LINEBURG


страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ББК 74.202
У 67

Бабетов А., Калужская М. Коммуникативная среда школы: опыт организации: Сборник методических материалов к образовательной программе повышения квалификации "Управление школой на основе коммуникативных технологий". - Екатеринбург: КОРИФЕЙ, 2003.- 75 с.

ББК 74.202 + 74р


Печатается в рамках направления "Авторские экспериментальные школы" Федеральной программы развития образования при поддержке Института развития регионального образования Свердловской области.


Сборник предлагает читателям методические материалы, подытоживающие опыт работы Федеральной авторской экспериментальной школы - гимназии "Корифей" г. Екатеринбурга по созданию коммуникативной среды.
Содержание сборника включает такие современные направления педагогического менеджмента, как теория и практика социального позиционирования образовательного учреждения, реорганизация системы управления школой, технология проведения отдельных PR-мероприятий и масштабных проектов.
Особый акцент делается на внедрение высоких технологий как важнейший инструмент оптимизации управленческого труда.

Для руководителей образовательных учреждений, менеджеров системы образования; широкой педагогической общественности.



? Гимназия "Корифей", 2003
? А.Бабетов, М.Калужская, 2003
СОДЕРЖАНИЕ


1. Введение. Миссия школы в современном мире. С.3
2. Новый менеджмент в образовании - требование времени. С.5
3. Модернизация управления. С.5
3.1. Структурная реорганизация. С.14
3.2. Кадровая политика. С.16
3.3. Корпоративная информационная система. С.19
3.4. Высокие технологии как инструмент
оптимизации управления. С.24

4. Технологизация коммуникативных процессов. С.27
5. Азбука социального позиционирования. С.33
6. Школа социального действия. С.40
7. Заключение. Снова о миссии школы. С.45
8. Приложение 1. Проект "Корифейлэнд". С.46

9. Приложение 2. Проект "Каравай". С.54
10. Приложение 3. Проект летней школы "Скала совета". С.64
11. Приложение 4. Клуб "Корифей" С.68
12. Приложение 5. Всероссийский сетевой проект "Эврика-Хогвартс". С.72
1. ВВЕДЕНИЕ. МИССИЯ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

Система образования, являясь частью культурного целого, копирует сегодня неравномерное и непредсказуемое развитие общества, в котором целеполагание и планирование чрезвычайно затруднены; то же можно сказать и о любой исследовательской работе.? Вместе с тем именно эта хаотичная ситуация толкает школу к новому самоопределению, предлагая ей расширить свои узкоспециальные учебные задачи и функции до масштабов более внушительных - культуросозидающих. Школа как социальный институт сегодня оказалась ответственной за жизнь и здоровье (физическое, нравственное, психическое...) своих учеников - не только когда они находятся в ее стенах, а тотально. И при этом почти в одиночку. Школа борется с наркоманией и правонарушениями; организует оздоровление и ведет социальную работу; формирует общественное мнение и задает тон. Можно спорить о том, хорошо это или плохо, помогает самой школе или мешает, - это реальность, которой надо соответствовать, причем, наиболее эффективно.
* Это первый тезис: школа охраняет, поддерживает, созидает социальность (так, как она этого хочет и умеет), формирует культурное пространство. Хорошая школа и есть культурное пространство.

Явственно определилась еще одна тенденции к воссозданию культурной целостности - через единое поле Информации, создание мировой Сети. Конечно, и здесь можно спорить о значении этого способа объединения, его гуманности и собственно (в традиционном смысле) "культурности". Но его невозможно игнорировать: подобно тому, как письменная культура сменила дописьменную, а книгопечатание пришло на смену рукописанию, книжное чтение и бумажное письмо на наших глазах уходят в прошлое, оставляя культурное поле информационным технологиям. Нельзя не отметить также, что Сеть - вопреки социальному хаосу - структурирована, упорядочена, предсказуема и одновременно всеобъемлюще демократична.
* Второй тезис: Сеть тоже созидает социальность; виртуальными средствами воздействует на вполне реальный мир.
Новейшие электронные коммуникации сегодня гораздо более радикально изменяют менталитет, чем дефолты, выборы и войны: они обращены не к системе ценностей, не к принципам и мотивам, а непосредственно к матрицам мышления и машинам желания. Можно сказать (давая педагогическую оценку), что электронные технологии - это весьма успешные образовательные технологии; школа не может их игнорировать в этом качестве. Однако, "ложиться под компьютер" и измерять значимость учебного заведения количеством компьютерных классов и технологическими характеристиками процессоров было бы очень непрофессионально.
В границах становящейся целостности - информационного пространства - школа обязана найти свое место и свою миссию. Как раз школа способна стать реальным связующим звеном между единым информационным миром и разорванным социальным, между технологиями и возможностью их гуманитарного (и гуманистического) насыщения, между стандартом и индивидуальностью. И эти тенденции настойчиво толкают учебные заведения к выполнению социально-формирующей, "культуртрегерской" роли: попросту говоря, школы должны стать центрами культурной жизни, досуговыми, информационными центрами, пунктами социальной помощи, источниками общезначимых инициатив. Не только и, может быть, даже не столько учить, сколько создавать культурное пространство, сохранять и порождать традиции, творить уклад жизни, формировать среду общения.






2. НОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ -
ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ


Главный процесс, который описывает изменение мира, называется глобализацией. Это означает стирание границ между народами и культурами, глобальное общение, триумф современных технологий, а также творчество, лидерство и ставку на уникальность (только она ценится на "общем рынке"). В данных условиях на первый план выходит корпоративная культура, сплачивающая отдельные сообщества (различные социальные группы, объединенные общими целями, интересами, взглядами, независимо от национальной и политической принадлежности их членов) и поддерживающая их внутренние законы. Корпорации могут создаваться на профессиональной либо клубно-партнерской основе, объединять проектные группы, холдинги и научные институты; главным условием является принятие единых целей и ценностей.
Развитая корпоративная идеология и культура помогают отдельным отраслям, организациям и личностям обрести четкую самоидентификацию, духовно-нравственную опору и материальные стимулы; в глобальном мире, где национальность и гражданство часто становятся несущественными или даже сдерживающими факторами деловой карьеры, принадлежность к корпорации означает "социальную маркировку" и обеспечивает человека (организацию, отрасль) необходимой опорой для продвижения. Примеров тому великое множество: работа в "Майкрософт" - "знак качества" для молодого программиста; "Кембридж" - марка качественного образования; "Газпром" в России - символ экономической стабильности и благосостояния.
Разумеется, сфера образования у нас сегодня далека от передового края экономики - но это не означает непригодности для нее корпоративных методов организации и управления. Наоборот, мы уверены, что, только осознав приоритеты развития всей системы и насущные задачи на этом пути, только объединившись вокруг провозглашенной и общепризнанной миссии Школы, российское образование продвинется по пути модернизации. На сегодняшний день, увы, такой миссии нет - нет четкого видения целей и перспектив.
Чему должна учить современная российская школа? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выйти за рамки узкопрофессионального подхода (в том числе, за рамки Программы модернизации) и определиться с национальной доктриной и пониманием места России в современном мире. Кого школа выпустит завтра и послезавтра - граждан великой державы, специалистов-"ботаников" или рабочих, обслуживающих добычу и транспортировку сырья?..
Конечно, можно ждать концепции, официально спущенной сверху; но разумнее объединить усилия и предложить свое, корпоративное, видение проблемы, выдвинуть свои варианты ответов. Различные типы образовательных учреждений, эксперименты и инновации дают самый разнообразный материал для анализа, позволяют сформулировать первоочередные задачи и запросы к законодательным органам власти. Слабым местом оказывается при этом устаревшая система управления, до сих понимаемого большинством руководителей как командование и контрольно-отчетная деятельность в иерархической структуре.

Понятие управления, еще десяток лет назад трактуемое только как командование, сегодня кардинально меняется: это регулирование информационных потоков и коммуникативных процессов, а не трансляция приказов сверху вниз. Это делегирование полномочий и совместное решение ключевых вопросов; ставка на компетентность и моральный авторитет. Приходя в школу, новый менеджмент помогает решить множество проблем, вставших сегодня перед руководителями образовательных учреждений:
* Проблема управленческой политики в условиях реальной конкуренции образовательных учреждений. Ее источником является социальная стратификация и возрастающая вариативность образования, которые острее ощущаются в больших городах. (Хотя аутсайдерами модернизации чувствуют себя именно сельские школы, поскольку изоляция от глобальных информационных сетей выталкивает их "на обочину прогресса", а сельским школьникам не оставляет шанса для получения современного образования.) Ситуация конкуренции зачастую приводит к неадекватной реакции руководителей - стремлению закрыться от всех влияний и перемен, прекратить обмен информацией и делать ставку на прежние достижения.
* Проблема перехода к открытой и мобильной образовательной системе. Корень ее - в той самой закрытости и консервативности школьных коллективов, в боязни руководителей рискнуть наработанным багажом и позиция заставляет пересмотреть признанные критерии оценки качества образования, авторитетом; в психологической неготовности к пересмотру своих установок. Школа, опираясь на прошлый опыт, должна смотреть в будущее и готовить учеников к успешной жизни в другом мире, отличном от настоящего. Эта позиция заставляет пересмотреть признанные критерии оценки качества образования, показатели эффективности педагогического труда; изменить самооценку и самоидентификацию руководителя. Современный директор школы - не только педагог + хозяйственник, а квалифицированный менеджер, мудрый политик, искушенный коммуникатор.
* Проблема привлечения и удержания квалифицированных кадров. Ограниченность материальных и социальных гарантий от государства не позволяет ограничиться одной печальной констатацией этой проблемы. Руководитель образовательного учреждения вынужден самостоятельно искать пути для ее решения, не только оперируя средствами из директорского фонда, но и создавая собственную систему корпоративных стимулов, льгот, стратегий успеха, в том числе заботясь о морально-психологических и валеологических факторах стабильности школьного коллектива.
* Проблема изыскания дополнительных средств и ресурсов модернизации. Новая политика государства нацелена на увеличение доли внебюджетного финансирования, распределение финансовой ответственности и расширение зоны экономической свободы учебных заведений. Одновременно складывается рынок образовательных услуг, вынуждающий руководителей гибко лавировать между социальным заказом и уровнем доходов населения.
* Проблема создания условий, обеспечивающих адекватное времени качество образования. Нельзя игнорировать изменившиеся требования и факторы получения качественного образования, обязательно включающие в себя расширение: образовательного пространства учащихся; видов и форм образовательной деятельности; круга изучаемых проблем, актуальных для учащихся. Целью школьного образования становится не сумма знаний, умений, навыков, а активный запас ключевых компетенций, обеспечивающих самореализацию и успешную социальную адаптацию.
* Проблема информационного обеспечения и обмена, связанная с ненадежностью и атехнологичностью бумажных носителей. В итоге руководители, не знакомые с новейшими информационными технологиями и не готовые к их системному внедрению, проигрывают в мобильности и слаженности действий управленческой структуры. Если школа приобретает компьютеры в качестве модификации печатных машинок или только для экстенсивного сопровождения учебного процесса, она не достигнет модельного эффекта в реорганизации управления.
* Проблема социального позиционирования вырастает из несамостоятельности школьной политики, привычки дублировать лидеров и следовать директивам. Нас удручает пассивная роль как системы образования в целом, так и отдельных образовательных учреждений: поза "протянутой руки", стратегия выживания, но не развития. В России не будет гражданского общества, пока школа не займет в социальной системе место равноправного партнера, ясно осознающего свои возможности, потребности и полномочия. Для этого необходимо, чтобы в образовательных учреждениях созревала позиция коллективной "субъектности" в системе разноуровневых общественных отношений.

Однако остается главная проблема - отсутствие комплексных программ повышения квалификации руководителей системы образования. Не подготовки нового поколения менеджеров, а именно переподготовки опытных управленцев, имеющих бесценный практический опыт, налаженные связи и нажитый авторитет.
Подобные программы обязательно должны содержать идеологический раздел, меняющий приоритеты и задающий иные цели развития; должны давать руководителям принципиально новые, действенные инструменты создания успешной школы как корпорации единомышленников. Разбивать стереотипы, менять установки, провоцировать на рискованные шаги, форсировать инновации, вовлекая в совместную деятельность по созданию образа успешной школы - вот насущная задача переподготовки школьных управленцев.

В итоге менеджер образовательного учреждения должен научиться (а главное - захотеть и попытаться):
* формировать команду единомышленников (растить школу как корпорацию);
* обеспечивать оптимальные условия для самореализации детей и взрослых;
* стимулировать творческую деятельность, поддерживать инициативу;
* делегировать полномочия, развивать формы самоуправления, общественного контроля, попечительства;
* привлекать и грамотно использовать дополнительные источники и способы финансирования;
* задействовать новые социальные ресурсы в кадровой политике;
* выстраивать собственные отношения с другими S-тами социальной системы;
* заботиться о создании имиджа и поддержании социального статуса школы;
* внедрять высокие технологии в управленческие процессы.

Мы представляем программу повышения квалификации руководителей системы образования - "Управление школой: коммуникативные технологии", разработанную по заказу Министерства образования РФ. Она охватывает только один вектор управленческой деятельности - регулирование коммуникативных процессов - и дает в руки директора школы набор инструментов, необходимых для выстраивания разноуровневых отношений с социальными группами (включая учащихся и родителей), государственными институтами, общественными организациями, СМИ, и - соответственно - реализации успешного сценария своего учебного заведения.
Авторы ищут компромиссный путь между традициями и новациями: используя традиционные управленческие схемы, наполняют их новым содержанием и оснащают высокотехнологичными решениями. Так удается вырастить современную модель управления образовательным учреждением, не разрушая прежней, которая пока идеально вписывается в правовое и нормативное пространство системы образования. Электронным технологиям отводится прикладная роль: они служат инструментами для сжатия рабочих циклов, для совмещения и делегирования функционалов, для повышения эффективности и результативности управленческого труда.

Актуальность предлагаемой программы заключается в следующих пунктах:
1) ее усвоение позволит руководителю быть современным, т.е. эффективно и на новом политическом и технологическом уровнях решать стратегические задачи организации;
2) ее внедрение обеспечит мягкую, поэтапную трансформацию прежних управленческих механизмов и навыков (чему соответствует многоуровневая схема обучения);
3) ее изучение поставит во главу угла субъектность учебного заведения, корпоративность школьного сообщества как системообразующий фактор развития личности (в том числе и самого руководителя).

Действительно, помимо ответов на "вызовы" информационной эпохи, наша программа оптимизирует решение классической проблемы образования - проблемы создания условий для эффективного развития и самовыражения личности ребенка. Зрелая и социально адаптивная личность: эта ступень "человекотворения" определена как программная цель школьной педагогики. Но следует отметить, что, ограничивая усилия уровнем одного ученика, данный вопрос не удастся решить комплексно и системно.
Точкой профессионального отсчета, базовой системой координат для развития отдельной личности должна стать, как нам представляется, организация как сложившееся школьное сообщество, где человек реализуется функционально и проявляется целостно, как субъект коммуникаций. Совершенствуя коммуникативную среду, простраивая ее концептуально, социально-психологически и технологически, мы простраиваем субъектность любого ее элемента, развиваем и мотивируем каждую личность (ученика, учителя, родителя). Иными словами, школа достигает своей главной цели, если руководитель стимулирует саморазвитие образовательной системы, реализует успешный сценарий организации и отдельных ее представителей. И тем самым создает условия, в которых личность не может не развиваться.

Содержание программы включает пять основных тематических разделов:
1. "Вызовы" времени и общества (обзорный анализ социокультурных сдвигов, процессов глобализации);
2. Образование в современном мире. Необходимость модернизации (качественное образование как главный фактор социальной успешности и мобильности).
3. Менеджмент в системе управления образованием (эволюция командно-иерархической схемы к коммуникативно-регулирующей; ключевые компетенции менеджеров образования).
4. Коммуникация в системе управления образованием (типы и виды коммуникаций; модели коммуникативных сред и управленческие стили).
5. Основы коммуникативных решений (набор конкретных технологических приемов, программ и социальных практик; вспомогательные информационные ресурсы и т.п.).
В зависимости от исходных установок руководителей, практикуемых ими управленческих техник, от общего уровня их профессионализма программа предлагает им три уровня освоения: базовый (ознакомительный) - 24 часа; общий (функциональный) - 72 часа; повышенный (комплексный) - 112 часов.
Программа насыщает управленческие процедуры коммуникативными технологиями, превращая директора школы в организатора коммуникативной среды в сфере образования.
Современный руководитель школы - это не администратор, который умеет давать распоряжения и нагоняи + доводить до сведения точку зрения вышестоящего начальства. Это, скорее, дирижер в оркестре, где каждый играет свою партию. При таком подходе к управлению исчезает вертикальная модель, жесткая система должностей - появляется диапазон новых компетенций, свобода маневра, осознанность и согласованность действий. Значит, возникает мощный ресурс развития корпоративной культуры. Передовые школы могут стать "островками" корпоративного духа, с которых и начнется реальное становление российской системы образования как духовной общности и стратегического партнерства.



3. МОДЕРНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ.

Корпоративная идея и вытекающая из нее новая идеология управления позволяют обнаружить внутренние организационные резервы ОУ, оптимизировать его деятельность и тем самым прийти к изменению качественных параметров образования, к иному смыслу педагогического труда и управленческой деятельности.
Меняя статусные позиции и внедряя современные средства управления, мы расширяем горизонт возможностей и зону ответственности сотрудников гимназии, повышаем их самооценку и стимулируем взаимный человеческий интерес. В идеале (предполагаемом результате без погрешностей) "формула успеха" школы составляется из личных "формул успеха" всех ее представителей - обязательно включая учеников и их родителей, т.е. отдельные семейные сценарии в общем контексте. И, разумеется, наоборот: успешность школы служит залогом личного служебного продвижения, профессионального роста, духовного развития, психологического комфорта.

> СТРУКТУРНАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ.

Программа структурной реорганизации школы нацелена на формирование новой для образовательной системы России управленческой функции - менеджмента среднего звена, профессионально ориентированного на все виды коммуникаций. В нашем случае речь идет о корпоративном менеджменте, который выступает основой коммуникативной среды школы.
Данная стратегия предусматривает превращение администрации гимназии в информационно-регулятивный центр и параллельную (технологическую и структурную) оптимизацию работы всех звеньев.

Согласно новой структурно-функциональной модели управления школой, все направления школьной деятельности были интегрированы в отдельные структурные подразделения:
1) подразделение дошкольного образования ("Филипок");
2) подразделение "Начальная школа";
3) "Основная школа";
4) "Внеклассная и досуговая работа"
5) Информационно-библиотечная служба;
6) Психологическая служба;
7) Медицинская служба;
8) Материально-хозяйственная часть;
9) Служба организации питания.
Сущность структурных изменений заключается в изменении функционала, полномочий и степени ответственности завучей и руководителей, а также в объединении всех аспектов работы (материальных, технологических, кадровых, методических, содержательных, идеологических и т.д.) в рамках конкретных направлений и задач.
Так, завучи и заместители директора по внеклассной, воспитательной работе, по АХЧ, заведующий библиотекой и зав.производством столовой становятся равновеликими фигурами, отвечающими за всю работу своих подразделений, решающими все текущие вопросы, включая кадровые (прием сотрудников и учащихся, тарификация; рекомендации; ротация кадров; поощрения, взыскания и т.п.) и финансовые (начисление надбавок и премирование; распределение средств на оснащение и методическое обеспечение и т.п.).
При этом реализуется корпоративный принцип управления: руководители школы создают команду руководителей подразделений - а те, в свою очередь, набирают команды своих сотрудников и отвечают за их работу. Ряд существенных рычагов управления и полномочий переходит от директора к менеджерам среднего звена; одновременно растет их вовлеченность и личная заинтересованность в успехе общего дела.
Руководство школой принимает на себя команда лидеров; ответственность и статусы распределяются и делегируются (подобные изменения идут внутри каждого подразделения). За директором закрепляется стратегическое планирование, поддержка информационного обеспечения и общий (опосредованный) контроль + внешний менеджмент. Научный руководитель также остается вне подразделений, разрабатывая и поддерживая общую идеологию, руководя научно-методической и экспериментальной работой, а также определяя методы и формы педагогического мониторинга и социологических исследований.

> КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА.

Структурную реорганизацию сопровождает обновление кадровой политики: появление новых приоритетных задач, выдвижение организацией социальных гарантий и карьерных перспектив, развитие форм корпоративной педагогической поддержки.
В системе образования меняется представление о профессионализме. Как и многие современные предприятия, школа сегодня предпочитает не узкого специалиста-исполнителя, знающего свой предмет "от и до", а педагога, способного решать междисциплинарные задачи и регулировать человеческие отношения, активного коммуникатора, обладающего целым набором ключевых компетенций. Каждый сотрудник представляет свою фирму; каждый учитель участвует в строительстве школьного мира.
Тем самым конкурсные условия для приема на работу в образовательные учреждения принципиально меняются, выдвигаются иные требования, среди которых не последнюю роль играют способность продуктивно общаться, готовность самосовершенствоваться, инициативность и умение работать в команде.

Разумеется, эти качества нуждаются в стимуляции и поддержке. Мы предпринимаем ряд мер, гарантирующих нашим работникам корпоративную поддержку, сформировав так называемый "социальный портфель педагога". Он состоит из двух частей. Первая включает различные льготы и компенсационные выплаты, дотации и т.п.:
o Бесплатный обед;
o Компенсация обучения детей сотрудников - 50%;
o Дотация на проездной билет - 50%;
o Посещение школьной сауны;
o Доступ в интернет и электронная почта;
o Доступ к корпоративным информационным ресурсам учреждения;
o Поддержка повышения квалификации - от 30 до 100%;
o Обучение работе на компьютере;
o Медицинское обеспечение и страхование (гимназический фонд);
o Корпоративные подарки;
o Предоставление беспроцентных ссуд до 5000 руб.
Итого: затраты на одного сотрудника составляют в среднем 5.000 рублей ежегодно.

Вторая часть предполагает оптимизацию условий труда:
o поддержка инициатив (научно-методическая, организационная и финансовая);
o проведение учебных и методических семинаров, практикумов, тренингов;
o организация процесса повышения квалификации и получения дополнительных профессиональных компетенций;
o оснащение рабочего места;
o АТС - автоматизированная телефонная станция;
o корпоративная сеть на основе "интранет-интернет" технологий;
o обеспечение доступа к базам данных (Гарант, Скайнет и др.);
o обеспечение периодическими изданиями;
o обеспечение специальной литературой;
o спутниковое телевидение - 50 каналов.

Помимо "социального портфеля", мы выстроили систему эмоционально-психологической и валеологической поддержки педагогов и сотрудников, куда входят:
o психологическое и психотерапевтическое консультирование (индивидуальное и групповое);
o тренинги общения и деловые игры;
o цикл гимназических праздников и традиций;
o корпоративные поздравления;
o организация театральной труппы и шоу-группы педагогов;
o организация групповых занятий шейпингом, аэробикой и др. (смешанные группы "учителя-родители");
o экскурсионные, концертные и развлекательные программы.

Важными показателями стабильности школьного коллектива является уровень культуры отношений, сложившихся в школьном сообществе, и благоприятный психологический климат. Мы всемерно стараемся их поддерживать, регулярно проводя мероприятия, направленные на сплочение гимназического сообщества.


> КОРПОРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА.

Главная стратегия в создании новой модели управления образования (на уровне отдельных образовательных учреждений либо образовательных систем - формирование единого информационного пространства, целостной коммуникативной среды и внедрение новой технологической схемы принятия управленческих решений.
При этом необходимо разработать такую модель управления, где все участники процесса - учащиеся и их родители, педагоги и руководители всех уровней - будут включены во внеиерархический тип отношений. Условия, при которых совместная деятельность образовательных учреждений и органов управления образованием превращается в производство и обмен знаниями, - основной признак грядущего информационного общества.
Корпоративная электронная сеть позволяет достичь названных целей, связывая демократическим и партнерским общением различные звенья образовательной системы; обеспечивает доступ к социально значимой информации и создает оптимальные условия ее хранения и классификации; наконец, технологически и психологически упрощает и совершенствует процесс документооборота.
Каждый из перечисленных шагов сам по себе является важнейшим фактором оптимизации и, как это ни парадоксально звучит, гуманизации управления школой: информационная система, взяв на себя всю операциональную нагрузку, расширяет поле человеческих, неформальных отношений и стимулирует творческий поиск. Локальная сеть формирует единую коммуникативную среду, связанную общностью профессиональных - корпоративных - принципов и интересов.
Наряду с корпоративностью, принципиально важен принцип интерактивности, из которого следуют сразу две функции: свободная коммуникация между учреждением (системой) образования и родительской общественностью и новый тип информационного взаимодействия внутри самого образовательного пространства. Информационная система открывает ребенку мир Культуры, учителю - перспективу профессионального роста и неограниченной информационной поддержки, руководителю - более эффективный механизм принятия решений и контроля за их исполнение.

Существует два подхода к проектированию и внедрению корпоративной информационной системы (ИС):
1) от создания технических условий к ИС;
2) от создания ИС к постепенному наращиванию технической базы.
В сложившей экономической ситуации очень не просто приниматься за дело по первой схеме, особенно если принять во внимание отсутствие ясного и четкого понимания основных контуров будущей системы. Многие проекты, избрав данный подход, заходили в тупик или "выдыхались" вместе с прекращением целевого финансирования.
Гораздо более экономично и грамотно начинать строить ИС на основе уже существующей технической базы ОУ либо органа управления образованием, вследствие чего прояснятся главные структурные элементы, принципы взаимодействия и направления развития. Такой подход гарантирует нам одновременное построение системы (что само по себе уже является результатом) и стимулирование развития технической базы.

Основные задачи по созданию информационной системы:
* разработка концепции и политики по информационному обеспечению учреждения (системы) образования;
* перевод системы управления на новый информационно-технологический уровень (сделать процесс управления более прозрачным и демократичным, с одной стороны, с другой, - более технологичным и строгим);
* информационная поддержка управленческих решений и организационных усилий;
* создание технико-технологической основы для повышения информационной культуры в данном сообществе;
* апробация и внедрение новых коммуникативных моделей социального партнерства в определении и реализации педагогической стратегии.

На уровне органов управления образованием данная модель управления подразумевает создание информационных центров:
* по разработке:
1. информационной концепции образования в городе и области;
2. методических рекомендаций по технической политике для МОУО и ОУ;
3. рекомендаций по внедрению унифицированного программного обеспечения;
4. стандартов подготовки, хранения и публикаций электронных документов;
5. корпоративных информационных ресурсов города и области;
6. модели коммуникативной среды ОУ и ее поэтапного внедрения.

* по поддержке:
1. политики в области образования (сотрудничество со СМИ, широкое обсуждение законодательных инициатив);
2. внедрения электронного документооборота внутри управленческих структур;
3. информационных обменов по содержанию образования на федеральном, межрегиональном, международном уровнях.

Информационные центры, опираясь на "продвинутые" образовательные учреждения (входящие в корпоративную сеть), будут постепенно включать в единое информационное пространство и поддерживать целевыми программами (например, выездными семинарами или предоставлением требуемых баз данных, созданием электронных банков педагогической информации) периферийные и технологически слабые учебные заведения.
Такова наименее затратная и наиболее продуктивная схема перехода к новой модели управления. Она не "зацикливается" на технической базе (достаточно двух-трех машин и модема для создания локальной сети), а делает ставку на максимально рациональное и "техноемкое" использование школой компьютерных технологий.
Раздел 1.01
Предполагаемые результаты:
Технологическое обеспечение процесса управления, предоставляющее новые возможности для развития социального партнерства (через изменение общих принципов коммуникации и статуса ее участников, повышение информационных возможностей, интенсификацию общения на всех уровнях).
Вовлечение субъектов образовательного процесса в более широкий спектр форм гражданского участия в формировании конкретных педагогических стратегий и общей государственной политики в сфере образования.
Перевод на безбумажную технологию основной отчетности, статистики, информационных банков и публикаций.
Повышение эффективности процесса принятия и контроля решений (поскольку он основан на более полной, систематизированной и оперативной информации).
Распространение опыта на уровень городов, районов и ОУ в виде системы семинаров и курсов, электронных конференций и публикаций.

Если говорить о практическом значении перехода к новой модели управления, то, поскольку она будет реализовываться в современной технологической форме (интранет-интернет технологии), то любой результат станет доступен в наглядном виде не только в рамках конкретного города или области, но и на всероссийском уровне. Любой шаг может быть подвергнут анализу, совместному обсуждению и при необходимости тиражирован.
Структурно-функциональные нововведения повлекут за собой изменения в содержании процесса управления и предоставят новые возможности образовательному процессу.
Наша принципиальная позиция заключается в утверждении приоритетности кардинальных изменений в сфере управления и организации ОУ (опять же на всех ступенях управленческой лестницы). Реформы содержания образования неизменно заходят в тупик, сталкиваясь с устаревшими методами руководства, лишаясь информационной поддержки и возможности пропагандировать свою деятельность на современном уровне.
Начав с реформирования принципов и механизмов управления, мы изменим социальную ситуацию, статусные позиции и приоритеты устоявшейся иерархии. Чем откроем новые каналы для педагогических инициатив - в том числе инициатив управленческих, чего давно не хватает российской системе образования.

> ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ.

Сегодня управленческая модель гимназии имеет следующие технологические параметры:
* Основной объем документации и деловой коммуникации переведены в безбумажную форму1;
* Работает система электронных конференций (все ключевые решения принимаются членами Совета коллегиально через рассылку, редактирование и обсуждение документов; виртуальные переговоры; систему поручений и т.п.);
* Действует режим электронной рассылки новостей и отдельных документов по целевым спискам (педагоги, родители, учащиеся, коллеги, СМИ и др.)
* Создан единый электронный календарь (в нем выделены различные уровни компетенции и зоны поиска - для членов Административного совета, менеджеров, педагогов, родителей, учащихся) с системой оповещений;
* В проектном режиме развивается Интернет-сайт гимназии (http://www.koriphey.ru);
* Началась апробация различных форм дистантного образования и консультирования (иногородних учащихся, родителей, коллег);
* Внедрен ряд дополнительных информационных сервисов, таких как: электронная карта города, правовая информационная система "Консультант плюс", общая электронная адресная книга (адреса, с которыми мы работаем в оперативном режиме), общее меню задач, ресурсного обеспечения и т.д.;
* Отлажена сетевая версия "1С-бухгалтерии" с бюджетной настройкой; установлена система "Клиент-Банк" для электронных расчетов с контрагентами гимназии;
* Создан и пополняется банк данных по проектам, управленческой документации, кадровой базе и т.д.;
* Разрабатываются шаблоны для типовых документов гимназии;
* Происходят внутренние и внешние информационные обмены по всем направлениям образовательной политики и содержания образования.

По прошествии пяти лет активного внедрения высоких технологий во все коммуникационные системы гимназии "Корифей", мы фиксируем главные результаты. Прежде всего, это значительное упрощение всех процедур подготовки и принятия решений, поэтапного контроля за их выполнением. Безбумажный документооборот и электронные конференции избавили нас от множества лишних усилий и промежуточных стадий администрирования, неизбежно связанных с межличностным дискомфортом и психологическими проблемами.
Заседания и совещания, пройдя все стадии электронной подготовки, стали краткими и насыщенными: информация уже получена, идеи сформулированы, мнения известны - осталась лишь окончательная верификация и координация действий.
Электронное делопроизводство, как и любая работа на компьютере, увлекает и "засасывает": достаточно сделать первые шаги - и уже хочется освоить следующий уровень. Менеджеры, как никто другой, сумели оценить преимущества новых технологий: они дисциплинируют, структурируют деятельность, напоминают о задачах и всегда держат в курсе коллективной работы, общих проблем. Рабочий эффект сети также очевиден: она действительно корпоративна, т.к. определяет место и роль каждого в команде, не закрепляя жестко, а позволяя проявлять инициативу, высказывать свою позицию, активно коммуницировать.
Количество прямых обращений к директору возросло в 18 раз! - конечно, в очной форме это было бы невозможным. Так же интенсивно работают с сотрудниками, родителями и гимназистами руководители подразделений. Естественно, возрастает уровень осведомленности; на фоне сокращения процедурных моментов повышается процент продуктивных действий и оптимальных решений (хотя бы потому, что мы не отвлекаемся на эмоции и сплетни). Достигнуты прозрачность и реальная демократичность главных управленческих решений; например, в результате обсуждения утверждены единая процедура приема, начисления премий и доплат, решения конфликтных вопросов и т.д.
Благодаря упрощению организационных и процедурных моментов, сокращению общего времени на деловую коммуникацию (бывает, что обсуждение и решение вопроса занимает всего 1-2 минуты - не надо бегать по кабинетам, распечатывать бумаги, проводить устные согласования) высвободился значительный временной резерв для межличностного общения. Повысились взаимный человеческий интерес, потребность в живом контакте; встречаясь в коридоре, буфете, даже рабочих кабинетах, мы чаще обсуждаем новости, делимся личными мнениями и впечатлениями, сочиняем и репетируем. Стало заметно больше "мини-праздников", экспромтов, неформальных поздравлений, шуток и комплиментов.
Сеть разрушает иерархические барьеры, обеспечивая каждому доступ к любому уровню принятия решений и тем самым создавая ощущение собственной компетентности, причастности к общему делу. Слаженная работа, быстрое "разруливание" текущих дел, вселяет чувство стабильности, повышает социальный тонус коллектива в целом (в том числе и тех, кто непосредственно не включен в сетевую коммуникацию). Можно констатировать, что грамотно организованная информационная система - при прочих равных условиях - выступает фактором, формирующим ситуацию успеха (как командного, так и личного).


4. ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ.

Обычные виды школьных коммуникаций можно классифицировать по различным основаниям, например по:
==> содержанию коммуникации (учебная, деловая, научно-методическая, личная и т.д.);
==> субъектам коммуникации (учитель-ученик; учитель-родитель; руководитель-учитель; ученик-ученик и т.д.);
==> формам коммуникации (невербальная, вербальная, устная, письменная, очная, заочная и др.);
==> принципам коммуникации (репрессивно-деспотическая, авторитарная, демократическая, анархическая и др.).
Конечно, каждая школа имеет свои доминирующие виды коммуникации и стили общения. У нас тоже сложился определенный стиль, объединяющий в себе: атмосферу большой семьи, т.е. сотрудничество, неравнодушие, взаимопомощь, неформальные и индивидуализированные формы общения; становящийся дух корпоративности, т.е. систему правил, требований и приоритетов, дисциплинирующее ядро; здоровый авантюризм - в смысле решимости идти на риск и брать ответственность на себя.
Именно в такой школе с нетипичной историей и практикой мы решили провести эксперимент с электронными средствами коммуникации. Мы ввели в коммуникативную среду новый элемент, новый вид общения - электронный. Основная задача эксперимента сформулирована так: выявить особенности влияния электронных технологий на все уровни и виды коммуникаций, получив системный эффект.

При этом информационные технологии не внедряются тотально в учебный процесс - они служат контекстуальной основой для изменений, поскольку:
o расширяют возможности и добавляют новые способы получения информации;
o вводят в коммуникативную систему новые элементы;
o задают новые формы общения и структурируют его;
o уравнивают позиции педагогов и учащихся;
o позволяют самореализоваться и заявить о себе через электронные публикации и создание Интернет-страниц;
o вводят в систему отношений новые авторитеты и статусные позиции;
o расширяют круг общения и культурный горизонт;
o объединяют работу и досуг.
В качестве одного из основных элементов в построении коммуникативной системы нами был избран электронный документ (текстовый файл), постольку перед нами встала необходимость создания его "среды обитания". Мы с самого начала были убеждены в том, что только в случае если электронный документ станет такой же естественной нормой, как и бумажный, мы сможем достичь системного эффекта от его применения.
Ежегодно обучение информационным технологиям проходят 15-20 взрослых - менеджеров, учителей, сотрудников; для руководителей подразделений еженедельно проводятся специальные семинары по документообороту, электронной почте, совместному календарю первоочередных дел, электронным публикациям. Проводится индивидуальная работа с родителями по их запросам (консультации, программное обеспечение, помощь в установке модемов и почты, подключение к корпоративной сети, информационное обеспечение и т.д.).
Работа с учащимися построена несколько иначе. Учитывая интерес детей к компьютерам и, вследствие этого, повышенную обучаемость, акцент делается на базовые навыки: освоение клавиатуры, изучение правил составления писем, общие принципы развития современной цифровой культуры. Что же касается пользовательских пакетов, то они изучаются на уроках информатики, но в более углубленном варианте, нежели общий практический курс для преподавателей и сотрудников.
В настоящее время наша корпоративная почтовая сеть включает более 300 абонентов:
* 5% из них - руководители подразделений, в том числе хозяйственного подразделения и пищеблока;
* 15% - педагоги;
* 3% - сотрудники;
* 60% - гимназисты (с 5 по 10 класс);
* 10% - родители;
* 8% - партнеры гимназии, члены Клуба "Корифей".?

Полным ходом идет создание папок и файловых систем, содержащих продуктивные идеи, творческие наработки, конспекты занятий, реферативные "выжимки" из тематических сайтов и электронных библиотек. Уже создано более 100 папок по многим учебным дисциплинам и областям знаний; каждая из них имеет сложную структуру и содержит самые различные блоки информации, включая результаты анкетирования, лучшие работы учащихся и даже дневниковые заметки учителя.
Собственные папки и почтовые ящики имеют все, кто прошел первичный пользовательский курс и сдал экзамен по технологическому минимуму. Ящики и папки защищены паролями и системой доступа. У каждого - ребенка или взрослого - есть файлы и папки, доступные только хозяину.

Работа в электронной системе не подменяет внеучебную деятельность: достаточно 25-40 минут в день, чтобы просмотреть свежую почту, зафиксировать задачи, отправить корреспонденцию и поработать над текущей документацией. Разумеется, при создании большого документа или солидном объеме коммуникаций (у менеджеров) временные затраты возрастают; среднее количество времени, проводимое за компьютером ежедневно, - 2-2,5 часа.
Компьютерный класс помимо уроков выполняет функцию информационного центра для работы педагогов и самостоятельных занятий учащихся, поэтому часто можно увидеть спонтанные разновозрастные группы, в которых ученики оказываются в роли консультантов и наставников. Межвозрастные группы создаются также для выполнения проектных и творческих заданий.
"Передовая" группа руководителей, сотрудников и гимназистов освоила технологии электронных публикаций, подготовки электронных презентаций, цифровой фотографии и фотопубликаций. Сейчас они работают на пополнение сайта гимназии; ученики являются авторами, web-мастерами и публикаторами интернет-материалов.
Нормой гимназической жизни стала электронная подготовка подавляющего количества письменных текстов и текущих документов: докладов и рефератов, дежурных и праздничных газет, сообщений, поздравлений, литературных опусов и т.д. Любое значимое событие (открытый урок, заседание клуба, приезд гостей, день Именинника...), как правило, не только объявляется заранее электронной рассылкой и стендовой информацией, но и по прошествии оного в сети и на стендах помещаются краткий отчет, отзывы, впечатления, пожелания и претензии.
Сетевой календарь отслеживает и поздравляет всех именинников от мала до велика, поскольку вся кадровая информация тоже внесена в компьютеры. Члены школьного сообщества осваивают регулярную взаиморассылку новостей, интересных идей, забавных историй и анекдотов, поздравительных открыток.
К знаменательным датам и поводам гимназисты готовят слайд-шоу, электронные музыкальные сюрпризы, оригинальные интерфейсы и пр.

Пока рано делать окончательные выводы, но мы наблюдаем живой процесс приобщения к новой культурной матрице, изменяющий самый строй мышления и устоявшийся взгляд на мир. Это отчетливо проявляется прежде всего у педагогов, прошедших обучение и полноценно вошедших в электронную среду: они, во-первых, расстались с позицией всезнаек и вообще шаг за шагом отходят от архаических форм дидактики (репрессивной и доминантной); во-вторых свободно усваивают позицию сотрудничества и обращаются за помощью и консультацией к коллегам и ученикам. В-третьих, учителя ощутили мощную подсобную роль компьютера: подготовка к урокам упростилась, открылись огромные информационные ресурсы; активизировалась научно-методическая работа.

Разумеется, есть и проблемы, с которыми мы ежедневно сталкиваемся:
1) Психологический барьер к обучению (трудно начать учиться, еще труднее - перейти к новому циклу, освоить более сложные опции). Здесь мы наблюдаем интересную закономерность - даже у менеджерского состава - усвоив азы, человек сразу чувствует себя "на коне", приноравливается работать на этом уровне и не желает двигаться дальше: зачем? - он же и так справляется! Переход через эти уровни зачастую более труден, чем самый начальный период.
2) Кадровая проблема: достаточно трудно привлечь специалистов по электронным технологиям в образование (они работают в фирмах и за другие деньги). Учителя информатики, как правило, подготовлены по отрицаемой нами экстенсивной схеме и (без переподготовки) не могут быть привлечены к работе над проектом.
3) Отсутствие электронного взаимодействия с органами управления образования и другими учебными заведениями - потому что, в отличие от менеджеров среднего звена, эффективно сотрудничающих по поводу общих задач внутри нашего коллектива, здесь нет общей стратегии и единого интереса.
Противоречивость нашей ситуации заключается в том, что наиболее активно и охотно поддерживают с нами отношения как раз не учебные заведения, а научные институты, общественные организации, предприятия, ассоциации и фонды. Среднестатистическая школа оказалась на обочине информационных потоков - и не столь по причине бедности, сколь из-за неготовности к открытой позиции. Обнаружив глобальную замкнутость школ на самих себя - при утрате общественных идеалов и целей развития, - мы увидели, что самоопределение современного образовательного учреждения может состояться только за счет обращения лицом к миру.
5. АЗБУКА СОЦИАЛЬНОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ

Своими активными внешними менеджерскими программами мы стремимся влиять на общественное мнение, воздействовать на социум, реально меняя расстановку сил и позволяя школе (не только нашей - любой!) играть более независимую роль, задавать правила игры и самостоятельно - наравне с другими субъектами - формировать социальный заказ. Если результатом хорошей рекламной кампании торговой фирмы считается возросший уровень продаж, то результатом грамотной PR-кампании школы можно признать выросший рейтинг, укрепившийся статус, расширившуюся сферу влияния. Это моральный капитал, но он стоит дороже сиюминутной прибыли; главные дивиденды, которые мы получаем от своих проектов и акций, - это признаки здоровых перемен в общественном мнении, смена приоритетов в органах власти различных уровней, оживление межшкольного и межведомственного общения (по крайней мере, у себя в Екатеринбурге мы его фиксируем).
Если же воспользоваться сравнением с электоральными процессами, то главным признаком успешности школьной политики будет... выбор. Родительский, учительский, ученический выбор в пользу данного учебного заведения. Сегодня, когда каждый может выбирать (по крайней мере, в пределах своих финансовых возможностей), а конкуренция школ становится все очевиднее, лидерские позиции обеспечиваются уже не только и не столько раздутыми учебными планами и договорами с вузами, сколько грамотной и органичной стратегией развития учебного заведения. Которое, добавим, не ограничивается узкими рамками учебных задач и границами школьной ограды.

Если проводить школьную политику планомерно и целенаправленно, то результат получится адекватным: единичные акции составят смысловое поле и приобретут статус событий, общеинтересных культурных феноменов. Стартовый для организации принцип участия (в общих проектах, программах, событиях) постепенно вырастет до масштабов влияния на социальный контекст, на общую повестку дня. Уровень влияния означает, что школа не просто самоопределилась - она самореализовалась; что создана "легенда школы" - и отнюдь не только ее собственными усилиями: здесь вступают в силу законы мифотворчества и коллективного бессознательного. Согласно нашей гипотезе, хорошая школьная легенда - это свидетельство того, что коммуникативная среда школы сложилась, развивается по своим законам и влияет на социальное окружение. Остается самая главная задача - не пускать процесс на самотек, регулировать развитие коммуникативной среды, сохранять ее ценностное ядро, принципы взаимоотношений, видеть цели общей деятельности.
Когда зоны влияния разных школ расширяются и усиливают друг друга, тогда и происходит эффект качественного сдвига в общественном мнении: в итоге повышаются "акции" образования в муниципальных и государственных программах, в законодательных актах, в бюджетной политике.

Успешное социальное позиционирование школы достигается за счет использования PR-технологий. Еще недавно термин "Public Relations" казался неприменимым к школьной жизни - действительно, в инструктивно-исполнительный период нашей истории успех школы определялся периодичностью подробных отчетов, идеологической корректностью коллектива и количеством медалистов на "выходе". Сегодня, как мы уже говорили, школа получила право голоса и реальную возможность заявить о себе. Причем много эффективнее других оказываются продвижения в новых для школы сферах и видах деятельности, в которых нет еще рутины, чужих шаблонов и халявы.
Поэтому сейчас вполне уместным и востребованным представляется развитие теории и практики педагогического PR-а.

Для построения последовательной PR-стратегии организации необходимы следующие элементы:
1. Идеология (набор ценностей, потребностей, интересов, принципов, аргументов и т.п.), с помощью которой вербуются сторонники и маркируются другие группы (например, противники). Сегодня допустимо и даже модно иметь несколько "имиджей" идеологий для разных аудиторий и социальных групп.
2. Ядро сторонников, корпоративное сообщество, т.е. коллективный носитель данной идеологии, объединяемый рациональными, политическими, нравственными и прочими интересами. В нашем случае это все представители школьного мира - учителя, ученики, родители, администраторы.?
3. Набор техник и методов, запускающих и интенсифицирующих коммуникативные процессы, направленные от ядра во внешнюю среду. Иными словами, приемы, побуждающие сотрудников, родителей и учеников по своему желанию, а иногда и даже вопреки ему, рекламировать свою школу или ее идеологию, транслировать эту идеологию, тем самым увеличивая число ее сторонников и носителей.
4. Набор техник и методов, провоцирующих и интенсифицирующих коммуникативные процессы, направленные из внешней среды к ядру. Иными словами, приемы, побуждающие представителей различных целевых групп по своему желанию, и даже вопреки ему, проявлять интерес к школе. В этой ситуации люди, входящие в ядро, становятся как бы экспертами для всей остальной аудитории, а материальные носители информации (интернет-сайт, заметки в газетах, телепередачи и прочее) вызывают интерес.

Сначала кажется, что понятие "PR" достаточно монолитно и обозначает всю деятельность, направленную на социальное позиционирование. На самом же деле это многоуровневая система технологий, включающая в себя по линии внешнего менеджмента:
o Выстраивание отношений с государственными институтами и общественными организациями (Public affairs);
o Выстраивание отношений со СМИ (media relations), куда входят:
• создание информационных поводов (ньюсмейкерство);
• формирование "повестки дня";
• раскрутка (spin) и т.д.;
o Выстраивание отношений с профессиональным сообществом;
o Работа по созданию имиджа (image making);
o Проведение презентационных мероприятий и акций участия (special events).
А также по линии внутреннего менеджмента:
o работа по укреплению корпоративного духа (corporate affaire);
o "выращивание" менеджеров среднего звена;
o cсоздание системы социальных гарантий организации;
o управление кризисами (crisis management);
o управление развитием.

В образовании PR-технологии имеют выраженную специфику: они не имеют прямого эффекта, не содержат прямых посланий типа "Поступайте в нашу школу!"; "Наше образовательное учреждение - лучшее в городе!" и т.п. Педагогический PR подразумевает прежде всего работу со средой косвенного воздействия на социальные позиции школы (образовательные ожидания родителей, запросы и амбиции учителей, стереотипные позиции чиновников, культурный потенциал граждан, психологический климат в территории и др.); целью в данном случае является оптимизация социокультурных условий функционирования и развития школы как педагогической системы.
Поэтому для получения целостного эффекта своих усилий школа должна перейти от единичных акций и спонтанных усилий к системному прогнозированию параметров коммуникативной среды и к проектным формам развития. Управление проектами - это интегративная технология, фактически запускающая целое временное предприятие с целью получения уникального (инновационного) результата. Проект объединяет несколько стратегических целей и способов их достижения, несколько видов и каналов деятельности; позволяет достичь многофакторного результата, т.е. получить продвижение сразу по нескольким направлениям.

Примеры проводимых гимназией PR-мероприятий, стимулирующих создание коммуникативной среды.

1. Целевая аудитория - педагогическая общественность города:
* Организация в гимназии нестандартных педагогических мероприятий - круглых столов, мастер-классов, диспут-клубов и пр.;
* Массовое участие в городских и областных педагогических чтениях, проведение в гимназии педагогических мастерских по этим темам;
* Публикации в педагогических, периодических и научных изданиях;
* Издание сборников и методических пособий в фирменной серии "Библиотека Корифея";
* Поддержка партнерских отношений через корпоративные поздравления и традиционные формы делового этикета;
* Организация неформального общения (в досугово-клубных формах).

2. Целевая аудитория - общественность города и области:
* Регулярные выступления руководителей и учителей по радио и ТВ;
* Участие представителей гимназии в гласном обсуждении насущных проблем города и области;
* Реализация целенаправленной политики по созданию информационных поводов, привлекающих различные СМИ (что выливается в сюжеты, репортажи, интервью, тематические передачи, статьи и др.);
* Проведение ярких социальных и культурных акций в масштабах микрорайона, района, города;
* Издание "фирменной" полиграфической продукции для поддержки имиджа (календари, закладки, буклеты, открытки и т.п.);
* Изготовление сувениров с элементами фирменного стиля (галстуки, флажки, ручки, значки, косынки и т.п.).

3. Целевая аудитория - коллектив школы (родители, ученики, педагоги):
* Написание оригинальных сценариев для всех школьных мероприятий;
* Проведение корпоративных праздников;
* Создание поэтической и мифологической истории "Корифея" (цикла сказок, былин, од, гимнов и поэм, посвященных гимназии);
* Внедрение элементов корпоративной культуры;
* Организация совместных туристско-экскурсионных выездов родителей, учеников и педагогов;
* Внедрение разнообразных форм школьного досуга.

Примеры реализуемых в гимназии системных проектов:
1) "Коммуникативная среда школы" (федеральный эксперимент);
2) "Управление школой: коммуникативные технологии" (программа федерального Центра повышения квалификации);
3) Всероссийский сетевой проект "Эврика-Хогвартс" (совместно с Институтом образовательной политики "Эврика");
4) "Электронное Управление образования" (совместно с РУО Октябрьского района г. Екатеринбурга);
5) Клуб "Корифей" (проект организации вокруг гимназии образовательного сообщества);
6) Детский сетевой проект "Дневник";
7) проект летней школы для подростков "Скала совета"?.

5. ШКОЛА СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ.

Российская система образования, являясь частью социума, копирует сегодня его неравномерное и непредсказуемое развитие. Одновременно идут процессы модернизации; все слышнее становится голос сторонников открытого образования - все мы включены в ситуацию самоопределения и выбора приоритетов. Поэтому особенно интересным становится вопрос о роли отдельной школы как одного из основных субъектов самоопределения и отправной точки педагогических инноваций: может ли Школа (авторская, альтернативная, традиционная, массовая) стать действующим центром модернизации и транслятором новаторских идей и технологий?
Постараемся ответить на этот вопрос, исходя из своего опыта построения школы и собственной логики развития.1

Эпоха просвещения (как работы по накоплению и передаче знаний и опыта), пройдя фазу НТР, сменилась эпохой социального действия, поскольку передача информации (коммуникация) превратилась в вопрос чисто технический. Главная демаркационная линия для любого социального субъекта (общества, государства, личности...) проходит сегодня не между Знанием и Незнанием, а между Действием и Бездействием.2 Это основная проблема общества - и основная забота Школы: не напичкать знаниями, а с их помощью заложить фундамент активной жизненной позиции. Задача школы видится нам именно в формировании мотивации, личностной установки на созидательные действия, социально-значимую инициативу.
Указанные тенденции настойчиво толкают учебные заведения к выполнению социально-формирующей, "культуртрегерской" роли: для того, чтобы учить действовать и выживать (в наше время это тоже актуально), сами школы должны стать центрами культурной жизни, досуговыми, информационными центрами, пунктами социальной помощи, источниками общезначимых инициатив. Не только и, может быть, даже не столько учить, сколько создавать культурное пространство, сохранять и порождать традиции, творить уклад жизни, формировать среду общения.
По мысли известного французского философа П. Рикера, современный человек предельно расширяет представление о самом себе ("Я"-концепцию): "Я - тот, кто действует". Это не только самообозначение человека как автора каких-либо деяний, но и самооценка в терминах достижений и неудач. При такой позиции ведущим становится понятие инициативы как активного вмешательства Человека в события Мира.3 Адекватный нашей эпохе человек должен быть инициативным, т.е. самостоятельно, ответственно и целенаправленно действующим согласно своим (или разделяемым) идеям, принципам и желаниям.

Значит, учреждения образования призваны стать центрами созидательных, творческих инициатив - значимых не только для школьного сообщества, но и для всех граждан района, города, области... В России не будет зрелого гражданского общества, пока Школа не займет в социальной системе место равноправного партнера, ясно осознающего свои возможности, потребности и полномочия.
Для этого необходимо, чтобы в образовательных учреждениях (сначала в отдельных, "социально продвинутых") созревала позиция собственной коллективной "субъектности" в системе социального позиционирования. Нынешняя педагогика настаивает на субъект-субъектности процесса образования; однако, если школа и школьный коллектив не осознают себя единым субъектом, имеющим собственное лицо и собственную судьбу, вряд ли удастся простроить всю структуру "снизу доверху" - от ученика и родителя к администрации - и превратить ее в точку нравственного и профессионального отсчета. Иными словами, в безликой и пассивной школе трудно вырастить открытого и деятельного человека.
Значит, современная школа должна быть не столько транслятором знаний (подобно телевизору или компьютеру), сколько реальной "школой социального действия", где ежедневно идет совместная работа детей и взрослых: реализация творческих проектов, организация неформальных сообществ, конкретные дела помощи и милосердия... Создавая школьный коллектив, микрокультурный универсум, следует не изолировать его от социального окружения, а, напротив, максимально открывать, стараться влиять на повседневную жизнь своего поселка, района, города (культурной ойкумены). Образование XXI века предполагает превращение "школы-в-себе" (инкубатора с кодовым замком образовательных программ, откуда ежегодно вынимают партию готовых к употреблению выпускников) в "школу-для-себя" (и, конечно, для мира - она, скорее, сравнима с гнездом, открытым жизненным ветрам).

Мы предлагаем конкретный вариант вовлечения школы в систему социального партнерства, который органично включается в программу работы экспериментальной школы, поскольку он направлен на воспитание социальных, гражданских качеств и шире - на активное участие в изменении и улучшении окружающего мира.
Учитывая важность воспитания человека инициативного и будучи уверенными, что любая инициатива должна начинаться с ближайшей округи, "культурной ойкумены" (поскольку эффект получается быстрым, непосредственным и реально ощутимым), мы осуществляем комплекс мероприятий, направленных на:
* освоение и изучение школьной округи (микрорайона1);
* направленное влияние на культурную жизнь микрорайона;
* активное воздействие на экологическую ситуацию в микрорайоне;
* гармонизацию социальной среды;
* налаживание многоуровневых неформальных связей с населением, общественными организациями, клубами и образовательными учреждениями;
* создание и поддержку единого информационного поля.

Таким образом, в повседневную работу гимназии входит единый цикл социально-ориентированных, коммуникативных и творческих акций, проводимых для повышения уровня социальной компетентности учащихся, включающей в себя:
1) позитивную самоидентификацию и самооценку;

страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign