LINEBURG


страница 1
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ



АТТЕСТАЦИЯ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ И РАБОТНИКОВ
воспитательной сферы общеобразовательных учреждений
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И МАТЕРИАЛЫ
МОСКВА 2005

УДК 371 ББК 74.00 А 92
Аттестация руководителей и работников воспитательной
А 92 сферы общеобразовательных учреждений: Методические
рекомендации и материалы / Авт.-сост. Т.Т. Соколова; Под
общ. ред. Л.Я. Олиференко. - М., АРКТИ, 2005. - 64. с.
(Управление образованием)
5-89415-478-2
В пособии содержатся методические рекомендации и материалы по аттестации заместителей директоров общеобразовательных школ по воспитательной работе, педагогов-организаторов, классных воспитателей. Представлены общая диагностическая карта профессиональной подготовленности указанных категорий педагогических и руководящих работников и показатели оценки продуктивности их деятельности. Приложения пособия включают тест "Самооценка уровня готовности учителя к воспитательной деятельности", примерную структуру анализа воспитательного мероприятия, вопросы к экзамену по теории и методике воспитания для учителя-предметника и др.
УДК 371 ББК 74.00
(c) ИПК и ПРНО МО, 2005
I8ВN 5-89415-478-2
(c) Соколова Т.Т. Составление, 2005
(c) АРКТИ, 2005

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И РАБОТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Изменения, происходящие в обществе, стремительны и кардинальны. Они не обходят стороной и школу. Труднее всего приходится ребенку. Как никогда, он нуждается в совете, помощи, любви, защите.
"Судьба подрастающего поколения зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания"1. К приоритетным задачам, которые должны решать образовательные учреждения, относятся: усиление их воспитательных функций, повышение социального статуса воспитания, увеличение состава субъектов воспитания.
Методические рекомендации помогут подготовиться к аттестации заместителям директоров общеобразовательных школ по воспитательной работе, педагогам-организаторам, классным воспитателям. Их можно использовать также при организации профессиональной деятельности указанных специалистов, разработке их должностных инструкций. Членам аттестационных комиссий рекомендации помогут организовать конструктивную и объективную работу с аттестуемыми.
Целью методических рекомендаций является характеристика общих психолого-педагогических параметров, касающихся всего воспитательного процесса и способов аттестации заместителя директора по воспитательной работе, педагога-организатора, классных воспитателей.
Общие требования к уровню владения аттестуемыми теоретическими знаниями и практическими умениями оцениваются совмещено, одним баллом.
Организационные формы контроля знаний и умений аттестуемого зависят от:
• профессиональной подготовки;
• владения функциональными обязанностями;
• знания актуальных проблем психолого-педагогических и
прочих наук;
• знания теоретических основ воспитания;
• владения понятийным аппаратом;
• знания целей, задач, содержания воспитания в современ-
ных условиях;
1 Федералышя программа развития образования. - Российская газета. - 2000. -15, 18 апреля.

1*-2740

• владения методами, средствами, организационными фор-
мами воспитания;
• знания и владения новыми педагогическими технология
ми;
• знания психолого-педагогической и методической лите-
ратуры и др.
Процедуры аттестации могут быть разными. Наиболее оптимальный вариант - проведение ее в два этапа. Первый - с условным названием "теоретический", второй - "практический".
Назначение первого этапа - выявить уровень квалификации, профессионализма аттестуемых. Лучше всего это сделать посредством квалификационного экзамена. Составляющими такого экзамена являются:
• собеседование по предложенным вопросам;
• реферат с последующей защитой;
• творческий отчет;
• обобщение опыта работы;
• контрольные работы, требующие знания теории;
• семинары по определенной тематике и др.
Цель второго этапа - определение уровня продуктивности педагогической деятельности аттестуемых, отслеживание результатов их профессиональной деятельности. Формы отслеживания могут быть различными:
• наблюдение за учащимися в процессе разнообразной дея-
тельности; определение степени участия учащихся в
классных и общешкольных делах;
• анализ творческих работ учащихся;
• посещение проводимых мероприятий;
• собеседование;
• беседы с родителями, учениками, учителями-предметни-
ками;
• изучение документации и др.

2. МАТЕРИАЛЫ ПО АТТЕСТАЦИИ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
2.1. Диагностическая карта для аттестации профессиональной подготовленности заместителя директора общеобразовательной школы по воспитательной работе
Для 2-й квалификационной категории предусматриваются следующие уровни компетенции ("знания" и "умения")

№ п/п
Заместитель директора по воспитательной работе должен знать
Заместитель директора по воспитательной работе должен уметь
Оценка






1
2
3
4
5
1
Конституцию РФ, законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием
• выстраивать воспитательную деятельность в школе с учетом основных требований, изложенных в этих документах;
• реализовывать положения, изложенные в этих документах;
• осуществлять контроль за степенью реализации субъектами воспитательного процесса основных положений и требований, изложенных в этих документах


2
Конвенцию о правах ребенка, законодательные и нормативные документы, касающиеся соблюдения и защиты прав ребенка
• при организации воспитательного процесса строго следовать статьям данных документов;
• осуществлять методическую работу по освоению основных статей Конвенции классными воспитателями, классными руководителями, учителями и т.д.;
• осуществлять контроль за соблюдением прав детей в образовательном учреждении


3
Устав и локальные правовые акты образовательного учреждения
• свою профессиональную деятельность организовывать согласно данным документам;
• обеспечивать и контролировать выполнение субъектами образовательного процесса Устава образовательного учреждения



Продолжение табл.

Продолжение табл.




п/п
Заместитель директора по воспитательной работе должен знать
Заместитель директора по воспитательной работе должен уметь
Оценка






1
2
3
4
5
4
Основные теоретические положения общей и социальной педагогики
• реализовывать положения в образовательном процессе;
• использовать их при разработке концепции развития воспитательной системы своего образовательного учреждения


5
Основные положения детской, возрастной и социальной психологии
• организовывать воспитательную деятельность с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей детей;
• ориентировать субъектов воспитательного процесса на возрастные, индивидуальные и прочие особенности детей при организации работы с ними


6
Возрастную физиологию
• учитывать физиологические особенности детей разного пола и возраста при организации воспитательного процесса;
• создавать комфортные условия для детей с учетом их физиологического развития


7
Школьную гигиену
• соблюдать гигиенические требования при организации воспитательного процесса;
• контролировать соблюдение гигиенических требований субъектами воспитательного процесса при организации кружков, секций, проведении внеклассных и внешкольных мероприятий и т.д.


8
Правила и нормы охраны труда и техники безопасности
• выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности;
• проводить административно-общественный контроль по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности детей;
• незамедлительно реагировать на несчастные случаи, произошедшие с работниками образовательного учреждения или детьми;





п/п
Заместитель директора по воспитательной работе должен знать
Заместитель директора по воспитательной работе должен уметь
Оценка






1
2
3
4
5

• инструктировать субъектов воспитательной деятельности по вопросам охраны труда, техники безопасности и т.д.;
• составлять инструкции по технике безопасности для школьных кружков и прочую соответствующую документацию;
• организовывать с учащимися и их родителями (лицами, их заменяющими) мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев, происходящих на улице, воде и т.д.;
• проводить с учащимися инструктаж по безопасности проведения воспитательных мероприятий;
• организовывать безопасное проведение образовательного процесса;
• организовывать изучение учащимися правил дорожного движения, поведения в школе на улице, в быту и т.д.


9
Понятийный аппарат общей и социальной педагогики, психологии физиологии и других наук
• профессионально грамотно выражать свои мысли;
• оперировать психолого-педагогическими категориями при разработке и составлении различных документов, методических рекомендаций и т.д.;
• способствовать освоению субъектами воспитательного процесса психолого-педагогических категорий


10
Основы педагогической этики
• соблюдать этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах;
• ориентировать коллег на соблюдение этических норм поведения, соответствующих общественному положению педагога;



Продолжение табл.

Продолжение табл.







п/п
Заместитель директора по воспитательной работе должен знать
Заместитель директора по воспитательной работе должен уметь
Оценка






1
2
3
4
5

• своевременно и профессионально грамотно реагировать на случаи нарушения этических норм поведения


11
Функциональные обязанности заместителя директора по воспитательной работе
• организовывать профессиональную деятельность согласно должностной инструкции;
• анализировать и оценивать результаты своей деятельности;
• принимать критические замечания по поводу выполнения своих функциональных обязанностей и правильно реагировать на них


12
Должностные инструкции субъектов воспитательного процесса
• включать в воспитательный процесс педагогов, согласно должностным инструкциям;
• обеспечивать выполнение субъ-ектами воспитания возложенных обязанностей;
• контролировать деятельность субъектов воспитательного процесса;
• исполнять обязанности заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе в период его временного отсутствия


13
Содержание и формы работы с педагогическим коллективом образовательного учреждения
• подбирать и расставлять педагогические кадры;
• организовывать повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов;
• принимать участие в проведении аттестации педагогических и других работников школы;
• обмениваться информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогами образовательного учреждения;
• активизировать педагогический коллектив на достижение поставленных целей;




№ п/п
Заместитель директора по воспитательной работе должен знать
Заместитель директора по воспитательной работ" должен уметь
Оценка






1
2
3
4
5

• управлять деловыми отношениями между членами педагогического коллектива


14
Особенности образовательного процесса в целом и в своем образовательном учреждении
• определять свое участие в комплектовании школы (педагогическими кадрами и контингентом учащихся);
• принимать меры по сохранению контингента обучающихся, членов кружков, секций и т.д.;
• контролировать соблюдение учащимися Устава и прав;
• определять пути интеграции обучения и воспитания


15
Цели, задачи, содержание воспитания в современных условиях
• выдвигать цели, определять задачи с учетом специфики образовательного учреждения;
• определять пути реализации целей и задач;
• контролировать решение воспитательных задач, реализацию целей субъектами воспитания


16
Принципы планирования воспитательной работы
, организовывать текущее и перспективное планирование внеклассной и внешкольной воспитательной работы;
• обеспечивать своевременное планирование воспитательной работы классными воспитателя ми (руководителями), планирование работы кружков и т.д.;
• осуществлять контроль за вы- полнением планов воспита- тельной работы


17
Методы и формы воспитательной работы в образовательном учреждении
• организовывать жизнедеятель- ность ученического коллектива
• организовывать разные формы воспитательной деятельности
• ориентировать субъектов вос- питания на выбор оптимальных форм и методов воспитательной работы;




Продолжение табл.

Продолжение табл.



№ п/п
Заместитель директора по воспитательной работе должен знать
Заместитель директора по воспитательной работе должен уметь
Оценка


страница 1
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign