LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

- "Любовь к мудрости по-гречески называется философией; эту любовь зажгло во мне это сочинение".
Студентка:
- Обратился за мудростью он и к Священному Писанию. Но первое знакомство с Библией его не вдохновило. Августин на долгие годы обретает поиск духовности в учении манихеев, религиозном течении, которое исповедало противоположность добра и зла, света и тьмы.
Через 10 лет он покидает эту общину и начинает искать новые пути к истине.
В Италии, в городе Милане, Августин посещал занятия знаменитого епископа Амвросия, там он и крестился в 33 года. Вскоре Августин Аврелий возвратился в родную Африку, распродал свое скромное имущество и организовал небольшую христианскую общину. За благочестивые занятия его посвящают в духовный сан. На посту епископа в течении 34 лет этот человек много сделал для укрепления католической религии в Африке. До самой смерти он вдохновенно проповедовал Слово Божие.
Преподаватель:
- Какая удивительная судьба страстного человека, превратившегося в кроткого, богобоязненного священника! Записывается следующий материал:
- Крупнейший представитель средневековой философии Августин Аврелий Блаженный ( 354 - 430 г.г.) является основателем философии мистицизма в западной церкви.
Весь мир пронизан разумом, содержащим в себе световую природу, поскольку имеет общую причину своего возникновения - Бога. Человеческая душа, вещи ... светится отраженным светом. Все видимо, все реально только через Бога.
Главное произведение - "О граде Божьем".
Основные выводы философа:
1. Жизнь общества представляет собой борьбу Земного (грешного) царства и царства Божественного.
2. Царство земное - это власть, законы, армия и т.д.
3. Царство Божественное - священнослужители, объединенные в христианскую церковь.
4. Земное царство погрязло в грехах и язычестве и в конце концов будет побеждено Божественным царством.
5. Светская власть необходима, так как большинство людей далеки от Бога, но она должна подчиняться духовной власти.
6. Единственная сила, способная объединить мир - Церковь.
7. Человек должен проявлять терпение и смирение и тогда он получит загробную жизнь.
Августин провозгласил гармонию веры и разума, но с позиций послушного религии разума.
Преподаватель обращает внимание учащихся на таблицу "Средневековая философия" и приглашает к мини размышлению по поводу высказывания Августина "Люби Бога и тогда делай что хочешь".
После этой работы предлагается следующее:
- Давайте немного отвлечемся от теоретических воззрений богословов и прислушаемся к незамысловатому щебетанию простых горожанок на улице одного из средневековых итальянских городов.
Сценка "Разговор горожанок".
Доротея:
- Слышали, Лучина и Эмилия, в Ассизе объявился удивительный монах. Он ведет нищенский образ жизни, все силы отдает молитвам, посту, проповедям Слова Божьего. Он ходит из города в город босиком, в дран ой рясе, ночует в шалашах или под открытым небом. Многие считают его сумасшедшим, другие - чтят, видят в нем святого.
Эмилия:
- Лучина, ты сильно набожна, что ты об этом думаешь?
Лучина:
- Он поступает правильно. Ведь сказал Христос своим ученикам: "Не берите с собою, ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха".
Доротея:
- Но этот монах проповедует всюду и всем, даже волкам и птицам. Зверей и птиц он называет братьями: "брат волк", "брат жаворонок". Он говорит, что каждая былинка на свете заслуживает любви, а червей собирает с дороги и относит в безопасное место, чтобы путники не раздавили.
Эмилия:
- Да что ты говоришь? Червей относит в безопасное место!
Лучина:
- В писании сказано: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всякой твари". Это достойный Бога человек, люди будут помнить о нем вечно.
Преподаватель, обобщая:
- В наши дни Франциск Ассизский считается покровителем экологического движения, ему молятся о помощи больным животным. Этот святой возвращает людям благоговейную любовь к живой природе...
- А теперь с шумных улочек средневекового города вернемся к ученым мужам и послушаем интересные сведения о жизненном пути крупнейшего богослова XIII в. Фомы Аквинского.
Студентка:
- Фома (Томмазо) Аквинский (1225 или 1226 - 1274 г.г.) -крупнейший философ - богослов систематизатор философско -теологической схоластики.
Он родился в знаменитой итальянской семье, которая была тесно связана со многими княжескими династиями Европы. Отец Фомы и еще семи сыновей был феодалом, входил в рыцарское окружение Фридриха II. Будущий философ-богослов с раннего детства питал отвращение к рыцарским забавам. Мальчик был тихий, серьезный, полной комплекции, на редкость молчаливый. Если он открывал рот, то прямо спрашивал учителя: "Что такое Бог?" Трудно сказать, что отвечал учитель, вероятнее всего, мальчик искал ответа сам. Конечно, такой человек годился только для церкви, особенно для монастыря. Семья Фомы поддерживала его желание стать монахом, но лишь до той поры, как выяснилось, что Фому привлекает не старые ордены, а нищенствующие. В 16 лет он решил вступить в молодой доминиканский орден. Такое решение вызвало протест семьи. Братья Фомы заточили юношу в крепостную башню. В ней он находился больше года. Заточению Фома подчинился со всем спокойствием, ему было не так важно, где размышлять - в башне или в келье.
Студент:
- Есть также сведения о том, что братья Фомы, желая совратить его с избранного пути, провели в его комнату красивую куртизанку, полагая, что он подвергнется искушению или будет скомпрометирован. Фома впал в неистовство, выхватил из камина тлеющее полено и стал им размахивать, угрожая поджечь замок. Перепуганная девица закричала и выбежала из комнаты. Успокоившись, он бросил горящее полено в огонь.
Студентка:
- Мать, видя, что сын не меняет своего решения, смирилась с судьбой, Фома получил свободу. Вместе с другими членами Доминиканского ордена он отправился в Париж. Его учителем был знаменитый немец Альберт, прозванный за невероятные познания Великим. В 1248 году Фома вместе с Альбертом отправляется в Кельн, чтобы организовать там центр по изучению теологии. Товарищи за необщительность прозвали его Немым Быком. Альберт Великий разглядел гениальные способности ученика и произнес пророческие слова:
Студент:
- Вы зовете его Немым Быком. Говорю вам, бык взревет так громко, что рев его оглушит мир.
Ни разу в жизни Фома не пожал презрительно плечами. Ему было неважно, принадлежит ли его слушатель к тем, кого считают достойным беседы. Современники ощущали, что плодами его мудрости может пользоваться и вельможа, и простолюдин, и простак.
Преподаватель:
- Фома получал много писем. Совершенно чужие люди обращались к нему с вопросами, иногда нелепыми. Он всем отвечал с огромным терпением и рассудительностью. Давайте и мы запишем главные мысли его суждений.
Студент записывает годы жизни Фомы, его основные произведения: "Сумма философии" ("Против язычников"), "Сумма теологии" и далее, слушая преподавателя, продолжают записи в тетрадях.
Преподаватель:
- Фома Аквинский - автор томизма - одного из господствующих направлений католической церкви, систематизатор схоластики. Он выдвинул новую версию гармонии веры и разума. Фома провозгласил, что вера не должна противоречить разуму, некоторые принципиальные положения веры, учения могут быть рационально обоснованы.
Внимание учащихся обращается на таблицу "Средневековая философия", слова Аквинского: "Вера ведет разум, разум подкрепляет веру...Свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога".
Преподаватель продолжает:
- Философ выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:
1. Движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим -следовательно, есть первичный двигатель всего - Бог.
2. Причина: все, что существует, имеет причину - следовательно, есть первопричина всего - Бог.
3. Случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого, первоначальной необходимостью является - Бог.
4. Степени качеств: все, что существует имеет различные степени качеств - следовательно, должно существовать высшее совершенство -Бог.
5. Цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.
Фома исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. Он разделяет сущность вещи, явления - эссенцию (совокупность признаков, черт, назначение, которые существуют в разуме Бога) и существование - экзистенцию (сам факт бытия вещи). Сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим - Он вечен, всемогущ и постоянен.
Наряду со сложной богословской философией существовала другая философия, хотя идущая из стен монастырей, но черпавшая свою мудрость из жизни простого народа.
Сценка "Вода святого Викентия".
Студентка:
- Однажды к святому Викентию пришла женщина и стала жаловаться на то, что ее муж - брюзга и ворчун и выносить его совершенно невозможно.
Студент:
- Я дам тебе чудесное средство, - сказал святой. - Пойди в наш монастырь и набери там из колодца немного воды. Как только твой муж придет домой и начнет ругаться, возьми глоток этой воды в рот и крепко сожми губы, чтобы не пролилось ни капли. Вот увидишь, скоро в ваш дом придет мир.
Студентка:
- Женщина так и поступила. Едва только муж, придя вечером в плохом настроении, начал ругаться, она кинулась к стакану с волшебной водой, набрала ее в рот и крепко сомкнула губы. И действительно, муж вскоре замолчал. Семейная буря затихла.
Неоднократно прибегала женщина к тому же средству, и оно действовало безотказно. Через некоторое время муж изменился. Он снова стал милым и нежным с женой, говорил ей о любви и особенно хвалил за кротость и терпение. Счастливая жена пришла к святому.
- Это такое чудо, такое чудо! - воскликнула она.
Студент:
- Вода из монастырского колодца, которую я тебе дал, не совершает никаких чудес, - ответил святой Викентий. - Чудо совершило твое молчание. Раньше ты своими ответами приводила мужа в бешенство, а твое молчание успокоило его.
Преподаватель:
- До сих пор в Испании жива поговорка: "Выпей воды святого Викентия!" И нам в России ее необходимо почаще вспоминать...
Мы находимся в стенах медицинского учебного заведения и обойти проблему развития медицины в средневековой Европе было бы неправильно. Послушаем краткие сведения из истории этого вопроса.
Студент:
- Христианские монастыри в обязательном порядке имели богадельни и убежища - кельи. С XI в. дома - кельи стали называться больницами, в странах Европы - госпиталями. Христиане верили, что спасение в загробной жизни будет зависеть от хорошего обращения друг с другом в этой жизни. Это оказывало сильное воздействие на развитие заботы о бедняках, голодных и больных. В XI в. во многих городах Германии и Нидерландов были созданы общины женщин и девиц, называвшие себя бегинами. Они занимались уходом за больными. Такие общины сохранились до XX в.
Во время Крестовых походов (XII в.) появились военизированные медицинские ордены, например, тевтонских рыцарей. После военных походов было основано много монастырей, где в свод необходимых знаний и умений входило умение оказывать медицинскую помощь. Члены ордена святого Лазаря в Иерусалиме посвящали в себя уходу за прокаженными. От названия этого ордена произошло название лазарета.
В Палестине крестоносцы основали духовно-рыцарский орден госпитальеров, названный по иерусалимскому госпиталю святого Иоанна. Это был странноприимный дом для паломников.
По мнению многих историков медицины, монахи лечили главным образом "постом и молитвой", хотя не исключено, что в монастырских больницах использовались и знания народной медицины и античных авторов.
К началу XIII в. обрела славу Салернская медицинская школа (возникла на юге Италии в IX в. и в 1213 году вошла в состав Салернского университета).
Несмотря на большие затруднения для научной деятельности, в средние века в хирургии и инфекционных болезнях накапливался значительный материал. Способствовали этому многочисленные войны.
Символом медицины в раннем средневековье считался античный факел. К концу средневековья он сменился свечой в связи с тем, что свеча являлась религиозным атрибутом.
Студент показывает изображение свечи с сопровождающим изречением:
"Aliis lucens uror" ("Светя другим, сгораю")...

Встреча, которая не кончается...
(Вместо заключения)

Преподаватель кратко закрепляет и обобщает материал темы, систематизируя полученные знания учащихся. Студенты работают вместе с ним. Напоминает о схеме, которую нужно завершить дома, еще раз подчеркивает актуальность темы, помогающей нам более глубоко осознать то, что мы не только жители современного мира, строители будущей эпохи, но и хранители прошлых традиций, наследники ценностей эпохи.
Студенты имеют возможность после занятий ознакомиться с темами рефератов, буклетов, газет... для более углублённой подготовки к семинарскому занятию.
Звучит завершающим аккордом "Реквием" В.А.Моцарта - не просто как дань ушедшим поколениям, как память о всех тех, кого нет рядом с нами - близких, любимых, родных, но и как торжество продолжающейся жизни, любви, веры и надежды, борьбы и смирения, счастья и не минуемых утрат. Музыке вторят строки Н.Гумилева, произносимые преподавателем:

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.

Приложение №1
Эпиграф к теме

Придите ко мне все страждущие и обремененные
И я успокою вас.
Библия. Новый завет Евангелие от Иоанна.
Пусть я , грешный, приму
Кару за то, что преступаю
Порог твоего храма, не
Принося Тебе красоты
Душевной, которую ты
Требуешь у меня.
Византийские легенды.



Приложение №2
Наглядно-иллюстрационный материал

1. Романский храм в Хильдесхайме. Германия
2. Августин Аврелий (Блаженный) 354-430 гг.
3. Фома Аквинский 1225-1274 гг.
4. Готический собор в Берлине
5. Внутренняя архитектура готических соборов
6. Архитектура готического собора Св. Яна XIV в.
7. Католический костел
8. Готический собор в Германии
9. Аркбутаны готического собора
10. Готический собор в Реймсе. Построен в 1211-1311 гг.
11. Готический собор. Швейцария, Берн



Приложение №3
Таблица "Средневековая философия"

Этапы
Основной интерес
Основные идеи
Философствование в вере (Августин)
Люби Бога и тогда делай что хочешь. Воля как сущность личности, свобода как черта воли (а не разума)
Монотеизм, теоцентризм, вера в Бога, любовь к Богу.
Гармонизация веры и разума (Фома Аквинский).
Вера ведёт разум, разум подкрепляет веру. Философия - это введение к религии, свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога
Надежда на спасение. Добрая воля. Совесть. Духовность человека.



Приложение № 4
Основные понятия темы

1. Теология, теоцентризм
2. Догмат творения и догмат откровения
3. Схоластика
4. Проблема добра и зла
5. Экзистенция
6. Эссенция
7. Земное царство, Божественное царство
8. Церковь
9. Томизм
10. Мистицизм
11. Теория гармонии разума и веры
12. Символизм
13. Креационизм



Приложение № 5
Вопросы на закрепление и обобщение новой темы

1. Какой исторический период охватывает философия средневековья?
2. Каковы основные идеи средневековой теологической философии?
3. Назовите основополагающие догматы средневековой философии.
4. Каковы отличительные черты схоластики как господствующего типа средневековой теологической философии?
5. Кто автор труда "О граде Божьем"?
6. Кто из известных философов этого периода выдвинул пять собственных доказательств существования Бога?
7. Определить стиль продемонстрированных соборов.



Приложение № 6
Эталоны ответов на вопросы закрепления и обобщения новой темы

1. Европа V - XVI вв.
2. Основные идеи средневековой теологической философии:
а) теоцентризм
б) господство догматов
в) практически нет противоречия между материализмом и идеализмом
г) человек - творение Бога
д) свобода воли человека в рамках божественного предопределения е) воскрешение человека из мертвых
ж) мир познается через познание Бога, такое познание осуществляется через веру в Бога.
3. Основополагающие догматы - догмат творения и догмат откровения.
4. Отличительные черты схоластики: оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, назидательность и т.п.
5. Автор труда "О граде Божьем" Августин Блаженный.
6. Пять собственных доказательств существования Бога выдвинул Фома Аквинский.
7. В зависимости от иллюстрации - романский или готический стили.


Приложение № 7
Основные выводы по теме
1. Средневековая теологическая философия стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени.
2. Способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии - учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология - самостоятельное учение о познании).
3. Способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный.
4. Пробудила интерес к осмыслению исторического процесса.
5. Выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.



Приложение № 8
Основные темы рефератов
1. Проблема добра и зла в средневековой философии.
2. Разделение сущности и существования в средневековой теологической философии.
3. Философия Августина Блаженного.
4. Философия Фомы Аквинского
5. Значение средневековой теологической философии для последующего развития философской мысли.



Приложение №. 9
Домашнее задание по теме: "Теологическая философия средних веков"

1. Докончить в тетрадях схему "Средневековье".
2. Выучить материал лекции, обращая особое внимание на основные понятия и выводы по теме.
3. Использовать основную и дополнительную литературу для творческой работы над рефератами, буклетами и газетой, а также подготовки к семинарскому занятию.


Литература для преподавателей

1. Аврелий Августин. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского М., Ренессанс, 1991.
2. Блинников Л.В. Великие философы. Словарь - справочник. М. Логос, 1997.
3. Ведение в философию. М. Политиздат, 1989, ч.1.
4. История философии. Минск. Новое знание, 2001.
5. Канке В.А. Философия. М. Логос, 1996.
6. Майоров Г.Т. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. М., Вече, 2000.
7. Мусский И.А. Сто великих мыслителей. М., Вече, 1997.
8. Философия. Курс лекций. М., Владос, 1997.
9. Философия. Справочник студента. М., Слово, 1999.
10. Философская энциклопедия в 5-ти томах. М., Советская энциклопедия, 1960 - 1970.



Литература для студентов
Основная:
Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., Центр и др. издания.

Дополнительная:
1. Бойцов М., Шукуров Р. История средних веков. М., Мирос, 1995.
2. Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: Раннее средневековье. Энциклопедия для школьника. Серия "Детский Плутарх". М., Олма - Пресс 1999.
3. Бутролев В.П. Всемирная история в лицах: Позднее средневековье. Энциклопедия для школьника. Серия "Детский Плутарх". М., Олма - Пресс, 1999.
4. Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История средних веков. М., Интерпракс, 1995.
5. История философии. Минск. Новое знание, 2001.
6. Мусский И.А. Сто великих мыслителей. М., Вече, 2000.
7. Философия. Справочник Студента. М., Слово, 1999.

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign