LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ратуры соответствующих участков кожи взрослых. Довольно значитель
ная разница температур кожи груди — стопы (около 5°) показывает хо
рошую терморегуляцию новорожденного, а также высокий уровень теп
лоотдачи и, соответственно, высокий уровень теплопродукции.
У родившегося физиологически зрелым ребенка сразу же устанав
ливаются полноценные реакции терморегуляции. Однако до последнего
времени считалось, что терморегулирующие реакции новорожденного еще
несовершенны, что лишь в процессе дальнейшего развития в организме
ребенка созревают механизмы химической терморегуляции, и лишь после
этого — физической. Это неверно. В действительности реакции химиче
ской (рефлекторная стимуляция скелетных мышц) и физической терморе
гуляций у новорожденных столь же совершенны, как и терморегуляция у
взрослых, но имеют свои отличительные особенности.
Следует отметить, что физиологически зрелый новорожденный не
должен оставаться оголенным на столе более 20—30 минут — время, в
течение которого он может сохранять постоянную температуру тела. По
сле этого срока мышечный тонус новорожденного снижается, и темпера
тура его тела падает. Чтобы этого не случилось, необходимо предупре
дить дальнейшее охлаж
дение — облачить ре
бенка в предлагаемую
нами специальную одеж
ду (см. рис. 2)
Итак, в течение 20—
30 минут необходимо
проделать туалет ново
рожденного, диагности
ческую оценку его фи
зиологической зрелости
— и сразу же одеть ре
бенка.
Одежда новорожден
ного должна обеспечи
Рис.2


10

Scan and layout by Victor Figurnov — Page 10
вать сохранение ребенком ортотонической позы сгибательной гиперто
нии. Это, в частности, позволяет уменьшить поверхность его тела и сни
зить теплоотдачу. Рекомендуемое и поныне ТУГОЕ ПЕЛЕНАНИЕ, при
котором насильственно вытягиваются ручки и ножки младенца, не только
нарушает химическую теплопродукцию, но и увеличивает поверхность
теплоотдачи. Кроме Того, тугое пеленание в какой то степени препятст
вует нормальному кровообращению и может отрицательно сказаться на
развитии нервно мышечной системы. Наконец, тугое пеленание сразу же
после рождения заглушает в ребенке естественный „инстинкт свободы”
(по И. П. Павлову — „рефлекс свободы”). Этот „восточный” обычай не
осознанно вызывает у ребенка привычку подчиняться, подавляет волю,
затрудняет поиск своего „Я” и в конечном счете весьма вредно влияет на
психику развивающегося индивидуума.
Физиологически обоснованной для новорожденного может быть лишь
одежда, НЕ СТЕСНЯЮЩАЯ естественной (ортотонической) позы ре
бенка, не препятствующая осуществлению его специфических движений.
Эго может быть кофточка или распашонка из бумазеи или фланели с те
семками спереди; при завязывании тесемок один край распашонки дол
жен заходить на другой. Возможна также комбинация с зашитыми на кон
цах штанишками. Наряду с распашонками возможно использование под
гузника, который (вместе с пеленкой) не должен искажать согнутого по
ложения ножек. Поэтому не следует вытягивать ножки ребенка.
Такая одежда, предложенная нами в 1950 г., не была тогда принята.
Однако с 1954 г. она принята в роддомах Чехословакии и лишь с
1956 г.— в нашей стране. Позднее такая одежда принята Всемирной ор
ганизацией здравоохранения (ВОЗ) и рекомендована всем странам, вхо
дящим в ВОЗ, в том числе и нашей стране. Однако и по сей день ее ис
пользуют не во всех роддомах; но и там, где используют, лишь с четвер
того пятого дня, а в первые дни чаще всего применяют тугое пеленание.
Тем не менее многие молодые родители в нашей стране, следящие за
рекомендациями в печати, после возвращения ребенка из роддома поль
зуются описанной выше одеждой.
Не позднее чем через 20—30 минут новорожденный должен быть по
дан матери для первого кормления грудью.
При нормальном протекании беременности молочные железы матери
образуют к этому времени молозиво, и новорожденный может получить
40–60 мл его. По мере заполнения желудка растяжение его стенок реф
лекторно вызывает замедление сосательных движений, ребенок засыпает
на материнской груди, и его в сонном виде осторожно переносят в кро
ватку, поставленную рядом с кроватью матери.



11

Scan and layout by Victor Figurnov — Page 11
Еще с 30 х годов мы проводили исследования особенностей лактации
(образования молока) вначале у животных, а затем и у человека. Выяс
нилось, что практикуемое кое где и по сей день позднее начало корм
ления (через сутки после рождения и более) вредно и для матери, и, осо
бенно, для ребенка.
В „Справочнике по детской диетике” (1977 г.) И. М. Воронцов и А. В.
Мазурин отмечали: „До сих пор продолжает дискутироваться вопрос об
оптимальном времени первого прикладывания к груди. Во многих за
рубежных странах принято осуществлять первое прикладывание еще в
родильной комнате, буквально через 15–20 минут после рождения ребен
ка”. Авторы, к сожалению, не указали, что практикуемое в этих странах
раннее начало вскармливания грудью впервые предложено в нашей стра
не, хотя далее следует: „Среди советских ученых также имеются сторон
ники раннего прикладывания к груди (И. А. Аршавский)... Тем не менее в
практике отечественной педиатрии эта методика пока не находит распро
странения, и это связано с клинической аргументацией, требующей щадя
щего отношения и к матери, и к ребенку в первые часы после рождения”.
Это ложное понимание гуманности. В действительности, истиннная гу
манность предполагает осуществление контакта между матерью и ребен
ком сразу же после родов.
Позднее прикладывание ребенка к груди матери нельзя считать „ща
дящим”; при этом существенно нарушается естественная физиология как
организма матери, так и младенца. В самом деле, ребенок, получавший до
рождения от матери питательные вещества непрерывно, обрекается
сразу после рождения на длительное голодание.
В 1980 г. ВОЗ признала обязательным для всех стран предложенный
нами еще в 1952 г. метод раннего вскармливания грудью через 20—30 ми
нут после рождения. Этот метод очень скоро стал использоваться во мно
гих странах мира. Наша страна тоже входит в ВОЗ; у нас метод должен
был применяться с начала 1981 г. Однако даже в случае издания соответ
ствующего приказа Минздравом на практике применять метод в нашей
стране было бы невозможно, ибо принятая у нас практика наркотического
обезболивания родов ИСКЛЮЧАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ раннего начала
кормления: так называемые лекарственные вещества, введенные в кровь
матери во время родов, проникая через плаценту в кровь плода, наркоти
зируют его нервные центры и только что родившийся младенец не может
реализовать необходимые сосательные движения. А мать не может осу
ществить „установку на лицо” родившегося ребенка. Так, вследствие воз
никающей у матери гипогалактии, новорожденный лишается самого глав
ного — молозивного периода кормления грудью.



12

Scan and layout by Victor Figurnov — Page 12
Молозиво является очень важным не только благодаря содержанию в
нем белка (казеина), углевода (лактозы), жира (липидов), но и имеет су
щественное иммунобиологическое действие. В молозиве содержатся та
кие сложные белки, как альбумины, глобулины (иммуноглобулины —
1g), т. е. естественные антитела, связывающие чужеродные вещества (ан
тигены), с которыми рождающийся организм может прийти во взаимодей
ствие. У новорожденных эти белки, в отличие от белка казеина, еще не
подвергаются расщеплению пищеварительными соками и переходят в не
изменном виде в их кровь. Наконец, в молозиве содержится лизоцим —
фермент, обладающий бактерицидными свойствами, естественный физио
логический антибиотик. Через пассивную иммунизацию мать обеспечива
ет высокую иммунобиологическую устойчивость новорожденного к раз
личным инфекционным заболеваниям (например, сепсису, пневмонии,
кишечным заболеваниям). Позднее же начало кормления угнетает лакта
цию, и в первые дни у матери возникает состояние, известное под назва
нием гипогалактии; новорожденный лишается самого главного, что ему
требуется после рождения, не только питательных веществ, но и иммуни
зации молозивом.
В условиях нормально протекающей беременности плод рождается с
ярко выраженными показателями естественного иммунитета. Это прояв
ляется в клеточном иммунитете (высоко выраженная фагоцитарная ак
тивность лейкоцитов, которые, образно выражаясь, „пожирают” бакте
рии). А так же в гуморальном иммунитете. После кормления молозивным
молоком уже через 2–3 дня после рождения естественные иммунозащит
ные возможности младенца становятся в четыре и более раз выше, чем у
матери. Ребенок, родившийся физиологически зрелым, если не на
рушается его естественная физиология, не только не может уме
реть, но даже не может заболеть.
Существенное значение имеет раннее начало кормления не только для
младенца, но и для матери. Через акт сосания у нее происходит стиму
ляция передней доли гипофиза и образуется гормон пролактин; при од
новременной стимуляции задней доли гипофиза образуется гормон окси
тоцин. Оба гормона способствуют как дальнейшему развитию функции
клеток молочной железы (лактогенез), так и полноценной молокоотдаче.
Именно поэтому позднее начало кормления может привести к недос
таточному образованию пролактина и окситоцина и к возникновению ги
погалактии.
Окситоцин, кроме того, способствует сокращению матки, бескровному
отделению плаценты и, что еще более важно, исключает послеродовые
кровотечения. Таким образом, раннее начало кормления способствует
быстрой инволюции (сокращению) матки и предупреждает ту патологию,


13

Scan and layout by Victor Figurnov — Page 13
которая может иметь место при задержке сокращения матки. А такая за
держка может наступить именно по причине позднего начала кормления.
Наконец, выделяемое в первые дни кормления молозиво, содержащее
большое количество лизоцима, способствует обильному смазыванию ко
жи груди матери и тем самым препятствует заболеванию маститом.
Чем же расплачиваются новорожденные в связи с поздним началом
кормления грудью матери — через сутки, двое и даже трое? Их ожидает
потеря в весе от 150 г и более, она названа „физиологической”. Затем —
желтуха, вследствие того, что у него в связи с голоданием образуется
ацидоз, т.е. то эакисление крови, которое, нарушая функцию печени, ис
ключает для нее возможность переводить непрямой биллирубин в пря
мой. Непрямой биллирубин, поступая в кровь, обусловливает желтуху,
названную также „физиологической”. Впоследствии это в подавляющем
числе случаев завершается заболеванием печени. В крови новорожден
ных, помимо того, что они лишены возможности получения из молозивно
го молока тех белков, которые повышают их естественный иммунитет,
снижается содержание собственных. Это называется „физиологической”
гипопротеинемией. Новорожденные теряют воду. Из за чего не только
резко сокращается выделение мочи („физиологическая” олигурия), но и
резко сгущается кровь. Это также называется „физиологическим” экси
козом, т. е. состоянием, вызванным потерей воды. В результате уже в
пределах первого месяца жизни возникает дальнейшее снижение содер
жания эритроцитов и гемоглобина в крови. И это сильнейшее отклонение
от нормального развития характеризуется современной педиатрией как
состояние якобы неизбежное и даже естественное для родившихся мла
денцев, а посему и названное „физиологической” анемией. Отсюда можно
понять заболевание крови у новорожденных, в частности, злокачествен
ных и известных под названием лейкозов. Они возникают у тех детей, у
которых из за позднего начала кормления грудью матери развивается
резкое закисление крови (ацидоз). Мы перечислили еще не все последст
вия. Но и из сказанного можно понять, почему дети, рождающиеся со
вершенно здоровыми и физиологически зрелыми, уже в роддоме приобре
тают симптомы, свойственные младенцам, появившимся на свет физиоло
гически незрелыми. Итак, создаваемое состояние резкого отклонения от
нормы и представляющее собой несомненную патологию, узаконено как
состояние, якобы „физиологическое”. Всего этого можно избежать при
условии раннего начала кормления грудью матери (через 20—30 минут
после появления младенца на свет).
Когда мать впервые видит своего только что родившегося ребенка, ко
гда она начинает его кормить — лицо и, особенно, глаза матери приоб
ретают черты ни с чем не сравнимой духовной красоты. А ее наслаждение


14

Scan and layout by Victor Figurnov — Page 14
несравнимо ни с какими другими эмоциями во всей ее жизни. У матери
как бы пробуждается всепоглощающая нежность к только что рожденно
му ею ребенку. Все жизненные невзгоды кажутся матери несущественны
ми и отходят на второй план, весь внутренний духовный мир матери как
бы облагораживается. Это материнский инстинкт, пробуждающийся даже
у тех женщин, которые первоначально и не хотели иметь ребенка. Такое
чувство наслаждения повторяется и при каждом последующем кормлении
грудью.
Сосательные движения ребенка рефлекторно стимулируют у кормя
щей матери образование тех гормонов и, в частности, нейропептидов, в
числе которых эндорфин, нейтрализующий болевые ощущения и вызы
вающий положительные эмоции („радостные ощущения”). Эти гормоны с
молоком матери получает и ребенок, у которого тем самым вызываются
ответные положительные эмоции. В него как бы „вливается доброта”, ко
торую „недополучают” дети, вскармливаемые искусственно.
При рождении физиологически зрелого ребенка и раннем начале
вскармливания грудью у младенца обычно вызываются только положи
тельные эмоции. Отрицательные эмоции могут возникнуть (у физиологи
чески зрелого младенца) лишь при несоблюдении гигиенических условий
или неправильном поведении родителей и других окружающих лиц. При
нятые в литературе указания, что якобы дети родятся с отрицательными
эмоциями и лишь позднее возникают положительные, не соответствуют
действительности.
Во многих роддомах принято подавать ребенка матери б раз в сутки.
Такой „распорядок”, удобный для обслуживающего персонала, мы счита
ем необоснованным.
После первого кормления непосредственно в родильной комнате (не
более, чем через полчаса после родов!) следующее кормление должно
быть в палате, где кроватку ребенка следует поставить рядом с кроватью
матери. Время второго и последующих кормлений должно определяться
самим ребенком.
У физиологически зрелого новорожденного молоко всасывается (т. е.
удаляется из желудка) в среднем через 2,5–3 часа, у каждого ребенка в
РАЗНОЕ ВРЕМЯ. Опустевший желудок вызывает очередное возбуждение
пищевого центра — это чаще всего проявляется криком, ребенок как бы
требует очередного кормления, и мать охотно (с удовольствием!) кормит
своего ребенка. Физиологические процессы в организме ребенка в первые
дни после рождения протекают БЕЗ ночного перерыва, поэтому ребенка
следует кормить столько раз в сутки, сколько он „просит”, иногда до 8 раз.
Наши рекомендации НЕ РАЗЛУЧАТЬ ребенка с матерью вызвали еще
в 50 х годах резкие возражения. В педиатрических руководствах главным


15

Scan and layout by Victor Figurnov — Page 15
среди правил обслуживания новорожденных считалось „обязательное.
разобщение новорожденных и рожениц. Как нами установлено, такое ра
зобщение, как и позднее начало кормления грудью, для развития
ВРЕДНО. Так, заболеваемость раноприкладываемых новорожденных в 3–
4 раза ниже, чем поздноприкладываемых.
Как показали наши исследования, даже физиологически зрелые но
ворожденные, попадая в принятые в наших роддомах принципиально не
верные гигиенические условия, не соответствующие особенностям их фи
зиологии, могут стать физиологически незрелыми и, следовательно, под
вергнуться многим заболеваниям, особенно в возрасте до одного года.
Отсюда высокая детская смертность в нашей стране (56 е место в мире!).
А при соблюдении гигиенических условий, соответствующих спе
цифическим особенностям физиологии новорожденных, дети, родившиеся
физиологически зрелыми, подчеркнем еще раз, не только не могут уме
реть, но даже не могут заболеть!


Глава 4.
Диагностика новорожденных глазами физиолога

Итак, физиологически зрелые новорожденные характеризуются явно
выраженной сгибательной гипертонией. Тем самым обеспечивается необ
ходимый уровень теплопродукции, который определяет соответствующий
уровень теплоотдачи. Вследствие расширения сосудов кожи (вазодилята
ции) кожа приобретает розовый (или бледно розовый) цвет. Через нес
колько минут после появления на свет температура в прямой кишке но
ворожденного устанавливается 36,6—36,8°.
С точки зрения механизмов доминанты можно понять причины осу
ществления тех двигательных (скелетно мышечных) рефлексов, какие
свойственны физиологически зрелым новорожденным.
Если вложить пальцы взрослого в ладонь новорожденного, т. е. соз
дать тактильное раздражение ладони, то ладонь сильно сожмется. Это —
так называемый хватательный рефлекс, или рефлекс Робинзона (по фа
милии автора, впервые его описавшего). Обычно этот рефлекс трактуется
как локальный. Однако он является лишь усилением и подкреплением
исходно представленного тонуса не только мышц ладони, предплечья,
плеча, но и всей скелетной мускулатуры новорожденного. „Хвататель
ный” рефлекс и связанное с ним повышение общего мышечного тонуса
могут быть настолько сильно выражены, что новорожденный при подни
мании его (вложенными в обе ладони пальцами) может выдержать вес
своего тела.


16

Scan and layout by Victor Figurnov — Page 16
Подошвенный рефлекс, или рефлекс Бабинского, также принято оце
нивать как локальный. Он вызывается штриховым тактильным раз
дражением внутреннего края подошвы и характеризуется тыльным раз
гибанием большого пальца и подошвенным сгибанием остальных пальцев.
Эта рефлекторная реакция сочетается не только с более сильным сги
банием нижних конечностей в коленном и тазобедренном сочленениях, но
и с усилением сократительной активности остальных мышц тела ново
рожденного, т.е. также подкрепляет сгибательную мышечную гипертонию.
Так называемый симптом Кернига выражается в трудном разгибании
ноги в коленном сочленении, когда она согнута в тазобедренном. Фено
мен этот также является выражением преобладания сгибателей над раз
гибателями в нижних конечностях физиологически зрелых новорожден
ных.
Феномен ползания (по Бауэру) выражается в том, что при положении
на животе ребенок рефлекторно отталкивается ножками от приставлен
ной к подошвам ладони взрослого.
Для диагностической оценки степени физиологической зрелости ис
пользуются миостатические рефлексы. Например, при разгибании верх
ней конечности в локтевом суставе электромиографическая активность
двуглавой мышцы плеча усиливается. Сюда же относятся сухожильные
рефлексы: коленный (постукивание неврологическим молоточком по ко
ленной чашечке) и рефлекс, получаемый при постукивании по ахиллово
му сухожилию икроножной мышцы. Отметим еще рефлекс Моро: ребенка
кладут на стол и сильно ударяют по столу; рефлекторный ответ выража
ется в некотором отклонении головки назад, в разгибании ручек (вверх и
в стороны), разгибании пальцев рук и вытягивании ног; затем тело ре
бенка возвращается к исходному состоянию сгибательной мышечной ги
пертонии, иногда еще более утрированному.
Пяточный рефлекс (нами открытый и вошедший в педиатрические ру
ководства под названием рефлекса Аршавского) вызывается умеренным
надавливанием на пяточную кость и выражается в обобщенной разгиба
тельной двигательной активности, близкой к рефлексу Моро, но од
новременно с гримасой „плача” и криком (см. рис. 3). Этот рефлекс осо
бенно хорошо выражен у физиологически зрелых новорожденных. Необ
ходимо подчеркнуть, что такие рефлексы, как пяточный и рефлекс Моро,
не являются подкрепляющими общую сгибательную гипертонию. Напро
тив, они представляют собой обобщенную разгибательную активность —
небольшое разгибание головы и выпрямление ручек и ножек.




17

Scan and layout by Victor Figurnov — Page 17
Рис.3

Отметим, что крик у новорожденных не является реакцией на боль; в
этом периоде болевые реакции еще отсутствуют. Крик новорожденных,
например тотчас после рождения, представляет собой активный компо
нент выдоха, при котором значительно повышается давление в грудной
полости.
Если положить на живот или бедро ребенка тонкостенный стакан с хо
лодной водой, в которую положено несколько кусочков льда, то степень
тонуса скелетных мышц увеличивается, и не только в месте приложения
холодного раздражителя, но и во всей скелетной мускулатуре, а элек
тромиографическая активность (например, в двуглавой мышце) усили

18

Scan and layout by Victor Figurnov — Page 18
вается. Однако температура тела (в прямой кишке) не только не снижа
ется, но, наоборот, увеличивается на один полтора градуса. А судя по вы
ражению лица ребенка, он получает скорее удовольствие, чем отрица
тельные эмоции.
При рефлексе Бабкина, вызываемом давлением на ладони, у ребенка
открывается рот и закрываются глаза, а иногда, кроме того, разги6аются
ноги в коленном и тазобедренном сочленениях. Близким к этому является
рефлекс Брудзинского: на сгибание головы новорожденный отвечает реф
лекторным разгибанием ног, тыльным сгибанием стоп и веерообразным
разведением пальцев ног, а иногда и разгибанием рук. При умеренном
давлении на область лонного сочленения наблюдается обычно та же ре
акция, появляется гримаса плача, и раздается крик (т. е. реакция ребенка
подобна рефлексу Аршавского).
Если ребенок при смене туалета на столе перед началом кормления
кричит и „плачет”, то часто достаточно постукивания по поверхности сто
ла, чтобы общее возбуждение ребенка прекратилось. Происходит сопря
женное торможение одной доминанты другой (рефлекс Моро). Слово
„плачет” взято в кавычки, так как истинный плач в этот период еще отсут
ствует.
Когда ребенка прикладывают к груди матери, описанные выше реф
лексы сопряженно тормозятся; при этом обычно господствует пищевая
доминанта — усиливаются сосательные движения. Этим многие матери
пользуются: для усиления сосательного рефлекса поглаживают или по
стукивают по щечке младенца. Если же во время сосания пытаться вы

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign