LINEBURG


страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ 2001 · № 5




Г.К. АШИН

Элитное образование*
Образовательный процесс занимает важнейшее место в рекрутировании элиты.
Повышение качества элиты напрямую связано с качеством образования в той или
иной стране и непосредственно с образованием, получаемым элитой. Особую роль
образование играет в постиндустриальном, информационном обществе, в котором
огромное значение приобретают инновационные способности элиты, умение нестан-
дартно мыслить, способности к оригинальному решению проблем, многие из которых
принципиально новы для человечества. Вступая в XXI век, мы в полной мере можем
осознать не только важность этой проблемы, но и ее масштабность, наметить
подходы к ее решению, ее практической реализации.
Пожалуй, наиболее отчетливо эта проблема осознается в самых развитых,
продвинутых странах. Там идет настоящая охота за талантами во всех важнейших
областях человеческой деятельности - в политике, бизнесе, науке, искусстве (в том
числе поиски их и за рубежом, инициирующие "утечку мозгов" из менее развитых
стран, еще более увеличивая свой научно-технический отрыв от них).
В информационном обществе неизбежно возрастают требования к самой обра-
зовательной системе. Постиндустриальные структуры постоянно остро нуждаются
в производстве высококвалифицированной элиты, меритократии.
Мировая философско-социологическая мысль все более приходит к выводу,
который на первый взгляд может показаться недемократическим: научный и в целом
культурный потенциал страны определяется не столько средним уровнем участников
социально-экономического процесса, сколько потенциалом ее культурной элиты.
Именно поэтому особо важная задача системы образования - поиск и развитие
потенциальных способностей и талантов, прежде всего подрастающего поколения.
Войдет ли Россия в XXI век как великая держава или же окажется на периферии
человеческой цивилизации? Наше будущее закладывается сегодня, оно в решающей
степени будет определяться молодым поколением, которое начинает жить и творить
в новом тысячелетии. В современном мире стать процветающей страной может
только такое государство, которое создает максимальный простор для реализации
творческих потенций человека, для выявления талантов и способностей людей
и сумеет поставить их на службу обществу. Известно, что коммуникационные
способности, например качества лидера, формируются уже в раннем возрасте.
Для того чтобы выявить и развить эти таланты, нужны определенные предпо-
сылки. Среди них - создание молодому поколению равных стартовых возможностей
для вступления в конкурентную борьбу, чтобы получить образование самого высо-

*Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 00-06-
80372)



А ш и н Геннадий Константинович - доктор филилогических наук, профессор Московского
государственного института международных отношений (Университет) МИД РФ, заслуженный
деятель науки РФ.

82
кого уровня. Именно при этом условии к высшим, наиболее престижным позициям
в обществе придут действительно наиболее талантливые, честные люди, могущие
обеспечить оптимальное управление обществом.
Таким образом, любая социальная система, особенно в условиях постиндуст-
риального общества, нуждается в системе элитного образования, желательно как
можно более открытого. В современных условиях та система, которая закрывает путь
наверх талантам (или хотя бы ставит препоны на их пути), обречена.
Прежде чем перейти к проблемам элитного образования в России, обратимся
к мировому опыту развитых стран Запада, в частности Соединенных Штатов, но
отнюдь не для того, чтобы его копировать, переносить в непреобразованном виде на
российскую почву, а для того, чтобы учесть все его позитивные и негативные
стороны.
Понятие элитного образования. Термин "элитное образование" используется
в литературе неоднозначно, порой в разных смыслах. Прежде всего, элитным
называют образование высокого качества (в англоязычной литературе - high quality
education). Под ним понимают также образование, нацеленное на подготовку элиты, -
политической, экономической, культурной. Кого готовить к занятию элитных пози-
ций? Выходцев из элитных семей, из богатых и знатных, подготавливая замену
родителей детьми, чтобы воспроизводить элиты таким "естественным" способом?
Или же следует искать одаренных детей, талантливую молодежь во всех социальных
стратах общества? Первый подход (назовем его "элитарным образованием") означает
систему закрытого образования, он обрекает на деградацию элитное образование,
да и саму подобную элиту. Применительно к России это означало бы подготовку
к элитным позициям детей высших государственных чиновников и "новых русских",
имеющих возможность нанимать дорогостоящих репетиторов, причем из преподава-
телей элитных учебных заведений. И только второй подход отвечает задаче создания
элиты высокого качества, действительно лучших, отборных - в интеллектуальном
и этическом плане. Это должна быть открытая система элитного образования, и уже
поэтому она более предпочтительна.
Порой под термином "элитное образование" подразумевается образование для
элиты, для выходцев из высших привилегированных классов и страт общества. Для
того чтобы не смешивать эти значения, мы вводим в этом случае термин "элитарное
образование". Таким образом, элитарное образование - это образование для узкого
круга, предназначенное для выходцев из знатных ("элита крови") и наиболее
состоятельных семей (элита богатства). В этом случае неизбежно возникает вопрос
о степени открытости системы образования. Ясно, что элитарное образование - это
закрытая система. А термин "элитное образование" используется по отношению
к такому типу высококачественного образования, которое носит открытый характер,
т.е. им охвачены дети, отличающиеся высокими интеллектуальными способностями,
выходцы из любых социальных слоев, классов, групп, где критерием отбора являются
не знатность, богатство или связи, но именно интеллектуальные и иные качества
личности, ее таланты.
Термин "элитное образование" порой используют и в родовом значении, которое
относится как к закрытому, так и к открытому высококачественному образованию.
Заметим также, что в процессе развития образовательных учреждений различаются,
а затем (особенно в современных условиях) все более расходятся два типа элитного
образования - естественнонаучного и гуманитарного (Ч. Сноу писал по этому поводу
о дивергенции двух типов культур). Соответственно, можно различать также со-
циально-политическое и общекультурное элитное образование. Их различие связано
прежде всего с тем, что первое ориентировано на подготовку политико-администра-
тивной элиты, а второе - на подготовку культурной элиты, создателей духовных
ценностей. Как мы увидим ниже, институт образования исторически возник именно
как элитное образование для выходцев из элитных семей (подавляющее большинство
населения на начальных ступенях развития общества обходилось без специальных

83
образовательных институтов, вернее, образование было имманентной функцией рода,
племени, семьи). И лишь позднее в ходе исторического развития институты образо-
вания становятся более широкими, более открытыми, включающими не-элитные
страты общества и. наконец, институтами массовыми. Интересно, что в России при
советской власти произошла инволюция этого процесса, когда после Октябрьской
революции элитное образование было уничтожено или ушло в тень, и лишь через
несколько десятилетий возникло движение по воссозданию элитных институтов
образования (особенно это относится к среднему образованию).
В конце XX века можно зафиксировать общемировую тенденцию - движение
к демократизации образования, т.е. от элитарного образования, ставящего людей
в неравные условия конкуренции за получение доступа к образованию высшего
качества и означающего дискриминацию по социальным, а также национальным
и иным критериям, к элитному, где образование высокого уровня дополняется его
большей открытостью. Вместе с тем следует признать, что до сих пор открытость
элитного образования никогда не была полной, это именно тенденция (причем пока
еще слабая), как бы один из векторов всемирного образовательного процесса. Нельзя
не отметить также то обстоятельство, что ряд социологов выражают свои опасения
по поводу возможного опошления самой идеи элитного образования, порождающего
порой псевдоэлиту или квазиэлиту.
Из истории элитного образования. История элитного образования включает
развитие элитных образовательных систем и институтов, а также элитопедагогики.
Она особенно интересна с точки зрения впитывания современными образователь-
ными институтами традиций, накопленных многовековым опытом элитного образова-
ния. Интересен и поучителен также опыт отказа от этих традиций (например,
в России в послереволюционный период).
На заре человеческой истории на протяжении десятков тысяч лет образование
было неотделимо от жизни рода, затем семьи: мать выступала в роли педагога по
отношению к дочери, отец - по отношению к сыну, им ассистировали бабушки,
дедушки, соплеменники (т.е. специального института образования не существовало,
он зародился на позднейшей стадии развития первобытного общества, точнее на
стадии его разложения и складывания классово-дифференцированного общества).
Со временем домашнего образования оказалось недостаточно, прежде всего для тех,
кто готовил себя (или кого готовили) на роль вождя племени, шамана или жреца.
А в условиях растущего разделения труда, когда человеку потребовался значительно
больший объем информации, стали создаваться специализированные образователь-
ные институты; в это время возникает и профессия педагога. Одновременно обнару-
жилось, что система разделения труда требует различного уровня подготовки, соот-
ветствующего квалификации того или иного рода деятельности.
Как уже отмечалось, первые образовательные институты возникли как институты
элитные. Само получение образования означало выделение индивида, приобретшего
определенные знания, из числа прочих членов племени, возвышение над ними.
Получение образования было и ценностью в себе, выступало как элитизация лич-
ности и вместе с тем было средством для занятия высокого положения в общине.
Сами образовательные институты носили практически полностью элитный характер,
и лишь много позже расширили круг принимаемых учащихся (это относится прежде
всего к Древней Греции).
Великие античные философы были, как правило, основателями собственных
школ, проявили себя как выдающиеся педагоги (Фалес, Пифагор, Сократ, Платон,
Аристотель, Эпикур) [Ашин и др., 1998]. Во многом благодаря их деятельности
древняя Греция стала колыбелью европейской цивилизации. Например, наставником
Александра Македонского был Аристотель, наставником Нерона - Сенека (впрочем,
Сенеке не удалось укротить неистовый характер Нерона, превратившегося в жесто-
кого тирана, по приказу которого его учитель должен был кончить жизнь само-
убийством).

84
К периоду, который знаменитый немецкий философ К. Ясперс назвал "осевым
временем" истории (VI-IV века до н.э.), относятся и первые классические образцы
рефлексии по поводу сущности элитного образования, его содержания (возникает
элитопедагогика) и его предназначения.
Одна из первых целостных систем элитного образования была разработана
Конфуцием. Эта система влияла на культуру Китая и всей Восточной и Юго-
Восточной Азии на протяжении двух с половиной тысячелетий и продолжает влиять
на нее. Это была не только система получения знаний, но прежде всего духовного,
нравственного самосовершенствования.
Проблемой для Конфуция была не только подготовка к государственному
управлению "сына правителя" и администраторов-чиновников, но. более широко,
воспитание "благородного мужа", каковым он считал не просто выходца из высших
слоев общества, но человека, получившего широкое и глубокое образование и только
в силу этого приобретшего право на занятие высокого (элитного) государственного
поста. Это право проверяется системой строгих экзаменов, и только по их резуль-
татам человек может быть допущен к занятию административной должности. Его
идеалом было воспитание совершенного (элитного) человека, стремящегося к добро-
детели, к знанию, осознающего свою ответственность. Итак, "благородный муж",
т.е. человек элиты, является таковым в силу воспитания в себе высоких моральных
качеств благодаря образованию. И перед человеком незнатного происхождения
может открыться возможность войти в элиту общества, если он обнаружит большие
способности, будет усердно трудиться, проявит себя как добродетельная личность.
Строгий отбор, экзамены на административные должности Конфуций считал важ-
нейшим средством повышения уровня государственного управления. Это была первая
образовательная система, которая включала элементы того, что в будущем будет
сформулировано как принцип равных возможностей в области образования.
Часто первые образовательные учреждения носили эзотерический характер,
создавались для узкого круга избранных. Так, школа Пифагора имела вид тайного
союза, с жесткой системой индивидуального отбора кандидатов и посвящения
"избранных" в тайны учения: высшей целью обучения было достижение совер-
шенства личности. Учение пифагорейцев воспринималось как тайна, знать которую
дозволялось только адептам, которые рассматривали себя как элиту общества.
Неформальной элитной школой был знаменитый кружок Сократа. Ученики
Сократа прославили его методы элитопедагогики: обогащение человека знанием,
умение мыслить диалектически; он выделял людей, быстро усваивающих науку,
умеющих, как писал его ученик Ксенофонт, использовать знание для руководства
людьми, чтобы сделать их счастливыми.
Целостная система элитного образования была разработана Платоном. Как боль-
шинство выдающихся философов античности, в том числе его ученик Аристотель, он
считал, что разрабатываемая им философия - не для толпы, но для избранных,
и потому не подлежит массовому тиражированию, она предназначена для подготовки
элиты - стражей, офицерства и сверхэлиты - аристократии духа. Платон воспроиз-
водит древний восточный миф о том, что при сотворении людей Бог примешал
к каждому человеку определенный металл: людям, достойным стать правителями, -
золото, стражам - серебро, ремесленникам и земледельцам - медь и железо. И хотя
Платон не был свободен от консервативной установки о том, что представители
различных классов, слоев общества "большей частью" рождают себе подобных, он не
абсолютизировал этот тезис, признавая, что "все же бывает, что от золота рождается
серебряное потомство, а от серебра - золотое; то же - и в остальных случаях"
[Платон, 1994, т. 3]. Так что классовый признак не является строго наследуемым,
и поэтому необходимо более способных из низших слоев переводить в высшие,
а менее способных детей из высших слоев - в низшие.
Выявление способностей ребенка и молодого человека происходит, по Платону,
в процессе воспитания и образования. И особую роль для общества имеет воспитание

85
и образование будущих правителей. Как видим, взгляды Платона откровенно арис-
тократичны, но критерий аристократизма для Платона - не родовитость, не богат-
ство, а высокие интеллектуальные и моральные качества. Это люди долга и чести,
призванные взять на себя ответственность за судьбы страны. И при выборе
достойнейших для занятия элитных позиций селекторат должен пренебречь родст-
венными или дружескими связями, что совершенно необходимо для поддержания
статуса элиты, легитимизации ее позиций. От селектората (которым являются фило-
софы-правители), требуется высокая принципиальность, и "если ребенок родится
с примесью меди или железа, они никоим образом не должны иметь к нему жалости,
но поступать так, как того заслуживают его природные задатки, т.е. включать его
в число ремесленников или земледельцев; а если у последних родится кто-нибудь
с примесью золота или серебра, это надо ценить и с почетом переводить его
в стражи". Готовность отрешиться от родственных чувств и личных симпатий - тот
оселок, на котором можно проверить нравственные качества лиц, осуществляющих
селекцию; только на этой основе можно преодолеть протекционизм, непотизм и тем
предотвратить вырождение элиты. По Платону, для того чтобы стать правителями,
мало природных задатков, надо их выявлять и развивать в процессе воспитания,
совершенствовать в процессе зрелого опыта. Наставники, предлагая детям различные
упражнения, причем сложные, должны изучать наклонности и способности каждого
ученика, и особое внимание уделять тем, в которых они разглядели потенциальных
правителей. Созданная Платоном Академия просуществовала почти тысячелетие.
Другой классик элитопедагогики - Аристотель создал в Афинах элитное учебное
заведение - Ликей, соединявший учебную функцию с разработкой философских
и научных знаний. Он также ставил задачей воспитание духовной аристократии, или
"элитизацию" личности, причем полагал, что глубины философии доступны лишь
избранным. Кстати, его знаменитый ученик Александр Македонский упрекал своего
учителя в том, что он обнародовал свое учение, предназначенное только для узкого
круга, считая, что этим он подрывает авторитет правителя. "Чем же будем мы
отличаться от остальных людей, если те же самые учения, на которых мы были
воспитаны, сделаются общим достоянием? Я хотел бы превосходить других не только
могуществом, сколько знаниями о высших предметах" [Плутарх, 1990, т. 2, с. 22, 23].
Собственно, его учитель и считал знание о первопричинах мира, о сущем высшим
качеством человека, свидетельством его элитности. Мы можем только сказать об
определенной размытости понимания и Платоном, и Аристотелем статусной элиты и
элиты меритократической. Древнегреческие учебные заведения можно различать по
степени их открытости (от закрытой школы Пифагора до более открытых школ
Платона и Аристотеля).
В Древнем Риме образование носило аристократический, статусный характер
и было более прагматическим, практически ориентированным. Молодой аристократ
воспитывался сначала в семье, тут же часто и получал начальное образование.
Следующей ступенью была грамматическая школа, где преподавались греческий
и латинский языки и литература, затем шла риторическая школа, имевшая главной
целью развитие ораторского искусства.
В раннем средневековье образование будущей политической элиты носило в основ-
ном домашний характер. Средневековое мировоззрение определялось прежде всего
учением о небесной и земной иерархии; средневековая система образования отражала
эту иерархию, носила сословный характер. Господство "элиты крови" предопределяло
закрытость аристократического обучения, которое первоначально имело преимуще-
ственно придворный характер. Но монополия придворного образования закончилась
в связи с созданием школ при монастырях, некоторые из них отличались высоким
уровнем учености. В XII-XIII веках появились первые университеты. Сначала они
были полностью ориентированы на обслуживание интересов церкви, готовя теологов,
специалистов по церковному праву. Затем обучение в них стало носить более
светский характер. В университетах изучалась аристотелевская логика, физика,

86
латынь, греческий, метафизика, математика и другие дисциплины. Студент получал
степень бакалавра, а затем магистра. Позже в качестве высшей ученой степени
вводится степень доктора. Университеты в значительной степени носили интернацио-
нальный характер, студенты могли переходить из одного европейского университета
в другой, из университета французского - в немецкий или итальянский; такие
переходы облегчались обязательным знанием латыни, на которой и читались лекции.
Несмотря на засилье религиозной догматики, университеты способствовали развитию
наук; регулярные дискуссии, проводившиеся в них, развивали мышление, дисциплини-
ровали его. В университетах формировались определенные традиции, продолжив-
шиеся в эпоху Возрождения (особую роль в XV веке сыграла Флорентийская
академия) и в Новое время, когда именно с университетами, такими как Оксфорд.
Кембридж связано быстрое развитие наук, во многом предопределившее начало
первой промышленной революции.
Обобщая опыт развития мирового института образования, выдающийся испанский
философ и культуролог X. Ортега-и-Гассет писал в книге "Миссия университета"
о том, что именно университеты являются центрами воспитания интеллектуальной
элиты. Именно в них заложена идея элитаризации субъекта образования. Миссию
университета Ортега видел в воспитании "аристократии талантов".
Идея университета родилась прежде всего как идея элитного учебного заведения.
Гарвард, Принстон, Йель, Оксфорд, Кембридж, Сорбонна, Московский, Токийский
и другие ведущие университеты мира играют фундаментальную роль в формирова-
нии элит постиндустриального общества. Американский исследователь элитного
образования А. Верспур пишет, что подобные университеты "очень сходны в своих
функциях: они репродуцируют процесс селекции элит" [Revitalizing... 1994, р. 26].
Ведущие университеты США являются элитными учебными заведениями; их
выпускники имеют высокие шансы достичь элитных позиций. Еще в большей мере
это относится к английским университетам Оксфорду и Кембриджу. Английский
социолог X. Томас подчеркивал, что почти все члены Верховного суда Великобри-
тании, епископы, консервативные члены парламента и многие лейбористские парла-
ментарии - выходцы из элитных частных школ и элитных университетов. При этом
шансы на получение элитного образования уменьшаются по мере движения вниз по
социальной лестнице. Причем селекция элит в странах Запада отнюдь не обязательно
связана с частными элитными университетами. Во Франции, где государственная
служба традиционно считается одной из наиболее престижных, элитные вузы,
готовящие государственных чиновников, почти полностью интегрированы в систему
Grandes Ecoles.
Но элитные университеты в еще большей мере ориентированы на производство
интеллектуальной элиты. Это относится как к западным, так и к российским
университетам, таким, как Московский, Петербургский, Уральский, Ростовский.
Рассматривая современное состояние элитного образования, мы обратимся прежде
всего к опыту элитного образования в наиболее развитых странах мира и сравним
элитное образование в России и США.
Опыт элитного образования в России. Создание элитных образовательных
институтов в России началось в XVII-XVIII веках. Первым высшим образовательным
учебным заведением в России была Славяно-греко-латинская академия, основанная
в 1687 году по инициативе известного просветителя Симеона Полоцкого. Петр 1
провел реформы, направленные на ускоренное промышленно-техническое, экономи-
ческое, военное и культурное развитие страны. В России стали открываться инженер-
ные, навигацкие, медицинские, землеустроительные школы. Петр I настойчиво
внушал российскому дворянству мысли о необходимости образования, порой превра-
щая это в обязанность, одну из служебных повинностей дворянства. Возникают
образовательные институты, системе воспитания молодого дворянства уделяется
пристальное внимание, а работа на ниве просвещения начинает считаться престиж-
ной. В XVIII веке появляются закрытые учебные заведения - дворянские корпуса, где

87
молодежь не только готовилась к государственной службе, но и получала более
широкое образование в области истории, искусства, математики, естественных наук.
Одним из лучших дворянских учебных заведений считался Сухопутный шляхетский
корпус, весьма престижными учебными заведениями были Пажеский корпус.
Инженерный корпус.
Выдающуюся роль в развитии российской науки, а также элитного образования
сыграла основанная Петром I в 1724 году Академия наук. Важнейшими центрами
элитного образования стали основанный в 1726 году Петербургский университет
и в 1755 году — Московский университет. Появились классические гимназии (первая
мужская гимназия открылась в 1804 году, первая женская - в 1870).
Видное место в развитии элитного образования в России и ее культуры занимал
Царскосельский лицей, где на одном курсе учились А. Пушкин, И. Пущин, А. Дельвиг
и будущий канцлер России А. Горчаков. Лицей воспитал целую когорту видных
государственных и культурных деятелей страны.
XIX век был золотым веком расцвета российской культуры (А. Пушкин.
М. Лермонтов, Н. Гоголь, И. Тургенев, Л. Толстой, Ф. Достоевский, М. Глинка,
П. Чайковский, М. Мусоргский). "Могучая кучка" объединяет выдающихся
музыкантов, разворачивает просветительную деятельность. Создаются Московская
и Петербургская консерватории, Академия художеств.
Замечательными достижениями в духовной культуре отмечен Серебряный век
российской культуры (И. Бунин, А. Блок, С. Рахманинов, А. Скрябин), знаменитая
философская школа - В. Соловьев, К. Леонтьев, Н. Бердяев, великий социолог
П. Сорокин. Эти деятели культуры были тесно связаны с элитными учебными
заведениями России (Московский и Петербургский университеты, Московская
и Петербургская консерватории, Академия художеств).
Важнейшей особенностью культурной жизни России явилось формирование
в XX веке нового для всего мира явления - интеллигенции [Маннхейм, 1994, с. 400].
которая оказала благотворное влияние не только на духовную, но и на социальную
жизнь страны. Лучшие представители интеллигенции были, как правило, выходцами
из элитных учебных заведений страны.
Октябрьская революция стала трагедией для российской интеллигенции. В совет-
ский период был взрыв элитофобии, который в полной мере коснулся элитного
образования. Это касается среднего образования, когда система классических гимна-
зий и реальных училищ была разрушена и заменена системой "единой трудовой
школы". Подверглись гонениям и были частично уничтожены многие научные
школы, ранее занимавшие ведущее место в мировой науке. Подлинная элита
российской интеллигенции была в значительной мере отлучена от высших учебных
заведений (как чуждые в классовом отношении элементы). А оставшиеся были
поставлены в убийственные для творчества цензурные рамки. Это относится главным
образом к гуманитарным наукам. Естественные и особенно технические науки
большевики частично оставили в покое, а порой даже поощряли, если представлялась
возможность использовать их потенциал для повышения военной мощи страны.
Страшный удар был нанесен по российской гуманитарной науке, когда были высланы
многие выдающиеся деятели российской и мировой культуры (печально знаменитые
"философские пароходы"), а на оставшихся были обрушены чудовищные репрессии.
Реформы в области образования прошли под флагом эгалитаризма и массовизации,
дискриминации при приеме в университеты и другие вузы страны, когда в них не
принимали наиболее подготовленных абитуриентов из так называемых враждебных
классов и интеллигенции. При этом создавались рабфаки для скороспелой подготовки
в вузы представителей рабочей и крестьянской молодежи. Крупнейшие специалисты
в области общественных наук заменялись менее квалифицированными, но зато
присягнувшими на верность марксизму-ленинизму. Чтобы восполнить пробел в препо-
давательских кадрах, был создан Институт красной профессуры с многочисленными
филиалами; по окончанию учебы в этом институте (если студентам посчастливилось

88
уберечься от репрессий в годы сталинщины) его выпускники становились "красными
профессорами". Кстати, нечто подобное затем повторилось на Кубе, когда левые
профессора эмигрировали от диктатуры Ф. Батисты, а потом правые профессора - от
диктатуры Ф. Кастро. И когда выяснилось, что некому читать лекции по обществен-
ным дисциплинам, студенты старших курсов Гаванского и других университетов
страны стали преподавать на младших курсах.
После Октябрьской революции в советском государстве безраздельно господство-
вали теория и практика единой школы. На определенном этапе это сыграло свою
позитивную роль, когда было необходимо экстенсивное развитие школьного образо-

страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign