LINEBURG


страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

И.А. Аршавский



Ваш ребенок.

У истоков здоровья




Москва 1992




Scan and layout by Victor Figurnov — Page 1
Профессор И.А. Аршавский: „Физиологически зрелый ребенок не только не может
умереть, но он не может даже заболеть!!!”
По данным исследований, на сегодняшний день в нашей стране 90 % всех новорож
денных — физиологически незрелые.
„...Проблема № 1 не сердечно сосудистая патология, не онкология, а именно фи
зиологическая незрелость новорожденных. Если она будет решена, то снимается, в
частности, и проблема раковых заболеваний, и сердечно сосудистой патологии и ду
ховной инфантильности и многие другие, потому что они проистекают из состояния
физиологической незрелости. А оно — принципиально компенсируемо (т.е. обратимо)!”
Как выявить состояние физиологической незрелости у вашего ребенка в домашних
условиях, понять, что оно собой представляет, как перевести ребенка в нормальное
развитие и поддерживать его без применения каких бы то ни было медикаментов,
ответы на эти и многие другие вопросы, связанные со здоровьем вашего малыша, вы
сможете найти в предлагаемой книге.
© И. А. Аршавский, 1992


ВВЕДЕНИЕ

Еще недавно генетики насчитывали 1500 генетически обусловленных
состояний патологии. Сейчас это число превышает 2000 — поистине
страшная цифра! Дальнейший ее рост грозит утратой генофонда, самого
ценнейшего капитала каждой страны, в сравнение с которым не идут ни
какие другие богатства. Для решения вопроса мало лишь достижений в
области генетики, как бы велики они ни были.
К настоящему времени определились две позиции в борьбе за здоровье
родившегося ребенка. Одна опирается на традиционную для медицины (и
тем самым для клинической педиатрии) линию: обеспечение здоровья
малыша через использование сильнодействующих лекарств (т. е. интен
сивную терапию). Вторая предусматривает организацию таких ги
гиенических условий среды, которые должны соответствовать специфи
ческим особенностям физиологии вашего ребенка.
Клиническая педиатрия, призванная лечить больного ребенка, в от
личие от медицинских дисциплин взрослого организма пока еще является
в значительной мере эмпирической областью знания. Но чтобы лечить
ребенка, надо знать специфические особенности протекания патологии в
детском организме. А для этого необходимо ясно представлять особен
ности физиологии малыша в разные возрастные периоды — грудном,
предшкольном, дошкольном, школьном. Не дожидаясь, когда науку о фи
зиологии развивающегося ребенка создадут профессиональные физи
ологи, ее на свой страх и риск разрабатывали практикующие клиницисты
педиатры. Отсюда неизбежность использования „метода проб и ошибок”.
В 1935 г. нами была организована лаборатория возрастной физиологии
и патологии, о некоторых результатах работы которой мы и постараемся
рассказать.


2

Scan and layout by Victor Figurnov — Page 2
В нашей стране имеются около четверти миллиона (!!!) педиатров и
акушеров гинекологов, огромное количество роддомов, детских по
ликлиник и больниц. Но многие родители считают, что педиатров в нашей
стране нет. В самом деле, дети в нашей стране болеют, пожалуй, больше,
чем в любой другой цивилизованной стране мира: врач получает в день
столько вызовов, что на каждого заболевшего ребенка приходится только
5–7 минут его драгоценного времени. Где уж тут войти в контакт с малы
шом, внимательно осмотреть, взять его на руки — успеть бы выписать
стереотипный рецепт, справку или больничный лист матери, да внести
все это в карточку ребенка.
Принято считать в наше время проблемой номер один в здравоохране
нии — сердечно сосудистые заболевания и рак (сейчас добавился еще
СПИД). Это неверно — первый номер в списке по праву должна получить
открытая и поставленная нашей лабораторией проблема физиологической
незрелости. Вследствие сниженной иммунобиологической устойчивости
физиологическая незрелость — поставщик разнообразных состояний па
тологии не только в ранние, но и в более поздние возрастные периоды, в
том числе таких болезней, как сердечно сосудистые и рак. Проблема рака
(которым стали сейчас заболевать даже новорожденные) есть, по
видимому, прежде всего проблема иммунобиологической устойчивости к
разнообразным вредящим воздействиям, в частности, и к канцерогенам.
Физиологическая незрелость, своевременно нескомпенсированная, яв
ляется также поставщиком многих состояний психической неполно
ценности и духовной инфантильности.
Без знания физиологических закономерностей индивидуального разви
тия все актуальные проблемы, стоящие перед детским здравоохранением
нашей страны, никогда не будут разрешены.
Недостаточный уровень научной обоснованности многих разделов пе
диатрии породил труднейшие проблемы как в области детского здра
воохранения, так и в педагогике — не только в школьной, но и дошколь
ной. Отсюда естественное стремление очень многих родителей, в основ
ном молодых, взять решение проблемы здоровья детей в свои собствен
ные руки. Эта инициатива приобрела сейчас характер чуть ли не массово
го движения. Вот почему так важно дать родителям рекомендации по
воспитанию детей здоровыми, по возможности без применения медика
ментозных средств, и предоставить удобопонятные научные обоснования
таких рекомендаций. Особо существенно это в отношении детей ранних
возрастных периодов, начиная с периода новорожденности.
Именно данной теме посвящена настоящая брошюра.




3

Scan and layout by Victor Figurnov — Page 3
Глава 1.
Механизмы, определяющие рост и развитие организма

Одним из самых сложных в возрастной физиологии человека является
вопрос о механизмах, определяющих интенсивность обмена веществ и
энергии и особенности физиологических отправлений в разные возраст
ные периоды. Объем куба, ребро которого равно 1 м, составляет 1 куб. м,
или 1000 куб. дм, а поверхность — 6 кв. м, или 600 кв. дм. На каждый
куб. дм объема такого куба приходится 0,6 кв. дм его поверхности. У куба
же с ребром 1 дм имеется 6 кв. дм поверхности. Соотношение по
верхности к объему у большого куба в десять раз меньше, чем у малого.
Теплопроизводство организма человека или животного пропорцио
нально его массе и объему, а теплоотдача — поверхности. Чем меньше
объем тела, тем „невыгоднее” отношение теплопроизводства к теплоотда
че в окружающее пространство. Так, тело ребенка остывает на морозе
быстрее, чем тело взрослого, ребенок „мерзнет” сильнее, и его приходит
ся одевать „теплее”.
На основе этих данных известный немецкий физиолог Макс Рубнер
обосновал учение о „Законе поверхности” („Энергетическое правило по
верхности”), объясняющее особенности энергетических процессов и фи
зиологических отправлений живых организмов и, в частности, человечес
кого организма в разные возрастные периоды. В соответствии с этим за
коном интенсивность обмена веществ и энергии у организмов, поддержи
вающих постоянную температуру тела (у человека — 36–7°), определя
ется прежде всего величиной теплоотдачи в окружающее пространство.
Как уже сказано, эта теплоотдача тем больше, чем меньше размеры тела.
Однако при разработке своих законов М. Рубнер проявил чисто ме
ханический подход, сводя роль большинства пищевых продуктов лишь к
роли топлива, а роль организма — лишь к трансформации этого топлива в
другие виды энергии.
Теория М. Рубнера неверна, разумеется, для внутриутробного периода
развития ребенка; однако, как показали эксперименты на животных, она
не вполне верна и для внеутробного периода: отнюдь не все элементы
развития организма определяются его размерами.
Согласно Рубнеру все виды млекопитающих, за исключением человека,
характеризуются неким постоянством потребляемой энергии; после за
вершения роста на 1 кг массы тела потребляется в течение всей жизни
примерно одинаковое количество энергии, около 190 тыс. ккал. Человек,
по Рубнеру, составляет исключение, его энергетический фонд составляет
720 тыс. ккал. Почему же именно человек составляет исключение в классе
млекопитающих, Рубнер в своих теоретических построениях не ответил.


4

Scan and layout by Victor Figurnov — Page 4
Далее. Время, в течение которого этот энергетический фонд будет ист
рачен, обратно пропорционально интенсивности обмена веществ, т. е., по
Рубнеру, полностью зависит от размеров организма. А трата „энергети
ческого фонда” начинается сразу же после первого деления оплодотво
ренной яйцеклетки; каждый двигательный физиологический акт прибли
жает развивающийся организм к концу его жизни...
Одним из вариантов этой теории является предложенная канадским
патофизиологом Г. Селье теория стресса, как генетически предопреде
ленная величина адаптационной энергии. К стрессовым реакциям отно
сятся и физические нагрузки, двигательная активность; каждая стрессо
вая реакция организма, например физические нагрузки, могут быть по
этой теории лишь причиной, укорачивающей продолжительность жизни.
Эти теории дают повод сравнивать онтогенез, процесс индивидуально
го развития организма,с заведенными часами, запускаемыми в ход посред
ством процесса оплодотворения. В заведенных часах раскручивание пру
жины продолжается до тех пор. пока не исчерпается потенциальная энер
гия, сообщенная работой, проделанной при „заводе”. Так возникли тео
рии индивидуального развития, представленные как исчерпание наслед
ственно предопределенного энергетического фонда.
С точки зрения „теории истощения” осуществление двигательной ак
тивности индивидуума обусловливает постепенное „старение” организма,
которое начинается уже в момент его образования (появления зародыша).
„Старение в широком смысле, — пишет В. Н. Никитин, — и представля
ет собой процесс индивидуального развития”.
Опираясь на многолетние исследования, мы пришли к выводу, что не
одинаковая продолжительность жизни у разных видов млекопитающих
объясняется не „правилом поверхности”, а особенностями развития ске
летной мускулатуры, определяемыми экологическими условиями. В отли
чие от упомянутой „теории истощения” на основе этих исследований воз
никла теория индивидуального развития, которая получила название
„энергетического правила скелетных мышц”. Сущность этого правила
заключается в том, что с одной стороны, интенсивность энергетических
процессов и физиологических отправлений находится в зависимости от
особенностей функционирования скелетных мышц в разные возрастные
периоды. С другой стороны. в том, что двигательная активность, стимули
руемая эндогенно (по внутренним мотивам) через соответствующие нерв
ные центры в связи с необходимостью удовлетворения пищевой потреб
ности или экзогенно (по внешним мотивам) в связи с действием стрессо
вых раздражении среды, является фактором функциональной индукции
избыточности восстановительных процессов ( анаболизма). Особенность
этих процессов заключается не просто в восстановлении исходного со


5

Scan and layout by Victor Figurnov — Page 5
стояния, а в обязательном избыточном восстановлении как массы живой
протоплазмы, так и энергетических потенциалов, за счет которых в даль
нейшем может быть осуществлен больший объем функций и выполняемой
работы. В функциональной индукции избыточного анаболизма, следующе
го за каждой очередной активностью, и следует видеть то специальное,
что характеризует живые организмы в отличие от неживых.
На основе принципа избыточного восстановления, осуществляемого
лишь в связи с выполняемой работой (двигательной активностью), впер
вые удалось подойти к пониманию истинных причин и механизмов, обу
словливающих процессы роста и развития.
В классической физиологии сло
жились прочные представления, со
гласно которым при осуществлении
каждой физиологической функции,
в частности двигательной, осущест
вляемой скелетными мышцами, вос
становительные процессы характе
ризуются возвращением затрачен
ной энергии лишь к начальному
(исходному) состоянию. Представ
ление об обязательной обратимости
к исходному состоянию исключало
для физиологов, исследовавших в
основном взрослый организм, воз
можность подойти к пониманию ис
тинных механизмов и закономерно
Рис.1
стей индивидуального развития. В
действительности же каждый метаболический цикл, осуществляемый в
клетке, приводит к избыточному восстановлению, без которого рост и
развитие организма не могли бы иметь места (см. рис. 1).
Продолжая аналогию с часами, можно сказать, что индивидуальное
развитие организма представляет собой не постепенное раскручивание
пружины, а, напротив, постепенное закручивание ее; не постепенную
трату заранее предопределенного энергетического фонда, а непрерывное
обогащение его. Благодаря периодически осуществляющейся двигатель
ной активности человек как бы сам заводит часы своей жизни, обеспечи
вая себе физиологически полноценное развитие. Чтобы обогатиться до
полнительными энергетическими ресурсами, необходимо тратить уже
имеющиеся!
Что же мы должны знать об особенностях физиологии новорожден
ных, чтобы они не болели?


6

Scan and layout by Victor Figurnov — Page 6
Глава 2.
Рождение ребенка. Физиологическая незрелость

Принятая в роддомах классификация новорожденных на недоношен
ных (вес при рождении до 2,5 кг) и доношенных (более 2,5 кг) является
не только необоснованной, но имеет отрицательное значение для оценки
физиологического состояния рождающихся. Эта классификация, как и
подразделение по длине тела или по весу, используется для характери
стики физического развития детей и для оценки санитарного состояния
рождающихся по всей стране. Такая классификация еще недавно была
принята и во многих других странах.
„Из двух детей одного возраста лучшим по особенностям физического
развития считается тот, у кого длина тела больше, — писал в 1960 г. В,
В. Бунак, — а при одинаковом продольном размере тот, у кого больше вес
и поперечное сечение грудной клетки”,
Однако наши исследования показали, что истинное физическое разви
тие следует оценивать не столько по морфологическим (т. е. по антропо
метрическим), сколько по физиологическим показателям. Показатели эти,
зависящие от течения беременности у матери, широко варьируются.
Принято считать, что совокупность признаков, характеризующая раз
вивающийся организм (фенотип), начинает образовываться лишь после
рождения ребенка под влиянием тех или иных условий среды. В дейст
вительности образование фенотипа начинается еще до рождения ребенка.
Нами установлено, что широкий диапазон физиологических различий у
новорожденных обусловлен особенностями осуществления двигательной
активности эмбриона и плода еще до рождения, в зависимости от осо
бенностей течения беременности у матери.
Нами предложен физиологический принцип классификации новорож
денных: не по весу и длине тела, а по признаку физиологической зрелос
ти (или незрелости).
В педиатрии принято характеризовать организмы ранних возрастных
периодов, начиная с рождения, как незрелые и несовершенные по сравне
нию со зрелостью и совершенством взрослых. Физиология ребенка оцени
вается с этой точки зрения как первые шаги к цели — зрелости и совер
шенству взрослого организма. Недостаточная зрелость дыхательной сис
темы является (якобы) причиной, предрасполагающей младенцев к остро
респираторным заболеваниям (ОРЗ); недостаточная зрелость функций
желудочно кишечного тракта может привести к заболеваниям пищевари
тельной системы; несовершенство функций нервной системы — к нерв
ным болезням и т. д. Начало взрослого состояния связывается с заверше
нием полового созревания; для более раннего возраста говорят о начале


7

Scan and layout by Victor Figurnov — Page 7
социальной зрелости, для еще более раннего — о начале школьной зрело
сти.
Наши исследования показали, что во все возрастные периоды орга
низм является зрелым (совершенным), если его физиологические функ
ции адаптивно соответствуют его календарному возрасту и специфиче
ским условиям среды, с которыми он должен взаимодействовать в соот
ветствующем возрастном периоде.
Физиологическая незрелость характеризуется не только отставанием в
развитии физиологических функций, возникшим уже во внутриутробном
периоде, но и ослаблением их интенсивности по сравнению с физи
ологически зрелыми новорожденными. Отсюда — несоответствие особен
ностей их физиологических функций своему календарному возрасту (не
соответствие биологического возраста календарному).
Оказалось, что истинно недоношенные дети с малым весом при усло
вии создания для них соответствующей гигиены могут еще до полутора
летнего возраста сравняться и по особенностям физиологии, и по весу с
физиологически зрелыми детьми; они являются недозрелыми лишь в том
смысле, что родились раньше срока, но зрелыми в смысле соответствия
особенностей их физиологии своему внутриутробному календарному воз
расту. Все это справедливо при условии, если до преждевременного рож
дения течение беременности у матери было нормальным.


Глава 3.
Первые дни жизни. Особенности физиологии младенцев

28 дней жизни ребенка принято называть периодом новорожденности
(неонатальным периодом). Это самый опасный период жизни ребенка. Из
всех детей, умерших до достижения одного года, 70 % умирают именно в
течение первых четырех недель после рождения. А первая неделя жизни
входит в перинатальный период.
В момент рождения ребенок попадает из утробы матери, температура
которой около 37° С, в комнатные условия. Температура в родильном зале
поддерживается обычно в среднем в пределах 20 (от 15 до 20°), и, следо
вательно, перепад температуры в первые минуты жизни ребенка равен
примерно 18°. Это вызывает защитную реакцию новорожденного —
рефлекторное повышение мышечного тонуса, поднимающее температуру
тела до 36—37°. Чем ниже температура комнаты, тем выше при этом ока
зывается температура тела новорожденного.
От интенсивности мышечного тонуса зависит и степень полноценнос
ти первых в неутробных дыханий: вдоха, объем которого у физиоло


8

Scan and layout by Victor Figurnov — Page 8
гически зрелого новорожденного составляет 30—35 куб. см, и последую
щего выдоха — „первого крика”. Этот крик может служить критерием
качества дыхания: чем громче крик, тем полноценнее выдох и тем самым
предшествующий ему вдох. Полное расправление легких новорожденного
происходит уже через минуту полторы после выхода из чрева матери.
В первые мгновения после появления на свет ребенок еще продолжает
получать от матери питание (и кровь) через пуповину. Поэтому пе
ревязывать пуповину следует не раньше, чем прекратится ее
пульсация — чтобы новорожденный успел получить из плаценты макси
мум содержащейся в ней крови.
Взрослый человек, оказавшийся без одежды, т. е. голым при ком
натной температуре (18—20° С), может поддерживать постоянную темпе
ратуру тела (36—37°) двумя путями:
во первых, снижением теплоотдачи, т. е. сужением кровеносных со
судов кожи (вазоконстрикцией), снижением потовыделения или даже
полным прекращением действия потовых желез;
во вторых, повышением образования тепла, т. е. повышением тонуса
скелетной мускулатуры, доходящей до дрожи.
Повышение мышечного тонуса у новорожденных сразу после рожде
ния, при резком понижении температуры среды вызывает, наоборот, не
снижение, а повышение теплоотдачи. При этом кровеносные сосуды кожи
расширяются (вазодилятация), и ребенок не бледнеет, а розовеет. Более
высокая теплоотдача предупреждает возможность возникновения повы
шенной температуры тела вследствие рефлекторно вызванного повыше
ния мышечного тонуса.
Сразу после рождения (точнее, после перевязки пуповины) ново
рожденный, уложенный на специальный стол в родильной комнате, при
обретает специфическую позу — сгибательную гипертонию: головка сги
бается по отношению к туловищу, сгибаются локти, пальчики сгибаются
в кулачок, сгибаются колени, пальчики стопы сгибаются к подошве.
Всякое дополнительное раздражение — легкое пощипывание, све
товой поток, резкие, даже не очень громкие звуки — усиливает степень
сгибательной гипертонии. Новорожденный еще не поворачивает головку в
сторону вспышки света или источника звука, но отвечает на такие разд
ражения сгибательным вздрагиванием. О степени выраженности сгиба
тельной гипертонии (у рождающихся физиологически зрелыми детей)
можно судить по сопротивлению ребенка попыткам врача (акушерки) ра
зогнуть локтевой или коленный сустав.
Такое сопротивление — первый диагностический признак физиологи
ческой зрелости новорожденного. Этот признак сочетается с розовым



9

Scan and layout by Victor Figurnov — Page 9
цветом кожи — невзирая на оголенность ребенка и температуру в ро
дильной комнате, существенно более низкую, чем в чреве матери.
Для более точной диагностики состояния только что родившегося ре
бенка необходимо иметь портативный электрокожный термометр и такой
же омометр — для оценки потовыделения.
В области лба новорожденного температура кожи составляет обычно
34,5°; в плечевой области — 33,8°, груди — 35°, живота — 35,2°, бедер и
верхней части голени — 34°, стопы — 30,3°. Это намного выше темпе

страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign