LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Таблица 1.


Темы курса
Количество часов

1.
Традиции и новаторство в музыкальном театре России
в Х1Х-ХХ веке.
6 часов


2.
Возникновение детского музыкального театра в России.
6 часов
3.
Дирижер и оперный режиссер - руководители и
Организаторы творческой деятельности по созданию
оперного спектакля.
4 часа
4.
Формирование музыкально-сценической концепции
будущего музыкального спектакля.
6 часов
5.
Музыкально-режиссерский метод освоения партитуры
детской оперы.
6 часов
6.
Поиск выразительности музыкальной интерпретации
главный принцип и критерий музыкально-сценического
освоения спектакля.
8 часов
7.
Психолого-педагогические основы формирования
умений музыкально-постановочной деятельности
6 часов
8.
Репетиционный период как процесс совместной
Музыкально-творческой деятельности педагога и школьников
6 часов
9.
Методы ведения музыкально-постановочных
репетиций с детьми
4часа
10.
Организация детского музыкального театра в школе
2 часа
11.
Творческие задания по самостоятельной работе с партитурой детской оперы, или музыкальной сказки для формирования исполнительского замысла, музыкальной интерпретации
27 часов

Итого: 77 часов






Тематика лекций представляет собой 3 блока.
1. Концепция развития оперного искусства Х1Х-ХХ века.
2. Формирование художественно-исполнительского замысла, музыкально-сценической интерпретации детской оперы педагогом-музыкантом.
3. Воплощение музыкально-сценического замысла в процессе репетиционной работы с детьми в школе
Творческие задания представляют собой упражнения на развитие воображения, образных представлений, эмоционального отношения к явлениям искусства, природы, жизни. Кроме того, их обязательным условием является самостоятельное исполнение небольшой детской оперы, или музыкальной сказки.

ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА "ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР" ПО ТЕМАМ


Тема1. Традиции и новаторство в музыкальном театре Х1Х-ХХ веке в России.

Театр как вид искусства. Разные виды театра.
Демократизм русских музыкальных театров. Великие оперные композиторы М.И.Глинка, П.И.Чайковский, прогрессивные деятели "Могучей кучки" М.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков, М.А.Балакирев, М.П.Мусоргский. Музыкально-театральная критика В.В.Стасова, Ц.А.Кюи.
Великие реформаторы русского музыкального театра. К.С.Станиславский, В.Э.Мейерхольд, В.И.Немироваич-Данченко. Реформаторские принципы оперного театра. Подчинение музыки сценическим законам. Способность музыкального режиссера видеть в звуковой картине сценическое действие. Зависимость сценического развития от музыкального. Превращение "костюмированного концерта" (каким была опера) в драматическое действие.. Главный выразитель действия певец-артист. Дирижер в театре К.С.Станиславского - "музыкальный режиссер", организатор действия на сцене соответственно "смыслу музыки", а не внешних эффектов. Универсальность подготовки певца-актера (драматическая, музыкальная, вокальная).
Мастерство декламационой школы. Ф.И.Шаляпин. Необходимость организации оперных студий для работы над внутренней и внешней техникой и для поиска новых подходов к музыкально-драматическому творчеству. Технологические законы музыкального театра. Соотношение слова и музыки, музыкальность сценического действия, внутренний темпо-ритм действия, соответствие внутреннего сценического темпо-ритма музыкальному. Единство слова музыки пения в действии. Сверхзадача и сквозное развитие, сквозное действие. Взаимосвязь законов построения музыкальной формы и драматического действия. Б.А.Покровский - представитель традиций оперного искусства начала ХХ века. Б.В.Асафьев - музыкальный критик, теоретик, композитор.

Тема 2. Возникновение и развитие детского музыкального театра в России.

Детский музыкальный театр как вид семейного музицирования. Камерные детские оперы Ц.А.Кюи, написанные для детского музыкально пансиона Н.И.Долматовой, "Снежный богатырь". "Красная шапочка". "Кот в сапогах", "Иван-богатырь". Детские оперы Н.В.Лысенко. "Коза-дереза" "Пан Коцки", написанные для исполнения в женской гимназии.
Детский музыкальный театр Н.И.Сац. Опера "Морозко" В.Красева, "Волк и семеро козлят" М.Коваля, "Три толстяка В.Рубина, "Мальчик-великан" Т.Хренникова, "Сестры" Д.Б.Кабалевского, театрализрванные концерты: "Чайковский", "Пушкин и музыка", симфоническая сказка "Петя и волк" С.С.Прокофьева, феерия "Синяя птица" И.Сац.
Появление новых видов детского музыкального театра: зонг-опера, водевиль,
музыкальная сказка, мюзикл, зримая песня, рок-опера.
Экспериментальные мюзиклы Г.Гладкова "Бременские музыканты", "Мальчиш-Кибальчиш". Детские оперы Р.Бойко: "Квартет", комическая опера "Станция-Заваляйка", опера "Смеянцы". Детский музыкальный театр С.П.Баневича: оперы "Городок в табакерке", "Оловянный солдатик", "Про кошку, молоко и мыло", мюзикл "Том Сойер". Музыкальные сказки: В.Горковенко "Огниво", Я.Дубравина"История кота Фелофея". Опера О.Хромушина "Хирургия".
Возникновение профессиональных детских музыкальных театров: г.Москва "Синяя птица" Н.И.Сац, "Зазеркалье" г.Сонкт-Петербург.
Создание школьных детских музыкальных театров, театров-студий: театр "Гуси-лебеди" В.Чепурнова г.Щелково московской области, студии детского музыкального театра при Новосибирском ТЮЗе, Московского театра юного москвича А.В.Некрасова, московского школьного детского музыкального театра Галины Вишневской.
Детский музыкальный театр школы-лицея №47 г.Иркутска. Постановка мюзикла "Оливер" Л.Барта, музыкальной феерии "Синяя птица" по М.Матерлинку, музыкальной фантазии "Маленький принц" А.Экзюпери, скоморошья опера "Сказка о попе и работнике его Балде" по А.Пушкину.
Мастера детской театральной режиссуры: Н.Сац, Ю.Васильев, А.Шапиро, В.Корогодский. Ю.Филонов.






Тема 3. Дирижер и оперный режиссер - руководители и организаторы творческой деятельности по созданию оперного спектакля.

Отличия симфонического дирижера от оперного дирижера. Способность видеть в музыке конкретные действия, события, характеры, состояния, конфликты. Создание музыкальной интерпретации логики чувств, действий, событий, заключенных в партитуре оперы. Понимание режиссером того, что основу музыкальной конструкции произведения сценического плана составляет театральная драматургия.
Учитель музыки - дирижер-постановщик детского музыкального спектакля в школе. Необходимость совместной работы с режиссером-профессионалом. Творческое содружество режиссера и дирижера в процессе постановки спектакля. Общность художественной потребности, предпочтений, общий характер мышления при разности языка искусства (музыка-театр).
Концепция спектакля. Определение внешнего рисунка действия (режиссер) и его эмоционального. Духовного содержания (дирижер). Единая исполнительская и сценическая трактовка композиторских решений мелодического материала, ритмических фигураций, тембровых красок, гармонических созвучий, интонирования.
Дирижерская музыкально-постановочная работа с исполнителями. Режиссерская работа с исполнителями-актерами. Единство творческих музыкально-театральных задач.

Тема 4. Формирование музыкально-сценической концепции будущего музыкального спектакля.

Два этапа процесса музыкальной постановки: работа с партитурой и воплощение музыкально- сценического замысла.
Начало работы над партитурой. Ценность первых впечатлений. Первоначальный образ будущего спектакля. Черновое освоение музыкальной ткани, черновой исполнительский вариант. Изучение литературы, связанной с историей исполнения, создания данного произведения, его стилистикой, его художественной, литературной, философской, социальной проблематикой и т. д.
Постижение авторского замысла - главный критерий художественности творческого прочтения и интерпретации партитуры оперы.
Аналитическое и синтетическое в исполнительском творчестве. Умение на первоначальном этапе делить произведение на большие и малые куски.
Впевание инструментальной и вокальной части. Впевание как средство наибольшего углубления в стиль, характер, форму произведения, его музыкально-образное звучание.
Рождение исполнительского плана: выделение главных линий музыкальной драматургии (архитектоника), соподчинение сцен, эпизодов, соотнесение отдельных частей в единое целое, распределение эмоционально-звуковых кульминации, нахождение нужных темпо-ритмических контрастов, динамических оттенков, штрихов.

Тема 5. Музыкально-режиссерский метод освоения партитуры детской оперы, музыкальной сказки.

Гармония соотношения музыки и действия в опере. Временная природа музыки и действия. Связующая функция музыки и действия как способ выявления драмы, ее идей и задач.
Оперная партитура - основной текст спектакля, определяющий его инструментальную, вокальную и сценическую линии. Партитура - материал для анализа музыкальной драматургии оперы, ее сценических задач. Расшифровка драматургического смысла, событий. отношений действующих лиц, характеристика психологических состояний и чувств. Музыкальное содержание партитуры - основа сценического действия.
Музыка как определитель и диктатор динамики, ритма, темпа развития сценического действия, логики внутреннего им внешнего действия, оперных событий и взаимоотношений. Синтез музыки и действия, их взаимодействие.
Элементы, приемы музыкальной драматургии. Тематическая и мотивная разработка - средство музыкальной драматургии.
Подробности развития мотивов: метр, ритм, инструментовка, динамические нюансы и другие элементы, из которых складывается музыкальная форма.
Композиторские приемы музыкально-драматического развития: лейтмотивная разработка, драматургия модуляций и гармонических красок, вокальная строчка и оркестр, драматургия речитативов и декламационных построений,музыкальная драматургия.


Тема 6. Исполнительский поиск выразительности вокальной и инструментальной интонаций как главный признак освоения, интерпретации и постановки детского музыкально спектакля.

Опера как феномен музыкально-театрального искусства. Оперный персонаж - результат композиторского музыкального воображения.
Пение как процесс актерского перевоплощения. Образно-смысловая выразительность пения. Понятия, характеризующие сценическую функцию вокальной интонации. Ключевая интонация. Интонационная сфера роли. Интонационное зерно роли.
Интонационный анализ вокальных партий. Выявление истоков музыкальных интонаций, положенных в основу созданного композитором музыкального образа. Наличие "интонационных формул", определяющих их принадлежность к "музыкальному словарю" той или иной эпохи. Установление основных приемов изложения и развития интонационного материала.

Тема 7. Психолого-педагогические основы формирования умений музыкально- постановочной деятельности учителя музыки.

Моделирование музыки - "воссоздание" внутренней структуры чувства музыкальными средствами. Моделирование художественных эмоций-образов на основе слуховых. Зрительно-слуховых представлений; создание нового звукового образа путем реализации художественного замысла будущего спектакля а звуках.
Моделирование сценического действия - зрительно-чувственное представление образов-картин сценического действия, пластическое видение развития сценического действия. Трансформация музыкально-драматического смысла и развития в конкретные музыкально-сценические образы.
Моделирование процесса музыкальной, вокально-сценической работы с детьми, выстраивание музыкально-композиционного строя всего спектакля. Синтезирующий уровень музыкально-постановочной деятельности.
Умения музыкально-сценической интерпретации музыки детской оперы, включающие музыкально-сценическую интерпретацию образов-персонажей лично педагогом-музыкантом, выражающуюся в "театральности" исполнения на инструменте, в вокале, в дирижировании.
"Театральность" исполнения: персонифицированность, рельефность образов, подчеркнутая пластичность, существенная артикуляция и отточенное исполнение штрихов, тенденция к поляризации образов, столкновение контрастов, вокальная выразительность пения. Передача психологического состояния, мелодекламационность, акцентирование ключевых действенных моментов в драматургии произведения, режиссерский подход к интерпретации, яркий характер исполнения музыки в целом.
Педагогические умения. Умения эмоционально общения с детьми. Знания возрастных психологических особенностей детей, психологическая культура, умение увлекать своей творческой идеей. Организаторские умения. Дисциплина, воля, точность художественных действий.

Тема 8. Репетиционный период как процесс совместной музыкально-творческой деятельности педагога и школьников

Значение музыкального творчества в музыкальном развитии детей. Детское музыкальное творчество - один из ведущих методов музыкального обучения. Музыкальное творчество - продукт взаимодействия образно-художественного и конструктивного мышления. Характерные черты детского музыкального творчества (Л.С.Выготский, К.Орф, З.Кодаи, Б.Яворский, Н. Ветлугина).
Готовность учителя музыки к процессу музыкальной постановки, сформированность музыкально-сценического замысла, исполнительской интерпретации. Умения и способности "актерски"-выразительно исполнять и показывать музыку детской оперы. Методическая оснащенность.
Первая репетиция с детским театральным коллективом. Показ учителем оперного произведения "под рояль" с самостоятельным исполнением оперных партий, игра инструментального сопровождения. Важность детского художественного сопереживания. Увлекательный рассказ о художественной идее произведения. Создание музыкально-словесными средствами общего образа будущего спектакля. Распределение ролей.
Педагогическая модель музыкально-сценической деятельности детей.
Первая ступень - изучение доступных элементов условности в музыкально-сценической деятельности: элементарный разбор музыки, разучивание вокальных партий, приобретение умения перевода содержания музыкального языка на мимику, жестикуляцию, пластику поведения (воссоздающий уровень ).
Вторая ступень - прочное освоение авторского музыкально-сценического рисунка действующих лиц. На этой основе дети ищут способы интерпретации, исходя из жизненного и эстетического багажа.
Третья ступень - найдя оригинальную новую интерпретацию, соответствующую замыслу композитора и отражающую детское видение, школьники демонстрируют полноценную творческую деятельность. Возникновение интегрального качества личности - творческой активности, творческой деятельности.
Этапы организации деятельности детей включают в себя:
- прочтение партитуры данной роли педагогом совместно с детьми;
- разбор средств музыкальной выразительности;
- игра по сюжету фрагмента;
- перенесение формирующего художественного образа в другой материал (слово, рисунок);
- создание своего, нового идеального образа, перевод воображаемого, внутреннего идеального видения в конкретные внешние черты персонажа и его действия;
- перевоплощение исполнителя в героя оперы в сценическом действии и пении, создание самобытной оригинальной интерпретации.


Тема 9. Методы ведения музыкальных постановочных репетиций с детьми

Создание ребенком собственной интерпретации - результат специально организованного педагогом эстетического воздействия, активизирующего элементы эстетического сознания: сенсорно-гармоническую сферу, эмоционально - окрашенное мышление и воображение, интуицию, направленные на решение поставленной задачи.
Игровой принцип освоения партитуры роли и сценического действия (игра-драматизация - этюд по фрагментам оперы - перевод в сценические действия).
Смыслообразующий метод как главный принцип музыкально-постановочных репетиций.
Понимание идейно-художественного смысла, гуманистической направленности оперного произведения.
Необходимость развития эмоциональной реакции на воображаемые картины и действия в процессе пения. Идентификация с образом-персонажем. Расчет физических действий в гармоническом соответствии с музыкой и ее развитием.
Пение как процесс актерского перевоплощения. Певческое интонирование - цель и средство создания вокально-сценического образа.


Тема 10 Организация детского музыкально театра в школе

Общие положения и формирования детского музыкального театра в школе.
Детский музыкальный театр - средство художественно - творческого развития личности школьника. Детский музыкальный театр - определенный вид музыкально - театральной исполнительской деятельности. Участники театра - певцы и актеры одновременно. Каждый член музыкального театра должен уметь танцевать, переживать и пластически выражать музыкальное действие. Эти условия предполагают наличие музыкально - театральных способностей и их развитие.
Осуществление учебной работы в детском музыкальном театре осуществляется в трех направлениях: музыкальном, театральном, танцевально-пластическом.
Структура детского музыкального театра:
1 ступень - "хоровой театр" (дети 7 -10 лет)
2 ступень - детский музыкальный театр (дети 11 - 16 лет)
Штат детского музыкального театра: режиссер-постановщик, педагог актерского мастерства и сценической речи, дирижер-постановщик (учитель музыки), хореограф, педагог-вокалист, хормейстер, концертмейстер.
Наличие в театре хора, балета, оркестра. Необходимость участия в музыкальных постановках учителей школы, родителей.
Примерный репертуар детского музыкального театра.
Взаимодействие с родительским коллективом.


Воспитательная работа в детском коллективе. Создание нравственного климата и радостной атмосферы. Получение удовольствий от музыкально-театральных репетиций. Понимание взаимосвязи музыкально-театрального искусства и жизни. Формирование вкусовых предпочтений, оценочных суждений, идеалов, взглядов, мировоззрения. Традиции коллектива. Необходимость гастрольных выступлений, взаимодействия с профессиональными театральными коллективами.
Творческие задания:
1. Возьмите репродукции картин с изображением действующих людей. "Подкладывайте" под эти зрительные образы разную музыку, ища разнообразия в сопоставлении. Музыку можно брать любую, так как конкретное действие уже задано в сюжетах и образах картин. Представьте себе эти действия как эпизоды из различных спектаклей, отмечайте, как меняются впечатления от картин под влиянием той или иной музыки.
2. Идя по улице, гуляя в лесу или по полю, вспоминайте музыку различного эмоционального склада, сопоставляйте ее с впечатлениями от окружающей жизни и природы. Сопоставьте, например, краски ясного зимнего утра или невзрачную фигуру старика под зонтом, одиноко стоящего у остановки трамвая, со звучанием первой части концерта №1 Ф.Шопена. Отчуждение или совпадение подобных образов имеет свойство развивать воображение, обострять душевную реакцию, тренировать способность к четким и образно-художественным оценкам.
3. Выразительно ...











Хоровой театр ( младшая группа ). Хоровые занятия проводятся по театральной методике. Виды занятий хорового театра :
а) совместное сочинение музыкальной сказки, одновременное ее исполнение хором и солистами;
б) театрализация исполняемой музыки всем хором;
в) развитие сценической импровизации;
г) использование детских музыкальных инструментов;
д) ритмические упражнения;
е) мелодекламация, радиотеатр.
Занятия хорового театра проводятся 1 -2 раза в неделю.
Детский музыкальный театр ( старшая группа ). Кроме вышеперечисленных занятий по направлениям, в театре составляется график сценических репетиций готовящегося музыкального спектакля.
Сценические репетиции проводятся после того, как участниками музыкального спектакля освоены музыкальный и литературно-драматический материал. Эти репетиции совместно с режиссером-постановщиком, музыкальным руководителем ( дирижером ) , хореографом представляют собой профессиональную работу по постановке музыкального спектакля ( форма, содержание, художественный образ спектакля). На них присутствуют все участники и руководители музыкальной постановки.
8. Штат детского музыкального театра .
Необходимым условием функционирования детского музыкального театра является привлечение к его работе постановщиков-профессионалов из сферы искусства.
1. Режиссер-постановщик, педагог актерского мастерства.
14. Музыкально-художественный руководитель, дирижер театра.
15. Хореограф.
16. Педагог-вокалист.
17. Концертмейстер.
18. Хормейстер, руководитель хорового театра.

19. Примерный репертуар театра

11. Барт Л. ОЛИВЕР. Мюзикл.
12. Метерлинк М. СИНЯЯ ПТИЦА. Музыкальная феерия.
13. Мусоргский М. ДЕТСКАЯ. Вокально-сценические миниатюры.
14. Экзюпери А. МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ. Музыкальная фантазия.
15. Горковенко В. ОГНИВО. Музыкальная сказка.
16. Чуковский К. ДОКТОР АЙБОЛИТ. Поп - опера.
17. Баневич С. ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК. Опера.
18. Дубравин Я. ИСТОРИЯ КОТА ФИЛОФИЯ. Детская опера.
19. Кобенков А. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ МИСТЕРИЯ. Сценическая кантата.
20. Уэббер Л. КЭТС ( КОШКИ ). Балет-мюзикл.
Особенностью некоторых детских музыкальных сказок, опер, мюзиклов является то обстоятельство, что в них принимают участие взрослые : педагоги школы, студенты, практиканты, певцы-профессионалы. Участие взрослых в детской музыкальной постановке обогащает коллективную творческую деятельность, повышает общий исполнительский уровень, создает хороший нравственно-психологический климат в театральном коллективе и перспективу в работе.
Необходимым условием работы детского музыкального театра является наличие в нем не только хора, балета, но и оркестра.

Педагогическая модель музыкально-сценической деятельности
детей хорового театра .


Первая ступень - изучение доступных элементов условности в музыкально-сценической деятельности : элементарный разбор музыки, разучивание вокальных партий, приобретение умения перевода содержания музыкального языка на мимику, жестикуляцию, пластику поведения ( воссоздающий уровень ).
Вторая ступень - прочное освоение авторского музыкально-сценического рисунка действующих лиц. На этой основе дети ищут способы интерпретации, исходя из жизненного и эстетического багажа.
Третья ступень - найдя оригинальную новую интерпретацию, соответствующую замыслу композитора и отражающую детское видение, школьники демонстрируют полноценную творческую деятельность. Возникновение интегрального качества личности - творческой активности, творческой деятельности.
Этапы организации деятельности детей должны включать : прочтение партитуры данной роли педагогом совместно с детьми, разбор средств музыкальной выразительности, игра по сюжету фрагмента, перенесение формирующего художественного образа в другой материал ( слово, рисунок ), создание своего, нового идеального образа, перевод воображаемого, внутреннего идеального видения в конкретные внешние черты персонажа и его действия; перевоплощение исполнителя в героя оперы в сценическом действии и пении, создание самобытной оригинальной интерпретации.

Методы ведения музыкальных постановочных
репетиций с детьми

Создание ребенком собственной интерпретации - результат специально организованного педагогом эстетического воздействия, активизирующего элементы эстетического сознания : сенсорно-гармоническую сферу, эмоционально - окрашенное мышление и воображение, интуицию, направленные на решение поставленной задачи.
Игровой принцип освоения партитуры роли и сценического действия (игра-драматизация - этюд по фрагментам оперы - перевод в сценические действия ).
Смыслообразующий метод как главный принцип музыкально-постановочных репетиций.
Понимание идейно-художественного смысла, гуманистической направленности оперного произведения.
Необходимость развития эмоциональной реакции на воображаемые картины и действия в процессе пения. Идентификация с образом-персонажем. Расчет физических действий в гармоническом соответствии с музыкой и ее развитием.
Пение как процесс актерского перевоплощения. Певческое интонирование - цель и средство создания вокально-сценического образа.




Этапы организации музыкально-постановочной деятельности деятельности

Показ учителем оперного произведения " под рояль ". Важность детского художественного сопереживания. Рассказ о художественной идее произведения. Создание музыка - словесными средствами общего образа будущего музыкального спектакля. Распределение ролей.
Освоение музыкального и драматического материала : индивидуально в классе вокала, на хоровых репетициях, постановка и освоение отдельных мизансцен, подготовка танцевальных номеров.
Начало сценических репетиций. Совместная работа музыкально-постановочного коллектива : режиссера, дирижера, хореографа, педагога-вокалиста, хормейстера, концертмейстера с юными певцами-актерами
( форма спектакля, содержание, образ ).

Воспитательная работа в детском коллективе.

Создание нравственного климата и радостной атмосферы. Получение детьми удовольствия от музыкально-театральных репетиций. Понимание детьми взаимосвязи музыкально-театрального искусства и жизни. Формирование вкусовых предпочтений, оценочных суждений, идеалов, взглядов, мировоззрения. Традиции коллектива.
Взаимодействие с родителями, зрителями, учителями школы. Совместное обсуждение поставленных спектаклей.
Необходимость гастрольных выступлений. Участие в театральных фестивалях, работа в летний период. Работа над пополнением контингента участников детского музыкального театра.
Связь с профессиональными театральными коллективами. Выступление на профессиональных театральных площадках.


КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
На совете эстетического центра школы установлено, что результаты учебной деятельности школьников в детском музыкальном театре могут оцениваться двумя оценками: "отлично" и "хорошо" по каждой проходимой дисциплине: музыке и вокально-хоровой работе, актерскому мастерству, сценической речи, пластике.
Та или иная оценка, полученная школьником по одному из вышеуказанных предметов, должна быть свидетельством приобретения того или иного музыкально- сценического умения музыкально-театральной деятельности в течение учебного года. Главным критерием в оценке деятельности школьника в детском музыкальном театре является его ТВОРЧЕСКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ в процессе исполнения музыкального спектакля в актерском, вокальном или пластическом отношении. Текущие оценки по отдельным предметам выставляются один раз в полугодие по следующим критериям:
1.Музыка и вокально-хоровая работа:
- выразительное вокальное исполнение партий героев, готовящегося музыкального спектакля, их вокально-сценическая интерпретация;
- чистота интонирования, хорошая дикция, эмоциональная подача певческого текста; создание художественного образа в процессе исполнения вокального сочинения, передача тончайших психологических нюансов психологического состояния, характера героя в пении;
- владение голосом: умение петь в штрихах легато, стаккато, нон-легато, умение пользоваться микстовым звучанием, умение петьфальцетом, умение использовать грудной регистр в пении, наличие певческой форманты в голосе (полетный звук);
умение петь в ансамбле: ритмическом, тембральном, дикционном, темповом и т.д.;
- приобретение знаний и навыков орфоэпии в пении;
- участие в конкурсах вокалистов с сольным репертуаром.

2. Актерское мастерство:
- актерская техника: умение "перевоплощаться", верить в "предлагаемые обстоятельства роли", умение распределить и сосредоточить внимание, умение работать с воображаемыми предметами, владеть своим телом,(сценическое движение, сценическое фехтование, сценическая борьба) иметь быструю эмоциональную реакцию на происходящее действие, владение собой, своими чувствами, контролировать свои сценические чувства и действие разумом;
- создание сценического образа: понимание "сверхзадачи" спектакля, его идейной, художественной, нравственной сущности; целостное представление общего образа спектакля и, исходя из этих обстоятельств, создание своего рисунка роли, психологического самочувствия, расчета физических действий на сцене (совместно с режиссером); открытие "нового" человека на сцене в процессе игры - создание образа героя.

3.Сценическая речь:
- развитие речевого аппарата;
- формирование техники сценической речи;
- приобретение навыков логического анализа литературного и поэтического текста;
- владение художественным словом;
- развитие фантазии, воображения, собственное сочинение стихов, басен, рассказов;
- умение декламировать в жанре монолога, сценической прозы, лирического стиха, комедии, трагедии, драмы.


4.Пластика:
- сформированность умений классической постановки, основных танцевальных движений классического танца;
- умений танцевальной импровизации в различных танцевальных стилях;
- умение танцевать старинные танцы: куранта, сарабанда, жига, менуэт, мазурка, полька, краковяк, вальс;
- умение танцевать современные танцы: чарльстон, фокстрот, рокн-ролл, твист
- латино-американские танцы;
- (для младшего возраста) все требования из спецкурса "музыка и движен



ОПИСАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ


Поскольку учебный процесс в детском музыкальном театре идет по трем направлениям: музыкальному, актерскому и танцевально - пластическому, каждое направление представлено спецкурсом в котором тоже есть свои разделы, подразделы, а в связи с этим перед каждым спецкурсом дается пояснение специфики той или иной учебной работы, ее целей и задач, которая затем представляется учебным планом.
Спецкурсы в программе представлены в следующем порядке: 1).Спецкурс актерского мастерства и сценической речи для школьников 1 - 11 классов (с перечислением тем);
2). Пластическое направление работы детского музыкального театра представлено спецкурсом: "музыка и движение" для школьников 1 - 3 классов; "танцевально-пластическим курсом" для школьников 4 - 9 классов; 3).музыкальное направление представлено разделом "Вокально-хоровое воспитание" для школьников 4 - 9 классов.

Курс актерского мастерства и сценической речи в учебно-постановочной программе " Детский музыкальный театр в школе ".


Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к воспитанию и образованию, развитию ребенка средствами музыкального театра - он становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность, где он выступает в качестве исполнителя, а иногда и сорежиссера, художника, композитора. Таким образом процесс создания спектакля ( или образа отдельного героя ) рассматривается нами как возможность полихудожественного развития личности, учитывающая интегративные процессы, протекающие в результате взаимодействия различных видов искусства.
Включение ребенка в систему " человек - образ - спектакль ", предполагает погружение ребенка в разноликое пространство человеческой культуры, в котором детское творчество выступает как неотъемлемая часть этой культуры и как условие ее постижения.
В процессе творческой деятельности ребенок овладевает навыками актерской игры, получает представление об образе спектакля и его компонентах; работая над различными спектаклями в которых отражается различные эпохи человеческого бытия, он постепенно осваивает элементы общечеловеческой культуры, которые предстают перед ним в качестве живой ткани вечно изменяющегося мироздания.
Тренинг по внутренней и внешней технике ( актера ) проводится с детьми на протяжении всего времени обучения. Работа над образом начинается с формирования первоначального представления о перевоплощении через пластические и ритмические характеристики образов природы и предметного мира ( интеграция осуществляется через включение элементов изобразительного искусства, музыки, танца, освоение среды), постепенно переводя школьника на путь самостоятельной работы над ролью, включая выстраивание логики поведения героя, поиск его внутренней и внешней характеристики, определение сверхзадачи и т. д.
Освоение позиции исполнителя происходит через идентификацию ребенка с образом театральной куклы ( 1-3 кл.), освоение образа-маски (4-6 кл.), образа-типа ( 7-8 кл.), образа-характера ( 9-10 кл.).
Работа по осмыслению образа будущего спектакля у школьников 7-9 кл. осуществляется с формирования общих представлений о различных музыкально-театральных жанрах: музыкальной сказки, водевиля, комедии, трагедии, психологическая драма, а также opera-seria, opera-buffa, комическая опера, рок-опера.

ТЕМЫ СПЕЦКУРСА "АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО И СЦЕНИЧЕСКАЯ
РЕЧЬ" ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 1-4 КЛАССОВ

Актерское мастерство: элементы внешней техники актера,
элементы внутренней техники актера.
Таблица №1


Темы курса
кол-во
часов
1
Формирование умения включаться в творческий процесс,
Развитие произвольного внимания (зрительное, слуховое),
парные и групповые упражнения, коллективные действия.
2
Развитие фантазии на основе реальных образов природы.
Созерцание, наблюдение: форма камней, раковин,
Паутины, движение облаков, движение воды, поводки
диких и домашних животных и т. д.
3
Формирование первоначального представления о перевоплощении
через пластические характеристикирастительного мира и мира
природных стихий :а) растения дышат, чувствуют, живут
(этюды-превращения),б) передача состояний природы в движении:
"Я-ветер, облако, морская волна, арбуз, трава," в) превращение рук
(руки-трава, цветы,бабочки, собаки).
4
Разучивание и исполнение приговорок-закличек, обращенных к ветру,
тучам, радуге, солнцу, дождю.
5
Освоение окружающего пространства через формирование
элементарных двигательно-музыкальных навыков и умений.
6
Первоначальный навык сценического общения через физическое и
словесное действие.
7
Формирование представления о перевоплощении через показ
мифологических героев с помощью перчаточных кукол на
основе их литературного, живописного портретов.
8
Формирование первоначального представления о сценической
задаче (разность понятий "действия" и "движения").
9
Формирование представления о сценическом общении
как взаимодействии с партнером в процессе борьбы.
10
Формирование представления о специфических особенностях
словесного действия.
11
Развитие фантазии через овладение динамикой развития
сюжета.
12
Формирование представления о сверхзадаче роли, ее
сквозном действии.
13
Освоение специфики действий в образе-маске.
14
Формирование представления о специфике театрального
искусства и его истоках.
15
Формирование первоначального представления о конфликте,
развитии характера в канве действия.
Итого:
СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
1-4 классы
Таблица №2

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign