LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

11. Э. Григ " Заход солнца", "Охотник".


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Васнецов В. Всесторонне развитие личности и виды искусства. - М.,1966
2. Ершов П. Режиссура как практическая психология. - М., -1972
3. Каган М. Комплексное использование искусств в эстетическом воспитании. Вып.2- М.,1984
4. Новицкая Л. Уроки вдохновения. - М.,1986.
5. Козюренко Ю. Музыкальное оформление спектакля. - М.,1979.
6. Немеровский А. Пластическая выразительность актера. - М.,1981.
7. Покровский Б. Размышления об опере. - М.,1979.
8. Уланова В. На уроке театра//Искусство в школе.-1994. - №2.-с.45.
9. Сухов Ф. Театр - творческое сообщество детей и взрослых// Искусство в школе.-1994.-№2.-С.40.
10. Кузнецова А. Кукольный театр: от простого к сложному//Искусство в школе.-1922.-№2.-С.37-41.
11. Основы театральной культуры в школе. - М., 1988.
12. Режиссер работает в школе. - М., 1991.
13. Современные проблемы театрально-творческого развития школьников. - М., 1989
14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
15. Гройсма А.Л. Психология. Личность. Творчество.: Регуляция состояний. М.,1992.Ч. 3.
16. Петрушин В.И. Артистизм - это тренировка//Сов.музыка.1971.№12.
17. Ершова А.П. Театральные упражнения для работы с детьми // Режиссер работает в школе. М., 1991.
18. Ершова А.П. О всеобщей доступности театрально-исполнительской деятельности школьников.//Режиссер работает в школе. М., 1991.
19. Бекина С.П. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1984
20. Гиппиус С. Гимнастика чувств. - М.,196
21. Ершов П. Режиссура как практическая психология. - М., - 197
22. Немеровский А. Пластическая выразительность актера. - М.,1981
22. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 1951.
23. Музыкальное образование в школе. ACADEMA, М., 2001.
24. Психология музыкальной деятельности. ACADEMA, М., 2001.
25. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коллекция музыкально-педагогической деятельности. ВЛАДОС - М., 2001.
26. Методологическая культура педагога-музыканта. ACADEMA - v/? 2002.
27. Маркидонов С.А. Постановка детского музыкального спектакля в школе. Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед. ун-та, 1998.
28. Маркидонов С.А. Методика музыкально-театральной работы. Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2004.









































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 МУЗЫКА К СПЕКТАКЛЯМ


ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ГРАМОТЫ, ДИПЛОМЫ, ОТЗЫВЫ В ПЕЧАТИ








Детский музыкальный театр, как определенный вид искусства и дополнительного образования в школе является средством художественно-эстетического развития школьников. Союз музыки и театра, включающий в себя сценографию, костюмы, балет, свет, постановку, актерскую игру и пение - далеко не полный перечень искусств, объединяющийся для "донесения музыкального содержания до юного зрителя-слушателя" (Н.Сац).
Педагог-музыкант, решивший ставить детскую музыкальную сказку или оперу, прежде всего сталкивается с проблемой выразительности, "театрального" исполнения вокальных партий, музыкально-сценической интерпретации музыки детьми. В этом заключается суть музыкально-постановочной деятельности учителя музыки. Но не менее важной является общая проблема: каков по структуре должен быть детский музыкальный театр в школе, на каких принципах должна строится его учебная и постановочная работа. Модель детского музыкального театра в школе для учащихся 5 - 11 классов по нашему мнению должна включать в себя учебно-постановочную программу, рассчитанную на определенные возрастные ступени (средний, старший возраст), учебно-постановочную группу театра( дирижер, режиссер, хореограф, художник, педагог-вокалист). Особенностью модели детского музыкального театра является то, что учителю музыки в нем отводится роль дирижера, музыкального руководителя постановки, хормейстера, воспитателя юных исполнителей, работающего в особом художественно-педагогическом пространстве.
Учебная программа, разработанная на кафедре пения ИГПУ "Детский музыкальный театр в школе" пока не имеет аналогов в системе художественно-эстетического воспитания Иркутской области, хотя отдельный опыт создания школьных детских музыкальных театров в нашей стране есть.
Журнал "Искусство в школе" в последние годы публиковал удачный опыт создания детских музыкально-театральных коллективов в городе Москве: детский театр ""Галина Вишневская", школьный музыкальный театр В.Чепурнова г.Щелково Московской области и в других городах РФ. Известен опыт создания детских музыкальных театров-спутников, практикуемый на базе детского музыкального театра им.Н.И.Сац, известны детские театры в городах Санкт-Петербурге, Севастополе, Екатеринбурге, Новосибирске. Все эти театры входят в структуру Дворцов юношеского творчества, существуют при театрах. Но, к сожалению, описания опыта создания детского музыкального театра в школе, его методического осмысления в педагогической литературе крайне мало.
Новизна программы заключается в том, что в ней собран и обобщен опыт по созданию детского музыкального театра в школе (исходя из опыта общения на детских музыкальных фестивалях, анализа научно-педагогической литературы по этой теме, методики работы по отдельным направлениям), и на этой основе предложена педагогическая модель его формирования и функционирования, как учебно-постановочного организма школьников, педагогов школы, родителей.
Характерной особенностью данной программы является то обстоятельство, что, в целях ее плодотворного осуществления и в качестве эксперимента, для работы в детский музыкальный театр школы приглашены представители профессиональной сферы искусства: режиссер, балетмейстер, педагог-вокалист.
Методологические положения учебно-постановочной программы детского музыкального театра:
1.Методологической основой программы является идея полихудожественного воспитания детей средствами театра и музыкального искусства заложенная в системе музыкально-художественного воспитания К.Орфа, Б.Яворского, Б.Неменского, Н.Ветлугиной, Р. Штейнера.
2.Идеи Н.И.Сац о сущности детского музыкального театра, его модели, взаимоотношении музыки и театра.
Целью учебно-постановочной программы является развитие необходимых качеств личности школьника, которые должны обеспечить творческий результат в осваиваемой музыкально - сценической деятельности. Для достижения поставленной цели предлагается определенная методика, а также виды работы по формированию музыкально - театральных умений, творческих способностей подростков.
Достижение желаемой цели программы способствует поэтапное решение задач художественно-творческого развития школьников, заключающееся в последовательном освоении разделов программы по актерскому мастерству, сценической речи, пластике, музыке и вокалу.
Формирование искомых личностных качеств, умений и навыков музыкально-сценической деятельности мыслится на основе развития эстетического сознания
школьников, освоения ими художественной культуры и нравственного опыта предшествующих поколений России и всего мира.
Необходимым условием реализации данной учебной программы является организация школьного музыкального театра, на базе которого проводятся учебные занятия, происходит постановка и выпуск детских музыкальных спектаклей
Общие положения и организации и формирования детского
музыкального театра в школе.

1. Детский музыкальный театр - есть средство художественно - эстетического воспитания школьников.
2. Детский музыкальный театр существует в форме мюзикла, водевиля, рок - оперы, детской музыкальной сказки, игры - драматизации, зримой песни, хорового театра, детской оперы.
3. Детский музыкальный театр - это определенный вид музыкально - театральной исполнительской деятельности. Отсюда следует, что участники театра должны быть певцами и актерами одновременно. Кроме того, каждый член музыкального театра должен уметь танцевать, переживать и пластически выражать музыкальное действие. Эти условия предполагают развитие музыкально - театральных творческих способностей и определяют учебную подготовку.
4. Учебная работа в детском музыкальном театре осуществляется в трех направлениях: а) музыкальном, б) театральном, в) танцевально-пластическом.
Музыкальное направление представляет собой вокально-хоровые занятия и игру на музыкальных инструментах. Каждый участник музыкального театра занимается индивидуально с педагогом - вокалистом. Эти занятия предполагают постановку и развитие детского певческого голоса, формирование вокально-исполнительских умений, подготовку исполнительского вокального репертуара, разучивание и освоение вокальной партии сценического персонажа или ансамблевых эпизодов партитуры будущего музыкального спектакля.
Хоровые занятия представляют собой работу с хормейстером над хоровыми фрагментами партитуры музыкально - сценического произведения, кроме того, они формируют умения и навыки хорового пения : полетный звук, певческое дыхание, интонацию, ритм, дикцию, звуковое туше, использование певческих регистров, певческой форманты и т. д. Вокально-хоровые занятия проводятся не менее 2-х раз в неделю.
Театральное направление представляет собой курс актерского мастерства и сценической речи. Курс актерского мастерства направлен на развитие творческого воображения и фантазии, умения " перевоплощаться",
" верить " в предлагаемые обстоятельства мизансцены, владеть собой, своими чувствами, распределять внимание. Занятия ставят своей целью раскрепостить учащихся, выработать и них умения сценической импровизации, театрального ансамбля, актерской пластики (театральные этюды, игры на развитие внимания, фантазии, пантомима, работа с воображаемыми предметами и пр ).
Занятия сценической речью должны развивать речевой аппарат, вырабатывать классическое произношение гласных звуков, образность и эмоциональную подачу текста, культуру поведения на сцене, дикцию, орфоэпию.
Занятия актерским мастерством и сценической речью проводятся с группой из 8 -10 человек один раз в неделю.
Танцевально-пластическое направление представляет собой занятия с хореографом. Занятия ставят своей целью приобретение навыков исполнения основных танцевальных движений, фигур, под музыку, а также постановку корпуса, рук, ног, головы, т.е. элементов сценического тренажа.
На танцевальных занятиях разучиваются танцевально-хореографические фрагменты готовящегося музыкального спектакля. Кроме этого занятия с хореографом имеют цель подготовки отдельных танцевальных номеров для спектакля. Занятия проводятся с группой из 8 - 10 человек один раз в неделю.


Схема учебных занятий детского музыкального театра
( по дням недели)

1 день, 3 день 2 день 4 день
вокально-хоровые актерское мастерство танцевально-
занятия и индивидуальный и сценическая речь пластические
вокал репетиции

5 день, 6 день
сценические
репетиции

5. Структура детского музыкального театра представляет собой две ступени:
1 ступень - ХОРОВОЙ ТЕАТР ( дети 7 -10 лет )
2 ступень - ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР (дети 11 - 16 лет)
Хоровой театр (младшая группа). Хоровые занятия проводятся по театральной методике. Виды занятий хорового театра:
а) совместное сочинение музыкальной сказки, одновременное исполнение хором и солистами;
б) театрализация исполняемой музыки всем хором;
в) развитие сценической импровизации;
г) использование детских музыкальных инструментов;
д) ритмические упражнения;
е) мелодекламация, радиотеатр.
Занятия хорового театра проводятся 1 -2 раза в неделю.
Детский музыкальный театр (старшая группа). В него входят дети, достигшие определенных качественных результатов в музыкально-актерской подготовке. Для определенного спектакля выбираются конкретные исполнители, хор, ансамбли. Постановочные репетиции проводятся после того, как участниками музыкального спектакля заранее освоены музыкальный и литературно-драматический материал. Эти репетиции совместно с режиссером-постановщиком, музыкальным руководителем (дирижером), хореографом представляют собой профессиональную работу по постановке музыкального спектакля (форма, содержание, художественный образ спектакля). На них присутствуют все участники и руководители музыкальной постановки.
7. Штат детского музыкального театра .
Необходимым условием функционирования детского музыкального театра является привлечение к его работе постановщиков-профессионалов из сферы искусства.
1. Режиссер-постановщик, педагог актерского мастерства.
8. Музыкально-художественный руководитель, дирижер театра.
9. Хореограф.
10. Педагог-вокалист.
11. Концертмейстер.
12. Хормейстер, руководитель хорового театра.

13. Примерный репертуар театра ( 1992 - 2000 г.г.).

1. Барт Л. ОЛИВЕР. Мюзикл.
2. Метерлинк М. СИНЯЯ ПТИЦА. Музыкальная феерия.
3. Мусоргский М. ДЕТСКАЯ. Вокально-сценические миниатюры.
4. Экзюпери А. МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ. Музыкальная фантазия.
5. Горковенко В. ОГНИВО. Музыкальная сказка.
6. Чуковский К. ДОКТОР АЙБОЛИТ. Поп - опера.
7. Баневич С. ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК. Опера.
8. Дубравин Я. ИСТОРИЯ КОТА ФИЛОФИЯ. Детская опера.
9. Кобенков А. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ МИСТЕРИЯ. Сценическая кантата.
10. Уэббер Л. КЭТС ( КОШКИ ). Балет-мюзикл.
Особенностью некоторых детских музыкальных сказок, опер, мюзиклов является то обстоятельство, что в них принимают участие взрослые : педагоги школы, студенты, практиканты, певцы-профессионалы. Участие взрослых в детской музыкальной постановке обогащает коллективную творческую деятельность, повышает общий исполнительский уровень, создает хороший нравственно-психологический климат в театральном коллективе и перспективу в работе.
Необходимым условием работы детского музыкального театра является наличие в нем не только хора, балета, но и оркестра.

Педагогическая модель музыкально-сценической деятельности
детей хорового театра .


Первая ступень - изучение доступных элементов условности в музыкально-сценической деятельности : элементарный разбор музыки, разучивание вокальных партий, приобретение умения перевода содержания музыкального языка на мимику, жестикуляцию, пластику поведения ( воссоздающий уровень ).
Вторая ступень - прочное освоение авторского музыкально-сценического рисунка действующих лиц. На этой основе дети ищут способы интерпретации, исходя из жизненного и эстетического багажа.
Третья ступень - найдя оригинальную новую интерпретацию, соответствующую замыслу композитора и отражающую детское видение, школьники демонстрируют полноценную творческую деятельность. Возникновение интегрального качества личности - творческой активности, творческой деятельности.
Этапы организации деятельности детей должны включать : прочтение партитуры данной роли педагогом совместно с детьми, разбор средств музыкальной выразительности, игра по сюжету фрагмента, перенесение формирующего художественного образа в другой материал ( слово, рисунок ), создание своего, нового идеального образа, перевод воображаемого, внутреннего идеального видения в конкретные внешние черты персонажа и его действия; перевоплощение исполнителя в героя оперы в сценическом действии и пении, создание самобытной оригинальной интерпретации.

Методы ведения музыкальных постановочных
репетиций с детьми

Создание ребенком собственной интерпретации - результат специально организованного педагогом эстетического воздействия, активизирующего элементы эстетического сознания : сенсорно-гармоническую сферу, эмоционально - окрашенное мышление и воображение, интуицию, направленные на решение поставленной задачи.
Игровой принцип освоения партитуры роли и сценического действия (игра-драматизация - этюд по фрагментам оперы - перевод в сценические действия).
Смыслообразующий метод как главный принцип музыкально-постановочных репетиций.
Понимание идейно-художественного смысла, гуманистической направленности оперного произведения.
Необходимость развития эмоциональной реакции на воображаемые картины и действия в процессе пения. Идентификация с образом-персонажем. Расчет физических действий в гармоническом соответствии с музыкой и ее развитием.
Пение как процесс актерского перевоплощения. Певческое интонирование - цель и средство создания вокально-сценического образа.



Этапы организации музыкально-постановочной деятельности

Показ учителем оперного произведения " под рояль ". Важность детского художественного сопереживания. Рассказ о художественной идее произведения. Создание музыка - словесными средствами общего образа будущего музыкального спектакля. Распределение ролей.
Освоение музыкального и драматического материала : индивидуально в классе вокала, на хоровых репетициях, постановка и освоение отдельных мизансцен, подготовка танцевальных номеров.
Начало сценических репетиций. Совместная работа музыкально-постановочного коллектива: режиссера, дирижера, хореографа, педагога-вокалиста, хормейстера, концертмейстера с юными певцами-актерами
( форма спектакля, содержание, образ ).

Воспитательная работа в детском коллективе.

Создание нравственного климата и радостной атмосферы. Получение детьми удовольствия от музыкально-театральных репетиций. Понимание детьми взаимосвязи музыкально-театрального искусства и жизни. Формирование вкусовых предпочтений, оценочных суждений, идеалов, взглядов, мировоззрения. Традиции коллектива.
Взаимодействие с родителями, зрителями, учителями школы. Совместное обсуждение поставленных спектаклей.
Необходимость гастрольных выступлений. Участие в театральных фестивалях, работа в летний период. Работа над пополнением контингента участников детского музыкального театра.
Связь с профессиональными театральными коллективами. Выступление на профессиональных театральных площадках.













С.А. Маркидонов
ИГПУ
г. Иркутск


Авторская учебно-постановочная программа
"Детский музыкальный театр в школе для учащихся 1-11 классов"

В 1995-1998 годах на кафедре пения Иркутского государственного педагогического университета была разработана учебная программа "Детский музыкальный театр в школе", реализованная на базе школы-лицея №47 г. Иркутска.
Новизна программы заключается в том, что в ней обобщен опыт по созданию детского музыкального театра в нашей стране, (исходя из опыта общения на фестивалях, курсах по обмену опытом, анализа научно-педагогической литературы по этой теме, методики работы по отдельным направлениям), и на этой основе предложена педагогическая модель его формирования и функционирования, как учебно-постановочного организма школьников, педагогов школы, родителей. Характерной особенностью данной программы явилось то обстоятельство, что, в цели ее плодотворного осуществления и в качестве эксперимента, для работы в детский музыкальный театр школы приглашены представители профессиональной сферы искусства: режиссер, балетмейстер, педагог-вокалист.
Целью данной учебной программы является развитие необходимых качеств личности школьника, которые должны обеспечить творческий результат в осваиваемой музыкально-сценической деятельности. Для достижения поставленной цели предлагается определенная методика, а также виды работы по формированию музыкально-театральных умений, творческих способностей подростков.
Достижение желаемой цели программы способствует поэтапное решение задач художественно-творческого развития школьников, заключающееся в последовательном освоении разделов программы по актерскому мастерству, сценической речи, пластике, музыке и вокалу.
Формирование искомых личностных качеств, умений и навыков музыкально-сценической деятельности мыслится на основе развития эстетического сознания
школьников, освоения ими художественной культуры и нравственного опыта предшествующих поколений России и всего мира.
Необходимым условием реализации данной учебной программы является организация школьного музыкального театра, на базе которого проводятся учебные занятия, происходит постановка и выпуск детских музыкальных спектаклей. Такой театр был создан нами в 1991 году в школе-лицее №47 г. Иркутска.
Обозначим принципиальные положения и особенности учебных разделов данной учебной программы по актерскому мастерству и вокально-хоровой работе.
Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к воспитанию и образованию, развитию ребенка средствами музыкального театра - он становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность, где он выступает в качестве исполнителя, а иногда и сорежиссера, художника, композитора. Таким образом процесс создания спектакля (или образа отдельного героя) рассматривается нами как возможность полихудожественного развития личности, учитывающая интегративные процессы, протекающие в результате взаимодействия различных видов искусства.
Включение ребенка в систему "человек - образ - спектакль", предполагает погружение ребенка в разноликое пространство человеческой культуры, в котором детское творчество выступает как неотъемлемая часть этой культуры и как условие ее постижения.
В процессе творческой деятельности ребенок овладевает навыками актерской игры, получает представление об образе спектакля и его компонентах; работая над различными спектаклями в которых отражается различные эпохи человеческого бытия, он постепенно осваивает элементы общечеловеческой культуры, которые предстают перед ним в качестве живой ткани вечно изменяющегося мироздания.
Тренинг по внутренней и внешней технике (актера) проводится с детьми на протяжении всего времени обучения. Работа над образом начинается с формирования первоначального представления о перевоплощении через пластические и ритмические характеристики образов природы и предметного мира (интеграция осуществляется через включение элементов изобразительного искусства, музыки, танца, освоение среды), постепенно переводя школьника на путь самостоятельной работы над ролью, включая выстраивание логики поведения героя, поиск его внутренней и внешней характеристики, определение сверхзадачи и т. д.
Освоение позиции исполнителя происходит через идентификацию ребенка с образом театральной куклы (1-3 кл.), освоение образа-маски (4-6 кл.), образа-типа (7-8 кл.), образа-характера (9-10 кл.).
Работа по осмыслению образа будущего спектакля у школьников 7-9 кл. осуществляется с формирования общих представлений о различных музыкально-театральных жанрах: музыкальной сказки, водевиля, комедии, трагедии, психологическая драма, а также opera-seria, opera-buffa, комическая опера, рок-опера.
Эти вышеуказанные положения являются ключевыми в процессе цивилизации раздела актерское мастерство учебной программы "Детский музыкальный театр в школе". Обозначим специфику разделы вокально-хоровой работы данной учебной программы.
Коллектив детского музыкального театра - это прежде всего организованный хор певцов, владеющий необходимыми вокально-техническими и художественно-выразительными средствами и достаточно глубоко передающий содержание исполняемого произведения.
В детском музыкальном театре органически сочетается индивидуальная вокальная работа с общехоровым и ансамблевым пением.
Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в вокальном и хоровом искусстве соединяются воедино музыка и слово. Музыка, окрыленная поэзией, активно воздействует на психику ребенка, на его художественное развитие, воображение и чуткость.
Но хоровой коллектив певцов в детском музыкальном театре имеет свои особенности в отличии от концертного детского хора ДМШ, или другого художественно-образовательного учреждения.
У оперного хора, как и у солистов, есть маленькие и большие роли. С одной стороны, участие хора в детском музыкальном спектакле может ограничиться отдельными выходами на сцену для создания народного колорита или фона (второго плана) для солистов, с другой стороны хор может стать действующей коллективной личностью, и в этом случае активно влиять на процесс музыкально-сценической драматургии.
Это важное обстоятельство накладывает особый отпечаток на вокально-хоровое воспитание участников детского музыкального театра - проникновение сценических законов театра в певческий процесс - и прежде всего, системы К. С. Станиславского.
Формирование навыков должно сочетаться со школой переживания, сценической выразительностью пения, предполагающей наличие развитого воображения, фантазии образного мышления - т. е. актерских качеств. К.С.Станиславский был убежден, что правильная "драматическая" задача помогает и лучшему звучанию голоса. Пение - это всегда особое "перевоплощение" певца.
Все вышеперечисленное означает, что освоение вокальной музыки готовящегося музыкального спектакля, а также работа над индивидуальным вокальным репертуаром - это прежде всего создание вокально-сценического образа, где выразительность вокальной интонации рождается из понимания и представления действенного смысла музыки. Это, в свою очередь, требует особой теоретической и практической подготовки участников не только участников детского музыкального театра, но, прежде всего, музыкальных постановщиков = учителей музыки в школе, берущихся ставить детский музыкальный спектакль и осуществлять процесс музыкально-сценическое образования по данной учебной программе.





















( дополнительное образование : " искусство театра " )


Министерство общего и профессионального образования
Российской федерации
Главное управление общего и профессионального образования
Государственное образовательное учреждение
Иркутский педагогический колледж №3











Примерная программа
Дополнительной подготовки
"Организатор детского музыкального театра в школе"
(повышенный уровень среднего профессионального образования)











Иркутск 2002г.


Составлена в соответствии с
государственными требованиями к минимуму содержания
к уровню подготовки выпускника для
Специальности 0310
"Музыкальное образование"

































Автор:
Преподаватель ИПК №3 Маркидонов С.А.


Рецензенты:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы
Примерная программа "Педагог-организатор детского музыкального театра в школе " рассчитана на студентов музыкально-педагогического колледжа, выбирающих для себя дополнительную подготовку: "Педагог-организатор школьного музыкального театра". Главной целью данной программы является формирование умений и навыков музыкально-постановочной деятельности, необходимых для постановки детского музыкального спектакля в школе и музыкально-театральной работы с детьми. Искусство выступает одним из эффективных факторов развития творческого потенциала формирующейся личности, а в этом смысле детский музыкальный спектакль, как синтез многих искусств, является средством художественно - творческого развития школьников, вовлечения их в активную эстетическую деятельность. Это требует и адекватной подготовки будущих учителей музыки.
Примерная программа составлена на основе экспериментального опыта работы по созданию школьных детских музыкальных театров в нашей стране. Журнал "Искусство в школе" в последние годы публиковал удачный опыт создания детских музыкально-театральных коллективов в городе Москве: детский театр ""Галина Вишневская", школьный музыкальный театр В.Чепурнова, г.Щелково Московской области и в других городах РФ. Известен опыт создания детских музыкальных театров-спутников, практикуемый на базе детского музыкального театра им. Н.И.Сац, известны детские театры в городах Санкт-Петербурге, Севастополе, Екатеринбурге, Новосибирске. Все эти театры входят в структуру Дворцов юношеского творчества, существуют при театрах. Но данная учебная программа создана на основе опыта работы детского музыкального театра "Синяя птица" Иркутской школы №47, опыта организации студенческого музыкального театра Иркутского музыкально-педагогического колледжа" №3, описания опыта создания детского музыкального театра в школе и колледже и его методического осмысления.
Кроме того, новизна программы заключается в том, что в ней обобщен личный опыт по созданию детского музыкального театра (исходя из опыта общения на фестивалях, курсах по обмену опытом, анализа научно-педагогической литературы по этой теме, методики работы по отдельным направлениям). На этой основе предложена педагогическая модель его формирования и функционирования, как учебно-постановочного организма школьников и студентов, педагогов школы, родителей. Характерной особенностью данной учебной программы является то обстоятельство, что в цели ее плодотворного осуществления необходима опора на опыт представителей профессиональной сферы искусства: режиссеров, балетмейстеров, педагогов-вокалистов.


Методологические положения:
1. Методологической основой программы является идея полихудожественного воспитания детей и юношества средствами театра и музыкального искусства заложенная в системе музыкально-художественного воспитания К.Орфа, Б.Яворского, Б.Неменского, Н.Ветлугиной, Р. Штейнера.
2. Идеи Н.И.Сац о сущности детского музыкального театра: "... многие виды искусства соединяются в детском музыкальном театре для благороднейшей задачи - донесения музыкального содержания до юного зрителя-слушателя"
Целью данной примерной программы является развитие необходимых качеств личности будущих учителей музыки, которые должны обеспечить творческий результат в музыкально - постановочной деятельности. Для достижения поставленной цели предлагается определенная методика, а также виды работы по формированию музыкально - театральных умений, творческих, организаторских, педагогических способностей.
Достижение желаемой цели программы способствует поэтапное решение задач, заключающееся в последовательном освоении разделов программы по актерскому мастерству, сценической речи, музыкально-театральной интерпретации музыки детской музыкальной сказки, оперы, мюзикла.
Формирование искомых личностных качеств, умений и навыков музыкально-постановочной деятельности мыслится на основе развития эстетического сознания и механизмов творческой деятельности, освоения ими художественной культуры и нравственного опыта предшествующих поколений России и всего мира и музыкально-театрального опыта человечества.
Необходимым условием реализации данной примерной программы является практическая работа на базе студенческого музыкального театра, педагогического колледжа, где проводятся учебные занятия, происходит постановка и выпуск детских музыкальных спектаклей.

















СТРУКТУРА ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ "ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР ЛЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА В ШКОЛЕ"

Структура учебной программы "Педагог-организатор детского музыкального театра в школе" представляет собой несколько взаимосвязанных спецкурсов: "Детский музыкального театр в школе" (77 часов), "Основы актерского мастерства" (97 часов), "Основы музыкально-сценической деятельности" (57 часов), "Сценическая речь" (77 часов), "Постановка детского музыкального спектакля в школе" (56 часов), "Основы музыкальной режиссуры" (48 часов), "Практика постановки детского музыкального спектакля" (95 часов).

СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕННОЙ ПРОГРАММЫ СПЕЦКУРСА: "Детский музыкальный театр в школе"

Учитель-музыкант, решивший ставить детскую музыкальную сказку или оперу, прежде всего сталкивается с проблемой выразительности исполнения данного произведения. Поиск выразительности исполнения требует высокой степени развития интеллектуально-эмоциональных качеств личности педагога, музыкально-театрального мышления-воображения, образных обобщений, соединяющих в себе родственные явления музыки и театра. Развитие этих качеств создает основу для формирования умений интерпретации музыки в соответствии со сценическим действием, характером театральных персонажей, их движения, пластики, мимики, психологического состояния. Необходимым условием формирования умений музыкально-театральной интерпретации является развитие внутреннего видения-слышания, определяемого работой творческого воображения, фантазии, интуиции, подсознания.
Студенты, изучившие данный спецкурс должны:
- знать историю развития музыкального театра Западной Европы Х1Х-ХХ века и России, принципы соотношения музыки и действия в музыкальном театре, историю развития профессионального и любительского детского музыкального театра в России, репертуар детских опер, музыкальных сказок, мюзиклов, рок-опер, водевилей, лирических оперетт, комических опер, принципы соотношения музыки и слова, музыки и действия в опере.
- уметь: театрально интерпретировать музыку в соответствии со сценическим действием, самостоятельно составлять музыкально-исполнительский замысел и воплощать его в процессе репетиционной работы с детьми, учитывая особенности формы произведения, стиля, расстановки смысловых кульминаций, действенного смысла музыки.



Спецкурс "Детский музыкальный театр" рассчитан на 77 часов из которых 50 часов отведено лекционным занятия и 27 часов на выполнение специальных творческих заданий.
Лекции включают 10 тем

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign