LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

6. Укажите, пожалуйста:
­ сколько вам лет
­ сколько детей в семье укажите их возраст
7. Когда вы сами были ребенком и не слушались родителей, они чаще:
а) кричали;
б) пытались убедить, уговорить;
в) молчали;
г) использовали подзатыльники;
д) били;
е) пугали избиением;
ж) другое ___________________________________________________________
8. Опишите ситуацию радости, праздника в доме:_________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо!



Приложение
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ
(М.А. Панфилова)
Требования к составлению плана занятий:
1. Учитывается принцип постепенного погружения и выхода из травмирующей ситуации (внутри упражнения, внутри занятия, внутри занятия, внутри коррекционной работы).
2. Начало и конец занятия должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.
3. В занятия включаются игры (упражнения, приемы), которые соответствуют задачам коррекционного этапа, этапа занятия, индивидуальным запросам каждого ребенка.
4. При реализации недирективного, гибкого подхода к занятиям используются дополнительные, альтернативные игры, приемы, упражнения.
I. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Занятие 1. "МУЗЫКАНТЫ"
Коррекционные задачи:
* раскрепощение участников;
* объединение их в группу.
1. "Петушок" зовет всех играть (кукла драматизации "петушок" поет веселую песню приглашение):
Всех ребят зову,
Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку.
Очень я играть люблю,
Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку.
Будем вместе мы играть,
Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку.
Будем сказки сочинять,
Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку.
(Можно использовать аудиозапись.)
2. Знакомство с участниками игры с помощью кукол драматизации (петушок, заяц, лисичка, белочка, ежик). Дети рассказывают куклам и участникам игры о любимых игрушках, занятиях, лакомствах.
3. Игра "Съедобное - несъедобное" (объединение участников).
4. Предметная игра с музыкальными инструментами: металлофоном, гармошкой, детским пианино, бубном.
5. Игра в оркестр.
6. Танцы с куклами, хоровод.
7. "Петушок" расстается с друзьями (медленно поет песню -прощание):
Вот закончилась игра,
Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку.
Расставаться нам пора,
Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку.
Буду встречи с вами ждать,
Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку.
Буду всех вас вспоминать,
Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку.
(Можно использовать аудиозапись.)
Занятие 2 "ТРАНСПОРТ"
Коррекционные задачи:
* раскрепощение участников;
* объединение их в группу.
1. "Петушок" называет тему занятия, предлагает игрушки автомобили (введение в игру).
2. Предметная игра с автомобилями.
3. Беседа о любимых машинах (дома, в детском саду и т.д.).
4. Совместная игра "Дорога". Роли распределяются по желанию детей - одни управляют машинами, другие участвуют в игре, исполняя роли светофора, шлагбаума, моста, здания, дерева и т.п.
5. Подвижная игра "Воробушки и автомобили" (раскрепощение).
6. Подвижная игра "Паровозик" (объединение).
7. "Петушок" завершает игру.
II. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Занятие 3. "ЗОЛОТАЯ РЫБКА"
Коррекционные задачи:
* развитие мимики, пантомимики у детей;
* развитие адекватных форм проявления эмоций.
1. "Петушок" называет тему занятия, вспоминает "Сказку о рыбаке и рыбке" (введение в игру).
2.Игра "Кто позвал?" (закрепление знания имен участников).
3. Этюды: "Старуха", "Сердитая старуха", "Грустная старуха" (мимика, пантомимика).
4. Этюды: "Старик", "Грустный старик", "Радостный старик", "Удивленный старик", "Испуганный старик" (мимика, пантомимика).
5. Театрализованная игра " Сказка о рыбаке и рыбке ". Взрослый пересказывает краткое содержание сказки. Дети исполняют роли героев сказки (мимика, пантомимика).
6. Подвижная игра "Поймай рыбку".
7. Подвижная игра "Золотая рыбка" (под медленную музыку с морскими звуками все дети танцуют).
8. "Петушок" завершает игру.
Занятие 4 "ВОРОБЬИНАЯ СЕМЬЯ"
Коррекционные задачи:
* развитие вербальных форм проявления эмоций (интонации);
* актуализация семейных переживаний: конфликт, перемирие, родительская ласка.
1. "Петушок" называет тему занятия, предлагает поиграть (введение в игру). (
2. Игра "Летает - не летает" (объединение участников).
3. Этюды: "Воробей-сын", "Хвастливый воробей", "Задиристый воробей" (мимика, пантомимика, интонации).
4. Этюды: "Воробей-папа", "Сердитый воробей", "Добрый воробей" (мимика, пантомимика, интонации).
5. Этюды: "Воробьиха-мама", "Грустная воробьиха", "Ласковая воробьиха" (мимика, пантомимика, интонации).
6. Театрализованная игра "Воробьиные шалости". Взрослый рассказывает сказку (см. текст в описании игр). Дети исполняют роли героев сказки (мимика, пантомимика, интонации).
7. Игра "Воробьиные драки" (раскрепощение, реализация агрессивных потребностей).
8. Игра-сказка "Дождь в лесу" (расслабление).
9. "Петушок" завершает игру.
Занятие 5. "ТРИ ПОРОСЕНКА"
Коррекционные задачи:
* актуализация эмоций;
* коррекция страхов (метод беседы, арттерапия);
* развитие творчества.
1. "Петушок" называет тему занятия, вспоминает сказку "Три поросенка" (введение в игру).
2. Игра "Займи свой домик".
3. Этюды: "Поросенок", "Испуганный поросенок", "Веселый поросенок" (мимика, пантомимика, интонации).
4. Этюды: "Волк", "Веселый волк", "Испуганный волк" (мимика, пантомимика, интонации).
5. Театрализованная игра "Три поросенка" Взрослый рассказывает последнюю часть сказки. Дети исполняют роли героев сказки (мимика, пантомимика, интонации).
6. Беседа "Кто кого или чего боится?"
7. Рисование на тему "Кого или чего я боюсь?" После рисования дается задание - наказать свой страх.
8. Придумывание детьми смешного продолжения сказки.
9. "Петушок" завершает игру.
Занятие 6. "ПЧЕЛКА"
Коррекционные задачи:
* разрядка агрессивных импульсов;
* коррекция страха темноты;
* релаксация.
1. "Петушок" называет тему занятия (введение в игру).
2. Игра "Съедобное - несъедобное" (объединение участников).3. Этюд "Веселаяпчелка".
4. Подвижная игра с вербальной активностью "Пчелкины j песни".
5. Подвижная игра "Пчелкины шалости".
6. Театрализованная игра "Пчелка в темноте " (снятие стра- j ха темноты, страха замкнутого пространства).
7. Игра "Летает - не летает".
8. Этюд на расслабление "Пчелка спит" (используется му-1 зыка с природными звуками).
9. "Петушок" завершает игру.
Занятие 7. "КОШКИ"
Коррекционные задачи:
* разрядка агрессивных импульсов;
* коррекция страха темноты;
* релаксация.
1. "Петушок" называет тему занятия (введение в игру).
2. Чтение рассказа Н. Носова "Живая шляпа".
3. Этюды: "Удивление", "Страх".
4. Игра "Злые - добрые кошки".
5. Рисование на тему "Кого или чего я уже не боюсь".
После того как дети изобразят свои страхи, им предлагается сделать рисунки смешными и наказать страх.
6. Подвижная игра "Смелые мышки".
7. Придумывание историй про шаловливых котят.
8. "Петушок" завершает игру.
Занятие 8 "СМЕШНЫЕ КЛОУНЫ"
Коррекционные задачи:
* коррекция страхов;
* разрядка вербальной агрессии;
* релаксация.
1. "Петушок" вызывает тему занятия (введение в игру).
2. Сочинение детьми волшебной истории про сказочных злодеев, создание смешных небылиц.
3. Инсценировка "Общей веселой истории".
4. Рисование пальцами "смешных злодеев". Используется материал: гуашь с зубной пастой, большие листы бумаги.
5. Игра "Веселые клоуны" (развитие воли, воображения).
6. Игра "Клоуны ругаются" (вербальная активность).
7. Подвижная игра "Паровозик с клоунами".
8. Этюд на расслабление "Отдых в лесу" (используется музыка с природными звуками).
9. "Петушок" завершает игру.
Занятие 9. "КАПРИЗНАЯ ЛОШАДКА"
Коррекционные задачи:
* разрядка агрессивных импульсов;
* актуализация упрямства;
* коррекция упрямства,
1. "Петушок" называет тему занятия (введение в игру).
2. Этюды: "Капризная лошадка", "Шаловливая лошадка".
3. Этюд "Упрямая лошадка".
4. Театрализованная игра "Брыкающаяся лошадка" (мимика, пантомимика, интонации).
5. Беседа "Когда я был упрямым".
6. Игра "Упрямый, капризный ребенок".
7. Рисование пальцами на тему "Наши капризки-упрямки". После рисования дается задание прогнать свои упрямки.
8. Игра "Упрямая подушка".
9. "Петушок" завершает игру.
Занятие 10. "ЖАДНЫЕ МЕДВЕЖАТА"
Коррекционные задачи:
* актуализация жадности;
* коррекция жадности;
* релаксация.
1. "Петушок" называет тему занятия (введение в игру).
2. Этюд "Жадный".
3. Театрализованная игра "Два жадных медвежонка".
4. Беседа о жадности.
5. Театрализованная игра "Два щедрых медвежонка".6. Соревновательная игра "Апельсин".
7. Релаксационный комплекс "Подснежник".
8. "Петушок" завершает игру.

III. ОБУЧАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
Занятие 11 "МИР НАОБОРОТ"
Коррекционные задачи:
* объединение взрослых и детей в совместных играх;
* раскрепощение детей и взрослых (разрядка агрессивных импульсов);
* переформирование стереотипов восприятия у детей - взрослых, у взрослых - детей.
1. "Петушок" называет тему занятия (введение в игру).
2. Игра "Съедобное - несъедобное" (объединение).
3. Театрализованная игра "Мир наоборот" (снятие авторитарности со взрослого образа).
4. Подвижная игра "Жужа" (разрядка агрессивных импульсов).
5. Игра "Иголочка и ниточка" (ведущие - дети).
6. Игра "Да" и "Нет" не говори" (развитие волевых качеств).
7. Соревновательная игра "Волшебные картинки" (складывание разрезных картинок).
8. Релаксационный комплекс
9. "Петушок" завершает игру.
Занятие 12. "ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК"
Коррекционные задачи:
* формирование навыков общения у детей со взрослыми, у взрослых - с детьми;
* актуализация потребностей в совместных детско-родительских играх;
* развитие взаимной эмпатии у детей и взрослых.
1. "Петушок" называет тему занятия (введение в игру).
2. Игра "Летает - не летает" (объединение).
3. Игра "Колечко" (объединение, развитие воли).
4. Соревновательная игра "Найди свой цветок" (развитие зрительного внимания, памяти).
5. Развлекательная игра "Найди своего ребенка".
6. Детско-родительская игра "Цветик-семицветик" (развитие сотрудничества, взаимной эмпатии).
7. Танцы с детьми.
8. "Петушок" завершает игру.
9. "Петушок" награждает детей и взрослых памятными медалями.
На каждом занятии курса игровой терапии для снятия агрессии рекомендуется использовать барабан, а для психической разгрузки-"Минуту шалости".
В процессе игровой терапии психолог наблюдает за детьми и фиксирует в протоколах особенности их поведения, эмоциональные реакции, включенность в игры, отношение к детям, к занятиям, проблемы ребенка.
Описание игр для детей
1. Игра "СЪЕДОБНОЕ- НЕСЪЕДОБНОЕ"
Дети садятся в круг. Водящий говорит задуманное им слово и бросает мяч своему соседу. Если слово обозначает еду (фрукты, овощи, сладости, молочные, мясные и другие продукты), то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его ("съесть"). Когда слово обозначает несъедобные предметы, мяч не ловится. Ребенок, не справившийся с заданием, становится водящим, называет задуманное слово другому ребенку и бросает мяч.
2. Игра "ПАРОВОЗИК"
На роль водящего - "паровозика" назначается ребенок по желанию. Остальные дети выстраиваются друг за другом, сцепляются руками и передвигаются вместе в направлении, которое выбирает "паровозик". Основная задача - следовать друг за другом, не разъединяясь. Если кто-то из детей отцепляет руки, то "паровозик" останавливается, "поезд" ремонтируют, а "сломанный" вагончик отправляется в "депо".
3. Игра "ПАРОВОЗИК С КЛОУНАМИ"
Все дети превращаются в "поезд", в котором едут "клоуны". "Клоуны" любят баловаться, веселиться, прыгать, поэтому "поезд" по сигналу взрослого (гудок) останавливается, "вагончики" разъезжаются в разные стороны, дети падают. Основная задача - при падении быть внимательным к окружающим детям, стараться их не задеть. После того как "поезд" отремонтируют, игра продолжается.
4. Игра "КТО ПОЗВАЛ?"
Дети стоят в кругу. Один из играющих встает в центр круга и закрывает глаза. Ведущий подходит и притрагивается к кому-либо из участников игры. Тот громко называет имя водящего. Ведущий: "Кто позвал тебя?"
Ребенок, стоящий в кругу, называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.
В процессе этой игры дети лучше узнают друг друга и запоминают имена. Игра способствует сближению ребят, развивает внимание, память, упражняет слуховой анализатор.
5. Игра "ИГОЛОЧКА И НИТОЧКА"
Участники игры становятся друг за другом. Первый - "иголочка" . Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.
8. Игра "ЛЕТАЕТ - НЕ ЛЕТАЕТ"
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания, будут подниматься. Необходимо своевременно удержаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий пред-
11. Игра "ПЧЕЛКИНЫ ПЕСНИ"
Все дети превращаются в "пчелок", которые "летают" (бегают) с громкими песнями (ж-ж-ж). По сигналу взрослого: "Ночь! " - " пчелки " садятся , замолкают и " засыпают " . По сигналу: "День!" - "пчелки" вновь "летают" и громко распевают свои песни-жужжалки.
12. Игра "ПЧЕЛКИНЫ ШАЛОСТИ"
"Пчелки" "летают" (бегают) с цветка на цветок (используются обручи, кубики и т.п.). Они трудятся, собирают нектар. Но пчелкам очень хочется пошалить. И тогда они "летают" (бегают, прыгают) друг за другом, забыв о работе. Но "главная пчела" (ведущий) не разрешает отвлекаться. Когда замечает нарушителей, "подлетает" к ним и "сажает" на свой большой цветок.
13. Игра "КОЛЕЧКО"
Дети стоят в кругу, а водящий внутри круга. Он держит в ладонях колечко, которое незаметно пытается передать кому-то из детей. Ладошками, сложенными/в лодочку, водящий по очереди раскрывает ладошки детей. Дети внимательно следят за действиями водящего и своих товарищей. А тот, кому досталось колечко, не выдает себя. По сигналу водящего: "Колечко, колечко, выйди на крылечко!" ребенок с колечком выбегает в центр круга и становится водящим. Если дети заметили у него колечко до сигнала, то не пускают в круг. И игру продолжает прежний водящий.
14. Игра "ВЕСЕЛЫЕ КЛОУНЫ" (развитие воображения, эмоционально-волевых процессов)
"Веселый клоун" (водящий) пытается рассмешить "несмеянок". Используется мимика, жесты, интонация, рассказы и др. Самый серьезный из "несмеянок", становится водящим.
15. Игра "ДА" И "НЕТ" НЕ ГОВОРИ" (развитие воображения, эмоционально-волевых процессов)
Дети располагаются по кругу. Водящий, передавая предмет (игрушку, мяч) кому-то из детей, задает вопрос, на который должен ответить его товарищ. В ответах не должно быть слов: "да", "нет", "черный", "белый". Чем хитрее вопросы, тем интереснее игра (например: Какого цвета зубы? Тебя зовут Таня?...).
16. Игра-сказка "ТРИ ПОРОСЕНКА"
Взрослый рассказывает последнюю часть сказки, а все дети выполняют действия героев (мимикой, пантомимикой, интонациями). Можно распределить рол и между детьми, использовать маски.
17. Игра-сказка "ДВА ЖАДНЫХ МЕДВЕЖОНКА" ("ДВА ЩЕДРЫХ МЕДВЕЖОНКА"). Используется текст венгерской народной сказки "Два жадных медвежонка"
В эту сказку могут играть всё дети, выполняя движения, изменяя мимику, пантомимику жестов в процессе чтения сказки. Можно предложить детям распределить роли между собой: (два медвежонка и хитрая лиса), использовать кукольный театр. Текст к сказке "Два щедрых медвежонка" дети придумывают сами и проигрывают сценку.
18. Игра "ВОРОБЬИНЫЕ ДРАКИ" (снятие физической агрессии)
Дети выбирают себе пару и "превращаются" в драчливых "воробьев" (приседают, обхватив колени руками). "Воробьи" боком подпрыгивают друг к другу, толкаются, Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры ("лечат крылышки и лапки у доктора Айболита"). "Драки" начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.
19. Игра "МИНУТА ШАЛОСТИ" (психологическая разгрузка)
Ведущий по сигналу (удар в бубен и т.п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется - прыгает, бегает, кувыркается и т.п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.
20. Игра "ЗЛЫЕ-ДОБРЫЕ КОШКИ" (снятие общей агрессии)
Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Это "волшебный круг", в котором будут совершаться "превращения".
Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из "волшебного круга" выходить нельзя.
Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: "Сильнее, сильнее, сильнее ...", - и ребенок, изображающий кошку, делает все более и более "злые" движения.
По повторному сигналу ведущего "превращение" заканчивается, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется.
Когда все дети побывают в "волшебном круге", обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать и сам ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру.
По повторному сигналу "кошки" останавливаются и могут поменяться парами.
На заключительном этапе игры ведущий предлагает "злым кошкам" стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.
21. Игра "УПРЯМЫЙ КАПРИЗНЫЙ РЕБЕНОК" (преодоление упрямства и негативизма)
Дети, входящие в круг (в обруч), по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: "Сильнее, сильнее, сильнее .... Затем дети разбиваются на пары "родитель и ребенок": ребенок капризничает, родитель его уговаривает и успокаивает. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.
22. Игра "УПРЯМАЯ ПОДУШКА" (снятие общей агрессии, негативизма, упрямства)
Взрослые подготавливают " волшебную, упрямую подушку" (подушка с темной наволочкой) и вводят ребенка в игру-сказку; "Волшебница-фея (или другой любимый сказочный персонаж) подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давайте, прогоним упрямки".
Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: "Сильнее, сильнее, сильнее!" (снимается стереотип и эмоциональный зажим).
Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается (время определяется индивидуально - от нескольких секунд до 2-3 минут).
Взрослый предлагает послушать "упрямки" в подушке: "Все ли упрямки вылезли и что они делают?" Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. Некоторые дети говорят, что "упрямки шепчутся", другие ничего не слышат. "Упрямки испугались и молчат в подушке", - отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребёнка после возбуждения).
23. Игра "КЛОУНЫ РУГАЮТСЯ" (снятие вербальной агрессии)
"Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Да, да, сердито ругаться друг на друга "овощами и фруктами". Например: "Ты, - говорит клоун, - капуста!" А ребенок отвечает ... (пауза для того, чтобы ребенок придумал ответ). "А ты, - продолжает клоун, - клубника". Другой ребенок отвечает (ругает взрослого). Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, "ругаться" вместе или по очереди "ругать" всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает если используются другие слова или физическая агрессия.
Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. "Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось". Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Например: "Ты - колокольчик..." (ребенок ласково называет взрослого). Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т.п. и ласково называют друг друга цветами.
24. Игра "ЖУЖА" (снятие общей коллективной агрессии)
Ведущий выбирает "Жужу ", которая садится на стул (в домик), остальные дети начинают дразнить "Жужу", кривляться перед ней.
"Жужа, Жужа выходи, Жужа, Жужа, догони!"
Жужа смотрит из окошка своего домика (со стула), показывает кулаки, топает ногами от злости, а когда дети заходят за "волшебную черту" выбегает и ловит детей. Кого "Жужа" поймала, тот выбывает из игры (попадает в плен "Жужи").
25. Игра "АПЕЛЬСИН" (взаимопомощь, эмпатия)
Участники игры делятся на две команды. Первый игрок в каждой команде держит апельсин подбородком около шеи. Необходимо без помощи рук передать апельсин своему товарищу. Дети начинают играть по сигналу ведущего. Побеждает та команда, которая быстрее вернет апельсин первому игроку.
26. Детско-родительская игра "ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК" (развитие децентрации мышления, нравственных качеств личности)
Каждая семейная команда получает цветик-семицветик. Участники игры задумывают семь желаний (родитель может помочь в написании желаний дошкольника): три желания задумывает ребенок для родителей, три - взрослый для ребенка, одно желание будет совместным (желание ребенка и родителя). Затем родитель и ребенок меняются лепестками и отбирают лепестки-желания, которые им действительно приятны. Побеждает семейная команда, которая имеет больше всего желанных лепестков, где предполагаемые желания совпали с реальными.

Приложение
ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СКАЗКОТЕРАПИИ
(Е.В. Пчелинцева)
Задание 1
Решил добрый молодец обхитрить царя-батюшку, да и женится на прекрасной царевне. Три дня и три ночи думал он, какую хитрость совершить, да так, чтобы и царь был доволен и царевна замуж за него пошла. Как вы думаете, что придумал добрый молодец?
Задание 2
Жила-была в одном городе бедная девочка. Дома у нее не было, теплой одежды тоже. Приютом для жилья служил ей чердак одного заброшенного дома. Накануне Рождества пошла девочка посмотреть великолепную красавицу-елку, ту что стояла в центре города. Шла, шла она по улице и вдруг видит, как в одном из домов дети веселятся, в прятки играют. Как ей захотелось быть рядом с ними, также веселиться, играть.
Что будет с девочкой, если она постучится в дверь этого дома, как вы думаете?
Задание 3
Далеко-далеко, у одного необитаемого острова стоит красивый корабль. Никто не знает, как он там появился. Только идет в народе молва, будто бы в те далекие времена, когда бесстрашные мореплаватели бороздили морские дали, к одному необитаемому острову корабль причалил, да так и стоит он у берегов вот такой красивый, величественный. А как вы думаете кто сейчас на этом корабле? Что происходит на палубе?
Задание 4
Одной маленькой девочке предложили выбрать из трех предложений только одно. А это были вот какие предложения: На Новый год Дед Мороз...
Может принести тебе игрушку.
Может помочь тебе найти хороших друзей.
А может принести тебе много сладостей.
Как ты думаешь, что выберет девочка?
Задание 5
Многие принцы старались рассмешить принцессу. Да только как ни старались, ничего у них не выходило. Принцесса была молчалива и грустна. Однажды мимо дворца шел пастушок. Он увидел на дверях дворца надпись: "Кто рассмешит принцессу, полцарства от царя получит". Вот и решился пастушок войти во дворец...
А что же было дальше?
Задание 6
Жила-была белочка-хвастунишка. Всем в лесу было известно о ее хвастовстве. То шубка у нее рыжая, а то серая. Пушистый мех, и запасов: грибов да орехов - много. Но вот однажды случился в лесу пожар, шубка у белочки подпалилась, и осталась она без жилья и запасов. Огорчилась белочка-хвастунишка, не до хвастовства ей теперь было...
Как можно помочь белочке? Что бы вы сделали на месте белочки?
Задание 7
Жил-был жадный суслик. Никому ничего не давал. Только все сам ел, да запасы свои подсчитывал...
Придумайте дальше историю про суслика.
Задание 8
У одного царя на службе солдат служил. Смекалистый был солдат, умный. Вот пришло время битвы, и царь получил с вражеской стороны послание. В нем говорилось, что если он придумает три загадки, ответ на которые невозможно найти, враг не пойдет сражаться и все закончится миром. Какие загадки придумать царю? Он не знает. Вот и обратился царь к солдату...
Как вы думаете, какие загадки загадал солдат?
Сочините и загадайте их.



Приложение
СХЕМА РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ, ПРЕДВАРЯЮЩЕЙ ТРЕНИНГ РЕЛАКСАЦИИ
Уточнение и постановка проблемы
1. Сформулируйте проблему.
2. Кто провоцирует проблему? (Родители, учителя, сам ребенок).
3. Какова ее точная природа? Связана ли она с тревожностью?
4. Как ребенок проявляет тревожность? (Сердится, плачет, боится, волнуется, убегает, цепляется за взрослых, чувствует тошноту, ощущает непонятную боязливость).
Анализ ситуации
1. В какой ситуации (или ситуациях) встречались уже случаи тревожного поведения?
2. Является ли сейчас ситуация (или ситуации) такой же, какой она была в прошлом?
3. Возможно ли, чтобы сам ребенок или, что более предпочтительно, взрослый (близкий ребенку) произвел определенные изменения в ситуации (или ситуациях)?
Социальное окружение
1. Какие взрослые из окружения ребенка являются для него наиболее значимыми? (Родители, родственники, учителя и т.д. Их взаимодействия с ребенком могут быть: позитивными, негативными, смешанными).
2. Существует ли какая-то взаимосвязь тревожного поведения ребенка и его взаимодействия с кем-либо из значимых взрослых?
3. Если поведение взрослого повлекло за собой тревожность ребенка, то возможно ли убедить взрослого изменить подобное поведение?
Личностные установки ребенка
1. Осознает ли ребенок наличие проблемы?
2. Если ребенок признает наличие проблемы, то желает ли он что-либо изменить?
3. Если он не понимает, что изменение поведения может улучшить ситуацию, то возможно ли, чтобы он это понял после разъяснений?
4. В состоянии ли ребенок следовать инструкциям тренинга по релаксации?
5. Будет ли он в состоянии использовать инструкции самостоятельно (без руководства взрослого) или же руководство взрослого необходимо?


ТРЕНИНГ РЕЛАКСАЦИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ
(В.М. Астапов)
Этот метод состоит из пяти этапов. Предполагается, что три из них будут проведены специалистом, а два других должны быть записаны на аудиокассету.
Первый этап
Состоит из интервью, проведенного с ребенком, во время которого обсуждается проблема (или проблемы). Основная цель этого интервью двояка. Во-первых, необходимо определить, лежит ли в основе этой проблемы тревожность, напряжение или же какие-то другие формы неконтролируемого эмоционального состояния. В этом интервью должно быть уделено внимание событиям из жизни ребенка, предшествующим возникновению проблемы, и тому эмоциональному состоянию и поведению, которые они вызывали.
Второй важной целью интервью является выяснение того, видит ли ребенок сам наличие проблемы. Но очень велика вероятность того, что внимание терапевта к проблеме было привлечено кем-либо, но не самим ребенком. Если ребенок сам осознает свою проблему, то очень важно определить, а есть ли у него желание делать что-либо (изменить что-либо). Очень важно внушить ребенку, что если какое-либо поведение часто подкрепляется, то оно при этом усиливается с каждым разом и чаше повторяется. То, что для взрослого выглядит часто как "проблема" поведения ребенка, для самого ребенка является способом действия.
Второй этап
Получив согласие ребенка в том, что ему нужен тренинг по релаксации, необходимо провести второе интервьюирование. В этой беседе терапевт дает разъяснение о целесообразности такого тренинга, т.е. создает условия для более успешного его проведения. Уровень объяснений зависит от возраста и развития ребенка. Некоторым детям нужно дать самое детальное объяснение, а, беседуя с другими, можно ограничиться постановкой задачи. В этой же беседе ребенка знакомят с магнитофонной записью, по которой он в дальнейшем будет работать.
Третий этап
Этот этап состоит в том, что ребенок самостоятельно работает с первой из двух записанных на аудиокассету программ по релаксации. Желательно помочь ребенку ощущать чувство релаксации, противопоставляя его чувству мышечного напряжения. Нами дается примерный текст, изучив который, можно составить свою программу. При этом следует помнить о том, что составленный вами текст должен быть адаптирован относительно уровня развития конкретного ребенка, с которым вы занимаетесь. В тексте оставлены пробелы для того, чтобы вы могли внести имя ребенка. Ребенку необходимо лечь и слушать лежа аудиокассету. Обычно, предполагается, что запись № 1 нужно прослушивать один раз в течение недели и только потом приступить к прослушиванию записи № 2. Во время этой же беседы устанавливается день следующей встречи с терапевтом. Обычно это происходит через две недели, когда ребенок уже поработал с записью № 1 и перешел к записи № 2.
Запись № 1. (пробелы оставлены для внесения имени конкретного ребенка).
Ложись в свою постель. Лежи очень спокойно. Теперь закрой глаза ...... я хочу, чтобы ты сделал глубокий вдох (пауза). Хорошо. Теперь
продолжим. Сделай еще один глубокий вдох. Медленно выдохни. Еще один глубокий вдох. Медленно выдохни. Хорошо.
Теперь я хочу, чтобы ты сжал кулак. Сожми его сильнее - теперь разожми. Сожми его снова - сильнее - теперь разожми. Теперь сожми другой кулак - разожми. Сожми его снова - разожми. Расслабься. Хорошо.
Теперь я хочу, чтобы ты напряг пальцы на одной ноге - напрягай их все сильнее - хорошо - разожми их - расслабься. Напряги пальцы на другой ноге - напрягай их сильнее - разожми - расслабься.
Попробуй напрячь оба кулака сразу - еще напряги их - разожми - расслабься. Попробуй напрячь пальцы обеих ног - сильнее напряги их - разожми их - расслабься.
Теперь напряги кулаки и пальцы обеих ног одновременно - сильнее напряги - хорошо - подержи их в напряжении - разожми кулаки и пальцы ног - расслабься.
........... ты учишься тому, как сделать твои мышцы твердыми (напрячь их). А еще ты учишься тому, как возвращать их в прежнее состояние (расслаблять их). Запомни эти два слова, .......... . Напряжение делает твои мышцы твердыми. Расслабление (релаксация) приводит их в прежнее состояние. Я хочу, чтобы ты научился так делать со всеми другими мышцами.
Ребенку следует предложить список частей тела: ноги. руки, бедра (таз), плечи, шея, лицо, целиком все тело.
В последующий текст ребенок по очереди должен вставлять перечисленные выше части тела.
Напряги мышцы, ..... Подержи их в напряжении. Ослабь напряжение - расслабься.
Напряги мышцы, ..... снова. Ослабь напряжение - расслабься.
Напряги мышцы, ..... Подержи их в напряжении - расслабься.
Напряги мышцы, ..... снова. Ослабь напряжение- расслабься. Очень хорошо. Это очень хорошо ...........
Глубоко вдохни - задержи дыхание - выдохни. Еще один глубокий вдох - задержи дыхание - выдох.
Полежи несколько минут, потом можешь встать.
Четвертый этап
Запись № 2
Теперь........... ты уже знаешь, как напрягать различные части тела и как затем возвращать их в прежнее состояние - расслабляться. Помни, что релаксация - это средство, которое позволяет сделать твои мышцы слабыми (расслабленными); релаксация означает, что твои мышцы стали бессильными.
Эта запись научит тебя расслаблять все тело. Потребуется много времени, чтобы научиться расслабиться достаточно хорошо. Я хотел бы, чтобы ты слушал эту запись каждый день до тех пор, пока мы снова не встретимся с тобой. Ты должен очень внимательно слушать текст и как можно точнее выполнять то, что услышишь.
........... я собираюсь научить тебя расслабляться. Ложись в свою кровать. Положи руки вдоль тела, вытяни ноги. Теперь закрой глаза. Прежде всего, я хотел бы, чтобы ты сделал глубокий вдох - задержи дыхание - теперь выдохни. Сделай два глубоких вдоха и задержи дыхание сколько сможешь. Сделай выдох, как можно медленнее (пауза) ... Хорошо.
Теперь я хочу, чтобы ты представил себе свои ноги. Попытайся расслабить ноги - верни их в прежнее состояние - представь, что они стали очень тяжелыми и очень расслабленными. Представь, что чувство расслабленности, тяжести поднимается от ступней до колен.
Теперь представь, что чувство тяжести, расслабленности поднимается от колен к бедрам. Теперь обе твои ноги стали очень тяжелыми, расслабленными. Тебе хорошо, удобно лежать.
А сейчас предстань, что чувство тяжести поднимается к животу. Представь, что мышцы живота стали тяжелыми, расслабленными. Тебе очень удобно. Теперь представь, что чувство тяжести поднимается к груди, ты чувствуешь тяжесть в груди, грудь расслаблена. Хорошо.
........... теперь представь свои руки, они стали совсем вялыми, слабыми, тяжелыми, очень расслабленными. Представь, что это чувство тяжести и расслабленности поднимается от кистей рук к плечам. Рукам хорошо, удобно. Расслабь плечи, вообрази, что они стали очень тяжелыми. Плечам очень удобно. Сейчас расслабь все мышцы лица. Все твое тело расслаблено, оно стало очень тяжелыми. Ты спокоен, тебе очень удобно (2).
Теперь,........... , я хотел бы, чтобы ты повторил все эти упражнения
еще раз. Ты готов? (после этих слов идет повторение текста от (1) до (2).
Вдохни глубоко несколько раз. Ты испытываешь наслаждение от чувства расслабленности. Очень хорошо. Через некоторое время ты можешь встать.
Пятый этап
Это та стадия, когда ребенок уже достиг определенного умения в технике релаксации. Обычно она наступает через две недели после прослушивания записи № 2. Однако работу с записями следует продолжить. Для ребенка пока "ключом" является голос на магнитной ленте.
Следующий важный шаг - поиск собственного "ключа" для ребенка. Форма этого поиска зависит от индивидуальных особенностей ребенка, и в тех случаях, где это возможно, "ключ" следует искать совместно с самим ребенком, используя его знания. Для некоторых детей таким эффективным "ключом" может стать глубокое дыхание, которое они осуществляют во время пауз в записи. Для других более удачным способом может быть использование их личных воспоминаний (отдых на море, у реки и т.д.).
Запись № 2 используется снова, чтобы помочь ребенку освоить "ключ", который должен стать сигналом к началу релаксации. Ребенку предлагают теперь прослушивать запись сидя на стуле, вызывая в памяти свой "ключ" каждый раз. когда он делает глубокий вдох. Если ребенок не может представить какую-либо ситуацию в качестве "ключа", то ему предлагают очень медленно считать во время вдохов и выдохов.
Обычно для таких тренировок достаточно недели. При встрече с терапевтом следует не только обсудить успехи ребенка, но и еще раз подчеркнуть, что у него есть свой собственный сигнал к релаксации, который он может использовать в нужный момент, и что техника релаксации это то средство (способ), которое помогает ему контролировать себя.

Приложение
Основные аспекты правовой защиты детей, подвергающихся жестокому обращению
Современное законодательство (Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании) предусматривает ряд новых правовых положений, позволяющих оказывать помощь детям, оказавшимся в неблагоприятных условиях в семье. Российское законодательство четко определяет те действия, которые считаются насильственными преступлениями, направленными на половую неприкосновенность личности (ст. ст. 131-135, 151 УК РФ). Право ребенка на защиту своих интересов закреплено также в Семейном кодексе РФ и в международной Конвенции ООН о правах ребенка, принятой в нашей стране. В соответствии с Семейным кодексом (ст.56) ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их замещающими), а в ряде случаев органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей, при этом ребенок до 14 лет вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет - в суд. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. Таким образом, действующее законодательство предусматривает защиту интересов ребенка в обязательном порядке, возлагая исполнение этой нормы на органы опеки и попечительства.

Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО ОБЩЕНИЮ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ НАСИЛИЕ
Если ребенок или подросток говорит вам, что подвергается насилию, то:
- поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию;
- не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок;
- внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания;
- не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет...";
- не отвергайте его: если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.
Как помочь детям разобраться с их чувствами?
1. Дети показывают свои страдания и волнения при помощи своего поведения - сверхчувствительного, замкнутого или шаловливого. Дайте ребенку дополнительную поддержку, подбодрите его/её и будьте терпимыми, когда он/она находится в стрессовом состоянии.
2. Будьте чуткими к чувствам, которые ребенок вербально или невербально выражает.
3. Помогите детям научиться говорить о своих чувствах вместо того, чтобы ребенок просто замкнулся, научите разрешать проблемы словесно, а не физическим методом.
4. Проводите беседы о чувствах, выражая Ваши собственные переживания, замечайте чувства ребенка ("Мне становится грустно, когда я спорю со своими друзьями, возможно и тебе тоже").
5. Детей младшего возраста необходимо научить понимать свои чувства. Это помогает им войти в эмоции, более точно распознать их и справиться с ними. (Ребёнку младшего возраста: "Думаю, что ты плачешь потому, что ты устал(а)" или "Я знаю, что Дина забрала твой мяч и тебя это расстроило").
6. Помогите детям научиться успокаиваться самостоятельно, когда они расстроены. Например, иногда ребенку постарше необходимо просто немного времени побыть одному.
7. Убедите ребёнка, что у всех детей возникают реакции на определенные ситуации ("Иногда дети пугаются и это нормально", "если что-то не работает, это тебя раздражает").
8. Иногда детям легче ответить на комментарий, чем на прямой вопрос, если что-то не так. ("Ты выглядишь немного расстроенным. Наверно, ты думаешь о своей мамочке").
9. Бывает так, что детям легче комментировать чувства ребенка в контексте чувств большинства детей ("Большинству детей становится страшно и грустно, когда их папа и мама ссорятся").
Несколько советов, что необходимо делать
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: Дети этого возраста особенно чувствительны к изменениям в их привычках и нарушению их безопасного окружения. Так как им недостаёт жизненного опыта, чтобы самостоятельно справляться с внезапным стрессом, они особенно зависимы от членов семьи, чтобы успокоиться. В некоторых случаях на них могут действовать, в большей или меньшей степени, реакции родителей или других членов семьи, так как они находятся под их прямым влиянием. Ответы могут быть направлены на восстановление спокойной обычной жизни, обеспечивая возможность как для невербального, так и словесного выражения детских чувств и приобретения новой уверенности.
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: Регрессивные поступки особенно распространены в этом возрасте. Дети могут стать более замкнутыми и/или более агрессивными. На них, в особенности, могут действовать потеря подаренных предметов или домашних животных. Должны поощряться вербализация их опыта и ведение игр. Пока привычные ожидания могут отойти на задний план, необходимо поставить цель, которая должна как можно быстрее возобновить нормальное функционирование.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ: Реакции сверстников очень важны для этой возрастной категории. Дети нуждаются в одобрении со стороны их друзей, для них важно, чтобы их чувства и страхи были обычными. Беспокойство и напряжение могут проявиться в виде агрессии, бунта, замкнутости. У детей этого возраста может возникнуть так называемая "вина спасенного". Групповые обсуждения со сверстниками и взрослыми очень эффективны для уменьшения чувства изоляции и нормализации детских чувств. Также полезно возобновление групповой активности, обычного образа жизни и занятия спортом, которые могут помочь снять напряжение.
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ: Большая часть активности и интересов детей этого возраста сконцентрирована на сверстниках. Страх перед тем, что чувства и реакции могут быть необычными, и не восприняты, может подтолкнуть подростков к замыканию в себе или депрессии. Психосоматические реакции широко распространены. Подросток может быть недоволен нарушением его распорядка, а также раздражаться из-за того, что иногда в обществе на него не возлагают обязанности как на взрослого человека. Раздражение, злость или вина могут проявляться в безответственных поступках. Необходимо поощрять подростков в том, чтобы они поддерживали отношения с друзьями и участвовали в спортивной и общественной жизни. Очень полезны в нормализации их чувств групповые обсуждения. Их необходимо поощрять и стимулировать, участвовать в общественной жизни (чтобы уметь правильно реагировать на проявления насилия).






Приложение
Приемы преодоления психологического стресса для педагогов.
Группа 1. Изменения среды

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign