LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ного конкретного младенца.
Исходя из принципа щадящего режима, во многих роддомах стремятся
прежде всего обеспечить компенсирующие тепловые условия: младенцев
обкладывают в постели грелками (40–50°); температура в пододеяльном
пространстве доходит при этом до 40° и тем самым полностью исключает
ся теплоотдача. Происходит расслабление скелетной мускулатуры, дыха
ние учащается и становится непериодичным, ЧСС и потребление кисло
рода резко снижаются. При этом, несмотря даже на более выраженное
периодическое дыхание, двигательная активность не осуществляется или
осуществляется лишь в очень слабой степени. В этих условиях актив
ность скелетных мышц утрачивается, рост и развитие ребенка практиче
ски прекращаются, даже если младенца кормят через зонд. Остановка
роста и развития происходит не от дефицита питания, а от пре
кращения двигательных функций скелетных мышц.
Подобных детей мы в большом количестве наблюдали в московском
роддоме № 13; через полтора месяца их переводили в ближайшую дет
скую больницу (№ 10). Там они не подвергались больше постоянному
воздействию тепла, а потому двигательная функция постепенно во
зобновлялась: к возрасту одного года они достигали нормального веса

*
Вредящее воздействие молочной кислоты.


28

Scan and layout by Victor Figurnov — Page 28
новорожденных, т. е. 3–3,5 кг, хотя показатели глубокой физиологи
ческой незрелости сохранялись.
Ныне недоношенных младенцев чаще содержат в кувезах при тем
пературе 36–37° и влажности 90–95 %. При этом теплоотдача, потоот
деление и испарение также исключаются и, следовательно, опять таки
исключаются возможности проявления двигательной активности ске
летных мышц.
Инструкция Минздрава СССР рекомендует по отношению к недо
ношенным интенсивную терапию: внутривенное введение 10% ной
глюкозы; преднизолон; гидрокортизон; допамин; норадреналин; коргли
кон; дигоксин; фенобарбитал (люминал); трентал; препараты магнезии;
седуксен; дибазол и многие другие лекарственные препараты.
Ныне, однако, хорошо известно, что лекарственные вещества являют
ся для организма, и прежде всего для организма новорожденного, чуже
родными, так называемыми ксенобиотиками. Организм ребенка, в осо
бенности физиологически незрелого, приобретает способность ней
трализовать (как бы обезвреживать или метаболизировать) большинство
лекарств с помощью микросомального окисления их. Поэтому на первом
году жизни ребенка следует по возможности избегать применения
любых лекарственных препаратов.
Особенно вредным представляется такое, казалось бы, безобидное ле
карство, как глюкоза, не являющаяся лекарством в обычном смысле этого
слова. Тем не менее внутривенное введение глюкозы в высоких концен
трациях используется в целях (якобы) повышения энергетических про
цессов у недоношенных детей и у доношенных при заболеваниях. Однако
высокие концентрации глюкозы, попадая в клетку организма, способст
вуют расщеплению ее с образованием молочной кислоты. В результате
образуется выраженный ацидоз, угнетающий регуляцию энергетических
процессов в тканях и обусловливающий повреждение митохондрий.
Кроме того, внутривенное введение глюкозы в высоких концентрациях
подавляет функцию бета клеток поджелудочной железы, образующих ин
сулин; создаются предпосылки для возникновения диабета или предрас
положения к нему уже с первых дней жизни ребенка.
Весьма вредным следует считать внутривенное введение гормонов ко
ры надпочечника (преднизолона, кортизона), так как при этом по
давляется функция клеток коры собственных надпочечников ребенка.
Противопоказанным следует считать также внутривенное введение
сердечных гликозидов (коргликона, дигоксина) и вообще каких бы то ни
было сердечных средств, так как в этом возрасте еще отсутствует вагус
ная регуляция деятельности сердца. То же следует сказать и о других ле
карствах, используемых в системе интенсивной терапии недоношенных.


29

Scan and layout by Victor Figurnov — Page 29
Для физиологически незрелых младенцев лекарственные вещества
лишь усугубляют состояние их незрелости. А для физиологически зрелых
— приводят к незрелости.
Одной из наиболее тревожных проблем человека будущего является
отлучение новорожденных от материнской груди. Предусмотренная при
родой млекопитающих, т.е. питающих (детенышей) молоком, тесная при
вязанность детеныша к матери нарушается у человека. Цивилизация ото
брала ребенка у матери и уложила его в постель. „Грудной” ребенок пре
вратился в „постельного”, который, однако, возвращается или по крайней
мере ДОЛЖЕН возвращаться к матери во время кормления грудью. Как
уже было сказано, кормление грудью совершенно обязательно сразу по
сле рождения, оно отвечает естественным физиологическим требованиям
и в какой то мере смягчает последствия, связанные с превращением груд
ного ребенка в постельного.
Выяснилось (Харлоу, 1962 г.), что если новорожденных обезьянок
изолировать от матери и вскармливать искусственно, то у них впос
ледствии подавляются или полностью отсутствуют половые инстинкты;
размножаются они с трудом.
Аналогичные результаты показали и наши опыты. Кролики, отлу
ченные сразу после рождения от матери, впоследствии „не проявляли
интереса” к особям противоположного пола; самцы не могли быть полно
ценными отцами, а самки, даже рождая детенышей, не создавали для них
гнезд, а чаще всего просто разбрасывали куда придется.
Мы уже отмечали, что мать, кормя своего ребенка, как бы вливает в
него с молоком доброту, милосердие, любовь и, через механизм имприн
*
тинга , „установку на лицо другого человека” (по А. А. Ухтомскому).
Но возможна и другая форма импринтинга, когда ребенок сразу же
после рождения лишается контакта с матерью, не кормится ее молоком,
не получает вливаемой с ним „доброты” и „установки на лицо другого”.
Это относится прежде всего к физически незрелым, которые якобы из за
отсутствия способности осуществить сосательный рефлекс сразу же пе
реводятся на искусственное кормление или когда они очень рано от
лучаются от материнской груди. К симптомам духовной инфантильности,
комплекса неполноценности у таких физиологически незрелых детей до
бавляются и другие отрицательные черты характера: дефицит человеч
ности, отсутствие милосердия, даже жестокость. Девочки, достигнув со
ответствующего периода, становятся матерями, лишенными материнского
инстинкта, и очень часто, родив ребенка, такая мать отказывается от него

*
Импрингинг — воспринятое от матери запечатление той формы физиологического и
психологического поведения, которое ребенок, достигнув половозрелого периода, должен
будет повторить как бы инстинктивно.


30

Scan and layout by Victor Figurnov — Page 30
уже в роддоме. Считать таких матерей нехорошими, недостойными, без
нравственными, называть их „кукушками” совершенно несправедливо.
Такие матери должны вызывать сожаление и сочувствие: биология их
женского организма подверглась разрушению еще в младенчестве.
Но еще трагичнее, что дети таких матерей и в будущем не могут быть
полноценными родителями. Мальчики не смогут быть полноценными от
цами и супругами из за сексуальной холодности и слабости. Это одна из
основных причин многих и многих разводов. Девочки, не достигнув 4 , 5
летнего возраста, не будут обнажать сосок и прикладывать к нему куклу.
Одна из серьезнейших угроз человечеству в целом — это наметившиеся
предпосылки реальной возможности утраты инстинкта размножения.
Однако компенсация физиологической незрелости и решение свя
занных с этим нравственных проблем все же возможны.


Глава 6.
Меры компенсации физиологической незрелости

Закаливание — это прежде всего повышение иммунитета организма,
повышение его сопротивляемости заболеваниям. Важнейшую роль в про
цессах закаливания играет двигательная активность. Данные наших эк
спериментальных исследований позволили установить физиологические
механизмы, обусловливающие повышение иммунобиологической ус
тойчивости под влиянием двигательных нагрузок. Но возможны ли они
для физиологически незрелых детей? Как побудить таких новорожденных
к осуществлению двигательной активности?
В медицине с понятием НОРМЫ связывают часто некую среднюю
(среднестатистическую) величину. НОРМОЙ для взрослого человека
считается температура 36,6°, хотя для отдельных людей нормальной мо
жет быть температура 36,3° или 37°. Нормальный ЧСС для новорожден
ных в родильных домах считается 115 ударов в минуту, как некая средняя
величина, колеблющаяся между 80 и 150 ударами в минуту. Такая сред
нестатистическая цифра ни о чем не говорит.
В физиологии НОРМОЙ считается оптимальное, т. е. наиболее бла
гоприятное функционирование организма в окружающей среде; эти нор
мы — температура, частота дыхания и т. п., могут колебаться (от
клоняться) в тех или иных пределах. Отклонения же, НАРУШАЮЩИЕ
нормальное функционирование организма, например, температура 39°,
ЧСС (у взрослого) 150 ударов в минуту и т. п., являются ПАТОЛОГИЕЙ,
вызванной теми или иными воздействиями (внутренними или внешними);



31

Scan and layout by Victor Figurnov — Page 31
сама эта патология может служить причиной заболеваний, а в особо тя
желых случаях даже привести к смертельному исходу.
Нормой следует считать способность организма ответить адаптивной
реакцией на действие раздражении, могущих вызвать заболевание. В ча
стности, способность ответить на охлаждение повышением мышечного
тонуса, двигательной адаптивной (приспособительной) реакцией. Неспо
собность же новорожденного ответить на холодовые воздействия повы
шением мышечного тонуса следует обозначить состоянием патологии.
Такие дети чаще всего заболевают с необратимым исходом, а интенсив
ная терапия, рекомендуемая инструкциями Минздрава СССР, обычно
лишь ускоряет этот исход. Патологическими являются и те случаи, когда
воздействия выходят за границы физиологического стресса, и в третьей
фазе реакции наступает не обогащение организма дополнительными энер
гетическими резервами, а истощение имеющихся.
В акушерстве и педиатрии прочно закрепилось понятие перинатальной
патологии, характеризующееся прежде всего физиологической незрело
стью новорожденных. А патологию (т. е. болезненные отклонения) нужно
ЛЕЧИТЬ, именно поэтому многочисленные инструкции Минздрава СССР
требуют интенсивной лекарственной терапии. Данные наших исследова
ний позволили установить, что то, что принято характеризовать как пе
ринатальную патологию, в действительности является состоянием физио
логической незрелости.
Как уже говорилось, принятая концепция представляется прин
ципиально ошибочной. Следование этой концепции, широкое применение
лекарственных препаратов лишь увеличивают количество физио
логически незрелых младенцев и усугубляют их „патологию”.
Да, физиологическая незрелость — это, разумеется, отклонение со
стояния новорожденного от нормального состояния. Однако мы не счита
ем такую незрелость БОЛЕЗНЬЮ, так как она может быть полностью
ликвидирована (компенсирована). Для этого необходимо прежде всего
восстановить нормальный мышечный тонус и нормальную двигательную
активность. В первые дни после рождения это возможно лишь через хо
лодовые воздействия — единственную специфическую форму, рефлек
торно стимулирующую скелетную мускулатуру у физиологически незре
лых и зрелых новорожденных. Холодовое воздействие, притом со значи
тельным перепадом, является, как принято считать, СТРЕССОВЫМ
РАЗДРАЖИТЕЛЕМ.
Стресс — это состояние напряжения, характеризующееся энергети
ческими тратами. Такое состояние может быть реакцией на самые раз
личные раздражители: физические (тепло, холод), химические (например,



32

Scan and layout by Victor Figurnov — Page 32
лекарства), бактериологические и вирусные, нервные, психологические, а
также на мышечные нагрузки.
Реакции организма на всевозможные раздражители, по Г. Селье, одно
типны и состоят из трех этапов (фаз):
1) „фазы тревоги”, или катаболической фазы, т. е. распада энер
гетических резервов, не компенсируемых своевременным восстанов
лением:
2) „фазы резистентности”, т. е. устойчивости, во время которой про
цессы распада еще превалируют над процессами восстановления (анабо
лизма);
3) „фазы истощения”, т. е. истощения энергетических резервов орга
низма.
Наиболее опасна именно последняя фаза. Часто повторяясь, она мо
жет привести к различным (в том числе хроническим) заболеваниям. Эту
реакцию Г. Селье обозначил как общий адаптационный синдром. Но так
как она заканчивается фазой истощения, автор должен был назвать ее
„болезнью адаптации”: за адаптацию надо платить.
Мы исходим из того, что адаптация — это реакция физиолого
морфологического преобразования организма и его частей, в результате
которой не истощаются, а повышаются его структурно энергетические
потенциалы, т. е. его энергетические резервы. Эта форма приспособи
тельной реакции осуществляется при действии стрессовых раздражении
среды, потому что вызываемые ими энергетические траты окупаются вы
ше исходного уровня энергетическими приобретениями, избыточностью
анаболизма (восстановительных процессов). В результате —
спиралеобразный переход развивающегося организма на новый, более
высокий уровень упорядоченности и более высокий уровень потенци
альных рабочих возможностей.
А. В. Суворову принадлежит высказывание: „Утомлять тело свое, что
бы укрепить оное больше”. В этом и заключается принцип избыточной
окупаемости, сущность энергетического правила скелетных мышц.
„Утомление”, однако, не должно быть чрезмерным; объем нагрузок дол
жен определяться в зависимости от возраста и физиологического состоя
ния организма и прекращаться, как только возникают первые признаки
утомления. Лишь в этих случаях течение восстановительных процессов
может быть полноценным и избыточным.
Установленная нами РЕАКЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССА
также распадается на три фазы:
1) анаболическая фаза, сравнительно короткая, когда организм как бы
интенсифицирует избыточность восстановительных процессов, мобилизу
ясь для предстоящей высокой активности, двигательной или иной;


33

Scan and layout by Victor Figurnov — Page 33
2) переход на новый, более высокий уровень энергетических затрат по
сравнению с исходным уровнем в состоянии покоя; если при этом объем
активности достаточен, то высокие энергетические траты (катаболиче
ские процессы) сочетаются с восстановительными процессами с некото
рым избытком;
3) избыточный анаболизм; он более продолжителен по сравнению с
первой фазой и обогащает организм новыми энергетическими ресурсами
и увеличивает границы адаптации.
Отметим, что реакция организма в целом на физиологический стресс
определяется совокупностью реакций отдельных подсистем организма, и
прежде всего реакцией скелетно мышечной системы, или, точнее, нерв
ных центров, ее иннервирующих. Нервные центры в свою очередь изме
няют функциональную деятельность остальных систем организма: дыха
тельной, сердечно сосудистой, терморегуляционной, иммунобиологиче
ской и др. Кроме того, эти реакции неодинаковы в различные возрастные
периоды.
Как же оценить степень выраженности двигательной активности у но
ворожденных? Какой критерий положить в основу классификации физио
логически незрелых младенцев в зависимости от степени этой незрело
сти? Критерий этот должен быть объективным и не должен ограничи
ваться лишь регистрацией незрелости; он должен быть учтен для приня
тия необходимых мер компенсации незрелости БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ
КАКИХ ЛИБО ЛЕКАРСТВ.
Мы предлагаем родившегося в состоянии мышечной гипотонии, неспо
собного в связи с этим реализовать полноценное дыхание, независимо от
начального веса при рождении сразу же окунуть с головой в воду, темпе
ратура которой 6–8°, и тут же вынуть. При нерезко выраженной физио
логической незрелости и мышечной гипотонии достаточно двух трех оку
наний, чтобы повысить мышечный тонус и тем самым добиться полноцен
ного внеутробного дыхания.
Уже в родильной комнате положенный на стол новорожденный может
быть подвергнут воздействию холода. К различным участкам его тела
прикладывается широкий тонкостенный („химический”) стакан, в кото
рый налита водопроводная вода и брошены кусочки льда (температура
воды составляет 3—5°). Повышение мышечного тонуса младенца врач
(акушерка) может при этом чувствовать пальцами и зафиксировать вре
мя, в течение которого эта реакция заметна. Как только реакция прекра
щается, холод убирается. Как ни странно, ребенок реагирует на холод как
бы „удовольствием”; действительно, „согреть” физиологически незрелого
новорожденного можно ТОЛЬКО ХОЛОДОМ. При воздействии холода
температура в прямой кишке в зависимости от степени выражения тонуса


34

Scan and layout by Victor Figurnov — Page 34
ПОВЫШАЕТСЯ на несколько десятых градуса (иногда до одного
градуса).
Степень физиологической незрелости можно оценить по времени. в
течение которого длится адаптивная реакция на холод (это может выра
жаться не только в повышении мышечного тонуса, но и в попытке мла
денца начать двигательную активность).
По продолжительности реакции приспособления на холод можно вы
делить три степени физиологической незрелости. Первая (тяжелая) сте
пень, когда адаптивная реакция длится не более 10 секунд. Вторая (сред
няя) степень, когда реакция длится несколько десятков секунд. Третья,
сравнительно легкая степень физиологической незрелости, когда реакция
длится минуту и более. Во всех случаях при прекращении воздействия
холода наступает фаза избыточного восстановления (третья фаза по на
шей классификации). А так как третья (анаболическая) фаза сопровожда
ется обычно положительной эмоцией, то вторым критерием, оцениваемым
глазом, может служить реакция младенца на грани удовольствия; это
видно по выражению лица новорожденного.
Подобно тому, как взрослый, занимающийся физической культурой,
должен ежедневно проделывать определенные комплексы упражнений,
это следует соблюдать и для младенца с первых дней его жизни. Приоб
рести высокий диапазон адаптации можно только путем систематических
холодовых воздействий.
Мы уже подчеркивали важность раннего прикладывания новорож
денных к материнской груди. Особенно важным представляется это ус
ловие для физиологически незрелых младенцев независимо от их веса
при рождении. Следует не только приложить ребенка (одетого) к груди
матери, но и вложить сосок в его ротик. Даже если сосательный рефлекс
еще не реализуется, ребенок должен находится у материнской груди не
менее 10 минут, чтобы через соответствующее запечатление (имприн
тинг) не погасить у девочек будущий материнский инстинкт, а у мальчи
ков — дальнейшее развитие половой системы. Если ребенок еще не спо
собен высасывать грудь, его необходимо затем накормить (через зонд)
сцеженным молозивом матери или другой женщины. Чем меньше вес мла
денца, тем меньше он должен получить молока; о достаточности
кормления можно судить по началу излияния молока обратно через ро
тик. Физиологически незрелые дети меньшего веса должны кормиться
чаще, иногда до 12 раз в сутки. После перевода из родильного отделения
физиологически незрелых детей тоже не следует отделять от матери. В
отличие от физиологически зрелых эти младенцы не заявляют криком о
том, что введенное в желудок молоко уже переварено. Но по изменению



35

Scan and layout by Victor Figurnov — Page 35
мимики можно заметить, что ребенок уже „проголодался”, и начать под
готовку к очередному кормлению.
Эта подготовка сводится к распеленанию, подмыванию ХОЛОДНОЙ
водой из под крана и обливанию ею же в течение такого времени, пока он
отвечает повышением мышечного тонуса. Это повышение каждая мать
(или соответственно проинструктированная медсестра) легко ощущает
пальцами. Такую процедуру следует повторять не менее 3–4 раз в день.
Мать должна быть убеждена, что согреть своего малыша она может толь
ко ХОЛОДОМ. По окончании обливания младенца следует обтереть фла
нелевой пеленкой, одеть (в свободную одежду!) и приложить к груди. На
кормив (грудью или через зонд), уложить в детскую кроватку, располо
женную рядом с кроватью матери, и укрыть (завернуть) легким одеяль
цем, причем температура воздуха под одеялом не должна быть выше тем
пературы самого младенца.
Отметим, что одеяло, каким бы „теплым” оно не было, не является ис
точником тепла, а лишь ограничивает теплоотдачу ребенка в окружающее
пространство.
Благодаря развитию в условиях холодовых воздействий ребенок сам
создает подкожный теплоизоляционный слой, тем более выраженный, чем
лучше развита скелетная мускулатура. Такой ребенок уже к месячному
возрасту может оставаться голеньким или в свободной распашонке при
комнатной температуре (18–20°) до 20 минут и уже в роддоме начинает
прибавлять в весе за счет увеличения массы скелетных мышц, в связи с
повышением мышечного тонуса. У многих таких детей появляется и спо
собность осуществлять сосательный рефлекс. А по возвращении домой
мать должна продолжать все описанные процедуры. начатые в роддоме.
Первые три дня дома ребенка следует перед очередным кормлением
погружать в ванну с головкой на 3–5 секунд, повторяя эту операцию до 3
раз в сутки. Не следует опасаться, что ребенок захлебнется или вдохнет
воду в легкие, ибо при полном ВЕРТИКАЛЬНОМ погружении в во
ду происходят рефлекторная остановка дыхания, перекрытие
ушей и воздушных ходов вначале на 5–6 секунд, к шестимесячному
возрасту до 30 секунд, а к году до 40 секунд (а вовсе не до нескольких
минут, как говорится в некоторых популярных брошюрах!).
Распространено мнение, что ребенок может плавать уже с первых
дней жизни („раньше плавать, чем ходить”). ЭТО НЕВЕРНО. Научиться
координировать сложные (плавательные) движения ребенок может не
ранее, чем в 2,5–3 года. Однако плотность (удельный вес) тела грудного
ребенка с нормально развитыми легкими и незаполненным желудком мо
жет быть ниже плотности воды, а попадая в прохладную воду, ребенок
увеличивает частоту двигательной активности ручками и ножками и по


36

Scan and layout by Victor Figurnov — Page 36
тому может „держаться” на поверхности воды в течение какого то време
ни. Но совершенно необходимо, чтобы (левая) рука матери поддерживала

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign