LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 12
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вы помогаете ученикам принимать решения?
Вы отвечаете_ на вопросы учеников, насколько возможно, терпеливо и честно?
Вы сравниваете учеников друг с другом?
Вы никогда не наказываете ученика унижением?
Вы никогда не хвалите учеников беспредметно и неискренне? Поощряете ли Вы в учениках стремление к самостоятельности?
Вы доверяете своим ученикам?
Считаете ли Вы, что учитель всегда прав?
Умеете ли Вы с юмором выходить из неприятных ситуаций? Вы раздражаетесь, если ученик не сразу понимает, чего от него хотят?
Организуя воспитательную деятельность, Вы ориентируетесь на интересы учащихся?
Вы всегда анализируете свою воспитательную деятельность?

Если Вы набрали 22 балла и более, значит, у Вас большой опыт организации воспитательной деятельности, которым Вы щедро делитесь с коллегами. Вы - источник идей, часто заражаете своей энергией других. Успехи коллег Вас радуют так же, как и свои собственные. Если случаются конфликты, то размышляя, кто в них виноват, Вы обычно начинаете с себя. Вы умеете критически осмыслить и проанализировать свою деятельность. Вы пользуетесь авторитетом у своих учеников и коллег, родителей.
Если Вы набрали от 18 до 21 балла, то Вы не всегда последовательны в организации воспитательной деятельности. Следовало бы четче продумывать цели и задачи, которые Вы хоти-



52

53









те реализовать. Признайтесь, что Вы испытываете затруднения при анализе воспитательной деятельности. При выборе форм работы отдаете предпочтение традиционным. Вы интересуетесь опытом других, но не всегда стремитесь реализовать интересные идеи в своей практике. Часто принимаете решение сами, хотя поощряете стремление к самостоятельности у учеников, доверяете родителям учащихся. Главное - Вы видите, над чем нужно работать, и в этом залог Вашего успеха.
Если Вы набрали от 14 до 17 баллов, у Вас много затруднений при организации воспитательной работы. Идеи, которые возникают у Вас и Ваших учеников, часто остаются невоплощенными. В классе нередко возникают конфликтные ситуации по разному поводу, их можно было бы избежать, будь Вы более внимательны и терпимы к ученикам. Обратитесь за помощью и советом к коллегам, родителям. Возможно, Вы необъективны в оценке своей деятельности, не хотите выносить сор из избы, не всегда правильно реагируете на практические замечания. Постарайтесь идти от интересов учеников, найдите болевые точки, планируйте каждый свой день. Многое зависит только от Вас самих.
Если Вы набрали 13 баллов и меньше, Ваши затруднения естественны. Главное - Вы хотите работать творчески, Вам нравится быть вместе с детьми. Вы критически относитесь к себе, к своей деятельности, Вам интересен опыт других. Если же Вы опустили руки из-за неудач, потеряли веру в свои силы, разочаровались в своих учениках, не отчаивайтесь, соберитесь. При желании Вы можете изменить -ситуацию к лучшему.
Суммируйте очки по всем четырем группам:
Если Вы набрали 80 баллов и больше, Ваш уровень готовности к воспитательной деятельности высокий.
Если Вы набрали от 64 до 79 баллов, уровень готовности средний.
Если Вы набрали от 48 до 63 баллов, уровень готовности низкий.
Если Вы набрали меньше 47 баллов, есть повод еще раз проанализировать свою профессиональную деятельность.
Определив уровень готовности.к воспитательной деятельности, еще раз подумайте над вопросами теста. Постарайтесь определить для себя пути повышения уровня готовности к воспитательной деятельности. Вы можете посоветоваться с методистами, получить консультацию в ИПК и ПРНО МО.

Конечно, у каждого из Вас будут свои пути и способы повышения профессионализма. Надеемся, что наши советы помогут Вам.
1. Развивайте в себе профессиональные качества, такие как
общительность, доброжелательность, тактичность, любовь к
детям, ответственность, самокритичность и т.д. Ответ на вопрос
"Как это сделать?" Вы найдете в психолого-педагогической ли
тературе, у специалистов в ИПК и ПРНО МО.
2. Повышайте свой теоретический уровень. Для этого при
ведите в порядок свою домашнюю библиотеку. Регулярно про
сматривайте периодическую педагогическую печать. Найдите
время, чтобы обратиться к трудам известных педагогов, поста
райтесь осмыслить их воспитательные идеи. Выступайте на
педсоветах, методических объединениях, используйте при этом
свои знания в области теории. Узнайте, какие проблемные кур
сы, спецсеминары проводятся в ИПК, на каких кафедрах, у
каких ученых Вы можете получить квалифицированную по
мощь, консультацию. Ведите краткие конспекты прочитанно
го, на полях своих записей делайте пометки, свидетельствую
щие о том, с какими положениями Вы согласны, а с какими - нет,
какие вызывают у Вас сомнения, как можно реализовать ту
или иную идею. Желательно, чтобы Вы обсуждали прочитан
ное с коллегами.
3. Составьте программу изучения учащихся. В этом сложном
вопросе не обойтись без помощи психолога. Информация, кото
рую Вы получите, позволит судить о развитии личности школьни
ков, об их жизненном самоопределении, системе ценностей, отно
шении к миру, обществу, людям, самим себе. Внимательно
анализируйте полученный материал. Его можно использовать
не только при реализации личностного подхода в воспитании, но
и при подготовке выступления на педагогическом совете, методи
ческом совете, родительском собрании, на семинарах в ИПК.

4. Обращайтесь к опыту своих коллег, постарайтесь выде
лить его сильные стороны, основные идеи, подумайте, как мож
но реализовать эти идеи в вашем классном коллективе, среди
ваших учеников. И, конечно, не забывайте, что выбор методов,
приемов воспитательной деятельности зависит от конкретных
условий, опыта, возможностей, интересов и запросов ваших
воспитанников и Вас самих.
5. При организации воспитательной деятельности строго
следуйте логике процесса воспитания. Чаще анализируйте то,
чем занимаетесь. Прежде всего определите цель, которую
4.

4.
54

55

хотите достичь, конкретизируйте ее на уровне задач. Продумайте этапность процесса воспитания, варианты, способы и пути достижения цели. Прислушивайтесь к мнению коллег, родителей, Ваших учеников, собственному опыту и интуиции. Не бойтесь быть гибким, менять что-то на ходу, экспериментировать. Советуем Вам создать картотеку воспитательных дел, которые проводились или о которых Вы когда-либо слышали или прочли. Не старайтесь угнаться за количеством - обратите внимание на их форму и содержание. По возможности посещайте воспитательные мероприятия своих коллег. Учитесь анализировать как отдельные мероприятия, так и воспитательный процесс в целом.
Возникают проблемы, трудности? Если Вы их видите, значит уже на пути решения.
6. Советуем развивать в себе организаторские качества, вни
мательно и доброжелательно относиться к тем, кто рядом с
Вами, помогать коллегам. Тогда у Вас будет больше помощни
ков и единомышленников среди учителей-предметников, роди
телей учеников, бывших Ваших учеников. Школьный библио
текарь, психолог, социальный педагог тоже придет Вам на
помощь. Учреждения дополнительного образования распола
гают огромными потенциальными возможностями в воспита
нии детей. Советуем сотрудничать с методистами, руководите
лями кружков и др.
7. Старайтесь быть интересным для других. Найдите время,
чтобы отдохнуть, почитать, заняться любимым делом, посмо
треть интересную передачу, послушать музыку. Улыбнитесь
себе и другим.

Приложение 6 Примерные темы творческих отчетов педагогов
• Презентация воспитательной системы образовательного
учреждения.
• Есть такая традиция.
• Концепция развития школьной воспитательной систе
мы.
• Возрождение детских п юношеских организаций.
" Развитие школьного самоуправления: ошибки и удачи.
• Формирование благоприятного интеллектуального и эмо
ционального фона, окружающего ребенка.
• Понять ребенка, принять его, помочь ему.
• Когда мы вместе, мы знаем много.
• Семья и школа: нам нельзя друг без друга.
• Реализация тендерного подхода в воспитании.
• Опыт формирования воспитательного пространства.
• Воспитывая - обучаю, обучая - воспитываю.
• Мой долгий учительский опыт.
• Наши дети нас учат и воспитывают.
Приложение 7 Темы творческих педагогических сочинений
(Учитываются актуальность затрагиваемых проблем; полнота раскрытия темы; аргументированность положений и выводов, их оригинальность; практическая значимость поднятой проблемы; умение оперировать конкретным фактическим материалом; логика и стиль изложения.)
• Просто я работаю волшебником...
• Школа - гарант гражданского согласия.
• Расскажу о своих коллегах.
• Самый главный урок.
• Спасти другого от беды.
• Кто виноват?
• Что делать?
• О чем рассказала фотография?

57

• На трудном пути к успеху.
• Вперед не оглядываясь?
• Воспитание здорового поколения.
• У кого мы учимся?
• Педагог - дети: творческое сотрудничество.
• Заповеди моей профессии.
• Мое педагогическое кредо.
Приложение 8 Примерная структура анализа воспитательного мероприятия
1. Подготовка мероприятия:
• название мероприятия, форма его проведения;
• обоснование выбора данной формы;
• цели, задачи (способы предъявления их учащимся);
• мотивация учащихся на достижение поставленных це
лей;
• активность учащихся в процессе подготовки меропри
ятия;
• проблемы, возникшие на данном этапе, пути их прео
доления.
2. Проведение мероприятия:
• актуализация целей, задач (четкость, убедительность,
оригинальность их предъявления);
• состояние готовности педагога и учащихся к данному
мероприятию;
• соответствие содержания мероприятия возрасту, инте
ресам, особенностям учащихся данного класса;
• оригинальность выбора формы проведения мероприя
тия;
• обоснованность используемых методов, приемов, средств;
• реализация индивидуального и личностного подходов
к учащимся;
• активность детей; стимулирование учащихся на дости
жение поставленной цели;
• объективность, обоснованность, своевременность оце
ночных суждений педагога;


• организованность учащихся, выполнение ими норм и
правил поведения (была ли необходимость в организа
ции контроля за поведением учащихся);
• обеспечение и соблюдение гигиенических норм и трав-
мобезопасности учащихся.
3. Эмоциональный фон:
• способы создания благоприятного морально-психоло
гического климата;
• регуляция взаимодействия между участниками меро
приятия;
• реакция на успех (неудачу) одноклассников (или дру
гих участников мероприятия);
• участие педагога, его общая культура.
4. Оценка результативности мероприятия:
• место данного мероприятия в общей системе воспита
тельной работы;
• достижение цели, уровень решения поставленных задач;
• расширение общего кругозора участников;
• освоение учащимися новых знаний, умений, социаль
ного опыта;
• нерешенные проблемы;
• реакция детей на достигнутый результат;
• "последствие" (термин И.П. Иванова).
Приложение 9
Вопросы к экзамену по теории и методике воспитания для учителя-предметника
1. Воспитание - составная часть образовательного процесса.
Цели и задачи воспитания.
2. Социализация личности. Факторы социализации. Роль
учителя в этом процессе.
3. Пути интеграции обучения и воспитания в образователь
ном процессе.
4. Создание благоприятного интеллектуального и эмоцио
нального фона на уроке и вне его.
2.

2.
58

59

5. Реализация индивидуального и личностного подходов в
образовательном процессе.
6. Создание ситуации успеха на уроке и вне его.
7. Современные представления о коллективе. Коллектив и
личность.
8. Методы изучения учителем коллектива и личности.
9. Новые технологии воспитания.

10. Роль учителя в формировании общей культуры учащихся.
11. Содержание и формы работы учителя с родителями в
современных условиях.
12. Сотрудничество субъектов образовательного процесса.
13. Учитель в рамках гуманистической воспитательной си
стемы.
14. Индивидуальность ребенка, создание условий, благо
приятных для ее развития.
15. Развитие и воспитание личности в условиях гуманисти
ческой воспитательной системы.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Закон РФ "Об образовании" // Образование в документах.
1996. - № 5. -С. 7-61.
2. Закон Московской области "Об образовании" // Законодатель
ные и нормативные акты Московской области, регулирующие, отноше
ния в сфере образования: Сб. документов. - М., 1999. - С. 90-121.
3. Конвенция о правах ребенка. - М., 1991.
4. Бондаревская Е.В. Ценностные основания ценностно-ориенти
рованного воспитания // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29-36.
5. Бондаревская Е.В., Кульневич СВ. Педагогика: личность в гу
манистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие. -
Ростов-на-Дону, 1999.
6. Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методоло
гия, теория, практика. - М., 1990.
7. Васильев Ю.В., Новиков А.Н. Развивающее социально-педагоги
ческое пространство - условие развитие региона / Под ред. Ю.В. Ва
сильева, А.М. Новикова. - М., 1994.
8. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня /
Под руководством Н.Л. Селивановой. - М., 1998.
9. Демакова ИД. Должность или призвание. Беседы с организа
тором внеурочной воспитательной работы. Книга для учителя. - М.,
1991.

10. Жестокое обращение с детьми / Т.Я. Сафонова, Е.И. Цымбал,
Л.Я. Олиференко и др. - М., 1993.
11. Караковский В А. Воспитательная система школы: педагоги
ческие идеи и опыт формирования. - М., 1992.
12. Караковский В А., Новиков Л.И, Селиванова Н.Л. Воспитание?
Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспита
тельных систем. - М., 1996.
13. Конаржевский ЮА. Педагогический анализ учебно-воспита
тельного процесса и управления школой. - М., 1986.
14. Краевский В.В. Воспитание или образование // Педагогика. -
2001. - №3. -С. 3-10.
15. Кулъмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. - Л.,
1967.
16. Куликова Л.Н. Воспитание себя. - М., 1991.
17. Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожнова. - М.,
1999.
18. Кульневич СВ. Педагогика личности: от концепций до техно
логий. - Ростов-на-Дону, 2001.
16.
61

19. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 1999.
20. Рыбакова Р.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом
процессе. М., 1991.
21. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-
практическое пособие. - М., 1997.
22. Петрушин В.И. Психологические особенности деятельности
учителя и классного руководителя. - М., 2001.
23. Рожков М.И., Бапбородова Л.В. Организация воспитательного
процесса в школе. - М., 2000.
24. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и орга
низация работы от А до Я. - М., 2001.
25. Справочник заместителя директора школы по воспитательной
работе. - М., 1999.
26. Титова Е.В. Если знать, как действовать: разговор о методике
воспитания. - М., 1993.
27. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. - М., 1997.
28. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. -
М., 1994.
29. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М., 2000.
30. Худоминский П.В. Основы внутришкольного управления. -
М., 1987.
31. Эксперимент в школе: Организация и управление / Под ред.
М.М. Поташник. - М., 1991.
32. Ямбург ЕЛ. Школа для всех. - М., 1997.

СОДЕРЖАНИЕ
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И РАБОТНИКОВ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 3
2. МАТЕРИАЛЫ ПО АТТЕСТАЦИИ
ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ 5
2.1. Диагностическая карта выявления уровня
профессиональной подготовленности заместителя
директора общеобразовательной школы
по воспитательной работе 5
2.2. Показатели оценки продуктивности деятельности
заместителя директора по воспитательной работе 17
3. МАТЕРИАЛЫ ПО АТТЕСТАЦИИ
ПЕДАГОГОВ-ОРГАНИЗАТОРОВ 22
3.1. Диагностическая карта выявления уровня
профессиональной подготовленности педагога-организатора 22
3.2. Показатели оценки продуктивности деятельности
педагога-организатора 28
4. МАТЕРИАЛЫ ПО АТТЕСТАЦИИ
КЛАССНЫХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ 33
4.1. Диагностическая карта для выявления уровня
профессиональной подготовленности классного воспитателя 33
4.2. Показатели оценки продуктивности деятельности
классного воспитателя 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 44
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 61

<< Пред. стр.

страница 12
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign