LINEBURG


страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Н.А. Батурин, E.В. Гудкова
Экспериментальный анализ оценочных явлений личностного уровня
Понятие оценочной функций психики введено в понятийный аппарат психологии относительно недавно [11; 7], хотя отдельные оценочные явления исследуются в таких психологических дисциплинах, как педагогическая, возрастная, инженерная и социальная психология уже в течение нескольких десятилетий. Экспериментальное исследование основных оценочных феноменов с общепсихологических позиций только начинается.
Современные представления о системе оценочных явлений, реализующих оценочную функцию психики, говорят о том, что она имеет по крайней мере три уровня функционирования и две сферы ориентации: на себя и внешний мир [4].
Первый уровень системы оценочных явлений - процессуальный -представляет собой огромную сеть оценок различных родов, видов и типов. Отличительный признак оценочных явлений этого уровня состоит в том, что они могут существовать только в виде актуального процесса, протекающего "здесь" и "теперь" и зависящего от ситуативных обстоятельств. Главным звеном процесса является акт сравнения объекта оценки и оценочного основания.
Второй уровень системы оценочных явлений - уровень интегрально-устойчивых образований, который формируется в процессе обобщения и интеграции ситуативных оценок при выполнении деятельности, в жизнедеятельности, в процессе социализации и поддерживается за счет того, что частные оценочные основания (нормы, критерии, субъективные шкалы и т.д.) интегрируются в глобальные системы типа "критериального образа "Я" и "критериального образа Мира". В сфере оценочных явлений, направленных на себя, к ним относятся интегрально-устойчивые самооценки наиболее глобальных объектов оценивания типа внешней привлекательности, способностей, характера личности в целом. Во внешнеориентированной сфере оценочных явлений - это устойчивые интегральные оценки таких важнейших объектов оценивания, как условия жизни, работа, ближайшее окружение, общество в целом. Отличительные признаки оценочных явлений данного уровня заключается, во-первых, в их незначительной зависимости от ситуативных условий в момент их актуализации и, ситуативных условий в момент их актуализации и, во-вторых, в отсутствии необходимости самого процесса оценивания с проведением процедуры сравнения объекта оценки и оценочного основания.
Третий - личностный - уровень системы оценочных явлений состоит из явлений другой природы. Их корни, как и в любом собственно свойстве личности, лежат в потребностно-мотивационной сфере [12; 9]. В оценочных явлениях, ориентированных на себя, - это самоуважение или самооценка как свойство личности с основой в потребности в самоуважении, в сохранении и повышении ценности своего "Я". В оценочных явлениях, ориентированных на взаимодействие с внешним миром, - это оценочные составляющие наиболее существенных субъективных отношений личности типа отношения к вещам, труду, другим людям, а в наиболее глобальном виде - отношения к Миру в целом - такие свойства, как оптимизм и пессимизм. Отличительный признак оценочных явления личностного уровня, на наш взгляд, - это то, что ни не возникают в ходе оценочного процесса и не облекаются в форму интегральных оценок-результатов. Они проявляются через глобальные отношения к внешнему миру и к себе: через постановку целей, уровень притязаний, ожидание благоприятных или неблагоприятных исходов едущих событий, через специфику защитных механизмов, доминирования в памяти позитивных или негативных событий и т.д.
Такова в самом общем виде концептуальная модель системы оценочных гений (см. рисунок).
Изучению оценочных явлений двух первых уровней; процессуального и интегрально-устойчивого - посвящено достаточно много исследований в различных психологических дисциплинах (педагогической, возрастной, социальной), особенно в сфере исследовании оценочных явлений, ориентированных на себя (процессуальные и интегральные самооценки) [4].
Значительно меньше экспериментально исследованы оценочные явления личностного уровня. И совсем нет исследований о взаимосвязях и взаимоотношениях оценочных явлений личностного уровня, ориентированных на себя и на внешний Мир. Выявление таких взаимоотношений между ними является главной целью данной работы. Кроме того, в исследовании ставилось несколько частных задач.
Во-первых, подобрать методы исследования оценочных феноменов личностного уровня, исходя из теоретических предположений, что они обнаруживаются не прямо в оценках или самооценках даже самого большого
"масштаба", таких, как глобальная оценка внешнего Мира или глобальная оценка себя, своей личности в целом, а по косвенным признакам: особенностям свойств личности, которые связаны с отношением человека к внешнему Миру и к своей личности.

Оценочные явления


Ориентированные
на себя

Ориентированные
на внешний мир


III
Личностный уровень
Глобальное самоотношение (самооуважение или самооценка как свойство личности)
Глобальное отношение к внешнему Миру (оптимизм - пессимизм)


II
Интегрально-устойчивый уровень

Интегрально-устойчивые самооценки свойств личности и физическогооблика

Интегрально-устойчивые
Оценки внешнего Мира, устойчивое отношение внешний Мир - критериальный Мир


I
Процессуальный уровень
Самооценивание как процесс оценки своих физических качеств, состояний и свойств личности. Самооценка как результат процесса самооценивания
Оценивание как процесс отражения объективных, субъект-объективных, субъект-субъективных отношений. Оценка как результат процесса оценивания.

Общая структура оценочных явлений

Для того, чтобы а дальнейшем получать интегральные показатели оценочных явлений личностного уровня, необходимо обобщать частные косвенные показатели. Сделать это, как известно, нелегко. Особенно если учитывать, что многие из личностных свойств измеряются методами, которые мало пригодны в дальнейшей для использования таких параметрических методов статистической обработки, как факторный или кластерами анализ. Поэтому в работе используется подход качественной оценки степени выраженности заданного признака в каждом из измеренных свойств личности с последующим объединением оценок в синдром признаков, то есть в конечном итоге осуществляется переход к диагностическому принципу в квалификации оценочных явлений личностного уровня.
Еще одна задача, которая ставилась в исследовании, - выявить, как распределяются в выборке лица с разными оценочными типами, определяемыми как индивидуальное соотношение оценочных явлений с позитивными или негативными отношениями в различных сферах ориентации (на себе и на внешний Мир).
Методы исследования
Для решения поставленных задач использованы два блока методик, измеряющих некоторые свойства личности, свидетельствующие о преимущественно позитивном или негативном отношении человека к себе и к окружающему Миру.
Отношение индивидуума к себе определялось с помощью следующих методик:
1) шкала Sa-самопринятие - опросник СPI [13];
2) шкала Cn-самопринятие - опросник САТ [14];
3) интегральный показатель Гс-глобальное самоотношение - опросник самоотношения [10];
4) интегральный показатель Кс-критичность к себе (средний индекс расхождения между идеальным и реальным образом "Я") - методика Т. Лири [15];
5) показатель Сл-самооценка личности (коэффициент корреляции Спирмена между ранговыми местами свойств идеального и реального образа-"Я") - методика С.А. Будасси [5];
6) показатель По-положительное отношение (сумма ранговых мест положительных качеств реального образа "Я") - методика С.А. Будасси [5];
7) показатель Уп-уровень притязаний (сумма выборов уровней трудности заданий) - методика "Уровень притязаний" на основе заданий из кубиков Косса). [2]
Отношение испытуемых к внешнему миру определялось с помощью следующих методик:
1) шкала Wb-благополучие - опроснак СРI [13];
2) шкала Чп-отношение к людям - опросник САТ [14];
3) показатели В-пеесимизм, G-оптимизм, Nо- "коэффициент надежды" и (С-В)-"чистый оптимизм" -опросник CASQ М. Селигмана [8];
4) показатель (НЕ-FM)-"чистая надежда"- проективная методика Г. Хекхаузена [16];
5) показатель Цр-целевое расхождение (разность между установленной целые - выбранным уровнем трудности заданий и результатом а предыдущей попытке) - методика Уровень притязании [2].
Испытуемыми были студенты психологического факультета ЮУрГУ (23 женщины и 8 мужчин) в возрасте от 18 до 25 лет. Большая часть исследования проводилась в группах по 10-11 человек; методика "Уровень притязаний" - индивидуально.
Статистическая обработка данных проводилась путем расчета коэффициентов корреляций Спирмена и t-критерия Стьюдента для независимых выборок [6].
Результаты и их обсуждение
На первом этапе обработки данных рассчитаны коэффициенты корреляции между всеми показателями (табл. I). Для удобства анализа результатов всю таблицу условно разделили толстыми линиями на три части.
В верхнем левом "треугольнике" сосредоточены коэффициенты корреляций между показателями, характеризующими Оценочные явления с ориентацией на внешний Мир.
Как видно, значимые связи есть, во-первых, между различными показателями опросника САSQ, что вполне естественно и не представляет содержательного интереса; во-вторых, между шкалой Wb-чувство благополучия опросника СРI и Цр-целевое расхождение методики "Уровень притязании" r = 0,42; р<0,05).
Высокие показатели по шкале Wb говорят о таком качестве, которое помогает человеку минимизировать свои неприятности я разочарования {13}. Большое "целевое расхождение" свидетельствует о том, что человек, выбирая новую цель, не очень-то обращает внимание на предыдущий результат. Отсюда положительная связь между этими двумя показателями вполне понятна.
Таблица 1
Матрица интеркорреляций косвенных показателей оценочных явлений личностного уровня
Методики
Показатели оценочных явлений, ориентированных вовне
Показатели оценочных явлений, ориентированных на себя
В
G
NoB
G-B
Wb
Чп
HS-FF
Цp

Сп
Гс
Кс
Уп
Сл
По
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15
В (М. Селигман)
1


-0,39*
0,62**
-0,78**
0,04
-0,99
-0,22
-0,05
-0,17
-0,19
-0,4*
0,05
0,22
-0,45*
-0,03
G (Селигман)
2


-0,42*
0,88**
0,20
-0,17
-0,13
0,03
0,29
0,18
0,09
-0,12
0,11
0,21
-0,11
NoB (Селигман)
3



-0,61**
-0,09
-0,21
-0,02
-0,02
-0,48
-0,07
-0,13
0,51**
0,07
-0,48**
0.02
G-В (Селигман)
4





0,11
-0,07
0,03
0,04
0,28
0,22
0,26
-0,11
-0,04
0,38*
-0,06
Wb (CPl)
5








-0,05
0,28
0,42*
0,36*
0,31
0,38*
-0,29
0,32
0,28
-0,11
Чп (САТ)
6








0
0,07
0,05
-0,13
0,13
-0,1
-0,31
0,12
-0,27
HS-FF (Xeкx.)
7









0,02
0,11
0,18
0,31
-0,27
-0,01
0,06
-0,44
Цр (Ур. пр.)
8














0,08
0,3
0,1
-0,03
-0,63**
0,21
0,07
Sa (CPl)
9














0,31
0,29
-0,64**
0,15
0,47**
-0,39
Сп (САТ)
10















0,41
-0,2
0,32
0,15
-0,21
Гс (С-отн.)
11


















-0,14
0,1
0,27
-0,11
Кс (Лири)
12



страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign