LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ
























Приложение 5

"ЭВРИКА-ХОГВАРТС": ШКОЛА ДЛЯ НАСТОЯЩИХ ВОЛШЕБНИКОВ
(действующий проект: с февраля 2002 г. по настоящее время)

"Эврика-Хогвартс" - всероссийский спецпроект "Эврики", родившийся из инициативы учеников эвриканских школ, пожелавших найти свое место в инновационном движении. Хогвартс, столь популярная среди детей всего мира школа волшебства, - это символ чудесного превращения (своими идеями, талантами, усилиями) мечты детей о "настоящей школе" в реальность.
Волшебник - это непоседа, заводила, изобретатель; он не чувствует бессилия и не впадает в панику перед лицом унылой реальности. Его волшебная палочка - его неиссякаемая творческая способность: он стремится изменить школу, превратить ее в "школу-для-нас", в мастерскую будущего.

"Эврика-Хогвартс" собирает детские стремления воедино и помогает им вырасти в системные проекты. А затем - хотя бы частично - воплотиться в жизнь (сначала в рамках движения федеральных экспериментальных площадок).
"Эврика-Хогвартс" - совместное строительство волшебной школы, т.е. "школы-для-нас":
* исследовательский проект;
* школа общения;
* "курсы для волшебников" (лидеров будущей России);
* практикум проектной деятельности (наука производства и практического воплощения собственных идей);
* сетевое взаимодействие.

Главные организационные принципы "Эврики-Хогвартс":
* поддержка инициативы;
* креативность;
* толерантность;
* открытость;
* разновозрастность.

Инициаторы и наиболее активные участники проекта (дети и взрослые) входят в группу координаторов и берут на себя организацию всех коммуникаций, планирование и подготовку основных мероприятий.

"Эврика-Хогвартс" началась весной 2002 г. - как сетевой проект: команды юных "волшебников" со всей России присылали на сайт гимназии "Корифей" (www.koriphey.ru) свои описания волшебных школ, выполненные в самых различных жанрах - от уставных документов до романтических эссе.
Жизнь проекта в Интернете обязательно продолжится: выйдя за пределы информационной страницы (новостной ленты, общего форума и публикации проектных заданий), "Эврика-Хогвартс" станет сетевой школой, проводящей дистантные уроки и консультации, транслирующей "волшебные лекции", запускающей новые проектные ходы и организующей коммуникативные потоки.

Не менее важны очные сессии - встречи юных эвриканцев, формирующих общий образ НАСТОЯЩЕЙ ШКОЛЫ и организующих образовательный процесс (и весь школьный мир) по своим правилам.
Первая 4-хдневная выездная школа (прошедшая в московской школе "Эврика-Огонек" 1-4 ноября 2002 г.) дала старт детскому проектному движению и решительно вывела юных участников за рамки книжных стереотипов и взрослого диктата. Общение эвриканских "отцов и детей" стало по-настоящему продуктивным.

На следующих сессиях "Эврики-Хогвартс" найдется место разным педагогическим стилям и традициям, различным типам учеников и учителей - главное, сделать школьное пространство гармоничным и стимулирующим к креативному развитию.

Летняя школа позволит пройти сразу несколько важных этапов "роста" детской "Эврики":
* рефлексию первых результатов детского проектирования;
* рефлексию целей (общее видение);
* планирование и организацию образовательной деятельности;
* планирование и организацию проектной деятельности;
* создание реального детско-взрослого сообщества, которое в дальнейшем может превратиться в инновационное движение эвриканской молодежи по реформированию российской школы.

Простое представление проектов волшебных школ - это пройденный этап. Дальнейшее развитие проекта представляется нам взаимодействием разных (реальных и сетевых) детских образовательных проектов, объединяющих большую сеть "Эврика" и в то же время решающих собственные задачи, адресованных определенному кругу учеников и педагогов. Общие рамки такого взаимодействия достаточно широки ("Педагогическое волшебство", "Школа - наше чудесное завтра", "Сотворим чудо" и т.п.) и согласуются с магистральными целями развития взрослой "Эврики".

Ближайшие этапы развития проекта "Эврика-Хогвартс":

1) Объявление о новом сетевом конкурсе - приеме проектных заявок* (февраль);
2) Сетевой этап (март-июнь): публикация проектов, обсуждение, экспертиза, аналитика сетевого этапа;
3) Летняя школа (июнь-июль - ?): "сборка" проектных заданий, проектные мастерские, консультации, учебные занятия, тренинги, семинары, творческие студии и пр. Завершающая рефлексия и совместная выработка дальнейших проектных заданий.

После летней школы возможен выпуск специальной (ежемесячной) вкладки в газету "Управление школой" с презентацией детских проектов и текущими отчетами с мест. И, разумеется, появление на сайтах эвриканских школ детских проектных страниц, инициирующих собственные конкурсы, опросы, сетевые игры, дебаты, дистантные уроки и т.п. Интересным ходом может стать формирование детской экспертной группы для оценки взрослых инноваций + постоянно действующих ученических центров: аналитического, пресс-центра и т.д.

ДЛЯ ЗАМЕТОК: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

? Достаточно заметить, что за прошедший год резко поменялась как центральная, так и региональная образовательная политика.
1 Не только внутри Делового центра, но и во всей гимназии - например, подготовка меню-раскладок; рассылка расписания и изменений в нем; текущий обмен информацией между учителями и учащимися; гимназические новости; электронная газета и т.д.);

? Расклад приблизительный, т.к. некоторые преподаватели и сотрудники являются родителями гимназистов; руководители преподают и т.д.
? Школьный PR - это на 80 процентов PR корпоративный. Из различных исследований известно, что школам в 4 раза сложнее приобрести нового сторонника, чем удержать старого. То есть если какой-нибудь человек уже является сторонником школы, то основные усилия на его "обработку" уже потрачены. Значит, он является бесценным капиталом: теперь он не просто учащийся, родитель или учитель, которого нужно удерживать, но и сам готовый носитель информации, добровольный вербовщик новых членов корпоративного сообщества.

? Материалы по проектам "Корифейский каравай" (завершен в 2001 г.), "КорифейЛэнд" (завершен в 2002 г.), а также действующим проектам "Скала Совета", "Эврика-Хогвартс" и "Клуб "Корифей" см. в ПРИЛОЖЕНИЯХ.
1 Гимназия "Корифей" - муниципальное общеобразовательное учреждение, выросшее из частной семейной инициативы и реализующее авторскую концепцию современного образования, а также целый ряд инновационных проектов, общая цель которых - создание коммуникативной среды школы. Статус ФЭП (1999 г.); cтатус Федеральной авторской экспериментальной школы (2002 г.).
На сегодняшний день в "Корифее" 380 учащихся, из них 100 дошкольников.
2 Мы уже наблюдаем разнообразные формы такого бездействия; в ситуации личного выбора это алкоголизм, наркомания, уход в виртуальный мир либо в "шоу-реальность".
3 Рикер П. Человек как предмет философии. // Хрестоматия по истории философии (западная философия). В 3 ч. Ч.2. - М.: ВЛАДОС. - 1997. - С.417-418.

1 В нашем случае это компактный микрорайон "Синие камни" на окраине Екатеринбурга.
? Larousse des citations francaises. - Paris, 1995. - P. 238.
4 Стратегическая ролевая настольная игра, развивающая мышление и обучающая английскому языку.

5 Конечно, наша программа родилась не только из прекраснодушной идеи, а также из вполне естественной потребности - встроиться в социальный ландшафт микрорайона, войти в неформальный контакт с организациями и образовательными учреждениями, здесь расположенными.
Такое безболезненное "встраивание" было нашей многолетней проблемой: гимназия - заведение достаточно специфичное для удаленного от центра, стопроцентно спального района (12,5 тыс. жителей; 2 школы - общеобразовательная и специальная; 2 детских сада; один детский приемник; мобильный полк милиции; дом быта; почта, сберкасса; 4 магазина). Население крайне разнородно - от академических ученых до переселенцев из цыганского поселка.
Интересным отличием микрорайона "Синие камни" от других ему подобных является наличие в нем Совета самоуправления, причем довольно активного и оказывающего реальное влияние на местные порядки и устои.
Первые годы мы соблюдали взаимную дистанцию (нас оценивали, проверяли на прочность). Население тоже реагировало настороженно, иногда вставая в оппозицию. Поэтому мы решили сыграть ва-банк и решительно войти в жизнь "Синих камней", под флагом добрых начинаний и интересов землячества. Теоретически здесь интересна процедура формирования общественного мнения (местной "повестки дня"), воздействия на культурную ситуацию.
Сейчас с Советом микрорайона налажены стабильные отношения сотрудничества и взаимоуважения; смягчился и общий климат в школьной округе: дети ходят к нам на клубные занятия, взрослые видят наши усилия по налаживанию и насыщению здешней жизни. Хотя нерешенных проблем еще немало.
? Например, находит пути решения проблема мотивации меценатов в попечительском движении (в самом деле, одно дело быть попечителем в обычной неприметной школе, а другое - в престижном учебном заведении). Или проблема подключения родителей к участию в подготовке школьного праздника (повышая статус мероприятия, мы повышаем его привлекательность, вызывая потребность естественно приобщиться к заметному и важному делу).

? Проект, признанный лучшим, будет представлен педагогической общественности города и области и предложен к реализации; его текст можно опубликовать в периодической печати.
* Как и взрослые заявки, они могут быть совершенно разноплановыми (например, "Школьный дневник", "Детская медиа-студия", "Ученическое тьюторство", "Школьный клуб как бизнес-проект", "Дистантное обучение" и пр.); единственное требование - соответствие общей логике совместного построения волшебной школы.
??

??

??

??




5



<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign