LINEBURG




ОГЛАВЛЕНИЕ

Батурин Н.А., Выбойщик И.В.

Анализ подходов к профилактике
и коррекции выученной беспомощности

Как быть счастливым? Как реализовать себя в этом мире? Как добиться успеха в своих начинаниях? Подобные вопросы возникают в разные периоды развития личности и приобретают наибольшую актуальность во взрослом возрасте.
Исследования поведения человека при достижении поставленных целей показали, что неудачи являются стрессовыми по своей природе и вызывают состояние психической напряженности, а также конфликт между оценкой своих возможностей и реальными результатами [2]. Серия неудач приводит к так называемой выученной беспомощности. Если действия никак не влияют на ход событий и не приводят к ожидаемым результатам, у человека начинает развиваться установка по типу: "Я ничего не могу изменить". Это вызывает мотивационный, когнитивный и эмоциональный дефицит, который носит комплексный характер и действует как ступор, паралич воли. Мотивационный дефицит проявляется в пассивности - торможении побуждений к активному вмешательству в ситуацию, когнитивный - в искажении восприятия ситуации и затруднении последующего научения в аналогичных ситуациях в будущем, эмоциональный - в формировании состояния подавленности и даже депрессии [1].
Такое состояние крайне опасно для личности и требует профилактики и коррекции в самых начальных стадиях своего развития.
В психологии разработано достаточно много подходов к преодолению негативных последствий неудачи и, в частности, к профилактике и противодействию выученной беспомощности. Все они напрямую связаны с развитием внутренних ресурсов - соответствующих личностных качеств, эффективных стратегий поведения, а также стратегий "совладания (coping) с ситуацией".
К качествам, которые определяют влияние успеха и неудачи на результативность деятельности, относят: 1) мотивационные (мотивы стремления к успеху и избегания неудачи, уровень притязания и самооценка); 2) эмоциональные (фрустрационная толерантность и эмоциональная устойчивость); 3) волевые (целеустремленность, настойчивость, самообладание); 4) оценочные (оптимизм и пессимизм, устойчивый тип атрибуции) [2]. Некоторые из них учтены в современных системах обучения, разработанных для коррекции поведения, имеющего признаки беспомощности и депрессии. Тем не менее, о единой системе, которая бы охватывала все перечисленные группы качеств и способствовала бы развитию успешных стратегий противодействия выученной беспомощности, пока говорить рано (см. таблицу 1).
Рассмотрим ряд конкретных подходов, анализ которых может оказаться полезным при разработке интересующих нас коррекционных и обучающих программ.
Согласно подходу Х. Хекхаузена, корректирующему влиянию в программе модификации поведения должны подвергаться (по отдельности или вместе) три детерминанты: процессы формирования уровня притязаний на основе личного стандарта, каузальная атрибуция успеха и неудачи и самооценка [4]. При этом коррекция эмоционально-волевых качеств приобретает характер дополнительного эффекта. Под модификацией поведения, по сути, понимается выработка адекватной самооценки, которая, в свою очередь, делает человека менее зависимым и эмоционально устойчивым в случае неудачи.
По мнению Х. Хекхаузена, адекватная самооценка может быть сформирована при наличии у человека индивидуализированного личностного стандарта своих достижений. Для выработки такого стандарта любое педагогическое воздействие должно опираться на "индивидуальные относительные нормы" в противовес "социальным относительным нормам, где критерием оценки являются достижения других людей или усредненные нормативы. В отличие от социальных, индивидуальные нормы отличаются гибкостью, создают реалистичный уровень притязаний, обеспечивают зону "максимальной мотивации" (или зону ближайшего развития) и позволяют объяснять успех и неудачи внутренними причинами.
Специфика педагогического воздействия, основанного на идеях Х. Хекхаузена, состоит в следующем:
* индивидуальное дозирование уровня трудности промежуточных задач, который соответствует или в немного превышает уровень возможностей человека на данный момент;
* самостоятельность в выборе трудности задачи, которая повышает уровень личной ответственности человека за ее решение и создает ощущение причастности к достигнутому результату;
* ориентация атрибуции педагога (как в случае успешных результатов, так в случае неудачи) на изменчивые внутренние факторы (в основном, на величину приложенных усилий), то есть на свойства, поддающиеся коррекции и зависящие от ученика.

Таблица 1
Сравнительная характеристика особенностей ряда подходов к коррекции выученной беспомощности

Теоретические основания
Специфика
Когнитивный
компонент
Аффективный компонент
Поведенческий
компонент
Развиваемые качества личности
Теория относительных оценочных норм"

Индивидуализирован-ный личностный стандарт достижений
Осознание своих возможностей, создание реалистичного уровня притязаний
Выработка эмоциональной устойчивости к неудаче
Выработка гибких установок, дающих возможность выбора
Оценочные
Мотивационные
Теории мотивации достижения
Гармоничная пропорция в направленности мотивации на достижение успеха и избегание неудачи
Отработка реалистичного целеполагания, анализ собственного образа жизни и его совмещение с деятельностью достижения
Формирование устойчивых аффективных ассоциативных связей между ожиданием успеха и его реальным переживанием
Выработка баланса между склонностью к неоправданному риску и чрезмерной осторожностью
Эмоциональные Мотивационные
Теория выученной беспомощности
Оптимистический стиль объяснений причин успеха и неудачи
Осознание стиля объяснений причин успеха и неудачи

Формирование стратегии прекращения негативного внутреннего диалога по поводу неудачи (навязчивых пессимистических мыслей)
Придание внутреннему диалогу конструктивного характера
Оценочные
Эмоциональные
Теория оперантного анализа решения проблем - теория катастроф
Катастрофическая модель проблемной ситуации
Осознание типа реагирования на проблемную ситуацию

Подключение творческого компонента, дающего позитивные эмоции
Формирование эвристического типа реагирования на ситуацию
Эмоциональные Мотивационные
Психотерапевтические теории (современный транзактный анализ)
Система ценностей личности
Готовность к изменениям
Осознание глубинных
негативных установок личности
Преодоление страха изменений

Формирование позитивных установок на собственную личность, общего позитивного отношения к жизни

Оценочные
Эмоциональные Мотивационные


Несмотря на то, что данный подход первоначально разрабатывался как средство создания общего иммунитета к влиянию неудачи у школьников, его удалось воплотить и в работе со взрослыми людьми - предпринимателями и профессионалами, которые обучались новым видам деятельности.
Другой подход к коррекции беспомощности направлен на изменение соотношения мотивов стремления к успеху и избегания неудачи. Согласно теории мотивации достижения Аткинсона - Мак Клеланда - Вейнера, наиболее благоприятным является преобладание в 2 - 3 раза величины мотива стремления к успеху над мотивом избегания неудачи. Причем абсолютная величина мотива стремления к успеху не должна быть очень большой, а мотива избегания неудачи - очень маленькой.
Теоретическим основанием системы воздействия является представление Д. МакКлеланда о мотивах как об аффективно окрашенной "сети ассоциаций" между побуждением и предвосхищаемыми и реальными переживаниями успеха и неудачи. Для того, чтобы сделать мотив стремления к успеху доминирующим, нужно увеличить число его аффективных ассоциативных связей.
Д. МакКлеланд является автором первых курсов мотивацонного тренинга, которые до сих пор выходят в программу Организации по промышленному развитию (UNIDO) при ООН. Первоначально конкретными элементами курса были: анализ содержания собственных рассказов по ТАТ с выделением ключевых категорий мотивации достижения; разбор конкретных случаев поведения, направленного на достижение; отработка реалистичного целеполагания в игровых условиях, анализ собственного образа жизни и его совмещение с деятельностью достижения; организация социальной поддержки побуждений к достижению и так далее
Использование подобных тренингов в разных странах показало их высокую эффективность и окупаемость, особенно после того, как содержание курсов было скорректированы с учетом положений теории атрибуции, а в дальнейшем - с учетом представлений об индивидуальных относительных нормах. Последние два дополнения позволили показать эффективность курсов не только для предпринимательской деятельности и школьников, но и для тренингов с безработными.
Попытку решить проблему обучения преодолению выученной беспомощности, вызванной систематическими неудачами, предпринял М. Селигман.
В последнем разделе книги М. Селигмана "Обучение оптимизму" [3] приведена программа самообучения для преодоления неприятностей, частным случаем которых является неудача.
Цель программы - научиться осознавать процесс перехода ситуативной неприятности в еще более неприятные последствия. Теоретической основой данного подхода является "модель неприятности АВС", предложенная А. Эллисом. АВС - это английская аббревиатура (русская - НМП) типичных последовательных переходов от неприятности (Н) и размышления о ней к мнению (М) о неприятности. Мнение - это итог размышлений о неприятности и ее причинах. Оно-то и является важнейшей предпосылкой дальнейших последствий (П) того, что мы чувствуем и совершаем.


Чтобы освоить технику преодоления неприятности, необходимо сначала научиться устанавливать связь между неприятностью (Н), мнением (М) и последствием (П), а затем - развить способность замечать действие НМП в реальной жизни.
В процессе тренировки упомянутой способности производится анализ конкретных ситуаций, позволяющий проследить, как сформированное мнение оказывает влияние на наше поведение. Если мнение не адаптивно, то последующее поведение также будет не адаптивным. Не адаптивным считается пессимистическое мнение, которое фиксирует причины неприятности как постоянные, внутренние и глобальные, а благоприятные события - как временные, зависящие от внешних обстоятельств, и частные.
Чтобы противостоять подобным неадаптивным мнениям предлагается несколько способов.
Первый способ заключается в отвлечении от навязчивых пессимистических мыслей, которые непрерывно вращаются в голове. Смысл приемов, позволяющих избавиться от этого негативного внутреннего диалога, сводится к переключению внимания на другой объект или событие, запрету на мысли "о плохом" и так далее
Второй способ состоит в обсуждении с самим собой вопроса о справедливости пессимистичного мнения. Для этого используются обычные приемы ведения дискуссии: предоставление свидетельств в свою пользу; указание на альтернативные причины неприятности; снижение значимости ожидаемых последствий; отказ от проверки достоверности своего мнения, формулирование другого мнения или переход к отвлечению.
Третий способ - это переход после обсуждения к активизации своего поведения. Для этого человек принимает решение совершить ряд действий, направленные на выход из ситуации. Уже первый конкретный шаг в этом направлении позволяет разорвать замкнутый круг бесконечного "пережевывания" ситуации.
Способы противодействия неприятности, предложенные М. Селигманом, вытекают из его концепции оптимизма-пессимизма, основанной на модели выученной беспомощности, переформулированной Абрамсоном, Селигманом, Петерсоном и рядом других ученых. Согласно этой модели, на природу беспомощности, которая формируется после неудач, влияют "причинные верования" - субъективные установки на причины происходящих событий. Эти установки вызывают мощное психическое состояние, которое может лежать в основе депрессии, болезни и даже смерти. Ключевым фактором, определяющим, где и когда проявятся признаки беспомощности, является специфическое причинное объяснение, которое дает человек для негативных событий. Когда происходит неудача, он задает себе вопрос, почему это случилось. Некоторые стили ответов на этот вопрос ведут к распространяющейся беспомощности, в то время как другие - нет [6, 8].
Способ (стиль) объяснения причин (ответы на вопросы) зависит от сочетания трех параметров: интернальность - экстернальность (параметр направления, определяющий внутренний либо внешний источник события); глобальность - специфичность (пространственный параметр, определяющий тотальность события или его связь с конкретной ситуацией); устойчивость - неустойчивость (временной параметр, определяющий постоянство либо кратковременность происходящего события). Если индивидуум интерпретирует плохие события как имеющие внутреннюю причину, признаки беспомощности после этих событий включают потерю чувства собственного достоинства ("Это из-за меня"). Устойчивые объяснения ("Это будет продолжаться вечно") приводят к более длительной беспомощности после негативных событий, а глобальные ("Это подрывает все, что я делаю") - к полной беспомощности.
В ситуации неудачи интернальные, глобальные и устойчивые объяснения характеризуют пессимистическое отношение человека к событию, или пессимистический стиль объяснения; конкретные, ограниченные во времени и экстернальные - являются признаками оптимистического стиля объяснений. И, наоборот: в случае успеха экстернальные, конкретные и временные объяснения события означает пессимизм, а интернальные, глобальные и общие - оптимизм (см. таблицу 2).

Таблица 2

Стиль объяснений (оценок) позитивных и негативных событий в зависимости от восприятия пространства, времени и направления их причин

Параметр объяснения причины события
Стиль объяснения причины события
Негативное событие
(неудача)
Позитивное событие
(успех)
Пространственный
Глобальность
Пессимистический
Оптимистический
Специфичность
Оптимистический
Пессимистический
Параметр направления
Внешний
Оптимистический
Пессимистический
Внутренний
Пессимистический
Оптимистический
Временной
Устойчивость
Пессимистический
Оптимистический
Неустойчивость
Оптимистический
Пессимистический

На наш взгляд, предлагаемые М. Селигманом способы коррекции беспомощности являются слишком упрощенными. Трудно ожидать, что изменение только способа объяснения событий вызовет кардинальное изменение личности и поведения.
Оптимизм и пессимизм - это глобальные отношения личности к внешнему миру, в их глубинной основе лежат потребности, базовые установки и доминирующие ценностные ориентации, которые формируются в раннем детстве и укореняются в процессе всей жизни. Поэтому их изменение вряд ли возможно путем изменения рассуждений. Тем не менее, предложенные способы можно использовать, во-первых, при несущественных неудачах; во-вторых, для косметических коррекций привычного пессимистического образа мыслей.
Кроме описанных подходов к коррекции выученной беспомощности, опирающихся на когнитивистски ориентированные теории атрибуции, заслуживают внимания и методы воздействия другой ориентации.
Согласно теории оперантного анализа решения проблем (учитывающей функциональную взаимосвязь между поведением индивидуума и окружающей средой), существует 3 возможных способа реагирования субъекта в критических ситуациях, требующих определенного выбора, связанного с изменением [5]:
1) стереотипная реакция - автоматическая цепочка действий, проверенная опытом, которая приводила к успеху в прошлом;
2) реакция фрустрации, ведущая к избеганию и выходу из ситуации без достижения результата;
3) эвристическая реакция, предполагающая нестандартное решение, как правило, следующее за серией неудачных попыток решить проблему стандартным путем. Эта реакция проявляется в форме инсайта, или резкого скачка.
Американский психолог Ш. Болс перечисляет факторы, оказывающие влияние на выбор того или иного способа реагирования (прошлый опыт, который может быть негативным; интерес к проблеме; принципиальная способность решить данную проблему, которая часто зависит от наличия адекватной информации), а также сопровождающий их эмоциональный фон. Традиционное реагирование не вызывает особых эмоциональных переживаний, и является, с этой точки зрения, нейтральным. Фрустрированное реагирование характеризуется негативным эмоциональным фоном, связанным с деструктивностью поведения, поиском виноватых, и позицией "жертвы". Эвристические реакции сопровождаются чувством любопытства, полноты происходящего и восторга от полученного эффекта.
Ш. Болс предлагает модель описания всех вариантов решений проблемы через топологическую модель, разработанную в теории катастроф. Модель представляет собой искривленную в пространстве плоскость, точка перегиба которой соответствует точке "катастрофы". Момент инсайта на этой плоскости можно отразить через "скачок" с одной плоскости на другую. Если для осуществления "скачка" недостает ресурсов, человек "застревает" на одной из плоскостей и не находит выхода из ситуации.
Модель, хотя и выглядит избыточно образной и механистической, представляется полезной для исследователей, простых людей, попавших в проблемную ситуацию, а также для педагогов, обучающих эвристическим приемам решения проблем. Основная задача, объединяющая возможных "потребителей" модели - свести к минимуму страх неудачи и последующую беспомощность, которая заканчивается избеганием критических (проблемных) ситуаций, развить в себе способность противостоять временному неуспеху и научиться четко определять "точку катастрофы", выход за которую является условием успешного решения проблемы.
Таким образом, момент изменения возможен в "точке катастрофы", которая занимает конкретное место в пространстве и времени. Важно осознавать, что:
1. "Катастрофы" неизбежны, так как это единственный путь развития.
2. "Катастрофы" можно прогнозировать.
3. Для "скачка", ведущего к изменению, необходимы специфические ресурсы: адекватная информация о ситуации и собственных возможностях, высокая мотивация; способность к эвристическому типу реагирования, смысл которого в самом процессе решения, а не в получении результата.
4. Само по себе изменение носит вероятностный характер и поэтому, всегда связано с неопределенностью. Страх неопределенности снимается за счет творческого отношения к решению проблемы, которое является отражением потребности личности в самоактуализации. С этих позиций можно утверждать, что в творчестве не может быть успеха или неудачи, а может быть только новое решение, продвигающее человека вперед, независимо от степени его гениальности. Возможно, это и есть настоящий оптимизм, в основе которого лежит автономия от прошлого негативного опыта, а также от возможных неудач в будущем.
Еще одно направление в коррекции беспомощности связано с подходами, описанными в книге американского психотерапевта Д. Робертса "Способный и равный" [7].
По мнению Д. Робертса, для того, чтобы иметь мужество для изменения себя, простого самоуважения (или адекватной самооценки) недостаточно. Только развитое чувство собственного достоинства позволяет жить в гармонии с собой и окружающими. Робертс считает, что самоуважение зависит от социального окружения и принятых в обществе норм, а достоинство - категория более высокого порядка, которая от природы дана всем людям. К сожалению, в процессе жизни под влиянием воспитания и других внешних условий, глобальное позитивное отношение к себе может искажаться и уходить на глубокий подсознательный уровень, утрачивая связь с реальностью. Для того чтобы восстановить эту связь, необходимо принять "здоровые базовые веры", смысл которых сводится к следующему: каждый человек - способный, любящий, ценный, сильный и равный другим.
Быть способным означает иметь все возможности для реализации своих целей и амбиций; способность вносить вклад в благополучное существование себя и других людей; способность проживать жизнь "здесь и сейчас"; способность заботиться о себе и других; способность вступать в контакт, разрешая проблемы мирным путем.
Быть сильным означает признание собственного влияния на окружающий мир и возможности выбора своих действий, признание того, что люди реагируют не меня так, как я себя предъявляю, а также того, что я имею такое же влияние на тех, кто живет вокруг меня, как и они на меня.
Быть любящим означает, что человек может относиться к другим и самому себе с теплом и заботой; что каждое чувство, которое испытывает человек уникально; что человек растет и развивается, когда дает и получает поддержку; что человек может создать такую среду, в которой бы процветал гуманистический дух.
Быть ценным означает ценность человеческой личности как таковой, просто потому что она существует; принятие собственной значимости; наличие смысла в любом аспекте получаемого опыта.
Быть равным означает быть не хуже и не лучше кого-либо другого; осознавать себя как часть целого; относиться к другим, независимо от их достоинств и недостатков; верить в то, что возможности человека всегда выше, чем проблемы, с которыми он сталкивается.
Для коррекции пессимистической оценки представляются принципиально важными следующие идеи Робертса.
1. Воля к жизни ("витальность"), смысл которой во многом перекликается с понятием оптимизма, зависит от отношения человека к событиям, фактам, ситуациям (как внешним, так и внутренним). Признание собственной адекватности - первый и значимый шаг в достижении целей.
2. Позиция человека в каждой конкретной ситуации может быть выражена одним из двух лозунгов: "Я на своей стороне" или "Я в своем случае". Первая демонстрирует проживание ситуации "здесь и теперь", когда события оцениваются как таковые, без связи с собственной некомпетентностью, беспомощностью или ущербностью. Вторая показывает, что человек "зациклился" на неудаче или собственном изъяне, ищет виновника происходящего и, тем самым, выражает готовность вступить в психологическую игру в роли "жертвы". Робертс подчеркивает, что знание собственных недостатков (которые, в реальности, не всегда таковыми являются) может превратиться в этом случае в основание для ложного представления о собственной уникальности ("Так плохо как мне, никому никогда не было"; "Я рос без отца, поэтому имею право на особое отношение к себе"; "Я чернокожий, поэтому никогда не получу признания"). Таким образом, "жертва", присвоившая себе особое право быть самой несчастной, превращается в "преследователя" и исключает возможность равных, полноценных отношений с другими людьми.
3. Все люди рождаются автономными существами, однако, в процессе воспитания, ограничивающего спонтанность самовыражения, у них появляется специфический "опыт выживания" в роли "жертвы". "Жертва" отличается тотальной склонностью к неудачам, пессимистическим взглядом на жизнь и блестящим умением находить виновника своих несчастий. Следуя этой роли, человек способен испытывать позитивные эмоции только в тех случаях, когда (как это не парадоксально) его негативные прогнозы подтверждаются. Более того, обижаясь и обвиняя других или себя в своих несчастьях, "жертва" впадает в зависимость либо от собственных "изъянов", либо от других людей, а ее пессимистические ожидания превращаются в своего рода "самосбывающиеся пророчества". Такое отсутствие автономии - первый признак утраты "здоровых базовых верований", а, следовательно, и адекватной оценки себя и окружающего мира, жизни вообще.
4. Утрата всех "здоровых базовых верований (убеждений)" делает человека полностью беспомощным, ведет к депрессии, саморазрушению, и, в конечном, итоге, даже смерти. Утешает то, что у большинства людей эти убеждения утрачены или "ослаблены" частично, причем не все из них, а только часть. Чтобы осознать, где именно находится "слабое место", важно научиться понимать собственные чувства, которые являются сигналами (посланиями), отражающими какую-то значимую и неудовлетворенную потребность человека.
5. Цель любого осознания, или саморефлексии, - понять, что, как и почему происходит. То, что происходит с человеком дальше, зависит от его собственного выбора. Самый простой, на первый взгляд, путь - просто принять ситуацию такой, какая она есть. Однако самые простые пути не всегда доступны психике человека, которая сама по себе очень сложна. Сложных пути два, и они являются отражением движения энергии, которая может быть направлена либо в сторону защиты, либо в сторону творчества. Первый путь - это путь избегания и стагнации, второй - путь изменения и развития.
6. Любое изменение связано с чувством страха, связанного с будущей неопределенностью и отказом от стереотипов прошлого, прочно усвоенных с детства и когда-то успешно защищавших человека от возможных несчастий. Это чувство естественно, и для того, чтобы справиться с ним, необходимы особые ресурсы (высокая мотивация; профессиональная поддержка; осознание невозможности жить, как раньше; способность отделять "отжившие" установки от тех, которые являются ключевыми и необходимыми в структуре собственной личности).
7. Один из сильнейших ресурсов - доброта, которая часто отвергается, особенно при самолечении. Поэтому наиболее эффективным способом стимуляции изменений является позитивная самоконфронтация, смысл которой состоит в том, чтобы "быть на своей стороне", а не "в своем случае", то есть использовать новую информацию не "против" себя (обвиняя, самоуничижаясь и тому подобное), а на благо себя и своего личностного развития. Любые изменения требуют доброго, бережного отношения к себе. Иначе они будут иметь насильственный характер и не помогут выработать ничего иного, кроме реакции избегания на "опасную" ситуацию.
Таким образом, для преодоления беспомощности необходимо проделать ряд психологических шагов, ведущих к внутреннему изменению.
1. Осознать, что признаки беспомощности налицо. Пережить этот факт как явление, неизбежное в данном виде деятельности.
2. Задать себе самоконфронтирующий вопрос: "Я на своей стороне или я в своем случае?". Смысл ответа на вопрос в том, чтобы уйти от искушения быть "жертвой" и, в итоге, оказаться на "своей стороне".
3. Проверить, какое из здоровых базовых убеждений в данном случае ослаблено, последовательно задавая себе вопросы: "Хочу ли я верить в то, что я человек способный, ценный, сильный, любящий и равный", тщательно отслеживая собственные внутренние реакции.
4. Услышать и понять "послания", которые проявляются в виде негативных чувств и означают "ущемление" какой-то важной потребности.
5. Осознать, какое изменение необходимо, и, возможно, совершить его немедленно.
6. Если необходимы дополнительные ресурсы, уделить их наработке такое количестве времени, которое потребуется.
Эти шаги могут быть восприняты как слишком абстрактные и в каком-то смысле, как механистичные. Тем не менее, грамотно организованные психологические группы личностного роста следуют в своей работе примерно такой же схеме, только в них ресурсы не надо искать дополнительно, они заложены в динамических законах подобных групп и в личностях самих участников.

Таким образом, существующие подходы к коррекции выученной беспомощности включают в себя несколько общих моментов: когнитивный компонент (основанный на осознании негативных стратегий мотивации, восприятия ситуации и последующего реагирования на нее); мотивационно- поведенческий компонент (формирование новых, эффективных мотивационных установок и стратегий поведения); эмоциональный компонент (позитивное аффективное подкрепление).
В то же время, каждый из подходов имеет и свою уникальную специфику, которая хорошо вида в таблице, представленной ниже. Теория "относительной нормы" в обучении опираются на формирование индивидуализированного личностного стандарта достижений, теория мотивации достижения - на установление баланса между такими свойствами личности как "склонность к неоправданному риску" и "чрезмерная осторожность". Переформулированная модель выученной беспомощности является теоретической основой для направленной выработки оптимистического стиля объяснений причин успеха и неудачи. Подход с позиции теории катастроф делает акцент на творческом подходе в проблемной ситуации, а психотерапевтические теории - на переформировании системы ценностей человека, включении в эту систему общего позитивного отношения к себе и жизни вообще.
Ни один из подходов нельзя назвать универсальным, однако, их комплексное использование может дать мощный эффект - добиться устойчивого изменения личности не только в плане поведенческих стратегий, но и на глубинном, оценочном уровне. В итоге человек сможет сам справляться со своими проблемами в будущем и уже не зависеть от каждой конкретной ситуации.
Стоит еще раз подчеркнуть, что этап изменения - это сложный момент в жизни любой личности. Поэтому все перечисленные подходы к коррекции беспомощности требуют профессионального сопровождения - специального обучения, основанного на индивидуальной поддержке и поэтапном преодолении страха неудачи.

Литература

1. Батурин Н.А. Оценочная функция психики. - М.: Изд. ин-та психологии РАН, 1997. - 305 с.
2. Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи. - Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 1999. - 100 с.
3. Зелигман М. Как научиться оптимизму. - М.: "Персей". - 1997. - 432 с.
4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, 1986. - Т.1. и Т.2. - 800с.
5. Boles S. (1990). A Model of Routine and Creative Problem Solving. The Journal of Creative Behavior. (Vol.24, No 3, pp. 171 - 189).
6. Peterson C.M., Bettes B.A. Seligman, M. E. P. Depressive Symptoms Und Unprompted Causal Attributions: Content Analysis. (1985). Behav. Res. Ther. (Vol. 4, pp. 379 - 382): Great Britain.
7. Roberts D.L. (1987). Able & Equal: A Gentle Path to Peace. Human Esteem Publishing. - 260 рр.
Zullow H.M., Oettingen G., Peterson C., Seligman, M. E. P. (1988). Pessimistic Explanatory Stile in Historical Record. American Psychologist (Vol. 43, No 9, pp. 673 - 682).
??

??

??

??




ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign