LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

- Ребенок или подросток - жертвы насилия (индивидуальная и групповая работа);
- Семья и близкое окружение (индивидуальная и групповая работа);
- Школьный коллектив и группа сверстников (групповая работа);
- Педколлективы, общественные организации, правоохранительные органы.
Обязательным аспектом помощи детям и подросткам является разъяснение их основных прав:
- Права на неприкосновенность;
- Права на защиту своей чести;
- Права доверять своим чувствам;
- Права говорить "нет" взрослым;
- Права рассказать о событии близкому человеку, если событие смущает или вызывает неприятие;
- Права на получение помощи.
Основными методами оказания психологической помощи жертвам насилия является психологическое консультирование и психотерапевтическая работа.
При оказании психотерапевтической помощи обращается внимание на следующие обстоятельства:
1. Особенности личности и психического состояния ребенка или подростка до факта насилия.
2. Вид перенесенного насилия и способность ребенка осознавать его сущность.
3. Глубину и тяжесть переживания факта насилия: от безразличия до тяжелой депрессии и суицидальных попыток.
Индивидyaльная психотерапия проводится с детьми и подростками, находящимися в кризисном состоянии. Ее основными задачами являются, преодоление отчужденности, нейтрализация аффективного состояния через создание атмосферы принятия, доверия, безопасности, также путем привлечения ресурсных состояний через использование гипносуггестивных методов. На первом этапе может применяться рациональная психотерапия, методы эриксоновского гипноза, гештальттерапии, нейролингвистического программирования. На втором этапе задачей является выявление основного психологического конфликта и отреагирования травматических переживаний. Для подростков это реализуется через осознание проблемы, для детей используется психодраматическое отыгрывание травматических ситуаций через арттерапию, телесно-ориентированные техники, игровую терапию. После такой терапии у клиента освобождается достаточно сил, которые следует направить на поднятие самооценки, формирование уважения и доверия к себе, уверенности в своих силах и конструирование новых способов поведения и решения конфликтов, выработки активности в борьбе со злом. На третьем этапе применяется терапия творческим самовыражением, сказкотерапия, ролевые игры, транзактный анализ и групповая психотерапия.
Групповая психотерапия детей и подростков показана в случаях, когда контакт установлен и пострадавший может говорить о волнующих его темах. Это может произойти после индивидуальной психотерапии или "телефона доверия", когда снимается аффективная острая симптоматика. Обычно группа формируется из детей или подростков имеющих аналогичные проблемы. Разница в возрасте детей (имеется в виду психологический возраст) в группе не должна превышать 12 мес. Группа дошкольного и младшего школьного возраста должна включать детей разных полов (и мальчиков, и девочек). В таких группах могут участвовать дети в возрасте от 5 до 12 лет.
Численность детей в группе (А.И. Захаров):
- в возрасте 4-5 лет - 4 человека;
- в возрасте 5-11 лет - 6 человек;
- в возрасте 11-14 лет и старше - 8 человек.
Все цифры достаточно условны и зависят от особенностей участников группы и объективных условий работы.
В работе с детьми младшего возраста для снятия психологического напряжения и актуализации негативных переживаний наиболее эффективно применение игротерапии, сказкотерапии, психогимнастики.
Игровая терапия - метод психотерапевтического с использованием игры. Игра используется в групповой психотерапии в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывания различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми (Приложение ).
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Сказка обладает следующими коррекционными функциями: психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов, принятие в символической форме своей физической и психической активности.
События сказки вызывают у человека эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обыденную жизнь, ситуация кажется похожей и узнаваемой. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Они дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или сказок "со страшными" эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным.
Используемые в работе сказки по действующим лицам и по сюжету можно разделить на несколько групп:
­ сказки о животных;
­ сказки о взаимоотношениях людей и животных;
­ сказки бытовые;
­ сказки-притчи;
­ сказки-страшилки, истории о нечисти;
­ заветные сказки;
­ волшебные сказки и др.
У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей с животными. Начиная с пяти лет, ребенок отождествляет себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и пр. Чем старше ребенок, тем с большим удовольствием он слушает сказки, истории про людей, потому что в них содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена известная или только что прочитанная, понравившаяся детям сказка. Дети отвечают на ряд вопросов взрослого, который внимательно выслушивает ответы и сам участвует в обсуждении.
­ Как вы думаете, о чем (про кого) эта сказка?
­ Мне нравится больше всего... Угадайте, кто?
­ Кто помог, а кто мешал, главному герою?
­ На кого похож главный герой?
­ Вычеркни отрицательных героев. (Детям раздаются рисунки с изображениями героев сказки.)
­ Придумай новое название сказки?
­ Как по-другому назвать сказку?
Дополняя впечатления от только что прослушанной сказки, можно предложить детям краски. При этом взрослый использует такие методы, как:
­ дорисовывание цветовых пятен и их озвучивание (детей просят завершить цветовое пятно, изображенное на листке бумаги, до воображаемого образа, затем рассказать о получившемся изображении);
­ изображение (с использованием приема по изобразительной технике "монотипия") своего настроения после прослушивания сказки.
К сказочной ситуации, которая задается ребенку, предъявляются определенные требования:
­ она не должна содержать готового ответа (принцип свободы выбора);
­ должна предлагать актуальную для ребенка проблему, "зашифрованную" в образном ряде сказки. Например, преодоление препятствий (особенно если у ребенка обозначилась нерешительность, страх проявить себя), взаимопомощь, взаимодействие (когда ребенку свойственен не проработанный эгоцентризм), самоорганизация и прогнозирование своих действий (в случае, если ребенок недостаточно внимателен и организован) и т. д.;
­ ситуация и вопрос должны быть выстроены так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи (откуда и почему это взялось, как происходит, зачем).
­ сказки должны иметь позитивное разрешение. Всегда должен быть найден и проигран приемлемый выход из сложной ситуации, даже если его нет в самой сказке. Не стоит давать ребенку заигрываться в роли агрессора. И наконец, после проигрывания сюжета должно последовать обсуждение того психологического опыта, который ребенок получил, находясь в роли. (Приложение )
Психогимнастика - метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Поскольку детям трудно говорить о том, что с ними произошло, а также по многим другим причинам, рекомендуется "проработать" психологическую травму в игре. Эго могут быть физические упражнения, направленные на психологическую разрядку и релаксацию. Психогимнастика как невербальный метод групповой работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет клиентам проявлять себя и общаться без помощи слов. Психогимнастика направлена на решение задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратных связей и т.д.
Психогимнастические занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз.
I фаза. Мимические и пантомимические этюды.
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
Цель: выразительное изображение черт, порождаемых, социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности, гармонизация личности ребенка.
При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
Фаза носит психопрофилактинеский характер.
III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.
Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.
Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера и состояний ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
IV фаза. Психомышечная тренировка.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
Между второй и третьей фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе - "минутка шалости"" Ведущий не вмешивается в общение детей. Желательно договориться с детьми о сигнале сбора, который должен быть постоянным.
Желательно включить в группу одного-двух детей, не нуждающихся в психогимнастике, но которые могут быть полезны группе своей артистичностью (такой ребенок в примере записи помечен словом фон), С их помощью легче "заразить" других детей нужной эмоцией.
В работе с подростками и юношами эффективно обучение самоконтролю и релаксации. Тренинг по релаксации нельзя начинать, не заручившись согласием детей, не договорившись с ними о сотрудничестве. Необходимо тщательно изучить "жизнедеятельное пространство", в котором возникает определенное поведение ребенка. Иногда в результате этого исследования становится ясно, что в данной ситуации тренинг по релаксации - не самое лучшее средство для облегчения состояния тревожности или, по крайней мере, его следует сочетать с другими методами. Необходимо учитывать индивидуальные особенности того, кого обучаешь релаксации. Важной составной частью овладения тренингом по релаксации является способность определить верный метод применительно к конкретному ребенку или конкретной проблеме. До начата обучения релаксации желательно еще раз проанализировать все факторы, влияющие на положение ребенка в континууме "напряженность ... релаксация". Эту информацию можно получить, следуя определенной схеме (Приложение ). Обучение релаксации способствует контролю за собственным психологическим состоянием освобождению от чувства тревоги и страха (Приложение ).
Работа с семьей и педагогическими кадрами в первую очередь заключается в информировании их о сущности, факторах и последствиях насильственных действий в отношении ребенка, основных правах ребенка, которые охраняются государством и ответственности за их нарушения (Приложение ).
Если у психолога возникли сомнения по поводу наличия в семье ребенка психотравмирующей для него ситуации, связанной с насильственными действиями, то следует обратить внимание на следующие особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие предположить жестокость по отношению к ребенку:
­ Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка, нежелание внести ясность в происшедшее;
­ позднее обращение за помощью в случае травм у ребенка или обращения за помощью по инициативе посторонних лиц;
­ обвинение в травмах самого ребенка;
­ неадекватная реакция родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;
­ отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
­ невнимание, отсутствие ласки, эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
­ обеспокоенность собственными проблемами, невнимание к здоровью ребенка;
­ рассказы о том, как их наказывали в детстве;
­ признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и т. п.);
­ перекладывание на ребенка ответственности за собственные неудачи, отождествление ребенка с нелюбимым родственником, негативная характеристика ребенка и т. п.
В работе с родителями также применяется семейная психотерапия и консультирование в случаях, когда необходимо помочь семье справиться с кризисным состоянием или при коррекции семейных отношений, если близкое окружение ребенка является источником насилия.
Принципы психологической работы с семьей-источником насилия:
1. В ходе психологического консультирования семей с проблемами насилия приоритетное внимание следует уделять психологическому насилию;
2. В ходе консультирования семей с проблемами психологического насилия приоритетное внимание следует уделять неадекватному (патологическому) родительствованию и супружеству;
3. В ходе консультирования семей с неадекватным (патогенным) родительствованием и супружеством приоритетное внимание следует уделять механизмам самонепринятия;
4. В ходе консультирования членов семей с проблемами самонепринятия приритетное внимание следует уделять интраперсональным процессам блокирования (фрустрации), диссоциации (расщепления) и вытеснения из их сознания их собственных сущностных (в широком смысле витальных) проявлений, т.е. динамическим аспектам "негативной психологии" (А.Менегетти), процессам персонализации (А.Б.Орлов) - формированию персональных и теневых личностных составляющих;
5. В ходе консультирования членов семей с выраженными эффектами процесса персонализации приоритетное внимание следует уделять прецедентам и условиям процессов персонификации (А.Б.Орлов), проявлениям внутреннего Я.
Такая стратегия консультационной психологической практики открывает путь к созданию свободных от насилия форм родительствования и супружества.
В психотерапию должны включаться все поколения семьи, участвующие в воспитании ребенка. Целью семейной терапии является помощь семье в осознании насильственных способов воздействия на ребенка и попытка формирования иных, более конструктивных способов взаимодействия. Необходимо научить родителей любить детей такими, какие они есть, и зато, что они есть (Приложение ).
Немаловажным этапом является работа по предупреждению насилия и его последствий для детей. Система профилактики насилия по отношению к детям должна включать первичный и вторичный уровни.
Первичная профилактика заключается в комплексном воздействии на все факторы возникновения насилия с целью снижения их значимости в структуре детского окружения:
­ широкий круг мер, направленных на обеспечение нормального и гармоничного развития личности ребенка;
­ создание безопасной и благоприятной микросоциальной среды (санация неблагополучных семей, профилактика обострения заболеваний у психических больных, алкоголизма и наркомании у лиц из ближайшего окружения несовершеннолетних для исключения жестокого обращения с ними);
­ просветительская работа среди педагогов и родителей о сущности насилия над детьми и ответственности за его последствия;
­ создание специальных программ в масс-медиа, демонстрирующих здоровые человеческие отношения, лишенные давления, принуждения, манипуляций;
­ борьба с засилием программ, публикаций, транслирующих жестокость и насилие, изобилующих аверсивные стимулы;
­ разработка и реализация образовательных программ с детьми и подростками, основанных на принципах доступности, ответственности, достоверной информации, активности. Организация волонтерского движения в помощь социально дезадаптированным детям и подросткам по их реабилитации в обществе и др.
Вторичная профилактика заключается:
­ в оказании медико-психологической помощи жертвам насилия с целью купирования имеющихся у них психических расстройств, возникших в результате насильственных действий;
­ предупреждении суицидальных тенденций и вторичной виктимизации, которая часто наблюдается у лиц подросткового возраста, где существует миф о "доступности" жертв насилия. В таких случаях важное значение приобретает оказание различных видов помощи, которую они могут получить в правоохранительных органах, в центрах для лиц, потерпевших от жестокости и насилия, где оказывается медико-психологическая помощь.
­ создании "телефонов доверия", специальных кризисных центров, убежищ и приютов для жертв насилия.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Александрова А.В. Нравственность, агрессия, справедливость// Вопросы психологии. 1992.- № 1-2.
2. Алексеева Е.В., Байтингер О.Е., Долгинова и др. Наш проблемый ребенок.- СПб: Союз.- 1999.
3. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. -М., 2003.
4. Ананова Н. Жертвы сексуального злоупотребления: [Психопатол. пробл., возникающие у детей и подростков, переживших и совершивших сексуал. насилие] // Прикладная психология и психоанализ.- 1997.- N 3.- С. 59-71.- (Психоанализ и психотерапия).
5. Антонян Ю. М. Психология убийства.- М. : Юристъ, 1997.
6. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. - М.: Наука. 1995.
7. Антонян Ю.М., Горшков И.В., Зулкарнеев З.М., Сапрунов А.Г. Насилие в семье. М.1999.
8. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. - М.: Наука. 1991.
9. Антонян Ю.М., Самовичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступлений. - М.: ВНИИ МВД СССР. 1983.
10. Антонян Ю.М., Ткаченко А.А., Шестакович Б.В. Криминальная сексология. /Под ред. Ю.М. Антоняна. - М.: Спартак, 1999.
11. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни.- М.: ИНФРА-М, 1995.
12. Асанова Н. Обретение радости. Игровая психоаналитическая терапия в лечении детей, подвергшихся плохому обращению // Прикладная психология и психоанализ.- 1997.-N 1.- С. 54-66
13. Астапов В.М. Тревожность у детей. -М., 2001.
14. Байярд Р.Т. и Д. Ваш беспокойный подросток. - М.,1998.
15. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999.
16. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.,1993.
17. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука,1978.
18. Богачева О.П., Дубягин Ю.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления.- М. : Пихта: Дубль-В, 1997.
19. Брутман В. И. Северный А. А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей-сирот и вопросы профилактики социального сиротства // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи защита, помощь, возвращение в жизнь -М. , 1998.
20. Брутман В.И. Ениколопов С.Н. и др. Раннее социальное сиротство (медико-социально-психологические проблемы). (Учебно-методическое пособие). - М., 1994.
21. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Панкратова М.Г. Природа раннего социального сиротства и меры его предупреждения. - М., 1994.
22. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - С-Пб: Из-во " Питер" , 1999.
23. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.
24. Варга А.Я. Типы неправильного родительского отношения. Автореф. канд. дисс. М., 1987.
25. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер Пресс, 1997.
26. Вильфинг Х. Система социальных мер в Австрии по предупреждению насилия в семье : [Докл. на междунар. конф. " Терпимость и толерантность вместо насилия в семье и обществе ", Москва, 28-29 нояб. 1995 г.] // Вестн. психосоциал. и коррекц.-реабилитац. работы.- 1996.- N 2.- С. 45-52.
27. Вострокнутов Н. В. Типология делинквентного поведения детей и подростков социально-средовые, эмоционально-личностные и психопатологические факторы риска // Социальная дезадаптация нарушения поведения у детей и подростков - М., Грааль 1996.
28. Вроно Е. Невидимые миру слёзы // Семья и школа, 1996.- № 10.-С.16-18.
29. Вроно Е. Невидимые миру слёзы // Семья и школа, 1996.- № 8.-С.14-16.
30. Вроно Е.М. Несчастливые дети - трудные родители. М., 1997.
31. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч. М., 1984. Т.4.
32. Гайдаренко Н. Чужого горя горя не бывает : [Интервью с создательницей центра "Сестры" по психол. реабилитации девочек, подвергшихся насилию]/ /Записала Н.Ажгихина// Огонек.- 1995.- N 40.- С. 49.
33. Гайдаренко Н.В., Ярославцева Н.Д. Психологические последствия жестокого обращения с детьми // Актуальные проблемы современного детства.- М.,1994.- .- С. 88-92.
34. Гордякова О.В. Влияние личностной агрессивности и тревожности подростков на эмоциональное отношение к агрессии в телевизионной рекламе // Вопросы психологии. 1999. №4. С.96-101.
35. Горностаева З.Я. Психическая защита у детей: как проявляется и от чего защищает.// Начальная школа.- №7.- С.22-26.
36. Горьковая И А Проявление агрессивного поведения у делинквентных подростков // Дети и насилие -Екатеринбург, 1996.
37. Государственный доклад "О положении детей в Российской Федерации 2001 год" - М., "Синергия", 2001.
38. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними.- СПб., 2000.
39. Гюльазизова К. Инцест, или сценарий с Эдипом.// Путь к себе, №№1-3, 1994, с.7-11.
40. Давыдова Э. Неудачный ребёнок: из практики семейного психолога.// Семья и школа.- № 9,10.- С. 22-23.
41. Дети России: насилие и защита : [Материалы Всерос.науч.-практ. конф., (Москва, 1-3 окт. 1997 г.)].- М. : РИПКРО, 1997.
42. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие / Под науч. ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: Издательство "Речь", 2003. -с. 144.
43. Ениколопов С.Н. Агрессивное поведение у детей: [По данным исслед. причин и следствий отклонений в социал. поведении]// Особый ребенок. Исследования и опыт помощи.- М.,1998.
44. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии.//Прикладная психология. 2001, №1, с. 60-72.
45. Ениколопов С.Н. Психотерапия при посттравматических стрессовых расстройствах. //Российский психиатрический журнал. 1998, №3, с. 50-56.
46. Ениколопов С.Н. Современные проблемы детско-подростковой психологической службы. //Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение к жизни. М-лы Всерос.научно-практ.конф. М.,1998, с. 9-12.
47. Ениколопов С.Н., Кравцова О.А. Теории сексуального насилия.// Прикладная психология. №4, 1999, с.45-53.
48. За безопасность семьи. Методические материалы из опыта работы центра социально-психологической помощи семье г. Арзамаса". Арзамас, 1999 .
49. Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1993. №5. С.43-49.
50. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. - Л., Медицина, 1982.
51. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб., 1997.
52. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - М., Медицина, 1982.
53. Знаков В.В. Понимание асоциальными подростками ситуации насилия и унижения человеческого достоинства // Вопросы психологии. 1990. №1. С.20-27.
54. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии.- 1998.- № 6.- С. 65-74.
55. Ильина С.В. К проблеме экспериментального исследования паттернов детско-родительских отношений взрослого пациента (тезисы доклада). // I Международная конференция памяти А.Р.Лурии, тезисы докладов. М., МГУ, 1997.
56. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка. - СПб., 1993.
57. Каган В. Где начинается " золотая клетка "?: [Ребенок и психол. насилие] // Знание-сила.- 1995.- №№ 10-11
58. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. М., ГЭОТАР Медицина, 1998.
59. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. - М., 1979.
60. Колков В.В. Социальная работа с молодежью как средство преодоления ксенофобии и насилия в молодежной среде: [Крат.обзор м-лов междунар. семинара в Страсбурге (Франция), март 1995 г. и анализ ситуации в Рос. Федерации] // Вестн. психосоциал. и коррекц.-реабилитац. работы.- 1995.- № 2.- С. 55-59.
61. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. М., 1988.
62. Колодин А. Такова жизнь: [Пробл. охраны детства и воспитания труд. детей и подростков в условиях социал. нестабильности: По материалам конф. "Дети и насилие", организ. Междунар. дет. фондом им. Р. Валленберга, Санкт-Петербург,окт. 1994 г. ] // Нар. образование.- 1995.- № 1.- С. 70-72.
63. Кольб И. "Я никогда не хотел сделать ей больно": Исповедь одного отца: [Сексуал. насилие в семье: Излож. публ. из журн. "Штерн"]/ Пер. с нем. В.Кумарин // Семья и школа- 1995.- № 5.- С. 22-23.
64. Кон И.С. Введение в сексологию. - М., Медицина, 1989.
65. Кон И.С. Совращение детей и сексуальное насилие// Педагогика.- 1998.- № 5.- С. 58-66.
66. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. - Мн., 1988.
67. Королев В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. - М., 1992.
68. Королева Е.В., Харитонова Н.К. Законодательство и основные аспекты правовой защиты детей. -М., 2000.
69. Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолого - психиатрическая экспертиза: Научно практическое руководство. - М.: Из-во МГУ, 1999.
70. Кудрявцев И.А., Ратинова Н.А. Криминальная агрессия (экспертная типология и судебно - психологическая оценка ). - М.: Изд-во МГУ,2000.
71. Курасова Н.В. Групповые занятия с детьми, пострадавшими от сексуального насилия : [Орг. психотерапевт. Работы психолога-консультанта с вариантом реабилитац. программы] // Семейн. психология и семейн. терапия.- 1998.- № 1.- С. 86-99 .
72. Курасова Н.В. Психологическая реабилитация детей-жертв инцеста: [Пример. программа индивидуал. психотерапевт. занятий с подростками в условиях центра мед.-психол. помощи] // Семейн. психология и семейн. терапия.- 1997.- № 2.- С. 106-110.
73. Курасова Н.В. Сексуальное насилие в семье: [К вопр. диагностики психол. последствий у детей] // Семейн. психология и семейн. терапия.- 1997.- № 1.- С. 106-117.
74. Куттер П. Принуждение в неврозе и в обществе. // Энциклопедия глубинной психологии, т.1. М., MGM-Interna, 1998.
75. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, Авиценум, 1984.
76. Линденфилд Г. Как справиться с гневом. М.,1997.
77. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. - М.,1999.
78. Лоренц К. Агрессия. - М., 1994.
79. Лэнг Р.Д. Расколотое "Я". - СПб., 1995.
80. Мельниченко С.А. Предотвращение жестокости по отношению к женщине и детям // Семья в России.- 1996.- № 2.- с. 85-91.
81. Миллер В.С. Как по-настоящему любить детей: [О преодолении негатив. стереотипов родит. поведения в воспитании ребенка в семье] // Клас. рук.- 1998.- № 6.- С. 43-49.
82. Минеева О.А. Работа с семьей в условиях ПМС-центра по поводу жестокого обращения с детьми: [Опыт Психол.-мед.-соц.Центра " Юго-Запад " Москвы] // Семейн. психология и семейн. терапия.- 1999.- № 1.- С. 78-90 .
83. Мир начинается с меня: [Учеб. программа для формирования ненасильств. ценностей у учеников 6 кл.: Пер. с англ. / Р. Виттингтон, Л. Крайтс, Г. Моран и др.].- Тула :Ассоц. соц. педагогов и соц. работников, 1993.
84. Можгинский Ю. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. - СПб.: Изд-во "Лань". 1999.
85. Мэнделл Дж. Г, Дамон Л. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие / Дж. Г. Мэнделл, Л. Дамон при участии П.К.Кастальдо и др.; Пер. с англ. А.В. Байгузова; Ил. С. Холл-Марли.- М.: Генезис, 1998.
86. Нагаев В.В. Преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних: психологическая экспертиза и правовая защита: [По данным психол. исслед.] // Вестн. психосоциал. и коррекц.-реабилитац. работы.- 1998.- № 4.- С. 59-79.
87. Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. -М., 1989.
88. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. -М., 2000.
89. Осипова А.А. Общая психокоррекция. -М., 2001.
90. Панфилова М.А. Игротерапия общения. -М., 2001.
91. Поршнев В. Вот такие наши дети: Размышления вслух: [О насилии над детьми и пробл. социал.-пед. климата в соврем. сред. шк. России] // Социал. работа.- 1996.- № 1-8.
92. Психическое здоровье детей и подростков /Под ред. И.В. Дубровиной. -Екатеринбург, 2001.
93. Пчелинцева Е.В. Коррекционно-профилактическая работа с дошкольниками, пережившими насилие. -М., 2000.
94. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. - М., 1994.
95. Роден М., Абаранбал Г. Сестры по несчастью: Немало мифов бытует относительно сексуал. преступлений: [По отношению к детям и подросткам]/ Пер. с англ. Е.Лернер ; Вступ. ст. Н.Гайдаренко // Семья и школа.- 1995.- № 1.- С. 23-26.
96. Романова О.Л. Сексуальное насилие над детьми // Вестн. психосоциал. и коррекц.-реабилитац. работы.- 1996.- № 4.- С. 78-85.
97. Руководство по предупреждению насилия над детьми / Ин-т дет. психотерапии и психоанализа акад. гуманит. исслед; Под ред. Н. К. Асановой.- М., ВЛАДОС, 1997.
98. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Социальные корни жесткого обращения с детьми в семьях // Актуальные проблемы современного детства.- М.,1994.- С. 84-88.
99. Сафронова Т., Цымбал Е., Ярославцева Н. Плата за жестокость : [Пробл. Профилактики жестокого обращения с детьми в семье] // Нар. образование.- 1995.- № 5.- С. 88-91.
100. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: Научно-практическое пособие. - М.: Гардарика, Смысл, 1998.
101. Сахнова Т.В. Основы судебно-психологической экспертизы по гражданским делам М.: Юрист,1997.
102. Сексуальное насилие у подростков: Пособие для врачей-курсантов/ Под ред. Ю.А. Гуркина.- СПб. - ППМИ, 1997.
103. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.-МПСИ: Флинта, 1998.
104. Семья в психологической консультации/Под ред. В.В.Столина. М., Педагогика, 1987.
105. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. -М., 2001.
106. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителем и ребенком и формирование аномалий личности.// Семья и формирование личности./ Под ред. В.В.Столина. М., МГУ, 1981.
107. Софонова Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцева Н.Д. Последствия сексуального насилия, перенесенного в детстве: [Дети от 3 до 17 лет] // Актуальные проблемы современного детства.- М.,1996.- С. 57-60.
108. Социально-правовые проблемы борьбы с насилием : Межвуз. сб.науч. тр. / Ом. юрид. ин-т.- Омск : Ом. юрид. ин-т, 1996.
109. Социальные работники за безопасность в семье: Учеб. пособие / Шапиро Б.Ю., Сидоренкова Т.А., Либоракина М.И. и др.- М., 1999.
110. Стратегии борьбы с насилием в семье: Справ. руководство / Отд-ние ООН в Вене, Центр по соц. развитию и гуманитар. вопр.- Нью-Йорк: ООН, 1998.
111. Тарабрина Н.Б. Практикум по психологии посттравматического стресса. - СПб., "Питер", 2001.
112. Тишкова М. Как сказать ребенку правду?: [Советы родителям и педагогам по защите детей от посягательств педофилов] // Огонек.- 1996.- № 40.- С. 26-27.
113. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. - М., -2002.
114. Уэбстер. Семь замечаний, которые не стоит делать детям// Семья и школа. - 1996.- № 5.- С. 14-15.
115. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994.
116. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.
117. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. -М., 2001.
118. Цымбал Е.И. Правовая защита детей от насилия и пренебрежения их основными нуждами: [Коммент. и извлеч. из Уголов. кодекса и Уголов.-процессуал. кодекса Рос. Федерации] // Вестн. психосоциал. и коррекц.-реабилитац. работы.- 1995.- № 2.- С. 67-85.
119. Черепанова Е.М. Любовь и защита: как помочь детям, переживающим глубокую психологическую травму. // Семья и школа.-1995.- № 8.- С. 10-11.
120. Черепанова Е.М. Насилие рождает монстров: физ. и психол. травмы, испытываемые в детстве, могут стать звеньями зловещей цепочки, тянущейся из поколение в поколение: [О последствиях жестокости родителей] // Семья и школа- 1995.- № 5.- С. 20-22.
121. Черепанова Е.М. Насилие? В семье?: [Сексуал. насилие :Психол. аспект] // Семья и школа - 1995.- № 3.- С. 20-23.
122. Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. -М.,1997.
123. Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз: основные принципы, протоколы и процедуры. - М.,1998.
124. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психология. Л., Медицина, 1990.
125. Ярославцева Н.Д. Посттравматические стрессовые нарушения у детей-жертв сексуального насилия и оказание им психологической помощи // Мир психологии.- 1998.- № 2.- С. 71-80.
126. Ярославцева Н.Д. Психологическая диагностика жестокого обращения c детьми // Актуальные проблемы современного детства.-М.,1996.- С. 60-62.
127. Bowlby J. The making and breaking of affectional bonds. London, Sage Press, 1979.
128. Cahill C., Llewelyn S. P., Pearson C. Treatment of sexual abuse which occured in childhood: A review.// British Journal of Cliniсal Psychology, 1991, 30(1), pp. 1 - 11.
129. Cahill C., Llewelyn S. P., Pearson C. Long-term effects of sexual abuse which occured in childhood: A review.// British Journal of Cliniсal Psychology, 1991, 30(2), pp. 12 - 21.
130. Giles Th.R. (ed.). Handbook of effective psychotherapy. N.Y, Plenium Press, 1993.
131. Finkelhor D. (ed.) Child sexual abuse: new theory and research. N.Y., The Free Press, 1984.
132. Finkelhor D. (ed.) Soursebook on child sexual abuse. Sage Publication, Beverly Hills, 1986.
133. Fisher S., Cleveland S. Body image and personality. N.Y., 1958.
134. Frude N. Understanding abnormal psychology. London, Blackwell, 1998.
135. Herman J.L., Hirschman L. Father - daughter insect. 1981, Cambridge, Harvard University Press.
136. Herman J.L., Russel D., Trocki K. Long-term effects of insectuous abuse in childhood. // American Journal of Psychiatry, 1986, 143, pp. 1293-1296.
137. James M. Child abuse and neglect: incidence and prevention.// Australian Institute of Family Studies: Issues in child abuse prevention, 1, 1994, pp.1-13
138. Jehu D. Beyond sexual abuse: therapy with women who were victims in childhood., 1988, Chichester, Wiley.
139. Josephson G.S., Fong-Beyette M.L. Factors assisting female clients' disclosure of incest during counselling.// Journal of Counselling Development, 1987, 65, pp. 475-478.
140. Kernberg O. Severe personality disorders. N.Y., Jason Aronson, 1989.
141. Kohut H. The analysis of the self. N.Y., IYP, 1971.
142. Levy F., Pines Fried J., Leventhal F. (eds). Dance and other expressive therapies: when words are not enough , N.Y., Routledge, 1995.
143. Loftus E.F. The reality of repressed memories.// American Psychologist, 1993, 48(5), pp. 518-537.
144. Mahler M. Selected papers of Margaret S. Mahler. N.Y., Jason Aronson, 1979.
145. Meiselman K. Incest: a psychological study of causes and effects with treatment recommendations. San Francisco, CA, Jossey-Bass, 1978.
146. Palmer St., McMahon G., (eds). Handbook of counselling. London, Routledge, 1997.
147. Russel D. Sexual exploitation. Sage Publications, Beverly Hills, CA, 1984.
148. Stevens A., Price Y. Evolutionary psychiatry. London, Sage Press, 1996.
149. Stone M.H. Essential papers on borderline disorder. N.Y., Penguin, 1986.
150. Toon K., Fraise J., McFetridge M., Alwin N. Memory or mirage? The FMS debate.// The Psychologist, 1996, 9(2), pp. 73-77.
151. Tomison A.M. Child maltreatment and disability.// Australian Institute of Family Studies. Issues in child abuse prevention, 7, 1996, pp.1-19.
152. Winnicot D. Collected papers. London, Tavistock, 1958.
153. Witkin H. A. Personality through perception. N.Y., 1954.


Приложение 1
ИНФОРМОМЕТРИЯ
(Бланк для родителей)

(фамилия, имя, отчество)
1. Как чаще всего вы называете своего ребенка?
2. Как вам кажется, нравится ли вашему ребенку, как вы его называете?
3. Во сколько обычно он приходит из школы?
4. Чем занимается в свободное время?
5. Знаете ли вы, кто у него самые близкие друзья, подруги? Назовите их адрес.
6. Кто их родители? Как их зовут, где они работают, кем?
7. Давно ли ваш ребенок дружит с этими ребятами?
8. Почему дружит именно с ними?
9. Назовите любимое занятие ребенка.
10. Назовите любимый цвет ребенка.
11. Какие кинофильмы любит смотреть?
12. Какие книги читает?
13. Кем хочет быть?
14. Как много времени вы проводите с ним, посвящаете ему?
15. Могли бы вы сказать, какой у вас ребенок?
16. Что бы вы хотели, чтобы он изменил в себе, исправил?
17. Кем бы вы хотели его видеть в будущем?
18. Можете ли вы назвать, сколько денег в месяц примерно вы тратите на себя, на него?
Спасибо!





ИНФОРМОМЕТРИЯ
(Бланк для школьников)

(фамилия, имя, отчество)
1. Как зовут твоих родителей?
а) (папу)_________________________б) (маму)__________________________
2. Как ты их обычно называешь?
а)______________________________б) _________________________________
3. Как тебе кажется, им нравится, как ты их называешь?
а)______________________________б)_________________________________
4. Кем они работают и где (название предприятия)?
а)______________________________б)_________________________________
5. Что конкретно выпускают, делают?
6. С кем дружат твои родители? Можешь ли ты этих людей назвать?
7. Где эти друзья работают, кем?
8. Давно ли дружат? Как ты думаешь, почему?
9. Назови любимое занятие твоих родителей.
10. Назови любимый цвет твоих родителей.
11. Какие кинофильмы любят смотреть?
12. Какие книги любят читать?
13. Когда и где они родились?
14. Кто их родители, как их зовут, где они живут, работают (жили, работали)?
15. Во сколько начинается и заканчивается рабочий день твоих родителей?
16. Какую зарплату получают?
17. Сколько тратят на себя, на тебя?
18. Как чаще всего они тебя называют (по имени, еще как-то)? а)________________________________б)_______________________________
19. Что чаще всего они тебе говорят?
Спасибо!

Приложение 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ЖЕСТОКОСТИ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Опросник № 1 (для ребенка)
1. Когда ты не слушаешься родителей, они чаще всего:
а) кричат на тебя;
б) пытаются уговорить, убедить;
в) обижаются и ждут твоей реакции;
г) дают подзатыльник;
д) не обращают на тебя внимания;
е) пугают избиением, ремнем;
ж) могут ударить, избить;
з) пытаются объяснить, что ты не прав;
и) другое ____________________________________________________________
2.Часто ли в стрессовом состоянии родители метут проявить агрессию ("разрядиться") на тебе?
а) да, часто;
б) иногда;
в) трудно сказать;
г) никогда;
д) другое ____________________________________________________________
3. Укажи причины, которые, на твой взгляд, наиболее часто вызывают гнев родителей:
а) стремление тебя воспитать;
б) "разрядка" их стрессовой ситуации (не зависящей от твоего поведения),
в) ссора родителей;
г) когда ты чего-то просишь, требуешь;
д) когда огорчаешь родителей;
е) желание убедить тебя в своей точке зрения;
ж) не можешь объяснить;
з) другое ____________________________________________________________
4. Как часто появляется у родителей желание похвалить тебя, обнять, поцеловать:
а) часто;
б) редко;
в) никогда;
г) трудно сказать;
д) другое ____________________________________________________________ или же, наоборот, избить тебя, выгнать из дома, запереть в темной комнате и т.п.:
а) часто;
б) редко;
в) никогда;
г) трудно сказать;
д) другое.
5. При тяжелых провинностях какой вид наказания выбирает
мать: _________________________________отец:_______________________________
6. Сколько тебе лет ___________________________________________________
7. Сколько лет твоим маме __________________ папе ______________________
8. Сколько детей в семье ______________(укажи их возраст) ________________
9. Опиши ситуацию праздника, радости в доме: ___________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо!





Опросник № 2 (для родителей)
1. Когда ребенок вас не слушается, вы обычно:
а) кричите на него;
б) разговариваете, уговариваете;
в) не реагируете на его оправдания, молчите;
г) можете избить;
д) даете подзатыльник;
е) пытаетесь объяснить, что он не прав;
ж) другое (что именно)
2. Часто ли в стрессовом состоянии вы можете "разрядиться" - на своем ребенке?
а) да, часто;
б) иногда;
в) трудно сказать;
г) никогда;
д) другое (что именно) ________________________________________________
3. Укажите причину, когда вам приходится кричать, угрожать, бить ребенка:
а) стремление воспитать;
б) "разрядка" стрессовой ситуации, не зависящей от ребенка;
в) ссора с супругой (супругом);
г) когда он чего-то требует, просит;
д) когда огорчает;
е) избиение ради избиения;
ж) желание убедить его в своей точке зрения;
з) не могу объяснить;
и) другое (что именно)
4. Появлялось ли иногда у вас желание избить ребенка, выгнать его из дома, запереть в темной комнате (подчеркните)?
а) да;
б) нет;
в) иногда;
г) трудно сказать;
д) другое (что именно) ________________________________________________
5. Какой вид наказания вы выбираете при тяжелых провинностях ребенка?

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign