LINEBURG


страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>





Министерство образования Российской Федерации
Комитет образования Новгородской области
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Новгородский региональный центр развития образования
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________














МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ:
ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ


Сборник материалов




















Великий Новгород
2003



ББК 74.04(2Р-4Но) Печатается по решению
М 74 РИС НРЦРО








Редакционная коллегия:

Аверкин В.Н. - доктор педагогических наук, профессор, председатель
комитета образования Новгородской области
Гавриков А.Л. - доктор социологических наук, профессор, президент
Новгородского государственного университета
имени Ярослава Мудрого
Зайченко О.М. - кандидат педагогических наук, доцент, заместитель
председателя комитета образования Новгородской области









М 74 Модернизация образования в Новгородской области: опыт и перспективы: Сборник материалов /Сост. В.Н. Аверкин, О.М. Зайченко. - Великий Новгород: НРЦРО, 2003. - 80 с.

В сборнике представлены материалы, отражающие опыт, проблемы и перспективы модернизации образования в Новгородской области.
Адресован руководителям органов управления образованием и образовательных учреждений, ученым и педагогам.


ББК 74.04(2Р-4Но)


(c) Новгородский региональный центр
развития образования, 2003
(c) Аверкин В.Н., Зайченко О.М.,
составление, 2003

содержание

РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 4
Прусак М.М. Приоритеты и проблемы региональной образовательной политики 4
Ренкас Н.Н., Аверкин В.Н. Реализация концепции модернизации российского образования в Новгородской области 7

ДОШКОЛЬНОЕ И ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 21
Аверкин В.Н., Гусарова Г.П., Серебрякова Л.А. Сельские школы Новгородчины: проблемы и перспективы развития 21
Серебрякова Л.А. Опыт участия Новгородской области в эксперименте
по введению единого государственного экзамена 26
Гребенщикова И.П., Филиппова Е.Ф. Моделирование образовательного
маршрута как средство развития личности учащегося и учителя 30
Трошкина А.П. Об управлении ходом реализации программы развития
дошкольного образовательного учреждения 34

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА И РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ 36
Алексеева Т.П. Система социальной поддержки детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей 36
Малышева Г.В. Развитие специального образования 41
Самарина Л.В. Опыт создания службы ранней помощи детям 45

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 48
Зайченко О.М., Авдеева Н.П. Начальное профессиональное образование:
опыт и перспективы модернизации 48
Тимофеев В.В., Ренкас Н.Н. Старкова Л.Г., Старшов В.В. Система среднего профессионального образования в Новгородской области 55
Гавриков А.Л. Региональный университетский комплекс как модель системы непрерывного образования 61
Иванов Н.Д., Каплунович Т.А., Петрова Н.О., Журавлева Л.П. Региональный
центр развития образования в обеспечении процессов модернизации 68

МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА 74
Флюгов С.Н. Реализация государственной молодёжной политики на территории
Новгородской области: опыт, проблемы, перспективы 74

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ 79




РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА




ПРУСАК М.М.


ПРИОРИТЕТЫ И ПРОБЛЕМЫ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Открывая на страницах данного издания обсуждение проблем и перспектив модернизации образования в Новгородской области, хотел бы кратко обозначить приоритеты региональной образовательной политики. Они достаточно ясные и четкие:
во-первых, создание условий для получения образования всеми детьми;
во- вторых, повышение качества образования в соответствии с запросами личности и общества;
в-третьих, обеспечение широкого общественного взаимодействия, направленного на развитие образования;
в-четвертых, формирование эффективных экономических отношений в образовании.
На первом месте не случайно стоит задача обеспечения возможности доступа к образованию всех категорий детей. Среди различных целей нашей политики в области образования нельзя забывать главную - все дети должны учиться. По многим причинам 90-е годы явились временем фактической утраты предыдущих достижений: более 40% детей не посещали дошкольные образовательные учреждения, около 1000 детей выбыли из школ до получения основного общего образования.
Столь тревожные цифры побудили Администрацию области к разработке и реализации целого комплекса специальных мер, направленных на увеличение возможностей получения образования всеми детьми. Среди предпринятых мер: организация эксперимента по четырехчасовому пребыванию ребенка в дошкольном образовательном учреждении за счет бюджетного финансирования; закрепление за каждым дошкольным образовательным учреждением конкретного микрорайона; широкое разъяснение среди населения права на доступность и бесплатность дошкольного и среднего (полного) общего образования, введение критерия оценки деятельности муниципальных органов управления образованием по обеспечению доступности образования.
Настойчивость и последовательность действий всех заинтересованных сторон позволили переломить негативное развитие ситуации и достичь значительного прогресса. В 2002 году почти 80% всех детей от 1 года до 7 лет оказались охвачены системой дошкольных образовательных учреждений через формы полного и кратковременного пребывания. В области не оказалось детей, выбывших из школ до получения основного общего образования.
Следующий шаг, который нам предстоит сделать, - обеспечить доступность начального профессионального образования. Мы ставим перед собой ясные и конкретные цели - после окончания 9 класса ни один ребенок не должен оказаться вне системы образования. При этом, если выпускник основной школы выбирает обучение в профессиональном училище, нам предстоит создать такие условия, чтобы его выбор определялся не территориальной близостью образовательного учреждения, а интересом к будущей профессии и ее востребованностью на рынке труда.
Мы допустили бы серьезную ошибку, если бы, решая проблемы доступности образования, забыли о необходимости повышения его качества. В конечном итоге значение имеет не доступность образования вообще, а возможность получить образование, удовлетворяющее требованиям личности и общества.
Хорошо известно, что проблема качества образования является в высшей степени непростой. В то же время понятно, что исходным пунктом в ее решении является возможность объективной оценки результатов деятельности школы. Именно поэтому в 2002 году Новгородская область приняла участие в эксперименте по введению единого государственного экзамена. В полном смысле слова это позволило поднять "завесу неведения" и, наконец, честно и смело сказать самим себе, какое же образование - хорошее или плохое - мы даем нашим детям. Какие были получены результаты? Если говорить кратко, не оправдались ни излишний оптимизм, ни, точно также, беспочвенный пессимизм, которые наблюдались в обществе в ожидании итогов экзамена. Средний балл, полученный выпускниками при сдаче экзамена по всем семи предметам - русскому языку, математике, истории России, физике, биологии, химии и географии, - превысил среднероссийские показатели. Вместе с тем достаточно большое количество выпускников получили на экзамене тройки или неудовлетворительные отметки. В этом году область снова примет участие в проведении единого государственного экзамена уже по 8 дисциплинам.
Предметом постоянного внимания является качество профессионального образования. Система подготовки кадров в регионе приобрела совершенно новые очертания с появлением в 1993 году Новгородского государственного университета. К настоящему времени университет стал подлинным центром развития образования, науки и культуры в регионе. Благодаря своей инновационной модели развития в качестве университетского комплекса Новгородский университет заметен и на общероссийском фоне.
Нас весьма тревожит дискуссия, развернувшаяся вокруг концепции ведущих вузов страны, которым должна быть оказана финансовая и материальная поддержка. С нашей точки зрения целесообразным является установление такой категории, как ведущий вуз федерально-регионального значения. Высшие учебные заведения, подобные Новгородскому государственному университету, должны получить право участвовать в конкурсе на получение данной категории.
Администрация области хорошо осознаёт, что подготовка квалифицированных кадров является основой жизнеспособной экономики. Еще более важно, что это осознают работодатели, многие из которых, наконец, преодолели присутствовавшее долгое время отчужденное отношение к сфере профессионального образования. Разумеется, это не произошло само собой, а потребовало значительных усилий, направленных на то, чтобы доказать - сфера подготовки кадров и реальная экономика не могут развиваться в отрыве друг от друга и должны взаимодействовать.
Согласованная позиция и тех, кто осуществляет подготовку кадров, и тех, кто в настоящее время испытывает острую потребность в квалифицированных рабочих и специалистах, заключается в том, что качественное профессиональное образование должно давать человеку знания и навыки, открывающие возможность быть всегда обеспеченным работой и иметь достойную заработную плату. Других критериев здесь быть не может.
На сегодняшний день в области сложилась система формирования муниципального заказа на подготовку кадров как основы для создания условий реализации потребности выпускников школ в получении профессионального образования в соответствии с потребностью регионального рынка труда. Вместе с тем ориентация не только на перспективные, но и на текущие запросы работодателей, остается весьма сложной задачей, поскольку рынок труда является в значительной степени неустойчивым и трудно прогнозируемым.
Тем не менее в развитии современного образования нет иной стратегии, кроме обеспечения широкого общественного взаимодействия. С 1998 года работает Консультативный совет по профессиональному образованию при Администрации области, деятельность которого нацелена на формирование заказа рынка труда. Аналогичные советы созданы при администрациях городов и районов области.
Новым элементом общественного взаимодействия явилось создание попечительских советов. Их деятельность стимулирует образовательные учреждения к тому, чтобы не оставлять без внимания потребности своего социального окружения, например, в образовательных услугах, нацеленных на конкретного потребителя. С другой стороны, организация попечительских советов - это реальная возможность привлечь в сферу образования дополнительные ресурсы. Именно так работает попечительский совет Новгородского государственного университета, который является одновременно и инструментом реагирования на потребности регионального рынка труда в квалифицированных специалистах и той общественной структурой, которая консолидирует усилия работодателей в оказании реальной помощи университету, его факультетам и кафедрам.
Безусловно, мы еще не достигли такого положения, когда школа является предметом постоянной заботы всего общества, которое рассматривает образование в качестве главного ресурса своего развития. Но и сама школа еще не освободилась от прежних стереотипов, связанных с ее функционированием как закрытого социального института. Именно поэтому и школа и общество должны продолжать делать шаги навстречу друг другу. На повестке дня - расширение функций попечительских советов, обеспечение их активного участия в решении всех вопросов образовательного учреждения, начиная от развития учебно-материальной базы, заканчивая участием в определении приоритетов при составлении образовательных планов и программ.
В завершение - о механизме финансирования образования. Ни для кого не будет откровением утверждение о том, что существующий уровень бюджетного финансирования недостаточен для того, чтобы обеспечить полноценное развитие системы образования. Более того - почему бы не сказать об этом открыто и прямо - во многих отношениях он не позволяет обеспечить необходимую поддержку, обрекая образовательные учреждения всех уровней на то, чтобы решать только проблемы выживания.
В этой связи мы исходим из того, что в дополнение к бюджетному финансированию все более важную роль должны играть доходы от внебюджетной деятельности учреждений. Школа должна обеспечить возможность получения образования на бесплатной основе в том объеме, в каком это предусмотрено законодательством, а это требует более четкого определения права граждан на доступность бесплатного образования.
В нашей области мы создаем условия для стимулирования предпринимательской деятельности учебных заведений. Одним из критериев оценки работы муниципальных органов управления образованием является объем полученных внебюджетных средств. Но сможет ли образование решить все свои проблемы за счет внебюджетной деятельности? Ответ на этот вопрос очевиден - нет. Решить проблему поиска средств для образовательных учреждений нельзя без изменения подходов к финансированию. Положительный эффект мы получили от перевода образовательных учреждений области на нормативное финансирование. Этот шаг позволяет обеспечить прозрачное планирование и эффективное использование бюджетных средств.
Требуют незамедлительного решения вопросы повышения заработной платы учителя. В области с 1998 года введена губернаторская надбавка работникам, замещающим должности по 1-5 разрядам Единой тарифной сетки. В 2003 году на эти цели предусмотрено в консолидированном бюджете Новгородской области более 10 миллионов рублей.
Таковы приоритеты образовательной политики в Новгородской области. Смысл этой политики можно выразить очень кратко: образование - самый ценный капитал, который может быть у общества и человека. Мы должны приложить все усилия для его сохранения и приумножения.



РЕНКАС Н.Н., АВЕРКИН В.Н.


РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ
РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Наличие ясных и четко очерченных перспектив - условие, необходимое для успеха преобразований в любой сфере деятельности. Оглядываясь назад, мы с полным правом можем сказать, что активные инновационные процессы, которые характеризовали развитие образования в 90-е годы, могли бы дать больший эффект и придать более ощутимый импульс развитию отечественной школы, если бы они опирались на продуманную и открывающую долгосрочные перспективы концепцию.
Общество ожидало подобного документа. Но только в последние два-три года основные принципы и направления образовательной политики были, наконец, зафиксированы и открыто предъявлены всем слоям общества в таких масштабных документах, как Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, Федеральная программа развития образования на 2000-2005 годы и Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Эти документы позволили разработать идеологию и стратегию развития образования в Новгородской области. При этом мы не переписывали федеральные программы, а на их основе создавали собственные. Сейчас мы имеем ясное понимание целей и задач модернизации образования в регионе и путей их достижения всеми субъектами образовательной политики, начиная от главы администрации города или района, закачивая директором школы и каждым учителем. Немаловажно и то, что с принятием концептуальных документов, определяющих приоритеты развития образования, наши действия стали более понятны и - это имеет принципиальное значение - прогнозируемы для социальных партнеров, которых не могли не привлечь открытость, продуманность и взвешенность заявленной политики.
Приоритеты образовательной политики в Новгородском регионе обозначены в областной программе развития образования на 2001-2005 годы. Реализация этих приоритетов требует концентрации усилий, активных и согласованных действий, постоянной оценки достижений и анализа проблем.

Что удалось сделать? Какие проблемы остаются? Каковы пути решения проблем?
Этими вопросами, без преувеличения, мы задаемся ежедневно. Не претендуя на то, чтобы дать полные и однозначные ответы, хотели бы обозначить те позиции, которые считаем наиболее важными. Поставленные вопросы целесообразно осветить в разрезе всех уровней образования.

Дошкольное образование
Предпринятый во второй половине 90-х годов глубокий анализ ситуации в регионе высветил две тенденции, существенно влияющие на функционирование и развитие системы дошкольного образования: ежегодное сокращение рождаемости детей на
2-3%; появление значительного слоя семей, не пользующихся услугами дошкольных образовательных учреждений.
Эти две тенденции в полной мере обусловили ситуацию в системе дошкольного образования - ежегодное сокращение охвата детей дошкольным образованием: 1994 год - 63%, 1995 - 59,4%, 1996 - 58,5%, 1997 - 55,8%. Ответ на вопрос, почему многие семьи отказались от услуг дошкольных образовательных учреждений, оказался прост - низкий уровень доходов этих семей.
Таким образом, было нарушено гарантированное Конституцией Российской Федерации право ребенка на образование. Оказался перечеркнутым принцип доступности дошкольных образовательных услуг.
Серьезность ситуации побудила к поиску и реализации адекватных мер. Мы действовали в трех направлениях:
- регулирование размера родительской платы с учетом возможностей города (района);
- поддержка процесса реорганизации сельских малочисленных и весьма затратных дошкольных образовательных учреждений в дошкольные группы школ;
- развитие сети групп кратковременного пребывания, финансируемых за счет бюджета.
Важным и как показал накопленный опыт эффективным шагом явилось введение комитетом образования области критериальной оценки деятельности муниципальных органов управления образованием по обеспечению доступности дошкольных образовательных услуг.
Оценивать изменения и осуществлять контроль над ситуацией позволило принятие такого решения, как закрепление за каждым дошкольным образовательным учреждением конкретного микрорайона. Была организована трансляция опыта работы органов управления образованием и образовательных учреждений, достигших наиболее высоких результатов.
Осуществляя управленческую деятельность по обеспечению доступности дошкольных образовательных услуг через развитие форм кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях, мы:
- вступили во всероссийский эксперимент по формированию модели дошкольного образовательного учреждения с кратковременным пребыванием воспитанников;
- с 2000 года ввели норматив бюджетного финансирования групп кратковременного пребывания;
- организовали деятельность по созданию областного и муниципального банков данных на неорганизованных детей 3-7 лет;
- обеспечили проведение три раза в год мониторинга контингента воспитанников дошкольных образовательных учреждений;
- в помощь руководителям дошкольных учреждений издали сборник из опыта работы учреждений - участников всероссийского эксперимента;
- инициировали деятельность органов управления образованием по открытию групп кратковременного пребывания не только на базе школ, но и в отдельных районах с использованием по договору помещений клубов, библиотек, сельских советов.
Каковы результаты? Только за 2002 год количество групп кратковременного пребывания увеличилось почти в два раза. В 12 территориях области охват детей 3-7 лет системой дошкольных образовательных услуг составил свыше 99%. А в трех территориях области все дети этого возраста посещают дошкольные образовательные учреждения. Охват детей в возрасте от 1 года до 7 лет в 2002 составил 79,4%.
Эффективность деятельности муниципальных органов управления образованием по созданию условий для охраны и укрепления здоровья детей также оценивается на основе достигнутых результатов. Так, число дней, пропущенных одним ребенком в год по болезни, стабильно сокращается: 2000 год - 13,2 дней, 2001 - 13 дней, 2002 -11,9 дней.
Получить стабильную тенденцию снижения пропусков по болезни одним ребенком в год помогли: введение соответствующего критерия оценки деятельности муниципальных органов управления образованием и дошкольных образовательных учреждений при аттестации учреждений, разработка в большинстве территорий программ "Здоровый ребенок".
В условиях Новгородской области качество муниципальной системы дошкольного образования оценивается с позиций ее соответствия:
- направлениям государственной политики в сфере дошкольного образования;
- требованиям государственного стандарта дошкольного образования;
- образовательным запросам населения.
В соответствии с этим подходом в области разработан и используется мониторинг условий, обеспечивающих качество дошкольного образования на уровне области, района (города), дошкольного образовательного учреждения. Критерии мониторинга позволяют на всех управленческих уровнях не только оценивать условия, обеспечивающие качество системы, но и выйти на обоснованный и дифференцированный подход к организации управления развитием дошкольного образования в территориях.
О качестве системы дошкольного образования, помимо увеличения охвата детей системой дошкольных образовательных учреждений, можно судить по таким показателям, как
- обучение по развивающим программам нового поколения - 82% воспитанников;
- аттестация дошкольных образовательных учреждений с превышением требований государственного стандарта дошкольного образования - 43% учреждений.
В то же время нельзя не указать на проблемы, влияющие на качество дошкольного образования и снижающие эффективность функционирования системы:
- в связи с развитием новых форм дошкольного образования назрела необходимость внесения изменений в существующее Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
- в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона "Об образовании", органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому; реализуя данную статью, дошкольные образовательные учреждение на организацию такой работы тратят деньги из фонда надбавок и доплат; следует, на наш взгляд, централизованно решить проблему финансирования дополнительных функций учреждений;
- на сегодняшний день группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста, группы для детей с задержкой темпов психического развития, с тяжелыми нарушениями в развитии речи не имеют образовательных программ, что существенно снижает качество их работы;
- до сих пор система дошкольного образования не имеет государственных образовательных стандартов, при аттестации дошкольных учреждений используются "Временные требования к содержанию и методам, реализуемым в дошкольных образовательных учреждениях".

Общее образование
На уровне начальной и основной школы проблема доступности образования приобретает свои особенности, связанные с такими явлениями, как второгодничество и отсев. Считаем необходимым подчеркнуть - эти явления мы рассматриваем именно в контексте обеспечения возможностей получения образования каждым ребенком, каковы бы ни были особенности его психического и физического развития.
Второгодничество - это социальная болезнь образования. Высказывают мнение, что она неизлечима. Наш опыт демонстрирует обратное. Что было сделано для сокращения количества учащихся, оставляемых на повторное обучение?
Во-первых, как уже было сказано, предпринятые усилия позволили добиться того, чтобы большинство детей посещали дошкольные учреждения. Тем самым был сделан значительный шаг в повышении уровня подготовленности детей к школе.
Во-вторых, в массовой общеобразовательной школе были созданы условия для обучения учащихся, имеющих проблемы в развитии.
В-третьих, в критериальную оценку деятельности муниципальных органов управления образованием были включены показатели качества обученности, в том числе показатель подтверждения хороших и отличных результатов у учащихся начальных классов при переходе в 5 класс.
Положительный эффект не замедлил сказаться. Если в 1993 году в начальной школе обучалось 1500 второгодников, то в 2002 году - только 17. Сократилось второгодничество и среди учащихся 5-9 классов: численность второгодников в 1997 году - 770 учащихся, в 2002 году - 61 учащийся.
Эти цифры приводятся здесь для того, чтобы подчеркнуть следующее: в условиях, когда образование испытывает острую потребность в самом необходимом и есть повод впасть в пессимизм перед лицом финансовых трудностей, мы можем и должны искать пути решения проблем.
Нам удалось решить проблему отсева детей из школ области до получения ими основного общего образования. В 1993 году таких учащихся было более 500, в 1997 - 285, в 2001 - 4. Как и в остальных случаях, когда регион сталкивался с необходимостью решения той или иной проблемы, это потребовало разработки и выполнения четкого алгоритма управленческих действий:
- на коллегии комитета образования области был проведен детальный анализ существующей практики "выдавливания" проблемных детей из общеобразовательной школы и позиции муниципальных органов управления образованием по этому вопросу;
- была организована работа по приведению в соответствие с действующим законодательством локальных актов общеобразовательных учреждений, регулирующих порядок приема и отчисления учащихся на всех ступенях общего образования;
- комитет образования области ввел критерий оценки деятельности муниципальных органов управления образованием по сохранению контингента обучающихся;
- был обеспечен контроль за обоснованностью отчислений учащихся в ходе аттестации общеобразовательных школ.
Вместе с тем мы исходим из того, что не только органы управления образованием и образовательные учреждения должны нести ответственность за то, чтобы все дети обучались. Такую ответственность должны прежде всего нести родители. Напомним, что в ряде стран Западной Европы предусмотрена уголовная ответственность родителей, которые в той или иной форме препятствуют обучению детей.
Проводимая в Новгородской области работа по обеспечению государственных гарантий доступности образования отнюдь не отодвигает на второй план вопросы качества образования, а, напротив, делает их еще более актуальными. Большое внимание, в этой связи, мы отводим введению профильного обучения. Следует отметить, что работа по организации профильного обучения в системе общего среднего образования области велась поэтапно с 1993 года - от идеи до ее практической реализации. Именно поэтому в настоящее время в 14 районах области показатель профильности обучения достиг 100%, а в остальных максимально приблизился к этому значению. По итогам II этапа реализации областной программы развития образования более 95% учащихся старшей ступени занимаются в профильных классах, а 50,55 % - в классах углубленного изучения отдельных предметов в рамках профильного обучения.
Это происходит благодаря усилиям специалистов муниципальных органов управления образованием, управленческая деятельность которых направлена на выполнение задачи повышения эффективности вариативной части учебных планов муниципальных общеобразовательных школ за счет введения профильного обучения. На наш взгляд, неплохо бы было иметь ежегодный проблемный анализ ситуации по введению профильного обучения в общероссийском масштабе, который, очевидно, возможен на основании форм статистической отчетности Д-8. Либо следует разработать для этих целей новые формы отчетности.
Следует подчеркнуть, что введение профильного обучения в соответствии с Концепцией федеральных компонентов государственного образовательного стандарта с 1995 года в российской системе образования столкнулось с серьезными трудностями ввиду отсутствия финансирования. Фраза из пояснительной записки о финансировании вариативной части Базисного учебного плана о том, что "факультативные, индивидуальные и групповые занятия финансируются независимо от количества учащихся в группе, т.е. на одного ученика" не была финансово обеспечена, отсутствовал механизм и норматив финансирования на одного ученика. Поэтому до сих пор остается проблемным финансирование вариативной части учебных планов школ с большим количеством профильных групп. Возникает закономерный вопрос: изменится ли данная ситуация при введении нового порядка финансирования общеобразовательных школ, Законопроект о котором внесен Президентом России 17 декабря прошлого года в Государственную Думу и до сих пор еще не принят?
Концепция профильного обучения не дала ответа на вопрос, является ли профильное обучение расширенным и углубленным изучением отдельных предметов или оно должно обеспечивать качественное усвоение программ тех предметов, которые ребенок выбрал в качестве профильных. Мы исходим из того, что должно быть принято второе понимание.
Мы приняли участие в эксперименте по введению единого государственного экзамена для того, чтобы получить результаты, которые позволили бы нам выяснить, что мешает давать качественное образование.
Одним из важнейших вопросов современной государственной политики модернизации образования становится повышение объективности итоговой аттестации выпускников общеобразовательных школ путем введения единой системы оценивания и проверки результатов обучения выпускников школ и знаний абитуриентов в форме единого государственного экзамена.
Участие нашей области в российском эксперименте по введению ЕГЭ показало, что система общего среднего образования Новгородской области дает качественное образование: средний балл ЕГЭ в регионе по всем семи предметам (русскому языку, математике, истории России, физике, биологии, химии и географии) превышает среднероссийские показатели. В аналитический доклад Новгородской области внесено 16 предложений по совершенствованию процедуры ЕГЭ.
Наиболее актуальной проблемой, зафиксированной в процессе эксперимента в 2002 году, являлась рассогласованность во взаимодействии структурных подразделений Министерства образования России и других привлекаемых организаций. В этом году работа Минобразования России и федерального Центра тестирования стала более согласованной, но опять возникла проблема установления сроков итоговой аттестации, проводимой в традиционной форме и в форме и по материалам ЕГЭ (2 июня - русский язык и литература (сочинение) в традиционной форме; 4 июня - русский язык в форме и по материалам ЕГЭ, а первоначально был назначен на 3 июня).
Поэтому, поддерживая принятые коллегией Министерства образования РФ задачи и основные направления совершенствования содержания и процедур проведения ЕГЭ на 2003 год, педагогическое сообщество Новгородской области предлагает Департаменту общего образования в соответствии с отведенной Законом "Об образовании" компетенцией устанавливать сроки проведения итоговой аттестации - и в традиционной форме и в форме и по материалам ЕГЭ, а затем согласовать их со всеми ведомствами и заинтересованными субъектами управления, включая отдел обеспечения ЕГЭ и Центр тестирования Минобразования России.
Актуальным сейчас является вопрос, как засчитывать в рамках эксперимента по ЕГЭ результаты победителей III этапа (областного) Всероссийской предметной олимпиады на школьном уровне. Министерство образования РФ пока соответствующих рекомендаций не разработало.
В числе семи субъектов Российской Федерации Новгородская область включилась в эксперимент по реструктуризации сети общеобразовательных школ, расположенных в сельской местности.
Что касается модернизации образования на селе, считаем необходимым обратить внимание на три момента:
1) развитие дистанционного образования на основе создания Интернет-классов;
2) обеспечение подвоза детей в школы;
3) организация индивидуального обучения на дому (в том случае, если родители будут готовы взять на себя соответствующие затраты).
Органы местного самоуправления, родители, учащиеся должны решать, какой из этих вариантов является более предпочтительным. С нашей стороны должны быть разработаны нормативы финансирования, гарантирующие получение качественного образования.

Специальное образование
Прямым и может быть наиболее драматическим следствием экономических и социальных потрясений 90-х годов явился устойчивый рост количества детей с различными проблемами в развитии. На сегодняшний день их насчитывается около 10000 человек, что почти в 2 раза больше в сравнении с 1996 годом. Это потребовало значительного увеличения количества специальных групп в дошкольных образовательных учреждениях, расширение сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений и специальных классов в общеобразовательных школах, совершенствование практики организации обучения детей индивидуально на дому.
Деятельность администрации области была направлена на увеличение возможностей получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В регионе были разработаны и утверждены нормативно-правовые акты: "Временное положение об организации работы ПМПК", "Временное региональное положение о реабилитационных отделениях - специальных группах профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждения начального профессионального образования".
Продолжается совершенствование дифференцированной сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Дополнительно к 14 имеющимся в последние годы открыты: школа-интернат для детей с нарушением интеллекта, школа-интернат для детей с нарушением слуха, школа для детей с девиантным поведением открытого типа. Созданы специальные классы для детей с нарушениями зрения и речи.
Появились разнообразные формы интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями и здоровых детей не только в общеобразовательных учреждениях, но и в профессиональных учебных заведениях.
Так, в профессиональном училище № 18 открыто реабилитационное отделение для детей-сирот - выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в агролицее № 25 открыто школьное отделение с 5 по 9 класс для детей-сирот с задержкой психического развития.
Удалось значительно увеличить подготовку психолого-педагогических кадров для специальных коррекционных учреждений. 1300 педагогов прошли специальную подготовку как в Региональном центре развития образования, так и во время курсовой подготовки, организуемой непосредственно в городах и районах области.
Важнейшим элементом специального образования являются психолого-медико-педагогическая диагностика, консультирование и индивидуальная поддержка детей с отклонениями в развитии. Организация этой работы сопровождается значительными трудностями, вызванными финансовыми и кадровыми проблемами, при отсутствии Типового положения о психолого-медико-педагогической консультации.
Объем работы 8-ми созданных в области ПМПК в настоящее время значительно превышает существующие нормативы и не позволяет в ряде случаев обеспечить своевременное и качественное сопровождение, и особенно раннюю диагностику. В 2001 году комитетом образования уменьшена норма обслуживания детей на один комплект специалистов с 15 тысяч до 11 тысяч. Для оказания ранней медико-педагогической помощи ребенку и его семье почти во всех территориях области созданы психолого-педагогические службы и психолого-педагогические и медико-социальные центры. Их создание и деятельность также поддерживаются и стимулируются на региональном уровне путем установления регионального финансового норматива.
Большой проблемой является обучение детей-инвалидов. В области создана школа-центр для детей-инвалидов, выведенных на надомное обучение. Учебный план вышеназванного учебного заведения рекомендован в 2002 году Министерством образования РФ для всех регионов.
Актуальным в нашей работе являлось обновление содержания образования для детей с умственной недостаточностью. Опытно-экспериментальная работа на базе МОУ "Детский дом-школа" г. Боровичи завершилась утверждением в Министерстве образования РФ второго варианта Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Данный учебный план предполагает в 10 и 11 классах углубленную трудовую подготовку с получением соответствующей квалификации, в том числе в учреждении начального профессионального образования. Создание таких классов - также одно из основных направлений нашей деятельности.
Вместе с тем пока не удалось в полной мере решить проблемы раннего выявления детей с отклонениями в развитии, проведения дифференцированной диагностики, оказания своевременной помощи детям и родителям, личностно-ориентированного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей. Дети с нарушениями зрения и часть детей с нарушениями слуха обучаются в других регионах. Родители вынуждены 8 раз в учебном году расходовать большие средства на дорогу от дома до школ-интернатов и обратно. Обучение длится 10-12 лет, дети надолго оторваны от дома, лишены семейного воспитания, кроме этого, их обучение обходится от 45 до 67 тысяч рублей в год, что значительно превышает суммы содержания таких детей в областных учреждениях. Считаем, что часть учреждений интернатного типа для глухих, слабослышащих, слепых и слабовидящих детей, а также детей с тяжелыми нарушениями речи может быть предана на федеральный уровень для межрегионального использования, так как не только в нашей, но и в других областях контингент таких детей небольшой, и создание специальных школ нецелесообразно.
Когда создавались специальные (коррекционные) образовательные учреждения в Новгородской области, на это шли деньги областного бюджета. Строительство аналогичных учреждений в ряде областей осуществлялось за счет федеральных средств. Предполагалось, что эти учреждения будут обучать детей из других регионов. Но сейчас за это требуют деньги. На каком основании?
В большинстве образовательных учреждений уровень материально-технического, учебно-методического и кадрового обеспечения не соответствует современным требованиям.
Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений зачастую неконкурентоспособны на современном рынке труда. Не всегда имеются необходимые условия для получения ими доступного профессионального образования на всех уровнях.
Задержка принятия федерального закона о специальном образовании тормозит окончательное формирование нормативно-правовой базы и экономических механизмов дальнейшего развития этого вида образования по таким важным направлениям как:
- опережающее развитие обязательной дошкольной коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями, начиная с 1-3 лет, в результате которой около 50% детей смогли бы обучаться в общеобразовательных учреждениях, а не в специальных (коррекционных);
- создание системы психолого-педагогической поддержки детей, не охваченных пока специальным образованием (глубоко умственно отсталые дети, в том числе с синдромом Дауна, с тяжелыми и множественными нарушениями);
- создание и развитие специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях всех ступеней, типов и видов, а также обеспечение условий для коррекционно-развивающего обучения детей в семье, на дому;
- стабилизация деятельности существующих и развитие сети малокомплектных (по месту жительства) специальных (коррекционных) образовательных учреждений, создание в них службы специальной психологии и системы постоянного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка.
Требуется совершенствование содержания специального образования и профессиональной подготовки соответствующих специалистов, разработка национально-региональных компонентов Государственного стандарта.
Представляется необходимым развитие системы дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями, дальнейшее совершенствование федерального комплекта учебников и учебных пособий, диагностического инструментария для психолого-медико-педагогической диагностики, разработка научных основ содержания и системы подготовки лиц с ограниченными возможностями к жизни в обществе, к профессиональной деятельности.
Необходимо совершенствование системы целевой подготовки лиц с ограниченными возможностями.

Начальное профессиональное образование
До 1997 года учреждения начального профессионального образования Новгородской области, как и во всей России, находились в ведении Министерства образования Российской Федерации. В 1997 году постановлением Правительства Российской Федерации был решен вопрос о передаче их в государственную собственность Новгородской области и переводе финансирования из федерального бюджета в областной. На Северо-Западе России в такой ситуации находятся только два субъекта Российской Федерации: Новгородская область и г. Санкт-Петербург. Поэтому и система управления учреждениями начального профессионального образования Новгородской области складывается нетипично, в том числе и по отношению к Санкт-Петербургу.
Администрация области прекрасно понимает, что наибольшую эффективность системы начального профессионального образования можно обеспечить только объединив усилия учреждений профессионального образования и организаций всех форм собственности и подчинения по обеспечению подготовки квалифицированных кадров в соответствии с потребностями рынка труда. С этой целью при Администрации области создан Консультативный совет по профессиональному образованию. Однако в конечном итоге заказчиками кадров должны быть местные органы самоуправления, аккумулирующие потребности работодателей в кадрах рабочих и специалистов. Поэтому подобные Консультативные советы созданы в городах и районах области при местных администрациях. Сегодня мы можем говорить о сложившейся в нашем регионе практике формирования муниципального заказа на подготовку кадров в соответствии с текущими и перспективными потребностями работодателей, что дает возможность более грамотно планировать прием. Сейчас, когда планируемые расчетные показатели учреждения принимаются комитетом образования области только при условии их согласования с Консультативным советом города или района, мы практически перестали слышать от руководителей местных органов самоуправления, что училища готовят "не тех и не так".
Однако при достаточно большом потенциале Консультативных советов их деятельность не влияет значительно на улучшение финансовой положения, развитие учебно-материальной базы учреждений. Не могут помочь Консультативные советы и в разрешении проблем, связанных с взаимоотношениями с коммунальными службами, энергопоставляющими организациями и т. д. Как правило, срабатывает формула: "Вы не наши". Сегодня это актуально в связи с тем, что благополучие учреждений в условиях недостатка финансирования складывается, в том числе, и за счет хороших взаимоотношений с различными муниципальными структурами.
Поэтому распоряжением Администрации области четырем территориям по отношению к 9 учреждениям начального профессионального образования была передана часть полномочий учредителя: финансирование, назначение директора и ряд других. В то же время эти учреждения остались государственными, их финансирование осуществляется из местного бюджета, но по региональному нормативу, который не может быть уменьшен.
В сентябре 1999 года распоряжением Администрации области было рекомендовано главам городов и районов создать попечительские советы с целью совершенствования начального профессионального образования и обеспечения подготовки кадров, востребованных рынком труда. В течение 2000 года были созданы для всех учреждений начального профессионального образования попечительские советы. Возглавляют их главы или заместители глав городов и районов, в состав входят руководители организаций и предприятий, наиболее заинтересованных в подготовке квалифицированных кадров. Инициируя создание попечительских советов, мы рассчитывали прежде всего на укрепление учебно-материальной базы за счет объединения усилий учреждений и работодателей.
Анализ работы попечительских советов показал, что попечители не только оказывают помощь в развитии учебно-материальной базы, но и принимают участие в согласовании содержания образования, организации производственного обучения и производственной практики, проведении конкурсов профессионального мастерства, квалификационных экзаменах, выделяют дополнительные стипендии учащимся, премируют лучших.
Однако все предпринятые меры на уровне региона не позволяют сегодня полностью решить проблему обеспечения доступности и качества начального профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда. Каждому району для обеспечения нормального функционирования нужны специалисты не одного десятка профессий. Реализовать это требование в рамках одного учреждения невозможно. Следовательно, необходимо обеспечить мобильность выпускников школ, дать возможность получить профессию, востребованную рынком труда и соответствующую индивидуальным запросам. Регионы вправе ожидать серьезных решений на уровне Федерации. В этой связи считаем необходимым:
во-первых, ввести федеральный норматив на одного учащегося, который был бы единым для всех учреждений начального профессионального образования Российской Федерации, не зависимо от того, в чьем ведении они находятся;
во-вторых, предоставить право органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации направлять средства, определенные нормативом, в след за учащимся в учреждения других регионов, если учащийся будет получать там профессию по направлению работодателей, или в учреждения своего региона; объем финансирования системы начального профессионального образования региона при этом должен зависеть только от количества желающих получать профессиональное образование;
в-третьих, освободить от всех видов налогов внебюджетные средства учреждений начального профессионального образования, если они в соответствии со статьей 45 Закона Российской Федерации "Об образовании" полностью реинвестируются в образовательное учреждение;
в-четвертых, не увеличивая общую сумму налогов, которые платят работодатели, выделить из этой суммы определенный процент на профессиональную подготовку и разрешить предприятиям и организациям различных форм собственности перечислять средства непосредственно в учреждения, ведущие для них подготовку кадров;
в-пятых, необходимо отменить все продекларированные, но не обеспеченные денежным содержанием социальные выплаты (питание, обмундирование), а для социальной поддержки обучающихся разработать положение и механизм кредитования профессиональной подготовки, когда родители учащихся из малообеспеченных семей могут брать ссуду в банке на покрытие расходов по проезду, питанию, приобретению учебной литературы; следует предусмотреть возможность погашения полученной ссуды, если учащийся трудоустроился по полученной профессии, государством или работодателем за счет средств, выделяемых на подготовку кадров.
Уровень доступности начального профессионального образования в значительной степени зависит от продолжительности обучения. В настоящее время для выпускника основной школы она составляет, как известно, от 3 до 4 лет. Столь большие сроки обучения, вызванные тем, что учащийся помимо профессиональной подготовки получает среднее (полное) общее образование, существенно увеличивают затраты на получение собственно профессионального образования, а значит делают его менее доступным. В связи с этим считаем необходимым сократить сроки обучения за счет перевода учреждений начального профессионального образования на подготовку кадров без общеобразовательной составляющей. Получение среднего (полного) общего образования должно осуществляться в общеобразовательных учреждениях по месту проживания подростков. Это позволит значительно сократить расходы семьи, связанные с профессиональным образованием ребенка.

Высшее и среднее профессиональное образование
Одно из наиболее заметных и важных изменений в высшем профессиональном образовании - возникновение и развитие региональных университетов и региональных университетских комплексов, которые осуществляют подготовку новых поколений граждан к трудовой деятельности на территории их проживания.
Создание в 1993 году Новгородского университета классического типа является исторически предопределенным и закономерным явлением. Университет при его создании и развитии аккумулировал традиции образования и просвещения, накопленные за 11 веков существования Великого Новгорода, и обеспечил их развитие на качественно новом уровне. Интеграция отраслевых вузов, техникумов, профессиональных училищ, научно-производственных и инновационных структур в единый комплекс позволила университету стать центром развития науки, образования и культуры Новгородской области, а также осуществлять подготовку кадров не только для регионального рынка труда, но и для Северо-Запада России.
Сегодня Новгородский университет является федеральной экспериментальной площадкой Минобразования России по развитию университетских комплексов. Современная система непрерывного образования Новгородской области при ведущей роли университета сложилась не стихийно, а благодаря длительной и целенаправленной нормотворческой, преобразовательной деятельности творчески активной части регионального образовательного сообщества, при конструктивной поддержке инициативных, способных к инновациям руководителей администраций городов, районов и области.
В настоящее время активно реализуются задачи модернизации российского образования, готовятся правительственные решения в области совершенствования профессионального образования. Нам известна дискуссия, развернувшаяся в этой связи вокруг концепции ведущих вузов страны, которым должна быть оказана государственная финансовая поддержка. В русле этой дискуссии считаем необходимым вернуться к рассмотрению вопроса об установлении такой категории, как ведущий вуз федерально-регионального значения с соответствующей государственной финансовой поддержкой, на которую по праву может претендовать Новгородский государственный университет - достаточно мощный и современный комплекс - разумеется в рамках процедуры конкурсного отбора.
В статье 40 Закона "Об образовании" предусматривается финансирование обучения в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета не менее 170 студентов на каждые 10 тысяч человек, проживающих в Российской Федерации. Должна ли быть предусмотрена квота для обучения в ведущих вузах страны представителей от Новгородской области?
Создание университетского комплекса обеспечило, в том числе, тесную интеграцию высшего и среднего профессионального образования. Наша позиция заключается в том, что среднее профессиональное образование - экономичный, самодостаточный, востребованный личностью и обществом уровень профессионального образования. Гибкость, мобильность и краткосрочность подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена соответствуют нынешнему состоянию и перспективным потребностям развития экономики. Система среднего профессионального образования является не только сферой подготовки кадров, но и решает многие социальные и молодежные проблемы российского общества.
Администрация области оказывает материальную помощь студентам путем частичной компенсации стоимости проезда, студенческим семьям, имеющим детей. С целью поощрения лучших студентов присуждаются ежегодно именные стипендии "Господин Великий Новгород" (5 стипендий). Совместно с советом директоров
ссузов области подводится рейтинг ссузов в соответствии с разработанным Положением об оценке деятельности ссузов Новгородской области и публикуется в средствах массовой информации.
В то же время в развитии среднего профессионального образования сохраняется ряд проблем. Учреждения среднего профессионального образования сегодня ведут подготовку кадров в основном для той территории, где они расположены, или по крайней мере для близлежащих регионов, так как практика всероссийского распределения выпускников ушла в прошлое. Сохранение средних специальных учебных заведений федерального подчинения не учитывает этого обстоятельства. В результате, возникает несоответствие между структурой и объемом подготовки кадров, с одной стороны, и запросами регионального рынка труда - с другой.
С целью оптимизации управления системой среднего профессионального образования мы считаем необходимым:
- предоставить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации право определять объем и структуру приема студентов в учреждения среднего профессионального образования федерального подчинения в пределах контрольных цифр приема студентов на обучение;
- финансирование из федерального бюджета расходов учреждений профессионального образования федерального подчинения по подготовке востребованных территориями квалифицированных кадров осуществлять региональными управлениями федерального казначейства по поручениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- установить для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в определении объема и структуры приема студентов в учреждения профессионального образования федерального подчинения, необходимость ежегодного отчета по показателям трудоустройства выпускников отраслевых учреждений в соответствии с полученным образованием;
- органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации представлять в федеральные министерства и ведомства, имеющие средние специальные учебные заведения, обоснование объема и структуры подготовки кадров путем направления информации об уровне трудоустройства выпускников предыдущего года.

Финансовая политика
В рамках подготовки второй программы развития системы образования области на 1996-2000 гг. в части определения финансовой политики были выявлены следующие проблемы, требующие решения:
- отсутствие финансовой самостоятельности образовательных учреждений;
- отсутствие реального прогноза бюджетных ассигнований по территориям.
Для решения данных проблем нами были поставлены следующие задачи:
- перевод образовательных учреждений на самостоятельный баланс;
- разработка и внедрение региональных нормативов бюджетного финансирования.
Приступая к решению задачи по переводу образовательных учреждений на финансовую самостоятельность, мы исходили из существующей в области ситуации, а именно, большого количества сельских малокомплектных школ, в которых трудно и экономически нецелесообразно формировать бухгалтерскую службу. Для решения данного затруднения в одной из централизованных бухгалтерий при муниципальном органе управления образованием был проведен областной эксперимент по организации новой формы бухгалтерского учета в рамках централизованной бухгалтерии. Суть эксперимента заключалась в следующем: каждому образовательному учреждению открывался свой расчетный счет в банке, кроме того, за каждым образовательным учреждением закреплялся свой бухгалтер. Таким образом, мы полностью изменили структуру централизованной бухгалтерии. В этих условиях все виды оплаты средств стали проводиться только по распорядительной подписи руководителя образовательного учреждения и подписи бухгалтера, закрепленного за учреждением. Весь комплекс бухгалтерских, экономических, контрольных функций, начиная от составления сметы доходов и расходов и заканчивая составлением бухгалтерского отчета по учреждению, выполнялся бухгалтером, закрепленным за учреждением.
Около 40% образовательных учреждений области использовали эту форму организации бухгалтерского учета.
Параллельно нами велась планомерная, целенаправленная разъяснительная работа по этому вопросу со всеми категориями руководителей - заместителями глав городов и районов, руководителями муниципальных финансовых органов, органов управления образованием, образовательных учреждений, главными бухгалтерами централизованных бухгалтерий.
Результаты выполнения данной работы ежегодно отслеживались при подведении итогов выполнения очередного этапа реализации программы и в рамках промежуточного ежеквартального контроля. Итогом работы стал перевод в 1999 году всех образовательных учреждений области на финансовую самостоятельность.
К сожалению в этой работе мы не чувствовали поддержки Министерства образования Российской Федерации, а мы были бы ей благодарны даже в том случае, если бы она выразилась в целенаправленном контроле за нашей деятельностью по выполнению статьи 43 закона Российской Федерации "Об образовании".
С целью решения второй задачи в 1997 году началась разработка региональных нормативов бюджетного финансирования. В 1999 году областной Думой был утвержден Порядок расчета региональных нормативов бюджетного финансирования образовательных учреждений, а законом "Об областном бюджете на 2000 год" утверждены денежные нормативы бюджетного финансирования, с учетом которых рассчитываются расходы на содержание отрасли "Образование".
Несомненным достижением внедрения региональных нормативов бюджетного финансирования является то, что сегодня в области обеспечен единый подход к финансированию системы образования в зависимости от количества детей, учащихся, студентов, определена единая норма выплаты пособий на опекаемых детей, содержания детей-сирот и т.д. В результате этого в первый год внедрения нормативного финансирования произошло значительное перераспределение бюджетных средств между территориями области. И если внедрение региональных нормативов и не повлекло за собой увеличение бюджетных средств на содержание образования области, то позволило избавиться от влияния субъективных факторов при распределении финансовых средств, обеспечить прозрачность бюджета на стадии планирования, повысить заинтересованность учреждений в эффективном и законном использовании бюджетных средств и стимулировать их к привлечению дополнительных средств.
В настоящее время проводится работа с муниципальными органами управления образованием по разработке и утверждению местных нормативов, улучшающих региональные.
Внедрение региональных нормативов позволило высветить, на что конкретно хватает выделенных государством средств и какие расходы не покрываются или покрываются недостаточно.
Сегодня, когда бюджетных средств на образование не хватает, на наш взгляд, одной их основных задач является грамотное, прозрачное их планирование и эффективное использование. И именно нормативное финансирование позволяет это сделать, поскольку в этом случае каждый субъект Российской Федерации будет знать свою долю средств в консолидированном бюджете и на покрытие каких расходов этих средств хватает.
В плане действий Минобразования России на 2002-2004 гг. по реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденном приказом Министерства образования Российской Федерации от 23.07.2002 года № 2866 в части формирования эффективных экономических отношений в образовании на IV квартал 2002 года заложено поэтапное введение нормативного финансирования образовательных учреждений общего среднего образования на основе разработанной методики определения нормативов, а также организация работы по принятию нормативных актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в части утверждения местных нормативов финансирования образовательных учреждений общего среднего образования с учетом региональных особенностей и специфики малокомплектной сельской школы.
К сожалению, сегодня по этому вопросу мы материалов не получили. В результате до сих пор не знаем, одинакова ли "стоимость" учащегося в Новгородской, Ленинградской, Псковской и других областях, и какие расходы покрывают выделенные бюджетные средства, а какие нет. Без наведения порядка в распределении средств на образование (так, как это сделано в Новгородской области) иметь и распределять больше денег - значит совершать бoльшую ошибку.

Обобщая все сказанное, можно констатировать, что в Новгородской области идет активная работа по реализации концепции модернизации российского образования. Успех этой работы будет зависеть от многих факторов. Предварительные итоги позволяют выразить уверенность в том, что задачи модернизации образования в нашей области будут решены.



ДОШКОЛЬНОЕ И ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ


АВЕРКИН В.Н.
ГУСАРОВА Г.П.
СЕРЕБРЯКОВА Л.А.


СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ НОВГОРОДЧИНЫ:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В федеральных документах о реформировании общего образования особое внимание обращено на структурную перестройку сельской школы, на ее укрупнение на уровне основной и средней (полной) школы. Предложен механизм осуществления реструктуризации, который включает:
* создание образовательных, учебно-культурных, учебно-производственных комплексов на селе в различных их вариантах в зависимости от наличия и характера образовательных, социокультурных и производственных ресурсов;
* организацию транспортного обслуживания сельских школ с помощью системы "школьных автобусов";
* создание пятидневных интернатов на базе полных средних сельских школ;
* развитие дистанционного образования, включая Интернет-образование, и соответствующей сети центров дистанционного обучения.
Для Новгородской области проблема реформирования сельской малочисленной (или малокомплектной) школы особенно актуальна, так как 67% общеобразовательных учреждений находятся в сельской местности.
В настоящее время областную сеть представляют 325 общеобразовательных учреждений, из которых 217 (66,8%) находятся в сельской местности. Из них число начальных школ - 34, что составляет 87% от их общего количества; число основных школ в сельской местности 87 (93,5%); из 177 средних школ области 92 (52%) также расположены в сельской местности. Численность учащихся в названных школах составляет 23102 человека (26,1% от общего числа учащихся), из них в начальных - 331 человек (25,4%), в основных - 4282 (78,1%), в средних - 15773 (21,2%).
Анализ структуры сети сельских общеобразовательных учреждений показывает, что 66,4% сельских школ области имеют наполняемость до 100 учащихся:


Вид ОУ
Кол-во школ
(сельских)
С численностью

100 чел. и выше
менее 100 чел.
из них менее 50
Сельская средняя школа
92
66
24
2
Сельская основная школа
89
5
34
50
Сельская начальная школа
36
-
36
36
Всего
217
73
144
88
%
33,6
66,4
61,1
При этом 12 основных школ работают с контингентом учащихся до 30 человек, а в 17 начальных школах наполняемость составляет от 2 до 10 учащихся.
Для качественной реализации учебных предметов БУП в каждой начальной школе должно работать не менее 4 учителей, в каждой основной и средней - не менее 15-16.
Ситуация на селе такова, что в большинстве начальных школ работает 1-2 учителя, в основных - 7-11, в средних - 12-15 учителей. Таким образом, с точки зрения обеспеченности кадрами для реализации учебного плана средняя школа на селе выглядит лучше основной и начальной.
В то же время, анализируя соотношение численности обучающихся в сельских основных школах с количеством работающих в них учителей, можно отметить, что в некоторых образовательных учреждениях на одного учителя приходится по 1-2 ученика. К примеру, в Никольской основной школе Демянского района 11 учителей обучают 16 учащихся; в основной школе д. Новая Русса Маревского района 7 учителей обучают 21 ученика, из них 2 учителя обучают 14 учеников в начальных классах, а 5 учителей-предметников - 7 учащихся основной школы. Аналогичные ситуации имеют место практически в каждом районе.
В результате, с одной стороны, на организацию деятельности названных образовательных учреждений требуются большие финансовые затраты, а с другой стороны, эти затраты часто не оправдывают себя, так как учителя, имеющие увеличенный предметно-содержательный спектр образовательного процесса, не всегда могут обеспечить должное качество образования.
Анализ материалов в федеральных средствах массовой информации позволяет сделать вывод, что отношение руководителей органов управления образованием разных уровней, руководителей школы, учителей к реформированию и реструктуризации сельской школы неоднозначно. Некоторые из них считают, что закрытие сельских малочисленных (малокомплектных) школ приведет к исчезновению сел и деревень (таково же, например, мнение и доктора педагогических наук, профессора Шерайзиной Р.М., ректора Института непрерывного педагогического образования государственного образовательного учреждения "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого").
Руководители органов управления образованием Боровичского, Любытинского, Новгородского, Парфинского, Пестовского, Солецкого, Страрорусского, Хвойнинского и Шимского районов поняли всю сложность экономической ситуации и проблемы качества подготовки учащихся сельской малокомплектной начальной школы. Поэтому предприняли определенные меры по сохранению сети и улучшению качества обучения младших школьников на селе через интеграцию учреждений дошкольного и общего образования, создание филиалов, включение начальных школ в структуру основных и средних.
В соответствии с задачами областной Программы развития образования на 2001-2005 годы по оптимизации сети образовательных учреждений и в связи с переводом их на финансовую самостоятельность в четырех районах области созданы 8 комплексов "начальная школа - детский сад", в пяти районах области - 6 филиалов основных и средних школ, кроме этого около 100 общеобразовательных учреждений имеют в своей структуре дошкольные группы. В результате проделанной работы значительно изменилась сеть общеобразовательных учреждений.
Комитет образования области, поддерживая опыт вышеуказанных муниципальных образовательных систем и в целом идею реформирования (реструктуризации) сельской школы, предложил руководителям других муниципальных органов управления образованием:
* организовать изучение мнения населения о целесообразности сохранения сельских общеобразовательных учреждений в том виде, как это имеет место в настоящее время, или создания в районе одного или нескольких образовательных центров с пятидневным интернатом или с обеспечением подвоза учащихся (возможны другие варианты);
* сделать расчеты о материальных затратах на содержание малочисленных школ, организацию подвоза по системе школьных автобусов (в соответствии с САН ПИН для учащихся I ступени радиус транспортной доступности не более 15 минут), создание пятидневных интернатов на базе полных средних школ;
* обсудить и предусмотреть возможные варианты сохранения (консервации) сельских малочисленных школ в период временного отсутствия контингента учащихся в условиях демографического кризиса.

страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign