникации;
- осознание риска саморыскрытия.
Ход работы: "Участникам необходимо разбиться на пары. В течение 30 минут вам предлагается рассказать друг другу о своем "истинном Я", то есть описать себя таким, "каким я себя вижу и переживаю". После работы в парах все участники снова садятся в круг. Теперь каждый из участников рассказывает о своем партнере от его лица. После этого проводится обсуждение.
Вопросы ведущего:
- что мешает вам рассказывать о самом себе?
- возникали ли трудности при рассказе и с чем они были связаны?
- как отличался ваш рассказ от рассказа вашего партнера о вас?
- какие чувства и переживания остались после вашего монолога?
- что вы чувствовали, когда были в позиции слушателя?
- когда было тяжелее, когда вы рассказывали или когда о вас рассказывали?
- как изменилась оценка самого себя после вашего рассказа?

"ПОПРОСИ МЕНЯ О..."
Цель: трансформации слабостей в достоинства.
Задачи:
- осознание и принятие своих слабостей;
- осмысление слабости или недостатка, как недоразвитого достоинства;
- или слабость как достоинство в прошлом;
- реализация своей слабости в просьбе о помощи;
- "Я" как что-то третье между достоинством и недостатком.
Ход работы: "Сейчас вам нужно найти партнера, которому вы больше всего доверяете. Вы можете свободно расположиться в помещении, как вам угодно. После этого вам нужно рассказать партнеру о своих недостатках и слабостях. Завершением каждого монолога должна быть искренняя просьба о помощи".
Вопросы ведущего:
- какие трудности вы испытывали в процессе своего монолога?
- в чем состоит трудность просьбы?
- какие чувства вы испытывали, когда просили?
- в чем заключается сила вашего недостатка и слабость вашего достоинства?
- какие чувства у вас остались после своего рассказа?

"ЖИВАЯ" СОЦИОМЕТРИЯ
Выбирается один участник. Желательно, чтобы выбор был добровольным. Участнику предлагается расставить других участников на расстояние, которое бы оно выражало его отношение к ним. В каждом из случаев важно обращать внимание подростка на то, что он сам может устанавливать дистанции в отношениях с другими людьми, так же, как он это сделал на занятии. Параллельно необходимо обсуждать эмоциональные состояния, которые сопровождают определение каждой "границы".
Обсуждение упражнения может проводиться по следующим вопросам:
- Что нам дают наши личностные границы?
- Как мы определяем их расположение?
- От кого я защищаюсь с помощью своих границ?
- Какая дистанция в отношениях является самой безопасной и эффективной?

Пример работы с данной методикой.
Ведущий - участнику: Женя, встань сейчас к стене и попробуй выразить свое отношение к каждому из участников в дистанции, т.е. поставь сейчас каждого участника группы на каком-то расстоянии от тебя. Попробуй определить комфортное расстояние и дистанцию с каждым из группы.
Женя: я не понимаю, как надо расставить.
Ведущий: куда, например, должен встать Саша по отношению к тебе?
Женя: справа.
Ведущий: попробуй также для всех остальных найти свое место в пространстве этой комнаты.
Женя расставляет всех остальных.
Ведущий: вот так выглядят твои отношения в группе. Кто-то к тебе ближе, кто-то - дальше. Что ты сейчас чувствуешь?
Женя: непонятно что.
Ведущий: Что будет если все подойдут ближе к тебе? ... Подойдите все ближе к Жене.
Женя: стало неудобно как-то, появилось ... ну ... напряжение что ли... в теле... точнее, вот в груди, ну... в грудной клетке.
Ведущий: что ты сейчас хочешь сделать?
Женя: отодвинуть всех назад.
Ведущий: а что тебя тревожит?
Женя: они слишком близко ко мне, мне так не удобно.
Ведущий: ты ведь сам можешь определять и устанавливать дистанцию в отношениях с другими людьми. главное надо чувствовать какая дистанция с конкретным человеком для тебя комфортна и эффективна .... Кого бы ты сейчас хотел отодвинуть дальше, а кого оставить на месте, а кого приблизить, сократить дистанцию.
Женя называет имена и выбирает дистанцию.
Ведущий: попросишь их об этом?
Женя: ну ... попрошу ... да...
Ведущий: попроси каждого занять комфортную для тебя дистанцию.
Женя расставляет всех участников.
Ведущий: всех в группе устраивает их место. Может быть кто-то хочет изменить его?
Аня: я бы подошла ближе.
Ведущий: Женя, можно Ане подойти ближе?
Женя: ну... да...Ане - можно.
Ведущий: обратите внимание на свои ощущения и переживания, сейчас вы находитесь на такой дистанции от других людей, на которой вам комфортно. Кто почувствует это, можете завершить ситуацию и вернуться в круг.
Все постепенно возвращаются в круг.

"ЧТО ОБЩЕГО И ЧТО РАЗЛИЧНОГО"
Цель: нахождение сходства и различия между участниками.
Задачи:
- выявление критериев определения сходства - различия с другими;
- развитие способности к свободному проявлению себя как похожего и себя как отличного;
- выделение общего и различного как способ построения отношений.
Ход упражнения: участникам предлагается написать 5 (10) сходств и 5 (10) различий с другими участниками, например, в парах. Упражнения можно усложнять, выполняя его в подгруппах с большим количеством человек. Тогда сравнение проводится в нескольких вариантах: 1 - 2 - 3; (1 + 2) - 3; (1 + 3) - 2; и т.д. Работа ведется с отношениями, возникающими в результате выделения общего - различного. Акцент можно сделать на работе с трудностями, возникающими в процессе сравнения. Возможны выходы на работу с риском самораскрытия:
- Почему трудно делиться "своим"?
- Что пугает в этом?
- Чем ты рискуешь, когда открываешь другим то, что им про тебя неизвестно?
- Чем ты рискуешь, когда ты себе открываешь то, что про себя не хочешь знать или не знал никогда?
"Я И МОЕ"
Цель: разотождествление "Я" и "мое".
Задачи:
- осознание чувств, возникающих в процессе потери - приобретения.
Ход работы: Участникам предлагается описать то, что составляет их "Я" и выделить то, что по - настоящему принадлежит им.
После этого группа выполняет следующее задание: каждый участник в группе (или один участник) на основе обозначенных им составляющих "мое" пытаются определить место и роль своего "Я" в том, что ему принадлежит.
Работа ведется с мыслями и чувствами, возникающими в каждом конкретном случае, используя суггестию на разотождествления: "Теперь ты сможешь понимать и различать, где ты, а где то, что тебе принадлежит".
"РАБОТА С ОБРАЗАМИ ГРАНИЦ"
Цель: определение и осознание собственных личностных границ и коррекционная работа с ними.
Задачи:
- простраивание личностных границ в отношениях;
- осознание своего "личного пространства";
- осознание механизмов и способов выстраивания границы с людьми;
- осознание чувств, возникающих в результате взаимодействия с группой, исходя из занимаемого пространства, их отреагирование.
Ход работы: Работа ведется с одним участником. Участнику предлагается образно представить и описать свои границы впереди, справа, слева и сзади. Важным является дистанция в каждом из случаев, образ границы (ее качества), способность управлять границами.
Пример:
Ведущий: Представь свою границу впереди от себя... Покажи ее ... Как она выглядит?
Подросток: на расстоянии вытянутой руки я вижу ее как линию ... Не очень толстую.
В: это простая линия? Через нее можно перешагнуть?
П: нет, это не простая линия. Она как бы магическая, пропускает того, кого я хочу пропустить.
В: как ведет себя граница по отношению к людям, которых ты не хочешь пускать?
П: у меня возникает желание отодвинуться от этого человека, и я чувствую, что граница движется за мной.
В: я правильно понимаю, что ты уходишь от общения (отношений) с этим человеком?
П: да, он мне неинтересен и скучен.
В: тебе нужны веселые люди?
П: не обязательно веселые, но такие, с которыми бы я чувствовал себя комфортно. Это какая - то взаимная заинтересованность.
В: определи сейчас границы для меня.
П: ну, меня устраивает то, как мы сидим.
В: итак, вот эта линия - это твоя граница. Попробуй отдалить ее от себя... Что ты сейчас чувствуешь?
П: я чувствую, что ты становишься чужим, далеким. Мне неудобно общаться с тобой.
В: Сделай теперь границу намного ближе, чем в первый раз... Какие у тебя чувства сейчас?
П: мне хочется отдалиться.
В: тебе хочется отдалиться, чтобы...
П: чтобы не чувствовать себя напряженным от того, что ты слишком близок.
В: так часто происходит?
П: да, довольно часто.
В: правильно ли я понимаю, что линия впереди защищает тебя от твоей собственной напряженности?
П: ...да. ... Наверное... А зачем испытывать лишний раз напряжение?
В: хорошо, что ты это понимаешь. Теперь ты понимаешь еще одну вещь: когда ты хочешь отдалить от себя человека, который вызывает в тебе напряжение, ты можешь мысленно прочертить эту линию, которая тебя защищает. Кроме того, ты имеешь право на то, чтобы иметь такую линию... Как самочувствие?
П: не знаю. Мне кажется, что я не слабый.
В: можем мы на этом закончить?
П: Да. Меня устраивает это состояние. Спасибо.
Аналогичным образом ведется работа с образами границ сзади, справа, слева. Делается акцент на возможности управления границам в любой момент.
Это упражнение является к тому же диагностическим. Образ границы, ее отдаленность, качества и т.п. может указывать на наличие проблем в сфере межличностного общения.
"ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ"
Цель: коррекция самоотношения.
Задачи:
- осознание состояния в случае похвалы (порицания);
- отслеживание динамики самооценки;
- работа с каждым из состояний через отношения в группе;
- отреагирование чувств.
Ход упражнения: Выбирается и выходит за дверь один участник. Ему дается следующая инструкция: "Перед тобой будет стоять два стула. Они чем - то отличаются. Тебе нужно выбрать один из них и сесть на него. В процессе того, что будет происходить, тебе нужно только следить за своим состоянием, настроением, чувствами, мыслями".
Группе в отсутствие участника дается следующая инструкция: "Представьте, что эти два стула - противоположные полюса отношений. Этот - стул критики. Как только участник садится на этот стул, вы по очереди говорите ему о том, что вам в нем не нравится. Несомненно, это должно быть реалистичным, а не выдуманным. Если он садится на другой стул, вы, соответственно, говорите ему о том, чем он вам нравится".
Работа ведется с отношениями и состояниями клиента в каждом случае.
"ЗАДАЧИ С СЕКУНДОМЕРОМ"
Цель: демонстрация зависимости эффективности работы от похвалы - порицания.
Задачи:
- отследить воздействие внешних оценок на динамику самооценки;
- отследить влияние внешних оценок на процесс взаимодействия в группе.
Ход работы: Участники делятся на две подгруппы, которым дается одинаковое задание (например, собрать головоломку, мозаику, решить задачки со спичками и т.д.). Главным условием здесь является то, что задание должно быть выполнено быстро и качественно. Одну группу ведущий постоянно критикует, другую - поддерживает. Важно увидеть то, как влияет поддержка (критика) ведущего на эффективность деятельности.
Возможны варианты. Например, группа делится на три подгруппы, которым даются одинаковые задания. Как описано выше, одну группу ведущий критикует, другую - поддерживает, а третью - игнорирует. Работа ведется с состояниями каждого из участников, отношениями, возникающими в процессе выполнения задания.
В данной сессии может быть продолжена работа с иррациональными установками и убеждениями по описанной выше схеме. Материалом для обсуждения может быть "Билль о правах личности", который представляет собой набор рациональных утверждений.
ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО:
1 ...иногда ставить себя на первое место
2 ...просить о помощи и эмоциональной поддержке
3 ...протестовать против несправедливого обращения или критики
4 ...иметь свое собственное мнение или убеждения
5 ...совершать ошибки, пока Вы не найдете правильный путь
6 ...предоставлять людям право самим решать свои проблемы
7 ...говорить: "Спасибо, НЕТ", "Извините, НЕТ"
8 ...не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным
9 ...побыть одному, даже если другим хочется Вашего общества
10 ...иметь свои собственные, какие угодно, чувства, независимо оттого, понимают ли их окружающие
11 ...менять свои решения или изменять образ действий
12 ...добиваться перемены договоренности, которая Вас не устраивает.

ВЫ НИКОГДА НЕ ОБЯЗАНЫ:
1 ...быть безупречным на 100%
2 ...следовать за всеми
3 ...делать приятное неприятным Вам людям
4 ...любить людей, приносящих Вам вред
5 ...извиняться за то, что Вы были самим собой
6 ...выбиваться из сил ради других
7 ...чувствовать себя виноватым за свои желания
8 ...мириться с неприятной Вам ситуацией
9 ...жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было
10 ...сохранять отношения, ставшие оскорбительными
11 ...делать больше, чем Вам позволяет время
12 ...делать что-то, что Вы на самом деле не можете сделать
13 ...выполнять неразумные требования
14 ...отдавать что-то, что Вам на самом деле отдавать не хочется
15 ...нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения
16 ...отказываться от своего "Я" ради чего бы то ни было и кого бы то ни было.

Работать с задачей построения отношений с другими людьми бессмысленно вне реальных групповых отношений. Важно замечать групповую динамику, перераспределение межличностных связей в процессе занятий, новые отношения, которые установились между участниками. Давать возможность всем прочувствовать настоящие, подлинные отношения, освобожденные от манипуляций и стереотипных игр.

Занятие 10, 11. Выстраивание отношений со временем (будущим, Я-конечным, смертью, Вечностью, Абсолютом).

Формирование самосознания тесно связано с осознанием временной перспективы. По Э. Эриксону, формирующееся у подростка представление о прошлом и будущем приводит к пониманию конечности существования, вызывает тревогу и страх. Ощущение личностной идентичности предполагает чувство стабильности и неизменности во времени, чем снижает тревогу перед неопределенностью. Идентичность основывается на осознании временной протяженности. "Я" человека охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее, осуществляет значимый выбор среди возможных путей своего развития. Идентичность определяется как самотождественность. "Я - идентичность" обеспечивает функциональное единство, благодаря которому "я узнаю себя", в отличие от тех, кто "совершенно не похож на меня, ибо они отличаются от того, кем я являюсь и кем хочу быть".
Одновременно с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других к подростку приходит чувство одиночества. Чувство одиночества идет не от внешней изоляции, не от враждебного окружения, а от невозможности выразить всю полноту своих переживаний.
Собственное "Я" человека в период взросления еще очень неопределенно, расплывчато, диффузно, нередко переживается как смутное беспокойство, как ощущение внутренней пустоты, которую срочно необходимо чем-нибудь заполнить. Отсюда рост потребности в общении и одновременно повышение его избирательности, желание "услышать свой внутренний голос не заглушенным суетливой будничной повседневностью". При этом возникает страх показаться смешным, "потерять себя". неудовлетворенность существующими формами общения.
Эти переживания включены в осознание человека, существующего во времени. Ребенок, в отличие от взрослого, слабо ощущает течение времени, его прошлое, настоящее, будущее скорее связаны с воспоминаниями событий и ожиданиями других, нежели с рефлексией опыта и полаганием себя в перспективе. Элемент осознания непрерывности и преемственности во времени появляется только в период взросления. При переходе от беззаботного детства к ответственной жизни взрослого человека. Главным мерилом времени становится будущее. Мечты о будущем занимают центральное место в переживаниях подростков.
Будущее для подростка может представляться либо как естественное продолжение настоящего, либо как его категорическое отрицание. Для одних детей картина будущего является продуктом их собственных усилий, для других оно приходит само по себе - "так получилось..." Жизненный план и личная перспектива воплощают способность подростка к овладению своим внутренним миром и развитию Я-концепции.
Однако, наличие иррациональных установок, противоречивых требований, взаимоисключающих мотивов в период взросления "раскалывают" настоящее на несвязанные между собой куски прошлого и будущего. Это затрудняет осознание подростком своей жизни как целостного процесса, имеющего смысл. В сознании подростка будущее представляется иллюзорно, расплывчато, неадекватно. Работа над образом своего будущего тесно взаимосвязана с познанием себя в настоящем. Найти смысл жизни - это значит сделать осмысленной свою жизнь "здесь и сейчас". Подросток вправе задать вопрос: "В чем заключается смысл жизни? Где его искать? Кто его спрятал? Зачем и от кого?" Взрослые, как правило, отвечают, что смысл жизни можно найти с помощью важного для себя дела, поскольку такое дело поможет определиться с перспективой жизни. Это может стать началом важного разговора о взрослении, но важно представлять, о чем говорить с подростком дальше? Почти все взрослые начинают категорично предлагать какое-то дело, важное с их, взрослой, точки зрения, но иногда бессмысленное для самих детей. Требования и предписания со стороны взрослых опережают рождение смысла у подростка, смысла, ради которого, собственно, был затеян разговор. Так не рождается смысл, появление которого все ждали с нетерпением и надеждой.
Расхожее мнение о том, что дети любят подражать поведению взрослых, что они с удовольствием повторяют все "как обезьянки" или "как попугаи" - глубоко ошибочно. Побуждением для детского подражания является не желание подражать, а стремление взрослеть. Это очень важно. В этом заключается разница между "найти смысл" жизни где-то и "сообщить смысл" своей жизни, своим чувствам, своим поступкам. Речь идет не о философских категориях и не о действиях по правилам, а скорее о переживаниях в теле, сердце, душе подростка, о том, что сам он еще плохо знает.
Взрослые, оказывая помощь воспитаннику в построении жизненных планов, не должны забывать о главном. Если жизненный план не является результатом ответственного выбора самого подростка, если жизненный план задан только извне, то главная инстанция взрослеющей личности - индивидуальное "Я" подростка остается без чувственно-телесной связи со своей жизненной перспективой. Такого рода жизненный план переживается подростком как состояние зависимости от ожиданий взрослых. Как известно, зависимость лишает подростка возможности развития чувства внутреннего доверия к себе. Чувство доверия к себе основано на доверии к своему субъективному, в не к чужому объективному, внутреннему миру. (Скрипкина Т.П.) Субъективный мир - продукт творческий и авторский. Если моя "Я-концепция" задана другими людьми, она становится "НеЯ-концепцией" или "Ино-концепцией".
Родители, воспитатели, учителя и психологи обязаны помнить, что "Ино-концепция" чувственно-телесно (организмически) переживается как "Иное" в "Я" (Тхостов А.Ш.) "Ино-концепция" локализуется в душе и теле подростка как "застрявшее", "неизживаемое", внутреннее психофизическое напряжение. Не дай Бог, если такому подростку кто-нибудь предложит попробовать наркотики. Во-первых, он согласится на это легче других по причине слабости своей "Я-концепции". Во-вторых, он испытает на себе "универсальное" средство, помогающее "растворять" в своем теле все то, что там есть "иное", накопленное "Ино-концепцией". В-третьих, он сможет наконец-то почувствовать себя не "тварью дрожащей", а "имеющим право", по крайней мере, на самого себя.
Еще один вопрос подростков, который остается без ответа, но который имеет большое значение для строительства его жизненных планов и в целом "Я-концепции" - это вопрос о смерти, конечности своего существования. Этот вопрос всегда вызывает страх и интерес ко всему "потустороннему", трансцендентному, парапсихологическому. Среди взрослых существует определенное "табу" на разговоры с детьми о смерти. По мнению многих, тема смерти является "щекотливее", чем тема полового воспитания. Учителя пытаются "заслониться" от таких вопросов, апеллируя к Большим Жизненным Целям, важным долгосрочным программам. Родители не знают, как разговаривать с детьми на эту тему. Научно обоснованных психолого-педагогических программ работы с проблемой ограниченности жизни человеческого "Я" найти не представляется возможным. В учебных пособиях по возрастной и педагогической психологии нет никаких упоминаний об отношении человека к факту собственной смерти. В связи с этим проблематика развития личности в психолого-педагогической литературе выглядит сегодня по меньшей мере странно. По умолчанию, создается впечатление, что развитие личности может быть бесконечным... Требуя от подростка задумываться над тем, каким ему быть в будущем, нелепо "вытеснять" из его сознания вариант того, что когда-то его может не быть вообще.
Психологическое неблагополучие молодого поколения в России связано сегодня с отмечаемым специалистами снижением ценностного отношения подростков к собственной жизни. Рост детских и подростковых суицидов, наркотизация и алкоголизация, распространение деструктивных культов, повышение интереса к экстремальным формам проведения досуга, предпочтение виртуальных пространств реальным и т.д. В период взросления сознание молодого человека буквально "бомбардируется" темой смерти. Фильмы, книги, телепередачи, тексты песен, страницы газет перегружены танатоидальной темой (темой смерти). Научное исследование уровня страха смерти в подростковом возрасте, проведенное Т.А.Гавриловой*, подтвердило крайнюю необходимость работы по решению задачи взросления как "осознания подростком противоречия между Жизнью и Смертью".
Попытки решать вопрос взаимосвязи понятий "жизни" и "смерти", "конечности" и "бесконечности" на основе религиозного просвещения без этнокультурной и личностно психологической составляющих легко преобразуется либо в суеверие, либо в примитивный фанатизм, либо в деструктивный культ. Вера от страха, от невежества, от легкомыслия, от ощущения своей исключительности не сильно отличается от психологической зависимости.
Одну из наиболее известных концепций страха смерти сформулировал З.Фрейд*. По его мнению, в человеческом опыте нет и не может быть собственной смерти, потому что когда человек это делает, он все равно сохраняет себя как наблюдателя. З.Фрейд утверждал, что целью всякой жизни является смерть... Человеку присущ инстинкт смерти (Танатос), противоположный инстинкту жизни (Эросу).
Не менее широкое распространение получило мнение о том, что страх смерти является базовой движущей силой активности индивида и общества. В свою очередь И.Ялом**, обобщив свои клинические наблюдения и работы других авторов пришел к заключению, что дети глубоко озабочены смертью, и что озабоченность возникает в гораздо более раннем возрасте чем принято думать. Он утверждал, что переживание детей по поводу смерти воздействует на их развитие гораздо больше, чем переживания по поводу сексуальных проблем.
Говорить прямо на эту тему с подростками, не создавая тревожных переживаний, очень трудно. Уместнее оказываются косвенные методы исследования тревожной темы. Неосознаваемый страх смерти подростков можно изучать при помощи проективных тестов, таких как ТАТ (тематический апперцептивный тест), тест Роршаха, свободные ассоциации, незаконченные предложения, БОС (биологическая обратная связь).
Психологический анализ страха смерти в процессе групповой работы способствует снижению душевного и физического напряжения у подростков. Наблюдается возрастание ценности и прочности "Я" в динамике приобретения новых переживаний и знаний о себе и окружающем мире. Все это помогает подросткам адекватно и содержательно задумываться о своем будущем.
В период взросления иллюзия бесконечной жизни так же, как и страх смерти, снижает ответственность подростка за свою жизнь, за жизнь окружающих его людей. Это ведет к инфантилизации личности и способствует утрате человеком своей субъектности. Подросток попеременно чувствует себя то очень молодым, даже совсем маленьким, то, наоборот, чрезвычайно старым, все испытавшим. Обостренное чувство необратимости времени нередко сочетается в подростковом сознании с нежеланием замечать его течение, с представлением, что время как бы остановилось. Э. Эриксон, исследовавший проблему формирования временной перспективы у подростков, указывает, что чувство остановки времени психологически означает как бы возврат к детскому состоянию, когда время еще не существовало в переживании и не принималось осознанно.
Задача отношения со временем, таким образом, сочетает в себе такие задачи как отношение со смертью, одиночеством, будущим, Богом как Абсолютом, направляющим поток жизни.
Цель сессии: осмысление отношения со временем, связи прошлого и будущего, жизни и смерти
Задачи:
* осознание различий в субъективном и объективном переживании времени;
* определение своего места в прошлом, настоящем, будущем;
* различие понятий "один" и "одинокий", "одиночество" и "уединенность";
* работа с категорией смысла жизни;
Основные понятия:
* время, временное, вечное;
* прошлое, настоящее, будущее;
* одиночество;
* смысл жизни;
* Абсолют, Вселенная;
* жизнь - смерть.
Ход занятия:
Начать можно с упражнения "ТРИ МИНУТЫ". Участникам предлагается, не засекая по часам, и не считая про себя, измерить интервал, равный трем минутам. Обсуждаются особенности восприятия времени.
Затем участникам дается задание представить себя через 10 лет и описать, кто они, чего добились, что знают, что умеют, рассказать о себе в будущем.
- Я через 10 лет что-то не могу себя представить. Я ведь живу сейчас. От меня мало что зависит. Вдруг вот кирпич на меня упадет, или хуже того - машина собьет, или еще что-нибудь. Вон, люди в Америке жили, работали, как обычно, а тут раз - Боинг по зданию и все. И планируй - не планируй, а ничего не выйдет через 10 лет...
- Я вот не знаю, как развести то, что я хочу иметь через 10 лет и то, что со мной будет. Я бы хотела семью, детей, хорошо оплачиваемую работу, быть красивой, стройной, умной, а вот будет так или нет - это вопрос. Потому что я знаю, как трудно всего этого добиться. Я просто не уверена в том, что у меня выйдет это все. Навряд ли получится в нашей стране быть счастливой...
* Я вижу себя через 10 лет преуспевающей бизнесменшей, такой независимой, красивой, умной, дорого одетой... У меня есть работа, есть связи, то, что мне позволяет быть счастливой. Вот, наверное, так...
* Я сейчас пыталась себя через 10 лет представить, так у меня не очень получилось. Как-то не хочется себя через 10 лет видеть. Трудно представить. Я вообще планировать не люблю.
Каждое высказывание проясняется в диалоге, отражая внутренние конфликты, связанные с будущим, временем и одиночеством. Можно уловить основные причины, по которым участники "отказываются" "видеть" себя через 10 лет:
* если не планируешь - не надо ничего делать
* если не планируешь - не ошибаешься, потому что все идет, как идет
* если не планируешь - не надо отвечать за то, исполнил ты это или нет
Таким образом, мы выходим на проблемы боязни ошибок, ответственности, активности. На осознание этих категорий и должна быть направлена работа в течение сессии.
Работа проводится в два этапа, в две сессии. Одна посвящена задаче построения отношений со временем, другая - осознанию оппозиции Жизнь-Смерть.
Методика "ЖИЗНЬ- Не-ЖИЗНЬ".
Ход работы: участникам группы раздаются два небольших листка бумаги. На одном из них они пишут слово "жизнь", на другой - "не-жизнь". Затем все участники группы раздают свои листочки другим участникам группы. После этого происходит подсчет "жизней" и "не-жизней" у каждого из членов группы.
Инструкция: "Сейчас на одном из листов бумаги напишите свою "жизнь", на другом - "не-жизнь". А теперь отдайте свою "жизнь" и свою "не-жизнь" тем, кому, на ваш взгляд, свойственно проявлять по отношению к себе и окружающим больше "жизни" или больше "не-жизни".
Далее следует анализ и обсуждение произошедшего. В случае легкомысленного, бездумного выполнения задания подросток оказывается перед необходимостью нести ответственность за свою неосмотрительность. Обсуждение, как правило, усиливает эмоциональное напряжение, вызывает растерянность, стремление оправдаться, осмыслить свое поведение и тревогу по поводу понятий "жизнь" и "не-жизнь". Слово "смерть" на начальном этапе лучше не использовать. В процессе заключительного анализа необходимо обратить внимание на эмоциональные реакции участников, возникшее при выполнение упражнения.
Еще один вариант ведения этой сессии - упражнение "ПОТЕРЯ".
Ход работы: участникам раздается 5 одинаковых листочков и ручки.
Инструкция: "Каждый из нас, конечно, чем-то дорожит, что-то любит, что-то ценит. Наверное, полнота жизни, счастье, удовлетворение жизнью в этом и переживается. Все начинается с малого. Например, иногда, чтобы как-то поднять настроение, нам достаточно, например, съест свое любимое блюдо. Ну, например, мороженое, конфетку, шоколадку. Может, кому- то хочется жареной картошки или пельменей. Напишите сейчас на 1 листочке ваше любимое блюдо. ... Наверное, для того, чтобы жизнь ощущалась полной, нужно любимое дело, с помощью которого можно реализовать свои замыслы, идеи, возможности. На втором листочке напишите свое самое любимое дело... Может быть, наша жизнь имеет смысл, когда у нас есть к чему стремиться, есть цель, есть мечта. Напишите на третьем листочке свою мечту... Очевидно, что все это оценить мы можем только во взаимоотношениях, только через близких людей. Напишите на четвертом листочке имя самого близкого вам человека. ... А теперь, на последнем, на пятом листочке, напишите два слова: МОЯ ЖИЗНЬ ... Вот. Ваши ценности. В принципе, это то, что во многом составляет вашу жизнь. Это то, что дает вам ощущение жизни. Однако, наверное, наступают такие времена, когда мы начинаем отказываться от жизни. Сначала отказываем себе в малом. Отдайте мне сейчас листок с тем, что менее всего ценно для вас... На этом остановка не происходит. Поняв, что без этого можно жить, отказываемся еще от чего-то, что было важным, нужным, ценным. Например, человек, находится в депрессии, отказывается от еды, от работы, от любимых дел. Это не помогает ему выйти из депрессивного состояния. Оказывается, отказаться от чего-либо намного проще, безопаснее, чем что-то приобрести, начать жизнь заново. Разрушать всегда проще, чем строить. Отдайте мне сейчас второй листок, на котором написано то, что для вас из оставшегося менее ценно. ... Теперь для того, чтобы чего-то добиться нужно больше усилий. И все меньше усилий нужно для того, чтобы что-то потерять. Терять легко, хотя немного жалко. Отдайте мне третий листочек. На нем написано то, что менее ценно для вас. ... Знаете, наркоманы не замечают, когда теряют что-то. Им не надо замечать. Так часто поступают люди, которые увлечены только собой, только своими проблемами. Они не видят ничего, кроме того, что хотят видеть. И порой этого бывает недостаточно, чтобы жить. Отдайте мне четвертый лист. ... Пятый - я заберу, спрашивая у вас разрешения..."
Работа с этим упражнением может вестись до конца, однако, многие участники после третьей или четвертой "потери" отказываются отдавать "ценности". Работу нужно вести с переживаниями, мыслями, действиями, которые появляются в процессе выполнения или обсуждения упражнения. Последние два листа могут выполнить диагностическую функцию. Обычно отдают в таком порядке: блюдо, занятие, мечта, близкие, жизнь, т.е. в том порядке, в котором это было написано. Однако если четвертой по порядку отдается жизнь и последним остается значимый человек, то это позволяет говорить о предпосылках к зависимому или созависимому поведению, стремлении "жить ради других", "спасать других", поскольку "жизнь без других не имеет смысла". Важно сделать акцент на ценности самой жизни, в которой возможны активность, усилия и движение.
Завершить эту сессию можно с помощью упражнения "ЭПИТАФИЯ".
Прежде чем начать какие-либо действия, проводится продолжительное обсуждение того, ради чего живут люди, ради чего стоит жить на белом свете, чего удалось достигнуть в свои 14-17 лет.
Инструкция: "Возьмите листок бумаги и попробуйте представить, что вас уже нет в живых не земле. У вас сейчас есть возможность написать себе эпитафию или надгробную надпись. У вас есть возможность написать так, чтобы было понятно, что из себя представляет ваша жизнь, почему вы прожили ее не зря".
Обычно после получения инструкции проходит 3-5 минут, прежде чем участники группы начинают выполнять задание. Скорее всего, это проявление психологической защиты. В 14-17 лет молодые люди чаще, чем может показаться окружающим, задумываются о смысле жизни и смысли смерти. Размышления о смерти вызывают тревогу и неопределенность. Понимание смерти невозможно, понимание жизни несоизмеримо ни с чем, кроме смерти.
Примеры эпитафий, написанных участниками 14-18 лет.
* Здесь покоится человек, всю жизнь подбиравший чужую надежду.
* Прожил человек, оставил много мелких бед.
* Во всем хотелось мне дойти до сути.
* Жизнь лучше, чем я думал раньше...
* Не сожалею ни о чем, кроме вранья себе.
* Старался жить, боялся умереть.
* Дружите с этим миром, другого может не быть.
* Раньше и мне покой лишь только снился.
* Смеялся сквозь слезы, плакал с улыбкой. Хотел быть умнее всех.
* Из жизни ты ушла в мгновенье, а боль осталась навсегда.
* Живи и помни: жизнь прекрасна тогда, когда тебе дана.
* Покойся с миром и надеждой на встречу.
* Закончилась зебра жизни. Тени освещают путь.
* Всё... Это всё? А как же Я?
* Хотела жить - и жила для мамы с папой.
* А жизнь короткая такая, что очень хочется гулять.
* Жила, работала, училась. Скончалась рано - так случилось. Но почему?
* Пропустите меня вперед! Я хочу поменять билет!
* Отомстите за меня! Всем, кого любил и ненавидел.
* Это не я! Я - с ВАМИ! Это не Я!
* Я буду жить, и даже ТАМ! И снова здесь. И снова сам!
* Я люблю тебя, жизнь, ну а ты меня - очень не очень.
После упражнения обсуждаются мысли, чувства, а также тексты эпитафий. Это то, что каждый из участников считает своим самым большим достижением. Работа ведется не только с текстом эпитафии, который отражает представления человека о себе, но и с процессом его написания и публичного представления.
В конце сессии важно отметить для участников, что "Жизнь и смерть - это не только характеристика деятельности или бездеятельности организма. Жизнь каждого - это его тайна, его путь, его приключение, его страдание и осознание, его Вера, Надежда, Любовь. Жизнь не равна самой себе на величину сообщаемого ей смысла. Жизнь есть там, где есть осмысленный выбор. Выбор - как быть? Кем быть? С кем быть? Выбор попутчиков и проводников. Выбор мечты, дела, личной позиции. Личный выбор своего отношения к себе в предельных координатах жизни и смерти. Жизнь - эволюция авторских замыслов. Искушение возможностями. Субъектная представленность и продолженность в неопределенности. Доверие к себе и к миру. Взаимодействие. Онтосинтез рационального в иррациональном, лучшего в бесконечном, ответственного в спонтанном, сущего в личном. Жизнь - усилие во времени (М.Мамардашвили), радость от радости печаль от печали, устремление понять себя.
После обсуждения предлагается пятиминутная тишина. Затем релаксационная транс-медитация "Пространство. Время. Бесконечность".

Занятие 12. Задача отношения к себе.
Наверное, самой важной, интегральной задачей периода взросления становится задача принятия себя как личности, как целостного субъекта, способного к зрелой и целенаправленной активности. Подросток "знает" себя из оценок окружающего мира и желаемых (зачастую, иллюзорных) представлений о себе. Задача заключается в осознании своей истинной сущности. Такой процесс позволяет интегрировать все предыдущие задачи взросления.
Притязания на признание в период взросления направлены на реализацию себя в сфере физического, умственного и личностного развития. Притязания и возможности их реализации находятся в противоречии, что усиливает кризис идентичности. Подросток испытывает неуверенность в себе, которой противостоит чувство собственной уникальности. Полярность позиций определяют противоположные тенденции в проявлениях подростков: от глубинной идентификации с другим к резкому отчуждению от всех; от альтруизма к жестокости; от страха смерти до суицидальных попыток.
Решение задач взросления помогают обретению личностной целостности, развивают способность конструктивно преодолевать жизненно важные мотивационные и ценностные внутриличностные противоречия.
Задача построения взаимоотношений с собой является интегральной, т.е. включает в себя опыт предыдущих "выясненных", решенных отношений и потому проводится как заключительная сессия.
Цель: завершение работы в группе
Сессия ведется в режиме обмена впечатлениями, мыслями, чувствами и т.д. Например, это можно сделать в форме ответов на вопросы: "Что я получил за время работы в группе?", "Что я потерял?", "Кто и чем мне больше всего помог?", "Кому я помог и чем?", "Что для меня стало важным в жизни?" и т.д. На последней сессии нужно сделать акцент на полученных возможностях, на том, что активность в преодолении трудных жизненных ситуаций является условием развития и успешной жизни, если человек действует субъектно. В конце сессии можно провести упражнение "Оплата".
Ход работы: участникам раздается по 3 листочка, на которых написано: 10, 20, 30. Это - условные единицы, в которых можно измерить личностный вклад. Каждому участнику предлагается "заплатить" другим участникам соответствующим их вкладу в общее дело количеством "денег". После выполнения этой процедуры не обязательно подводить итоги и считать, кто сколько "заработал".
Завершить сессию нужно позитивно, но ... немного неопределенно... В этом случае участники испытывают потребность осмыслить все произошедшее самостоятельно, и даже встретиться когда-нибудь еще раз...

Краткий конспект лекций для разных целевых аудиторий
(родители, учителя, дети, студенты).

Лекция-дискуссия для подростков.
Как показывает практика, лекция как форма профилактической работы с подростками является малоэффективной, поэтому занятие с подростками стоит проводить либо в форме тренинга, либо в форме групповой дискуссии. Начать беседу лучше всего с вопроса, не относящегося к наркомании, например, "Кто такие взрослые люди и чем они отличаются от невзрослых".
Далее возможно обсуждение вопросов, связанных с взрослением, проблемами, возникающими на пути взрослеющего человека, в том числе и о наркомании и других видах зависимости. В беседе со стороны взрослого (учителя, психолога, соц.педагога и т.д.) в качестве комментариев или ответов на вопросы могут прозвучать следующие тезисы:
- Взрослый человек - ответственный, активный, не ждет, что за него кто-то примет решения или что-то сделает.
- Взрослый человек не опаздывает, ему некогда это делать.
- Взрослый человек не зависим от наркотиков, алкоголя, Интернета, потому что в этом не нуждается: он "расширяет" свои возможности в творчестве, самопознании, самопонимании и общении с другими людьми.
- Наркотик не может быть интересен, как и сам наркоман, потому что его поведение повторяется. А повторение - это не "мать учения", а скорее, "брат скуки".
- Скучно - это не когда нечего делать. Скучно - это когда нечего делать с самим собой. А разве взрослому человеку нечего делать?
- Родители - люди, которые напрягают. А кто такие дети по отношению к родителям? Как жить в этом напряжении?
- Жить интересно тогда, когда есть момент неопределенности и неожиданности. Хотя если все время жить в неопределенности, можно от нее устать.
- Зависеть от кого-то или чего-то намного проще. Но когда поиск легких путей стал принципом жизни успешного человека?
- Если в жизни вдруг случается неудача или неприятность, это не повод "ставить крест" на жизни в целом.
- Когда в жизни все плохо, есть только один человек, способный тебе помочь - ты сам.
- Свобода нужна тогда, когда она нужна. Потому что иначе становишься от нее зависим.
- Переходный возраст - это не повод снимать с себя ответственность и делать странные вещи. Потому что только тебе может быть известно, куда ты переходишь.
- Действовать из чувства противоречия - это не взрослый поступок, потому что в этом случае причина твоего поведения - не в тебе, а в том, кому ты противоречишь. И это зависимость.
- Любое действие обязательно завершается, пусть не сразу. Любая проблема, появившаяся в подростковом возрасте, обязательно "всплывет" потом, если ее, конечно, не решить.
- В жизни есть много задач, которые нам приходится решать и даже получать за это оценки. Но есть главная задача, которая решается всю жизнь - это поиск себя.
- Взрослым становишься только тогда, когда научаешься строить нормальные отношения со взрослыми людьми.
- Хорошие отношения - это не когда просто улыбаешься и не ругаешься. Хорошие отношения - когда доверяешь и не боишься открывать в себе странные, разные, непохожие на других, вещи.


Лекция-дискуссия для студентов.

Наркомания является лишь частным видом негативной зависимости.
Признаки негативной зависимости:
-ухудшение качества жизни
- ухудшение качества жизни окружающих
- вред для здоровья (физического, психологического).
Почему люди попадают в зависимость?
Есть личностные особенности: слабое развитие самоконтроля; незрелость; интровертированность; низкая стрессоустойчивость; эмоциональная неустойчивость, склонность к тоске и депрессии; недостаток жизненных интересов; неумение преодолевать трудности.
Однако, не сами по себе особенности личности делают человека зависимым. Наркомания (как и любая другая зависимость) - уход от решения некоторых "задач взросления", которые обычно решаются в подростковом возрасте. Если человек не научается справляться с типичными проблемными ситуациями, то обычные сложности становятся неразрешимыми, груз проблем - невыносимым. Болен не тот человек, у которого есть проблемы, а тот, у кого изо дня в день, из года в год проблемы одни и те же. Взрослый решает возникшие задачи и учится на собственных ошибках, и ошибках других. А подросток либо перекладывает ответственность за решение своих проблем на взрослых, ничему при этом не учась, либо просто не замечает их.
Наркоманию можно рассматривать как способ адаптации к условиям жизни, препятствующим реализации особенно важных для личности потребностей. Употребляя наркотики, человек становится более эмоционально устойчивым, т.к. в его жизни происходит меньше событий, и эмоциональная реакция на них оказывается приглушенной. Кроме того, есть наработанный способ борьбы с негативными эмоциями. Но это инфантильный способ решения проблем. Избегание реальности никак не может изменить реальность. Вместо этого формируется миф, согласно которому подросток продолжает существовать в ситуации, оправдываясь перед самим собой и перед окружающими за собственные неудачи.
Мифы о наркотиках:
1. С первого раза не привыкают.
Формирование физической и психологической зависимости обусловлено видом психоактивного вещества и особенностями организма. Первую дозу обычно предлагают бесплатно: это не благотворительность, а верный расчет. Кроме того, наркотик - это яд. Даже одна первая доза может оказаться смертельной.
2. Не все наркотики опасны.
Очень редко "карьера" наркомана начинается с тяжелых наркотиков. Большинство начинают с "травки", не считая ее опасной. Разные виды наркомании протекают по-разному. Общим для всех является финал.
3. Наркоманами становятся безвольные люди. Я смогу себя контролировать.
Никто не собирается становиться наркоманом. Долгое время люди, употребляющие психоактивные вещества, остаются в уверенности, что они могут в любой момент бросить. Однако, бросить на самом деле удается единицам. Наркотик убивает даже самых сильных людей с богатырским здоровьем.
4. Можно "расслабляться" иногда.
Контролируемый прием наркотиков возможен в течение непродолжительного времени. Постепенно психоактивное вещество, встраиваясь в систему обмена веществ, становится необходимым для нормального функционирования организма - формируется зависимость.
5. С помощью наркотиков можно избавиться от депрессии (неприятных переживаний).
Обычно негативные переживания являются показателем каких-либо проблем в жизни человека. Несчастье - это не болезнь, это нормальная противоположность счастья. Избавляясь от неприятных переживаний искусственным путем, мы лишаем себя возможности понять смысл этих переживаний, использовать их развивающий потенциал. Наркотик не помогает решать поставленные жизнью задачи, с его помощью можно научиться только избегать их.
Кроме того, после короткого периода эйфории в наркотическом опьянении, депрессивные переживания усиливаются.
6. С помощью наркотиков можно расширить границы сознания.
Эйфория, обострение и избирательность восприятия, галлюцинации при наркотическом опьянении, которые могут совместно давать ощущение расширения границ сознания, оказываются доступны только на начальном этапе наркотизации. Последующее употребление наркотических веществ уже не дает желаемого эффекта, а служит лишь для снятия абстинентного синдрома.
Расширения границ сознания можно достичь без наркотических средств с помощью медитативных техник, дыхательных упражнений, занятий йогой.
7. В жизни надо попробовать все.
Часто оказывается, что наркотик - это последнее, что человек пробует в своей жизни. Жизнь наркомана не богата событиями: они, как правило, не женятся и не выходят замуж, не рожают детей, редко путешествуют, не устраиваются на новую работу, их круг общения ограничен наркоманской группой. Может быть лучше попробовать что-нибудь другое?

Лекция-дискуссия для родителей.

Наркомания является серьезной проблемой в современном обществе. Пожалуй, наиболее опасная тенденция состоит в том, что возраст начала употребления психоактивных веществ постоянно снижается. Объектом наиболее пристального внимания, по нашему мнению, должны стать подростки.

Особенности подросткового возраста
Чувство взрослости. Подросток хочет, чтобы взрослые общались с ним на равных, чтобы его мнение слышали и принимали в расчет. Детям кажется, что они сами могут принимать серьезные решения относительно своей жизни. Однако, свобода понимается подростками преимущественно как выбор, а необходимость (ответственность) не включаются в понятие свободы. Подростковый возраст - это время формирования таких важных личностных образований как воля, способность выбирать и нести ответственность за свой выбор. Однако, для успешного развития этих качеств необходимо создавать условия. Родителям же часто очень трудно перестроиться на новую систему отношений с взрослеющим ребенком. Они продолжают опекать его, принимать за него решения, будучи уверены, что знают как для него лучше. В такой обстановке ребенок либо вырастает безвольным, не имеющим собственного мнения. Либо происходит "отравление свободой", когда в один момент подросток решает, что он вырос и может делать все то, что раньше запрещали родители. Окажите доверие ребенку: попробуйте отдать ему ту долю ответственности за его жизнь, которую он сможет удержать, помогите с ней справиться.
Для подросткового возраста характерно стремление к независимости; большее значение приобретает группа сверстников; семья же уходит на второй план. Отношения с родителями обостряются, часто переростают в серьезные конфликты. Тем не менее, родители продолжают играть значимую роль в жизни подростка, но только в том случае, если удается установить доверительные отношения в семье.
Черты личности ребенка, которые опасны с точки зрения возникновение наркозависимости:
Инфантилизм (когда ребенок привык к тому, что все возникающие трудности разрешают родители. В результате подросток оказывается неспособным справиться с обычной проблемой).
Внушаемость (отсутствие критической переработки поступающей информации). Нужно учить ребенка отличать ложь от правды, и как действовать в ситуации, когда отличить трудно.
Неумение справляться со стрессом. Наркотик может служить способом ухода от проблем и неприятных переживаний. Задача взрослых - учить ребенка не пасовать перед трудностями. Ребенок перенимает поведение родителей, поэтому прежде всего нужно научиться самим справляться с собственными проблемами.
Любопытство. Наркотики выступают для подростков в качестве запретного плода, который, как известно, сладок. Задача воспитывающих взрослых - сделать из "запретного плода" "плод подгнивший". Вместо запугивания и запретов предоставить ребенку максимум информации о природе наркотиков, о воздействии их на мозг и тело, о формировании зависимости, о том, каким образом и с какой целью происходит вовлечение подростков в наркоманскую субкультуру. Чтобы разговаривать с подростком на равных, взрослые должны сами обладать всей необходимой информацией.
Если родители подозревают, что ребенок употребляет наркотики, в семье можно наблюдать типичные способы реагирования:
1. Отрицание проблемы. "С моим ребенком этого произойти не может". Родители долгое время остаются в неведении, в то время как болезнь прогрессирует.
2. Запугивание, нотации. "Ты испортил нам жизнь, ты - позор семьи..." В результате доверие между родителями и ребенком окончательно разрушается, т.к. вместо помощи родители демонстрируют только отвержение. Кроме того, подросток - наркоман пользуется тем чувством вины, которое возникает у родителей в данной ситуации.
3. Паника. "Это конец! Это смерть! Что же делать?!" Страх не позволяет родителям трезво разобраться в ситуации и найти пути решения. Ребенок, видя панику родителей, может избавиться от собственного страха при помощи наркотиков.

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign