LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ





























Тема 2. Возникновение и развитие детского музыкального театра в России.

Детский музыкальный театр как вид семейного музицирования. Камерные детские оперы Ц.А.Кюи, написанные для детского музыкально пансиона Н.И.Долматовой, "Снежный богатырь". "Красная шапочка". "Кот в сапогах", "Иван-богатырь". Детские оперы Н.В.Лысенко. "Коза-дереза" "Пан Коцки", написанные для исполнения в женской гимназии.
Детский музыкальный театр Н.И.Сац. Опера "Морозко" В.Красева, "Волк и семеро козлят" М.Коваля, "Три толстяка В.Рубина, "Мальчик-великан" Т.Хренникова, "Сестры" Д.Б.Кабалевского, театрализрванные концерты: "Чайковский", "Пушкин и музыка", симфоническая сказка "Петя и волк" С.С.Прокофьева, феерия "Синяя птица" И.Сац.
Появление новых видов детского музыкального театра: зонг-опера, водевиль,
музыкальная сказка, мюзикл, зримая песня, рок-опера.
Экспериментальные мюзиклы Г.Гладкова "Бременские музыканты", "Мальчиш-Кибальчиш". Детские оперы Р.Бойко: "Квартет", комическая опера "Станция-Заваляйка", опера "Смеянцы". Детский музыкальный театр С.П.Баневича: оперы "Городок в табакерке", "Оловянный солдатик", "Про кошку, молоко и мыло", мюзикл "Том Сойер". Музыкальные сказки: В.Горковенко "Огниво", Я.Дубравина"История кота Фелофея". Опера О.Хромушина "Хирургия".
Возникновение профессиональных детских музыкальных театров: г.Москва "Синяя птица" Н.И.Сац, "Зазеркалье" г.Сонкт-Петербург.
Создание школьных детских музыкальных театров, театров-студий: театр "Гуси-лебеди" В.Чепурнова г.Щелково московской области, студии детского музыкального театра при Новосибирском ТЮЗе, Московского театра юного москвича А.В.Некрасова, московского школьного детского музыкального театра Галины Вишневской.
Детский музыкальный театр школы-лицея №47 г.Иркутска. Постановка мюзикла "Оливер" Л.Барта, музыкальной феерии "Синяя птица" по М.Матерлинку, музыкальной фантазии "Маленький принц" А.Экзюпери, скоморошья опера "Сказка о попе и работнике его Балде" по А.Пушкину.
Мастера детской театральной режиссуры: Н.Сац, Ю.Васильев, А.Шапиро, В.Корогодский. Ю.Филонов.






Тема 3. Дирижер и оперный режиссер - руководители и организаторы творческой деятельности по созданию оперного спектакля.

Отличия симфонического дирижера от оперного дирижера. Способность видеть в музыке конкретные действия, события, характеры, состояния, конфликты. Создание музыкальной интерпретации логики чувств, действий, событий, заключенных в партитуре оперы. Понимание режиссером того, что основу музыкальной конструкции произведения сценического плана составляет театральная драматургия.
Учитель музыки - дирижер-постановщик детского музыкального спектакля в школе. Необходимость совместной работы с режиссером-профессионалом. Творческое содружество режиссера и дирижера в процессе постановки спектакля. Общность художественной потребности, предпочтений, общий характер мышления при разности языка искусства (музыка-театр).
Концепция спектакля. Определение внешнего рисунка действия (режиссер) и его эмоционального. Духовного содержания (дирижер). Единая исполнительская и сценическая трактовка композиторских решений мелодического материала, ритмических фигураций, тембровых красок, гармонических созвучий, интонирования.
Дирижерская музыкально-постановочная работа с исполнителями. Режиссерская работа с исполнителями-актерами. Единство творческих музыкально-театральных задач.

Тема 4. Формирование музыкально-сценической концепции будущего музыкального спектакля.

Два этапа процесса музыкальной постановки: работа с партитурой и воплощение музыкально- сценического замысла.
Начало работы над партитурой. Ценность первых впечатлений. Первоначальный образ будущего спектакля. Черновое освоение музыкальной ткани, черновой исполнительский вариант. Изучение литературы, связанной с историей исполнения, создания данного произведения, его стилистикой, его художественной, литературной, философской, социальной проблематикой и т. д.
Постижение авторского замысла - главный критерий художественности творческого прочтения и интерпретации партитуры оперы.
Аналитическое и синтетическое в исполнительском творчестве. Умение на первоначальном этапе делить произведение на большие и малые куски.
Впевание инструментальной и вокальной части. Впевание как средство наибольшего углубления в стиль, характер, форму произведения, его музыкально-образное звучание.
Рождение исполнительского плана: выделение главных линий музыкальной драматургии (архитектоника), соподчинение сцен, эпизодов, соотнесение отдельных частей в единое целое, распределение эмоционально-звуковых кульминации, нахождение нужных темпо-ритмических контрастов, динамических оттенков, штрихов.

Тема 5. Музыкально-режиссерский метод освоения партитуры детской оперы, музыкальной сказки.

Гармония соотношения музыки и действия в опере. Временная природа музыки и действия. Связующая функция музыки и действия как способ выявления драмы, ее идей и задач.
Оперная партитура - основной текст спектакля, определяющий его инструментальную, вокальную и сценическую линии. Партитура - материал для анализа музыкальной драматургии оперы, ее сценических задач. Расшифровка драматургического смысла, событий. отношений действующих лиц, характеристика психологических состояний и чувств. Музыкальное содержание партитуры - основа сценического действия.
Музыка как определитель и диктатор динамики, ритма, темпа развития сценического действия, логики внутреннего им внешнего действия, оперных событий и взаимоотношений. Синтез музыки и действия, их взаимодействие.
Элементы, приемы музыкальной драматургии. Тематическая и мотивная разработка - средство музыкальной драматургии.
Подробности развития мотивов: метр, ритм, инструментовка, динамические нюансы и другие элементы, из которых складывается музыкальная форма.
Композиторские приемы музыкально-драматического развития: лейтмотивная разработка, драматургия модуляций и гармонических красок, вокальная строчка и оркестр, драматургия речитативов и декламационных построений,музыкальная драматургия.


Тема 6. Исполнительский поиск выразительности вокальной и инструментальной интонаций как главный признак освоения, интерпретации и постановки детского музыкально спектакля.

Опера как феномен музыкально-театрального искусства. Оперный персонаж - результат композиторского музыкального воображения.
Пение как процесс актерского перевоплощения. Образно-смысловая выразительность пения. Понятия, характеризующие сценическую функцию вокальной интонации. Ключевая интонация. Интонационная сфера роли. Интонационное зерно роли.
Интонационный анализ вокальных партий. Выявление истоков музыкальных интонаций, положенных в основу созданного композитором музыкального образа. Наличие "интонационных формул", определяющих их принадлежность к "музыкальному словарю" той или иной эпохи. Установление основных приемов изложения и развития интонационного материала.

Тема 7. Психолого-педагогические основы формирования умений музыкально- постановочной деятельности учителя музыки.

Моделирование музыки - "воссоздание" внутренней структуры чувства музыкальными средствами. Моделирование художественных эмоций-образов на основе слуховых. Зрительно-слуховых представлений; создание нового звукового образа путем реализации художественного замысла будущего спектакля а звуках.
Моделирование сценического действия - зрительно-чувственное представление образов-картин сценического действия, пластическое видение развития сценического действия. Трансформация музыкально-драматического смысла и развития в конкретные музыкально-сценические образы.
Моделирование процесса музыкальной, вокально-сценической работы с детьми, выстраивание музыкально-композиционного строя всего спектакля. Синтезирующий уровень музыкально-постановочной деятельности.
Умения музыкально-сценической интерпретации музыки детской оперы, включающие музыкально-сценическую интерпретацию образов-персонажей лично педагогом-музыкантом, выражающуюся в "театральности" исполнения на инструменте, в вокале, в дирижировании.
"Театральность" исполнения: персонифицированность, рельефность образов, подчеркнутая пластичность, существенная артикуляция и отточенное исполнение штрихов, тенденция к поляризации образов, столкновение контрастов, вокальная выразительность пения. Передача психологического состояния, мелодекламационность, акцентирование ключевых действенных моментов в драматургии произведения, режиссерский подход к интерпретации, яркий характер исполнения музыки в целом.
Педагогические умения. Умения эмоционально общения с детьми. Знания возрастных психологических особенностей детей, психологическая культура, умение увлекать своей творческой идеей. Организаторские умения. Дисциплина, воля, точность художественных действий.

Тема 8. Репетиционный период как процесс совместной музыкально-творческой деятельности педагога и школьников

Значение музыкального творчества в музыкальном развитии детей. Детское музыкальное творчество - один из ведущих методов музыкального обучения. Музыкальное творчество - продукт взаимодействия образно-художественного и конструктивного мышления. Характерные черты детского музыкального творчества (Л.С.Выготский, К.Орф, З.Кодаи, Б.Яворский, Н. Ветлугина).
Готовность учителя музыки к процессу музыкальной постановки, сформированность музыкально-сценического замысла, исполнительской интерпретации. Умения и способности "актерски"-выразительно исполнять и показывать музыку детской оперы. Методическая оснащенность.
Первая репетиция с детским театральным коллективом. Показ учителем оперного произведения "под рояль" с самостоятельным исполнением оперных партий, игра инструментального сопровождения. Важность детского художественного сопереживания. Увлекательный рассказ о художественной идее произведения. Создание музыкально-словесными средствами общего образа будущего спектакля. Распределение ролей.
Педагогическая модель музыкально-сценической деятельности детей.
Первая ступень - изучение доступных элементов условности в музыкально-сценической деятельности: элементарный разбор музыки, разучивание вокальных партий, приобретение умения перевода содержания музыкального языка на мимику, жестикуляцию, пластику поведения (воссоздающий уровень ).
Вторая ступень - прочное освоение авторского музыкально-сценического рисунка действующих лиц. На этой основе дети ищут способы интерпретации, исходя из жизненного и эстетического багажа.
Третья ступень - найдя оригинальную новую интерпретацию, соответствующую замыслу композитора и отражающую детское видение, школьники демонстрируют полноценную творческую деятельность. Возникновение интегрального качества личности - творческой активности, творческой деятельности.
Этапы организации деятельности детей включают в себя:
- прочтение партитуры данной роли педагогом совместно с детьми;
- разбор средств музыкальной выразительности;
- игра по сюжету фрагмента;
- перенесение формирующего художественного образа в другой материал (слово, рисунок);
- создание своего, нового идеального образа, перевод воображаемого, внутреннего идеального видения в конкретные внешние черты персонажа и его действия;
- перевоплощение исполнителя в героя оперы в сценическом действии и пении, создание самобытной оригинальной интерпретации.


Тема 9. Методы ведения музыкальных постановочных репетиций с детьми

Создание ребенком собственной интерпретации - результат специально организованного педагогом эстетического воздействия, активизирующего элементы эстетического сознания: сенсорно-гармоническую сферу, эмоционально - окрашенное мышление и воображение, интуицию, направленные на решение поставленной задачи.
Игровой принцип освоения партитуры роли и сценического действия (игра-драматизация - этюд по фрагментам оперы - перевод в сценические действия).
Смыслообразующий метод как главный принцип музыкально-постановочных репетиций.
Понимание идейно-художественного смысла, гуманистической направленности оперного произведения.
Необходимость развития эмоциональной реакции на воображаемые картины и действия в процессе пения. Идентификация с образом-персонажем. Расчет физических действий в гармоническом соответствии с музыкой и ее развитием.
Пение как процесс актерского перевоплощения. Певческое интонирование - цель и средство создания вокально-сценического образа.


Тема 10 Организация детского музыкально театра в школе

Общие положения и формирования детского музыкального театра в школе.
Детский музыкальный театр - средство художественно - творческого развития личности школьника. Детский музыкальный театр - определенный вид музыкально - театральной исполнительской деятельности. Участники театра - певцы и актеры одновременно. Каждый член музыкального театра должен уметь танцевать, переживать и пластически выражать музыкальное действие. Эти условия предполагают наличие музыкально - театральных способностей и их развитие.
Осуществление учебной работы в детском музыкальном театре осуществляется в трех направлениях: музыкальном, театральном, танцевально-пластическом.
Структура детского музыкального театра:
1 ступень - "хоровой театр" (дети 7 -10 лет)
2 ступень - детский музыкальный театр (дети 11 - 16 лет)
Штат детского музыкального театра: режиссер-постановщик, педагог актерского мастерства и сценической речи, дирижер-постановщик (учитель музыки), хореограф, педагог-вокалист, хормейстер, концертмейстер.
Наличие в театре хора, балета, оркестра. Необходимость участия в музыкальных постановках учителей школы, родителей.
Примерный репертуар детского музыкального театра.
Взаимодействие с родительским коллективом.


Воспитательная работа в детском коллективе. Создание нравственного климата и радостной атмосферы. Получение удовольствий от музыкально-театральных репетиций. Понимание взаимосвязи музыкально-театрального искусства и жизни. Формирование вкусовых предпочтений, оценочных суждений, идеалов, взглядов, мировоззрения. Традиции коллектива. Необходимость гастрольных выступлений, взаимодействия с профессиональными театральными коллективами.

6.Основы музыкальной режиссуры - 48 часов.

Данный спецкурс составлен на основе мемуаров по оперной режиссуре Б.А.Покровского. Известно, что Б.А.Покровский является автором концепции оперной режиссуры в нашей стране как продолжатель классического наследия К.С.Станисавского. В данном спецкурсе разработаны творческие задания по развитию творческого воображения, фантазии - тех механизмов, без которых невозможна творческая режиссерская деятельность
Центральным разделом спецкурса является " режиссерский действенный анализ" оперной партитуры или детской музыкальной сказки, исходя из соотношения музыкально-выразительных средств, ремарок, композиторских пояснений, сюжета.



Требования к знаниям, умениям и навыкам

Студенты, изучающие данный спецкурс, должны

знать:
- отличительные особенности оперы как вида искусства;
- особенности режиссерской и дирижерской деятельности в оперном театре;
- принципы работы с певцом - актером;
уметь:
- выстраивать драматургию роли;
- ставить сцены и мизансцены;
- составлять драматургическую композицию спектакля;
- владеть навыками действенного анализа оперной партитуры;
- работать с певцом-актером.

Основы музыкальной режиссуры

Таблица №8


Название темы
Кол-во часов
1.
Опера как вид искусства
2 часа
2.
Музыка в драматическом и музыкальном спектакле
2 часа
3.
"Микромир" чувств - предмет оперы
2 часа
4
Логика чувств и действий
2 часа
5.
Реализм и условность оперы
2 часа
6.
Оперный дирижер и режиссер
2 часа
7.
Особенности "театральности" вокального и инструменментального исполнения оперной музыки
2 часа
8.
Музицирование действием
2 часа
9.
Работа с певцом-актером
8 часов
10.
Драматургия роли и ее интонация, драматургия оперной сцены
10 часов
11.
Действенный анализ оперной партитуры
6часов
12
Задания на развитие режиссерского воображения
7 часов
Итого: 47 часов












С.А.Маркидонов, ИГПУ

Вокально-хоровое воспитание в детском музыкальном театре.

Коллектив детского музыкального театра - это прежде всего организованный хор певцов, владеющий необходимыми вокально-техническими и художественно-выразительными средствами и достаточно глубоко передающий содержание исполняемого произведения. В нем органически сочетается индивидуальная вокальная работа с общехоровым и ансамблевым пением.
Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в вокальном и хоровом искусстве соединяются воедино музыка и слово. Музыка, окрыленная поэзией, активно воздействует на психику ребенка, на его художественное развитие, воображение и чуткость.
Но хоровой коллектив певцов в детском музыкальном театре имеет свои особенности в отличие от концертного детского хора ДМШ или другого художественно-образовательного учреждения.
У оперного хора, как и у солистов, есть маленькие и большие роли. С одной стороны, участие хора в детском музыкальном спектакле может ограничиться отдельными выходами на сцену для создания народного колорита или фона для солистов, с другой стороны, хор может стать действующей коллективной личностью и в этом случае активно влиять на процесс музыкально-сценической драматургии.
Эти особенности накладывают особый отпечаток на процесс вокально-хорового воспитания участников детского музыкального театра - в него проникают сценические законы театра и принципы системы К. С. Станиславского.
Формирование навыков должно сочетаться со школой переживания, сценической выразительностью пения, предполагающей наличие развитого воображения, фантазии образного мышления, т. е. актерских качеств. К. С. Станиславский был убежден, что правильная " драматическая " задача помогает и лучшему звучанию голоса. Пение - это всегда особое "перевоплощение" певца.
Все вышеперечисленное означает, что освоение вокальной музыки готовящегося музыкального спектакля, а также работа над индивидуальным вокальным репертуаром - это прежде всего создание вокально-сценического образа, где выразительность вокальной интонации рождается из понимания и представления действенного смысла музыки. Это, в свою очередь, требует особой теоретической и практической подготовки и учителя музыки и участников детского музыкального театра.
В трудах К.С. Станиславского ясно прослеживается мысль, что музыка выражает внутреннее состояние, подлинные "хотения" героя. Слово определяет как он действует, как протекают эти действия в "предлагаемых обстоятельствах". Слово - это как бы литературно-драматургическая программа вокального произведения. Смысловая насыщенность слова (его "подтекст") выражается элементами музыки: мелодией, гармонией, ритмом, темпом, которые дают ту или иную эмоциональную окраску слова.. Для достижения подлинной театральности исполнения, необходимо гармоничное соотношение между словом и музыкой. Для этого нужно научиться слышать и видеть партитуру музыкально-сценического произведения.
Певческая манера должна служить построению "сквозного действия" вокального произведения Но для того, что каждая деталь певческого исполнения служила выявлению его подлинного смысла, необходимо понять "действенные" ("драматические", говорит К.С. Станиславский) задачи, заложенные в музыке. Развитие этих задач имеет свою закономерность и динамику. Они могут быть трактованы различно в зависимости от воображения и темперамента исполнителя. Но логика чувств и действий, связывающая эти задачи, должна быть строго закономерной. Закономерность и логичность драматического развития должна быть присуща любому фрагменту вокально-сценической музыки: хору, ансамблю, арии, романсу, песне. Но для того, чтобы выстроить эту закономерность, пишет К.С.Станиславский: "... надо развернуть всю жизнь (действующего героя, выраженную в арии, романсе и пр. - С..М.), отойти от нее на расстояние и с высоты птичьего полета обобщить все в метком слове, характерном образе, действии...") (Станиславский К.С. Собр. соч.. Т. 1У.С.132.)
Станиславский говорит, что получив представление о едином "сквозном действии", скрытом в музыке любого самостоятельного сольного куска музыкально-сценического произведения (ария, ансамбль, хор), необходимо расчленить его формальную структуру на эмоциональные разделы, для того чтобы в дальнейшем выстроить и технически "отточить" рисунок его исполнения. То есть в данном случае мы имеем дело с проблемой выстраивания исполнительской формы данного произведения. Точно так же и юный артист детского музыкального театра должен знать и представлять свою партию очень точно и хорошо. Он должен знать и представлять все драматические моменты ее развития, знать эмоциональные оттенки и разделы, кульминации, центральные, весомые эпизоды ее развития. Сравнивая певческую деятельность ребенка-певца в обычном хоре с певческой деятельностью в музыкальном театре, можно сказать, что здесь требуется большая активность в работе именно над словом и музыкой. Эта работа над словом и музыкой выходит на первый план и составляет главную проблему музыкального постановщика. Из соотношения музыки и слова возникает выразительность интонации - главного выразительного средства музыкально-театрального искусства. В детском музыкальном театре от ребенка требуется понимание "сверхзадачи" спектакля, понимания развития музыкальной драматургии всего спектакля и каждой его части в отдельности. Поэтому музыкальный постановщик, дирижер, учитель музыки должен теоретически хорошо знать основные театральные принципы К.С.Станиславского, уметь производить "действенный" и интонационный анализ партитуры детской оперы, мюзикла, или музыкальной сказки, уметь работать в содружестве с профессиональным режиссером, балетмейстером.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1.Васнецов В. Всесторонне развитие личности и виды искусства. - М.,1966
2.Ершов П. Режиссура как практическая психология. - М., -1972
3.Каган М. Комплексное использование искусств в эстетическом воспитании. Вып.2- М.,1984
4.Новицкая Л. Уроки вдохновения. - М.,1986.
5.Козюренко Ю. Музыкальное оформление спектакля. - М.,1979.
6.Немеровский А. Пластическая выразительность актера. - М.,1981.
7.Покровский Б. Размышления об опере. - М.,1979.
8.Уланова В. На уроке театра//Искусство в школе.-1994. - №2.-с.45.
9.Сухов Ф. Театр - творческое сообщество детей и взрослых// Искусство в школе.-1994.-№2.-С.40.
10.Кузнецова А. Кукольный театр: от простого к сложному//Искусство в школе.-1922.-№2.-С.37-41.
11.Основы театральной культуры в школе. -М., 1988.
12.Режиссер работает в школе. - М., 1991.
13.Современные проблемы театрально-творчского развития школьников. - М., 1989
14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
15. Гройсма А.Л. Психология. Личность. Творчество.: Регуляция состояний. М.,1992.Ч. 3.
16. Петрушин В.И. Артистизм - это тренировка//Сов.музыка.1971.№12.
17. Ершова А.П. Театральные упражнения для работы с детьми // Режиссер работает в школе. М., 1991.
18. Ерщова А.П. О всеобшей доступности театрально-исполнительской деятельности школьников.//Режиссер работает в школе. М., 1991.
19.Бекина С.П. Музыка и движение.-М.: Просвещение, 1984
20.Гиппиус С. Гимнастика чувств. - М.,196
21.Ершов П. Режиссура как практическая психология. - М., - 197
22.Немеровский А. Пластическая выразительность актера. - М.,1981
22. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 1951.
23.Музыкальное образование в школе. ACADEMA, М., 2001.
24 Психология музыкальной деятельности. ACADEMA, М., 2001.В.М.Подуровский, 25.Н.В.Суслова Психологическая коллекция музыкально-педагогической деятельности. ВЛАДОС - М., 2001.
26. Методолгтческая культура педагога-музыканта. ACADEMA - v/? 2002.
27. Маркидонов С.А. Постановка детского музыкального спектакля в школе. Учкбное пособие.-Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед. ун-та, 1998.
28.Маркидонов С.А. Методика музыкально-театральной работы. Учебное пособие.-Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2004.



<< Пред. стр.

страница 7
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign