LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

* Что не понравилось?
* Какие вопросы я задал себе сегодня?
Отвечая, участники еще раз проговаривают свои ожидания.

Занятие 2. Организмическое (чувственно-телесное) принятие
подростком своего имени

В подростковом возрасте важно пройти путь самоопределения, который ребенок проходит через выделение себя из окружающей среды. Одним из способов выделения себя является имя. В.С. Мухина называет имя одним из центральных элементов самосознания ребенка, которое в период отрочества претерпевает важные изменения.
Имя в период взросления - психологический механизм собственной идентичности. Имя - это социальный знак, указывающий происхождение, семейное положение и другие качества носителя, отличительный признак одного человека от другого. Имя тесно связано с образом Я в структуре Я-концепции и через это влияет на поведение подростка.
Э.Берн понимает имя как "послание", имеющее сценарное значение с помощью четырех способов:
- Целенаправленно. Наделение ребенка "специализированным" именем, например, именем известного человека, родители "программируют" его жизнь, наделяют его Я-концепцию системой ожиданий, предлагают ребенку определенные обязательства. Сознательное (целенаправленное) называние ребенка (полное имя, кличка, сокращенное имя, ласкательное имя) определяет его самочувствие. Как пишет Э.Берн, "мальчик, которого мать упорно именует Чарльзом или Фредериком и который сам настаивает, чтобы его так называли все сверстники, чувствует себя совсем иначе, значительно увереннее, чем ребенок с кличкой Чак или Фред". Действительно, называть человека можно по-разному, и эта каждая разновидность имени отражает чувства, которые испытывает партнер по общению.
Особое значение имеет тот факт, когда ребенка называют именем отца, деда, матери, бабушки и т.д., поскольку наделение ребенка именем родственника (живого или умершего) определяет не только систему ожиданий от его поведения, развития, но и "связь" ребенка с этим родственником, т.к. наделяет этого родственника ролью значимого взрослого. Справляется он с этой ролью или нет, также является фактором, формирующим у ребенка отношение к имени.
- По несчастью. Как пишет Э.Берн, некоторые родители, называя ребенка "красивым" именем, "не всегда думают о будущем своих детей". Действительно, "экзотические" имена не всегда могут являться для ребенка предметом гордости, восхищения, поскольку заставляют его "выделяться" из окружающей среды, не давая, впрочем, возможности быть отнесенным к какой-то "именной" группе. Это справедливо как по отношению к детям с необычными для данной культуры именами (мы имеем в виду национальные имена), так и к детям, имена которых связаны с какими-то временными событиями. Например, сейчас, когда подрастают "первые дети" сериалов, появившихся в конце 80-х годов 20 века на экранах телевизоров, эта проблема становится особенно актуальной. С одной стороны, такие имена, как Изаура, Марисоль, Ана-Мария, Диего, Арнольд, Луис дают возможность детям отличаться от других, но, с другой стороны, обостряют конфликт ребенка с группой. Так, множество Наташ, Лен, Кать, Саш, Дим, Петь находятся в данном случае в более "выгодном" положении: они носят "свое" имя, но и имеют в своем кругу одного или нескольких "тёзок", на которых у них есть возможность быть похожим и с которыми есть шанс объединиться в случае необходимости. Получается, что "заочное" отделение ребенка от среды сверстников родителями через имя, лишает подростка возможности самому добиваться автономии, доказывать свою самобытность через имя, в котором есть и сходство, и различие.
- Из-за небрежности или легкомыслия. Э.Берн здесь имеет в виду тот факт, что "ласковые прозвища" ("малыш", "солнышко", "лапуля", "киса" и т.д.), данные родителями еще в детстве, остаются таковыми на всю жизнь независимо от желания человека, или же настолько встраиваются в образ Я в структуру Я-концепции. Это иногда оказывается для человека значимее своего собственного имени, оставшееся для него "чуждым", "официальным", "неприемлемым". В подростковом возрасте "лапуля", "солнышко" и другие ласковые "имена" становятся для подростка предметом бунта, поскольку не сочетаются с "образом Я-взрослый". Проблема в том, что эти ласковые "имена" подростку чужды, однако другие имена, которые бы воспринимались им как свои, к сожалению, не вписаны в структуру его Я-концепции. Отметим также, что преимущественное называние в семье детей их ролевыми знаками, т.е. "сын" (сынок, сыночка, сынуля) или "дочь" (доча, дочурка, доченька), а не именами, имеет значение в период сепарации подростка от родителей, поскольку заведомо определяет их не как отдельных, независимых личностей, а людей, исполняющих роли "сына" или "дочери".
- Из-за неизбежности. Как пишет Э.Берн, при выборе фамилии родители не имеют свободы выбора сами и передают ее своим детям. Отношение к фамилии транслируется как семейная традиция, однако, существует ряд других факторов, влияющих на восприятие ребенком своей фамилии. Во-первых, как уже было показано выше, существует фактор знаменитости: отношение к фамилии диктуется отношением к известным людям, носящим такую же фамилию. Во-вторых, имеет влияние распространенность или необычность фамилии. В-третьих, немаловажно "значение" фамилии, ее благозвучность или "неприличность". И, наконец, отношение к фамилии может быть обусловлено отношением к культуре, этнической группе, принадлежность к которой содержится в фамилии.
Итак, отношение к имени формируется в процессе взросления. Большое влияние на отношение подростка к имени играют значимые люди: родители, учителя, сверстники, братья и сестры, другие члены семьи. В кругу общения подросток слышит разное к себе обращение: это и ласкательное, и "одергивающее", детские имена и нежные прозвища, сложные словосочетания и клички, оценивающие индивидуальные свойства ребенка или обесценивающие его самого.
Цель: определение отношения к собственному имени, осознание чувственно-телесных переживаний, связанных с именем.
Задачи:
* понятие и принятие подростком имени, выделение себя из окружающего мира;
* осознание "личностного смысла" своего имени;
* коррекция переживаний подростка, связанных с именем.
Основные понятия:
* имя,
* прозвище, кличка,
* значение имени,
* переживание имени.
Ход работы.
Работа начинается с вопроса "Как ты выделяешь себя из окружающей среды?"
Возможные варианты ответов:
* "с помощью своего поведения, потому что поведение отражает мой характер, мои особенности"
* "с помощью ролей, которые мы играем... мы же не всегда выделяемся... точнее, мы выделяемся в конкретных условиях, как раз тогда, когда принимаем на себя какие-то обязательства"
* "через имя, через фамилию... через поведение... да, через имя... вот меня называли, я помню, "дочка", а мне хотелось именем, потому что "дочкой" была не только я... у меня сестра есть..."
* "через имя... у меня брату 3 года, а он себя уже по имени знает, знает, что Саша - это он, а не кто-то другой..."
Текст для ведущего: "Несомненно, мы имеем свою линию поведения, поэтому и отличаемся от других людей. Однако давайте вспомним, с чего начинается отделение себя от других? Ребенка называют, зовут по имени, окликают и т.д. Как тут уже говорили, маленькие дети уже знают, кто они, как их зовут. И если вам задать вопрос: "Кто ты?", то большинство из вас наверняка назовет свое имя, чтобы обозначить, кто же он.... Сегодня мы поговорим об имени, что оно для вас значит, нравится оно вам или нет, помогает оно или мешает жить.... Наше имя, то, как мы его произносим, как произносят его другие, близкие или чужие люди, влияет на то, как мы себя чувствуем. ... Наверняка, у каждого из вас есть имя, которым вы позволяете называть очень узкий круг близких и родных вам людей. С другой стороны, есть имя, которое как бы "официальное", "дежурное", которое существует независимо от ситуации, настроения, роли. Сейчас представьтесь тем именем, которое ближе вашему состоянию, настроению ... тем именем, которым бы, как вам хотелось, чтобы вас здесь называли. ... Прислушайтесь к своему имени. ... Как оно звучит для вас? Может, как-то ласково? ... Или наоборот, "одергивающе"? ... А может нейтрально? ..."
Далее участникам предлагается по кругу рассказать о своем имени, обращая внимание на то, есть ли история имени, кто принял решение именно так назвать, как в детстве называли, какое самое яркое событие в жизни связано с именем и т.д., упоминая мифы, легенды, связанные с именем.
Затем дается задание написать это имя на визитной карточке и передавать карточку по кругу, чтобы каждый другой участник написал рядом с этим именем то имя, которое, как он считает, больше подходит первому участнику. Когда на визитной карточке каждый участник напишет имена для каждого участника, задается следующий вопрос.
"Сейчас вы получили свою визитную карточку, на которой написаны имена, которые, как кажется другим, вам идут. Посмотрите, какие это имена.... Нравятся ли они вам... Может быть, там есть имена, которые, как вы считаете, на вас похожи... или которые на вас, наоборот, не похожи.... Выберете имя, которое вас удивило. Расскажите, чем оно удивило.... Почувствуйте себя с новым именем. ... Попробуйте понять, что вы потеряли, что приобрели с этим именем":
* Меня назвали Ангелиной... какое-то странное имя, удивительное, непонятное... что-то вроде Ангела, но оно какое-то угловатое. Не могу сказать, что мне не нравится, но ... не мое... Мое мне ближе. ... Да, Ангелина теперь я....
* Мне написали тут Лена, Лера, Лина, Лика.... Все очень похожи.... Но удивило имя Наташа. Точнее, неприятно удивило, потому что вокруг меня было много Лен и Наташ, и это было два имени, которые, как мне казалось, были у одинаковых людей. Я - Лена, нас было много, но мы были похожи, и я совсем не похожа на Наташ, которых тоже было в классе много. ... Мне всегда хотелось быть Лерой, у меня была какая-то родственница, моя ровесница, ее всегда все хвалили, потому что она была красивая, отличница, умная, танцевала, играла на пианино, а я была вся такая неуклюжая, странная... ну Ленка... что сказать... Короче, я теперь Наташа. ... Наташа? ... Наташа! ... На-та-ша... Да. Наташа"
* Меня назвали Галей. Странно.... Причем я всегда дружила с Галями, но никогда не думала, что я могу быть похожа на них. ... Удивило, да, ничего не скажешь... Они все хохлушки, я ж не похожа на хохлушку!? ... Короче, ладно, побуду Галей".
* Меня назвали Мишей, притом почти все. И это удивило больше, чем само имя.... У меня друг есть Миша, нас с ним все время путают. Так что, в общем-то, мне привычно.... Но в этой группе удивило...."
"Теперь напишите его на новой визитке и прикрепите на грудь. .... ... А теперь мы попробуем познакомиться заново. Для этого мы используем мяч. Сейчас я кину мяч тому, как мне кажется, со мной похож, и назову то качество или черту, которой, как я считаю, мы похожи. И конечно, не забуду назвать его новым именем. Итак, кидаю мяч, называю имя, называю качество. Потом тот, кому я кинула мяч, кидает мяч другому человеку и так далее".
В процессе этого упражнения происходит "принятие" себя в другом качестве, изменение образов Я, связанных с именем, в структуре Я-концепции, выход "за пределы" ограниченности собственными "мифами", ожиданиями других и т.д. По ходу упражнения корректируются иррациональные установки, эмоциональные реакции, стратегии поведения.
В конце этого упражнения каждый "возвращает" себе свое имя, может быть, изменив его звучание, акцент, интонацию и т.д. Главное, чтобы имя соответствовало состоянию.
- Да... побыла я сегодня Ниной... хотя была Людой всегда.... Наверное, я все-таки, Людмила. Как-то вот Людмила - это мое, а Люда - мало слишком для меня...
* Так интересно называться другим именем, даже не представляла. С одной стороны, это я, я ж знаю про это. С другой стороны, как бы не я, и потому могу сделать что-то другое. Мне казалось, что когда я Вика - я как будто другое платье мерию. Так интересно.... Но я Ольга, не Оля, не Лёля, не Олька... Ольга. Да. Ольга.
- Не люблю я свое имя. Хотя с другим еще хуже. ... Как будто вообще ничего моего не осталось. ... Вот мне понравилось, когда меня называли, как будто обращаясь, - Лен. Наташей быть было интересно, пыталась быть на тебя похожей (ведущую зовут Наташей). ... А вот сейчас чувствую, что вроде и Леной быть неплохо.... Да... Буду привыкать любить свое имя.
Завершение сессии происходит с помощью обсуждения новых мыслей и чувств по поводу своего имени.

Занятия 3, 4. Построение чувственно-телесных отношений со своей внешностью.

В период взросления у каждого ребенка появляется высокая субъективная значимость образа своего физического "Я". Подросток еще не умеет анализировать отдельных элементов собственной внешности, он не знает, какой у него нос, глаза, фигура, но он уже догадывается, красивый он или нет. Он либо слышал это от окружающих, либо заключил это по отношению других к нему: свойства целого осознаются раньше, чем отдельные элементы, из которых складывается целостный образ.
Процесс формирования образа "Я" у подростка начинается с уяснения качеств своего наличного Я, т.е. тела, и в первую очередь, лица. Подростки смотрят на себя в зеркало значительно чаще и пристальнее, чем это делают дети. "Кто Я?", "Какой Я?", "Нравлюсь ли Я?" - постоянно задаваемые вопросы. Подросток внимательно рассматривает свое меняющееся лицо: волосы, брови, лоб, глаза, нос, губы, подбородок. Все подвергается критике, которой сопутствует тревога, неуверенность в себе и одновременно надежда на свою привлекательность. Углубленная рефлексия на свою внешность и тревога по ее поводу, наряду с другими возрастными проблемами, создают у подростка общее напряженное выражение лица, которое сопутствует возрасту.
Представление о себе становится не целостным, а искаженным, если не простроено отношение со своим лицом как первым и видимым каналом взаимодействия с окружающими людьми. Если подросток сильно фиксируется на каких-либо особенностях своего лица, неадекватно отвергая или "выставляя" их напоказ, то результатом этого становится потеря свободы в описании своего лица, тела, а затем и своей личности.
Как пишет Р.Бернс, повышение интереса к собственному Я и рост самосознания у подростка обусловлены несколькими не совсем синхронными, но взаимообусловленными процессами. Половое созревание и связанный с ним скачок в росте, нарастание физической силы, изменение внешних контуров тела, влияние половых гормонов на эмоции активизируют у подростка интерес к самому себе. Дело не в самих этих физиологических процессах. Ребенок менялся, рос, набирал силу и до начала периода взросления; тем не менее это не вызывало у него повышенного интереса к себе, в частности, к собственному телу. Если это происходит теперь, то, прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно социальным символом, знаком взросления, возмужания, на который обращают внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и сверстники. Рост, сила, признаки половой зрелости меняют положение подростка среди сверстников и именно поэтому становятся предметом его собственного напряженного интереса и внимания.
Осознание ребенком свойств своего тела и внешности, формирование соответствующих самооценок начинается, конечно, задолго до полового созревания. Но в период взросления этот процесс резко активизируется и приобретает особенно важное психологическое значение.
Важнейшими источниками формирования представлений о себе являются особенности восприятия размеров тела, его формы, поскольку тело представляет собой наиболее открытую явную часть личности и легко становится предметом различных суждений. Суждения типа "тощий", "толстяк", "очкарик" и т.д., авторами которых являются как сверстники, так и взрослые, включаются в структуру образа Я и влияют на самооценку и поведение. В литературе существуют два основных понятия - схема тела и образ тела. Схема тела, определяющая его границы и расположение отдельных частей, возникает под действием сенсорных импульсов и удерживается в коре головного мозга. В отличие от этого образ тела содержит в первую очередь оценку своего физического Я.
На уровне организма как целого возникают и формируются особые интегральные образования, облегчающие организму интерпретацию сведений о себе. Схема тела формируется на основе информации о положении тела и его частей в пространстве и состояния движущих органов и выступает как "субъективный образ взаимного положения и состояния движущих частей тела в пространстве", которое позволяет ему более адекватно и эффективно действовать. Получается, что "живет не схема тела, а тело, отразившее себя в своей схеме". П. Шильдер обозначил "схему тела" как картину, которую каждый складывает о сeбe. А. Меерович под "схемой тела" понимал отражение в сознании основных качеств и способов функционирования как отдельных частей нашего тела и его органов, так и тела в его совокупности". В период взросления происходит изменение "схемы тела", которое влияет на "образ тела".
Соединение психологических факторов, влияющих на структуру образа тела, Р. Бернс представил следующим образом:
1. Реальное субъективное внешнее восприятие тела с точки зрения функциональной способности в целом.
2. Интериоризованные психологические факторы, возникающие в связи с эмоциональными переживаниями и различными социальными ситуациями.
3. Социальные факторы: реакции окружающих на индивида и его интерпретация этих реакций.
4. Идеальный образ тела, суммирующий отношение индивида к своему телу, который возникает в результате конкретных наблюдений, сравнений и отождествлений с телесными качествами других людей.
Всякие реальные изменения, связанные с телом и внешностью человека, могут вносить существенные коррективы и его представления о себе в результате действия того или иного из этих факторов (Бернс).
Дети быстро начинают понимать, что существуют различные типы человеческого тела и различные его идеалы, у них формируется довольно четкое представление о типе своего тела, его пропорциях и ловкости; затем подростки уделяют своему телу больше внимания. В современном обществе многие молодые люди, борясь за красивую фигуру, придерживаются строгих диет, другие изнуряют себя физическими упражнениями или занимаются силовыми видами спорта, тяжелой и легкой атлетикой или танцами, причем мальчики больше озабочены физической силой, в то время как девочек интересует вопрос привлекательности своего тела.
Для Э. Эриксона физические качества подростка выступают как важнейшая предпосылка формирования его идентичности и Я-концепции в целом, поскольку он рассматривает взросление как процесс взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов жизни индивида. Для установления между ними гармонических отношений представители каждого пола должны "использовать свое тело соответственно его биологической функции". Для женщин немаловажным фактором оценки тела становится физическая привлекательность, которая служит положительным подкреплением чувства своего Я как принимающего, привлекающего начала. В то же время для мужчин биологически оправданной функцией тела является активное действие, идет ли речь о взаимоотношении с женщиной или о преобразовании окружающего мира. Если активная деятельность мужчины оказывается успешной, у него развивается позитивное самоощущение. Поэтому для мужчин тело - это инструмент активного вмешательства в окружающую действительность.
Исследования взаимосвязи Я-концепции и оценок внешности показали, что юноши и девушки, давшие своей внешности высокие оценки, отличались более высоким показателем чувства собственной значимости. У тех же, кто оценивал свою внешность низко или ниже, чем внешность своих сверстников, этот показатель был гораздо ниже (Р.Бернс).
Сильное влияние на формирование Я-концепции оказывает темп физического развития. Мальчики, отстающие в физическом развитии и отличающиеся маленьким ростом и отсутствием ярко выраженных половых признаков, отличаются неадаптивностью, внушаемостью, чувствительностью. В то же время они способны к более глубоким переживаниям, рефлексии и способны принимать свой внутренний мир таким, каков он есть. У рано развивающихся девочек формируется более благоприятная Я-концепция и они являются менее зависимыми. Для акселератов период юности протекает в целом легче, чем для их сверстников. Во-первых, они выглядят старше своих лет, поэтому пользуются уважением сверстников и доверием взрослых. Во-вторых, раньше пройдя кризис пубертатного созревания, они получают возможность быстрее и более эффективно решать дальнейшие проблемы на пути своего развития.
Внешний облик - предмет исследования, заботы, поддержания и поиска индивидуальности. Подростку предстоит в сфере развития его самосознания приспособиться к своему телесному, физическому облику. От отрицания своей телесности через кризисные переживания и подвиги физического самосовершенствования он должен прийти к принятию уникальности своей телесной оболочки и принять ее как единственно возможное условие своего физического бытия. Идентификация с телом происходит в соответствии с традиционным отношением к нему в культуре, к которой принадлежит или к которой относит себя подросток. В сознании подростка могут быть "беспокоящие области", заставляющие его испытывать стыд, интерес, страх, тревогу и другие чувства. Ощущение развития себя телесного фиксирует внимание подростка на теле и занимает сферу его мыслей и чувств. Физические ощущения, соединяясь с социальными ожиданиями, формируют сложную гамму переживаний подростков. В то же время подросток начинает ощущать наполненность своего тела энергией, ощущать то, что он- живое существо.
В период взросления важен момент осознания своей телесности, на уровне всего тела, способности переживать всем телом. Отсутствие в целостной структуре образа "Я" подструктуры "Мое тело" (в силу неосознавания или неприятия ее подростком) делает неполной и неадекватной картину собственной личности, что часто способствует развитию различных нарушений.
Овладение своим меняющимся телом, привыкание к нему - сложный психологический процесс. Взросление в большей степени касается психологического совладания с собственным телесным созреванием. Устойчивость образа Я, уверенность в себе тесно связаны с определенностью психосексуальной идентификации, с тем, насколько образ Я подростка соответствует стереотипным представлениям о "мужественности" и "женственности". Взрослеющий человек, проводящий долгие часы перед зеркалом или уделяющий непропорционально много внимания нарядам, делает это в большинстве случаев не из самодовольства, а из чувства тревоги.
Чувство собственной непривлекательности, зафиксированное у подростка впоследствии, может привести к стойкому чувству неполноценности и ущербности, порождая такие черты как замкнутость, робость, эгоцентризм, враждебность к окружающим.

Сессия "Отношение к лицу".
Цель: осознание своего отношения к лицу, чувственное переживание и принятие своего лица.
Задачи:
* развитие навыков передачи лицом эмоциональных состояний через лицо;
* развитие мимики.
Основные понятия:
* лицо, выражение лица,
* мимика, пантомимика,
* "нравлюсь - не нравлюсь".
Ход работы.
Работа начинается с задания "Опиши свое лицо" (предлагается закрыть глаза).
- мое лицо.... У меня есть глаза, нос, рот, уши, подбородок, брови, ресницы.... Кстати, а волосы - это лицо? ... Ну так вот .... Я люблю за лицом своим ухаживать, всякие масочки, кремы, молочко накладывать.... Иногда придешь домой после трудного дня, на лице - остатки утренней улыбки, и я тогда сразу лицо свое лелеять начинаю. ... Люблю красить лицо, но не так, чтобы кроме краски лица видно не было, а так, чтобы подчеркнуть свои глаза, брови, ресницы удлинить.... нда.... нарциссизм какой-то. ... А еще люблю смотреть в зеркало, и люблю, когда на меня смотрят. ...
- мое лицо мне нравится, потому что мне всегда все завидуют, спрашивают, чем я пользуюсь, чтобы кожа была нежная, розовая, без морщин.... С одной стороны, приятно, а с другой, боюсь, как бы не "сглазили". ... Бабушка мне всегда говорила: "Не открывай тайны своей красоты и молодости, дальше сбережешь"....
- я иногда свое лицо называю "предателем", потому что так, как меня лицо выдает, самая большая подруга-сплетница не выдаст. Вот стоит мне что-то "натворить", у меня на лице - моментально реакция. Краснею все время, стоит чему-нибудь непредсказуемому произойти. И глаза ... просто стреляйся... все в них написано, если что, если радуюсь или боюсь, а скрыть хочу, то лучше темные очки одевать. ... Меня это и напрягает, но с другой стороны, и нравится....
- у меня красивые глаза.... правда, в уголках глаз морщинки есть, но это, говорят, от того, что улыбаюсь постоянно. ... да, вот улыбка у меня красивая, хотя брат мне в детстве все время говорил "что ты лыбишься, как стукнутая" и я всегда на него обижалась, и пыталась всегда улыбку себе как бы подобрать.... а еще у меня уши торчат, но я не знаю, что с этим делать, поэтому вечно с прической экспериментирую....
После каждого рассказа другим участникам группы по кругу предлагается задать вопрос или реплику первому участнику про его лицо, причем первый не должен отвечать и реагировать. Отмечается изменение лица во время "не ответов" на вопросы. Примеры вопросов:
* У тебя женское лицо?
* Зачем ты так красишься?
* И давно ты в парикмахерской была?
* У тебя никогда не было желания поменять цвет волос или цвет глаз?
* А у тебя второй подбородок...
* Ты видела, у тебя морщины есть...
* Ты очень красивая, когда краснеешь...
* Ты когда-нибудь представляла, каким будет твое лицо, когда ты состаришься?
После этого упражнения участники делятся по парам, и им дается задание "отзеркаливать" партнера (уделяя внимание мимике), в то время как он рассказывает о себе в течение 3 минут. После проводится обсуждение по вопросам "Легко ли "отзеркаливать" другого?", "Что было труднее - говорить или быть собой или изображением другого?"
После этого дается задание: "Первый закрывает глаза, второй - называет с периодом в 10 секунд 5 различных (по возможности, и позитивных, и негативных, и нейтральных) эмоций или чувств, которые первый изображает на своем лице". После этого участники меняются ролями. Уделяя внимание способности подростка выражать те или иные эмоции, обращается внимание на существование "запретов" на те или иные чувства.
Затем в этих же парах дается задание "корчить рожи" друг другу, как можно интенсивнее используя свои мимические мышцы.
В конце работы по парам предлагается показать свое отношение к другому с помощью мимики, улыбнуться другому так, как он заслуживает, улыбнуться себе.
Работа сессии заканчивается мышечной релаксацией. Можно использовать медитативные техники и направленную визуализацию в целях повышения настроения и улучшения самочувствия.

Сессия "Отношения с телом"
Цель: осознание своей телесности, чувственно-телесной представленности себя.
Задачи:
* осознание схемы и образа тела, отражения эмоциональных состояний в теле;
* развитие навыков передачи эмоциональных состояний через лицо и тело, развитие мимики и пантомимики, языка невербального взаимодействия;
* снятие мышечных "зажимов";
* осознание собственной телесности.
Основные понятия:
* лицо, тело,
* мимика, пантомимика,
* "нравлюсь - не нравлюсь",
* мышечный "зажим",
* чувственно-телесная локализация.
Ход занятия.
Работа начинается с использования теста САН (самочувствие-активность-настроение) по двум параметрам: Я и Мое Тело.
Таким образом получается схема:
Самочувствие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Активность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Настроение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10,
где 1 - низкий уровень, 10 - высокий уровень.
На этой схеме предлагается оценить свое самочувствие-активность-настроение и самочувствие-активность-настроение своего тела. Таким образом, можно различить понятия "Я" и "Мое тело". Обсуждение можно проводить с помощью вопросов: "Как вы понимаете, ЧТО вы чувствуете?", "Как вы различаете, где Вы, а где - Тело?", "Кто обычно начинает чувствовать первый - Вы или Тело?" и т.д.
- Я себя чувствую обычно, ну как всегда в это время суток.... Слегка сонливая, слегка пассивная, не случайно я тут напротив активности себе 5 поставила. ... Хотя телу вообще 2 поставила. Потому что оно вообще ничего не хочет. ... (Есть ли неприятные ощущения, тяжесть в теле?) ... Тяжесть? Нет вроде как. ... Но просто ничего не хочется. (Кому не хочется? Тебе или телу?) .... Ну я так особо и не различаю, где Я, где Тело. Хотя, наверное, себя уговорить можно, пристыдить, призвать к ответственности, а вот тело... его не уговоришь.... Сколько раз пробовала его сегодня уговорить с кровати встать, не получалось, пришлось самой идти, а тело так и сопротивлялось, так и весь день как будто ноет. ... Да.... Странно.... Получается, мы с ним как-то не в ладах живем....
- Я чувствую себя хорошо, активно так, и настроение хорошее. Я поставила везде по 7 баллов. И себе, и телу. Я просто такого принципа придерживаюсь: если телу не охота, то уговаривай - не уговаривай, ничего не выйдет. ... (Значит, оно у тебя главнее?) ... Ну главнее - не знаю, но то, что я как-то больше на свои ощущения ориентируюсь, если вдруг что-то надо решить, то это точно. Потому что я могу ошибаться, уговаривать себя, надеяться, но тело мое никогда не ошибется, оно у меня опасность "за километр" чует.... Сразу болит что-то, если вдруг что-то не то....
Затем дается задание: "Опиши свое тело".
- У меня есть тело, оно у меня по всем правилам: руки, ноги, голова. ... Ну что.... Тело мое белое, хотя если я загораю, я краснею, притом очень сильно. ... Мое тело любит понежиться в кровати, поваляться в ванной, погреться на песочке. Его особо сильно раздражает транспорт, потому что ему там несвободно. ... Тело мое не любит болеть, но болеет часто, особенно спина, я ее в детстве на катке повредила, теперь вот и болит, особенно когда день напряженный. ... Я не знаю, что еще говорить про тело. ...
- Мое тело женское, красивое, хотя не подходит под стандарты типа 90-60-90. Иногда оно бунтует, тогда я ленюсь. А иногда ноги сами бегут, как будто им не нужны ни голова, ни глаза, ни руки. ... Иногда я бываю неуклюжей, походка как будто детской становится, слегка косолапой, наверное, из-за плоскостопия. Я помню, я в детстве всегда хотела ходить на каблуках, потому что думала, что там меня быстрее замуж возьмут. ... А потом вот нашли плоскостопие, и каблуки приходится одевать меньше. ... Почему, не знаю, но я это сама откуда-то взяла, то ли из книжки вычитала, то ли услышала где-то, но каблуки я теперь почти не ношу. ... Я и тело - мы иногда ссоримся, потому что тело хочет одного, а я - другого. Хотя, наверное, то, что я хочу, я на самом деле не хочу, а думаю, что хочу. ... А вообще меня в детстве родители учили за телом ухаживать, меня даже иногда раздражали грязные вещи, мне казалось, что телу неприятно будет. ...
- У меня мужское тело: широкие плечи, массивная шея, крепкие руки, мышцы развитые. ... Не скажу, что красивое тело, но обычное, не лучше, не хуже.... Всё....
Далее занятие проводится с помощью телесно ориентированных методик типа "Молекулы", "Заросли", "Восковая палочка", "Доверяющее падение", "Перекаты", "Путаница" и т.д. В процессе выполнения обращается внимание на телесные ощущения во время установления контактов, на влияние дистанции на процесс взаимодействия и т.д. Обсуждение проводится с помощью повторного шкалирования по САН и шерринга "Я сейчас чувствую..."
- Я сейчас чувствую ... ну да... свое тело. Свое... именно свое, вот есть выражение "чувствовать себя в своей тарелке", а я чувствую себя в своем теле. Жутко гудит голова, но не болит... Такое впечатление, что меня встряхнули. ... Самое трудное было довериться во время падения. ... Оказывается, людям можно доверять.... А выгляжу я не так уж и плохо, как я думала раньше. Меня даже поймали ...
- Сейчас я чувствую себя замечательно, у меня такой подъем, такой тонус, такое настроение... В общем, замечательно. И тело у меня оказывается легкое ... Наверное, чаще надо себя двигать куда-то. Появилось ощущение, что я все могу, такой прилив энергии! Правда, наверное, завтра все мышцы болеть будут после перекатов.... Но меня это не пугает. ...
- Я себя чувствую странно. Такое впечатление, что раньше я не замечала своего тела. Ну, было оно, и ладно, а сейчас все болит. ... Чувствительность вернулась ... Хочется что-нибудь делать, и не только хочется, есть ощущение, что я могу это сделать. Вот, наверное, сегодня домой пешком пойду. Лет пять уже пешком не хожу ...
Помимо обсуждений можно использовать известные телесноориентированные техники, которые позволяют прочувствовать свое тело, зажимы, пережить тело как "продолжение себя".
"СЛЕПЕЦ И ПОВОДЫРЬ"
Участники делятся по парам, где один закрывает глаза (это "слепец"), другой становится "поводырем". Задача "поводыря" - вести "слепца" за руку или на голос (такое возможно при достаточном доверии в группе) по комнате, причем важно, чтобы "слепец" не задел телом, не "наткнулся" на мешающие предметы. Это упражнение также ориентировано на диагностику и развитие доверия. Обсуждение обычно проводится с помощью вопросов об ощущениях доверия на телесном уровне.
"ЗНАКОМСТВО РУКАМИ"
Цель: построение отношений через телесные ощущения, выражение отношений в процессе соприкосновений руками, чувственно-телесное проявление отношений.
Задачи:
- снятие запрета на телесный контакт;
- работа с напряжением в теле;
- осознание чувственных переживаний от телесного контакта.
Группа делится на две части, одна из которых образует внутренний круг, другая - внешний. Участники встают лицом друг к другу.
Инструкция: "Закройте глаза. Внутренний круг, пройдите по часовой стрелке. Внешний круг, пройдите против часовой стрелке. Попробуйте не открывать глаза. Почувствуйте своими руками руки другого человека, который стоит напротив вас. Познакомьтесь... Попробуйте задать вопрос руками... Получите ответ... Попробуйте определить характер этого человека... Пообщайтесь с помощью рук... Доверьте ему свою тайну... Расскажите собеседнику, что вы чувствуете...". (3 - 5 минут) "Откройте глаза. Что нового вы узнали о своем собеседнике? ... Много ли вам "сказали" руки про своего "хозяина"?
"ВОСКОВАЯ ПАЛОЧКА"
Цель: переживание телесных ощущений в отношениях доверия - недоверия
Задачи:
* осознание собственной телесности;
* осознание телесных переживаний среди других людей;
* переживание поддержки других участников группы;
* переживание доверия - недоверия в отношениях;
* сплочение группы.
Все участники становятся в круг плотно друг к другу. В центр круга становится один из участников. Тот, кто стоит в центре, закрывает глаза и максимально расслабляется и его раскачивают остальные участники группы, естественно не причиняя ему боль". Затем - на месте "восковой палочки" оказываются остальные участники группы. В заключении ведется работа с чувствами, возникшими в результате выполнения упражнения.
"ДОВЕРЯЮЩЕЕ ПАДЕНИЕ"
Цель: телесное переживание в стрессовой ситуации.
Задачи:
- работа с защитными механизмами.
Упражнение выполняется в парах. Один участник встает спиной к партнеру. Его партнер стоит лицом к спине партнера, отойдя на небольшое расстояние. Первый участник падает назад, а другой его ловит.
После упражнения участники обмениваются чувственными переживаниями в группе.
"БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ"
Участники образуют беспорядочное движение с закрытыми глазами по комнате, проявляя максимальную осторожность друг к другу. Ведущий называет букву, участники должны построиться в форме этой буквы, и так несколько раз. Таким образом, можно строить слова и даже целые фразы.
Помимо этих упражнений можно использовать игры типа "Жмурки", "Заросли" (иногда эту игру называют "Прорвись в круг"), "Меняемся местами" и т.д. Они создают положительный настрой в группе и обладают "энергозаряжающим" эффектом. Лучше, если эти игровые упражнения будут гармонично сочетаться с вопросами о переживаниях и чувствах.
Обычно сессия "Задача отношения с телом" проводится после сессий "Задача отношения с именем" и "Задача отношения с лицом", поэтому завершается работой с образами, которые объединяют, интегрируют переживания всех прошедших занятий в соотношении с релаксацией и направленной визуализацией.

Занятие 5. Выстраивание системы самоотношений на основе способности преодолевать внутриличностные мотивационные и ценностные противоречия.

Период взросления - период внутриличностных столкновений противоположных, часто взаимоисключающих друг друга мотивов, ценностных ориентаций, позиций, чувств и отношений.
Такого рода "диалектике души", взаимодействию чувственно-телесного с абстрактно-логическим не обучают ни в школе, ни в семье. Внутриличностные столкновения (конфликты) в подростковом возрасте бывают очень сильными, иногда разрушительными. Преобразования их в личностно развивающие является важной задачей и условием взросления.
Уровень психологической устойчивости индивида, как правило, является результатом развития личности. Врожденные характеристики человека могут оказывать значительное влияние на его психологическую устойчивость, однако, это больше относится к патологиям, а не к норме.
Психологическая устойчивость и способность преодолевать трудности проявляется в отношениях к тупиковым, неопределенным, трудно разрешимым или вообще неразрешимым ситуациям. Такого рода ситуации требуют от взрослого человека проявления своей субъектности, которая у подростка в силу различных обстоятельств может быть еще недостаточно развита. Развитие психологической устойчивости личности обнаруживает себя в оптимизме, в выдержке интенсивных, сигнализирующих об опасности, раздражений. Она характеризует способность человека трансформировать чрезмерное возбуждение или эмоциональное напряжение в интеллектуальную активность, помогает выдерживать психическое напряжение в процессе деятельности, без заметного увеличения ошибок.
Исследования показывают, что психологически более устойчивыми оказываются люди с развитым чувством юмора. По своему содержанию сам механизм возникновения смеха (шутки) аналогичен механизму возникновения раздражения, гнева или ступора. Раздражение и смех возникают в ситуациях обманутых ожиданий или неожиданных последствий.
Нахождение в состоянии несовпадения представлений и событий порождает у человека чувство замешательства, пролонгированной (продолжающейся) неопределенности, требующей разрядки. Если разрядка долго не наступает, то у человека усиливается внутреннее напряжение, как физическое, так и психическое. "Накопление" напряжения способствует ухудшению эмоционального состояния и общего самочувствия человека. Если разрядки так и не наступает, а чувство скованности в теле сохраняется, то состояние неудовлетворенности становится все более устойчивым. Со временем ситуативная неудовлетворенность развивается в генерализованную. [14]
Физическая или душевная боль в подростковом возрасте переживается как "преграда" к развитию собственных возможностей, укреплению доверия к себе. Длительное переживание такого рода создает в душе подростка "гнетущее напряжение", которое может находить разрядку в его агрессивном или депрессивном поведении. Непонятное напряжение, внутренняя "расщепленность", "боль" способствуют возникновению у подростка генерализованной неудовлетворенности, а также к искажению восприятия им самим своего собственного тела. Нарушается его "образ Я". Все это создает помехи нормальному развитию его "Я-концепции". Если подросток, находясь в таком состоянии (генерализованной неудовлетворенности) получит возможность попробовать наркотики, то, скорее всего, зависимость у него будет развиваться очень быстро.
Генерализованная неудовлетворенность подростка часто проявляется как "обида на всех, на весь мир", и в таком виде легко диагностируется. Обиды обостряют уже имеющиеся чувства несостоятельности и беспомощности, агрессивность и раздражительность, которые затрудняют поиск конструктивных решений в условиях неопределенности и риска. Неконструктивные решения усиливают генерализованную неудовлетворенность, обостряют конфликты подростка с собой и миром, соединяют их в "порочный круг".
В спокойном состоянии решение всегда эффективнее, чем в тревожном. Однако, главное, "ЧТО" будет применяться в качестве "успокоителя". Если наркотическое вещество, то скорее всего, в дальнейшем оно станет определяющим условием выбора подростком того или иного жизненного важного решения.
Разрядка может возникать в самой ситуации неопределенности, как реакция на эту ситуацию. Реакция может быть либо позитивной (юмор, смех), либо негативной (агрессия, обида, злость и т.п.)


юмор, смех, шутка
Обман ожиданий
неопределенность
(удивление)


обида, стыд, вина


раздражение, агрессия,
злость

От чего зависит такая реакция? Вероятно, здесь имеет значение индивидуальный стиль поведения подростка, усвоенный с детства: то, как его научили реагировать на запреты, обман со стороны сверстников, неприятные жизненные ситуации, собственные неудачи.
Условием, способствующим развитию чувства юмора у подростка, является уровень его доверия к себе, которое связано с уверенностью, самопринятием и позитивным самоотношением. Образ себя как человека успешного создает видение перспективы, которая в сочетании с позитивным отношением к себе, порождает такое качество как оптимизм.
Чувство юмора тесно связано с пониманием событий, умением замечать противоречия и позитивно эмоционально на них откликаться. Остроумие, импровизация, "свободное" поведение как проявления юмора в деятельности и общении относится к тем качествам, которые старшеклассники в первую очередь ценят в сверстниках и взрослых, хотят видеть эти качества в себе, быть более сильными, свободными и устойчивыми.
Психологическая устойчивость необходима подростку в трудных жизненных ситуациях. Трудные ситуации можно разделить на ситуации, связанные с физической или душевной болью, смертельной опасностью или болезнью, на ситуации, связанные с необходимостью выполнения трудной, но жизненно важной задачи, и на ситуации, связанные с социальным взаимодействием, "публичным поведением", критикой, конфликтом.
Возникновение трудной ситуации требует от человека проявления субъектности, субъектного выбора. Субъектный выбор - условие взросления личности. Избегание выбора ведет к инфантилизации личности, к развитию "вынужденной беспомощности", формирует установку на "личное бессилие", ухудшает представление подростка о себе.
Развитие чувства юмора может стать решающим фактором в укреплении психологической устойчивости подростка в ситуации неопределенности и риска.
Цель: осознание множественности чувственно-телесных персонализаций, множественности переживаний внутриличностных противоречий, возможности конструктивных решений в условиях неопределенности.
Задачи:
- развитие психологической устойчивости (стрессоустойчивости) в условиях неопределенности
- развитие способности к развивающему взаимодействию внутриличностных противоречий, позиций, мотивов, ценностных ориентаций
- трансформация негативных переживаний в личностно развивающие
- объективация своих "любимых" и "нелюбимых" эмоций и чувств
Основные понятия:
* эмоция, чувство, переживание,
* скука, тревога, интерес, кайф,
* негативные переживания, проблемы,
* конфликт, разрешение конфликта.
Сессия может быть начата с обсуждения следующих вопросов:
* О чем нам говорят наши эмоции?
* Откуда берется наше настроение?
* Доверяем ли мы своим чувствам?
* Могут ли эмоции мешать?
* Что делать, если эмоции мешают?
* Что делать с напряжением?
* Бывают ли абсолютно бесполезные или вредные чувства?
* Бывают ли чувства, абсолютно не приносящие никакого вреда?
После обсуждения этих вопросов можно использовать методику "ВОЛШЕБНЫЙ БОКАЛ".
Ведущий ставит на ладонь мягкий стаканчик (одноразовый) и говорит участниками группы: "Представьте, что этот стаканчик - сосуд, для ваших самых сокровенных чувств, желаний и мыслей. В него вы можете положить то, что для вас действительно важно и ценно ..., то, что вы любите и чем очень дорожите". На протяжении нескольких минут в комнате царит молчание, и в неожиданный момент ведущий сминает этот стаканчик. Затем - ведется работа с эмоциональными реакциями, возникшими у участников группы. Важно обсудить, что почувствовали участники, и что им захотелось сделать и т.д.
* Я почувствовала боль. Сильную боль в груди. Такое впечатление, что мои чувства растоптали. Мне захотелось плакать. И обидеться. И куда-нибудь убежать, скрыться.
* Я хотел встать и стукнуть Вас. Просто стукнуть. Потому что так не поступают. .Вы же нас обманули. Вы сказали положить туда самое важное, сокровенное. Если бы на Вашем месте был бы кто-то другой, и это было бы не здесь, я бы точно убил этого человека. Если бы не убил, то сильно бы обидел.
* У меня комок в горле. Просто так нечестно. Такое впечатление, что меня кинул самый близкий человек.
* А я сразу не стала туда ничего класть. Я потому что знала, что ничего хорошего не происходит, когда просят сказать или показать самое лучшее, важное и сокровенное. Просто я не верю таким людям.
Возможно обсуждение пережитого в режиме воспоминаний о прошлых подобных ситуациях.
- Когда возникают такие же чувства?
- Кто ими управляет?
- Куда они деваются потом?
Заключительная фраза ведущего может быть следующей: "То, что вы сейчас пережили - это реальный стресс, это реальное напряжение, и то, как вы это пережили и есть ваша настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, которые возникают у вас, в том числе, и в общении с другими людьми".
Для работы во время данной сессии может быть также использована методика "КОНФЛИКТ ЭМОЦИЙ".
Инструкция: "Представьте, что вы - эмоции или чувства... Каждый из вас сейчас имеет возможность выбрать одну (побыть одной) из эмоций, окунуться в переживание собственных чувств, выбрать одно из многих, которые в вас сейчас есть и проявляется ярче других... Прислушайтесь к себе и заметьте, как много разных состояний находится в вас. Если вы выбрали, то почувствуйте себя в этом состоянии...Теперь, когда вы почувствовали себя в этой эмоции, обратите внимание на других участников. Представьте, что все вы - эмоции одного человека. Некоторые, возможно, он чувствует, а какие-то, возможно, чувствовать отказывается. Выберите группой те эмоции или чувства, которые мешают ему комфортно жить, с которыми ему неуютно. Попробуйте прислушаться к каждой эмоции".
Последующее обсуждение помогает осознанию принимаемых и отвергаемых чувств.
Еще одной методикой, которую можно использовать в данной сессии, является методика "КОНФЛИКТ РУК".
Ход работы: "Расставьте стулья в комнате в два ряда так, чтобы расстояние между ними было около 60 см: снимите с рук кольца, часы, браслеты и завяжите себе глаза. Руководитель группы подведет вас к стулу так, чтобы вы не знали, кто сидит напротив вас.
Партнеры садятся лицом к лицу и не должны разговаривать. Они знакомятся между собой, касаясь своими руками рук партнера (3 минуты). Далее боритесь руками (2 минуты). Затем примирение только с помощью рук (2 минуты). В заключение прощание с партнером и снятие повязки.
"Обменяйтесь впечатлениями друг с другом в течение нескольких минут. Затем снова завяжите глаза и приготовьтесь сесть на другой стул".
Важно, чтобы руководитель давал участникам возможность взаимодействовать с людьми разного пола. Кроме того, группе необходимо совместно анализировать впечатления, возникающие в каждой конкретной ситуации, обмениваться мыслями и чувствами. Дискуссия может касаться ошибок восприятия участников, тревоги по поводу прикосновений, страха борьбы, чувств теплоты и близости. Руководитель наблюдает за деятельностью участников и может поделиться своими впечатлениями.
Для работы на данной сессии могут применяться упражнения, направленные на развитие чувства юмора как способности замечать противоречия в ситуации и позитивно эмоционально на них откликаться.

"СОЧИНИ АНЕКДОТ ПРО СЕБЯ" (ПОСМЕЙСЯ НАД СОБОЙ)
Цель: развитие способности к комичному восприятию себя (особенно в стрессовых ситуациях)
Задачи:
- Доведение стрессовой ситуации до абсурда
- Снятие барьеров к комичному восприятию себя
Ход упражнения: Участники в анекдотичной форме рассказывают какую - либо историю о себе. Анекдот должен быть непродолжительным по времени, но правдивым и смешным.
Для помощи подросткам в сочинении анекдота (смешной истории) можно объяснить, какие существуют художественные приемы комического: гротеск (заострение внимания на каком-то элементе ситуации), гиперболизация (преувеличение), утрирование (снижение значимости) и т.д. Работа ведется с личностным содержанием (темой) анекдота. Возможно введение суггестивной формулы: "Теперь ты понимаешь, что над этим (содержанием) можно смеяться. И не нужно опасаться своего смеха".

"РАБОТА С ОБРАЗОМ ЧУВСТВА ЮМОРА"
Цель: осознание источника и личностных ресурсов чувства юмора
Задачи:
- Диагностика источника чувства юмора
- Осознание ситуаций использования чувства юмора как механизма переживания тревоги и неопределенности
- Развитие чувства юмора как адекватной реакции на себя и окружающий мир
Описание примера работы.
Ведущий: представь свое чувство юмора... Можешь закрыть глаза, расслабиться... Попробуй увидеть свое чувство юмора... Какое оно? Опиши его...
Подросток: Это шар, белый и светящийся. Немного похоже на шаровую молнию.
В: Шаровая молния? Какая она?
П: Белая, светящаяся, почти серебряная
В: Она теплая или холодная?
П: Теплая, почти горячая
В: А какая она, если до нее дотронуться?
П: Мягкая, воздушная... Рука почти тонет в ней
В: А какое чувство появляется у тебя, когда рука тонет?
П: Становится светло, хорошо, спокойно
В: Ага, спокойно... Посмотри вокруг. Где находится твое чувство юмора?
П: В голубой бездне, как в небе... Мне кажется, что я лечу вслед за ним...
В: Летишь? А что ты чувствуешь?
П: ... Свободу... Мне стало легче дышать...
В: Ты свободна?
П: Да, я чувствую, что могу лететь туда, куда хочу
В: А куда ты летишь? Куда оно тебя ведет?
П: К Солнцу. Этот шарик - как бы часть Солнца и я лечу вслед за ним
В: Что сейчас происходит? Ты смеешься? Над чем?
П: Не знаю. Я как бы вливаюсь в Солнце вслед за шариком.
В: Откуда смех?
П: Я просто смеюсь? Мне свободно. Я еще никогда не чувствовала себя так. Это здорово. Как будто освобождение
В: Тебе нравится это состояние?
П: Да, очень нравится
В: Видишь, как легко тебе становится от чувства юмора? Чувствуешь, что оно дает тебе свободу, свободу от напряжения
П: Да
В: Теперь ты знаешь, как достичь свободы?
П: Да, свобода - это когда смешно
В: Как самочувствие?
П: Хорошо, спокойно
В: Можем ли мы на этом закончить?
П: Да
В: Хорошо. Сейчас ты немного отдохнешь и сам сможешь выйти из этого состояния.
В данном случае мы не акцентируем внимания на образе, а работаем с непосредственно возникающими при описании образа чувствами. В конце работы, как было показано, дается суггестия на способность актуализировать чувство юмора как способ переживания тревоги и механизм разрядки.
Возможна более сложная работа, которая ведется с помощью метода направленного аффективного воображения.
В конце сессии у участников группы формирутеся позитивное самовосприятие. Это возможно с помощью методики "Сам себя не похвалишь...", где участникам предлагается похвалить себя, но только искренне и так, чтобы поверили все участники. Ведущему важно создать позитивный настрой у всех.
Преобразование внутриличностных противоречий, столкновений, конфликтов, мотивов, позиций, установок и ценностных ориентаций может осуществляться двояко. Во-первых, в процессе решения каждой отдельной задачи взросления, во-вторых, в процессе специально организованной психокоррекционной работы.
В решении поставленной задачи хорошо зарекомендовали себя арт-терапевтические методы и методы интерактивного психосинтеза. Названные методы позволяют участнику тренинга объективировать предметно и одномоментно пережить "здесь и сейчас", единство его противоположных чувств, мыслей, личностных позиций, мотивов и ценностных ориентаций. Переживание, а затем осознание такого единства противоположностей внешнего и внутреннего способствуют проявлению и развитию субъектности человека.
В Самарском государственном университете на психологическом факультете изготовлен учебный видеофильм "Интерактивный психосинтез". Все желающие познакомиться с данной авторской методикой, могут обратиться в психологическую лабораторию СамГУ.

Занятие 6. Выстраивание отношений со сверстниками обоих полов.

Чувство взрослости "толкает" подростка к освоению новых для себя "взрослых" видов взаимодействия с окружающими людьми. Мальчики и девочки начинают проявлять интерес друг к другу как к представителям разного пола. Подростку становится очень важно, как относятся к нему другие люди. Особое значение придается личной привлекательности в глазах сверстников.
Подростки внимательно наблюдают за взрослыми, чтобы усвоить внешнее поведение и внутренний психологический статус мужчины или женщины. При этом им нужны не только образцы поведения представителей каждого пола, но и образцы взаимодействия мужчин и женщин.
В литературе, посвященной изучению ролевых аспектов Я-концепции по половому признаку, мы находим, что юноши описывают мужское поведение в основном в терминах, выражающих различные аспекты компетентности, а девушки - в терминах, связанных с проявлением тепла и душевности. Многие черты ролевого поведения по половому признаку, существующие в юности, формируются еще в детстве. Так, агрессивность, свойственная юношам, и пассивность, зависимость, свойственная девушкам, не являются новообразованиями подросткового возраста. Эти характеристики уходят корнями в детское поведение.
В силу различий в восприятии женской и мужской роли позитивная Я-концепция складывается у юношей в той мере, в какой они чувствуют свою состоятельность и компетентность, а у девушек - в той мере, в какой они ощущают в себе способность к проявлению тепла и душевности, к созданию комфортной ситуации. Поэтому основой Я-концепции у женщин становятся межличностные отношения, в которых в полной мере может проявляться их физическая привлекательность. У мужчин, наоборот, Я-концепция развивается на основе собственной индивидуальности (Р.Бернс).
Наступает этап, когда интерес к другому полу усиливается. В круг общения включаются подростки обоего пола. Интерес к сверстникам противоположного пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к идентификации.
Как пишет Э. Эриксон, "только когда формирование идентичности в основном завершено, становится возможной истинная интимность, которая фактически является одновременно и слиянием и противопоставлением индивидуальностей... Юноша, который не уверен в своей идентичности, избегает межличностной интимности, или склонен к видимой совместности".
Что касается задачи взросления, то основные вопросы звучат следующим образом: "Что такое женское поведение?", "Что такое мужское поведение?"
Цель занятия: коррекция отношения к своему и противоположному полу
Задачи:
* определение различий между "мужским" и "женским" поведением;
* осознание своего отношения к своему полу;
* осознание своего отношения к противоположному полу;
* нахождение новых способов взаимодействия с окружающими.
Основные понятия:
* женственность, мужественность,
* половая идентификация,
* женское поведение, мужское поведение,
* стереотипы.
Ход занятия:
Занятие начинается с составления "карты" ассоциаций "Мужское" и "Женское" поведение". Участникам предлагается написать на ватмане или доске с одной стороны качества, характеристики, которые, как они считают, относятся к "мужским", а с другой - к "женским" качествам.
Одному из мальчиков и одной из девочек предлагается поучаствовать в упражнении, когда девочка изображает какую-либо ситуацию, преувеличивая свое "женское" поведение, а мальчик повторяет это. Затем они меняются местами. Обсуждаются "достоинства" и "недостатки" мужского и женского поведения, преимущества и издержки своего пола.
Все занятие строится на вопросе: "Кем лучше быть - мужчиной или женщиной?" Обращается внимание участников на установки, стереотипы, мнения, которые они высказывают, а также на отношения, которые участники выстраивают с людьми своего или другого пола. По возможности, ведется работа с установками в русле рационально-эмотивной терапии А.Эллиса.
- Мне нравится быть женщиной, хотя раньше я не очень любила, когда меня называли "девочка" или "девушка" ... я не знаю, почему, может потому, что мама всегда говорила, что никакой разницы нет, мальчик ты, или девочка, главное - учиться хорошо. Училась я на тройки и четверки, но и девочкой себя не любила....
- Я всегда дружила и дружу с мальчишками, потому что с ними не скучно и просто нормально общаться. ... Все мои ровесницы просто глупые: у них две крайности: либо учеба, либо тряпки, а мне не интересно ни то, ни другое. ... И вообще. Женской дружбы нет и быть не может.
- Мне нравится быть женщиной, и раньше всегда нравилось быть девочкой, девушкой. Правда, лет в 12-13 я дружила с мальчишками. Они меня уважали, почитали "за свою". ... Одевалась я в комбинезон, кроссовки, толстовку с рукавами ниже колен..... Потом как-то, в школе, мне вдруг понравился одноклассник, а я для него - сразу было видно - просто не существовала. Тогда я вдруг приняла какое-то решение: во что бы то ни было понравится ему. Я красилась, как на карнавал, носила жутко яркую одежду, но это не помогало. ... Я устала от этого маскарада и стала одеваться не то что серо, но как говорят, "простенько, но со вкусом". ... И каково же было мое удивление, когда он вдруг начал меня сначала замечать, а потом мы стали встречаться ...
* Мне трудно раньше было знакомиться с девушками, потому что мне казалось, что они надо мной смеяться будут. ... Сейчас ничего вроде, привык....
В заключение сессии проводится обсуждение того, что происходило в процессе группы, анализируюся вербальные и невербальные компоненты поведения участников.

Занятие 7. Выстраивание отношений с родителями и другими взрослыми без эмоциональной зависимости.

По мере развития отношения подростков и родителей претерпевают существенные изменения. Причиной этих изменений является стремление подростков к большей независимости. Подростки пытаются выти за рамки, установленные для них родителями, в то время как родители с большой неохотой и тревогой позволяют им быть более автономными.
Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто привычно оказывал влияние, и в первую очередь это относится к родителям. Отчуждение по отношению к семье выражается в негативизме - в стремлении противостоять любым предложениям со стороны родителей. Негативизм - первичная форма поиска подростком собственной уникальной сущности.
В процессе развития у ребенка появляется потребность в саморегламентации, установлении им собственных правил, норм, ограничений и запретов. Потребность в регламентации является мотивирующим фактором активности подростка, служит причиной внесения ограничений и определяет источник активности, направленной на их же преодоление. Саморегламентация обеспечивает "переход" от ориентации на родительские нормы и правила к собственным, субъектным, самоположенным проявлениям. (В.А.Петровский)
Человек становится взрослым в процессе преобразования себя, и это требует от него способности быть одновременно независимым и взаимозависимым (социальные отношения по своей природе являются взаимозависимыми). Взаимозависимость предполагает долгосрочные обязательства и взаимную преданность, которые служат отличительным признаком человеческого существования. Подростки развивают способность сочетать обязательства перед другими с чувством Я, составляющим основу независимости. Независимое поведение - это способность выносить свои собственные суждения и регулировать свое поведение.
Подросток демонстративно добивается максимальной свободы и независимости от близких людей, параллельно увеличивая требования по поводу их принятия и любви. Но как только он получает желаемую свободу, он оказывается одиноким, а в этом одиночестве свобода и независимость теряет смысл. Родители, требуя от подростка любви, заставляют его быть зависимым. Задача для детей и родителей - быть вместе, чувствовать себя свободно, ведь любить может только независимый человек.
"Тенденция к самостоятельности, к эмансипации от взрослого является необходимой предпосылкой и обратной стороной построения новой системы отношений между подростком и взрослым" пишет Д.Б. Эльконин. "Упражнение в подобном (независимом-ред.) поведении и опробование реакции взрослого есть своего рода учебная ситуация, где ребенок впервые использует на практике возникшую ранее произвольность", - считает Л.С. Выготский.
Итак, решение задачи "Отношение с родителями" неизбежно в процессе взросления подростка.
Цель сессии: понимание содержания явления "зависимости - независимости" от родителей.
Задачи сессии:
* осознание участниками причин конфликтов с родителями, способов их разрешения и предупреждения;
* изменение локуса контроля с внешних "родительских установок" на "внутреннего родителя", развитие навыков саморегламентации и самоподдержки;
* понимание причин "зависимости - созависимости - независимости" от родителей и других людей.
Основные понятия:
- зависимость - независимость - созависимость,
- уход из семьи,
* отношения,
* сценарий,
* семья.
Ход сессии.
Сессия начинается с задания "РИСУНОК СЕМЬИ": "Вам сейчас нужно нарисовать свою семью... Причем включить в нее вы можете не только своих родственников, но и тех, кого вы считаете близкими, родными, "своими" людьми... Отношения с этими людьми могут быть конфликтными, гармоничными, положительными, отрицательными... Несомненно, в вашем рисунке могут присутствовать не только те, кто сейчас существует в вашем опыте. Может быть, это кто-то, кого уже нет в живых, а может, это тот, кто еще не проявился в вашей жизни. Словом, нарисуйте тех, кого вы считаете своими близкими людьми... "
Затем участникам предлагается написать на рисунке три "правила", которые существовали в их семьях и которые сейчас "живут" в их сознании.
Далее проводится обсуждение рисунков, где каждый из участников рассказывает, кто нарисован, что нарисовано, почему и т.д. Обращается внимание на указанные правила, на то, каким образом эти правила сейчас управляют поведением участников. "Правила" - выражение зависимости участников от семьи, от прошлых родительских установок. Примеры таких установок:
- в моей семье всегда существовало правило "Не доставляй другим неприятностей", а я всегда была ну... неуклюжей что ли... У меня всегда что-то падало, ломалось, и причем чем больше я старалась, тем больше у меня не получалось... В какой-то момент мне показалось, что лучше "плыть по течению", тогда все получается, потому что не планируешь, не думаешь, а главное - не доставляешь другим неприятностей ... Вот я сейчас говорю, и мне кажется, что я занимаю ваше время...
- мне говорили всегда, что "папу нельзя расстраивать", потому что "он устал", потому что "он болеет", потому что "у него своих неприятностей хватает", потому что "я должна его только радовать", потому что самый главный подарок для него - это "хорошая дочка". Хотя папа всегда был рад со мной поговорить, он меня любил, хотя я и сама видела, что он устал, болеет ... И всякий раз, когда у меня что-то происходило, я, с одной стороны, очень хотела ему рассказать, но с другой, я боялась, что ему станет хуже и он умрет... Я хотела быть с ним, но боялась его...
Работа ведется с установками, с реальным поведением участников в процессе тренинга, обращается их внимание на авторство установок, т.е. на то, кто "на самом деле" принимает решения и управляет их поведением.
Актуализация стереотипных установок - это метод работы с социальными стереотипами и убеждениями, которые существуют в сознании человека и формируются на протяжении всей жизни. Установка - это готовность действовать определенным образом, некий "план" действий, который автоматически "включается" при соответствующих условиях. В установке традиционно выделяют три взаимосвязанных между собой компонента - когнитивный (мысли, представления, мнения), эмоциональный (чувства и эмоции) и поведенческий (стиль поведения, поведенческая реакция, свойственная человеку). Мнения и представления о людях, мире и самом себе определяет отношение человека к реальности и тем самым формирует поведение. То есть сами события как таковые не могут волновать, огорчать, расстраивать или обижать, отношение к ситуации складывается посредством способа интерпретации этой ситуации. Очевидно, что логические ошибки, установление неправильных причинно-следственных связей между событиями и, соответственно, искаженное отношение к событиям, постепенно формируют у человека так называемые иррациональные установки. Они существуют в сознании в четырех видах:
- установки обязательного должествования ("Я всегда должен быть первым", "Родители должны меня направлять при решении сложных вопросов" и т.д.),
- катастрофические установки ("Если я не успею это сделать, то будет катастрофа", "Если у меня не получится, я умру" и т.д.),
- установки обязательной реализации своих желаний ("Всегда нужно быть начеку", "Хорошие девочки так себя не ведут" и т.д.),
- глобальные оценочные установки ("Предательство не прощают", "Уходя-уходи", "Людям нельзя доверять" и т.д.).
Целью работы с установками является их осознание и дальнейший перевод в суждения, в которых содержатся слова "возможно", "могу", "может быть" и т.д., т.е. слова, описывающие вероятность и возможность влияния на ситуацию.
Работа с установками возможна в ситуации ведения тренинга, а также в специально созданных для этого условиях ролевой игры.
Ролевая игра представляет собой набор ролей и правил, соблюдение которых позволяет отследить основные тенденции в поведении участников.
Что касается применения ролевой игры в целях работы с установками, то в данном случае работа возможна по следующим этапам:
1. Выявление когнитивного компонента установки: формулирования установки в виде высказывания типа "Я должен...", "Я всегда..." или "Я никогда..." и т.д.
2. Выявление эмоционального компонента установки, работа с чувствами, возникающими при актуализации установки.
3. Выявление поведенческого компонента установки: работа с ситуацией, актуализирующей установку, и формой ее реализации.
Результатом работы со всеми компонентами является осознание жизненного сценария, типичных психологических игр и манипуляций.
Иррациональные установки, как правило, формулируются в виде директив, должествований, приказов. В терминах транзактного анализа, такие установки являются функциями внутреннего эго-состояния "Родитель". Нужно перевести эти установки из "родительских" эго-состояний во "взрослые". Это возможно, используя "Незаконченные предложения" типа "Я не умру, потому что..." или "Все люди такие, потому что..." и т.п. Продолжая предложения, объясняя что - либо себе, участник переходит из эго-состояния "Родитель" в эго-состояние "Взрослый".
Другим вариантом работы с установками является работа по переводу формулировок установок из иррациональной в рациональную посредством изменения должествования на обладание правом. Например, установка "Я должен всегда слушаться родителей" после специального преобразования может звучать как: "Я имею право на собственное мнение". Во избежание появления формулировок "Я имею право делать что хочу", вводится следующее правило: "Я имею право на то, за что несу ответственность".
Задача отношений с родителями является для подростков очень актуальной и значимой, и работа с ней может быть не ограничена одним занятием. Для проработки темы взаимопонимания с родителями можно использовать обсуждение причин непонимания и непринятия в родительско-детских отношениях. Поскольку одним из механизмов понимания другого человека является идентификация, т.е. отождествление себя с ним с целью осознания мотивов его поступков, его мыслей, чувств и ценностей. Чтобы подростки постарались понять своих родителей, им можно предложить к обсуждению "ЗАПОВЕДИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛЮБЯЩИХ СВОИХ ДЕТЕЙ", которые бы они, возможно, затем трансформировали бы в "заповеди для детей, любящих своих родителей". (Текст заповедей приведен далее в Лекции для родителей).
Интересной нам представляется форма работы посредством обсуждения и объяснения ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОТ ДЕТЕЙ (Текст Памятки приведен далее в Лекции для родителей). Эта памятка - рекомендации родителям, подготовленная школьниками, студентами и преподавателями психологического факультета на основе материалов С.Шапиро.*
Формы работы могут быть разнообразные: обсуждения, объяснения, критика каждого из положений, опровержение или доказательство. Вариантом работы является выбор каждым участником группы своих 3-5 предложений из перечня, которые бы он хотел адресовать своим родителям в настоящее время. В процессе обсуждения важно обращать внимание подростков на то, что они сами могут изменить отношения с родителями в сторону взаимопонимания, принятия и любви.
Сессия заканчивается с помощью вопроса: "Какие мне задачи стоит решить на данном жизненном этапе?" Таким образом, озвучивая эти задачи, участники определяют свои "проблемы", понимают их значимость, ставят их для себя в качестве "задач", которые можно решить.

Занятие 8, 9. Построение отношений с другим
человеком и группой.
В период взросления подросток начинает по-новому ценить свои отношения со сверстниками. Общение с подобными себе помогает подростку через них "разглядывать" себя. Общество сверстников - это узнавание себя в других и других в себе, развитие самосознания в процессе взаимодействия. Поддержка значимой подростковой группы приобретает большее значение, чем поддержка родителей. Семейные и групповые ценности оказываются на противоположных полюсах. Постепенно и количество референтных, значимых групп, предпочитаемых подростком, начинает увеличиваться.
Однако, характеристикой действительной взрослости, в отличие от мнимой, ролевой, демонстративной, является низкая внушаемость личности и способность ответственно и субъектно противостоять влиянию субкультуры. Внутренний покой и уверенность подросток приобретает в группе в обмен на свою индивидуальность. Чем меньше он это осознает, тем более он психологически внушаем. Это порождает новые противоречия в мотивационно-смысловой структуре развивающейся личности. Усиление чувства неопределенности вызывает растерянность, недоверие к себе, повышает внушаемость. В таких условиях ценностная структура личности подростка легко подавляется ценностной структурой подростковой субкультуры. Её протестный характер по отношению к миру взрослых обеспечивает подростку психологическую защиту и чувство личностной целостности.
Цель сессии: осознанное и ответственное проявление личностной независимости в группе. Сохранение индивидуальности в условиях группы. Развитие доверия к себе и доверия к миру.
Задачи сессии:
* создание условий для самораскрытия в группе участников
* осознание стереотипных стратегий поведения в группе
* развитие стратегий индивидуального поведения в группе
* осознание феноменов партнерства, сотрудничества, конкуренции, вражды в группе
* оптимизация социально-психологического климата в подростковой группе
В тренинге используется ролевая игра "Остров" или подобные ролевые игры "Кораблекрушение", "Воздушный шар", "Вакцина от СПИДа", "Подводная лодка".
Ход работы: всем участникам группы дают вводную инструкцию и предлагают обсудить ситуацию. "Вы плывете на корабле в южной части Тихого океана. В результате полученной пробоины ваш корабль затонул. Но, к счастью, все, кто здесь присутствует, остались живы и благополучно добрались до необитаемого острова. К сожалению, на этом острове нет растительности и животных, есть только питьевая вода. С собой вы успели захватить нож и спички. Вы знаете о том, что через месяц за вами придет корабль и вы сможете покинуть этот остров. Но для того, чтобы прожить это время, вам надо съесть одного человека. Сейчас в результате обсуждения вам нужно его выбрать".
После инструкции ведущий покидает группу и предоставляет ей возможность для свободного обсуждения, в процессе которого он может делать комментарии, задавать вопросы, изменять направление дискуссии. Ведущему следует провоцировать группу на создание коалиций. Анализ значения для каждого участника возникших коалиций позволяет решать поставленные задачи. Ведущий отмечает способы психологической защиты и нападения, складывающиеся отношения и ролевые позиции.
Вопросы ведущего:
• Зачем тебе нужен другой человек?
• Кто в группе ведет себя как жертва?
• Кого вы в группе никогда бы не съели?
• Кого в группе вы стали бы защищать и поддерживать? Зачем?
• Каким образом вы выбираете жертву?
• На чём основана Ваша коалиция?
• Каково значение каждого в Вашей группе?
• Кто ведёт себя стандартным образом?
Сессия заканчивается с помощью ответа на вопрос "Зачем мне нужны другие люди?", "Зачем я нужен другим?"
В конце сессии важно провести небольшое обсуждение на тему: "Кто для меня в этой группе значим, а кто - нет". Это поможет участникам определиться, во-первых, с отношениями друг к другу, а также с самоотношением. Более того, это даст возможность участникам ощутить поддержку со стороны группы или конкретных людей.
Эту игру нужно завершить молчанием и затем - релаксацией.
Примеры других подобных игр.
"БЕЛАЯ ВОРОНА"
Ход работы: участникам группы дается следующая инструкция: "Сейчас вам раздадут карточки, на одной из которых будет написано: "белая ворона". Все остальные карточки чистые. Ваша задача: найти белую ворону, основываясь на следующих правилах:

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign