LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

* разработка мер и предложений, направленных на развитие учреждений СПО, улучшение социального положения студентов, преподавателей и других работников ссузов;
* координация деятельности ссузов в развитии и укреплении материальной базы, объектов питания, спорта, здравоохранения, культуры;
* развитие воспитательного потенциала учреждений СПО региона, формирование системы психологической поддержки студентов ссузов;
* содействие укреплению и развитию прямых международных связей ссузов;
* проведение экспертизы проектов нормативно-правовых актов, касающихся СПО, по поручению Минобразования России и Союза директоров средних специальных учебных заведений России;
* координация деятельности ссузов в распространении знаний среди населения;
* взаимодействие с Российской академией наук, Институтом проблем развития среднего профессионального образования Минобразования России, НовГУ, Советом директоров ссузов Северо-Западного федерального округа, а также советами директоров учреждений СПО других регионов, профессиональными союзами, фондами, ассоциациями и другими организациями в части обеспечения эффективного функционирования и развития системы СПО Новгородской области;
* реализация и защита гражданских, социальных, экономических, профессиональных прав и свобод членов регионального отделения Союза директоров средних специальных учебных заведений России и других работников СПО;
* присвоение звания "Почетный работник системы среднего профессионального образования Новгородской области";
* возбуждение ходатайств о представлении в установленном порядке к награждению членов Совета директоров государственными или отраслевыми наградами перед коллегиальными органами учреждений по месту основной работы кандидатов к награждению;
* содействие повышению социального статуса директоров и других категорий руководящих работников ссузов.
Решение вопросов организационного, консультативного, научно-методического, проектировочного и инновационного характера осуществляет методический кабинет Совета директоров.
Общественным органом Совета директоров является Региональный экспертный совет, действующий в целях обеспечения высокого уровня содержания СПО, форм и методов обучения и воспитания на основе высокого качества учебных пособий, соответствия их требованиям государственного образовательного стандарта СПО, передовым тенденциям педагогической практики. Для достижения целей Региональный экспертный совет проводит экспертизу учебных пособий, используемых в сфере СПО, и готовит экспертные заключения, являющиеся для Совета директоров основанием для решения вопросов о присвоении грифа Совета директоров.
В составе Совета директоров созданы комиссии. Основными направлениями деятельности комиссий являются: разработка положений, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие системы СПО в регионе; подготовка и предварительное рассмотрение вопросов повестки дня Совета директоров.
В целях повышения качества подготовки специалистов среднего звена, обобщения и распространения положительного опыта по организации учебного процесса, научной работы, распространения современных педагогических технологий, а также совершенствования системы непрерывного многоуровневого профессионального образования в Новгородской области в составе Совета директоров созданы научно-методические советы преподавателей (руководителей), а также научно-методические советы по конкретным проблемам функционирования и развития системы СПО в регионе.
Совет директоров совместно с Комитетом образования Новгородской области ежегодно начиная с 2001 года определяет рейтинг ссузов. Определение рейтинга учреждений СПО проводится с целью выявления и популяризации ссузов, вносящих наибольший вклад в развитие системы СПО региона, что способствует формированию стратегии непрерывного совершенствования методов стимулирования работников, морального климата и взаимоотношений в ссузах.
В рамках программы Минобразования России "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования" разработана методика определения рейтинга учреждений СПО, функционирующих на территории субъекта Российской Федерации, которая включает в себя:
* теоретические основы рейтинговой оценки деятельности ссузов, где впервые использован универсальный нормализующий делитель в виде суммы кодов строк характеристических параметров критериев оценки деятельности ссузов;
* номенклатуру показателей и критериев рейтинговой оценки ссузов, согласованную с требованиями Минобразования России при комплексной оценке деятельности учреждений СПО;
* совокупность исходных данных, отражающих различные аспекты деятельности ссузов;
* программное обеспечение рейтинговой оценки, позволяющее определить абсолютный рейтинг ссуза, рейтинги показателей деятельности ссуза за соответствующий учебный год, установить программным путем соответствие ссуза аккредитационному статусу по виду (техникум/училище/колледж), а также осуществить отображение результатов определения основных критериев, используемых при комплексной оценке деятельности ссуза, в виде лепестковой диаграммы.
Полученные результаты создают предпосылки для формирования эффективно действующей внутриссузовской системы управления и контроля качества подготовки специалистов среднего звена, позволяют ссузу самостоятельно определить степень своей готовности к комплексной оценке деятельности, основанной на проведении процедур повторного (очередного) лицензирования, аттестации и государственной аккредитации, а также определить свое место в системе СПО Новгородской области. Рейтинг ссузов Новгородской области ежегодно публикуется в областной газете "Новгородские ведомости".
Советом директоров проводится работа по приведению объемов и профильной структуры подготовки специалистов среднего звена в соответствие с потребностями населения и регионального рынка труда. Учреждения СПО постоянно следят за изменениями конъюнктуры спроса на специалистов среднего звена, выявляют потребности работодателей в профессиональных кадрах, анализируют уровень подготовки выпускников и соответствие качества их подготовки запросам работодателей. Анализ рынка труда и обоснование необходимости подготовки специалистов в учреждениях СПО Новгородской области осуществляется на основании методики, разработанной Советом директоров совместно с Управлением СПО НовГУ в рамках пилотного проекта Европейского Фонда Образования "Реформы профессионального образования и обучения в Северо-Западном регионе России". Разработанная методика позволяет руководителю учреждения СПО разработать научно обоснованные предложения по контрольным цифрам приема в ссуз за счет средств федерального бюджета, а также принять решение об открытии новых специальностей СПО с учетом ежегодно формируемого муниципального заказа на подготовку специалистов среднего звена или о закрытии специальностей, которые не востребованы современным рынком труда.
Особенностью системы СПО Новгородской области является наличие структурных подразделений СПО (колледжей) в составе НовГУ. В 1993 году приказом Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации в вузе был создан Многопрофильный колледж (далее - МПК НовГУ) и в течение последующих четырех лет в структуру НовГУ вошли четыре самостоятельных ссуза. НовГУ является ярким примером как вертикальной, так и горизонтальной интеграции, когда Политехнический, Медицинский, Педагогический и Колледж экономики и права вошли в структуру МПК НовГУ, что было продиктовано логикой интеграционных процессов и необходимостью оптимизации сети учреждений СПО в составе университета. В НовГУ сформирована целостная система СПО, представляющая собой совокупность взаимосвязанных: преемственных образовательных программ различных уровней; колледжей в составе университета; органа управления системой, функции которого выполняет Управление СПО НовГУ; действенного сектора общественного управления, органично включенного в общую структуру управления системой СПО, представленного советом директоров колледжей НовГУ, методическим советом, попечительскими советами. Начиная с 2003 года прием в колледжи НовГУ на базе среднего (полного) общего образования осуществляется исключительно в форме и по материалам единого государственного экзамена.
В НовГУ действует система непрерывного многоуровневого профессионального образования, в рамках которой выпускники колледжей университета могут освоить образовательные программы высшего профессионального образования (далее - ВПО) по профильным специальностям (направлениям подготовки) ВПО в сокращенные сроки. Зачисление выпускников колледжей НовГУ для продолжения обучения по сокращенным основным образовательным программам ВПО осуществляется в рамках выделенных контрольных цифр приема, как правило, не превышающих 30 процентов от выпуска по профильной специальности СПО в колледже НовГУ.
Эффективное функционирование и развитие системы непрерывного многоуровневого профессионального образования НовГУ осуществляется посредством взаимодействия колледжей с кафедрами университета путем разработки сопряженных учебных планов и преемственных рабочих программ, привлечения преподавателей вуза для ведения образовательной деятельности в колледжах, стажировок преподавателей колледжей на профильных кафедрах университета, проведения совместных научно-исследовательских работ, участия преподавателей кафедр в проведении аттестационной экспертизы деятельности преподавателей колледжей.
В рамках договоров о сотрудничестве между НовГУ и ведущими учреждениями начального профессионального образования (далее - НПО) выпускники учреждений НПО могут освоить в колледжах НовГУ образовательные программы СПО в сокращенные сроки. Зачисление выпускников учреждений НПО в колледжи НовГУ осуществляется в рамках контрольных цифр приема по родственным специальностям СПО в специально формируемые группы с обучением по индивидуальным учебным планам, которые учитывают знания и умения, полученные выпускниками учреждений НПО в процессе предшествующего обучения в системе профессионального образования.
Центр дополнительного профессионального образования МПК НовГУ предоставляет возможность учащимся старших классов общеобразовательных учреждений Великого Новгорода получить профессиональную подготовку по профессиям рабочих на базе учебных и учебно-производственных мастерских Политехнического колледжа МПК НовГУ, а также осуществляет подготовку и переподготовку рабочих по направлениям службы занятости населения.
Формирование системы СПО в НовГУ позволило:
* обеспечить подготовку востребованных рынком труда высококвалифицированных специалистов среднего звена на основе рационального использования кадрового потенциала, методической и материально-технической базы колледжей и кафедр университета, эффективно использовать современные педагогические технологии, гибко реагировать на изменение кадровых потребностей путем оперативной подготовки и переподготовки специалистов;
* повысить качество преподавания в колледжах посредством привлечения преподавателей кафедр университета для ведения образовательной деятельности по программам повышенного уровня СПО;
* расширить спектр специальностей и специализаций в соответствии с запросами рынка труда без привлечения крупных финансовых и материальных ресурсов, исключив при этом дублирование специальностей в колледжах университета;
* обеспечить подготовку и аттестацию педагогических и руководящих работников колледжей, активно влиять на уровень учебно-методического процесса в колледжах университета;
* осуществить концентрацию материальных и финансовых ресурсов колледжей НовГУ, что дает возможность на основании решения Совета директоров колледжей университета финансировать крупные совместные проекты, обеспечивающие развитые системы СПО университета.
Управлением СПО НовГУ разработано необходимое нормативно-правовое обеспечение деятельности учреждений СПО в системе "ссуз-вуз" в рамках программы "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования", что создает необходимые предпосылки для успешного решения вопросов формирования университетских комплексов, в том числе как единые юридические лица.
Вопросы организации образовательного процесса в ссузах, использования современных педагогических технологий, повышения качества подготовки специалистов среднего звена, организации воспитательной работы в ссузах, научно-исследовательской работы, студенческого самоуправления и другие проблемы функционирования и развития системы СПО Новгородской области становятся предметом ежегодного обсуждения на региональных научно-практических конференциях преподавателей и студентов, которые проводятся Советом директоров начиная с 1998 года.
Совет директоров совместно с Факультетом повышения квалификации и переподготовки кадров НовГУ проводит курсы повышения квалификации педагогических и руководящих работников учреждений СПО Новгородской области, на которых обсуждаются актуальные проблемы модернизации СПО, изучаются основы педагогической психологии, проектирования педагогических технологий, управления качеством образования.
Совет директоров ежегодно проводит выставку технического творчества студентов ссузов, олимпиады по инженерной графике, иностранному языку, конкурс работ по русскому языку, а также различные конкурсы профессионального мастерства. Студенты ссузов области ежегодно соревнуются в рамках Спартакиады ссузов, проводимой Советом директоров по пяти видам спорта: баскетбол, волейбол, лыжные гонки, лекгоатлетический кросс, настольный теннис.
В системе СПО Новгородской области большое внимание уделяется развитию воспитательного потенциала ссузов в гражданском воспитании, профессиональном самоопределении и творческой самоактуализации личности. Начиная с 1998 года в Новгородской области проводится Фестиваль художественного творчества студентов ссузов по номинациям: "Вокал", "Танец", "Инструментальное исполнение" и "Оригинальный жанр". Студентки ссузов, являющиеся участниками коллективов народного, классического, эстрадного и эстрадно-спортивного танца независимо от ведомственной принадлежности, ежегодно участвуют в региональном конкурсе "Танцующая королева", который проходит в Великом Новгороде в городском Дворце культуры. Традиционно проводится региональная выставка произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства студентов и преподавателей ссузов, которая сначала проводится в Новгородском центре творческой интеллигенции имени первого президента НовГУ В.В. Сороки, а затем лучшие произведения демонстрируются в Детском музейном центре Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. МПК НовГУ в 2002 году стал лауреатом Всероссийского конкурса "Воспитательная деятельность средних специальных учебных заведений по формированию здоровьесберегающего образовательного пространства".
Совет директоров обладает правом присвоения звания "Почетный работник системы среднего профессионального образования Новгородской области", которое присваивается высококвалифицированным, высокопрофессиональным педагогическим и руководящим работникам ссузов, имеющим стаж работы в региональной системе СПО не менее 15 лет и педагогический стаж свыше 25 лет, высшую квалификационную категорию по оплате туда и награжденных, как правило, государственными и (или) отраслевыми наградами.
Наличие эффективно функционирующей и динамично развивающейся региональной системы СПО интегрированной с общим образованием, а также с другими уровнями профессионального образования создает необходимые предпосылки для формирования единого образовательного пространства на территории Новгородской области.


ГАВРИКОВ А.Л.


РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС
КАК МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современное состояние образования в Российской Федерации характеризуется процессами модернизации, в ходе которых вносятся изменения в структуру и функции системы образования, в содержание и технологии обучения. Противоречия и проблемы как внутри системы образования, так и вне ее порождают интерес к исследованию процессов функционирования и развития как отдельных учреждений образования, их сетей, так и целых систем непрерывного образования.
Система высшего образования перестала отвечать потребностям развития общества, в частности, в сфере гуманитарной подготовки специалистов. Россия превращается в общество гуманитарной малограмотности. Разрыв системных связей гуманитарной, естественнонаучной, технико-технологической составляющих высшего образования ведет к выхолащиванию духовных ценностей, политическому, правовому и нравственному нигилизму, исторической амнезии, обеднению гуманитарного потенциала науки и производства, падению творческих возможностей и снижению культуры личности. Уровень гуманитарных знаний выпускников высшей школы далек от требований, диктуемых современным развитием общества. Очевидны плохое владение литературным нормативным языком, неумение грамотно и логично выражать свои мысли, слабое знание мировой и отечественной истории, истории культуры и ее ценностей, экономическая, политическая и юридическая безграмотность, примитивное знание иностранных языков. Отсутствие должного уровня образования означает утрату гуманитарных ценностей, погружение в тотальную бездуховность.
Можно привести также характеристики современного состояния системы технического высшего образования страны. Экспертами в России и в других странах мирового сообщества в конце 90-х годов были оценены слабые стороны в подготовке инженеров. Предметом наибольшего и общего беспокойства являются знание иностранных языков и экономическая и управленческая составляющие в подготовке. Меньше всего эксперты обеспокоены уровнем специальной профессиональной подготовки. Вместе с тем иностранные эксперты считают недостаточными гуманитарную, экологическую и общепрофессиональную сотавляющие в подготовке своих инженеров, а российские эксперты, соответственно у наших инженеров, особенно выделяют как недостаточные, правовую, компьютерную, практическую и естественнонаучную составляющие.
Представляет интерес мнение самих студентов о состоянии вузовской подготовки. За десять лет произошла значительная динамика в оценках студентов (потребителей образовательных услуг) в худшую сторону. Особую неудовлетворенность студентов вызывают педагогический и научный потенциалы, а также слабое соответствие процесса обучения запросам реального производства. Многие другие показатели также указывают на развитие негативных процессов в высшей школе России.
Есть множество причин, приведших к такому состоянию, но и есть факторы особой общественной значимости. К таковым можно причислить относительный уровень оплаты труда преподавателей вузов. Прослеживается динамика резкого снижения этого уровня за последние сорок лет. Снижение относительного уровня оплаты всех категорий ППС (например, оплата профессора составляла 409 процентов по отношению к средней зарплате по промышленности, а теперь 98) не могло не сказаться и на качестве подготовки специалистов. Особую тревогу составляет категория ассистентов - молодого пополнения преподавательского корпуса (произошло снижение отношения их зарплаты к средней по промышленности от 123 до 28 процентов).
Наконец, важно представить мнение экспертов о возможных первоочередных мерах, обеспечивающих повышение качества подготовки специалистов в порядке убывания значимости. Это такие меры, как: обеспечить стабильное, минимально достаточное финансирование, повысить зарплату преподавателям, модернизировать материально-техническую базу, сформировать современную информационную среду, обеспечить закрепление молодых преподавателей, создать условия для экономического роста в реальных секторах производства, развивать в вузах научно-исследовательскую работу, обновить учебники и учебные пособия, повысить квалификацию преподавателей, пересмотреть образовательные стандарты и программы, повысить требования к преподавателям, повысить уровень требований к студентам, изменить структуру подготовки кадров, ужесточить конкурсный селективный отбор абитуриентов и студентов. Как видим, первые четыре по значимости меры требуют существенного увеличения финансирования высшей школы, а реализация полного комплекса мер (и не только приведенных) требует также и институциональных изменений в системе профессионального образования.
Одной из ведущих современных тенденций изменений в высшем образовании в России стало возникновение и распространение региональных университетов и региональных университетских комплексов, границы ответственности и функционирования которых связаны с отдельными регионами в составе Российской Федерации. Российские университеты - важнейшая часть национальной системы образования, выполняющая целый комплекс функций в структурах основных сфер общественной жизни. Университетский комплекс обладает уникальным социальным и культурным потенциалом, необходимым не только для воспроизводства общественного интеллекта и профессионально-квалификационного состава населения, но - что особенно актуально в контексте переживаемого Россией кризиса - для формирования социального типа личности, адекватного требованиям времени.
Подготовка интеллигента-профессионала независимо от его специальности, будущей социальной роли и сферы деятельности является основной задачей высшей школы и особенно университета классического типа. Университет - это не просто образовательное учреждение, а центр и субъект культуры регионального и общероссийского масштаба, поэтому он с необходимостью включает в сферу своей образовательной деятельности в качестве основных и исходных начал процессы гуманизации и гуманитаризации профессиональной подготовки. В широком смысле слова гуманизация есть обращенность к человеку, воспитание в нем собственно человеческих качеств. Применительно к университету гуманизация означает единство воспитания, образования и обучения на основе отношения к студенту как самостоятельному субъекту образовательного процесса, а не его пассивному объекту. Цель и особенность университетского образования - не просто в передаче студенту специальных знаний и навыков, а в раскрытии и развитии всех его способностей и личностных начал в овладении ими. Студент занят в университете не просто умственным, а прежде всего духовно-нравственным трудом, в том числе и трудом самовоспитания. Поэтому гуманизация - задача всего университетского коллектива, обязанность преподавателей всех дисциплин и специальностей.
Важной особенностью современного этапа развития общества является все более выходящая на первый план потребность в междисциплинарных подходах к решению проблем науки и образования. Осуществление междисциплинарных исследований становится важной функцией науки, а обучение на междисциплинарной основе вытекает из изменений состояния общественного сознания, появления новых требований к образовательным системам в условиях ускоряющихся экономических, экологических и социальных изменений и противоречий.
В настоящее время совершенно актуальными являются исследования, направленные на выработку современной модели системы непрерывного образования региона, которая должна адекватным образом соответствовать общесистемным требованиям мирового и федерального уровня и быть продуктивной основой для выработки прогнозов социального развития региона и повышать эффективность комплексных решений проблем развития всех звеньев системы образования в рамках региона. Использование региональной модели для выполнения реформ в конечном итоге должно способствовать становлению модели нового общества в России в целом, его гуманизации и демократизации.
Образование как часть социальной сферы является объектом государственного регулирования и стратегического планирования, а его развитие в значительной мере определяется политикой образования. Обычно целевые установки образовательной политики, мероприятия по их достижению фиксируются в соответствующих документах на федеральном, региональном уровнях, в целевых программах развития образования. В переходный период, когда нередко возникают трудноразрешимые проблемные ситуации на местном уровне, востребованность в такого рода документах, особенно стратегической направленности, возрастает, поэтому усиливается инициатива "снизу" в разработке стратегии образования.
Примером может служить современная система непрерывного образования Новгородской области, сложившаяся не стихийно, но благодаря длительной и целенаправленной прогностической, нормотворческой и преобразовательной деятельности. На протяжении десяти лет решена задача создания университета в Великом Новгороде (Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого) на основе интеграции отраслевых разноведомственных вузов, техникумов, профессиональных училищ в единый научно-образовательный комплекс (от идеи до юридического оформления, глубокой внутренней реструктуризации и закрепления действующей структуры и статуса, осуществления выпуска специалистов практически по всему спектру специальностей, получения государственной аккредитации по итогам уже двух государственных аттестаций).
Особенность момента состоит в том, что современным университетам все больше предстоит прибегать к методам стратегического планирования вследствие изменения их роли и нацеленности на расширение видов деятельности, на поиск источников финансирования, введения менеджмента в практику работы. Новая концепция управления выдвигает в качестве приоритетов сохранение, кооперацию, качество, партнерство, интеграцию. В центр этой концепции ставится человек как наивысшая ценность для содержащей его системы.
Стратегический план применительно к университету - это не детальное описание внешнего и внутреннего состояния дел, но качественное пожелание, основанное на видении долгосрочной перспективы, в каком состоянии должен находиться весь университетский комплекс, какую позицию занимать по всем видам деятельности в отношениях со средой (в том числе на рынке образовательных услуг, научной продукции, во взаимоотношениях с бизнесом, властью и обществом) - это курс предпринимаемых действий, планируемых для того, чтобы устойчиво развиваться с учетом как внешних возможностей и угроз, так и внутренних сильных и слабых сторон. Цель стратегического плана - сбалансировать позитивные и негативные силы, действующие как со стороны внешней среды, так и изнутри на пути осуществляемых изменений.
Изменения могут иметь следующие типы: перестройка структуры; изменение миссии и культуры; радикальное преобразование (если та же отрасль, то происходит слияние с другими структурами); умеренное преобразование; обычные изменения; изменения в маркетинге; неизменяемое функционирование, когда реализуется прежняя стратегия.
В общем случае на выбор организационной структуры влияют следующие факторы: размер и степень деятельности; географическое размещение; реализуемая стратегия; применяемая технология; динамизм внешней среды; отношение руководителей и сотрудников к форме организационной структуры. Прежде чем изменять структуру, надо установить, насколько существующая структура соответствует выбранной стратегии.
Известно, что стремление к повышению эффективности функционирования образовательных учреждений и сети на их основе часто приводит к необходимости проведения преобразований функциональной и структурной организации образовательных систем (функционально-структурных преобразований).
При проведении функционально-структурных преобразований необходима выработка нормативно-методологической базы преобразований, а также комплекта соответствующей документации обеспечения всех процессов планируемых преобразований для того, чтобы при их массовом осуществлении в условиях различных регионов и образовательных структур можно было ожидать сравнимых результатов, направленных на достижение единых для системы образования целей. Важное значение имеют сами принципы формирования системы документации, необходимой для их осуществления. Организация системы документации может быть представлена иерархично с учетом важности документов. На верхнем уровне должны быть представлены документы, ясно раскрывающие политику в области проведения функционально-структурных преобразований, с тем, чтобы все участники предстоящих преобразований однозначно понимали главную конечную цель, границы возможных изменений, используемые ресурсы, отношение к преобразованиям руководителей различных уровней управления. На следующем уровне должны быть представлены разработанные на основе политики в области проведения преобразований методологические инструкции по реализации их целей и методические руководства по решению конкретных задач. Это самый массовый и ответственный раздел документации, который должен быть выполнен наиболее ответственно и тщательно, к тому же документы (инструкции и руководства) должны быть достаточно функциональными, учитывающими как общепрофессиональную базовую подготовку (инвариантная часть) исполнителей, так и дополнительную (специфическая или вариативная часть). И, наконец, на нижнем уровне в организации документации должны быть представлены методики проверки достижения поставленных целей на основе учета, регистрации и анализа получаемых результатов преобразований.
К сожалению, в отечественной практике ведения деятельности в системе образования зачастую недооценивается роль этого уровня документации (как и целого этапа диагностики достижимости заявляемых целей), а между тем при разработке диагностических процедур, квалиметрического и критериального обеспечения правильность выдвигаемых целей преобразований часто подтверждается или опровергается. От многих весьма гипотетически привлекательных целей часто приходится отказываться именно в силу невозможности или чрезмерной громоздкости реализации проверочных механизмов. Таким образом, становится совершенно необходимым рассматривать все приведенные уровни документации как необходимые и построенные на единых нормативно-методологических основаниях. Как правило, весь комплекс документации должен составлять нормативную основу системы качества образовательного учреждения.
Принципы стратегического планирования, будучи примененными к университету как научно-образовательной системе, восприимчивой к воздействию факторов изменчивости социальной среды, к изменениям конъюнктуры рынка труда и рынка научной продукции, позволяют существенным образом улучшить не только качество обучения, но и качество функционирования и развития системы в целом, оптимизировать структуру и повысить динамичность деятельности на рынке научных и образовательных услуг.
При создании Новгородского университета вслед за интеграционными процессами на основе выбранной стратегии развития была произведена глубокая реструктуризация с получением новой структуры. При этом прежде были определены основные (общие) и конкретные функции подразделений (разработаны их положения), которые доминировали в вопросах выбора структурных решений.
Университетский комплекс (в частности, сложившийся на базе Новгородского университета) можно описать в таких измерениях, как: целостность; взаимодействие со средой; информационность; сложность; иерархичность. В каждом из них выделяется понятийное содержание, составляющее определение регионального университета как научно-образовательного комплекса.
Университетский комплекс как целостность обеспечивается единством цели создания, функционирования и развития для всех составляющих его подсистем, структурных звеньев и органов управления. Устойчивость функционирования комплекса обеспечит реализация ряда принципов, таких как: концептуальность, результативность, равноправность, взаимообусловленность, междисциплинарность, инфраструктурность.
Через концептуальность как принцип организации отчетливо прослеживается существенность определения университета как регионального комплекса в том, что касается миссии университета и его социальной ответственности. Только нацеленная на нужды регионального социума миссия способна породить доверие к университету со стороны населения, повернуть региональные власти к самому университету, к решению его насущных проблем. Декларируемая и подтверждаемая деятельностью ответственность университета за судьбу региона, за перспективу его социально-экономического развития за реализацию позитивных ожиданий профессионального, научного и образовательного роста различных социальных групп способна обеспечить университету успешное развитие как целостной компетентной единице социальной структуры региона.
В условиях России университет, находящийся на конкретной территории проживания населения, оказывается общим элементом сразу нескольких пересекающихся структур: научно-образовательных систем федерального и регионального уровней, регионального социума, включающего муниципальные подсистемы.
Характерной особенностью региональных научно-образовательных комплексов является то, что они в каждом из четырех срезов: образовательном, научном, социокультурном, хозяйственном - имеют существенные связи с соответствующими территориальными сферами и при этом не являются самодостаточными в пределах этих срезов.
Взаимодействуя со средой (формально и неформально), университет реализует определенные функции. Часть этих функций соответствует общему составу функций образования как общественного института (формирование профессионально-квалификационного состава населения, формирование потребительских стандартов населения; формирование образовательных общностей и их воспроизводство; привитие образовательным общностям приемлемых правовых и политических ценностей и норм, способов участия в политической жизни, содействие патриотизму). Вместе с тем университет является одной из социальных организаций, осуществляющих социализацию и выполняет следующие функции: трансляции и распространения культуры в обществе; социального и культурного изменения; социальной селекции; социальной опеки.
Реализация в рамках университетского комплекса образовательных и социальных функций приводит к значительному влиянию университета на всю систему непрерывного образования на территории в различных формах.
С тем, чтобы функциональные свойства системы реализовались в полной мере во всем множестве протекающих в системе процессов, в том числе взаимодействия с внешней средой, необходимо обеспечить информационное взаимодействие между элементами и подсистемами, которое предполагает способы кодирования передаваемых сообщений с соответствующими семантическими и семиотическими характеристиками. Виртуальная среда обучения как новая форма образовательной технологии открывает для обучаемых и их наставников широкий набор возможностей и задач. Результатом реализации информационной концепции университетского комплекса является создание мощной телекоммуникационной инфраструктуры, служащей основой для всей региональной сети образования, науки, культуры и здравоохранения.
Рассмотрение регионального университета в качестве социальной системы является особенно сложным, и указывает не только на социально-статусную структуру организации, но и на многообразие типов менталитета, образцов поведения, мотиваций, способностей, информационных обменов на уровне естественного языка. Это превращает систему в объект многомерного исследования.
Отличительной особенностью деятельности регионального университета является то, что в нем наряду с классическими университетскими видами профессионального образования - гуманитарным и естественнонаучным - поддерживается инженерное, сельскохозяйственное, медицинское и педагогическое образование. При этом в моделях управления университетом присутствует иерархичность. Для высшей школы традиционным является выделение кафедрального, факультетского и вузовского уровней управления. Однако в многопрофильном университете возникает потребность в выделении дополнительного уровня - уровня института как промежуточного между факультетским и университетским, что вызвано несколькими причинами. Во-первых, при множестве специальностей (образовательных программ) и неоднородном их составе целесообразна их группировка по направлениям и по отраслям для оптимизации организационных форм проведения учебного процесса и экономии ресурсов. Во-вторых, внешние взаимодействия в вопросах подготовки кадров осуществляются по отраслевому принципу. В-третьих, научные сообщества формируются по отраслям знаний, в рамках которых происходит общение ученых, выработка решений относительно направлений исследований и их финансирования. В-четвертых, подготовка кадров высшей квалификации посредством деятельности диссертационных советов также ведется по отраслевому принципу. В пятых, факультеты и их подразделения науки локализуются и обретают обособленное пространство и ресурсы.
Особое место в структуре регионального университетского комплекса занимает педагогическое образование. В настоящее время в связи с радикальными изменениями социокультурного контекста развития педагогического образования возникла необходимость глубокого осмысления новых подходов к подготовке и профессиональному становлению педагога, связанных с возрождением идеи интеграции педагогического образования в структуру классического университета. Предлагаемая в этой связи концепция, основанная на контекстно-биографическом подходе, системно реагирует на изменившиеся потребности российского сообщества, а также научно обосновывает стратегию развития педагогического образования как приоритетного направления деятельности университета. Можно выделить следующие принципы педагогического образования в условиях университета: глобализации педагогического знания и универсализации профессионального образования; диалектической изменчивости ценностных ориентиров и оснований педагогического образования; открытости; диалога педагогических культур; человекоцентризма и самореализации личности в педагогическом образовании; корпоративности управления образовательным процессом; интеграции образования, науки и культуры.
Система среднего профессионального образования университета имеет целью обеспечение проведения единой государственной политики в области подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена путём реализации непрерывного многоуровневого профессионального образования, позволяющего повысить качество профессионального образования на основе рационального использования кадрового потенциала, методической и материально-технической базы колледжей, институтов и факультетов университета, а также средств и материальных ресурсов, выделяемых на профессиональное образование. В колледжах университета выделяются несколько образовательных уровней, предусматривающих получение среднего (полного) общего образования и профессиональной подготовки, начального, среднего профессионального образования и реализацию неполных образовательных программ высшего профессионального образования. Принцип преемственности образования состоит в том, что образовательные программы каждого последующего уровня учитывают содержание обучения на предыдущем уровне.
Функционально-структурная организация университета отражает многоотраслевой характер экономики региона и в известной степени реагирует на групповые и индивидуальные потребности его населения.
Структура университета, реализуемые им функции, дуалистическое содержание (классическое, региональное) деятельности, многообразие образовательных программ и тематики научных исследований, требуют современного и обоснованного подхода к решению задач управления университетом (как научно-образовательным комплексом), организации его учебной и научной деятельности, совершенствования кадровой структуры, развития социальной сферы. Деятельность университета как комплекса организована в рамках системы управления со своей методологией, структурой и техникой. Структурные подразделения реализуют как общие, так и конкретные функции и действуют на обширной единой нормативно-правовой базе (устав, около 100 различных положений, множество инструкций и т.п.). Основой эффективной деятельности университета является система качества университета.
Таким образом, путем создания Новгородского регионального университетского комплекса состоялся несомненно крупный социальный проект на историческом Северо-Западе России. В Великом Новгороде была создана уникальная, постоянно действующая и развивающаяся система образования, которая на разных этапах исторического развития соответствовала запросам и потребностям общества, его социально-культурному уровню.
Образование самого Новгородского университета классического типа является исторически предопределенным и закономерным явлением. Университет при его создании и развитии аккумулировал традиции образования и просвещения, накопленные за одиннадцать веков существования Великого Новгорода, и обеспечил их развитие на качественно новом уровне.


ИВАНОВ Н.Д., КАПЛУНОВИЧ Т.А.
ПЕТРОВА Н.О., ЖУРАВЛЕВА Л.П.


РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОЦЕССОВ МОДЕРНИЗАЦИИ

Государственное образовательное учреждение "Новгородский региональный центр развития образования" (РЦРО) - учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации). Субъектами его деятельности являются свыше 15000 педагогических работников и руководителей всех типов образовательных учреждений, более 500 руководителей методических и творческих объединений педагогов, 26 руководителей областных экспериментальных площадок, 352 работника, имеющих квалификацию "педагог (руководитель)-исследователь".
РЦРО осуществляет комплексное обеспечение реализации региональной образовательной политики на основе совместных действий с комитетом образования и другими управленческими структурами администрации региона. Предметом совместных действий является разработка и обеспечение реализации региональной программы развития образования. Центр включается в построение концепции и стратегии развития образования, разработку региональной программы, формирование территориального актива участников реализации программы, в создание экспериментальных площадок по проектированию и обеспечению реализации программ. Действия РЦРО по обеспечению этих мер заключаются в научном анализе состояния образования в регионе, планировании работы по оказанию методической помощи педагогическим кадрам, в организации программирования развития образования в территориях, анализе и экспертизе хода реализации программ, разработке научных подходов и обосновании изменений в структуре методических служб под эти программы.
На уровне РЦРО реализуются следующие функции:
* научное проектирование нового содержания и инновационных педагогических технологий;
* научно-методическое обеспечение экспериментальной проверки образцов инновационной деятельности в практике образовательных учреждений;
* разработка критериев экспертизы инновационного опыта;
* обобщение инновационных моделей и их трансляция в педагогическую и управленческую практику;
* методологическое обеспечение деятельности руководителей методических служб и творческих объединений;
* создание учебно-экспериментальных площадок.
Особым направлением в деятельности РЦРО является мониторинг развития системы образования. Основной целью мониторинга является создание информационных условий для формирования целостного представления о состоянии системы, о качественных и количественных изменениях в ней.
В качестве основных задач, решаемых в ходе мониторинга, выступают:
* выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии системы образования, о качественных и количественных изменениях в ней (79 показателей, 3 группы критериев, 8 направлений);
* систематизация информации о состоянии развития системы образования;
* обеспечение регулярного наглядного представления информации о процессах, происходящих в системе образования;
* информационное обеспечение анализа и прогнозирование состояния и развития системы образования.
Объектами мониторинга выступают региональная система образования, муниципальные системы образования, отдельные образовательные учреждения, отдельные учителя и ученики. Механизмами осуществления мониторинга служат:
* подведение итогов реализации региональной программы развития образования;
* процессы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
* процессы аттестации педагогических кадров;
* результаты ЕГЭ и тестирования за курс начальной и основной школы;
* мягкий социологический мониторинг состояния воспитательной работы в образовательных учреждениях;
* оценка состояния физического развития учащихся;
* мониторинг хода эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования.
Систематизированная информация ежегодно публикуется в статистическом сборнике, размещается на сайтах, в августе доводится до широкой общественности, используется для принятия управленческих решений. В 2002 году при поддержке Института "Открытое общество" (Фонда Сороса) на территории Новгородской области реализован проект "Модель общественно-доступной (открытой) системы качества оценки общего среднего образования", основной целью которого является привлечение различных представителей социокультурной сферы к оценке результатов обучения.
Кадровое обеспечение связано с подготовкой в Центре работников сферы образования: педагогов, педагогических коллективов, руководителей школ, методистов и других работников к решению конкретных стратегических и оперативных задач образовательной практики, носит практико-ориентированных характер и осуществляется в соответствии с "Комплексной программой модернизации системы непрерывного педагогического образования в Новгородской области 2002-2010". Центр совместно с региональными органами управления образованием разрабатывает кадровую политику обеспечения и исходя из этого определяет заказ на повышение квалификации управленческих и педагогических кадров, на их подготовку к решению задач, обозначенных в региональной и муниципальных программах. Для каждой категории Центром разработана учебная программа с учетом потребностей в пополнении имеющихся и приобретении новых знаний.
РЦРО реализует образовательные программы курсов повышения квалификации педагогических, инженерно-педагогических работников, руководителей и заместителей руководителей общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного, начального профессионального образования, дошкольных образовательных учреждений, учреждений специального (коррекционного) обучения, детских домов и школ-интернатов в соответствии с темами и задачами модернизации структуры и содержания образования, областной программы развития образования на 2001-2005 гг., потребностями образовательных учреждений и самих работников на основе их изучения.
Все программы разработаны с учетом преемственности со стандартами высшего профессионального образования, требований тарифно-квалификационных характеристик, методически и дидактически обеспечены, имеют личностно-ориентированный характер.
Основу их составляют обновление содержания всех ступеней образования; организация профильного обучения; освоение новых педагогических и информационных технологий; методов личностно-ориентированного обучения, коррекционно-педагогической работы и другие наиболее актуальные проблемы.
Особенностью последних лет стало увеличение количества курсов, готовящих педагогов и руководителей ОУ к новым видам деятельности. Для руководителей и заместителей руководителей всех типов ОУ проводятся курсы "Введение в должность", что является обязательным условием их аттестации на первую квалификационную категорию. С выдачей областного сертификата проходят курсы "Эксперт педагогической деятельности", "Эксперт управленческой деятельности". Слушатели, прошедшие обучение на данных курсах, активно привлекаются к аттестации педагогических кадров, проведению профессиональной экспертизы. Только при аттестации на высшую квалификационную категорию ежегодно в этой работе участвует около 200 человек, что делает процесс аттестации педагогических кадров открытым, общественно значимым и неформальным.
Задачу развития исследовательских навыков, правильной организации опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях области решают курсы "Педагог (руководитель)-исследователь", "Руководитель-исследователь". Результатом обучения является присвоение квалификации исследователя, выдача соответствующего регионального свидетельства.
Педагогический работник, успешно прошедший обучение по названной программе и получивший свидетельство, имеет право на получение надбавки за организацию и проведение педагогических исследований в соответствии с Положением о стимулировании творческой (методической, исследовательской) деятельности и особых достижений в профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений образования Новгородской области, утвержденным приказом комитета образования.
Одним из приоритетов государственной политики в сфере образования является экономическая подготовка школьников. В настоящее время в школах 16 территорий области работают 186 учителей, прошедших специальную подготовку в области преподавания экономических дисциплин. Региональный центр развития образования совместно с НовГУ участвует в международном проекте "Темпус -Тасис-3" "Создание и институциональная поддержка учреждений повышения квалификации в экономической подготовке школьников", в соответствии с которой предусматривается ежегодная подготовка 170 педагогов для осуществления профильного обучения.
С 2001 года совместно с комитетом образования области, Новгородским государственным университетом им. Ярослава Мудрого, Федерацией Интернет-образования при финансовой поддержке компании "ЮКОС" организовано обучение педагогических работников новым информационным технологиям. Обучено 2500 человек, среди которых учителя сельских школ, учителя информатики, руководители предметных методических объединений, руководители образовательных учреждений, специалисты муниципальных органов управления образованием, методисты и преподаватели РЦРО.
В марте текущего года на базе РЦРО открыт Региональный центр дистанционного обучения, основными направлениями деятельности которого являются:
* внедрение технологий дистанционного обучения в систему повышения квалификации;
* подготовка различных субъектов системы образования к использованию возможностей информационных технологий в учебно-воспитательном процессе;
* оптимизация системы информационно-методического обеспечения на основе современных информационных технологий.
Региональным центром развития образования с 1994 года реализуется система методического обеспечения образовательной практики, основанная на принципах сетевой организации и маркетинга. Построена модель научно-методического обеспечения развития образования в регионе, в которой представлены функциональные и кооперативные связи между структурами, ответственными за различные аспекты научно-методического сопровождения деятельности педагога. В соответствии с данной моделью задачи методического обеспечения реализуются через деятельность РЦРО, муниципальных методических служб, профессиональных объединений педагогов и методистов образовательных учреждений.
Организована работа постоянно действующего семинара руководителей экспериментальных школ. Главное внимание в его работе уделено подходам к профильному обучению, к внедрению здоровьесберегающих технологий, вопросам управления качеством управления образования в условиях его модернизации. Работниками центра ведется постоянно консультирование участников эксперимента по их запросам. В соответствии с целями и задачами широкомасштабного эксперимента в области определены и приказом комитета образования утверждены приоритетные направления и темы локальных экспериментов.
В 2002 году Новгородская область приняла участие в эксперименте по введению единого государственного экзамена. Подготовка к эксперименту потребовала большой работы по обучению управленческих и педагогических кадров. По специально разработанной программе в РЦРО прошли обучение руководители и специалисты МОУО, организаторы ЕГЭ, члены предметных комиссий, руководители ОУ и учителя. Основу ее составили разъяснение целей и задач ЕГЭ, нормативно-правовые, организационно-технологические аспекты проведения ЕГЭ, подходы к совершенствованию форм контроля и анализа результатов обучения. В программы курсов повышения квалификации учителей-предметников, руководителей МО включены тематические дни "Подготовка и проведения ЕГЭ", для них организована работа творческих групп, педагогических мастерских, проведены методические, практические семинары, групповые и индивидуальные консультации.
В 2002 году в помощь организаторам и участникам проведения эксперимента по введению ЕГЭ издан сборник "Новгородская область: опыт участия в ЕГЭ-2002". В нем представлены нормативные документы и регламентирующие материалы, аналитический отчет, содержащий описание подготовительного периода, краткие результаты ЕГЭ, количественные характеристики эксперимента, схемы информационных потоков, информационные карты конфликтной комиссии, а также анализ затруднений в управленческой деятельности при проведении итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в форме ЕГЭ. Кроме этого специалисты органов управления образованием, работники системы повышения квалификации, руководители и педагоги ОУ получили аналитические материалы по результатам ЕГЭ в разрезе каждого предмета. Сегодня они активно используются в практической деятельности, положены в основу коррекции работы с учителями и учащимися. С учетом содержательного анализа результатов ЕГЭ определены направления совершенствования методической работы на всех уровнях (от образовательного учреждения до РЦРО), спланирован цикл семинаров-практикумов, проблемных курсов и семинаров для учителей общеобразовательных предметов, предусмотрена подготовка методических рекомендаций для руководителей образовательных учреждений по организации рубежного контроля за качеством знаний в соответствии с результатами ЕГЭ, других инструктивно-методических материалов
В модернизацию российского образования заложена его гуманизация, основным принципом которой является личностно-ориентированный подход в образовательном процессе. Он стал основополагающим в работе РЦРО с педагогическими кадрами дошкольных образовательных учреждений. Кафедрой теории и методики дошкольного образования совместно с методистами учебно-методической лаборатории разработан инвариантный модуль "Личностно-ориентированный подход в системе дошкольного образования", который включен во все виды курсов . С этого года данный модуль расширен до самостоятельных курсов повышения квалификации в объеме 120 часов.
Продолжается подготовка педагогов ДОУ к работе по программам нового поколения. С участием авторов-разработчиков проходят курсы и семинары по программам "Детство", "Радуга", "Кроха". С этого года ведется подготовка воспитателей групп кратковременного пребывания, педагогов массовых дошкольных образовательных учреждений и педагогов специализированных групп по проблемам организации коррекционно-педагогической работы в ДОУ. Эта деятельность полностью соответствует ключевым позициям обновления дошкольного образования в Новгородской области, таким как охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического); гуманизация целей и принципов организации работы с детьми; обеспечение преемственности между всеми сферами становления личности ребенка.
В задачи РЦРО также входит научно-методическое обеспечение разработки образовательного стандарта, нового содержания образования. Совместными усилиями педагогов, ученых НовГУ и РЦРО, методистов разработаны концепция и примерные программы по региональному компоненту "Новгородский край" государственного образовательного стандарта: "Человек и история", "Человек и природа", "Человек и искусство" и "Начало" - примерная программа по приобщению старших дошкольников к истории, культуре и природе Новгородского края.
Таким образом, региональный центр развития образования является полифункциональным и многопрофильным, включается в структуру управляющей подсистемы регионального образования, выполняя роль проектного института, функционируя как научно-исследовательское региональное подразделение, представляет собой образовательное учреждение, осуществляющее обучение и консультирование педагогических и управленческих кадров.

МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА


ФЛЮГОВ С.Н.


РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
НА ТЕРРИТОРИИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ:
ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

На территории Новгородской области молодёжная политика как самостоятельное направление реализуется с мая 1993 года после создания областного отдела по делам молодёжи в составе аппарата Администрации области.
В апреле 1999 года отдел был преобразован в комитет по делам молодёжи, физической культуре и спорту области.
Ежегодно совместно с Администрациями городов и районов области комитет определяет основные направления деятельности в сфере молодёжной политики в соответствии с федеральной целевой программой "Молодёжь России".
В 2003 году выделены следующие направления:
* организация летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи;
* взаимодействие с детскими и молодёжными общественными объединениями;
* поддержка талантливой молодёжи (молодежная субкультура);
* патриотическое воспитание молодёжи;
* создание и развитие инфраструктуры по работе с молодёжью;
* кадровое и информационное обеспечение молодёжной политики.

Организация отдыха и оздоровления детей и молодёжи.
В создании условий полноценного развития подрастающего поколения организация отдыха детей и подростков имеет первостепенное значение.
Органы по делам молодёжи области занимаются организацией летнего отдыха с 1994 года по следующим направлениям: организация, проведение и поддержка профильных лагерей; подготовка педагогических кадров для работы в детских и молодёжных оздоровительных базах; организация сезонной занятости подростков и молодёжи.
В последние годы растет число детей и подростков, участвующих в летней оздоровительной компании. Происходит это благодаря увеличению количества малозатратных профильных смен и лагерей. Первый профильный лагерь появился в области летом 1994 года в Валдайском районе. Это был первый оборонно-спортивный лагерь "Патриот" для 30 подростков.
В летний период 2002 года организовано 44 профильных лагеря, в которых отдохнули более 2900 ребят. Становится разнообразнее профиль лагерей, появились экологические, интеллектуальные, краеведческие, археологические, эстетические и прочие. Ежегодно два раза в год проводятся областные скаутские лагеря, объединяющие более 500 скаутских лидеров.
Профильные лагеря являются перспективной формой организации летнего отдыха, обеспечивающей развитие личностного потенциала, возможность творческой самореализации подростков и молодёжи. Основное внимание педагогических коллективов лагерей сосредоточено на внедрение и апробацию инновационных образовательно-оздоровительных программ в условиях временного детского коллектива.
Всего в летний период 2002 года в летней оздоровительной компании было задействовано более 13 тысяч детей и подростков.
В последние годы остро стоит проблема совершенствования системы профессионального отбора, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для детских оздоровительных лагерей. В этой связи принята и реализуется четвертый год областная межведомственная программа подготовки специалистов "Школа вожатого".
В 2002 году для работы в детских оздоровительных базах области в качестве вожатых было направлено 200 студентов Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого и Новгородского педагогического колледжа, прошедших обучение на инструктивном сборе "Дебют вожатого".
Реализуемая программа нацелена на создание системы кадрового обеспечения детских оздоровительных и профильных лагерей на территории области, является круглогодичной и включает в себя комплекс мероприятий по подготовке студентов, их адаптации к лагерной жизни, развитию инициативы и творчества молодых людей.
В 2003 году данная работа будет продолжена. Для улучшения качества работы педагогического состава созданы педагогические отряды из числа студентов, проходящих обучение по программе "Школа вожатого". В апреле-мае текущего года будет проведен конкурс проектов (программ) оздоровительного отдыха среди сформированных педотрядов. Победители конкурса будут направлены на работу в лучшие лагеря Новгородской области.
Третий год подряд педагогические отряды области выезжают на работу в детские оздоровительные учреждения за пределы Новгородской области. В 2002 году шесть педотрядов по 30 человек в каждом отработали в летних лагерях Тверской области,
г. Анапа и г. Сочи. В 2003 году идет формирование отрядов общей численностью более 250 человек. Важнейшим направлением организации отдыха и занятости подростков и молодежи является создание трудовых отрядов и бригад.
Студенческие трудовые отряды в Новгородской области впервые появились в 60-х годах прошлого столетия. Десятки тысяч молодых людей прошли школу жизни в студенческих строительных отрядах. В период перестройки движение ССО было предано забвению. Лишь в 2001 году комитет совместно с Новгородским государственным университетом приступил к возрождению студенческих трудовых отрядов. В 2001 году было создано 29 трудовых отрядов численностью около 400 человек. В 2002 году отработали 34 трудовых отряда, в том числе: отряды проводников - 23; педагогические отряды - 6; сельскохозяйственные отряды - 3; строительные отряды - 2.
В составе трудовых отрядов отработали более 600 студентов и учащихся.
В 2002 году создан областной Штаб студенческих отрядов, успешно работает Школа командиров и комиссаров.
В 2003 году в соответствии с договором с Управлением Октябрьской железной дороги отряды проводников приступили к работе в течение всего года. Планируется привлечь к этой работе около 1000 студентов Новгородских вузов.
Ежегодно помимо создания студенческих трудовых отрядов комитеты, отделы по делам молодёжи городов и районов области традиционно создают трудовые бригады из числа подростков, учащейся молодёжи. Трудовые бригады принимают участие в уборке урожая, благоустройстве территории, посадке молодых деревьев и пр. В трудовых бригадах летом 2002 года отработало более 800 подростков.
Взаимодействие с детскими и молодёжными общественными объединениями.
Существование детского и молодёжного общественного движения, является одним из важнейших факторов успешной социализации личности подростка.
Начало появления некоммерческого сектора в Новгородской области относится в 1991 году, когда в результате демократических реформ гражданам была предоставлена возможность реализовать свои инициативы.
В настоящее время на территории области, по данным на январь 2002 года, действуют 68 детских и молодёжных общественных объединений, зарегистрированных в органах юстиции, а также более 10 объединений осуществляют свою деятельность без государственной регистрации. Имеют статус областных 33 объединения, региональных - 17, городских - 16, районных - 9, местных - 2.
В Боровичском и Старорусском районах действуют 3 молодёжных объединения, Чудовском - 2, в Парфинском, Шимском, Валдайском и Окуловском районах - по 1, в остальных районах области молодёжные организации отсутствуют.
Детское и молодёжное движение области широко представлено разнообразными общественными объединениями. Анализ их деятельности позволяет выделить следующие виды общественных объединений:
1. Молодёжные общественные объединения, выделяющие в своей деятельности одно из направлений молодёжной политики: экологические, спортивные, гражданско-патриотические, студенческие, поддержка творческой молодёжи, правозащитные, социальной направленности.
2.Общественные объединения, реализующие широкий спектр направлений деятельности: Новгородский Союз Молодёжи; Молодёжный центр "Ковчег"; Молодёжная общественная организация г. Боровичи "Квартал-клуб".
В Новгородской области существуют объединения, продолжающие исторические традиции мирового и отечественного детского и молодёжного движения: пионерские организации - 2; скаутские организации - 4.
Наиболее устойчивыми и привлекательными для детей и молодёжи стали общественные объединения исторической, экологической, гражданско-патриотической направленности, а также клубы по интересам.
Самой влиятельной и эффективной является детско-молодёжная областная организация скаутов, в состав которой входит более 250 подростков и молодёжи. Организация использует скаутскую методику для физического и нравственного совершенствования, вырабатывает у подростков социальный иммунитет негативных проявлений нашего общества. Дважды в год скаутская организация при поддержке областного комитета по делам молодёжи, физической культуре и спорту проводит областные конференции по проблемам скаутинга и областные слеты скаутских патрулей с приглашением скаутских отрядов соседних регионов.
Активно работает областная экологическая организация "Деметра". Проводя областную акцию "Марш парков", она выявила школьные организации, занимающиеся охраной и изучением окружающей среды и для победителей акции проводит ежегодно областной экологический лагерь.
В последние годы молодёжное и детское движение области характеризуется качественными изменениями: все чаще в содержание деятельности общественных объединений включаются социально-значимые дела и проекты; повышается социальный статус лидеров объединений; расширяется взаимодействие организаций друг с другом.
Комитет выполняет функцию государственной поддержки деятельности детских и молодежных общественных объединений. Ведется учет указанных объединений, пользующихся государственной поддержкой.
Ежегодно по представлению комитета по делам молодёжи, физической культуре и спорту области Постановлением областной Думы молодёжные и детские общественные объединения и предприятия, образованные в соответствии с Положением о молодежном предприятии, освобождаются от уплаты части налогов в областной бюджет. Специфика молодёжного возраста предполагает острую потребность в общении, совместной деятельности, поэтому молодежное движение имеет потенциально большие возможности как качественного, так и количественного развития. Однако в настоящее время членская база организаций крайне мала. Взаимодействие молодёжных и детских организаций между собой носит эпизодический характер.
Социальный потенциал большинства организаций не востребован государством в полном объеме (зачастую органы власти местного самоуправления, коммерческие структуры не рассматривают молодёжные организации в качестве партнеров в социально-значимой деятельности, источника удешевления социальных услуг и т.д.).
Для стимулирования более активных действий молодёжных и детских общественных объединений по вовлечению молодёжи в общественно-полезную деятельность комитет молодёжи в 2002 году провел 3 конкурса программ (проектов) на соискание грантов. По результатам конкурса принято решение проводить подобные конкурсы ежегодно.
Поддержка талантливой молодёжи.
В целях сохранения и развития интеллектуального и творческого потенциала молодёжи ежегодно органами по делам молодёжи осуществляется система мер по поддержке талантливой молодёжи. С этой целью уже на протяжении ряда лет проводятся конкурсы, выставки, фестивали, концерты, семинары. В области существует множество неформальных молодёжных объединений. Только в Великом Новгороде более 40 неформальных музыкальных коллективов. Учитывая интересы новгородских музыкантов, с 2000 года ежегодно проводится областной фестиваль молодёжной музыки "Живой звук", объединяющий музыкантов различных направлений. Инициативная и творческая молодёжь объединяется, чтобы реализовать свои возможности. Формы для этого выбираются разные. Четыре года подряд проводится областной фестиваль команд КВН. В фестивале сезона 2003 года участвуют 29 команд. В течение 2 лет команда - победитель областного фестиваля получает право проявить свои силы, находчивость, талант в фестивале Евролиги в г. Минске.
Творческую активность проявляют не только молодые люди, но и девушки. Именно поэтому получил право на жизнь еще один областной фестиваль - фестиваль красоты "Грани", включающий в себя 5 конкурсов: конкурс парикмахерского искусства "Чарующий локон"; конкурс молодых дизайнеров одежды "Русский стиль"; конкурс фито-дизайна "Образы цветов"; конкурс молодых фотолюбителей "Отражение". В фестивале принимают участие ежегодно более 500 человек.
В последние годы появилась хорошая традиция, отмечая День Российской молодёжи, проводить областной фестиваль молодёжи. Четыре года подряд в последние дни июня на берегу Валдайского озера собираются самые активные участники молодёжного движения. Ежегодно фестиваль собирает более 600 молодёжных лидеров городов и районов области. В августе 2002 года впервые прошел международный молодёжный форум ЮНЕСКО "Участие молодёжи в сохранении всемирного наследия". Молодые люди из 14 стран ближнего и дальнего зарубежья в течение 5 дней анализировали ситуацию, обменивались опытом и попытались наработать план совместных мероприятий по изучению и сохранению всемирного наследия.
В рамках форума прошел первый на территории Северо-Западного округа молодежный фестиваль народной игры "Потешный город", объединивший около 1000 молодых ребят из 10 регионов России.
В 2003 году планируется проведение международного молодёжного фестиваля народной игры.
Патриотическое воспитание молодёжи.
Новые реалии общественной и экономической жизни общества требуют серьезнейшей работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию молодёжи. С этой целью в области разработана и одобрена распоряжением Администрации области от 13.06.2002г. № 322-рг Концепция "Духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания молодежи Новгородской области до 2005 года". Новгородская земля всегда отличалась богатейшими духовными, культурными, историческими и героико-патриотическими традициями и их использование во всех сферах жизни молодого человека дает нам серьезный инструмент для его воспитания.
Именно с этой целью в феврале 2003 года была принята областная межведомственная программа "Патриотическое воспитание населения Новгородской области на 2003-205 годы". Начиная с 2001 года, в области проводятся межрайонные фестивали патриотической песни. В 2003 году пройдет областной фестиваль патриотического творчества, включающий в себя различные виды творчества (публицистика; визуальное искусство: фото, видео, живопись, граффити и пр.; музыка; компьютерные технологии). Финал областного фестиваля состоится в октябре 2003г. в Великом Новгороде.
В течение 15 лет на территории Новгородской области проводятся поисковые экспедиции по поиску и захоронению останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.
В период с 1988 по 2002 год участниками поисковой экспедиции "Долина" найдены и с отданием воинских почестей захоронены останки 59243 советских солдат и офицеров, установлены имена более 13 тысяч, в том числе 11830 - по архивным документам. Поисковая экспедиция "Долина" объединяет 12 поисковых отрядов, работающих на территории области. В 2002 году в работе поисковой экспедиции "Долина" приняли участие около 1500 поисковиков, как из Новгородской области, так и из различных городов Сибири, Поволжья, Урала, Татарстана, Казахстана, Чувашии. Работа экспедиции "Долина" не ограничивается поисками останков воинов, лидеры в течение года проводят большую воспитательную работу с юношами и девушками, участвующими в экспедиции.
Создание инфраструктуры по работе с молодёжью.
На территории области созданы и успешно работают 8 районных Домов молодёжи и молодёжных центров (в Боровичском, Солецком, Окуловском, Крестецком, Новгородском, Любытинском, Хвойнинском районах, Великом Новгороде).
С 1999 года работает областное государственное учреждение "Дом молодёжи".
Главная задача учреждений - внедрение инновационных форм работы с молодёжью, реализация комплекса социальных услуг для молодёжи, проведение семинаров, конференций по проблемам молодёжи.
Комитет молодёжи постоянно оказывает молодёжным учреждениям организационную, информационную, методическую и финансовую помощь. С 2002 года поддержка молодёжных центров осуществляется на конкурсной основе.



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ

Аверкин В.Н.
председатель комитета образования Новгородской области, доктор педагогических наук, профессор
с. 7, 21
Алексеева Т.П.

заместитель главы Администрации Великого Новгорода, председатель комитета по образованию, физической культуре и спорту Администрации Великого Новгорода
с. 36
Авдеева Н.П.
главный специалист комитета образования Новгородской области
с. 48
Гавриков А.Л.
президент Новгородского государственного университета, доктор социологических наук, профессор
с. 61
Гребенщикова И.П.
заместитель директора по учебно-методической работе муниципального образовательного учреждения "Лицей-интернат"
с. 30
Гусарова Г.П.
главный специалист комитета образования Новгородской области
с. 21
Журавлева Л.П.
главный методист Новгородского регионального центра развития образования
с. 68
Зайченко О.М.
заместитель председателя комитета образования Новгородской области, кандидат педагогических наук, доцент
с. 48
Иванов Н.Д.
ректор Новгородского регионального центра развития образования, кандидат педагогических наук, доцент
с. 68
Каплунович Т.А.
проректор по научной работе Новгородского регионального центра развития образования, доктор педагогических наук, доцент
с. 68
Малышева Г. В.

главный специалист комитета образования Новгородской области
с. 41
Петрова Н.О.
проректор по учебно-методической работе Новгородского регионального центра развития образования
с. 68
Прусак М.М.
Губернатор Новгородской области, доктор экономических наук, профессор
с. 4
Ренкас Н.Н.
заместитель Главы Администрации Новгородской области, кандидат экономических наук
с. 7, 55
Самарина Л.В.

директор Центра раннего развития ребенка Великого Новгорода
с. 45
Серебрякова Л.А.
главный специалист комитета образования Новгородской области
с. 21, 26
Старкова Л.Г.
главный специалист комитета образования Новгородской области, кандидат педагогических наук, доцент
с. 55
Старшов В.В.
директор Боровичского автомобильно-дорожного колледжа
с. 55
Тимофеев В.В.
начальник Управления среднего профессионального образования НовГУ, доктор технических наук, профессор
с. 55
Трошкина А.П.
заведующая муниципальным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад № 53 "Солнышко" Великого Новгорода
с. 34
Филиппова Е.Ф.
директор муниципального образовательного учреждения "Лицей-интернат" Солнышко" Великого Новгорода
с. 30
Флюгов С.Н.
председатель комитета по делам молодежи, физической культуре и спорту Новгородской области
с. 74










Научное издание










МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ:
ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ


Сборник материалов


Составители:
Владимир Николаевич Аверкин
Олег Михайлович Зайченко




Редактор:
Н.М.Гинтер

Ответственный за выпуск:
В.И.Белова


____________________________________________________________
Лицензия ЛР № 040305 от 24.03.97
Подписано в печать 03.04.2003. Объем 6 п.л. Тираж 200 экз.
Новгородский региональный центр развития образования.
173001, Великий Новгород, Новолучанская, 27.
Отпечатано в фирме "Бумеранг".
173001, Великий Новгород, Стратилатовская, 15.
??

??

??

??

Дошкольное и общее образование

62


1







Региональная образовательная политика
--------------------------------------------------------------------------------

Дошкольное и общее образование
________________________________________________________________________________

Социально-педагогическая поддержка и реабилитация детей
________________________________________________________________________________

Профессиональное образование
________________________________________________________________________________

Молодежная политика
________________________________________________________________________________


________________________________________________________________________________





<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign