LINEBURG


страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОУ "ЧЕБОКСАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ"





"УТВЕРЖДАЮ"
Зам.директора по учебной части
_____________ Н. А. Баранова
"_____" ___________ 2003г.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Предмет: "Основы философии"
Тема: "Теологическая философия средних веков"
Для специальностей: 0401 "Лечебное дело"
0402 "Акушерское дело"
0405 "Фармация"
0407 "Лабораторная диагностика"
0408 "Стоматология ортопедическая"







Разработала: преподаватель высшей категории ОГСЭ дисциплин
Легудева Ирина Николаевна
Рассмотрено на заседании ЦМК
общегуманитарных и социально-экономических дисциплин
протокол № 3
от " 13 " ноября 2003 г.
Председатель ЦМК:
____________ Амаев А. Н.










г. Чебоксары 2003 г.

РЕЦЕНЗИЯ
на сценарий открытого урока "Теологическая философия средних веков", проведенного преподавателем Чебоксарского медицинского колледжа
Легудевой Ириной Николаевной

Данная методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями и программой Государственного образовательного стандарта, утвержденного Министерством образования Российской Федерации.
Ирина Николаевна Легудева включила в методическую разработку следующие моменты:
актуальность темы, цель занятия, подробную технологическую карту проведения урока; приложения, в которых отражены задания каждого этапа урока.'
В сценарий урока включены стихи собственного сочинения, стихи поэтов мировой классики, музыкальные моменты, театрализованные сценки из эпохи изучаемого периода, которые, безусловно, способствуют развитию творческого воображения студентов, их нравственному воспитанию, прививают любовь к изучаемому предмету и, в целом, ведут к лучшему усвоению учебного материала.
Методическая разработка данного занятия выполнена на высоком профессиональном уровне, содержит богатый фактический материал, в ней четко прослеживается духовная связь с современным миром.
Подобная методика проведения занятий позволяет рекомендовать ее для использования в учебном процессе преподавателями гуманитарных дисциплин средних специальных учебных заведений.



Методист
базового методического
кабинета ССУЗов
Чувашской Республики Т.А.Дудина

Актуальность темы.
Придите ко мне все страждущие и обременённые, и я успокою вас.
Библия. Новый завет.
Евангелие от Иоанна.

Как многолик и многогранен мир философии! Знакомство с ним дарит нам неизгладимые впечатления от духовных поисков и устремлений человечества. Среди различных тем особо выделяется тема " Теологическая философия средних веков" ("теос" - греч. - Бог).
Религиозная философия развивает особые философские идеи, которые не перестают волновать человечество. Тема поднимает проблемы, связанные с вопросами, волнующими не одно поколение. Эти вопросы вызывают неподдельный интерес и у студентов-медиков.
Что такое жизнь и что такое смерть? Можно ли победить зло? Что есть истина? Каково предназначение человека?..
Не все принимают объяснения средневековых философов. Да это и не нужно. Можно верить, а можно и не верить или верить по другому. Мы имеем право на любую жизненную позицию. Бесспорно одно: человек имеет право на надежду вечности, бессмертия. Мысль философа, полнота его образов, нравственный рост личности - это осязаемые явления бессмертия в рамках земного существования.

Методическая разработка открытого урока для преподавателей.


Тема: "Теологическая философия средних веков"
Форма организации учебного процесса: теоретическое занятие.
Вид урока: Комбинированная лекция.
Продолжительность: 90 минут.
Цель занятия:
Учебная: углубить ранее полученные знания по истории философии, расширить их, получив новые сведения, связанные с эпохой средневековья;
Изучить основные черты теологической философии в целом и характеристики творчества знаменитых философов этого периода.
Студент должен знать: основные понятия теологической философии средневековья: мистика, догматы, схоластика, экзистенция, эссенция, теология.
Студент должен уметь: ориентироваться в основных положениях философии Августина Аврелия и Фомы Аквинского, выделять основные черты в их творчестве, наглядно - образно представлять изучаемую эпоху.
Развивающая: развивать философское мировоззрение, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, подходить критически к информации, абстрактно и логически мыслить, проявлять творческое воображение.
Воспитательная: воспитывать нравственную гражданскую позицию, толерантность к специфическим взглядам и подходам к основным вопросам бытия и познания, выработанным средневековыми философами. Прививать чувства любви, милосердия к людям с позиций христианской морали и с точки зрения общечеловеческого гуманизма. Продолжение воспитания любви к предмету "Основы философии" и стремления к получению новых знаний.
Оснащение занятия:
I. Наглядность:
а) Портреты Августина Аврелия и Фомы Аквинского;
б) Таблица: "Средневековая философия";
в) Иллюстрационный материал, содержащий виды соборов и храмов романского и готического стилей;
г) Карта средневековой Европы;
д) Символ средне вековой медицины;
е) Костюмы, показывающие средневековую эпоху.
II. Библиотека по истории и философии средневековья
Межпредметные связи:
Обеспечивающие предметы: история (школьная программа), обществознание (школьная программа), литература (школьная программа), мировая художественная культура (школьная программа).
Обеспечиваемые предметы: основы религиоведения, культурология, психология общения, общая психология.
Внутрипредметные связи:
Раздел 1: "Введение в предмет философии".
Темы: "Философия как разновидность мировоззрения", "Основной вопрос и основные направления философии". Раздел: "Исторические типы философии".
Темы: "Философия Древней Греции", "Основные направления и характерные черты эпохи Возрождения", "Философия Французского Просвещения XVIII в.", "Русская философия XIX-XX в.в.".
Раздел: "Основные философские проблемы".
Темы: "Сознание и познание", "Проблема человека, личности в философии".
Методы контроля:
а) фронтальный
б) индивидуальный
Вид контроля:
а) текущий. Тип контроля:
а) вопросы на повторение предыдущей темы, закрепление и обобщение новой темы.


Схема интегрированных связей

















Схема внутрипредметных связей.


Философия как разновидность мировоззрения


Основной вопрос и основные направления философии

Философия Древней Греции


Основные направления и характерные черты эпохи Возрождения


Предмет:
Основы философии.
Тема:
Теологическая философия средних веков




Проблема человека, личности в философии



Сознание и познание



Философия Французского просвещения XVIII в.



Русская философия
XIX-XX вв.


Содержание обучения

1. Организация начала занятия 1 -мин.
2. Эмоциональный настрой 11 -мин.
3. Повторение предыдущего материала 4 - мин.
4. Изложение нового материала 65 - мин.
5. Встреча, которая не кончается ... (Вместо заключения) 8 - мин.
6. Домашнее задание 1 - мин.

Технологическая карта занятия




Этапы занятия
Время
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
Методическое обоснование
1.
Организация начала занятия
1 мин.
Приветствует студентов и гостей, проверяет готовность группы и аудитории к занятию.
Приветствие преподавателя и гостей. Дежурный докладывает о готовности группы к занятию.
Воспитываются нравственные качества студентов, создаётся деловой настрой на учебную деятельность
2.
Эмоциональный настрой
11 мин.
а) предлагает составить схему "Средневековье" работает на доске
б) приглашает к путешествию в прошлое, актуализируя значение темы, нацеливая учащихся на основные её проблемы (стихи собственного сочинения, а также Н. Гумилева, Т. Готье на фоне музыки И. С. Баха и А. Вивальди),
в) сообщает основные вопросы плана занятия, на фоне услышанного предлагает учащимся ещё раз остановиться на целях урока, самим сформулировать их.
а) Составляют схему в тетрадях, отвечая на поставленный к ней вопрос
б) внимательно слушают, эмоционально настраиваются на тему. Одна из студенток произносит вместе с преподавателем стихотворные строки,
в) записывают тему и план занятия в тетрадях, формулируют цели предстоящей учебной работы.
Нацеливание студентов на осознание и осмысление новой темы; воспитываются яркие, глубокие чувства сопричастности к ценностям прошлого.
3.
Повторение предыдущего материала
4 мин.
Задаёт вопросы на повторение основных этапов эволюции философии.
Отвечают, внимательно слушая и дополняя друг друга.
Проводится с целью построения "учебного мостика", дающего возможность более плавного и чёткого перехода к изучению 1-ого вопроса темы.
4
Изложение нового материала:
1) "Общее понятие и основные черты средневековой теологической философии"
65 мин.
Преподаватель излагает 1-ый вопрос темы, выделяя основные черты средневековой философии, обращает внимание учащихся на таблицу "Средневековая философия",
Внимательно слушают, записывают в тетрадь. Работают с представленной на уроке литературой, определяя значение термина "схоластика",
Прививается любовь к изучаемому предмету, развивается потребность в более глубоком изучении данной темы, развиваются и поощряются творческие наклонности студентов, развиваются абстрактное, логическое мышление, творческое воображение, искусство красноречия, умение слушать и слышать, сопереживать, искусство общения...
2) "Основные положения философии Августа Аврелия Блаженного"
а) предлагает рассмотреть основные черты биографии Августина,
б) излагает основные идеи и выводы философии Августина,
в) обращает внимание на таблицу "Средневековая философия",
г) приглашает учащихся к просмотру сценки "Разговор горожанок"
д) обобщает увиденное и услышанное, нацеливает на 3-ий вопрос темы.
а) внимательно слушают выступления юноши и девушки, подготовивших рассказ о жизни философа
б) внимательно слушают и записывают лекционный материал в тетрадь, в) размышляют над высказыванием философа, обозначенным в таблице,
г) внимательно слушают беседу 3-ех средневековых горожанок об удивительном монахе из г. Ассизи.
д) принимают участие в кратком обобщении,

3) "Философия Фомы Аквин-ского"
а) предлагает послушать краткую биографию Фомы Аквинского
б) начинает изложение основных идей Фомы, вновь обращает внимание аудитории на таблицу "Средневековая философия"
в) продолжает преподносить учебный материал
г) приглашает к просмотру сценки "Вода святого Викентия"
д) обращает внимание на проблему развития медицины в средневековой Европе.
а) внимательно слушают выступление юноши и девушки, подготовивших рассказ о жизни Фомы
б) внимательно слушают, размышляют над высказыванием Фомы, данным в таблице
в) внимательно слушают и записывают в тетрадях
г) внимательно смотрят и слушают, эмоционально обсуждают
д) внимательно слушают выступление студента, подготовленное по вопросу развития медицины в изучаемое время.
5.
Встреча, которая не кончается ... (Вместо заключения)
8 мин.
Закрепляет и обобщает новый материал, возвращаясь к началу занятия, актуальности темы и т.д. Приглашает задуматься над вечным и послушать "Реквием" Моцарта. Заканчивает занятие строчками Гумилева...
Работают вместе с преподавателем, слушают музыку и стихи.
Конкретизация, обобщение и систематизация знаний, поддержание эмоционального настроя, который присутствует на занятии и желания расширить свой кругозор посещением музеев, выставок, чтением и т.д.
6.
Домашнее задание
1 мин.
Завершение схемы в тетрадях прозвучало на занятии; для более глубокого изучения темы на семинаре задания даются в индивидуальном порядке.
Проявляют активность в распределении тем, рефератов, написании и оформлении буклетов и т.д. Подходят в индивидуальном порядке.
Прививаются творческие навыки, метод исследования, самостоятельность мышления.


Объем знаний и представлений, необходимых студенту перед прослушиванием лекции "Теологическая философия средних веков"

1. Понятие мировоззрения и трех его форм: мифологии, религии, философии.
2. Три основные стадии эволюции философии: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.
3. Основной вопрос философии и две его стороны: онтологическая, гносеологическая.
4. Философия Древней Греции, её историческое значение.

Ход занятия

1. Организационный момент. Взаимное приветствие преподавателя и присутствующих.
2. Преподаватель образно - логически и эмоционально начинает подводить студентов к изучению темы: Работа со схемой "Средневековье" (преподаватель на доске, учащиеся в тетрадях).
Преподаватель:
- Слово это загадочное, таинственное. Какие ассоциации возникают у вас, ребята, в связи с этим термином? Студенты называют некоторые понятия, получается небольшая схема:

Замки


Романская и готическая литература

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ


Рыцарские турниры


Преподаватель:
- Понятий существует гораздо больше, они более сложны и глубоки. Я предлагаю всем нам отправиться в путешествие по эпохе средневековья, по дороге любви к мудрости - философии. Во время нашего путешествия вы пополните свой кругозор новыми знаниями, а дома дополните начатую нами схему.
Преподаватель читает стихи собственного сочинения, в которых выражены смысл и эмоциональный настрой темы.
ЭТИ СРЕДНИЕ ВЕКА
То мгновенны, то степенны.
Как седые облака
То спокойны, то надменны.
То суровы не по нам,
То мягки - Христос с тобою.
И волнует Нотр-Дам
Злоключеньями героя.
И любовь, и месть, и рок...
Т-с-с! Голоса в исповедальне...
И пришли мы на урок
С той эпохой на свиданье.
Как застенчивый юнец
Приоткроем дверь столетий,
Чтоб затронуло нас здесь
Пламя чувств и скорби пепел!

Звучит музыка Баха (Toccata BWV 565 )
Преподаватель на фоне звучания органа произносит строки Н.Гумилева:
- Растет и падает напев органа
- И вновь растет полнее и страшней,
- Как будто кровь, бунтующая пьяно
- В гранитных венах сумрачных церквей.
Затем, обращаясь к аудитории, произносит свои строчки:
- Запишите, не спеша,
- Тему новую в тетрадях
- И задумайтесь, друзья,
- Мудрость прошлого нужна
Современной жизни ради!

Студенты записывают тему в тетрадях и вопросы, которые предлагает на рассмотрение преподаватель:

Теологическая философия средних веков.
1. Общее понятие и основные черты средневековой теологической философии.
2. Основные положения философии Августина Аврелия Блаженного.
3. Философия Фомы Аквинского.

Звучит музыка Вивальди ( Der Winter op 8/1).
Преподаватель произносит первые строчки стихотворения Т. Готье:
- В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю средневековым...
Студентка продолжает:
- Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,
Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,
Проемы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубила на века...
(Показываются иллюстрации).

Музыка продолжает звучать, педагог говорит о глубине чувств, которые наполняют наши души и позволяют забыть о многочисленных проблемах, неудачах, волнениях...
Преподаватель еще раз возвращается к смыслу и цели урока, но уже в прозаическом варианте.
- Итак, цели наших уроков философии можно объединить следующей фразой: мудрость прошлого служит будущему. А цель сегодняшнего занятия сформулируйте теперь сами.
Студенты говорят об углублении расширении знаний, связанных с эпохой средневековья в области философии.
Преподаватель подчеркивает об актуальности темы, обращает внимание на повышенный интерес современного поколения к философским вопросам, к поискам духовности, к влиянию религии на жизнь человека в прошлом и настоящем.
3. Учащимся предлагается вспомнить основные этапы эволюции философии. Студенты называют три этапа: космоцентризм. теоцентризм и антропцентризм и дают им краткую характеристику.
4. Преподаватель останавливает внимание аудитории на теоцентризме и освещает 1-ый вопрос лекции: Общее понятие и основные черты средневековой теологической философии.
Студенты основные положения записывают в тетрадях.
- Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V-XVI вв. Это направление признавало Бога в качестве внешнего существующего начала, а весь окружающий мир - Его творением. Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I-V вв. до н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии. Философия раннего христианства называлась апологетикой, а ее представители - апологетами. Сочинения носили наименования и характер апологий, т.е. трактатов, направленных на защиту и оправдания христианского вероучения.
Выделяют следующие основные черты средневековой теологической философии:
1. Теоцентризм - главная причина всего сущего, высшая реальность - Бог.
2. Господство догматов (истин, которые не нуждаются в доказательствах). Основополагающими догматами являлись догмат творения и догмат откровения.
3. Креационизм - учение о сотворении мира Богом из ничто.
4. Сглаживалось противоречие между материализмом и идеализмом.
5. Человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога. стоящим над природой.
6. Провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения.
7. Идея воскрешения человека из мертвых (как души так и тела) в будущем при богоугодном поведении.
8. Мир познаваем через познания Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.
9. Символизм - умение находить скрытый смысл. Символизм пронизывает каждую страницу Библии, каждую притчу и аналогию. (Обращается внимание студентов на таблицу "Средневековая философия").
10. Господствующий тип средневековой теологической философии - схоластика.
Аудитории предлагается прослушать определения термина "схоластика" из представленной литературы. Читают трое учащихся:
- 1. "Подъему знаний на Западе... способствовало то, что при посредничестве арабов европейские ученые ближе познакомились с важнейшими сочинениями великих мыслителей античности. Наибольшее влияние на науку Запада оказал Аристотель. Опираясь на его труды, средневековые философы выработали строгий метод логического анализа понятий и построения рассуждений... Это учение получило наименование схоластики ( от латинского слова "схола" - школа)".
Гуревич А. Я., Харитонович Д. Э. История средних веков. М. , Интерпракс 1995, с: 157-158.
- 2. "Схоластика - это прежде всего познание мира и Бога. Этот метод родился в школах, где ученики овладевали искусством мыслить строго и логично... Схоласт исходил из того, что веру и знание, откровение и разум можно не только примерить между собой, но и научить их помогать друг другу...
Разум и строгая логика - вот сила, которая поможет дать ответ на множество вопросов".
Бойцов М., Шукуров Р. История средних веков. М., Мирос, 1995, с:356.
- 3. "Осуществляемая в институализированных формах школы, позже университета, программа поиска логических структур, систематических конструкций, помогающих аргументировано объяснить библейские тексты и откровения Отцов церкви, путь рационального постижения христианских истин, стала называться схоластикой".
Философия. Справочник студента. М., Слово 1999, с:78. Преподаватель:
- Особое место в философии средневековья занимает проблема добра и зла. В мире постоянно идет борьба между добром и злом в помыслах людей и их поступков. Рассмотрим ее проявления на примере жизни Августина Аврелия, прозванного Блаженным.
На стену прикрепляется портретное изображение Августина, Обращается особое внимание на кротость в его взгляде. Звучит сообщение о жизни философа.
Студентка:
- Августин Аврелий Блаженный (354-403 гг.) - крупнейший средневековый философ, виднейший представитель западных "отцов церкви". Он является родоначальником христианской философии истории.
Августин родился в небольшом африканском городе Тагасте (сейчас это территория Алжира) в небогатой семье. (Здесь и далее географические названия показываются на карте). Отец его был язычником, мать - христианкой глубокой веры. От отца Августин унаследовал любовь к яркой, полнокровной жизни, к плотским радостям и земным удовольствиям. В истории своего духовного становления - "Исповеди" - будущий философ посвящает много великолепных, наполненных искренним и глубоким чувством страниц матери.
Учился Августин в Карфагене и вел там образ жизни, далекий от благочестия. Он погрузился в стихию любовных наслаждений. Вот так сам он пишет об этом в "Исповеди":
Студент от имени Августина:
- "Любить и быть любимым было мне сладостнее, если я мог овладеть возлюбленной. Я мутил источник дружбы грязью похоти, я туманил ее блеск адским дыханием желания. Гадкий и бесчестный, в безмерной суетности своей я жадно хотел быть изысканным и светским... Я был любим, я тайком пробирался в тюрьму наслаждения, весело надевал на себя пути горестей, чтобы секли меня своими раскаленными железными розгами ревность, подозрение, страхи, гнев и ссоры".
Студентка:
- В первый год своего пребывания в Карфагене он сблизился с женщиной, которая родила ему сына.
С детства Аврелий любил игры, зрелища, театральные представления. В школе он предпочитал занятия поэзией другим наукам. Курс наук в школе риторики давался Аврелию легко:
Студент:
- " Тянули меня к себе и те знания, которые считались почтительными: я мечтал о форуме с его тяжбами, где бы я блистал, а меня осыпали похвалами тем больше, чем искуснее я лгал. Я был первым в риторской школе: был полон радости и надут спесью". Студентка:
- Августин изучал труды Цицерона, которые поразили его своей мудростью, особенно диалог "Гортензий".
Студент:

страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign