LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


5. Хороводы
Веснянка. На горе-то лен
Передавать движением характер музыки
"Веснянка" (укр. н. п. ) обр. С Полонского
6. Пляски.
Гопак.
Различать и передавать в движении ярко
выраженные в музыке ритмические акценты.
Вообразить молодых лихих хлопцев в
красных шароварах с усами. Работать над
притопами, веселым характером движений.
Парная пляска.
Двигаться парами по кругу, соблюдая интервалы
координация, ритмичность, четкость движе-
ния. Выразительное кружение (вправо, влево),
держась за одну руку.
Полька.
Использовать знакомые плясовые движения.
Пляска петрушек.
Самостоятельно переходить от одних
движений к другим, отмечая сильную долю.
Совершенствовать навык свободной
ориентировки в пространстве. Передавать
в движении характерные особенности
образа петрушек.
Русская хороводная пляска.
Знакомить с общим характером русской
пляски, с ее простейшими композициями,
доступными данному возрасту детей, учить
плавному хороводному шагу, осанке,
характерной для русского хоровода.
Пляска мальчиков "Чеботуха".
Слышать музыкальные фразы, отличая
конец каждой притопами. Способствовать
развитию танцевальной импровизации.
"Гопак" ( укр. н. м.) обр. Н. Метлова







Чешская народная мелодия.




Полька муз. И Штрауса.

Хоровая народная песня .
" Клоуны " Д. Кабалевского





"Выйду ль я на реченьку" ( р. н. п. )
обр. Т. Ломовой




р. н. п. " Чеботуха " обр. В. Золотарева
7.Задания для развития танцевально-игрового
творчества.
Котик и козлик
Развивать образность и выразительность
движений, способствовать накоплению
музыкальных впечатлений. Воспитывать
самостоятельность в передаче игровых
и танцевальных образов.

Задорные чижи.
Предложить послушать музыку и самостоя-
тельно определить характер движений,
соответствующих музыке.
Танец лягушек.
Самостоятельно составить движения
к танцу.

"Котик и козлик" слова В. Жуковского
муз. Е. Теличеевой








"Задорные чижи" сл. М. Наринского,
муз. Я. Дубравина


"Веселые лягушата" муз. В. Виилина



Данная программа носит примерный характер. Предложенные задания могут варьироваться.
Танцевально-пластический курс учебно-постановочной программы "Детский музыкальный театр в школе " (4-9 классы)
Временная природа музыки означает, что проблема движения имеет для этого искусства огромное значение. Синтетическая природа искусства балета и хореографии, основанная на взаимодействии видимого-слышимого, уходит корнями в синкретические искусства древности. Общие истоки музыки и танца ("пластического искусства движения" по И. Ф. Стравинскому) определит их неразрывную связь.
Индийская философия рассматривает музыку "как сочетание трех искусств: пения, игры на музыкальных инструментах и танца". В индийской музыке ритмическим, мелодическим, ладовым приемам соответствуют танцевальные движения. Иными словами, пластическое высказывание - это как бы видимая музыка, временная единица которой не интонация, а жест.
Из множества движений ЕВРОПЕЙСКИЙ классический танец впитал положения и движения, заимствованные из народных плясок, хороводов, бытовых танцев, отобрав и переработав наиболее выразительные, обладающие определенностью, законченностью, платонически раскрывающие духовный мир человека. Первые попытки осмысления театрального танца были предприняты итальянскими и испанскими учителями танца в 15-16 веках.
Дальнейшее развитие системы классического танца получила во Франции. Разделение на элементы, отбор и систематизация движений, объединенными общими для каждой группы признаками, например, группа приседаний (plie), прыжков (элевация ), вращений (pizouette, tour, fouette), положение корпуса (attitude, arabeague) и др.
В системе классического танца разработаны позиции ног, рук, корпуса, головы. Движения классического танца строятся на основе выворотности.
Освоенность техники классического танца участниками детского музыкального театра служит средством создания художественного образа музыкального спектакля.
Практическому освоению танцев предшествует теоретическое изучение тем развития классического танца в Европе и России в 18-19 веках (М. И. Петипа, М. М. Фокин, А. А. Горский, В. Нижинский ).
Практической части освоения классического танца способствует не только тренаж, но изучение исполнение танцев таких как : гавот, полонез, куранта, гальярда, вольта, менуэт, контрданс, вальс, полька, мазурка, краковяк.
Классический танец связан с профессиональной музыкой, дающей ему образно-содержательную и временную основу. Эволюция классического танца была обусловлена развитием и борьбой различных для каждой эпохи эстетических направлений. Большое значение в развитии культуры классического танца имела русская школа, которая получила значительное развитие в конце 19 века. Деятели русской хореографии создали школу классического танца, отличающуюся национальным характером, чистотой и благородством пластического языка, умением наполнять танец драматическим содержанием. Музыкально-хореографическая реформа П. И. Чайковского М. И. Петипа открыла широчайшие возможности для развития балетного искусства.
Освоение национального классического наследия хореографический произведений, созданных в прошлом, составляет основу личностной культуры школьника в сфере хореографического искусства.
Танцевально-пластический курс
4-9 классы
Темы курса
Учебно-иллюстративный
материал
Кол-во
часов
1. Взаимосвязь музыки и движения
в синкретическом искусстве
древности.

2.Возникновение жанра классичес-
кого танца в Европе в 17-18 вв.
Трактаты о танце Ф.Карузо,
Г.Негри. Труды французской
Академии танца
3. Классический танец народов
Востока.

4. Российское классическое
наследие балета и хореографии.
П. И. Чайковский "Лебединое
Озеро " И. Ф. Стравинский
"Весна Священная"
5. Близость понятий балета
И хореографии.
Балет-энциклопедия.
6. Освоение группы движений
классического танца.
а) приседания (plie);
б) прыжки (элевация);
в) вращения (piroutte, tour, fouette)
Хрестоматия классического танца
Сост. И. Климкович. М.: Музыка,
1986, вып.-1
7. Освоение позиций рук, ног,
корпуса, головы.
а) закрытая позиция (ferте)
б) открытая позиция (ouvert)
в) скрещенная позиция (croise)
г) нескрешенная позиция (efface)
д) движения внутрь (en dehors)
е) движения наружу (en dedans)

10. Гавот
Моцарт В.А. Гавот №5, из 6 лендле-
ров №№ 3,6
11. Полонез
Ф. Шопен, Полонез № 7,11,16
12. Менуэт
И. Кригер Менуэт ля-минор
Гендель Г., Менуэт
13. Контрданс
В. А. Моцарт Контрданс №3
14. Вальс
Ф. Шопен Вальс №7
15.Полька
П. И. Чайковский, Полька
("Детский альбом")
16.Мазурка
К. М. Вебер, Мазурка
17. Вальс
П. И. Чайковский, Вальс из оперы
"Евгений Онегин"
18. Павана
М. Равель, Павана
19. Куранта (Придворный танец)
И. С Бах, Куранта
20. Гопак
М. П. Мусоргский, гопак из оперы
"Сорочинская ярмарка"
21. Русский танец
И. Ф. Стравинский, "Русский танец"
их балета "Петрушка"
22. Немецкий танец
В. А. Моцарт, из Зальцбургской
музыкальной тетради:
4 немецких танцах
23.Испанский танец
А. Глазунов, Испанский танец
из балета " Раймонда "
24. Бальный танец
а) фокстрот;
б) чарльстон;
в) рокн-ролл

Хрестоматия современного
бального танца

Итого:

Раздел вокально-хорового воспитания учебно-постановочной
программы " Детский музыкальной театр в школе "
для школьников 4-9 классов

Коллектив детского музыкального театра - это прежде всего организованный хор певцов, владеющий необходимыми вокально-техническими и художественно-выразительными средствами и достаточно глубоко передающий содержание исполняемого произведения.
В детском музыкальном театре органически сочетается индивидуальная вокальная работа с общехоровым и ансамблевым пением.
Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в вокальном и хоровом искусстве соединяются воедино музыка и слово. Музыка, окрыленная поэзией, активно воздействует на психику ребенка, на его художественное развитие, воображение и чуткость.
Но хоровой коллектив певцов в детском музыкальном театре имеет свои особенности в отличие от концертного детского хора ДМШ, или другого художественно-образовательного учреждения.
У оперного хора, как и у солистов, есть маленькие и большие роли. С одной стороны, участие хора в детском музыкальном спектакле может ограничиться отдельными выходами на сцену для создания народного колорита или фона (второго плана) для солистов, с другой стороны хор может стать действующей коллективной личностью, и в этом случае активно влиять на процесс музыкально-сценической драматургии.
Это важное обстоятельство накладывает особый отпечаток на вокально-хоровое воспитание участников детского музыкального театра - проникновение сценических законов театра в певческий процесс - и, прежде всего, системы К. С. Станиславского.
Формирование навыков должно сочетаться со школой переживания, сценической выразительностью пения, предполагающей наличие развитого воображения, фантазии образного мышления - т. е. актерских качеств. К. С. Станиславский был убежден, что правильная "драматическая" задача помогает и лучшему звучанию голоса. Пение - это всегда особое "перевоплощение" певца.
Все вышеперечисленное означает, что освоение вокальной музыки готовящегося музыкального спектакля, а также работа над индивидуальным вокальным репертуаром - это, прежде всего, создание вокально-сценического образа, где выразительность вокальной интонации рождается из понимания и представления действенного смысла музыки. Это, в свою очередь, требует особой теоретической и практической подготовки участников детского музыкального театра.
Темы раздела " Вокально-хоровое воспитание " программы
"Детский музыкальный театр в школе "
для школьников 4-9 классов

ТЕМЫ РАЗДЕЛА
Кол-во
часов
1
Детский голос и его развитие:
- детский голосовой аппарат;
- резонаторы (головной, грудной, фальцетное звучание);
- мутация по возрастным периодам голоса у девочек и мальчиков;
2
Певческие навыки:
а) певческое дыхание-
- смешанное дыхание;
- дыхательная гимнастика;
- вокальные упражнения, развивающие длительность выдоха;
- быстрый вдох, медленный вдох;
- ощущение легкого зевка при вдохе;
- навык глубокого нижнереберного диафрагматического дыхания;
- певческая постановка - положение корпуса, головы, рта;
- устойчивое положение гортани;
- бесшумный, глубокий вдох;
- спокойное, естественное дыхание способствует возникновению
"опорного звука";

б) певческое звукообразование
- смыкание и размыкание голосовых связок;
- ровность звучания певческого голоса;
- грудной регистр звучания;
- мискт ( соединение грудного и головного резонаторов);
- примерное звучание голоса;
- " концентрический метод " М. И. Глинки, А. Е. Варламова, К. Эверарди,
Ф. Ламбетри;
- атака звука : твердая, мягкая, предыхательная;
- кантилена : умение петь легато, связывая звуки;
- регистр - ряд однородно звучащий звуков, берущихся единым
физиологическим механизмом;

в) певческая дикция
- ясность, разборчивость, правильность произношения текста в пении;
- артикуляционный аппарат : губы, язык, челюсти, гортань, голосовые
связки, зубы;
- слоги с зубными язычковыми согласными д, з, т, р, л, н, а также
губные - б, п, в, м;
- гласные звуки: и, э, а, о, у, ы;
- йотированные гласные е=й+э, я=й+а, ё=й+о, ю=й+у;
- звонкие согласные: б, в, г, д, з, л, м, н, р:
- глухие с, ф, х, ч, ш, щ;
- сопарные согласные л, м, н, р;
- округление гласных: а - приближается к о
и - приближается к ю
е - приближается к э;
- повышенная активность артикуляционного аппарата;
- произношение согласных ( кратко, четко) .
3
Приемы пения ( штрихи)
- legato;
- staccato;
- martelato;
- markato.
4
Виды пения
- кантилена - поэзия, вокал;
- речитатив (secco), речитатив ( мелодический), сближение пения с
речевыми интонациями.
5
Опера
Элементы оперы:
- речитатив как тип вокальной речи и как формы;
- декламация;
- сказовый речитатив;
- типы оперного речитатива;
- ария, ее темы и разновидности;
- ария эмоционального состояния;
- ария - портрет героя;
- ария-монолог;
- ариозо, ариетта, каватина;
- ансамбль, ансамбли-диалоги, ансамбли-согласия, ансамбли-финалы.
6
Жанры и формы вокальной музыки в опере.
- хоровое многоголосия, подголоски;
- песенный жанр ( "уж как по мосту");
- хоровые песни;
- шуточные песни;
- гимны ( в операх М. И. Глинки);
- хор и солисты ( в операх П. И. Чайковского);
- хоровой речитатив (в операх М. П. Мусоргского);
- оратория в опере "Фиделио" Л. В. Бетховена;
- контно-ораториальные традиции в операх Н. А. Римского-Корскакова.
7
Оркестровые эпизоды в опере
- увертюра;
- симфонический антракт.
8
Черты оперы
- музыкальная драматургия и композиция;
- сквозное действие. Интонационно-тематическое объединение
актов и картин;
- лейтмотив, лейтмотивная система оперы.
9
Разновидности оперных форм
- номерная опера;
- опера свободного действия;
- камерная опера, моноопера;
- мюзикл;
- рок-опера;
- зонг-опера

P.S. Певческие навыки предполагают коллективную и индивидуальную
вокальную работу по постановке голоса и пение вокальных упражнений.

Итого:


Примерный вокально-хоровой репертуар
(народные песни без сопровождения).

Для младшей группы

1. "Со вьюном я хожу" (обр. А. Гречанинова);
2. "Вставала ранешенько" (обр. А. Гречанинова);
3. "В темном лесе";
4. "Сеяли девушки яровой хмель" (обр. А. Лядова);
5. "Ай, дедушка, дедушка" (обр. Гедике);
6. "Уж ты, поле" (обр. М. Балакирева);
7. "Ты не стой колодец" (обр. А. Лядова).

Произведения с сопровождением
1. А. Гречанинов "Колыбельная"; "Призыв весны" (два детских хора соч.90);
2. М.Глинка Персидский хор из оперы " Руслан и Людмила";
3. А. Аренский "Колыбельная";
4. П. И. Чайковский " Ну-ка, светик, Машенька" Хор из оперы "Пиковая дама", "На море утушка купалася" хор из оперы "Опричник";
5. В. Моцарт "Тоска по весне";
6. К. Вебер "Хор охотников" из оперы "Вольний стрелок";
7. Н. Римский-Корсаков Вторая песня Леля из оперы "Снегурочка";
8. В. Белый " Маленький летчик".

Для старшей группы

1. М. Глинка " Разгулялися, разливалися", хор из оперы "Иван Сусанин", Попутная песня.
2. А. Даргомыжский " Сватушка", хор их оперы "Русалочка";
3. С. Танеев "Вечерняя песня";
4. А. Лядов "Ты не стой, колодец", "Ты, река ли";
5. С. Рахманинов "Сосна", " Что ты солнышко", "Задремали волны", "Неволя";
6. Ц. Кию "Весеннее утро";
7. Р. Глиэр "Здравствуй гостья зима";
8. А. Новиков "Колыбельная";
9. Ф. Шуберт "Смелый пловец";
10. Ф. Мендельсон "Полевые цветы";

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign