LINEBURG


страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Министерство образования Ставропольского края
Ставропольский государственный педагогический институт





Ардашева С.В., Борозинец Н.М., Евмененко Е.В., Козловская Г.Ю.


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ








СТАВРОПОЛЬ, 2003

Печатается по решению Министерства образования Ставропольского края




Рецензент: кандидат педагогических наук, главный специалист отдела дошкольного и специального образования министерства образования Ставропольского края Палиева Н.А.


Ардашева С.В., Борозинец Н.М., Евмененко Е.В., Козловская Г.Ю.
Психолого-педагогические проблемы насилия над детьми: учебно-методическое пособие. -Ставрополь, 2003. -с.


В пособии рассмотрены теоретические аспекты проблемы насилия и его влияние на формирование личности детей разного возраста, проанализирована проблема насилия в образовательных системах и представлена система правовой и психологической помощи детям-жертвам насилия и их ближайшему окружению. Представлен практический материал, который может быть использован в психолого-педагогической деятельности специалистов.
Данное пособие предназначено для психологов, педагогов, руководителей образовательных учреждений, студентов психолого-педагогических специальностей.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение

Глава 1. Насилие и его влияние на развивающуюся личность

1.1. Феноменология насилия в отечественной и зарубежной науке и практике.................................................................................
1.2. Влияние насилия на формирование личности.............................

1.3. Психологические механизмы защиты личности..........................


Глава 2. Насилие в образовательных системах

2.1 Насилие в семье..................................................................

2.2. Насилие в образовательных учреждениях.................................

2.3. Нормативно-правовые вопросы защиты детей и подростков от жестокого обращения................................................................
2.4. Психолого-педагогическая помощь детям-жертвам насилия..........


Библиография....................................................................

Приложения........................................................................

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время среди множества проблем, находящихся на стыке юридических, медицинских, психологических, педагогических дисциплин, проблема насилия является одной из наиболее актуальных. С одной стороны, это связано с социокультурными, экономическими, политическими изменениями, происходящими в обществе, а с другой - с неоднозначностью трактовки сущности и содержания феномена насилия, с трудностями выявления причин, признаков и последствий влияния насилия на развитие личности и ее поведение.
В традиционном понимании насилие представляет собой физическое или сексуальное злоупотребление, однако психологическое давление на личность, ущемление ее прав и интересов, ограничение потребностей и возможностей также следует рассматривать как акты насилия.
Большинство исследователей едины во мнении, что наиболее тяжелыми являются последствия насилия, перенесенного в детском возрасте, но чаще всего именно дети и оказываются его жертвами. Это во многом объясняется возрастающим уровнем агрессии в обществе, нагнетаемой реалиями современной жизни, средствами массовой информации, снижением духовной культуры населения и уязвимостью ребенка в связи с несовершенством правовой, медицинской и психолого-педагогической помощи и защиты в кризисных ситуациях.
В данном пособии предпринята попытка обобщения и систематизации научного и практического материала по проблемам выявления, профилактики и оказания психологической помощи детям, подвергшимся насилию.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты понятия, сущности различных видов насилия, их признаки и влияние на формирование личности детей разного возраста. Раскрыты психологические механизмы защиты от насилия и вопросы правовой защиты детства.
Во второй главе проанализирована проблема насилия в образовательных системах (семья, детский сад, школа, специальные образовательные учреждения) и представлена система психологического сопровождения детей- жертв насилия и их ближайшего окружения.
В приложении представлен практический материал, который может быть использован в психолого-педагогической деятельности специалистов.
Данное пособие предназначено для психологов, педагогов, руководителей образовательных учреждений, студентов психолого-педагогических специальностей.

Глава 1. Насилие и его влияние на развивающуюся личность

1.1. Феноменология насилия в отечественной и зарубежной науке и практике
Обновление содержания образования, помимо осуществления технологических и организационных преобразований, невозможно без перестройки такого компонента педагогического процесса, как взаимоотношения, складывающиеся между субъектами педагогического процесса - взрослыми и детьми. К сожалению, декларируя принципы личностно-ориентированной педагогики, на практике мы чаще встречаемся с подавлением личности ребенка в самых различных сферах и проявлениях, которое имеет самые серьезные последствия.
Почему тема насилия в последнее время стала столь популярной и почему ее не существовало ранее? Может, проблемы такой не было?
Жестокое обращение с детьми и их эксплуатация известны давно. Углубляясь в историю, мы находим все больше и больше потрясающих душу примеров насилия над детьми - жестоких избиений, сексуальных злоупотреблений и даже убийств. Однако существует очень мало доказательств того, что какие-либо психические расстройства у детей - жертв насилия распознавались до конца XIX века или что существовала какая-либо психотерапевтическая методология до начала 1990-х годов. Это связано с позицией по отношению к детям, которая превалировала до середины 1800-х годов. Дж.Л.Десперт (J.L.Despert, 1965) пишет, что дети были движимостью, собственностью, в связи с чем их родитель (владелец) обладал абсолютным контролем над их жизнью и смертью; они могли даже продаваться .
О детях с тяжелыми психическими нарушениями говорилось без сострадания. Их называли злыми, плохими, безнравственными, одержимыми, неисправимыми - с явным ощущением бремени от необходимости как-то заботиться о них. Среда не рассматривалась как этиологический фактор психопатологии у детей.
Дж.Л.Десперт (1965) отмечает, что во времена Древней Греции и Рима, в добиблейские и парабиблейские времена детей приносили в жертву ритуально; их сжигали на костре; в случае неполноценности ребенка его выгоняли; иногда дети были орудием кровной мести (убийство перворожденного). Права матерей о заботе и защите своего потомства не распознавались. В средние века жизнь ребенка также ничего не стоила. Довольно широко было распространено детоубийство (инфантицид). Духовенство влияло на позиции по отношению к ребенку и его внутренней жизни. Его рассматривали как нежелательный результат половых отношений; бремя первородного греха и вины лежало на младенце. Дети становились шутами, их называли "сумасшедшими в толпе". Демонология чрезвычайно отражалась на отношении к ним. Неимоверная жестокость творилась именем религии. Детей избивали за малейшую провинность, чтобы "изгнать дьявола называя их "одержимыми". Заброшенность, телесные наказания детей и продажа их в рабство или крепостную зависимость хорошо отражены в истории. Как правило, заброшенные дети, оставшиеся без родителей, становились крепостными. Такие дети участвовали в детском крестовом походе, в котором они все были истреблены (B.A.Ruttenberg, 1990).
Н.А. Асанова, проводя исторический анализ проблемы, указывает, что в эпоху Возрождения семейное функционирование приобрело более зрелые формы - родители лишились патриархального права на жизнь и смерть своего ребенка. В некоторых прогрессивных работах дети уже стали распознаваться как личности, а не только как "миниатюра" взрослых; стали уделять внимание образованию детей. Подчеркивались альтернативные дисциплинарные воздействия - проявления любви и собственный пример, а не только принуждение, страх и физические наказания. Однако и в эпоху Ренессанса еще не упоминалось о психических расстройствах у детей.
В колониальной Америке от детей требовались полное повиновение и покорность. Строгие правила поведения устанавливались для них в соответствии с господством гедонизма. Однако за всеми этими строгостями не было теплоты и нежности. Существовал обычай нанимать кормилиц, чтобы не заботиться о грудных детях и младенцах, что называлось "сдать ребенка в аренду". Практика "аренды" детей сохранилась в США до середины XX века (К.Флейк-Хобсон с соавт., 1993).
Даже в XVIII и XIX веках в Европе бедных детей отдавали в зависимость в работные дома. В романах Чарльза Диккенса описываются ужасные условия, в которых работали дети. Дети должны были работать наравне со взрослыми. В начале XIX века было в порядке вещей, когда 5 - 6-летние дети работали по 14 - 16 часов в день. Хозяин использовал длинные острые колья, чтобы маленькие полусонные работники не заснули и не упали с лестницы. Описания Ч.Диккенса привлекли внимание к бедственному положению детей, к отношению к ним как к движимости, к жесточайшей эксплуатации осиротевших детей, что стимулировало общественную реакцию к прекращению этих злоупотреблений. Впервые общество обратило внимание на эксплуатацию детей-инвалидов, особенно слепых, глухих, немых.
В истории научной мысли 20-го века тема насилия - одна из концептуальных и парадигмальных. По мнению М.В. Старикова (2001), свою роль здесь сыграли, прежде всего, геополитические факторы. Жестокость и губительность двух мировых войн, потрясших человечество и унесших миллионы человеческих жизней; многочисленные региональные конфликты; ужасающий террор и репресии тоталитарных режимов и, наконец, рост преступности и криминализация демократических обществ, основанных на морали потребления и конкуренции. Всё это способствовало легитимации насилия как в общественно-политических практиках и структурах, так и в сознании индивидов, включённых в эти самые структуры и практики, в том числе и образовательные. Помимо геополитических факторов нельзя не отметить факторы социокультурные или даже скорее культурфилософские. Пересмотр роли и места насилия в системе культуры связан с достижениями целой плеяды выдающихся исследователей во всех областях познания. В психиатрии - это фигуры Чезаре Ломброзо и Рихарда Крафт-Эббинга; в психологии - это, безусловно, Зигмунд Фрейд и его психоанализ; не чужды этой проблеме Ясперс, Фромм, Гроф, и многие другие. Но, пожалуй, самая ранняя мыслительная традиция, в поле зрения которой впервые попадает эта проблема, это традиция, берущая своё начало в трудах Маркиза Де Сада и Фридриха Ницше, унаследованная экзистенциализмом и современным французским постмодернизмом. (Ж.Батай, Ж.Делёз, Ф.Гватари, П.Клоссовски, М.Бланшо, Р.Барт, М.Фуко и др.).
Исторически мы отслеживаем элемент насилия в образовании начиная ещё с допетровских времён. А проще говоря, с самого начала возникновения и внедрения образования на Руси. В те далёкие времена насилие в образовании реализовывалось прямо и непосредственно в качестве телесных наказаний. Именно тогда впервые появляются основные его формы такие как битье розгами, стояние на горохе (что и поныне сохраняет своё влияние в детских дошкольных учреждениях в качестве стояния в углу), таскание за чуб, а так же всевозможные оплеухи и затрещины (воспитание Балу из мультика про Маугли), запирание в тёмную комнату (обскурантизм) и др. М.В. Стариков указывает, что такое положение дел сохранялось на Руси вплоть до прихода советской власти и возникновения структуры советского образования, идеологами которого стали Макаренко, Ушинский и Сухомлинский. В основе его в свою очередь лежали постулаты коммунистической идеологии, выдвигающей на первый план сознательность, сменившую "буржуазное" принуждение, несшее на себе печать классового неравенства и эксплуатации. В ситуации провозглашённого равенства, наказание не является следствием принуждения, а возникает как ответ на несознательность гражданина, помещённого в пространстве определённом правами и обязанностями, предписанными волей государства.
За последние годы значительно увеличилось количество детей, страдающих от жестокого обращения взрослых. Ежегодно около 150 тысяч детей убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения родителей и невыносимой обстановки дома. Медики часто сталкиваются с детскими травмами, которые являются результатом плохого обращения с детьми в семье. В медицине существует термин: "синдром избитого ребенка".
Статистика свидетельствует, что виновниками плохого обращения с детьми чаще всего являются родители (94,2%), из них 85%- родные родители. Из них 60%- женщины, 39%- мужчины. Число родителей или лиц, их замещающих, плохо ухаживающих за ребенком составляет 88%, совершающих физическое насилие -87%. Родные матери виновны в плохом обращении и уходе почти в 2 раза больше, чем отцы (75% против 41%).Ученые считают, что причиной жестокого обращения с детьми являются личные качества родителей, проблемы их собственного развития. Среди мотивов жестокого отношения могут быть:
1. Бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому подвергались когда-то сами;
2. Потребность найти выход для подавленных чувств.
3. Потребность обладать и иметь в своем собственном распоряжении живой объект для манипулирования.
4. Самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического приложения родительских педагогических принципов на своего собственного ребенка.
5. Страх появления того, что было подавлено, того, на что наталкиваются в своих собственных детях, того, что должно быть уничтожено в самом зародыше.
6. Реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.
По данным научных исследований, насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье. Около 30 процентов от общего числа умышленных убийств совершается в семье. Половине всех преступлений, связанных с бытовыми мотивами (ревностью, алкоголизмом, хулиганством), предшествуют длительные семейные конфликты.
Данные социологических опросов показывают, что 40 процентов жертв насилия, в том числе детей и подростков, не обращаются в правоохранительные органы из-за неверия в их возможность раскрыть преступление, наказать виновного, а также из-за полной незащищенности и, как правило, материальной и иной зависимости жертвы от истязателя.
Что касается детей - жертв насилия в семье, то они находятся еще и в правовой зависимости от тех, кто совершает в отношении них насильственные действия. Их истязателями, как правило, являются родители, по закону обязанные представлять и защищать их права и законные интересы. Ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для многих из этих детей исходом является смерть. Более 50 тысяч детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тысяч несовершеннолетних находятся в розыске.
По исследованиям Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского жестокое обращение в семье терпят в основном дети 6 - 7 лет; 60 - 70 процентов таких детей, постоянно избиваемых своими родителями, отчимами (мачехами), сожителями матери (отца), отстают в развитии, страдают различными физическими и психо-эмоциональными расстройствами. Многие дети являются жертвами "пьяной педагогики", которая подчас приводит к трагическим для ребенка последствиям. Нередко родители не только сами пьянствуют, но и привлекают к этому своих детей, совместно с ними употребляют спиртные напитки или одурманивающие вещества.
Как правило, насилию подвергаются дети в дезадаптированных семьях, где обострены социальные проблемы. Чаще всего это - неполные семьи, где родители - алкоголики, наркоманы, религиозные фанатики, несовершеннолетние до 17 лет, беженцы или безработные, с физическими недостатками (глухие, слепые), умственно отсталые или с психическими заболеваниями.
Десять процентов детей, переживших насилие в подобных семьях, погибают, у остальных развиваются физические и психические отклонения. Основная часть детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подвергалась в семьях различным видам насилия.
К сожалению, значительная часть этих детей продолжает подвергаться насилию и в интернатных учреждениях. Главной функцией учреждений подобного типа является защита прав, жизни и здоровья воспитанников. Однако система, которая должна защищать ребенка, сама зачастую культивирует насилие.
За последние годы получили широкую известность поистине трагические факты "жизнедеятельности" многих детских домов и школ- интернатов России, в которых по отношению к воспитанникам применялись различные виды насилия.
В детских домах и интернатах, которые считаются лучшими и в которых дети не подвергаются открытым издевательствам, насилие также не является редкостью. Причем взрослые, прибегая к насилию, в силу правовой безграмотности не всегда отдают себе отчет в том, что нарушают элементарные права ребенка. Воспитанник же, с детства привыкший к насилию и издевательствам в семье, часто перестает воспринимать насилие как таковое.
Одно из самых опасных последствий примененного к ребенку насилия, кроме нанесенной ему физической и психической травмы, состоит в том, что в сознании ребенка прочно закрепляется возможность применения насилия.
Поэтому одной из самых важных задач работы с педагогическими коллективами является правовое просвещение воспитателей и администрации, понимание ими сущности и последствий насилия. Глубокое знание педагогами законов, закрепляющих права и социальные гарантии детей-сирот, соблюдение этих законов - это залог успешного физического и психического развития воспитанников
Насилие, совершенное по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. Необходимо сразу оговориться. Слово "насилие" не совсем удачно для обозначения того, о чем здесь будет говориться. Вообще-то психологи, когда сталкиваются с такими проблемами, используют непереводимое английское слово abuse - абьюз. Это слово было образовано из слияния двух слов и дословно означает "ненормальное использование" или "тобой злоупотребили". У нас в русском языке сравнительно недавно появилось словосочетание, которое, будучи ненормативной лексикой, тем не менее, практически буквально отражает основной смысл: "тебя поимели". Это значит, что тебя использовали, хотя ты был с этим не согласен, против твоего желания. Слово же "насилие" обычно обозначает лишь крайнюю степень выраженности абьюза, причем сопряженную с физическим воздействием.
Абьюз включает в себя весь спектр ненормального использования, начиная от оскорбления или издевательства и кончая крайним физическим и сексуальным насилием. В дальнейшем я буду употреблять слово "насилие" в ньюансировке слова "абьюз".
В отечественной литературе чаще встречается ряд смежных понятий, имеющих сходное значение, но, тем не менее, различные между собой: насилие, жестокость и агрессия.
Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт
Понятия жестокости и насилия - более узкие и входят в понятие агрессия.
Жестокость - это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению.
Насилие - это нарушение чужого поведения (Философский словарь).
И.М.Кинард (1994) отмечает, что каждый ребенок чаще всего страдает от нескольких форм насилия. Классификация множественных форм плохого обращения остается спорным вопросом в данной проблеме. Хотя исследователи предпочитают иметь дело с различиями, которые могут легко определяться, на практике редко встречаются формы жестокого обращения к ребенку в чистом виде, как это было бы желательно для исследования. Ребенок может переживать более чем одну форму плохого обращения в конкретном случае насилия или может переживать различные формы плохого обращения в разное время.
Психологи (Н.А.Асанова, А.Б.Орлов, Е.МЧерепанова, С.В.Ильина и др) выделяют следующие виды насилия.
Определяют 4 типа жестокого обращения с ребенком [8]:
1. Физическое насилие
2. Пренебрежение
3. Сексуальное насилие
4. Психологическое жестокое обращение
Определения видов жестокого обращения с детьми
Насилие может быть двух типов явное и скрытое (косвенное). По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома - со стороны родственников, в школе - со стороны педагогов или детей, на улице - со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.
1. Физическое жестокое обращение - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет. Физическое насилие также трактуется как действия или отсутствие действий со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое или умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения. Например, телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, грубые хватания, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа, пистолета и т.д.
В подростковом возрасте, периоде взрослости, в семейной жизни лица, подвергавшиеся физическому насилию в детстве, могут быть жестоки с окружающими. Очень важным отличием жертв во взрослом возрасте является неспособность справляться с проблемами, а также искать и получать помощь от окружающих людей. Когда ребенок-жертва не получает помощи от собственных родителей, это подрывает его способности к поиску помощи и взаимоотношениям с людьми в будущем.
2. Сексуальное насилие над детьми - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения. Сюда относятся любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Сексуальное насилие характеризуется как одна из форм жестокого обращения с ребенком. В литературе отмечается, что не существует единого определения этого понятия по целому ряду причин, в том числе в силу трудности определения границ насилия, а также из-за часто встречающихся сочетаний разных видов насилия, в которые входит и сексуальное.
В этом случае сексуальное насилие сопровождается, например, побоями и угрозами, что означает также физическое и психологическое насилие (1).
Сексуальное насилие является частным случаем злоупотребления. В большинстве стран насилие над ребенком преследуется по закону, поэтому четкое определение понятие сексуального насилия имеет еще и юридический смысл. Виды сексуального насилия:
* ласка, эротизированная забота;
* демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;
* изнасилование с применением силы, орально-генитальный контакт;
* инцест
* сексуальное соблазнение
* сексуальное нападение
* изнасилование
* иксплуатация ребенка для порнографии и проституции (порнографические фотографии с детьми);
* Приглашение или поощрение к прикосновениям для сексуального удовлетворения.
2. Пренебрежение - это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.
3. Психологическое насилие:
o Психологическое пренебрежение - это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.
Психологическое жестокое обращение - хронические паттерны поведения, включающее эмоционально дурное обращение с детьми, а именно:
* обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
* принижение его успехов, унижение его достоинства;
* отвержение ребенка;
* длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
* принуждение к одиночеству;
* совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
* похищение ребенка;
* причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.
* экономическое насилие
Американские специалисты, сотрудники американской некоммерческой организации "Project Harmony", в 1998 г проведшие исследование на территории Республики Карелия в рамках проекта "Предотвращение насилия в семье", так определили понятия " насилие" и "жестокое обращение с ребенком":
Над ребенком совершено насилие, если:
* его истязали,
* ему нанесли побои,
* его здоровью причинили вред,
* нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу.
* ребенка запугивали, если:
* ему внушали страх с помощью действий, жестов, взглядов,
* использовали для запугивания свой рост, возраст,
* на него кричали,
* угрожали насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).
К жестокому обращению также относится использование при этом силы общественных институтов:
* религиозной организации,
* суда,
* милиции,
* школы,
* спецшколы для детей,
* приюта,
* родственников,
* психиатрической больницы и так далее.
Над ребенком совершают насилие, если используют для этого изоляцию:
* контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и
* сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой
Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:
* унижают его достоинство,
* используют обидные прозвища,
* используют его в качестве доверенного лица,
* при общении с ребенком проявляют непоследовательность,
* ребенка стыдят,
* используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому)
Над ребенком совершено экономическое насилие, если:
* не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.
* взрослыми растрачиваются семейные деньги.
* ребенок используется как средство экономического торга при разводе.
* к ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:
* угрозы бросить его (а в детском доме - исключить и перевести в другое учреждение),
* угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам.
К ребенку взрослые относятся жестоко, если:
* используют свои привилегии:
* обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным,
* отказываются сообщать
* ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе:
* о посещениях его родителями, опекунами,
* ребенка перебивают во время разговоров.
В связи со скрытностью, латентностью явления насилия во время диагностики приходится иметь дело с большим количеством симптомов и поведенческих индикаторов.
У ребенка, подвергшегося насилию, могут наблюдаться следующие симптомы:
1. Физические: членовредительство, повреждение костей или мягких тканей, субдуральная гематома с переломом черепа или без перелома, кровоизлияние сетчатки глаза, ушибы тела, ягодиц или головы, определенный тип ожогов (множественные от сигарет, от утюга и другие), разрыв печени или селезенки из-за абдоминальной травмы, следы укусов, радиологические знаки (смещение суставов и другие).
2. Психологические: жалобы ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание [8].
3. Ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими проявлениями насилия.
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка
Возраст 0 - 6 месяцев:
* малоподвижность
* безразличие к окружающему миру
* отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы
* редкая улыбка в возрасте 3 - 6 месяцев
Возраст 6 месяцев - 1, 5 года:
* боязнь родителей
* боязнь физического контакта со взрослыми
* постоянная беспричинная настороженность
* плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль
* испуг, или подавленность при попытке взрослых взять на руки
Возраст 1, 5 - 3 года:
* боязнь взрослых
* редкие проявления радости, плаксивость
* реакция испуга на плач других детей
* крайности в поведении - от чрезмерной агрессивности до безучастности
Возраст 3 года - 6 лет
* примирение со случившимся, отсутствие сопротивления
* пассивная реакция на боль
* болезненное отношение к замечаниям, критике
* заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость
* псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых)
* негативизм, агрессивность
* лживость, воровство
* жестокость по отношению к животным
* склонность к поджогам
Младший школьный возраст:
* Стремление скрыть причину повреждений и травм
* одиночество, отсутствие друзей
* боязнь идти домой после школы
* Странные пищевые пристрастия: штукатурка, кал, листочки, улитки, жучки и т. д.
Подростковый возраст:
* побеги из дома
* суицидальные попытки
* делинквентное поведение
* употребления алкоголя, наркотиков.
Диагностические критерии для сексуального насилия
Выделение и фиксация специфических признаков, имевшего место сексуального насилия над ребенком приобретает большое значение для распознавания факта насилия с целью оказания своевременной помощи жертве. Существует много причин, по которым ребенок не может прямо сказать о случившемся насилии. В этом случае, подозрения, возникающие у матери или других лиц, подтверждаются рядом признаков.
Эти признаки подробно перечислены в специально разработанном пособии, предназначенном для медиков и психологов, работающих с указанной проблемой. В пособии приводится более 30 признаков - индикаторов. К ним относятся
ФИЗИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ (разнообразные повреждения половых органов, травмы, расширение ануса, потертости, ранняя беременность подростков, инфекционные болезни, передающиеся половым путем, проблемы с приемом пищи, повторяющиеся физические расстройства, боль в животе, горле, рвота без видимых причин).
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ (В соответствии с возрастом)
3-4 года
1. Чрезмерная мастурбация. Частая демонстрация гениталий.
2. Сексуальные игры навязчивого характера, хотят сделать что-нибудь маленькой сестре или брату.
3. Поведение ребенка становится сексуальным
4. Периодические ночные кошмары
5. Энкопрез и энурез
6. Нарушения сна
7. Боязнь оставаться наедине с взрослым, братом, сестрой или идти в детский сад.
8. Регрессивное поведение.
4-6 лет
1. Чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий.
2. Сексуальные игры навязчивого характера, хочет сделать что-нибудь младшей сестре или брату.
3. Агрессивное сексуальное поведение с детьми
4. Псевдовзрослое поведение
5. Некоторая враждебность и агрессивность поведения, уменьшающаяся при взрослении
6. Ребенок ни на что не жалуется во время осмотра (ребенок боится).
7. Нарушения сна
8. Боязнь оставаться наедине с взрослыми и сверстниками, нежелание идти в детский сад.
9. Устраивает поджоги.
10. Регрессивное поведение
11. Соматические жалобы.
6-8 лет
1. Сексуальные игры навязчивого характера со сверстниками
2. Усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам.
3. Нерегулярное посещение школы или приходит рано и уходит поздно
4. Внезапное ухудшение успеваемости
5. Не может найти друзей
6. Никому не верит
7. Не может сконцентрировать внимание
8-10 лет
1. Сексуальные игры навязчивого характера
2. Усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам
3. Нерегулярное посещение школы
10-12 лет
1. Социальный уход
2. Агрессия по отношению к сверстникам
3. Нерегулярное посещение школы и несвоевременный приход и уход.
4. Внезапное ухудшение успеваемости
5. Никому не верит
6. Не может сконцентрировать внимание
7. Часто прогуливает школу.
8. Приходит в школу рано - уходит очень поздно.
9. Начальные признаки клинической депрессии.
12-18 лет
1. Симптомы клинической депрессии
o нарушения сна
o суицидальные наклонности
o изоляция от окружающих
1. Побеги из дома
2. Промискуитет
3. Асоциальное поведение
4. Не участвует в школьных мероприятиях
5. Аддиктивное поведение (никотин, алкоголь, наркотики)
6. Совершение преступлений.
Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие :
* нежелание утешить ребенка, который в этом нуждается;
* оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
* постоянное сверхкритичное отношение к нему;
* негативная характеристика ребенка;
* отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;
* перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
* открытое признание в нелюбви и ненависти к ребенку [11].
Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить физическое насилие:
1. Необъяснимая отсрочка в обращении родителей ребенка за помощью в лечебное учреждение в связи с повреждением.
2. В сообщаемой истории имеются противоречия.
3. История несовместима с физическими находками (полученные физические повреждения не соответствуют истории, рассказанной ребенком или ухаживающим за ним лицом).
4. Существует история повторных подозрительных повреждений.
5. Родитель переносит ответственность за повреждение на себя или другое лицо.
6. Родитель объясняет, что ребенок сам причинил себе повреждение.
7. Ребенок многократно помещался в различные педиатрические учреждения для лечения повреждений.
8. Ребенок обвиняет родителя или опекуна в причинении ему повреждения.
9. У родителя отмечается предшествующая история повреждений в детстве.
10. Родитель демонстрирует нереалистические и преждевременные надежды в отношении своего ребенка.
Н.А. Асанова приводит определение злоупотребления и плохого обращения с детьми.
Понятие злоупотребления распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, чей родитель или другое лицо, юридически ответственное за заботу о нем:
1. Причиняет или позволяет причинить ребенку серьезные физические повреждения,
2. Создает или позволяет создавать существенный риск причинения серьезного повреждения ребенку,
3. Совершает или допускает совершение против ребенка сексуального злоупотребления в соответствии с уголовным законодательством [8].
Понятие плохого обращения распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, которому преднамеренно причинен серьезный физический ущерб вследствие недостаточного осуществления со стороны родителя или иного лица, его заменяющего, минимальной степени заботы:
o недостаточное удовлетворение ребенка пищей, одеждой, образованием, медицинской помощью, если материально он способен сделать это;
o недостаточное обеспечение ребенка собственным надзором и опекой;
o причинение или позволение причинения вреда, а также существование риска этого, включая применение чрезмерных телесных наказаний;
o использование наркотиков или применение наркотических средств;
o использование алкогольных напитков до такой степени, что он теряет самоконтроль над своими действиями;
o любые другие действия подобного рода, требующие вмешательства суда [8].
1. Ребенок, подвергшийся плохому обращению, - ребенок до 18-летнего возраста, который был покинут родителями или другими лицами, юридически ответственными за заботу о нем.
Наличие у ребенка симптомов или поведенческих индикаторов, перечисленных в данном разделе, позволяет нам поставить один из двух диагнозов: плохое обращение с ребенком (педагогическая запущенность) или злоупотребление ребенком.
Многочисленные теории пытались объяснить жестокое обращение с детьми их родителями, определить психологические и психосоциальные факторы риска насилия над детьми. Они всегда связаны со взаимодействием в семье, с агрессией, направленной на ребенка. Как правило, они появляются в стрессовых ситуациях и обстоятельствах. Насилие, как правило, - результат комплекса различных причин, в которых задействованы различные психологические и часто встречающиеся факторы, но степень их влияния при тех или иных формах насилия различна.
Существующие в психологической науке модели причин (факторов) насилия в семье традиционно подразделяются (см.: Д. Иваниек, К. Брон, Р. Лэнг, Э. Миллер, и др.) на:
а) психопатические, центрированные на предрасположенностях к насилию родителей (алкоголь, наркотики, низкая самооценка, аэмпатичность, коммуникативная некомпетентность, социальная изолированность, социальные, психологические и психиатрические проблемы, депрессивность, отсутствие самоконтроля, суицидальные наклонности, агрессивность, ранняя беременность матери, потеря ребенка и т.п.) и детей (недоношенность, болезненность, нежеланность, физические и психические недостатки и т.п.);
б) социальные, объясняющие насилие внешние (социальные) факторы и условия (бедность, низкий уровень дохода, безработица, социальная изоляция и закрытость семьи, перенаселенность, низкий образовательный и культурный уровень и т.п.);
в) психосоциальные, стремящиеся интегрировать психологические и социальные факторы насилия; в данных моделях факторы насилия подразделяются на структурные, ситуативные и коммуникативные, причем именно последние являются ключевыми и определяющими проявления насилия в семье: особенности межличностных взаимодействий являются либо "ингибитором", либо "катализатором" действия структурных и ситуативных факторов насилия, в последнем случае происходит эскалация насилия или "принудительная спираль насилия" (Паттерсон).
В зарубежных исследованиях, подробно освещенных Н.А. Асановой, особо выделяются факторы риска жестокого обращения со стороны взрослых факторы риска подвергнуться насилия для ребенка. Авторы ранних исследований "синдрома избиваемого ребенка" (E.Merrill, 1962; B.Steele, C.Pollock,1968) пытались определить поведенческие характеристики и личностные черты родителей, избивающих своих детей. Такие родители характеризовались как импульсивные (E.Elmer, 1965), незрелые (M.Cohen et al., 1966), ригидные, родители-тираны или хронически агрессивные (E.Merrill, 1962), зависимые и нарциссические (С.Pollock, B.Steele, 1972), отгороженные от семьи и друзей (B.Steele, С.Pollock, 1968) и испытывающие супружеские трудности (С.Н. Kempe et al., 1962).
Более точные данные о личностных особенностях и психопатологии родителей, избивающих своих детей, получены из наблюдений при их психиатрическом лечении и во время взаимодействия с детьми. В.Стил (B.Steele, 1968) подчеркивал важность родительской идентификации с грубой, отвергающей матерью, что является постоянным при злоупотреблении детьми. Большинство родителей, жестоко обращающихся с детьми, часто переживали физическое жестокое обращение, отвержение, депривацию и пренебрежение со стороны родителей в период своего детства.
Д.Рапопорт и А.Руберкуэ (D.Rapoport, A.Roubergue, 1988) на основании стационарного обследования 150 детей, переживших жестокое обращение, пришли к выводу, что 60% родителей "забитых детей" имели различные психиатрические расстройства (депрессии, тяжелые тревожные расстройства, острые бредовые реакции, алкоголизм и другие), социально-экономические и связанные с ними проблемы, а также тяжелую депривацию в собственной истории жизни в детском возрасте. 15% родителей, не имевших явных психических расстройств, тем не менее нуждались в медико-психологической помощи.
Во многих исследованиях прослежена сильная связь между физическим насилием и алкоголизмом, наркоманией. Показательно, что инцест наблюдался в семьях, среди которых было 35% алкоголиков (J.Garbarino, D.Sherman, 1980; J.M.Leventhal, 1982; M.S.Kasim et. al., 1994). Авторами отмечено, что такие родители имеют низкую самооценку. Они теряют уверенность в своих родительских способностях, чувствуют себя неудачниками. Матери боятся быть покинутыми. Отец с отрицательным чувством самооценки может проявлять насилие в ярости, чувствуя себя отвергнутым.
Б.Стил и С.Поллок (B.Steele, С.Pollock, 1968) описали тенденцию подобных родителей прибегать к таким защитным механизмам, как отрицание, перемещение, идентификация с агрессором и обратное чувство.
Р.Гальдсон (R.Galdson, 1971) подчеркивал важность неразрешенной сексуальной виновности в матери, идущей от бессознательных эдиповых конфликтов, ассоциирующейся с представлением ребенка, который в последующем подвергся злоупотреблению. Г.Фейнстейн с соавт. (Н. Feinstein et al., 1964) изучали поведение женщин с инфантицидными импульсами в процессе групповой терапии. Эти женщины испытывали глубокую обиду по отношению к своим родителям за неспособность удовлетворить их основные потребности, проявляли ненависть к мужчинам, что могло быть связано с яростным соперничеством со своими
братьями. Они также обнаруживали фобическую и депрессивную симптоматологию.
А.Г.Грин (А.Н.Green, 1976) проводил углубленный опрос 60 матерей, физически жестоко обращавшихся со своими детьми, которые сравнивались с двумя контрольными группами, состоявшими из 30 матерей, пренебрегавших детьми, и 30 нормальных матерей. 20% матерей, физически злоупотреблявших детьми, участвовали в последующих интервью или психотерапии. Матери детей, подвергавшихся физическому злоупотреблению, отличались от контрольных групп тем, что чаще воспринимали своих детей как трудных и нуждающихся, своих родителей и супругов - как эмоционально бесполезных, чаще испытывали полный недостаток помощи в воспитании ребенка, а также переживали отвержение, критику и наказания со стороны собственных родителей в детстве. У матерей, физически жестоко обращавшихся с детьми, преобладали такие личностные характеристики, как недостаточный контроль импульсивности, низкое самоуважение, высокий нарциссизм, изменчивость и нестабильность идентификации; доминировали враждебные принятия "плохой" само- и объектной идентификации раннего детства. Значимые психодинамические элементы проявились в форме отрицания и отвержения своих собственных негативных атрибутов на детей ("козел отпущения") и проявления агрессии к ребенку.
Работы последних лет (K.Cigno, 1995; Т.W.Wind, L.Silvern, 1994) показали, что депрессия родителей, как и низкая самооценка, может способствовать жестокому обращению с детьми, выступая как фактор риска насилия, являясь в то же время результатом перенесенного ранее насилия.
Роль ребенка в вопросе о физическом жестоком обращении представляет существенный интерес. Обычно только единственный ребенок в семье избирается "козлом отпущения" и злоупотребления. Этот ребенок расценивается как наиболее трудный или обременительный. Период младенчества и раннего детства, во время которого ребенок наиболее беспомощен и зависим от воспитателей, бывает самым стрессовым временем для большинства родителей и, особенно для тех, кто "склонен к злоупотреблению". Согласно фактологическим данным, большинство случаев физического жестокого обращения с детьми случалось в первые два года жизни.[Чрезмерный, непрекращающийся крик и раздражительность младенца могут оказывать негативный эффект на взаимосвязь между родителем и ребенком. Г.А.Мосс и К.С.Робсон (Н.А. Moss, K.S.Robson, 1970) отметили, что непрекращающийся крик и беспокойство ребенка часто приводят к уменьшению привязанности матери к нему; С.М.Бэлл, М.Д.Эйнсуорт (S.M. Bell, M.D. Ainsworth, 1970) отметили, что если матери не могли переносить крик своих младенцев, они уходили от ребенка, оставив его одного. С другой стороны, младенцы, которые относительно безответны, пассивны, сонливы и отстают в развитии, могут в равной мере фрустрировать матерей и способствовать проявлениям физического жестокого обращения с их стороны.
Дети с физическими и психическими отклонениями также уязвимы для злоупотребления. Дети-инвалиды с видимыми физическими дефектами, врожденными аномалиями, умственной отсталостью или хроническими психическими заболеваниями не только обременительны для родителей, но действительно рассматриваются как постоянное уязвление самолюбия. В некоторых исследованиях отмечается, что в обычной популяции детей распространенность умственной отсталости составляет 2 - 3%, а в популяции детей, подвергающихся жестокому обращению, эти цифры доходят до 20 - 40% (K.Cigno, P.Burke,1995; Т.W.Wind, L.Silvern, 1994).
Младенцы, родившиеся преждевременно и имеющие низкий вес при рождении, также занимают большое место в статистике физического жестокого обращения (E.Elmer, G.S.Gregg, 1967; M.Klein,L.Stern, 1971;B.Simons etal., 1966). Это можно объяснить тем, что такие младенцы обычно рассматриваются как "непривлекательные" и, как правило, более раздражительны, чем их нормальные сверстники. У них чаще отмечаются различные медицинские проблемы и задержки развития. Они часто требуют специальной техники кормления в связи с нарушениями питания. Их социальная неотзывчивость может быть особенно фрустрирующей для "склонных к злоупотреблению" родителей с большими надеждами в отношении своих детей. Длительная разлука между матерью и ребенком в ранний послеродовой период также препятствует нормальному развитию привязанности и материнских "уз" (M.H.Klans, J.H.Kennell, 1970). Исследования показали, что матери, находившиеся в большем контакте с детьми, проявляли лучшую заботу о детях и поведение, направленное на связь с ребенком, чем те, кто был лишен этого контакта (J.H.Kennell et al., 1974). Отмечено, что недоношенные дети, взятые из интенсивной терапии, на первом году жизни в восемь раз чаще подвергаются физическому насилию, чем родившиеся в срок (K.Cigno, P.Burke, 1995).
Ребенок может способствовать физическому насилию своей агрессивностью, гиперактивностью и импульсивным поведением, являющимися, однако, общим результатом плохого обращения. Гиперактивные дети более импульсивны и менее охотно выполняют правила. Это фрустрирует родителей, склоняет к насилию и фактически может привести к нему. Ребенок подражает насильственному поведению своих родителей, проявляя тот же самый тип агрессивности и возбудимости, чтобы предотвратить жестокое обращение по отношению к себе, и таким образом создается порочный круг плохого поведения и злоупотребления. Тот факт, что многие дети, подвергшиеся физическому злоупотреблению, оставшиеся без попечения родителей, сами "подстрекают" такое плохое обращение к ним и становятся "козлами отпущения" в воспитательных учреждениях, свидетельствует об их провоцируемости.
Нередко возникают сложности определения того, является ли плохое поведение результатом насилия или способствующим ему фактором. По данным национального исследования США, проведенного в 1988 г., оказалось, что почти у 25% детей были трудности поведения в течение года до насилия. Но это же является и симптомом плохого родительского обращения.
Изучение средовых факторов риска в последние годы показало, что несовершеннолетние родители и родители до 21 года составляют особую группу риска и нуждаются в осуществлении специальных превентивных программ семейной поддержки. Важен не молодой возраст родителей сам по себе, а те факторы, которые присутствуют в такой семье: тяжелая финансовая ситуация, неадекватные знания о ребенке, его развитии, более низкий уровень образования, плохая социальная поддержка (K.Cigno, P.Burke,1995; Т.W.Wind, L.Silvern, 1994).
В эту же группу высокого риска в отношении насилия над ребенком входят и матери-одиночки, чему часто сопутствуют финансовая необеспеченность, отсутствие необходимой социальной поддержки (Т.W.Wind, L.Silvern, 1994). Для родителей группы риска свойственны социальная изоляция, плохой уровень информационного обеспечения, чувство одиночества. Авторами также отмечается, что люди, подвергающие насилию детей, чаще вступают в драки друг с другом.
Национальное исследование США, проведенное в 1988 г., показало, что среди родителей, жестоко обращающихся с детьми, более высокий уровень стрессов в жизни и меньше информации о программах социальной поддержки, чем у нормальных родителей.
По мнентю Н.А. Асановой, ребенок может способствовать физическому насилию своей агрессивностью, гиперактивностью и импульсивным поведением, являющимися, однако, общим результатом плохого обращения. Гиперактивные дети более импульсивны и менее охотно выполняют правила. Это фрустрирует родителей, склоняет к насилию и фактически может привести к нему. Ребенок подражает насильственному поведению своих родителей, проявляя тот же самый тип агрессивности и возбудимости, чтобы предотвратить жестокое обращение по отношению к себе, и таким образом создается порочный круг плохого поведения и злоупотребления. Тот факт, что многие дети, подвергшиеся физическому злоупотреблению, оставшиеся без попечения родителей, сами "подстрекают" такое плохое обращение к ним и становятся "козлами отпущения" в воспитательных учреждениях, свидетельствует об их провоцируемости.

2.2. Влияние насилия на формирование личности
В настоящее время представители различных теоретических направлений сходятся в признании патогенного влияния физического, сексуального и психологического насилия на формирование личности, психики и поведения ребенка и считают, что насилие, совершенное по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. Несмотря на очевидность неблагоприятного влияния насилия на формирование личности, следует отметить, что отсроченные последствия эбьюза, пережитого в детстве, лишь в последнее время становятся объектом эмпирических исследований в психологии. Это во многом объясняется отсутствием универсального представления о том, что считать насилием, дифференцированных критериев, отделяющих насилие от ненасилия, или, по выражению И. А. Алексеевой (1997), "адекватного и социально приемлемого воспитательного воздействия на ребенка". Это в свою очередь порождает множество проблем, среди которых можно выделить следующие: отсутствие единой теоретической парадигмы и исследовательской линии изучении этого явления; трудности диагностики эбьюза в связи большим количеством симптомов и поведенческих индикаторов; отсутствие в большинстве исследований корреляционного анализа; недостаток статистических данных; недостаток теоретических и эмпирических исследований по изучению психологического, физического насилия и его влияния на становление личности, в то время как в основном внимание уделяется сексуальному насилию. Спорным и далеким от разрешения остаётся вопрос о соотношении насилия и этапов личностного развития индивида.
Таким образом, проблематика изучения насилия требует новых исследовательских подходов как к самому пониманию эбьюза, к специфике его феноменологии, так и особенностям психотерапевтической и психокоррекционной работы с лицами, пережившими насилие в зависимости от его вида и этапа развития личности.
Наиболее ранимыми к проявлениям любого вида насилия являются дети. Особенно критическими являются дошкольный и подростковый возрастные периоды, которые большинством исследователей рассматриваются "возрастами риска" в отношении насилия. До недавнего времени проблема насилия над детьми оставалась практически закрытой для обсуждения, что не давало полного представления о её масштабах и серьезности, в то время как дети могут подвергаться насилию не только в семье, но и в школе, и со стороны других социальных институтов.
Специальные исследования отношения взрослых к применения различных видов насилия над детьми, проведенные отечественными и зарубежными учёными и практиками, позволили установить, что 60% опрошенных родителей были убеждены в оправданности использованных мер физического воздействия и считают, что физическое наказание является необходимым и эффективным средством контролирования детского поведения. Многие родители прибегают к нему хотя бы однажды в жизни в тех ситуациях, когда, по их убеждению, ребенок нарушил правила, установленные взрослыми.
Среди основных причины, провоцирующих взрослых применять меры физического воздействия по отношению к детям, указываются следующие: плохое поведение, школьная неуспеваемость, не выполнение домашних обязанностей и т.п.
17 % опрошенных использовали или одобряют физическое насилие как последствие плохого поведение ребёнка. При этом, характеризуя такое поведение, указывались такие его характеристики как импульсивность, гиперактивность, чрезмерная возбудимость. При дальнейшем анализе поведения таких детей выяснялось, что зачастую ребёнок повышенной возбудимостью и агрессивностью пытается обратить на себя внимание взрослых, но наталкивается на агрессию с их стороны.
13% детей подвергаются физическому насилию за плохую учебу. Следует отметить тот факт, что в основе применения физического воздействия за плохую учёбу зачастую скрывается собственный неуспех родителей. Но в любом случае наказание будет иметь крайне негативные последствия. В некоторых исследованиях отмечается, что в обычной популяции детей распространенность умственной отсталости составляет 2-3%, а в популяции детей, подвергающихся жестокому обращению, эти цифры доходят до 20-40% (K. Cigno, P. Burke,1995 г., T.W. Wind, L. Silvern, 1994г.).
Как отмечают Кадушин и Мартин, агрессия родителей обычно носит умеренный характер, но иногда может принимать жестокие формы.
Школьные учителя, в основной своей массе, также не возражают против "физического воспитательного" средства, как стимула к лучшей успеваемости. Так две трети опрошенных учителей начальных школ, положительно отнеслись к использованию телесных наказаний.
Данные проведённых исследований позволяют сделать выводы о том что, физическое насилие над детьми достаточно распространено, т.к. дети находятся в зависимом положении. И, как правило, чем жестче наказываются дети, тем менее они склонны говорить об этом. Так формируется тип "забитый ребенок".
В результате такого обращения дети могут испытывать достаточно противоречивые чувства: страх, боль, стыд, обиду, ненависть, унижение, чувства вины и др. Так у ребенка, подвергшегося физическому насилию в возрасте 3 - 6 лет может наблюдаться следующая симптоматика: примирение со случившимся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль, болезненное отношение к замечаниям, критике, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых), негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость по отношению к животным, склонность к поджогам. В младшем школьном возрасте у детей наблюдается стремление скрыть причину повреждений и травм, ощущения одиночества, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы странные пищевые пристрастия (штукатурка, кал, листочки, улитки, жучки и т. д.). В подростковом возрасте характерны побеги из дома, суицидальные попытки, делинквентное поведение и т.д.
Физическое насилие негативно отражается на формировании личности на последующих этапах её развития. В последствии могут проявиться такие особенности характера и поведения как повышенная агрессивность, тревожность, неумение сопереживать, заниженная самооценка, низкий социальный статус, пристрастия к алкоголю, наркомании.
Так же, было обнаружено, что последствия физического насилия (избиение, телесные наказания) встречается в анамнезе больных с пограничным личностным расстройством значительно чаще, чем у больных с другими патологиями (Herman (1989) приводит цифры, соответственно, 71% и 30%).
Следует отметить, что зачастую опыт насилия, полученный в семье, воспроизводится личностью и в других социальных институтах, что может быть предупреждено только в результате совместной работе психологов, педагогов психотерапевтов, родителей.
Некоторые авторы отсутствие заботы о детях (пренебрежение) также считают одним из видов насилия, который является достаточно распространённым в настоящее время. Причинами такого безразличного отношения к своим детям могут быть личностные особенности родителей, наличие случаев применения насилия в прошлом, стрессы, испытываемые личностью и связанные с финансовыми проблемами, потерей работы, состоянием здоровья, взаимоотношениями в семье и т.д. Во многом взаимоотношения детей и родителей зависят и от социального статуса семьи. В большинстве случаев даже по внешним признакам можно судить, что ребёнок воспитывается в атмосфере безразличия и пренебрежения. Он плохо растет, не набирает подходящего веса, так как постоянно голодает, попрошайничает или даже крадет пищу; находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, не опрятен; не получает должной медицинской помощи (нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи и т.д.); не ходит в школу или прогуливает её. В связи с тем, что часто ребёнку некуда идти, он наоборот может приходить в школу слишком рано и уходить из нее слишком поздно. Педагоги и психологи, работая с этой категорией детей, отмечают у них повышенную утомляемость, апатичность, различного рода отклонения в поведении, иногда склонность к вандализму.
Одним из видов насилия, привлекающим внимание специалистов разного профиля, является психологическое насилие. Воздействие психологического насилия на личность имеет самые серьёзные травмирующие последствия для ребёнка.
У большинства детей, живущих в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей-алкоголиков, имеются признаки задержки физического, нервно-психического, речевого развития. Для них характерны такие поведенческие особенности как проявления импульсивности, взрывчатости, наличие страхов, вредных привычек (сосание пальцев, вырывание волос) и т.д. Подростки зачастую не видят смысла и цели в жизни, что способствует развитию депрессионных состояний. Зарубежные специалисты назвали такое состояние детей "неспособностью к процветанию".
Лишение родительской любви в младенческом и отроческом возрасте, с одной стороны, способствует развитию неутолимого эмоционального голода, а с другой - неумолимо искажает формирующийся образ Я.
Как психологическое насилие можно рассматривать и ту ситуацию, в которой оказывается ребенок в семье с аддиктивным поведением (семьи алкоголиков, наркоманов). Ребенок, пытаясь взять на себя решение семейных проблем, отрицает свои собственные нужды и потребности. Такие условия не позволяют ребенку чувствовать себя в безопасности, испытывать безусловную любовь, вести себя спонтанно. Результатом такой формы родительского отношения исследователи называют хрупкость и проницаемость границ Я, обесценивание чувств (и утрату способности их выражать!) и нарушение способности к установлению эмоциональной близости.
Лишение родительской любви в младенческом и отроческом возрасте, с одной стороны, способствует развитию неутолимого эмоционального голода, а с другой - неумолимо искажает формирующийся образ
Я. J. Bowlby (1979), известный исследователь феномена материнской депривации, вводит термин "патогенное родительствование" и выделяет следующие типы неадекватного родительского отношения: отсутствие родителя или отделение ребенка от родителя (при помещении в больницу, детское учреждение); отсутствие адекватного ответа на поиск заботы и привязанности, отвержение ребенка; угрозы покинуть ребенка, применяемые как дисциплинарная мера (родитель угрожает лишить ребенка своей любви, покинуть семью, совершить суицид и т.п.); провоцирование родителем чувства вины или переживания собственной "плохости" у ребенка. (При этом ребенок подвергается исключительной критике. Крайним вариантом является возложенная на ребенка ответственность за болезнь или смерть одного из родителей.); тревожная привязанность к ребенку, связанная с оказанием на него давления. Родитель (обычно мать) стремится таким образом стать единственным источником заботы в окружении ребенка.
Описывая пагубные последствия подобного родительского отношения, Bowlby отмечает, что "формирование той или иной психопатологии в этих случаях происходит, так как мир для таких детей всегда остается двусмысленным, неопределенным и всегда опасным".
Не менее серьезными и негативными являются последствия сексуального насилия, особенно перенесённого в детском возрасте. Данной проблематике уделяется достаточно пристальное внимание как зарубежных, так и отечественных исследователей. Сравнительное изучение статистических данных по внутри- и внесемейному насилию показало, что средний возраст жертв инцеста составляет 6-7 лет, средний возраст пострадавших от изнасилования значительно выше - 13-14 лет.
Отмечается, что, в зависимости от возраста, биологических и индивидуально-психологических особенностей личности жертвы, характера действий насильника, сексуальное насилие может стать специфической психологической травмой, влияющей и на физическое здоровье. Эта травма способствует социальной дезадаптации, может привести к кратковременным или пролонгированным психогенным состояниям или к обострению ранее имевшейся патологии. Подвергшийся сексуальному насилию, ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия; может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым; может жаловаться на физическое нездоровье; скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослыми или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угрозы со стороны обидчика. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников. В последствии наблюдается снижение степени доверия к людям, низкий уровень самооценки, возникают трудности в принятии самостоятельного решения. Сексуальное насилие способствует так же расстройствам эмоциональной регуляции. Для детей, пострадавших от инцеста, неизбежным является разрушение представлений о семейной любви и доверии, развитие манипуляторского отношения к близким.
Очевидным является и тот факт, что в любой ситуации, где присутствует насилие, жертва переживает несколько насилий одновременно..
Так дети, подвергающиеся сексуальному насилию, неизбежно переживают и психологическое (запугивание), физическое (избиение), эмоциональное (угрозы убить или покалечить) насилие. Английский исследователь проблемы сексуального насилия Peter Dale полагает, что в основе любой формы насилия, в том числе и сексуального, лежит насилие эмоциональное, депривация, отвержение, которое автор называет "особенно коварным" и "причиняющим значительный ущерб развитию личности и формированию копинговых механизмов".
Социологические исследования, независимо проводимые в России и за рубежом, показали, что дети-жертвы сексуального насилия в 7 раз чаще злоупотребляют алкоголем или наркотиками в более старшем возрасте, в 10 раз чаще совершают попытки суицида. 60-70% подростков, совершивших побеги из дома также были жертвами насилия. 98% девочек, ставших на путь проституции, в детском возрасте подвергались сексуальному насилию. У 85% пациентов психиатрических клиник выявляется в анамнезе история сексуального насилия в детстве.
Любое насилие, пережитое человеком в детстве, порождает риск проявления различных её последствий в более зрелом возрасте.
Различают ближайшие и отдаленные последствия насилия. К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности. Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Обнаружено, что в анамнезе лиц с пограничным личностным расстройством значимо чаще, чем в анамнезе страдающих другими патологиями встречаются факты сексуальной травматизации и жестокого обращения в детстве. Так же очевидно, что психологическое насилие, к которым в настоящее время относят неадекватные родительские установки, эмоциональную депривацию и симбиоз, унижение и угрозы, словом, все, что разрушает отношения привязанности, или, напротив, насильственно их фиксирует, играют ничуть не менее важную роль в этиологии личностных расстройств. Как отмечает Е. Т. Соколова, "... до сих пор ранее указанные феномены родительского отношения не получали столь "острой" трактовки. Сегодня, особенно в свете накопленного опыта психотерапевтической работы их репрессивная, насильственная природа кажется достаточно очевидной. Всякий раз, когда ребенок жертвует своими насущными потребностями, чувствами, мировоззрением, наконец, в угоду ожиданиям, страхам или воспитательным принципам родителя, будет иметь место психологическое насилие". Как полагает автор, феномены полярно-неадекватного родительствования - эмоциональная депривация и симбиоз - равно переживаются ребенком как потеря или насилие.
Таким образом, в настоящее время у исследователей этой проблемы практически не осталось сомнений в том, что пережитое в детском возрасте насилие специфическим образом связано с формированием определенного круга личностных расстройств.
Как уже было сказано ранее, дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети - жертвы насилия - часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.
Независимо от вида и характера насилия у детей могут в последствии развиваться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение, резкая потеря веса, тики, заикание, энурез и т.д. Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто детская агрессивность проявляется в игре, порой вспышки гнева не имеют видимой причины. Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, о чём свидетельствуют высокая частота депрессий, приступы беспокойства, безотчетной тоски, чувство одиночества, нарушения сна. Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Также могут наблюдаться попытки покончить с собой.
Таким образом, любая ситуация насилия, в которой оказывается ребенок, носит полифакторный характер, и вопрос о том, будет ли происшедшее переживаться как травма в дальнейшем, решается в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, условий, в которых протекает его развитие, характера воздействия, и многих других факторов.
Однако дошкольный и подростковый возрастные периоды являются "возрастами риска" в отношении насилия. Поэтому, физическое, психологическое или сексуальное насилие в этот период, вероятнее всего, окажут куда более разрушительное воздействие, чем его воздействие в период относительной эмоционально-личностной стабильности.

страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign