LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Участники разбиваются на пары. Один - "кукловод", второй - "кукла". "Кукла" сидит, мышцы максимально расслаблены. "Кукловод" изучает свою "куклу". Он поднимает поочередно руки, ноги, голову. Проверяет, как кукла реагирует на его прикосновения, насколько она послушна его воле. После выполнения упражнения, партнеры меняются местами.
Тема 2. Внимание
Концентрация внимания. Запоминание и воспроизведение. Тренинг направленного сосредоточенного и рассредоточенного многопланового внимания.

Тип упражнений

Зеркало
Участники встают парами друг против друга. Один - Человек, другой - Зеркало. Человек делает то, что обычно делают перед зеркалом - причесывается, бреется, гримируется, примеряет костюм. Зеркало обязано точно отразить все действия Человека. Зеркало не должно механически повторять все движения Человека. "Зеркало" пытается угадать внутреннюю жизнь Человека, угадать его цели, старается жить его мыслями. По сигналу ведущего пары меняются ролями.
Тема 3. Ритм. Пространство
Пространственное видение. Чувство композиции. Атмосфера пространства.
Тип упражнений
Оркестр
Участники становятся вкруг. Ведущий - дирижер начинает отбивать ритм. Это медленные, равномерные хлопки. Каждый хлопок равен по протяженности одной целой ноте. Каждый из участников по очереди вступает со своей ритмической фразой. Обязательное условие - не нарушать темпо-ритм, заданный ведущим. Постепенно в игру вступают все участники, каждый со своим ритмическим рисунком. В итоге должен получиться слаженный оркестр. Музыканты, импровизируйте. Вы можете топать, петь, звенеть, хлопать, двигаться по комнате и т.д. Придумайте свой музыкальный инструмент. Важно держать общий темпо-ритм.
Атмосфера картины
Рассмотрите несколько репродукций картин, например, "Влюбленные" Шагала или "Танец" Матисса. Расскажите об атмосфере картины, объясните, какими средствами художник создал атмосферу картины. Создайте в пространстве комнаты атмосферу, близкую по характеру атмосфере картины, используя находящиеся в комнате предметы, а также ваших партнеров, Не повторяйте сюжет картины. Важно найти свой ассоциативный образ, передающий ее атмосферу.
Тема 4. Гимнастика чувств
Развитие органов чувственного восприятия - слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса. Внутреннее видение чувственных образов.
Тип упражнений
Тактильные ассоциации
У ведущего набор разнообразных по фактуре тканей, бумаги, предметов и т.д. Участникам предлагается с закрытыми глазами прикоснуться к поверхности какого-либо предмета, ткани и т.д. Изучая пальцами предмет, участник должен рассказать какие ассоциации возникают у него в воображении.

Тема 5. Фантазия и воображение. Ассоциативное мышление
Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления. Непрерывная "кинолента" внутреннего видения. Фантазия как рождение новых идей и образов. Прогнозирование возможного события. Моделирование сюжета.

Тип упражнений

Фантастическое существо
Участникам предлагается превратиться в фантастическое существо по ассоциации с незнакомым словом. Например, "маняпа", "барабуда", "карапулька" и т.д. Найти пластический образ персонажа, представиться, рассказать о нем как можно подробнее: где живет, что любит, чего боится и т.д.
Образная память
Ведущий предлагает какой-либо учебный текст и предлагает выделить в нем главное. Участники делятся на две команды. Каждая команда пробует представить текст в виде застывшей немой сцены. Основой содержания сцены может быть событие или абстрактно выраженная мысль текста.

Бег ассоциаций
Участник, сидящий с краю произносит вслух два случайных слова, например: "шкаф" и "кошка". Следующий по часовой стрелке участник, вслух описывает образ, соединяющий второе слово с первым. Например: "в закрытом шкафу спала кошка". Затем второй участник называет свое слово, например, слово "банан". Третий участник связывает второе слово с третьим какой-то фразой, например: "так как это была африканская кошка, она очень любила бананы"? и задает свое слово. Так игра идет по кругу.
Тема 6. Взаимодействие

Способность видеть и слышать партнера как основа взаимодействия. Чувство эмпатии как способность "находиться" в пространстве партнера. "Пристройка" к партнеру. Чувственный контакт. Эмоциональный контакт.

Тип упражнений
Чувствование
Участники стоят в круге с закрытыми глазами. Затем каждый берет правой рукой руку соседа. Левую руку возьмет сосед слева. Необходимо сосредоточиться и, не открывая глаз, сконцентрировать внимание на ладони соседа справа. Какие чувства вызывает прикосновение к руке партнера? Что можно сказать о его состоянии? Насколько Ваши наблюдения совпадают с реальным психологическим состоянием партнера.
Скульптурная композиция
Один из участников выходит в центр комнаты и застывает в какой-либо выразительной скульптурной позе. Остальные участники внимательно изучают скульптуру. По желанию любой может выйти и пристроиться к ней. Важно, чтобы пристройка была оправдана. Затем пристраивается другой желающий. Важно не торопиться, внимательно следить за изменениями, которые происходят в скульптурной композиции, в ее настроении и почувствовать тот момент, когда скульптурная композиция обретает законченность и не требует дальнейших дополнений.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название темы
Кол-во час.

Модуль 1
Модуль 2
Модуль 3
Модуль 4
1.
Навыки саморегуляции
1.1.Контроль мышечного напряжения и расслабления. 1.2.Управление мышечным напряжением и расслаблением
3
1
1
1
2.
Внимание
2.1.Концентрация внимания
2.2. Тренинг направленного сосредоточенного и рассредоточенного многопланового внимания
3
1
2
1
3.
Ритм. Пространство
3.1.Пространственное видение. 3.2. Атмосфера пространства
3.3. Темпо-ритм. Ритм и эмоциональное состояние
3.4.Композиция
4
5
6
2
4.
Гимнастика чувств
4.1.Тренинг восприятия органами чувств
4.2.Тренинг механизмов переключения восприятия различными органами чувств
3
2
3
2
5.
Фантазия и воображение
5.1.Воображение как внутреннее видение
5.2.Тренинг ассоциативного мышления
5.3.Моделирование сюжета





7
5
6
6
6.
Взаимодействие
6.1.Эмпатия
6.2."Пристройка" к партнеру
6.3.Многоплановое взаимодействие
13
4
6
6
Всего:
32
18
24
18

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Дом, 1996.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974.
3. Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1997.
4. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. - М.: Знание, 1981.
5. Букатов В.М. Педагогические таинства игр: Учебное пособие. - М.: Флинта, 1997.
6. Вообрази себе. Поиграем, помечтаем - М.: Эйдос, 1994.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии. - 1966. - № 6.
9. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб: Союз, 1997.
10. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1987.
11. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. - М.: Педагогика - Пресс, 1993.
12. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий.- М.: Психологическая наука в СССР, 1969. Т. 1.
13. Гиппиус С. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники. - М.- Л.: Искусство, 1967.
14. Гипсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 1996.
15. Давыдов В.В. Проблема периодизации психического развития. Возрастная и педагогическая психология. - Пермь, 1974.
16. Дети. Театр. Образование: Тезисы докладов международной научно- практической конференции. - Екатеринбург, 1996.
17. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя (Педагогика как практическая режиссура). - М. -Воронеж, 1995.
18. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании замысла школьного урока: Учебное пособие для учителей средних школ и студентов педагогических институтов. - М.: Прогресс, 1993.
19. Ильев В.А. Когда урок волнует: Учебное пособие.- Пермь, 2004.
20. Кнебель М. Поэзия педагогики. - М., 1976.
21. Корогодский З.Я. Начало. - СПб, 1996.
22. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000.
23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1985.
24. Матюгин И.О. Зрительная память. - М.: Эйдос, 1992 .
25. Матюгин И.О. Тактильная память.- М.: Эйдос, 1991.
26. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1987.
27. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Трансформация детской игры в творчество. //Искусство в школе. - 1994. - № 2 .
28. Новицкая Л.П. Изучение элементов психотехники актерского мастерства: Тренинг и муштра. - М., 1969.
29. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. - М., 1972
30. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995.
31. Основы педагогического мастерства/ под ред. И.А.Зязюна. - М.: Просвещение, 1989.
32. Родари Д. Грамматика фантазии. - М., 1985.
33. Самоукина И.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционнные программы. - М., 1993.
34. Самоукина И.В. Игры, в которые играют: Психологический практикум.- Дубна, 1997.
35. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
36. Смирнов В. А. Философия. Образование. Культура. - Новосибирск, 1990.
37. Смирнов В.А. Мастерская педагога-гуманитария. - Новосибирск, 1995.
38. Спиваковская А.Г. Игра - это серьезно. - М., 1984.
39. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика. - М., 1994.
40. Уроки театра на уроках в школе (Театральное обучение школьников 1-11 классов): Программы, методические рекомендации, сборник упражнений /Сост. А.П. Ершова.- М., 1990.
41. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1990.
42. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания для детей средствами театра. - М.: ВЦХТ, 1998. //Я вхожу в мир искусств. 1998. № 3.
43. Шмаков С., Безбородова О. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. - М., 1993.
44. Эльконин Д.Б. Психология детской игры. - М.: Педагогика, 1978.
45. Юстус И.В. Мир глазами театра: Программа, методические рекомендации (1-11 кл.). - Ульяновск, 1997.
46. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М.: Искусство, 1964.
47. Ямбург Е.А. Школа для всех. - М.: Новая школа, 1997.
48. Children. Theater. Education // Yournal of Russian East European Psycology.- 1997.- may - june.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

1. Басина Наталья Энгелевна
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия № 205 "Театр".
Должность: педагог-режиссер,

2. Крайзель Евгений Зейликович
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия № 205 "Театр".
Должность: педагог-режиссер















































ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА И РЕЖИССУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Образовательная программа - Модуль 1




























ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА И РЕЖИССУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и основные положения проблемы
Профессия учителя - одна из тех редких профессий, где личность педагога, его опыт, характер, мировоззрение являются инструментом профессиональной деятельности. "Я - инструмент свой", - говорил о сущности актерской профессии великий русский актер Михаил Чехов. Эти слова в полной мере можно отнести к профессии учителя.
Однако сегодня идейно провозглашенные принципы личностно-ориентированного, диалогового взаимодействия с ребенком, принципы обучения, построенные на развитии творческого, а не репродуктивного освоения знаний до сих пор не разработаны как практический инструмент учителя.
Прежде чем учить творчеству, надо самому понять и почувствовать, что есть творческое состояние, где таятся собственные творческие ресурсы, как их открывать и пополнять и каковы могут быть результаты.
Поиски педагогов-практиков, с одной стороны, и теоретиков, занимающихся проблемами игры в образовании, с другой, привели к пониманию эффективности и необходимости применения в процессе педагогической деятельности учителя опыта театральной педагогики, теоретически и практически охватывающей основные аспекты игры, творческого процесса и продуктивного взаимодействия.
На сегодняшний день театральной педагогикой разработана богатейшая система упражнений и тренингов, развивающих внимание, воображение, ассоциативное мышление, память, способность к действию и другие элементы творчества. Осваивая их, педагог обретает знание механизмов восприятия, взаимодействия, природы творческого процесса.
Применению игровых и театральных технологий в процессе образования посвящены несколько важных методологических работ. Более 10 лет назад сотрудниками научно-исследовательского института, тогда еще носившего название "НИИ художественного воспитания АПН СССР", А. П. Ершовой и В. Букатовым была разработана программа "Социоигровая педагогика". Авторами была предложена оригинальная методика организации познавательной деятельности детей на основе принципов коллективной игры, что способствовало стимулированию учебной мотивации. В центре внимания авторов также тема применения опыта театральной педагогики в деятельности учителя. Кроме этого, А.П. Ершова является автором многочисленных игровых развивающих упражнений для детей, разработанных ею на основе комплекса упражнений, лежащих в основе учебного актерского тренинга.
В рамках программы "Обновление гуманитарного образования в России" в 1993 г. вышло учебное пособие В.А. Ильева "Технология театральной педагогики в формировании реализации замысла школьного урока" для учителей средних школ и студентов педагогических институтов. Эта работа, безусловно, является этапной в области осмысления и методологической разработки применения опыта театральной педагогики в процессе образования. Рассматривая некоторые аспекты игровой природы актерского искусства в связи с вопросами технологии режиссерского построения школьного урока, автор предлагает вниманию учителя методику организации открытого режиссерского действия и методику организации взаимодействия с учащимися с опорой на основы театральной педагогики.
Несмотря на богатый методический материал, разработанный в практике театральной педагогики, а также интересные и важные разработки в области использования опыта театральной педагогики в образовании, до настоящего времени практика подготовки и переподготовки учителей в этом направлении не получила системного характера.
Методологическим основанием программы "Основы актерского мастерства и режиссуры в профессиональной деятельности учителя" являются системы К.С. Станиславского и М.А. Чехова, получившие свое развитие в трудах О.И.Кнебель, П.М. Ершова, С.В. Гиппиус, Л.П. Новицкой. Они возникли из цели осознанного овладения человеком собственным психофизическим аппаратом, умением соотносить свои действия с действиями партнера, быть собой в условной ситуации, в "предлагаемых обстоятельствах"; из цели познать природу творчества, его механизмы, из желания научиться быть в творческом состоянии по отношению к миру.
В своей основе системы К.С. Станиславского и М. Чехова представляют методологию подготовки и реализации творческого результата.
Изучая природу сценического действия, К.С. Станиславский систематизировал те элементы творчества, которые позволяют сделать это действие целесообразным, продуктивным в обстоятельствах жизни роли. Универсальность подхода К.С. Станиславского, опирающегося в своих исследованиях на природные, психологические закономерности взаимодействия человека с окружающим миром, позволяет говорить о том, что элементы эти должны присутствовать и в процессе педагогического действия в обстоятельствах урока.
К числу творческих элементов относятся:
- внимание к объекту;
- органы восприятия: зрение, слух и др.;
- память на ощущения и создание на ее основе образных видений;
- воображение;
- способность к взаимодействию;
- логичность и последовательность действий и чувств;
- чувство правды;
- вера и наивность,
- ощущение перспективы действия и мысли;
- чувство ритма;
- обаяние, выдержка;
- мышечная свобода и пластичность;
- владение голосом, произношение;
- чувство фразы;
- умение действовать словом.
Овладение этими элементами творчества приводит к созданию нормального творческого самочувствия.
Освоение элементов режиссуры направлено на преодоление ряда проблем, касающихся методологии работы с учебным материалом, построения и ведения учебного процесса.
В своей профессиональной деятельности педагогу приходится не только испытывать на себе различные эмоциональным воздействия, но и самому создавать их. Он должен уметь возбудить творческое самочувствие детей, создать особую, способствующую этому, атмосферу в классе. В этом смысле его работа близка работе режиссера с актерами в процессе репетиций.
Использование метода смены ролевых позиций (я - зритель; я - действующее лицо; я - я; я - другой) способствует развитию гибкости ребенка и педагога, мобильному самоопределению в новой ситуации. Ролевой моделирующий подход позволит снять страх ошибки у ребенка. Овладевая им, педагог научается "входить" в ситуацию ученика, тем самым уточнять представление о его состоянии и корректировать свое воздействие.
В ситуации, когда система образования не может более строиться на принципах принуждения, педагогу необходимо находить в содержании учебного материала, с которым он идет к ребенку, проблемные (или актуальные) для последнего темы. Режиссер, собираясь ставить "Гамлета" или "Чайку", в первую очередь определяется с темой, которая была бы актуальна для современного зрителя и, исходя из этого, выстраивает событийный ряд пьесы, при этом сохраняя ее сюжет. Поэтому подробное знакомство с технологией работы режиссера с драматургическим материалом была бы весьма полезна современному учителю.
Придумав интересный для ребенка поворот темы, имея замысел занятия, нужно уметь перевести его на язык действия, то есть точно знать, как он реализуется в самом процессе занятия.
Применение метода действенного анализа (перевод главной идеи на язык действия, т.е. ее раскрытие путем решения цепочки проблемных ситуаций) в организации событий урока позволит выстроить логику, иными словами драматургию, режиссерский план урока, выделяя главное событие (то событие, которое определяет мотивы, характер действия и взаимодействия его участников), задачи ( волевые цели: 1. Что делаю? 2. Зачем делаю? 3. Как делаю?) и сверхзадачу (та конечная цель, которой добиваюсь, к достижению которой направлены все действия). Педагог сможет управлять эмоциональным планом урока, вовремя менять планы действия, учитывая утомляемость ребенка, режиссировать интригу урока.
Событийный подход в организации учебного процесса имеет и важный социальный аспект. Современный мир отличается особой, спрессованной динамикой событий. И человеку, чтобы выжить и состояться как личности в этой ситуации, необходимо так же быстро ориентироваться в череде событий, уметь выходить из них и вовлекаться в их течение, уметь самому создавать событие.
Важнейшим социальным аспектом театральной педагогики является ее направленность на формирование произвольного волевого действия человека, способного в нужный момент совершить его в хорошей творческой форме.
Овладение методами театральной педагогики позволяет педагогу решить одну из главных проблем - нахождение баланса между свободой и правилом - путем построения образовательного процесса как режиссерской игры.
Принципы построения программы
Авторы программы "Основы актерского мастерства и режиссуры в профессиональной практике учителя", систематизировав опыт в области применения театральной педагогики в образовании, предлагают новую систему обучения учителя основам актерского мастерства и режиссуры. Программа имеет четкую логику, охватывающую наиболее важные аспекты профессиональной деятельности учителя:
* творческое самочувствие на уроке;
* технология эффективного словесного воздействия;
* эффективное взаимодействие, чувство партнера;
* навыки создания творческой атмосферы урока;
* режиссура урока. Разработка событийной логики;
* технология создания театрального события-праздника в школе.
Исходя из логики, Программа имеет следующую тематическую структуру:
Раздел 1. Основы творческого самочувствия. Тренинг творческой психотехники.
Раздел 2. Голос как инструмент эффективного взаимодействия.
Раздел 3. Взаимодействие с партнером.
Раздел 4. Атмосфера.
Раздел 5. Режиссура урока.
Раздел 6. Технология создания театрального праздника.

Цель программы - развитие личностных качеств и профессиональных умений учителя на основе освоения технологии театральной педагогики, которые позволят ему быть успешным в профессии.

Задачи
1. Формирование навыков творческой саморегуляции.
2. Освоение технологии эффективного словесного воздействия.
3. Обучение эффективным методам взаимодействия.
4. Освоение технологии режиссуры урока.
5. Освоение технологии создания театрального события в школе.
6. Развитие проектировочного мышления.
Категория слушателей
Программа курса предназначена педагогам образовательных областей "Филология" и "Искусство" (МХК, музыки, изобразительного искусства), учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования; методистам, а также преподавателям средних и высших педагогических учебных заведений, преподающих методику технологий обучения.
Продолжительность курса
Программа рассчитана на 84 академических часа (из них 64 часа - аудиторные занятия - 4 сессии по 3-4 дня, 20 часов - самостоятельная работа).
Режим занятий
Учебный день - 6-8 часов по 40 минут (сдвоенные двухчасовые занятия с 5-10-минутными перерывами и одним 45-минутным перерывом на обед).
Средства обучения
1. Для проведения обучения слушателей необходимы:
* 2 аудитории - 50 кв.м, одна - свободная от мебели (для тренинга), другая - учебная оборудованная аудитория (доска, парты, стулья);
* оборудование: видео и аудиоаппаратура, фортепиано, желательно театральный свет.
* методический и дидактический материал: альбомы по искусству, нотные издания классической и современной музыки; аудиозаписи современной и классической музыки; методические пособия, разработанные авторами программы 1.
2. Для участия в учебном процессе слушателям необходимо иметь:
* спортивный костюм и удобную обувь.
Формы контроля и управления образовательным процессом
1. Организация образовательного процесса со слушателями
Форма организации работы со слушателями - лекционные и практические занятия. Лекции проводятся в виде лекции-диалога, лекции-дискуссии, что позволяет актуализировать проблему и активизировать деятельность слушателей.
Практические занятия организуются в форме тренингов, семинаров-практикумов, проектирования, моделирование педагогических ситуаций на основе различных видов взаимодействия слушателей (фронтальная, групповая и индивидуальная работа), что позволяет создать условия для личностного творческого развития слушателей, оптимизировать формирование практических навыков организации образовательного процесса через приемы театральной педагогики, дифференцировать формы контроля, инициировать самостоятельную и проектную деятельность.
2. Самостоятельная работа слушателей
Содержание курса предполагает широкий спектр самостоятельной работы слушателей, как в процессе занятий, так и в межсессионный период и включает изучение психолого-педагогической и методической литературы, разработку конспектов, самостоятельное проведение уроков (с возможной видеозаписью), моделирование и проектную работу.
2.1. Обязательный блок:
* апробация новых методов и приемов работы в учебном процессе, составление аналитического отчета по результатам проделанной работы.
* разработка режиссерского плана урока;
2.2. Вариативный блок:
* проведение открытого урока с учащимися;
* выступление на ШМО с сообщением о театральных педагогических технологиях.
3. Текущий и итоговый контроль
Текущий контроль осуществляется в период 2-й, 3-й и 4-й сессий.
Итоговый контроль:
* защита модели урока или творческого мероприятия. В качестве материала для защиты слушатели представляют видеозаписи уроков или иных творческих мероприятий;
* защита аналитического отчета по результатам апробированных методов и приемов работы в учебном процессе (защиту проиллюстрировать творческими работами детей);
Количество человек в группе: 16 - 26 человек.
Количество обучаемых и четность количества человек в группе обусловлены следующими факторами:
* возможностью индивидуальной работы;
* работой с партнером;
* работой в группах в режиме проектирования;
* индивидуальной и коллективной этюдной работой;
* возможностью создания модели обучаемой аудитории.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Теоретическое основание применения технологии театральной педагогики в образовании
Методология и практика. Системы К. С. Станиславского и М. Чехова в контексте проблемы применения театральной педагогики в образовании.
Раздел 1. Основы творческого самочувствия. Тренинг творческой психотехники
1.1. Навыки саморегуляции. Контроль мышечного напряжения и расслабления. Управление мышечным напряжением и расслаблением. Память физических действий.
1.2. Внимание. Концентрация внимания. Запоминание и воспроизведение. Тренинг направленного сосредоточенного и рассредоточенного многопланового внимания. Тренинг механизмов переключения внимания с одних объектов на другие, внутренней и внешней речи, с одних событий на другие, отдаленные во времени.
1.3. Пространство. Ритм. Пространственное видение. Наполненность пространства. Распределение себя в пространстве и времени. Соотнесение своего местонахождения в пространстве по отношению к другим. Простое физическое действие в пространстве. Распределение действия во времени. Темпо-ритм. Ритм и эмоциональное состояние. Композиция.
1.4. Гимнастика чувств. Тренинг восприятия органами чувств: осязанием, зрением, обонянием, слухом. Тренинг механизмов переключения восприятия различными органами чувств.
1.5. Память. Воображение. Фантазия. Память как опыт и жизненный резерв. Память комплексных, чувственных впечатлений и образов. Память эмоциональных состояний. Воображение как внутреннее видение. Пространственное воображение. Непрерывная "кинолента" внутреннего видения. Тренинг переключения внутренних образов. Тренинг ассоциативного мышления. Фантазия как рождение новых идей и образов. Смелость и неожиданность идей и образов. Вера в необычайное, в реальность вымысла. Действие в необычайных обстоятельствах. Прогнозирование возможного события. Моделирование сюжета.
Раздел 2. Голос как инструмент эффективного взаимодействия
2.1. Механизмы и строение голосового аппарата. Мышцы - дыхание - голос, их взаимосвязь.
2.2. Дыхание. Позвоночник как опора дыхания. Релаксация. Связь дыхания с переживаемым чувством. Дыхание - источник звука. Самопознание через дыхание.
2.3. Звуковой канал. Освобождение мышц языка, мягкого неба, челюсти.
2.4. Резонаторы. Резонаторные полости, их расположение. Изучение голосовых вибраций в разных частях резонаторной лестницы.
2.5. Диапазон голоса. Освоение голосовых регистров. Динамический диапазон.
2.6. Артикуляция. Раскрепощение мышц артикуляционного аппарата, их действие. Связь движений руки с речью. Дикция. Познание гласных как проводника чувств. Познание согласных как проводника интеллекта.
2.7. Речь и ее выразительность. Связь слова и чувства. Темпо-ритм речи, его связь с переживаемыми чувствами. Особенности индивидуального внутреннего ритма и его изменение в зависимости от передаваемого содержания. Тембр голоса, связь его с чувствами. Обогащение голоса низкими обертонами. Мелодика речи. Интонация. Искренность и искусственность интонации.
2.8. Подготовка голоса к звучанию. Гигиена голосового аппарата.
Раздел 3. Взаимодействие с партнером
3.1. Эмпатия. Чувство эмпатии как способность "находиться" в пространстве партнера. Открытие другого. Удивление другому. Вижу и слышу партнера.
3.2. "Пристройка" к партнеру. "Пристройка" по характеру действия. "Пристройка" в пространстве. "Пристройка" сверху и снизу. "Пристройка" в заданных обстоятельствах.
3.3. Вербальные и невербальные способы взаимодействия. Эффективность невербального взаимодействия. Чувственный контакт. Эмоциональный контакт. Многоплановое взаимодействие.
Раздел 4. Атмосфера
4.1. Понятие и смысл атмосферы. Наполненность атмосферы чувствами, мыслями, стилем жизни людей. Разнообразие атмосфер: атмосфера торжественного вечера - атмосфера города в час-пик; атмосфера ожидания перед экзаменом - атмосфера ожидания накануне приезда близкого друга; атмосфера музея - атмосфера данс-клуба. Влияние атмосферы на самочувствие и деятельность.
4.2. Внутренняя и внешняя атмосфера. "Пристройка" к атмосфере. Конфликт и гармония атмосфер. Трансформация атмосферы.
4.3. Атмосфера художественного текста. Анализ средств создания атмосферы художественного текста. Способы создания в классе атмосферы, передающей атмосферу художественного текста.
4.4. Организация пространства урока как средство создания атмосферы урока: освещение, расстановка мебели, определение способа и места общения учителя и учеников в процессе урока.
Раздел 5. Режиссура урока
5.1. Формирование режиссерского замысла урока. Образ урока. Урок как "предлагаемые обстоятельства". Составление режиссерского плана урока. Понятия: задача, сверхзадача, главное событие.
5.2. Метод действенного анализа: перевод главной идеи на язык действия, ее раскрытие путем решения цепочки проблемных ситуаций. Нахождение точки удивления, "интриги" урока.
5.3. Способы перевода абстрактной идеи в образный и действенный план. Этюд как действенный способ проверки учебной гипотезы. Идея и чувства, их синтез.
5.4. Эмоциональный план урока. Определение эмоциональной доминанты или настроения урока (ожидание чуда, поиск выхода из трудной ситуации, соревнование, разгадка тайны).
5.5. Жанровые черты урока (детектив, драма, комедия).
Раздел 6. Технология создания театрального праздника в школе. Практикум
Основные этапы разработки и проведения театрального праздника.
1 этап. Подготовка
1.1 Поиск "Темы для импровизации". Разработка "пакета провокаций", создающих ситуацию интереса к Теме. Комплекс творческих заданий, задающих "точки удивления", включающих в работу круг разнообразных ассоциаций, воображение, фантазию.

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign