LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


ТЕХНОЛОГИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и основные положения проблемы
Практика преподавания предметов искусства в общеобразовательных учреждениях показывает, что в педагогике искусства по-прежнему сохраняется информационный подход, включающий в основном только сухие сведения о жизни и деятельности художников, композиторов, писателей, которые порой дополняются информацией, передающей образно-эмоциональное содержание произведений искусства. Собственно жизнь музыкальной или живописной материи и таящийся в ее чувственной знаковости смысл ускользают от невнимательного взгляда.
В специализированных художественных школах основное внимание уделяется технологии овладения средствами того или иного вида искусства и мало времени посвящают главному - постижению психологических механизмов возникновения художественного образа и изучению языка различных видов искусства как семантического пространства, в котором мир реальный отражается во всем сложном чувственном и смысловом многообразии.
При такой постановке образовательного процесса остается невостребованным основное - чувственное отражение мира: факт творчества, фантазийная игровая трансформация впечатлений реального мира; индивидуальность высказываемого взгляда на мир. Следовательно, введение ребенка в мир искусства происходит неадекватными природе искусства средствами.
На сегодняшний день появились новые тенденции в развитии ребенка средствами искусства, которые нашли отражение в нетрадиционных технологиях, учебных программах и методических пособиях.
1. Рассмотрение того или иного вида искусства как особого языка, особой семиотической системы, способствующих "непосредственному введению детей в знаковую ситуацию", что обеспечило бы в дальнейшем адекватное восприятие произведения искусства.
2. Стремление к синтезу различных видов искусства, их взаимодополняемости.
3. Ориентация на дошкольный и младший школьный возраст как на наиболее благоприятный в плане развития восприятия выразительных средств искусства.
4. Опора на игровую деятельность как доминирующую в этих возрастных границах.
Наиболее значимыми в контексте этих тенденций, на наш взгляд, являются несколько альтернативных программ.
Авторы концепции курса общего художественного развития школьников первого года обучения А.Мелик-Пашаев и З.Новлянская полагают, что в начальном постижении ребенком того или иного вида искусства, необходимо идти не от отработки технических навыков, а от эмоционально-чувственной наполненности окружающего мира, с одной стороны, к эмоциональному смыслу произведений искусства, - с другой. Кроме того, по мнению авторов, очень важно заложить основы восприятия родства различных видов искусства, общности эмоционально-эстетического воздействия произведений искусства. Ценным аспектом программы является также идея трансформации детской игры в различные аспекты детского творчества. К сожалению, программа существует пока только как проект курса для 1 класса общеобразовательной школы.
В основе концептуального подхода авторов программы курса "Синтез искусств: Путешествие в прекрасное" О.А.Куревиной и Г.Е.Селезневой - идея создания целостной картины мира на основе интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения ребенка, и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства, отражающего мир и человека в нем. Таким образом, отмечают авторы, парадигмальность мышления, являясь основой соотношения жизни и искусства, реальности и игры, становится стержнем, на который нанизываются знания ребенка о мире, об искусстве, о себе. Знания об отдельных видах искусства позволяют осознать их специфические особенности. Синтез знаний об отдельных видах искусства, их соединение в единый сплав, помогает создать у ребенка представление об образе мира в его вечности и бесконечности.
Программа "Дети. Мир звуков. Музыка" Манаковой И.П. и Салминой Н.Г. является первой по сути поставленной в ней проблематике, связанной с семиотическим подходом в постижении ребенком языка искусства (в данном случае - языка музыки). Это своеобразное "освоение звуковой реальности" при иллюстративно-вспомогательной роли литературы и изобразительного искусства. Схематичная знаково-символическая система направлена на закрепление в сознании ребенка тех или иных элементов музыкального языка.
Вышеизложенные концептуальные положения определили методологические основания авторской программы "Введение в язык искусства"2, содержание которой рассматривается в рамках данного курса, построенной на принципиально ином подходе: с одной стороны, интегративного по способу освоения и изучения мира искусства и интегративного в использовании принципов театральной педагогики в образовательном процессе, с другой.
На взгляд авторов, наиболее целостное эстетическое постижение картины мира во всем ее многообразии цвета, звуков, формы возможно, когда художественное произведение одного вида искусства постигается посредством смысловой семантики другого (например, характер движения, ритма музыки помогает почувствовать и ощутить движение цвета и линий в произведении изобразительного искусства).
В освоении музыки, изобразительного искусства и литературы оказалась весьма действенной методология изучения жизни художественного образа, разработанная в теории и практике театра.
Открывая метод физических действий, К.С.Станиславский со своими учениками шел к "началу", к "детскости" чувств. Фактически театральная педагогика, "не предполагая того", создала практический метод по реализации психологических исследований в области сенсорного развития ребенка, формирования образа, ассоциативного мышления, психологии игры, все время рефлексируя чувственный аспект познания. Ни один этап здесь не упущен: от первичного сенсорного опыта - объективной природы человека - до рождения художественного образа - субъективного отражения мира сознанием.
Практические исследования К.С.Станиславского и М.Чехова, направленные на постижение психофизических процессов творчества, происходили автономно и параллельно с теоретическими исследованиями Л.Выготского в области психологии искусства, а затем и в области детской психологии. Стремясь преодолеть разрыв, существующий между теоретической психологией и практикой образования, авторы обратились к опыту театральных систем, к возможности их использования в процессе занятий искусством с детьми, начиная с самого раннего возраста.
Применение принципов и методологии театрального искусства на занятиях музыкой, изобразительным искусством и литературой позволяет решать ряд проблем, предоставляя в педагогический арсенал:
* принципы синтеза различных видов искусства;
* режиссуру построения игровой учебной ситуации, в которой возможно подключение собственного опыта ребенка;
* технологию развития воображения на основе игрового ассоциативного тренинга.
Основываясь на общности процессов детской игры и художественного творчества, авторы данной программы предлагают иную форму занятий искусством - эстетическую игру, построенную по законам драматургии. Полноценное эстетическое восприятие предполагает способность мыслить, чувствуя. Это и есть главная цель совместной с детьми игры (на уроке или вне урока), которую можно назвать игрой эстетической.
Эстетическая игра строится по законам искусства: композиция, выбор персонажей, завязка, развитие, событие, темпоритм, смена настроения и пластики персонажей, контраст, метафора, сопереживание, импровизация. Участвуя в такой игре, находясь в ее пространстве, действуя по ее законам, ребенок, сам того не подозревая, осваивает язык и законы искусства.
Авторами данной программы разработаны методы актуализации содержания художественного текста. В общеобразовательном процессе актуализация содержания произведения искусства для ребенка остается проблемой. Сила воздействия искусства на психофизику ребенка, на его подсознание может быть очень велика в том случае, когда "мировой опыт", заложенный в искусстве, соприкоснется с его опытом. Вероятность этой встречи (не в последнюю очередь) определяет педагог, работающий с ребенком. Поэтому педагогу недостаточно досконально знать художественное произведение, его смысл, философию, текст и контекст, в котором оно создавалось, чтобы предложить детям его обобщенно-эмоциональную характеристику. Педагог должен владеть активными методами актуализации содержания произведения искусства.
Цель программы - обучить слушателей технологии использования театральной педагогики в преподавании предметов искусства.
Задачи
* формирование эмоционально-рационального отношения к звуку, цвету, линии, форме как к игровому материалу;
* научение активным методам работы с художественным материалом;
* ознакомление с методами нахождения общности в смысловом пространстве и в языковых структурах произведений искусств различных видов;
* освоение системы упражнений, творческих заданий, направленных на развитие у ребенка полиаспектного восприятия языка искусства;
* обучение методике проведения урока как эстетической игры, основанной на принципах театральной педагогики;
* развитие навыков технологии взаимодействия с ребенком на основе диалога и творческого сотрудничества.
Категория слушателей
Программа курса предназначена для учителей образовательных областей, включающих предметы: ИЗО, музыка, МХК, история, русский язык, литература; руководителям ШМО по предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, педагогам дополнительного образования.
Продолжительность курса
Программа рассчитана на 74 часа (из них: 54 час. - аудиторные занятия - 3 сессии по 3-4 дня, 20 часов - самостоятельная работа).
Режим занятий
Учебный день - 6-8 часов по 40 минут (сдвоенные двухчасовые занятия с 5-10-минутными перерывами и одним 45-минутным перерывом на обед).
Средства обучения
1. Для проведения обучения слушателей необходимы:
* две аудитории: одна - 50 кв.м, свободная от мебели (для тренинга), другая - учебная оборудованная аудитория (доска, парты, стулья);
* оборудование: мольберты - 20-25 штук, видео и аудиоаппаратура, фортепиано;
* методический и дидактический материал: альбомы по искусству, нотные издания классической и современной музыки; авторские разработки конспектов уроков, праздников, комплексы театральных тренингов, диагностические карты, программы, записанные на CD ROM, методические пособия, разработанные авторами программы 3.
2. Для участия в учебном процессе слушателям необходимо иметь:
* спортивный костюм для занятий на театральном тренинге;
* бумагу для рисования (5 листов ватмана А-4, А-5), краски (гуашь и акварель), кисти № 5, 10, цветную бумагу, ножницы, клей, фломастеры, коробку цветного пластилина.
Формы контроля и управления образовательным процессом
1. Организация образовательного процесса со слушателями.
Форма организации работы со слушателями - лекционные и практические занятия. Лекции проводятся в виде лекции-диалога, лекции-дискуссии, что позволяет актуализировать проблему и активизировать деятельность слушателей.
Практические занятия организуются в виде круглых столов, дискуссий, семинаров-практикумов, деловых игр и театральных тренингов на основе различных видов взаимодействия слушателей (фронтальная, групповая и индивидуальная работа), что позволяет создать условия для личностного творческого развития слушателей, оптимизировать формирование практических навыков организации образовательного процесса через приемы театральной педагогики, дифференцировать формы контроля, инициировать самостоятельную и проектную деятельность.
2. Самостоятельная работа слушателей
Содержание курса предполагает широкий спектр самостоятельной работы слушателей как в процессе занятий, так и в межсессионный период и включает изучение психолого-педагогической и методической литературы, разработку конспектов, самостоятельное проведение уроков (с возможной видеозаписью), моделирование и проектную работу, разработку авторских программ, написание рефератов.
2.1. Обязательный блок:
* апробация новых методов и приемов работы в учебном процессе, составление аналитического отчета по результатам проделанной работы с приложением творческих работ детей для его иллюстрирования;
* разработка конспекта по циклу уроков к темам: "Пространство", "Время", "Персонаж", "Цвет", "Линия", "Форма", "Фактура", "Взаимодействие", "Эмоции", "Движение";4
* составление аннотаций по предложенному списку литературы.
2.2. Вариативный блок:
* проведение открытого урока с учащимися;
* выступление на ШМО с сообщением о театральных педагогических технологиях.
3. Текущий и итоговый контроль
Текущий контроль осуществляется в период 2-й и 3-й сессий. Итоговый контроль осуществляется в период последней сессии в виде защиты творческих проектов в соответствии с выбранными слушателем формами.
Итоговый контроль:
* защита проекта урока или показ видеоурока и его защита;
* защита аналитического отчета по результатам апробированных методов и приемов работы в учебном процессе (защиту проиллюстрировать творческими работами детей);
* защита разработанного в процессе занятий на курсах методического материала к урокам.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п
Наименование тем
Общее
к-во
часов
В том числе
1.

Теор.
занятия
Прак занятия
Сам.
работа
Раздел 1. Предмет искусства как педагогическая проблема
1.
Культурологический аспект проблемы
2
2
-
-
2.
Искусство в системе общего развития личности
2
2
-
-
3.
Технология преподавания предметов искусства
2
2
-
-
Раздел 2. "Введение в язык искусства" - образовательная
программа для детей 3-10 лет

1.
Основные методологические идеи курса

2
2
-
-
2.
Основные понятия курса
1. Пространство
1.1. Пространство материала
1.2. Пространство интерьера
1.3. Пространство музыкального произведения
1.4. Пространство произведения изобразительного искусства
2. Персонаж
1.5. Цвет как персонаж
1.6. Предмет как персонаж
1.7. Звук как персонаж
1.8. Герой произведения искусства как персонаж
3. Время. Образ времени в произведении искусства

16
-
12
4
3.

Тематическая структура курса и ее смысл
1. Цвет
1.1. Работа с цветом
1.2. Работа с цветом и звуком
2. Линия
2.1. Линия в графике и линия в музыке
2.2. Линия в природе и линия в музыке
2.3. Линия в музыке - линия в графике: нахождение аналогий
3. Форма
1.9. Работа с абстрактной формой из бумаги
1.10. Работа с формой звука
2. Фактура
3. Эмоции
3.1. Эмоциональные состояния
3.2. Эмоциональные состояния персонажа.
4. Движение
4.1. Пластика персонажа
4.2. Пластика персонажа под музыку
5. Симметрия
5.1. Симметрия в природе и в искусстве
5.2. Симметрия в музыке
6. Взаимодействие
6.1. Взаимодействие двух и нескольких предметов
6.2. Настроение в натюрморте
6.3. Взаимодействие в натюрморте
6.4. Взаимодействие в музыке
6.5. Взаимодействие пространства и персонажа

20
-
16
4
4.
Основные принципы преподавания курса

4
4
-
-
5.
Эстетическая игра как метод организации занятий искусством
1. Проектирование уроков различного вида по предлагаемым темам
2. Проектирование цикла уроков различного типа на предлагаемые темы
3.Защита проектов уроков (итоговый контроль)

20
-
10
10
6.
Технология изготовление методического материала к занятиям
1. Разработка и изготовление конструкторов
2. Разработка и изготовление "тактильных лапок"
3. Разработка и изготовления "фактурных фонов"

6
1
3
2
Итого:
74
13
41
20



ТЕХНОЛОГИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Предмет искусства как педагогическая проблема
Тема 1. Культурологический аспект проблемы
Эстетическое и художественное. Роль эстетических смыслов в языке искусства. Функции художественного языка в творчестве и восприятии искусства. Художественное восприятие и творчество как культурологическая проблема.
Структура художественного произведения. Художественная форма и содержание. Художественная форма и контекст. Особенности восприятия художественного произведения.
Видовая структура искусства. Принципы классификации видов искусства. Система искусств. Синтез искусств. Язык искусства.
Тема 2. Искусство в системе общего развития личности
Искусство и развивающаяся личность: психологические и педагогические аспекты проблемы. Возрастные особенности художественного восприятия и художественно-эстетической деятельности детей 3-10 лет. Сопереживание и созерцание. Воображение и творчество в дошкольном и младшем школьном возрасте. Креативность и ее диагностика.
Тема 3. Технология преподавания предметов искусства
Общедидактические и специфические принципы построения урока искусства. Структурные компоненты урока. Методы преподавания предметов искусства в школе - проблема поиска адекватности. Два подхода к изучению предметов искусства: информативный и семантический - противоречия и приоритеты. Проблема актуализации содержания произведения искусства для ребенка: опыт ребенка и "мировой опыт" - два сообщающихся сосуда. Особенности художественного познания и особенности детского творчества - общее и различное: искусство как игра и детская игра, синтез и синкретизм.
Раздел 2. "Введение в язык искусства" - образовательная
программа для детей 3-10 лет
Тема 1. Основные методологические идеи курса
Диалог с художественным текстом. Эмоционально-ассоциативный метод работы с произведением искусства. Игра и искусство. Вымысел и реальность. Идея путешествий.
Возможности театральных систем К.С. Станиславского и М.Чехова в процессе занятий искусством с детьми. От первичного сенсорного опыта до рождения художественного образа. "Следы" материального в художественном тексте. Синтетичность игровой природы театрального искусства и синкретизм детского творчества. Пространство художественного произведения как "предлагаемые обстоятельства".
Интеграция как способ нахождения образно-эмоциональной общности в произведениях разных видов искусства и выделения общих языковых структур. Слышу картину - вижу музыку. Визуализация, моделирование, вербализация музыкального произведения и "одействование", "озвучание" картины. Распознавание смысла художественного текста. Психофизиологический компонент восприятия художественного текста. Архетипы как основа общечеловеческой символики, эстетического восприятия и художественного творчества.
Тема 2. Основные понятия курса
Пространство - пространство природы, пространство искусства, личное психологическое пространство моего "Я".
Персонаж - Я сам; предмет или явление природы; предмет, созданный человеком; предмет искусства: цвет, линия, форма, звук, музыкальная тема или герой произведения искусства.
Время - время года, суток, сказочное время, время в произведении искусства. Восприятие времени.
Практические занятия
Занятие 1. Пространство
1.1. Пространство материала
Проведение игры "Путешествие внутрь материала". Работа с внутренним пространством материала: представление себя в пространстве (в баночке с гуашью, внутри камня, в капусте, в мыльном пузыре); анализ ощущений (как мы двигаемся; что чувствуют наши руки, плечи, пяточки); создание композиции, отражающей характер и колорит внутреннего пространства материала. Анализ выполненных композиций.
1.2. Пространство интерьера
Выполнение упражнений на гармонизацию пространства аудитории, работая индивидуально и в группе. Работа с мебелью и предметами в пространстве учебной аудитории, создание пространства: "гармоничное пространство", "пространство суеты", "пространство простора", "многоуровневое пространство"; подбор музыкальной темы, соответствующей атмосфере пространства. Анализ проделанной работы.
1.3. Пространство музыкального произведения
Образ моря в музыкальных произведениях К.Дебюсси, Н.Римского-Корсакова, А.Глазунова: "превращение в море" - отражение в пластике тела характера моря, изображенного в музыкальных произведениях; составление колористической палитры каждого "музыкального моря"; создание живописной композиции.
1.4. Пространство произведения изобразительного искусства
Образы природы в произведения изобразительного искусства художников М. Сарьяна, Н. Рериха, П. Сезанна: проведение игры "Путешествие в пространство картины"; создание живописной композиции.
Занятие 2. Персонаж
2.1. Цвет как персонаж
Выполнение индивидуальных заданий и живописных упражнений. Работа с цветом (синий, красный и т.д.): создание абстрактных живописных композиций - синий плывет, блаженствует, бежит, сияет, грустит, сердится; синий мягкий, колючий, шершавый и т.д. Анализ выполненных композиций.
2.2. Предмет как персонаж
Выполнение живописных упражнений. Работа с персонажем "груша" из натюрморта П.Сезанна: сочинение истории про путешествие груши (груша парит в облаках, стремительно летит, падает, потерялась, попадает в тесное пространство, бежит); создание абстрактных живописных композиций на одну из ситуаций. Анализ выполненных композиций.
2.3. Звук как персонаж
Игра "Звук в ладошку" и "Я превращаюсь в звук". Анализ проделанной работы.
2.4. Герой произведения искусства как персонаж
Герой как персонаж произведения изобразительного искусства: Э.Нольде "Танцующая девушка" (голубая), М.Андреенко - эскиз костюма Печального клоуна, П.Пикассо "Любительница абсента", А.Матисс "Синяя обнаженная".
Игра "Живые портреты": превращение в портреты, передавая пластику и характер персонажа (о чем он думает?, что любит?). "Превращение" персонажа в цветы. Выполнение портрета персонажа в виде цветка, сохраняя настроение картины. Анализ выполненных композиций.
Занятие 3. Время
Время в произведении искусства. Работа с набором репродукций картин: время течет медленно, бежит, стоит; время тревожно, время как вечность и мимолетность и т.д. Создание живописной композиции на ощущение времени. Анализ проделанной работы.
Тема 4. Тематическая структура курса и ее смысл
Материал. Природный и неприродный материал, его свойства.
Цвет. Цвет как признак материального мира и цвет как выразительное и изобразительное средство искусства.
Звук. Звук как признак материального мира и звук как выразительное и изобразительное средство искусства.
Эмоции. Эмоциональные переживания человека и эмоции как эстетическое переживание мира.
Движение. Движение как свойство материального мира и движение как выражение эмоционального состояния персонажа и пространства в произведении искусства.
Линия. Линия в мире природы и линия как средство искусства.
Форма. Форма в мире природы и форма как средство искусства.
Фактура. Фактура природного и неприродного материала и фактура художественного произведения.
Симметрия. МетроРитм. Ритм и симметрия в природе и как средство искусства.
Взаимодействие. Взаимодействие как способ осуществления внутренних и внешних отношений, связей в жизни. Взаимодействие как способ отражения жизни персонажа и пространства в искусстве, как взаимосвязь и взаимообусловленность всех элементов языка искусства.
Практические занятия
Занятие 1. Цвет
1.1. Работа с цветом
Работа с цветом на примере репродукций картин: цвет мягкий, жесткий, колючий, легкий, тяжелый, тихий и т.д. Анализ проделанной работы.
1.2. Работа с цветом и звуком
Поиск цветового решения отдельных звуков-шумов (топот, шепот, звук укуса яблока, звук школьного звонка, шуршания, звон стекла, звук колокола и т.д.); работа с цветом отдельных музыкальных звуков и музыкальных фраз. Анализ проделанной работы.
Занятие 2. Линия
2.1. Линия в графике и линия в музыке
Анализ музыкальных тем, отражающих различный характер музыкальных линий; анализ характера линий; "зарисовки" музыкальных линий. Анализ проделанной работы.
2.2. Линия в природе и линия в музыке5
Поиск линий различного характера в веточках деревьев (волнистая гладкая - веточка клена; колючая, с острыми шипами - ветка боярышника; усыпанная шишечками - веточка лиственницы; узловатая, с острыми почками - тополя; и тоненькая, прямая - веточка березы). Нахождение аналогий между линией в природе и музыкальной линией (музыкальные темы как веточки-линии).
Игра в "ассоциации": расположение веточек за теневым экраном, изменение ракурса веточек, ассоциация с образом.
Игра "Скульптор и глина": характер веточки в пластике тела. Анализ проделанной работы.
2.3. Линия в музыке - линия в графике: нахождение аналогий6
Как звучат деревья. Пластика дерева: анализ формы и характера движения. Нахождение колористической палитры "музыкальных" деревьев. Выполнение живописных композиций, отражающих характер "музыкальных" деревьев. Анализ выполненных композиций.
Занятие 3. Форма
3.1. Работа с абстрактной формой из бумаги
Абстрагирование формы в фигуру животного, насекомого, птицы, дерева, цветка, человека, дома. Анализ проделанной работы.
3.2. Работа с формой звука
Форма звука - звуковой объем. Восприятие формы звука: шуршание сухих листьев, звон колокольчика, капанье воды и т.д.; анализ формы звука; создание из пластилина абстрактной композиции, передающей характер и форму звука. Анализ выполненных композиций.
Занятие 4. Фактура
Фактура материала и фактура произведения искусства. Игра с тактильными лапками и с фактурными фонами. Создание персонажа по ассоциации с возникающими тактильными ощущениями. Анализ проделанной работы.
Занятие 5. Эмоции
5.1. Эмоциональные состояния
Виды эмоциональных состояний: веселье - грусть, спокойствие - напряжение, страх - смелость, ликование - подавленность и т.д.. Распознавание эмоциональных состояний в музыкальном произведении и в произведении изобразительного искусства. Составление колористической палитры эмоциональных состояний. Создание живописных композиций на тему "Эмоциональное состояние". Анализ выполненных композиций.
5.2. Эмоциональные состояния персонажа
Мимика как средство выражения эмоциональныъ состояний. Работа с конструктором "Мимика лица" (радость, страх, удивление и т.д.). Передача с помощью конструктора, различных эмоциональных состояний. Анализ проделанной работы.
Занятие 6. Движение
6.1. Пластика персонажа
Выполнение комплекса упражнений на пластику воображаемого персонажа. Работа с конструктором "Фигура человека" и "фактурными фонами". Поиск пластики фигуры человеческого тела, соответствующей характеру и настроению фактурного фона. Анализ проделанной работы.

6.2. Пластика персонажа под музыку7
Выполнение комплекса упражнений на пластику воображаемого персонажа под музыку. Работа с конструктором "Фигура человека". Поиск пластики фигуры человеческого тела, соответствующей характеру и настроению музыкального пространства. Анализ проделанной работы.
Занятие 7. Симметрия
7.1. Симметрия в природе и в искусстве
Выполнение упражнений на симметрию. Игра "Зеркало". Составление ритмических рисунков. Создание графической композиции, используя орнамент и зеркальную симметрию. Анализ проделанной работы.
7.2. Симметрия в музыке
Выполнение упражнений с различными музыкальными ритмическими рисунками. Работа с конструктором "Объемные арки". Выстраивание музыкальных ритмических рисунков из объемного конструктора в соответствии с рисунком музыкального произведения. Анализ проделанной работы.
Занятие 8. Взаимодействие
8.1. Взаимодействие двух и нескольких предметов
Характер взаимодействия двух предметов. Работа в парах с двумя предметами: яблоко и груша, яблоко и кисточка, яблоко и нож. Анализ изменения "настроения" яблока в натюрморте при замене предметов.
Характер взаимодействия группы предметов. Работа с конструктором "Деревья". Создание из конструктора заданных ситуаций: "скучный сад", "главное дерево", "аллея", "хорошие друзья". Анализ проделанной работы.
8.2. Настроение в натюрморте
Создание натюрморта из различных по форме и величине часов (ручные часы, будильники, песочные часы, настольные часы). Проигрывание ситуаций и анализ изменения характера взаимодействия в соответствии с характером музыки (музыкальные импровизации, отражающие настроение прогулки, мечты, перемены). Анализ проделанной работы.
8.3. Взаимодействие в натюрморте
Анализ натюрморта А.Матисса "Раковина на черном мраморе". Игра "Превращение в предметы натюрморта", анализ взаимоотношений предметов в натюрморте. Проигрывание ситуаций и анализ изменения характера взаимодействия в натюрморте в соответствии с характером музыки (музыкальные ситуации: ссора, бурное веселье, уныние и т.д.). Создание натюрморта на одну из музыкальных тем в технике аппликации.
8.4. Взаимодействие в музыке
Музыкальные миниатюры: моделирование различных ситуаций с помощью рук; анализ характера звучания и взаимодействия звуков; создание композиции, отражающей характер взаимодействия в предлагаемой ситуации (конфликт, примирение). Анализ выполненной работы.
8.5. Взаимодействие пространства и персонажа
Анализ картины Винсента ван Гога "Подсолнухи" (персонаж - цветок подсолнуха). Игра "Путешествие подсолнуха по фактурным фонам", анализ характера взаимодействия персонажа и пространства; создание живописного пространства, благоприятного (неблагоприятного) для персонажа.

Тема 5. Основные принципы преподавания курса
Принцип взаимодействия. Принцип соизмерения художественного материала с личным опытом ребенка. Принцип анализа учебного материала: принцип ассоциаций, контрастного сопоставления, подобия, многообразия, поиска нюанса, нахождения аналогий. Принцип игры как введение в художественный материал. Принцип "метафоры". Принцип одушевления неживого. Принцип отбора художественного материала. Принцип использования в работе произведений искусства разных стилей и эпох. Принцип "возвращения", принцип "расширения".
Тема 6. Эстетическая игра как метод организации занятий искусством
Способность мыслить, чувствуя. Эстетическая игра и законы искусства. Основные компоненты эстетической игры. Создание мнимой ситуации. Игра со звуком, цветом, линией, формой. Факт перевоплощения.
Произведение искусства как "предлагаемые обстоятельства". Соотнесение собственных переживаемых ощущений и эмоций с чувственным содержанием произведения искусства. "Психологический жест" как жест-символ, передающий эмоционально-смысловое содержание художественного текста. Поиск "психологического жеста". Возникновение художественных ассоциаций, их анализ. Рождение собственного художественного образа. Создание собственной творческой работы.
Структура эстетической игры. Методика проектирования и проведения занятий.



Практические занятия
Занятие 1. Проектирование уроков различного вида по предлагаемым темам:
* урок - сказка - цвет, сказка - линия, сказка - настроение и т. д.;
* урок - путешествие в пространство произведения искусства;
* урок - игра с героем из произведений различных видов искусства ("превращение" персонажа в цветок, дерево, птицу).
Занятие 2. Проектирование цикла уроков различного типа на предлагаемые темы:
* цикл уроков, посвященный какому-либо произведению искусства (например, сказка-опера С.Прокофьева "Любовь к трем апельсинам" или П.Пикассо "Любительница абсента");
* цикл уроков по теме "Взаимодействие"; "Фактура"; "Симметрия"; "Эмоции"; "Путешествия по природным стихиям".
Тема 7. Технология изготовления методического материала к занятиям
Технология изготовления "фактурных фонов". Технология изготовления "тактильных лапок". Принципы разработки и изготовления наглядного материала и набора конструкторов "Человек", "Цветок", "Портрет" по теме "Персонаж". Принципы разработки и изготовления плоскостных абстрактных конструкторов. Технология разработки и изготовления объемных абстрактных конструкторов. Технология разработки и изготовления игрового материал к занятиям.
Практические занятия
Занятие 1. Разработка и изготовление конструкторов
* Разработка и изготовление наглядного материала и набора конструкторов "Человек", "Цветок", "Портрет" по теме "Персонаж".
* Разработка и изготовление плоскостных абстрактных конструкторов по теме "Форма".
* Разработка и изготовление объемных абстрактных конструкторов.
Занятие 2. Разработка и изготовление "тактильных лапок"
Занятие 3. Разработка и изготовления "фактурных фонов"

ТЕХНОЛОГИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
СЛУШАТЕЛЕЙ

В ходе обучения у слушателей сформируется:
1. Способность свободного вхождения в языковое пространство произведения искусства, личностного восприятия материала искусства.
2. Умение выделять общие языковые структуры при анализе художественного текста.
3. Способность к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами, запечатленными в произведениях искусства.
4. Умение актуализировать предлагаемый учебный материал с помощью методов театральной педагогики.
5. Отношение к звуку, цвету, линии, форме как к игровому материалу.
В ходе обучения слушатели овладевают:
1. Основными эстетическими категориями и понятиями: цвет, звук, ритм, фактура, линия, форма, пространство, время, движение, взаимодействие.
2. Технологией организации образовательного процесса в соответствии с основными принципами курса "Введения в язык искусства".
3. Навыками организации различных форм диалога (фронтальный, индивидуальный, групповой).
4. Навыками технологии взаимодействия с ребенком на основе диалога и творческого сотрудничества.
5. Системой упражнений и творческих заданий, направленных на развитие у ребенка восприятия языка искусства.
6. Методикой проведения урока как эстетической игры, основанной на принципах интеграции и театральной педагогики.
7. Навыками проектировочной деятельности педагога.

ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Методические рекомендации и дидактические материалы, разработанные авторами программы:

Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке.- М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1997.
Басина Н., Суслова О. Цвет. Звук. Материал: Приложение к курсу "Введение в язык искусства".- Екатеринбург: АМБ, 2001.
Басина Н., Суслова О. Различные типы игр и упражнений: Приложение к курсу "Введение в язык искусства".- Екатеринбург: АМБ, 2001.
Басина Н., Суслова О. Тематические планы 1,2,3 класса: Приложение к курсу "Введение в язык искусства".- Екатеринбург: АМБ, 2001.
2. Список литературы по проблеме.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М.: Прометей, 1994.
2. Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1997.
3. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. - М.: Знание, 1981.
4. Волошинов А. В. Математика и искусство. - М.: Просвещение, 1992.
5. Взаимодействие и синтез искусств: Сборник. - Л.: Наука, 1978.
6. Вообрази себе: Сборник. - М.: Эйдос, 1994.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
8. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1987.
9. Гипсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 1987.
10. Еремеев А.Ф. Границы искусства: Социальная сущность художественного творчества. - М.: Искусство, 1987.
11. Журавлев А.П. Звук и смысл. - М.: Просвещение, 1991.
12. Каган М.С. Эстетика как философская наук. - СПб, 1997
13. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности.- М.: АПН РСФСР, 1959.
14. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. - М., 1992.
15. Манакова И.П., Салмина Н. Г. Дети. Мир звуков. Музыка. - Свердловск, 1991.
16. Матюгин И.О. Зрительная память. - М.: Эйдос, 1992 .
17. Матюгин И.О. Тактильная память. - М.: Эйдос, 1991.
18. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М., 1976.
19. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1987.
20. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Трансформация детской игры в творчество. //Искусство в школе. 1994. - № 2 .
21. Назайкинский Е.В. Психология музыкального восприятия. - М., 1972.
22. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. - М., 1982.
23. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М., 1988.
24. Сборник программ интегрированных курсов "Искусство": Изобразительная деятельность и среда (природа, пространство, архитектура). 1-11 кл.; Космос театра .- М.: Просвещение, 1995.
25. На пути к образу (для старших школьников); Сказка игры (для подготовительных классов); Интегрированные уроки искусства (1-4 классы). - М.: Просвещение, 1995.
26. Смелкова З.С. Литература как вид искусства. - М.: "Флинта-Наука", 1997.
27. Сулимова Н.П. Проблемы комплексного воспитания школьников средствами искусства: Материалы научно-практической конференции преподавателей педвузов России. - Екатеринбург, УрГПУ, 1992.

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign