LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

28. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. - М., 1988.
29. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1947.
30. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика. - М., 1994.
31. Язык и личность: Сборник науч. трудов /Под ред. Д.Н.Шмелева.- М.: Наука, 1989.
32. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М.: Искусство, 1964.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

1. Басина Наталья Энгелевна
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия № 205 "Театр".
Должность: Педагог-режиссер, учитель высшей категории

2. Суслова Ольга Анатольевна
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия № 205 "Театр".
Должность: Педагог ИЗО, учитель высшей категории.

ТЕХНОЛОГИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА

АННОТАЦИЯ

Авторы: Басина Н.Э. Суслова О.А.,
Количество часов: 74 часа (из них: 54 часа - аудиторные занятия - 3 сессии по 3-4 дня, 20 часов - самостоятельная работа).
Цель программы - обучить слушателей технологии использования театральной педагогики в преподавании предметов искусства.
Программа адресована учителям образовательных областей, включающих предметы ИЗО, музыка, МХК, история, русский язык, литература; руководителям ШМО по предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, педагогам дополнительного образования.
Образовательная программа знакомит слушателей с теоретическими основами курса "Введение в язык искусства" и направлена на овладение активными методами работы с художественным материалом; освоение системы упражнений, творческих заданий, направленных на развитие у ребенка полиаспектного восприятия языка искусства; обучение методике проведения урока как эстетической игры, основанной на принципах театральной педагогики.
Форма обучения - очная.
По окончании обучения выдается документ государственного образца с указанием специализации:
Специалист по использованию технологии театральной педагогики в преподавании предметов искусства.


















КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА И АНИМАЦИЯ
КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ
Образовательная программа - Модуль 3























КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА И АНИМАЦИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и основные положения проблемы
Современный ребенок от рождения окружен насыщенной и формционной средой благодаря интенсивному развитию компьютерных технологий, средств массовой информации и коммуникации.
С одной стороны, это ставит сегодня перед образованием проблему формирования культуры восприятия и анализа мультимедиа информации, тесно связанную с проблемой развития визуального, образного мышления ребенка. С другой стороны, богатая аудио-визуальной информацией среда масс-медиа противостоит вербальной форме передачи информации в школе, что негативно сказывается на качестве и эффективности образования в целом. Это противоречие связано в большей степени не столько с трудностями материального и технического характера, сколько с негативным отношением педагогов, особенно гуманитариев, к работе в мультимедиа среде.
Корни этой проблемы очень глубоки. Вследствие того, что многие годы компьютерные технологии отождествлялись в образовании с предметом "ИНФОРМАТИКА", который был направлен прежде всего на развитие алгоритмического и логического мышления учащихся, дети, а затем и взрослые с гуманитарным мышлением, оказались отчуждены от современных компьютерных технологий. Между тем, именно в компьютерных технологиях заложены уникальные педагогические возможности для развития целостного мышления, его рационально-логической и эмоционально-образной стороны.
Сегодня актуальной проблемой образования является формирование у педагогов культуры восприятия и освоения мультимедиа информации, навыков работы в мультимедийной среде.
Вышеперечисленные проблемы должно решать Медиаобразование. Значение и содержание медиаобразования рассматривается в ряде публикаций, в которых говорится, что "медиаобразование сегодня должно стать частью непрерывного образования, от детского сада до вуза... Образование в области масс-медиа выступает сегодня как компонента общекультурной подготовки учащихся в соответствии с социальным заказом современной цивилизации... Медиаобразование призвано готовить подрастающее поколение к жизни в новых информационных условиях, научить педагога полноценно воспринимать различную информацию, понимать ее, осознавать ее возможные социальные последствия и воздействие на психику человека, овладевать способами общения на основе вербальных и визуальных форм коммуникации"8. Авторы наглядно доказывают, что компьютерная графика и анимация может быть эффективно использована как педагогическая технология медиаобразования.
Традиционно организуемые курсы компьютерной графики и анимации опираются на использование профессиональных программных пакетов, таких как Adobe Photoshop, Corel Draw, Adobe Premier, 3D Studio и т.д. Поэтому их ведут преподаватели информатики, не имеющие эстетического образования. Обучающие курсы предназначены для старшеклассников, у которых, как правило, уже сформирован стереотип взрослой медиакультуры. Это подтверждает и опыт организации фестивалей компьютерной графики и анимации "АНИГРАФ" (г.Москва, 1994-1999г.г.) и детских фестивалей "АНИМА" (г.Екатеринбург, 1999, 2000 г.г.), который показал, что дети в большинстве копируют взрослую культуру, не проживая и не выражая своего "Я". Дети с гуманитарным мышлением, с развитым эстетическим отношением к миру обычно не находят себя в этом виде деятельности. Специалисты отмечают низкий художественный уровень представления аудио-визуальной информации в мультимедийных проектах, и проектах в Интернет, разработанных учащимися под руководством педагогов.
Вышеперечисленные проблемы приводят к пониманию целесообразности и необходимости: во-первых, введения занятий компьютерной графикой и анимацией как пропедевтического курса в рамках государственной образовательной программы "Информатика"; во-вторых, перенесения акцентов в занятиях с детьми от изучения инструментальных средств для создания компьютерной графики и анимации на уровень творческого самовыражения ребенка средствами компьютерной графики и анимации; в-третьих, введения специальных курсов для педагогов информатики, с одной стороны, и педагогов-гуманитариев, в том числе преподающих искусство, с другой, для формирования навыков создания и работы с медиаинформацией.
Это позволит расширить использование новых медиатехнологий в педагогическом процессе, поможет педагогам в вопросах организации проектировочной работы с детьми (прежде всего медиапроекты на СD и в Интернет) и повысит эффективность образовательного процесса в целом.
Значимость нового видения образовательного пространства привела к необходимости разработки интерактивной мультимедийной среды, создающей возможности для творческой самореализации ребенка и педагога.
Группой авторов (Е.Храмцова, О.Суслова, Н.Басина, А.Куранов, А.Якобзон; автор идеи - Е.Храмцова) разработана эстетическая компьютерная среда (ЭКС), включающая в себя пакет программ по художественному фантазированию, моделированию и анимации, а также тематические медианаборы к программам для различных возрастных групп (Авторские свидетельства РосАПО №№ 940009, 950405. Сертификат Министерства Образования РФ № 0000021).
В основу разработки эстетической компьютерной среды (ЭКС) легла идея интеграции музыки и изобразительного искусства9 с возможностями компьютерной графики и анимации. В качестве основных элементов языка музыки и изобразительного искусства в компьютерной реальности были выделены: цвет, звук, линия, форма, фактура, движение, ритм, эмоция, взаимодействие, т.е. аспекты, которые апеллируют к нашему ассоциативному мышлению, двигательному, сенсорному, эмоциональному опыту.
Компьютерная графика и анимация представляют собой событие или цепочку событий, происходящих с Персонажем в Пространстве и во Времени. Персонажем может быть все: яблоко на экране компьютера, цвет, звук, настроение, "Я". Пространством может быть как графическая, так и музыкальная среда. Компьютерная среда, организованная на сочетании категорий искусства, позволяет "зазвучать" линии, цвету, форме - с одной стороны, и визуализировать музыкальный материал в его временной протяженности - с другой.
Компьютерные программы, входящие в ЭКС - это своеобразные художественно-музыкальные анимационные конструкторы, с помощью которых ребенок может моделировать как реальный, так и фантастический мир, создавать персонажей, различных по пластике, характеру, настроению. Программы предельно просты и доступны как для маленького, так и для взрослого пользователя и создают благоприятные (и необходимые) условия для эстетической творческой деятельности, ребенка и педагога.10
Таким образом, данная программа, разработанная авторами на основе принципов театральной педагогики, создает условия для развития у слушателей навыков работы в эстетической компьютерной среде, умение, в свою очередь, создавать необходимые психолого-педагогические условия для творческого самовыражения учащихся, формируют культуру восприятия и анализа медиаинформации.
Цель программы - формирование информационной культуры учителя на основе использования эстетической компьютерной среды, организованной на принципах театральной технологии.
Задачи
* формирование навыка использования компьютера как инструмента для творчества, созидания, реализации своих способностей;
* формирование умения использовать эстетические компьютерные среды для развития личностных качеств учащихся;
* формирование культуры восприятия и анализа медиаинформации;
* развитие навыков проектировочной деятельности;
* овладение навыками работы с пакетом программ по компьютерной графике и анимации в рамках образовательной программы повышения квалификации работников образования.
Категория слушателей
Программа курса предназначена учителям образовательных областей, включающих предметы: информатики, МХК, ИЗО, истории, словесности, музыки; руководителям ШМО по предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, педагогам дополнительного образования.
Продолжительность курса
Программа рассчитана на 124 часов (из них: 104 часа - аудиторные занятия - 4 сессии по 4 дня и 20 часов - самостоятельная работа).
Форма обучения - очная.
Режим занятий
Учебный день - 8 часов по 40 минут (сдвоенные двухчасовые занятия с 5-10-минутными перерывами и одним 45-минутным перерывом на обед).
Средства обучения
Персональные компьютеры: класса Celeron и Pentium, Монитор SVGA, Sound Blaster, колонки, наушники, клавиатура, мышь. 15 рабочих мест. Операционная система Windows 98.
Формы контроля и управления образовательным процессом:
1. Организация образовательного процесса со слушателями.
Форма организации работы со слушателями - лекционные и практические занятия. Лекции проводятся, в большей степени, в виде лекции-диалога, лекции-дискуссии, что позволяет актуализировать проблему и активизировать деятельность слушателей.
Практические занятия организуются в виде семинаров-практикумов и театральных тренингов на основе различных видов взаимодействия слушателей (фронтальная, групповая и индивидуальная работа), что позволяет создать условия для личностного творческого развития слушателей, оптимизировать формирование практических навыков организации образовательного процесса через приемы театральной педагогики, дифференцировать формы контроля, инициировать самостоятельную и проектную деятельность.
Наполняемость группы - 15 человек.
2. Организация самостоятельной работы со слушателями
2.1. Обязательный блок
* Апробация новых методов и приемов работы в учебном процессе. Составление аналитического отчета по результатам проделанной работы. Подбор творческих работ детей для иллюстрирования отчета.
* Проведение педагогического мониторинга, по разработанным авторами формам (см. Приложения №.№1,2).
* Разработка конспекта по циклу уроков к темам: "Пространство", "Персонаж", "Цвет", "Линия", "Форма", "Фактура", "Взаимодействие", "Эмоции", "Движение", "Сюжет".11
* Разработка конспекта по циклу уроков к теме: "Виртуальное путешествие в мир искусства"12.
2.2. Вариативный блок
* Проведение открытого урока с учащимися.
* Разработка цикла уроков интегративного типа (например, компьютерная графика и словесность, компьютерная графика и изобразительная деятельность).
* Выступление на ШМО с сообщением о театральных педагогических технологиях.
3. Текущий и итоговый контроль
* Представление и защита моделей уроков по темам курса.
* Защита аналитического отчета по результатам, апробированных методов и приемов работы в учебном процессе. Защиту проиллюстрировать творческими работами детей.
* Представление отчета по проведенному мониторингу.
* Представление и защита моделей уроков по темам курса.
* Защита аналитического отчета по результатам, апробированных методов и приемов работы в учебном процессе. Защиту проиллюстрировать творческими работами детей.
* Представление отчета по педагогическому мониторингу по заданным формам.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п
Наименование тем
Общее
к-во
часов
В том числе
1.

Теор.
занятия
Прак. занятия
Сам.
работа
1.
Введение в проблему преподавания информационной культуры в школе
2
2
-
-
2.
Методологическая основа курса "Компьютерная графика и анимация для детей
2
2
-
-
3.
Психолого-педагогические возможности эстетической компьютерной среды для творческой самореализации ребенка
12
2
-
10
4.
Основные принципы курса "Компьютерная графика и анимация для детей"
2
2
-
-
5.

Введение учащихся в информационную культуру
1. Эстетическая информация и способы ее получения
2. Обработка и преобразование информации
3. Кодирование информации
4. Хранение информации и передача информации
5. Алгоритмы
4
2
2
-
6.
Овладение навыками работы в Эстетической компьютерной среде
1.Основные характеристики компьютерных программ "Художник", "Конструктор", "Аниматор"
2. Анимация в ЭКС
16
2
14
-
7.
Основные понятия и эстетические категории ЭКС.
1. Пространство
36
8
28
-
8.
7. 2.Персонаж
8. 3. Цвет
9. 4. Форма
5. Фактура
6. Эмоции
7. Ритм
8. Взаимодействие
9.Сюжет


9.
Виртуальное путешествие в мир искусства
1. Композиция
2. Жанры
3.Готика
4. Русский собор
5. Искусство средневековой Японии
6. Искусство Возрождения
7. Импрессионизм
8. Постимпрессионизм
9. Пуантилизм
10. Кубизм
11. Абстракционизм
12. Сюрреализм
13. Модерн
32
12
20
-
10.
Технология подготовки и проведения урока компьютерной графики и анимации
18
3
5
10
Итого:
124
35
69
20


КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА И АНИМАЦИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ТЕМА 1. Введение в проблему преподавания информационной культуры в школе
Информационные технологии в образовании. Классификация, характеристики. Использование информационных технологий в учебном процессе, в организации воспитательной работы с учащимися.
Эстетическое отношение к миру и развитие творческих способностей ребенка. Ценности, смысловые установки, направленность на развитие творческого мышления ребенка, способствующего восприятию целостной картины мира.
Компьютерные курсы и программы, направленные на интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие детей. Важность развития творческого мышления ребенка в единстве рационально-логической и эмоционально - образной составляющих.
Концепция компьютерной среды обучения, как микромиров, представляющих собой некоторые модели реального мира, которые с той или иной степенью детализации творит сам ребенок, разработанная Сеймуром Пейпертом.
Важность наличия продукта учебной деятельности - творческого личностно значимого результата, возможности творческой самореализации.
Эстетическая компьютерная среда. Виртуальная реальность и особенности восприятия экранных искусств. Экологически чистая среда как среда адресованная к коллективному бессознательному. Эстетическая среда как среда, построенная по законам Бытия и среда, построенная по законам искусства: целостность, структурность, гармония, гуманность. Примеры виртуальных эстетических сред: артгалереи, энциклопедии искусств на компакт-дисках (CD). Отсутствие возможности собственной эстетической деятельности.
Развивающие компьютерные игры и программы для детей "открытого типа" как инструментом для творческой деятельности ребенка. Краткая характеристика. Примеры программ.
Эстетическая компьютерная среда (ЭКС)13: программы "Художник", "Конструктор", "Аниматор"; медианаборы к программам.. Курс "Компьютерная графика и анимация для детей" в учебно-воспитательном процессе школы.

ТЕМА 2. Методологическая основа курса "Компьютерная графика и анимация для детей"
Гуманистическая психология и ее принципы целостного рассмотрения личности. Идеи развития личности в деятельности и общении, ролевых отношениях и сотрудничестве.
Гуманизация образовательной деятельности, педагогические и психологические основы гуманизации. Личностно-ориентированная деятельность педагога. Создание условий для развития личности ребенка, его нравственного самоопределения, формирование жизненной позиции. Единство образования и воспитания.
Введение в компьютерные технологии через типические для возраста 5-7 лет виды деятельности: рисование, моделирование и драматизация.
Связь обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития ребенка. Понимание содержания обучения, как системы понятий и способов их получения. (теории Выготского, Леонтьева, Роджерса, Занкова, Эльконина, Давыдова).

ТЕМА 3. Психолого-педагогические возможности эстетической компьютерной среды для творческой самореализации ребенка
Среда, формирующая потребности и предоставляющая возможности для эстетической творческой деятельности на компьютере. Занятие компьютерной графикой и анимацией как единая игровая деятельность. Использование методов театральной педагогики в технологии занятий.
Особенности познавательной деятельности в ЭКС. Формирование целостного мышления через интеграцию научного и художественного методов познания мира. Особенности личностно-ориентированного обучения в ЭКС. Перенесение акцентов от знаний, умений, навыков на развитие личности ребенка.
Педагогические функции ЭКС: развивающая, обучающая и воспитательная. Развитие эмоциональной сферы. Развитие потребности в творческой самореализации. Формирование навыка творческой деятельности. Формирование эстетического отношения к миру. Формирование культуры восприятия и анализа медиа-информации.
Педагогические возможности ЭКС для индивидуального подхода к развитию личности: поливариативность, гибкость, оптимальность в подготовке материала. Педагогические возможности занятий конструированием в ЭКС: развитие алгоритмического, комбинаторного, визуального мышления. Педагогические возможности формирования элементарных пользовательских навыков учащихся. Организация педагогического мониторинга.

ТЕМА 4. Основные принципы курса "Компьютерная графика и анимация для детей"
Принцип взаимодействия (Взрослый-Ребенок, Персонаж-Пространство, Персонаж-Персонаж и т.д.). Принцип анализа медиаинформации (принцип ассоциаций, контрастного сопоставления, подобия, многообразия, принцип поиска нюанса, принцип нахождения аналогий). Принцип "Метафоры". Принцип одушевления неживого. Принцип "существенного" - выделение существенных признаков аудиовизуальных образов. Принцип "мостика" - соотнесение виртуальных образов и пространств с реальными в окружающей действительности.
Игровые средства ЭКС. Игровое пространство, игровой материал, правила игры. Единство эмоционального и рационального, возможность выбора. Принципы организации ЭКС, создающие игровую ситуацию: сравнение несравнимого, соединение условного и реального.

ТЕМА 5. Введение учащихся в информационную культуру
5.1. Эстетическая информация и способы ее получения
Сущность понятия. Эстетическая информация как фактор воздействия на эмоционально-чувственную сферу личности; ее отличие от других типов информации.
Сигнал, ощущение, восприятие, информация. Познание через систему сигналов и ощущений: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус.
5.2. Обработка и преобразование информации
Восприятие, как процесс получения и преобразования человеком информации об окружающем мире. Чувства, эмоции, образы, мысль, знание, мышление, логика как преобразующие составляющие. Поиск информации, упорядочивание потока информации
Произведение искусства, как источник информации, его восприятие.
5.3. Кодирование информации
Символ, знак, пиктограмма, звук, жест, цвет как информационный код.
Знак как чувственно воспринимаемый объект. Символизм, метафора. Буква - слово, цифра - число. Язык как форма представления информации. Лингвистический, машинный, алгоритмический язык. Язык искусства.
5.4. Хранение информации и передача информации
Художественное произведение (музыка, живопись, графика, литературный текст) как способ и форма хранения и передачи информации.
Медиасреда как источник информации. Организация ввода, хранения и поиска информации в компьютере. Понятия "диск", "папка", "файл".
5.5.Алгоритмы
Последовательность действий. Программа. Алгоритм.

Практические занятия
Занятия 1-2. Основные пользовательские операции в Windows: создание папок; копирование, удаление, перенос файлов; запуск программ; работа с окнами. Поиск информации в компьютере. Работа с CD дисками. Работа в локальной сети. Интернет.

ТЕМА 6. Овладение навыками работы в Эстетической компьютерной среде
6.1. Основные характеристики компьютерных программ "Художник", "Конструктор" , "Аниматор"
Технические характеристики, особенности интерфейса. Медианаборы к программам : графические, музыкальные, анимационные; наборы инструментов к программам.
Классификация наборов: по возрасту, по теме, по педагогической сверхзадаче (по направленности педагогического воздействия - на общее развитие, на художественное развитие, на реабилитацию )
Основные типы файлов, используемых в программах.
Приемы организации хранения детских работ и материалов к занятиям.

Практические занятия
Занятие 1 . Программа "Художник"
Освоение инструментов программы. Запуск программы. Основные функциональные клавиши. Сохранение работы. Используемые типы файлов. Художественное фантазирование в Брашечке. Рисование на свободную тему. Медианаборы на выбор: "Облачные превращалки" , "Фантазия", "Пальма", "Гармония".
Занятие 2. Программа "Конструктор"
Освоение инструментов программы. Основные функциональные клавиши. Сохранение работы. Основные типы файлов.
Конструирование. Создание персонажа в Конструкторе. Моделирование движения персонажа. Задание на создание персонажей в библиотеках на выбор: "Куклы". "Персонаж из осенних листьев", "Чудилки", "Клоун".
Занятие 3. Программа "Аниматор"
Овладение инструментами программы и возможностями создания двухмерной анимации в данной программе. Сохранение работы. Основные типы файлов программы. Задание на создание простого анимационного этюда с готовыми спрайтами для персонажей и фонами для анимации. Библиотеки на выбор: "Куклы", "Животные" , "Чудилки" , "Персонаж" .

6.2. Анимация в ЭКС
Скорость, время и траектория движения. Ритм. Пластика персонажа. Связь скорости, времени и траектории в построении движения персонажа. Характер движения персонажа. Основные типы движения. Однофазная, двухфазная и многофазная анимация. Простые траектории, составные траектории.
Движение под музыку. Распределение времени движения внутри музыкального фрагмента. Настроение персонажа и характер его движения, заданные музыкой. Характер персонажа, тип его движения и музыка. Анимационные возможности передачи нюансов характера и настроения персонажа. Движение 2-х и более персонажей. Взаимодействие персонажей.

Практические занятия
Занятие 1. Разработка персонажей с разным типом движения : прыгает, скачет, танцует, бежит, идет, ползет, летит и т.д. Выполнение 2-3-х фазной анимации в медианаборе "Персонаж из осенних листьев",
Занятие 2. Создание сложного движения персонажей. Последовательность действий. Составные траектории. Выбор музыкального фрагмента, адекватный характеру действия и создание анимационных этюдов. Работа в медианаборах по выбору: "Сказки", "Коралл".
Занятие 3. Создание и анимация персонажей различных по характеру, настроению, состоянию. Выбор музыкального фрагмента, адекватного характеру и настроению анимации. Работа в медианаборе "Персонаж".
Занятие 4. Создание и анимация персонажей, адекватных по характеру и настроению предлагаемому музыкальному фрагменту. Медианаборы по выбору: "Музыкальные хвостики рыб", "Патефон", "Коралл" .

ТЕМА 7. Основные понятия и эстетические категории ЭКС
Основные понятия (Персонаж, Пространство, Время) и семантические единицы курса (цвет, звук, линия, форма, фактура, эмоция, ритм, движение, взаимодействие) в ЭКС.
Компьютерная графика и анимация как событие или цепочка событий , происходящих с Персонажем в Пространстве и во Времени. Главное событие. Сюжет.


Практические занятия
Занятие 1. Пространство
Пространство природы (открытое, закрытое, пещера, берег реки, гористая местность и т.д.). Работа с пространством природы в медианаборе "Замок". Создание замка, гармонично вписанного в природную среду.
Работа с перспективой пространства в наборе "Перспектива". Создание пространственной композиции по правилам линейной и воздушной перспективы
Пространство аллеи. Работа с перспективой пространства аллеи в медианаборе "Деревья". Создание композиции на темы: "Скучная аллея", "Аллея радости", "Холодная аллея", "Загадочная аллея", "Ветреная аллея" и т.д..
Многоплановое пространство. Работа с планами природного пространства в медианаборе "Камни": анализ фонов, передающих передний, средний и задний планы; создание многоплановой композиции.
Настроение пространства (ледяной покой, ночная гроза, теплая радость, утреннее пробуждение и т.д.). Работа с настроением пространства в медианаборе "Настроение природы". Создание композиций, передающих различные эмоциональные состояния природы. Анализ созданных композиций.
Занятие 2 . Персонаж
Предмет как персонаж.
Проведение игрового тренинга с растениями и предметами. Истории и ситуации, которые могут произойти с предметами-персонажами. Работа с персонажем кактус в медианаборе "Кактус". Создание композиции с кактусом-персонажем, раскрывающей характер выбранной формы кактуса.
Предмет как персонаж. Работа с персонажем свеча в медианаборе "Свеча". Создание композиции со свечой - персонажем, раскрывающей характер выбранной формы свечи.
Музыкальная тема как персонаж. Работа с персонажами, характер которых задается различными музыкальными темами: Мусоргский М. "Картинки с выставки" "Гном"; Бетховен Л. Багатели: a - moll, D - dur. Работа в медианаборе "Музыкальные портреты". анализ характера графических линий; поиск аналогии между линией в графике и линией в музыке; создание абстрактных графических композиции, отражающих характер музыкальных персонажей.



Занятие 3. Цвет
Цвет времени года. Работа в медианаборе "Осень", "Зима", "Весна", "Лето". Создание композиции в одной из палитр времен года.
Цвет времени года и эмоциональное состояние, созданное музыкой. Работа в медианаборе "Музыкальная осень". Создание композиции, передающей настроение музыки.
Цвет времени суток. Работа в медианаборе "Ночь", "Утро", "Вечер". Создание композиции по теме "Цвет времени суток".
Цвет природных стихий. Работа в медианаборе "Огонь". Создание композиции по теме "Цвет природных стихий".
Цвет эмоциональных состояний (спокойствие, тревога, страх, напряжение, радость, мечтательность). Работа в медианаборе "Эмоциональные состояния". Создание композиции по теме "Цвет эмоционального состояния".
Занятие 4. Линия
Линия в графике. Работа с линией в графике в медианаборе "Линия". Создание графической композиции по теме "Линии".
Линия в графике. Работа с линией в графике в медианаборе "Упражнение". Выполнение упражнения на моторику руки. Создание графической композиции.
Нахождение аналогии между линией в графике и линией в музыке.
Работа с линией в графике и музыке в медианаборе "Музыкальные хвостики рыб". Поиск аналогии между линями в хвостиках рыб и элементами подводной среды (водорослями, камушками, волнами). Создание графической композиции с рыбками.
Работа с линией в графике и музыке в медианаборе "Линия музыкальная". Создание графической композиции по теме "Музыкальные линии".
Занятие 5. Форма
Выполнение упражнений на фантазию с абстрактной формой. Работа с абстрактной формой различного характера в медианаборе "Форма". Проведение игры "Превращалки". Создание из абстрактной формы персонажей или пространства по теме "Фантазирование с абстрактной формой".
Выполнение упражнений на фантазию с формой фруктов (яблоко, половинка яблока, огрызок яблока, груша, долька арбуза). Работа с формой различных фруктов в медианаборе "Форма фруктов". Создание из формы фруктов персонажей или пространства.
Нахождение стилевых особенностей формы. Работа с формой домов, различного характера, для гномов в медианаборе "Гномы". Анализ характера гномов (веселый, лучистый, сонный, бегущий, подпрыгивающий). Поиск аналогии между характерами гномов и характером формы домов. Создание композиции с домиком, соответствующим характеру гнома.
Занятие 6. Фактура
Фантазирование с абстрактным фактурным пятном. Работа с абстрактным фактурным пятном в медианаборе "Фактурное пятно". Проведение игры "Превращалки". Создание персонажа или пространства по теме "Фантазирование с абстрактным фактурным пятном".
Фактура неба. Фактура облаков (тяжелая - легкая, плотная -прозрачная, светлая - темная, пушистая - колючая и т.д.). Работа с фактурой облаков в медианаборе "Облака". Создание графической композиции по теме "Фактура облаков".
Фактура земли. Фактура листвы, травы, камушков, шкуры динозавра. Работа с фактурой земли в медианаборе "Динозавр". Создание природного пространства и персонажа по теме "Фактура земли".
Фактура зимы. Фактура снега и льда. Работа с фактурой зимы в медианаборе "Лед". Создание композиции, передающей ледяное холодное пространство.
Фактура уральских камней: малахита, агата, яшмы, родонита и т.д.. Работа с фактурой камня в медианаборе "Каменные фантазии". Фантазирование с фактурой камня. Создание природного пространства и персонажей по теме "Каменные фантазии".
Фактура различных по характеру шрифтов (легкий, тяжелый, грубый, витиеватый, изысканный и т.д.). Работа с фактурой шрифта в медианаборе "Шрифт". Создание природного пространства и персонажей, используя абстрактные пятна, из различных по характеру шрифтов.
Фактура в графике и фактура в музыке. Рассмотрение следующих характеристик: грубая, тяжелая, легкая, искрящаяся, прозрачная, Т в медианаборе "Фактура муыкальная". Создание природного пространства и персонажей.
Занятие 7. Эмоции
Различные эмоциональные состояния персонажа, выраженные мимикой глаз (радость, страх, удивление, агрессия, спокойствие, злоба, усталость, мечтательность, растерянность и т.д.). Работа с мимикой глаз в медианаборе "Глаза". Анализ мимики глаз. Создание портрета, соответствующего эмоциональному состоянию глаз.
Различные эмоциональные состояния персонажа, выраженные мимикой лица (радость, страх, удивление, гнев, плач, застенчивость, равнодушие и т.д.). Работа в медианаборе "Мимика лица". Проведение игры "угадай настроение человека по мимике его лица". Знакомство со схематической таблицей сокращения мускулов лица при различных психологических состояниях (по М. Дювалю). Создание портретов, отражающих различные эмоциональные состояния.

Занятие 8. Ритм
Ритм в абстрактной композиции. Работа с ритмом в медианаборе "Ритмический портрет". Проведение игры "Ритм моего дня". Создание своих ритмических портретов на темы: "Я сонный", "Я на контрольной", "Я на перемене" и т.д..
Занятие 9. Взаимодействие
Взаимодействие персонажей. Исследование фактурных пятен (объектов), как персонажей, находящихся во взаимодействии друг с другом. Определение характера взаимодействия (играют, ссорятся, хотят подружиться, опасаются друг друга и т.д.), исходя из свойств фактуры, формы и расположения пятен (объектов) относительно друг друга. Наборы: "Взаимодействие", "Деревья", программа "Художник".
Взаимодействие природной среды и героя из произведения изобразительного искусства (герой из картины А.Матисса "Танец", герои из гравюр С. Красаускаса "Рождение женщины", героиня из картины В. Тициана "Даная" и другие). Работа с героями из произведений изобразительного искусства в тематическом наборе "Взаимодействие героя и пространства". Анализ эмоционального состояния и психологического жеста героев. Нахождение аналогий между эмоциональным состоянием героя и природной средой. Создание среды, адекватной эмоциональному состоянию героя.
Создание анимационного этюда на взаимодействие 2-х и более персонажей по определенному характеру взаимодействия: играют, ссорятся, хотят подружиться, опасаются друг друга и т.д. Работа в программах "Конструктор", "Аниматор" , медианаборы : "Животные", "Радуга", "Куклы", "Кактусы", "Сказки"
Занятие 10. Сюжет
Сюжет: завязка, развитие сюжета, главное событие, финал. Создание сюжетной анимации в наборах "Истории про рыцаря", "Сказки", "Каменные фантазии". Создание группового рассказа.
Драматургия музыкального фрагмента. Сюжет: завязка, развитие сюжета, главное событие, финал в музыке. Темп, ритм и пластика героев. Анализ предлагаемых музыкальных фрагментов с точки зрения сюжета .
Работа по созданию "истории" героя в предлагаемой музыкальной и графической среде в медианаборе "Герой".
Создание сюжетных графических работ на основе предлагаемого музыкального материала в медианаборе "Герой-1", "Герой-2".
Создание сюжетной анимации в наборах: "Утро музыкальное", "Коралл".

ТЕМА 8. Виртуальное путешествие в мир искусства
Законы композиция как ключ к пониманию смысла произведения искусства и как средство постижения гармоничного взаимоотношений с миром. Создание творческой работы как факт со-причастности, со-творчества, со-бытия с миром искусства.
Возможности компьютерной технологии в освоения мира искусства.
Организация процесса виртуального путешествия в мир искусства на занятиях с детьми с учетом общих принципов анализа визуальной информации.
Методы работы с медианаборами и мультимедийными энциклопедиями по искусству. Диалог с художественным текстом. Произведение искусства как "предлагаемые обстоятельства". Соотнесение собственных переживаемых ощущений и эмоций с чувственным содержанием произведения искусства. Идея "путешествий". Выстраивание смысловых связей между историческими эпохами и современностью.

Практические занятия
Занятие 1. Композиция
Знакомство с предметной композицией. Анализ нескольких композиций, отражающих через характер взаимодействия предметов различные жизненные ситуации. Работа в медианаборе "Предметы". Создание композиций на темы: "Пикник", "Угроза", "Тайна", "Трудный выбор", "Праздник души", "Записка" и т.д. Анализ проделанной работы.
Отражение времени в композиции. Работа в медианаборе "Предметы". Создание композиции на темы: "Вечность", "Миг", "Мимолетность" и т.д. Анализ проделанной работы.
Различный характер взаимодействия в композиции. Работа в медианаборе "Кандинский". Создание абстрактной композиции на следующие темы: "Дружба", "Ссора", "Все против одного", "Лидер" и т.д.
Композиции из геометрических фигур, отражающие различные взаимодействия и эмоциональные состояния. Работа в медианаборе "Геометрическая композиция". Создание абстрактной геометрической композиции на темы: "Дискотека", "Подружки", "Урок", "Угроза" и т.д.
Занятие 2. Жанры
Знакомство с жанрами в изобразительном искусстве. Работа в медианаборе "Маски неба". Создание композиции на тему "Портрет неба".
Занятие 3. Готика
Знакомство с мировоззрением Средневековой Европы. Знакомство со стилевыми особенностями готической архитектуры. Знакомство с устройством и символикой готического храма. Работа в медианаборе "Готика". Создание композиции из готических элементов на темы: "Готический собор", "Пейзаж", "Животное" и т.д. по выбору.
Занятие 4. Русский собор
Знакомство с мировоззрением Древней Руси. Знакомство со стилевыми особенностями русской архитектуры. Знакомство с устройством и символикой русского храма. Работа в медианаборе "Русский собор". Создание композиции из архитектурных элементов на тему: "Русский собор".
Занятие 5. Искусство средневековой Японии

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign