LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

его, т. е. находилась под спинкой ребенка, а пальцы другой руки (сверху)
оценивали степень повышения мышечного тонуса, и как только тонус
начнет снижаться (а одновременно снижается и частота двигательной
активности), ребенка следует вынуть из ванны. Таким образом, длитель
ность активной мышечной реакции определяется самим ребенком! Ребе
нок и определяет оптимальное время, в течение которого накапливаются
избыточное восстановление энергии и сочетаемая с ним положительная
эмоция. А по истечении месяца (или около того) ребенок уже САМ пока
зывает свое желание погрузиться в воду. например, ручкой в направлении
ванной комнаты, т. е. как бы „просит”, чтобы его погрузили в воду. Тогда
можно постепенно снижать температуру воды, доводя ее до 22°, а затем
до 20° и даже до 18°. Целесообразная длительность пребывания в воде
при этих температурах та же: до тех пор, пока продолжается повышение
мышечного тонуса.
Отметим еще, что температура воды 24° или даже (после некоторого
привыкания) 18° воспринимается младенцем как БОЛЕЕ ХОЛОДНАЯ,
чем его собственная температура, и вызывает повышение мышечного то
нуса. А температура воздуха 34° (или еще выше) способствует, наоборот,
СНИЖЕНИЮ мышечного тонуса, а потому ВРЕДНА для ребенка физио
логически незрелого.
Некоторые родители за отсутствием ванны обливают ребенка холод
ной водой из ведра. Однако при этом невозможно своевременно заметить
окончание повышения мышечного тонуса и, следовательно, невозможно
установить оптимальное время воздействия холодной воды; это также
исключает возможность реализовать периодически осуществляющийся
двигательный (динамический) компонент нагрузки на скелетную муску
латуру.
ПЛАВАНИЕ грудных детей в специальных бассейнах при поли
клиниках мы считаем вредным по ряду причин. Во первых при этом резко
нарушается режим (необходимо везти ребенка в поликлинику, лишать его
сна и нарушать режим кормления); во вторых, в бассейн входят одновре
менно НЕСКОЛЬКО матерей со своими детьми, значит, необходимы
сложные меры гигиены; наконец, и это главное, принятая в этих бассей
нах температура воды (до 36°), безусловно, вредна для младенцев. Такая
температура исключает возможность стимуляции скелетных мышц, а это
отнюдь не способствует ни компенсации физиологической незрелости, ни
повышению иммунобиологической устойчивости ребенка.
Физиологическая незрелость возникает нередко у новорожденных,
появившихся на свет физиологически зрелыми, в связи с поздним прик


37

Scan and layout by Victor Figurnov — Page 37
ладыванием к груди матери. Если своевременно принять необходимые
меры, в том числе меры закаливания, физиологическую незрелость уда
ется в значительной мере компенсировать уже к концу первого месяца
жизни; рефлексы, в частности пяточный и кремастерный, хорошо выра
жены, ребенок уверенно опирается пятками на ладонь взрослого или на
другую опору. Следует особо отметить развитие у младенца сосательного
рефлекса, благодаря которому у матери не прекращается лактация, и она
может кормить ребенка до годовалого возраста.
Сосательный рефлекс обычно вырабатывается у физиологически не
зрелых младенцев к двухмесячному возрасту, если, разумеется, перед
каждым кормлением (через зонд) прикладывать ребенка к груди и вкла
дывать ему в рот сосок матери.
Ребенок, родившийся с весом 3,5 кг, прибавляет к концу первого ме
сяца жизни 1 кг и более; лежа на животе, хорошо поднимает головку;
большинство детей начинает „гулять”, как бы создавать свой собствен
ный язык задолго до начала членораздельной речи. Тем самым как бы ус
танавливается контакт с матерью, которая начинает „понимать” оттенки
звучания голоса младенца и соответственно его потребности. Некоторые
дети уже в месячном возрасте могут стойко удерживать головку в верти
кальном положении, хотя обычно эта способность развивается к полутора
месяцам. Наконец, после месяца проведения процедур (холодовых) зака
ливания повышается иммунитет ребенка к заболеваниям; как правило,
ребенок не болеет и в дальнейшем, он остается здоровым. Особенно эф
фективны холодовые воздействия для детей, заболевающих рахитом и
имеющих склонность к разного рода аллергиям.
ЗДОРОВЬЕ, по определению, принятому Всемирной организацией
здравоохранения, это „степень физического, духовного и социального
благополучия”. Здоровое состояние ребенка или общепринятое понятие
„нормы” может быть достигнуто закаливанием, описанными выше холо
довыми воздействиями, начиная с первых дней жизни. Закаленный ребе
нок полноценно осуществляет переходы в следующие возрастные перио
ды, постепенно расширяя взаимодействие со все новыми условиями сре
ды, и достигает состояния „психосоциальной и биологической жизнеспо
собности” (по В. П. Казначееву).
При осуществлении всех описанных выше воздействий дети с врож
денной физиологической незрелостью достигают к годовалому возрасту
веса 9—10 кг так же, как и дети, родившиеся физиологически зрелыми, и
так же, как родившиеся с весом 1,8—2 кг. Подавляющее большинство
наблюдавшихся нами детей с врожденной физиологической незрелостью,
которые на первом году жизни подвергались этим воздействиям, почти не
болели. Следует обратить внимание на то, что эти дети по особенностям


38

Scan and layout by Victor Figurnov — Page 38
своей физиологии и устойчивости к заболеваниям значительно превосхо
дят детей, родившихся физиологически зрелыми, но не закалявшихся.
Истории известны многие выдающиеся личности, родившиеся фи
зиологически незрелыми, назовем, например, Врубеля, Гете, Канта, Нью
тона, Суворова... С тех пор детская смертность, по крайней мере в циви
лизованных странах, снизилась во много раз. Ныне сохранение жизни,
здоровья, обеспечение нормального развития физиологически незрелых
младенцев не представляют особых трудностей.
Мы не имели возможности исследовать детей, родившихся с весом
менее 1,7 кг. Ясно, однако, что диагностическая и прогностическая оцен
ки судьбы таких младенцев должны производиться не только по их мор
фологии (весу и длине тела), но прежде всего по физиологическим при
знакам. В частности, по оценке способности отвечать адаптивной реакци
ей повышения мышечного тонуса на приложение холода (тонкостенного
стакана, наполненного холодной водой) к различным участкам тела.
В заключение мы ответим на вопросы, наиболее часто задававшиеся
родителями:
Можно ли пользоваться такой формой закаливания, как „моржева
ние”, т. е. погружение ребенка в прорубь?
В самом деле, многие родители, не очень прислушивающиеся к сове
там педиатров, пользуются этим средством. Да, погрузить ребенка в воз
расте нескольких недель в холодную воду (4–6°) можно, но необходимо
ТОТЧАС ЖЕ извлечь его. Никаких отрицательных последствий для ре
бенка не будет. Но при этом следует тщательно контролировать (пальца
ми) длительность повышения мышечного тонуса: ребенок может в своей
реакции перейти границы физиологического стресса и завершить ее фа
зой истощения. Повторяем: мгновенное погружение возможно, но отнюдь
не обязательно.
Можно ли погружать голые ножки младенца в снег?
Когда ребенок уже приобрел способность опираться ножками на опо
ру, его можно поставить на кучу снега, насыпанного на стол. Однако
держать его на снегу можно лишь до тех пор, пока пальцы матери ощуща
ют повышение мышечного тонуса. Ребенок, способный уже опираться
ножками на опору, получает, стоя ножками на снегу, положительную
эмоцию („удовольствие”).
Можно ли растирать тельце ребенка снегом?
Можно. Однако также, лишь контролируя пальцами повышение мы
шечного тонуса, и не долее. При растирании снегом кожная поверхность
ребенка не бледнеет, как можно было бы ожидать, а розовеет. Впрочем,
об этом явлении мы уже говорили. Но погружение ребенка в ванну с во
дой комнатной температуры (об этом также говорилось) полезнее, ибо


39

Scan and layout by Victor Figurnov — Page 39
при этом достигаются не только статическая, но и динамическая нагрузки
на скелетные мышцы младенца.
Описанные методы закаливания и организации гигиенических усло
вий, опирающиеся на анализ специфических особенностей физиологии
новорожденных, являются не только эффективной мерой компенсации
состояний физиологической незрелости, они являются также профилак
тикой различных состояний патологии как в периоде новорожденности,
так и в будущем.
Проблема компенсации состояний физиологической незрелости имеет
жизненно важное значение для государства и для человечества в целом.
Решение ее — это в то же время решение проблем профилактики сердеч
но сосудистых и онкологических заболеваний, реальная и эффективная
мера профилактики нервных, психических отклонений вплоть до дебиль
ности и духовной инфантильности.
В 1950 г. в нашей стране было около 20% физиологически незрелых
новорожденных. В 1985 г. их оказалось более 90%. Эта статистика весь
ма тревожна. И хотя значительная часть родившихся физиологически
незрелыми впоследствии выравнивается, уровень детской смертности у
нас все еще намного выше, чем в большинстве цивилизованных стран, В
1988 г. СССР занимал отнюдь не почетное 56 е место в мире. А особенно
тревожным является факт появления огромного количества детей
олигофренов.
Очевидно, необходимы не только меры компенсации физиологической
незрелости новорожденных, но и меры по ее предупреждению.
Об этом в следующей брошюре.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ....................................................................................................... 2
Глава 1. Механизмы, определяющие рост и развитие организма ................ 4
Глава 2. Рождение ребенка. Физиологическая незрелость.......................... 7
Глава 3. Первые дни жизни. Особенности физиологии младенцев.............. 8
Глава 4. Диагностика новорожденных глазами физиолога ........................ 16
Глава 5. Физиологическая незрелость — источник всех недугов.............. 23
Глава 6. Меры компенсации физиологической незрелости ....................... 31




40

Scan and layout by Victor Figurnov — Page 40

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign