LINEBURG


страница 1
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>




ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ











Окружная целевая программа развития образования в Западном административном округе города Москвы
"Столичное образование - 4"
на 2005 - 2007 гг.





Ответственный редактор
В.А. Бадил









Москва
2005




Окружная целевая программа развития образования в Западном административном округе города Москвы
"Столичное образование - 4" на 2005 - 2007 гг./ Ответственный редактор В.А. Бадил.- М., 2005 - с.











Составители:
сотрудники Западного окружного управления образования. Окружного методического центра




























ПАСПОРТ

Окружной целевой программы развития образования

в Западном округе города Москвы

"Столичное образование - 4" на 2005- 2007 гг.

Наименование Программы

Окружная целевая программа
Развития образования
"Столичное образование- 4"

Основание для разработки Программы


1.Закон города Москвы от 20.06.2001 № 25
"О развитии образования в городе Москве" ( Статья 11)
2. Постановление Правительства Москвы от 19. 07.2005 N 529 - ПП

Государственный заказчик Программы

Префектура Западного административного округа города Москвы
Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы

Основные разработчики Программы

Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы
Окружной методический центр

Цель Программы
Обеспечение устойчивого целостного развития системы образования в Западном округе

Задачи Программы
* реализовать городскую целевую программу развития образования;
* обеспечить условия для реализации прав москвичей на образование всех уровней и ступеней;
* создать условия для повышения качества образования;
* cформировать механизм систематического обновления содержания образования всех уровней и моделей общеобразовательных учреждений;
* создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей;
* отработать различные модели профильного обучения и предпрофильной подготовки в зависимости от маркетингового анализа образовательных потребностей;
* повысить эффективность управления в системе образования, в том числе через развитие государственно- общественных форм;
* совершенствовать организацию образовательного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
* обеспечить условия безопасности всех участников образовательного процесса в образовательных учреждениях и организациях системы образования;
* сформировать и реализовать систему социального партнерства в решении задач образования;
* создать условия для стабильного кадрового обеспечения, повышения профессионального мастерства работников системы образования в округе;
* совершенствовать и укреплять материально- техническую и информационную базу образовательных учреждений и иных организаций системы образования;
* интегрировать действующие окружные программы в комплексную целевую программу развития образования в Западном округе

Сроки и этапы реализации Программы
Базовый этап: 2005 г.
Проектно - разработческая, информационная и организационная деятельность по реализации Программы
Основной этап: 2005 - 2006 гг.
Организационная, коррекционная деятельность, отработка экономических механизмов функционирования системы
Завершающий этап: 2007 г.
Этап широкого развертывания и комплексного мониторинга реализации Программы.

Перечень разделов Программы
Раздел I. Проблемно- ориентированный анализ состояния системы образования в округе .
Раздел II. Комплекс мероприятий Окружной целевой программы развития образования
1. Нормативное обеспечение развития образования
2. Развитие материально- технической базы
3. Организационно- методическое и информационное обеспечение деятельности образовательных учреждений
4. Развитие сети образовательных учреждений округа
5. Повышение качеств образования
6. Развитие системы дошкольного образования
7. Создание условий для развития и поддержки одаренных детей
8. Развитие образовательной среды для особых категорий детей
9. Повышение эффективности кадрового обеспечения и управления образованием
10. Создание условий для комплексной безопасности обучающихся и воспитанников

Приложения.

Исполнители Программы
Префектура, районные управы, муниципалитеты ЗАО; Западное окружное управление образования; государственные образовательные учреждения различных типов и видов и иные организации различной ведомственной принадлежности, включенные в систему социального партнерства в развитии образования Западного округа

Источники финансирования Программы

Текущее бюджетное финансирование
Внебюджетные средства
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
* рационализация сети образовательных учреждений, обеспечивающей равные возможности получения качественного вариативного образования в соответствии с образовательными запросами москвичей;
* качественное обновление содержания образования;
* устойчивое ресурсное обеспечение системы мероприятий по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей;
* создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
* расширение масштабов и повышение уровня общественной поддержки системы образования на основе развития социального партнерства в образовательной сфере;
* устойчивая положительная динамика укрепления материально- технической базы развития образования;
* формирование единой информационной среды в образовании;
* повышение эффективности управления образованием, развитие государственно - общественных форм управления.

Система организации контроля за исполнением программы
Западное окружное управление образования представляет в установленном порядке отчеты о ходе и результатах реализации Программы в Префектуру ЗАО и Департамент образования города Москвы


Пояснительная записка
к Окружной целевой программе развития образования

в Западном округе города Москвы

"Столичное образование - 4" на 2005- 2007 гг.
Окружная целевая программа развития образования "Столичное образование - 4" создана на основе городской программы развития образования в Москве на 2005 - 2007 гг, которая "...является организационной основой политики города Москвы в области образования" в соответствии со статьей 11 Закона "О развитии образования в городе Москве".
Окружная целевая программа определяет стратегию, приоритетные направления, задачи, механизмы реализации образовательной политики города Москвы в Западном округе столицы России с учетом социально- экономических, демографических, культурных, экологических и других особенностей региона.
Разработка новой Окружной программы осуществляется во исполнение Постановления Правительства Москвы от 19.07.2005 и обусловлена возрастанием роли образовательной сферы в социально- экономическом развитии динамично развивающегося столичного мегаполиса.
Реализация окружных программ модернизации образования "Столичное образование -1 и 2" позволила перейти в Западном округе, как и в столице в целом,- от стихийной вариативности к культурному многообразию развития образовательного пространства, идентифицировать формы этого культурного многообразия в рамках педагогических систем, призванных обеспечить образовательные запросы разных категорий детей: массовая школа, мотивированные и одаренные дети, дети- сироты, дети с проблемами в здоровье и инвалиды, дети с отклоняющимся поведением. Предлагаемая Программа призвана ответить на новые запросы времени и, вместе с тем, обеспечить преемственность в процессе реализации программ столичного образования. Принципы третьей окружной - и столичной- программ модернизации образования - доступность, качество, эффективность - характеризуют вектор направленности всей системы образования, отвечая на вопрос: каким должно быть образование в столице России. Новая программа развития образования в Западном округе сохраняет эти целевые установки и раскрывает внутренние механизмы, источники развития образовательной сферы, отвечая в большей степени на вопросы: как, каким образом, за счет каких ресурсов должно развиваться образование. Таким образом, выстраивается целостная стратегическая линия развития образования в Западном округе столицы.
В соответствии с образовательной политикой России, столичного региона в основе Окружной программы заложены три концептуальных принципа развития образования, обеспечивающих единство образовательного пространства округа, столицы, России, устойчивое развитие самой системы образования и превращение ее в фактор устойчивого социально - экономического и культурного развития региона: целостность, саморазвитие, партнерство.
* Принцип целостности означает единую стратегию развития образования, его скоординированный, системный характер.
* Принцип саморазвития определяет приоритетность актуализации внутренних источников развития системы образования, интенсификацию развития, способность адаптироваться к изменениям в обществе.
* Принцип партнерства предполагает определение круга актуальных и потенциальных социальных партнеров в образовании, консолидацию их усилий, обеспечение устойчивости поступательного развития образования за счет системного эффекта взаимодействия.
Взаимосвязь указанных принципов и их выстраивание в предложенный логический ряд определяется тем, что каждый следующий принцип как бы раскрывает действие предыдущего: целостная система образования развивается, используя внутренний потенциал, и главным источником саморазвития является социальное партнерство.
Цель окружной программы развития образования - приведение его в соответствие с современными требованиями динамично развивающегося столичного мегаполиса, создание механизмов устойчивого развития системы образования в интересах личности, общества, государства.
Достижение обозначенной цели будет осуществляться через
мобилизацию внутренних ресурсов сферы образования, оптимизацию его содержания, структуры, организационных форм и технологий, экономических и управленческих механизмов; использование разных форм стимулирования обновления образования; более активного привлечение внешних ресурсов, развертывание системы широкого социального партнерства в сфере образования.
Окружная программа развития образования "Столичное образование - 4" продолжает реализацию программно- целевого подхода в управлении системой образования, определяет перспективу выхода на новое качество образования, позволяет обеспечить его конкурентоспособность в столичном регионе и в российском образовании в целом.
Реалистичность представленной программы обусловлена не только ее корреляцией с городской программой, интеграцией с действующими окружными целевыми программами, но и самим механизмом ее разработки: программа является не внешним нормативным актом, предложенным для исполнения, а выросшим с нижних уровней, вобравшим в себя предложения образовательных учреждений, общественных советов, проектом, реализация которого станет делом чести всех субъектов образовательного процесса и их социальных партнеров.
Программа имеет следующую структуру:
* Раздел 1. Проблемно- ориентированный анализ состояния системы образования в округе.
Аналитические материалы являются основой для прогнозирования ситуации в округе, планирования, принятия стратегических управленческих решений. При этом достижения округа становятся ресурсом дальнейшего развития, а проблемные зоны, противоречия обозначают направления первоочередных усилий при реализации целевых установок программы развития образования. Анализ состояния осуществляется по важнейшим векторам предшествующей программы модернизации образования в округе:
* Обеспечение доступности вариативных форм образования;
* Создание условий для повышения качества образования;
* Обеспечение безопасности и сохранение здоровья обучающихся;
* Ресурсное обеспечение развития образования;
* Повышение эффективности управления образованием.
Завершается раздел определением проблемного поля развития образования, которое инициирует комплекс задач, сформулированных в следующем разделе программы.
* Раздел 2. Комплекс мероприятий Окружной целевой программы развития образования.
Данный раздел сформирован в соответствии со структурой и терминологической основой городской целевой программы в целях обеспечения организационного единства и эффективности мониторинга реализации программы. В конце каждого параграфа представлены ожидаемые результаты программы.
§ 1. Нормативное обеспечение развития образования в округе.
§ 2. Развитие материально- технической базы системы образования.
§ 3. Организационно- методическое и информационное обеспечение деятельности образовательных учреждений Западного округа г. Москвы.
§ 4. Развитие сети образовательных учреждений.
§ 5. Повышение качества образования.
§ 6. Развитие системы дошкольного образования.
§ 7. Создание условий для развития и поддержки одаренных детей.
§ 8. Развитие образовательной среды для особых категорий детей
§ 9. Повышение эффективности кадрового обеспечения и управления образованием.
§10. Создание условий Для комплексной безопасности обучающихся и их воспитанников.


* Приложения

- Таблицы к §§ 1- 10 раздела 2.























































ПРЕФЕКТУРА ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ








Окружная целевая программа развития образования в Западном административном округе города Москвы
"Столичное образование - 4"
на 2005 - 2007 гг.





Ответственный редактор
В.А. Бадил

















Москва
2005


Окружная целевая программа развития образования в Западном административном округе города Москвы
"Столичное образование - 4" на 2005 - 2007 гг./ Ответственный редактор В.А. Бадил.- М., 2005 - с.









Составители:
сотрудники Западного окружного управления образования. Окружного методического центра












I. Проблемно- ориентированный анализ состояния системы образования в округе.

Особенности развития образовательного пространства Западного округа столицы связаны с престижностью для проживания многих его районов, интенсивным строительством, наличием на территории округа крупнейших и востребованных высших учебных заведений (с которыми сегодня сотрудничают 129 образовательных учреждений), а также - с территориальной разобщенностью, большой долей учащихся и сотрудников из Подмосковья. Кроме того, как столичный округ, Западный округ ощущает на себе и специфику рынка труда, и особые образовательные запросы населения, достаточно высокую долю негосударственного сектора в образовании, высокую концентрацию населения, сложный этнический и конфессиональный состав. Москва входит в десятку городов мира с населением свыше 10 млн. человек, на ее долю приходится боле 7 % постоянных жителей России. В концепции демографического развития города Москвы отражены количественные показатели динамики этнического состава столицы - сокращение доли русских до 85 % и резкое - в несколько раз - увеличение числа представителей других национальностей: таджиков - в 12 раз, вьетнамцев - в 14 - китайцев - в 35 и т.д. Этнокультурные изменения, конечно же, скажутся в ближайшее время и на развитии образования в нашем округе. Уже сегодня для 650 учащихся Западного округа русский язык не просто не является родным, но и труден для освоения в качестве иностранного языка.
Образовательное пространство Западного округа насчитывает сегодня 374 образовательных учреждения (шестая позиция по численности ОУ среди округов), территориально расположенных в 13 районах.
Доступность общего образования была приоритетным направлением образовательной деятельности округа в прошедшие годы. Видовое разнообразие образовательных учреждений способно удовлетворить различные образовательные запросы населения. Из 42 видов государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы в соответствии с Законом "Об общем образовании в городе Москве", в Западном округе представлено 26, а всего образовательное пространство округа включает в себя 42 разновидности типовых и нетиповых моделей образовательных учреждений. Дифференцированная сеть образовательных учреждений обеспечивает возможность обучения и воспитания детей в рамках различных педагогических систем.

Наметилась положительная динамика в решении данного вопроса: 8 человек не посещает образовательные учреждения в 2004- 2005 гг., (в 2003- 2004 таких детей было 31). Тем не менее, Западный округ остается в числе округов с наибольшим количеством необучающихся детей.

Количественные изменения в контингенте обучающихся и воспитанников.
Контингент воспитанников и обучающихся образовательных учреждений округа составляет в 2005 г. 102 тыс... При этом численность обучающихся неуклонно снижается:
- 2002 г.- 120, 5 тыс. человек,
- 2003- 117, 5, тыс.
- 2004 - 113, 3 тыс. человек.
Таким образом, общее количество детей, охваченных организованными формами воспитания и образования, в округе неуклонно сокращается. При этом за тот же период времени количество детей, посещающих ДОУ, ежегодно увеличивалось: тенденция сокращения обозначилась лишь в последний год (2002 год - 20 070, 2003 год - 20 828, 2004 год - 21 144, 2005 год - 19 519 чел.) В округе в 2005 г. работает 173 дошкольных образовательных учреждения (три года назад их было 169), из них 11 - с приоритетным направлением в развитии, 5 центров развития ребенка, 74 ДОУ компенсирующего и комбинированного вида. Для обеспечения доступности дошкольного образования выросло число групп кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения (с 18 - в 2003 г., до 24 - в 2004). Одной из основных проблем округа на сегодняшний день является наличие очередности в дошкольных образовательных учреждениях, которая составляет более 1000 детей.

За три последних учебных года контингент обучающихся в общеобразовательных учреждениях сократился на 19 % и составил на начало 2005- 2006 года около 73 тыс. человек.
Если 3 года назад образовательное пространство округа было представлено в основном массовой школой (77 % образовательных учреждений), более того, за округом закрепилась миссия работы с детьми - инвалидами, то сегодня более 50 % образовательных учреждений реализуют повышенный уровень образования (лицейские, гимназические классы, углубленное изучение отдельных предметов).

В 2005 году в округе среди учреждений общего образования функционирует 4 гимназии, 53 образовательных учреждения с гимназическими классами и 12 - с лицейскими. Не умаляя значимость работы с разными педагогическими системами, сегодня Западный округ имеет основания позиционировать себя в образовательном пространстве столицы как округ, работающий над формированием ее интеллектуальной элиты.
Динамика развития общеобразовательных учреждений с различными видами классов для обеспечения дифференцированных образовательных потребностей учащихся за последние 3 года представлена в таблице:
Виды классов в ОУ
2002
2005
гимназические
34
57
лицейские
10
12
с углубленным изучением предметов
15
19
коррекционно-развивающие
66
47+1(ПМСЦ)
с этнокультурным компонентом
3
2

Следует отметить, что учреждения повышенного уровня неравномерно представлены в районах округа: отсутствие школ с углубленным изучением иностранных языков в трех районах округа- Внуково, Очаково - Матвеевское и Можайский - отчасти компенсируется гимназическими программами в изучении английского языка в двух первых районах (соответственно, 33 % и 45 % школ). При этом следует отметить, что район Можайский, имея лишь 18 % учреждений повышенного уровня, не может адекватно реагировать на потребности в углубленном и расширенном обучении предметов.
Психологическое сопровождение образовательного процесса осуществляется 6 психолого-медико-педагогических центрами (в 2001 г. их в округе было 2). Создание психологических центров позволило организовать многопрофильное психологическое сопровождение и помощь, прежде всего, учреждениям, в которых функционируют коррекционные классы и дошкольные группы детей с различными отклонениями в развитии. За период 2002-2005 гг. управлением образования была проведена большая работа по улучшению материальной базы учреждений, где обучаются и воспитываются дети с проблемами в здоровье и дети-инвалиды.

страница 1
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign