LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


















-0,15
-0,22
0,35
Ул (Ур.притяз.)
13






















-0,02
0,04
Сл (Будасси)
14


























-0,14
По (Будасси)
15





























*-р=0,05
**-р=0,01

В принципе наличие высокозначимых связей между двумя показателями из блока методик, предназначенных для измерения одного качества, говорит об избыточности набора методик и о возможности в дальнейшем исключить одну из них. В данном случае это может быть показатель Wb-чувство благополучия опросника CPI.
В целом из таблицы видно, что в данном исследовании нет большого количества высокозначимых связей между показателями. Большинство связей между показателями разных методик на среднем уровне - свидетельство того, что выбранные показатели достаточно ортогональны и с разных сторон характеризуют одно явление. Среди показателей не оказалось ни одного, который можно рассматривать в качестве общеинтегрального. Некоторым требованиям интегральности удовлетворяет только показатель G методики CASQ. поэтому именно он использован в дальнейшем анализе при разделении выборки на полярные группы.
В нижнем правом "треугольнике" матрицы интеркорреляций сосредоточены коэффициенты корреляции между показателями, характеризующими оценочные явления с ориентацией на себя. Из таблицы видно, что один показатель - шкала Sa-самопринятие по методике CPI -имеет наибольшее количество связей с остальными показателями. Причем с тремя - на уровне значимости 0,01 и 0,05. Этот показатель является наиболее интегральным, и он также в дальнейшем используется при разделении •выборки на полярные группы. Еще одна высокозначимая положительная связь обнаружена между шкалой Сп-самопринятие из опросника CAT, свидетельствующая о степени принятия индивидуумом себя таким, каков он есть, вне зависимости от внешних оценок и интегральным показателем Гс-глобального самоотношения, рассчитываемого по опроснику самоотношения, который указывает на наличие у человека внутреннего недифференцированного чувства - "за" или "против" самого себя (г = 0,41; р<0,05). Содержательно эта взаимосвязь хорошо понятна и позволяет рассмотреть вопрос об исключении одного из двух показателей из батареи методик как избыточного.
Остальные интеркорреляции незначимы, но большинство из них на уровне, близком к значимости, что, как и в блоке методик, ориентированных вовне, свидетельствует о достаточно хорошем выборе взаимодополняющих методик.
Если сравнить в целом все коэффициенты корреляции верхнего и нижнего "треугольников" по их абсолютным величинам (см. табл. 1), то можно увидеть, что интеркорреляции показателей с ориентацией на себя в целом более высокие. Это, скорее всего, говорит только о том, что методики, подобранные в батарею для диагностики личностных явлений с ориентацией на себя, в отличие от методик второго блока исходно разработаны только для этой цели, а кроме того, почти все они по своей методической природе являются самооценочными.
Анализ той части матрицы корреляций (см. табл. 1), в которой содержатся коэффициенты взаимосвязи показателей оценочных явлений ориентированных вовне и на себя, также представляет интерес. Это "прямоугольная" часть матрицы, которая находится между "треугольниками". Как видно из таблицы, в ней сосредоточено большинство значимых взаимосвязей. В целом такое возможно по двум причинам. Первое - образование и функционирование оценочных явлений личностного уровня любой ориентации связаны между собой. То есть, у тех лиц, которые имеют высокий уровень положительного отношения к себе, обычно высоко и положительное отношение к внешнему Миру, и наоборот. Второе - в выборке обследованных испытуемых оказалось много таких, у кого имеется отмеченное выше сочетание особенностей оценочных явлений разной ориентации.
Анализ более частных взаимосвязей в "прямоугольнике" указывает, например, на то, что показатель В-пессимизм (CASQ) болле тесно (отрицательно) связан с показателем Сл-самооценка личности (по Будасси), (г = -0,45; р = 0,01), чем та же самооценка положительно связана с показателем G-оптимизма (CASQ) (г = 0,21; р = 0,01). Это говорит о том, что сочетание высокой самооценки с пессимизмом почти невероятно, а сочетание высокой самооценки с оптимизмом не обязательно.
Интересны еще два результата. Во-первых, из группы показателей отношения к внешнему миру наиболее тесные связи с показателями, ориентированными на себя, имеют NоB-коэффициент надежды (опросник CASQ) и шкала Wb-благополучия (опросник CPI). Во-вторых, из группы показателей отношения к себе наиболее значимые связи с показателями отношения к внешнему Миру имеют Сл-самооцеика личности по методике С.А. Будасси и шкала Sa-самопринятае опросника CPt. *.
Для выяснения причин обнаруженной специфики интеркорреляций следует обратиться к другому способу анализа результатов. Напомним, что подбор в каждую из двух групп методик для диагностики оценочных явлений личностного уровня, ориентированных на себя и на внешний Мир, проводился, исходя ид теоретических представлений о синдроме свойств личности, через которые проявляются оценочные явления высшего уровня. Почти все они только косвенно свидетельствуют об особенностях оценочных явлений личностного уровня. Исключение, казалось бы, составляет опросник Атрибутивного стиля М. Селигмана (CASQ), в котором итоговые показатели называются: "оптимизм" (В) и "пессимизм" (G), т.е. как бы прямо соответствуют оценочным явлениям III уровня (см. рисунок). Однако, если внимательно рассмотреть концепцию оптимизма М. Селигмана [8], станет очевидно, что к теоретически и методически опросник направлен на диагностику явно не личностного уровня, а ориентирован на стиль понимания причин поведения на когнитивном уровне. При сопоставлении с нашими представлениями о каждом из трех уровней оценочных явлений оказывается, что "оптимизм" но Селигману - это скорее показатель 2-го уровня общей структуры системы оценочных явлений (см. рисунок) - интегрально-устойчивых оценочных образований, ориентированных вовне. Эти оценочные образования функционируют на уровне сознания и самосознания, а следовательно, при диагностике глобального отношения личности к внешнему миру показатели, получаемые по методике CASQ, можно рассматривать лишь как косвенные.
Среди методик, ориентированных на выявление оценочных феноменов с ориентацией на себя, также, казалось бы, есть методика, достаточно прямо измеряющая самоотношение, - самооценка по С.А. Будасси. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что, во-первых, она ориентирована только на когнитивный уровень, и в ней не представлены эмоциональные составляющие самоотношения. Во-вторых, по своей сути методика построена на принципе объединения частных самооценок в интегральную. Единственное отличие заключается в том, что в методике Будасси интеграция частных оценок в обобщенную производится не самим субъектом, а экспериментатором путем расчета коэффициента корреляции между двумя рядами оценок. Все это говорит о том, что показатели методики С.А. Будасси так же, как и опросите М. Селигмана, больше относятся к интегрально-устойчивому уровню общей структуры оценочных явлений. Поэтому они рассматриваются в работе как косвенные показатели оценочных явлений личностного уровня.
Убедившись, что все показатели в обоих блоках методик, ориентированных на себя и вовне, являются косвенными, продолжим анализ результатов, уже исходя не из связей показателей, а пытаясь обнаружить различия в средних величинах показателей и тем самым выявить наиболее специфичные признаки оценочных явлений личностного уровня.
Для этого выборка была разделена на полярные группы. В качестве основания для деления использовали уже выявленные при корреляционном анализе наиболее интегральные показатели. В блоке показателей, характеризующих отношение к себе - это Sa-самопринятие. а в блоке отношения к внешнему миру - показатель G-иптамизм. Причем, при делении на группы учитывали только данные 10 человек с самыми высокими показателями и 10 человек с самыми низкими показателями. В табл. 2 представлены результаты сравнения по t-критерию Стьюдента средних величин показателей в полярных группах, образованных исходя из показателя Sa-самопринятие опросника СРI.
В табл. 3 представлены результаты сравнения полярных групп, образованных на основе наиболее интегрального показателя блока методик, предназначенных для диагностики оценочного явления личностного уровня, ориентированного вовне, - показателя G-оптимизм опросника CASQ.
Анализ данных, представленных в табл. 2 и 3, показывает, что значимых различий между средними величинами показателей в каждой из сравниваемых полярных групп очень мало, а это значит, что основание для деления на группы по эмпирически установленному признаку оказалось неудачным.
Была предпринята еще одна попытка разделить испытуемых на полярные группы на основе теоретических умозаключений.
В качестве основания в блоке методик, ориентированных на диагностику самоотношения, выбран довольно часто используемый показатель Сл-самооценка личности по методике С.А. Будасси, который и автор, и многие другие исследователи считают прямым методом измерения самооценки личности [5];
В блоке методик, ориентированных на диагностику отношения к внешнему миру, выбран показатель NoB-чистая надежда по методике М. Селигмана, который сам автор считает наиболее информативным при прямой диагностике оптимизма-пессимизма [8,с.80].
Таблица 2
Сравнение средних величин косвенных показателей оценочных явлений личностного уровня между группами с высоким и низким показателями по шкале Sa-самоприиятия опросника СР1
*' Методы
Показатели оценочных явлений, ориентированных на себя
Показатели оценочных явлений, ориентированных вовне
Св
Гс
Сл
По
Кс
NoB
О-В
Wb
Чп
HE-FM
UP
Высокий уровень самопринятия
М
57,2(r)
86,20
0.86
7,12
0,23
2,50
6,00
47.80
50,70
9,30
2,37
11,30
15,09
0,07
2,59
0,07
1,58
4.37
10,34
12,68
3,95
1,51
Низкий уровень самопринятия
М
51,70
77,10
0,68
10,01
0,37
3,20
4,40
38,80
51,30
7,00
1,60
9,45
23,56
0,24
1,54
0,10
1,55
3,50
13,77
6,27
2,26
2,22
М
5,50
9,10
0,19
-2.89
-0,14
-0,70
1,60
9,00
-0,60
2,30
0,77
t-критерий
1,18
1,03
2,4
-3,04
-3,5
-1,01
0,9
1,6
-0,13
1,6
0,9
Р
-
-
-
0,001
0,001
-
-
-
-
-
-
М - средние величины; - стандартное отклонение; M - разность средних величин;
t- критерий Стьюдента.
Таблица 3
Сравнение средних величин косвенных показателей оценочных явлений личностного уровня между группами с высоким и низким показателями по шкале g-оптимизма
Методы
Показатели оценочных явлений, ориентированных вовне
Показатели оценочных явлений, ориентированных на себя
Wb
Чп
HT-FM
Цр
Sa
Cп
Гс
Уп
Сл
По
Высокий уровень оптимизма
М
47,7
49,2
8,8
2,78
56,5
58,3
78,37
5,95
0,75
8,35
10,78
5,55
2,75
1,38
7,34
13,77
22,28
1,05
0,17
1,88
Низкий уровень оптимизма
М
44,3
54,7
8,7
2,27
52,9
54,3
86,2
5,65
0,72
9,37
11,35
8,31
3,33
3,62
9,53
7,66
10,63
1,1
0,27
2,55
М
3,4
-5,5
0,1
0,52
3,6
4,0
-7,83
0,3
0,03
-1,02
t-критерий
0,6
-1,78
0,08
0,49
0,9
0,8
-0,98
0,6
0,3
-1,02
Р
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-

М - средние величины; - стандартное отклонение; M - разность средних величин;
t - критерий Стьюдента

Сопоставление средних величин между этими группами проводилось также по t-критерию Стьюдента. Результаты сравнения не представлены в таблицах, так как значимых различий также оказалось немного.
Все это свидетельствует о том, что такой типичный прием анализа, как разделение на полярные группы на основании одного показателя, оказался в данном случае малоэффективным.
Это еще раз подтверждает, что оценочные явления личностного уровня представляют собой сложные образования, выявить которые без специально разработанных комплексных методов можно только через выделение синдрома свойств личности, косвенно связанных с реализацией оценочной функции психики.
Для реализации такого подхода анализа результатов проведена предварительная оценка степени выраженности каждого из основных показателей, входящих в синдром признаков, в каждой из подсистем оценочных явлений; ориентированной на себя и на внешний Мир. Затем, исходя из всего комплекса оценок, каждый испытуемый был отнесен в ту или иную диагностическую группу (табл.4).
Таблица 4
Сравнение количества испытуемых с преобладающим позитивным и негативным отношением к себе и к внешнему миру

Оценочные явле-ния личностного уровня
Позитивное отношение
Негативное отношение
Без выраженного отношения
кол-во
%
кол-во
%
кол-во
%
Ориентированные на внешний Мир
17

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign