LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

- Общение с домашними животными.
- Общение с людьми, где чувствуете себя комфортно.
- Погружение в среду, которая может нейтрализовать стрессовые переживания: музыка, литература, искусство, театр, природа, среда непривычного пребывания и т. п.
- Пребывание в эмоционально воздействующей среде: в тюрьме, на кладбище, в больнице, вытрезвителе, доме ребенка, в доме престарелых, на спортивных состязаниях, в церкви.
- Путешествие в отпускное время.
- Разговор о стрессе с неучителями.
- Разговор с коллегами о стрессе.
- Робинзонада в одиночку, с друзьями или незнакомыми ранее партнерами.
- Смена класса, в котором работаете.
- Смена места жительства.
- Смена профессии.
­ Фитоконтакты при одушевлении любимых растений.
- Круизы, путешествия, экскурсии.
Группа 2. Антистрессовые средства
- Вступление в сообщество партнеров по увлечениям.
- Дыхательная гимнастика.
- Изобретение средств изменения рутинной работы и их применение.
- Исповедь перед родителями.
- Исполнение молитвы
- Занятия гимнастикой.
- Занятия хатха-йогой
- Комплекс психомоторных разрядок.
- Мысленное перевоплощение в других.
- Обращение к естественным эротическим эмоциям.
- Обращение к методике "исцеляющих настроев" (по Г. Н. Сытину).
- Организованный протест против действий виновников стресса.
- Переход к сублимации - механизмам психологической защиты, снимающим напряжение путем трансформации психики в более приемлемое состояние.
- Поиск выходов из стрессового состояния посредством мысленных экспериментов и сценариев с перевоплощением себя в роли противников.
- Прием успокаивающих процедур: водные, психотактильные, аттрактантные
- Хобби щадящего, реабилитационного воздействия
Группа 3. Средства вытесняющего воздействия
- Императив слез.
- Использование физических нагрузок.
- Обращение к домашним хозяйственным делам.
- Планирование фаз расслабления во время уроков.
- Чтение комиксов.
- Чтение религиозной литературы.- Устройство на работу по совместительству.
Группа 4. Корректировка своего поведения
- Избегание изоляции от окружающих.
- Избегающее поведение (обход стрессоров, уклонение от них).
- Интроверсия (уход в себя).
- Освоение опыта работы и поведения коллег.
- Переход на жесткий ритм труда и отдыха.
- Сбой ритма жизнедеятельности.
- Смена стиля отношений с коллегами.
Группа 5. Анализ причин стрессовых состояний для их преодоления
- Оценка причин стрессовых переживаний.
- Осознание своего состояния и желание помочь себе.
- Получение своего социометрического индекса но стрессу.
- Самоанализ и самокоррекция по критериям Я-концепции.
- Самооценка по критериям трехфакторной модели значимого другого.
- Самосуд.
Группа 6. Самокорректировка личности
- Внутренние диалоги с собой и партнерами по стрессовым темам.
- Исповедь перед собой.
- Освоение технологий корректировки своего педагогического профессионализма.
- Получение послевузовского (второго) образования.
- Принятие и реализация программы самообразования.
- Самовнушение, нейтрализующее стрессовые состояния.
Группа 7. Использование медикаментозных средств.
- использование психоделиков;
- комплекс психомоторных разрядок;
- консультации ученых, специализирующихся в педагогических коммуникациях;
- консультации психотерапевтов;
- посещение кабинета релаксации;
- принятие успокаивающих доз алкоголя.


ФАКТОРЫ, ПРОВОЦИРУЮЩИЕ ЖЕСТОКОСТЬ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Семья:
• малообеспеченная, неполная или многодетная семья, семья с приемными детьми, наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, .стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близких, супружеские конфликты, чрезмерная занятость взрослых, специфические культурные или религиозные факторы;
• юные родители (17 лет и младше);
• низкий уровень образования родителей и недостаток знаний в области воспитания детей;
• статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.
Родители:
• психические заболевания, частые критические состояния (попытки суицида, нервные срывы), умственная отсталость, недостаточный самоконтроль или импульсивность;
• наличие в прошлом случаев жестокого обращения с детьми, инцеста, привлечения к уголовной ответственности за половые преступления;
• родители, подвергавшиеся в детстве жестокому отношению или лишенные родительских прав.
Дети - жертвы насилия:
• нежеланный, нелюбимый ребенок;
• наличие у ребенка физических и умственных недостатков, недоношенность при рождении и низкая масса тела, врожденные уродства или сходство с нелюбимым родственником;
• нарушения в поведении ребенка, гиперактивность, "трудный ребенок", высокоодаренный или талантливый ребенок и т. п.

ТИПЫ-СХЕМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ
(по С. Фрайд, П. Хоулт и др.)
•"Ребенок-мишень" - ребенка считают либо слишком пассивным, либо очень активным и, как результат, он становится объектом агрессии в семье. Такая ситуация часто складывается, если ребенок имеет физические или умственные недостатки. Усугубляется положение ребенка, если он любим одним из родителей.
•"Критическая ситуация" (стечение обстоятельств) - потеря работы, разлука с любимым и другая ситуация могут вызвать вспышки жестокого поведения.
•"Отсутствие навыков отцовства и материнства"- - родители не готовы к той ответственности, которую налагает на них отцовство и материнство и не имеют других стратегий поведения, кроме крика, запугивания, избиения.
•"Необразованный родитель" - отсутствие элементарных знаний о возрастных особенностях развития детей и неумение учитывать особенности детской психики.
•"Модель домашнего насилия" - жестокое поведение чаще отмечается у родителей, которые в детстве сами подвергались насилию или были свидетелями жестокого отношения.
•"Изоляция от внешнего мира" - нежелание и неумение налаживать контакты с другими людьми и, как следствие, потребность в уединении и агрессия на любые попытки его нарушить.
"Семейные стереотипы" - нарушение традиционных схем поведения жестоко карается родителями (подростковая беременность, нарушение традиций семьи, этические нарушения и т. п.).



Характеристики детей, являющихся свидетелями насилия в семье

ЧУВСТВА
* никчемность/бессилие
* чувство вины и ответственности за насилие
* cтрах за себя, братьев и сестер и мать
* гнев/ смущение/ унижение
* принятие насилия
ПОВЕДЕНИЕ
* проигрывание ситуации / уединение/стремление угодить
* беспокойство/ неспособность сконцентрироваться
* проявление насилия для самовыражения
* плохая успеваемость/ слабая школьная посещаемость
ФИЗИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
* испытали физическое или сексуальное насилие/детьми пренебрегают
* получение повреждений при вмешательстве в конфликт
* энурез / нарушение сна
* головные боли / боли в животе
* отставание в развитии
Физические показатели насилия над детьми
Описанные далее состояния и травмы свидетельствуют о случаях насилия над детьми.
Царапины и рубцы
Царапины у любого ребенка, особенно на лице. Царапины на спине, царапины необычной формы, свидетельствующие о применении инструментов, укусы, ссадины, нанесенные каким-либо инструментом или рукой, ссадины на различных стадиях лечения.
Ожоги
Ожоги от погружения в горячую жидкость, сигаретные ожоги, след от веревки, сухой ожог, как если бы ребенка заставили сесть на горячую поверхность или что-то горячее приложили к коже.
Ссадины
На губе, глазу или другой части лица, любая ссадина на внешних половых органах.
Травмы скелета
Переломы ребер, переломы челюсти, черепные травмы, перелом или травма позвоночника, повторная травма одного и того же места, травмы, причиненные вследствие сильного выкручивания или вытягивания.
Травмы головы
Отсутствие волос и синяки, кровоподтеки на коже головы, гематомы на черепе, полученные в результате сильного удара, кровоизлияния на сетчатке глаза или отслоение сетчатки, переломы челюсти и носа, расшатанные или выбитые зубы.
Внутренние травмы в результате ударов по животу
Кровоизлияния в кишечнике, разрыв брюшной вены, перитонит, разрыв (ушиб) печени, селезенки и поджелудочной железы, травма почек, напряженность брюшины или мягкость брюшной полости.
Показатели отсутствия заботы о ребенке

Отказ от ребенка
1. Дети, от которых отказались совсем или на продолжительное время.
Недостаток заботы
1. Очень маленькие дети оставлены без присмотра.
2. Дети оставлены под присмотром других детей, которые слишком малы, чтобы защищать младших.
3. Дети, о которых мало заботятся в течение длительного времени, не обращают внимание на то, что они занимаются опасной деятельностью.
Отсутствие подходящей одежды и хорошей гигиены.
1. Дети одеты не по погоде, постоянно болеют воспалением легких. Дети с обморожениями или с солнечными ожогами, что связано с отсутствием подходящей одежды.
2. Сильная сыпь или другие кожные заболевания, появившиеся в результате плохой гигиены.
3. Дети постоянно грязны.
Нехватка медицинской помощи или услуг дантиста.
1. Дети, чьи потребности в медицинской помощи и услугах дантиста не удовлетворены.
Недостаток соответствующего образования.
1. Дети, которые постоянно пропускают занятия в школе.
Недостаток необходимого питания.
1. Дети, которых мало кормят или кормят некачественной пищей.
2. Дети, которые постоянно жалуются на голод или ищут еду в мусорных баках.
3. Дети с сильным отставанием в развитии.
Нехватка необходимого крова.
1. Структурно небезопасное жилье или открытая электрическая проводка.
2. Слишком сильное или слишком плохое отопление.
3. Антисанитарные жилищные условия.
При определении отсутствия заботы, обратите внимание на:
1. Проявление бедности, а не отсутствие заботы.
2. Различные культурные ценности и ожидания.
3. Различные методы воспитания детей.

Из брошюры "За безопасность семьи. Методические материалы из опыта работы центра социально-психологической помощи семье г. Арзамаса". Арзамас, 1999 г.
Дети из семей, в которых практикуется насилие

Существует ряд общих признаков, характеризующих переживания и поведение детей из семей, в которых практикуется насилие. Естественно, что не все эти признаки присущи всем подобным детям, но вероятность наличия многих из них велика.
Страхи
Дети из семей, где практикуется насилие, переживают чувство страха. Этот страх может проявляться различным образом: от ухода в себя и пассивности до насильственного поведения. Очень часто безопасная атмосфера приютов способствует проявлению неразрешенных страхов из прошлого.
Внешние проявления поведения
Дом, в котором прибегают к насилию, совершенно непредсказуем, это пугающее место для маленького ребенка, который не может знать, когда произойдет следующая вспышка насилия и насколько сильной она будет. В результате уязвимость и отсутствие контроля над ситуацией приводят к проявлению упрямства и несговорчивости в поведении или к агрессивным поступкам.
Неспособность выразить чувства вербально
Наблюдая за практикой насилия в семье, дети приходят к выводу, что насилие - способ, которым "взрослые" разрешают свои конфликты и наболевшие проблемы. Так как никто не показал этим детям, как следует говорить об их чувствах, они очень часто не знают, что они переживают или испытывают, и как можно выразить свои эмоции и чувства в вербальной форме.
Вовлечение в борьбу родителей
Многие дети вовлекаются в борьбу родителей. Они отчаянно хотят остановить насилие и конфликты, которые они постоянно наблюдают в своей семье. Они могут испытывать чувство ответственности за проблемы своих родителей, им приходят мысли о том, что они - дети являются причиной разлада в семье. В результате того, что дети так глубоко вовлечены в конфликт в семье, им трудно отделить свою индивидуальность от личности своих родителей.
Защитник матери
Многие дети из семей, где практикуется насилие, вовлекаются в конфликт, пытаясь защитить своих матерей от избиений. Ребенок испытывает гнев по отношению к своему отцу, за то, что тот причиняет боль матери. Некоторые дети могут быть возмущены тем, что их матери слабо противодействуют и смиряются с насилием. Впоследствии дети могут перестать испытывать чувство вины за то, что они сердятся и возмущаются поведением своих родителей.
Разочарования
Жизнь в семье, где практикуется насилие, очень напряженна. Постоянный стресс, который они испытывают, часто ведет к тому, что дети расстроены, разочарованы, часто выходят из себя даже при незначительных трудностях.
Отсутствие информации
Многие матери, которые не хотят травмировать своих детей, стараются спрятать от них факты насилия. Дети чувствуют беспокойство и огорчение, которое испытывает их мать, но не понимают, с чем это связано. Многие дети не понимают даже, почему они находятся в приюте. Без полной информации и полной ясности ситуации дети (точно так же, как и взрослые, в данном случае) не могут адекватно реагировать на ситуацию.
Чувство "заслуженности" жестокого обращения
Многие матери, которые не хотят настраивать детей против своих отцов, пытаются найти им оправдание. Ребенок видит мать в синяках и со следами побоев, и ему говорят: "Все в порядке, детка, папочка нас действительно любит", приходит к выводу, что быть любимым означает испытывать физическую боль. Ребенок, мать которого постоянно оправдывает своего отца за причиняемое им насилие, часто начинает чувствовать, что он тоже "заслуживает", чтобы его избивали.
Чувство ненужности
Так как родителям приходится отдавать много энергии и сил на разрешение конфликта, то у них остается мало сил на воспитание и проявление любви и заботы к своим детям. В результате у детей может возникать чувство заброшенности и обделенности, что заставляет их думать, что они не нужны никому, не являются важными людьми, заслуживающими внимания и заботы.
Изоляция
В большинстве семей, в которых прибегают к насилию, факт насилия не обсуждается открыто. Детям родители дают понять, что не следует обсуждать семейную ситуацию в школе или с друзьями. Это заставляет детей чувствовать себя особенными. Некоторые дети даже думают, что с ними что-то не в порядке, так как их жизнь в семье отличается от жизни их сверстников.
Разноречивые чувства по отношению к отцу
Дети продолжают считать отца своим отцом вне зависимости от того, что отец жестоко обращался с матерью и с ним самим. Поэтому ребенок может испытывать различные чувства по отношению к своему отцу, например, скучать по нему, желание вернуться домой, чтобы заботиться об отце и т.д.







??

??

??

??




1








<< Пред. стр.

страница 5
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign