LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 19
(всего 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

осознанный прием, способный оказать мощное психичес-
кое воздействие. Это тонкая и изящная техника, которая
требует определенных навыков, но стоит потратить вре-
мя, чтобы приобрести их. Вам понадобится способность
наблюдать и использовать подходящий момент. Если вы
научитесь улавливать плавные и естественные изменения
в состоянии людей, вы без труда будете проводить якор-
ное запечатление.

Упражнение 8.4. Практика якорного запечатления.
Когда ваш партнер окажется в особо радужном распо-
ложении духа, слегка прикоснитесь к его запястью, как
бы невзначай (кинестетический якорь), но при этом тща-
тельно запомните все детали своего прикосновения (сила,
интенсивность, скорость и т.д.). В дальнейшем, когда в
деловой обстановке речь зайдет о важных для вас вещах,
воспроизведите свое прикосновение, только абсолютно
идентично. Ваш партнер автоматически войдет в состоя-
ние, запечатленное якорем. Теперь вам останется лишь
реализовать ваши планы. Когда человек расположен к
вам и при этом испытывает явные положительные эмо-
ции, он всегда охотнее идет навстречу.
Этот прием часто используют психотерапевты. Если
на одном сеансе, когда клиент особенно легко и охотно
шел на контакт или расслаблялся, звучала определенная
музыка, то при следующей встрече с ним для получения
аналогичного результата достаточно включить ту же за-
пись (аудиальный якорь). Кроме кинестетических (при-
косновение) и аудиальных (например, музыка), можно
использовать и визуальные якоря. Во время переговоров
положите на стол несколько приятных картинок или фо-
тографий и при проявлении вашим партнером положи-
тельных эмоции неявно, без демонстраций обратите его
внимание на приготовленные картинки. В следующий раз,
когда возникнет необходимость активизировать его же-
лательное для вас настроение, вновь незаметно «подсунь-
те» ему те же картинки (визуальный якорь). Бессозна-
тельно он отреагирует и при помощи вашего якоря вер-
нется в позитивное переживание, которое когда-то испы-
тал спонтанно.
Своими манипуляциями мы воздействуем на подсозна-
ние и получаем его рефлекторный ответ, на чем, в сущно-
197
сти, и основана деятельность системы якорей. В компак-
тном и удобном для практического использования виде
алгоритм якорного запечатления представлен в табл. 8.4.
Таблица 8.4
ЯКОРНОЕ (РЕФЛЕКТОРНОЕ) ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ
НА ПОДСОЗНАНИЕ СОБЕСЕДНИКА




Разрыв стереотипа (мгновенный гипноз)
Вам, вероятно, приходилось наблюдать, как гипноти-
зер на сцене отбирает внушаемых людей для того, чтобы
продемонстрировать феномен каталепсии руки, когда ко-
198
нечность деревенеет и неподвижно застывает в той позе,
которую ей придали. У зрителей подобное действие вызы-
вает аплодисменты, восторг и безграничную веру в воз-
можности «кудесника и мага».
Подобную процедуру вы можете проделать в считан-
ные секунды с любым человеком независимо от уровня
его внушаемости и гипнабельности, используя технику
разрыва стереотипа. Одним из приемов является прерван-
ное рукопожатие. Попробуйте в то время, когда вы здоро-
ваетесь с кем-нибудь, в последний момент быстро и резко
убрать свою руку. Вы тут же увидите, что его рука засты-
ла в каталептическом трансе. При этом вы не произнесли
ни единого слова внушения. И тем не менее вам удалось
вызвать в чистом виде гипнотический феномен. В этот
миг ваш собеседник находится в состоянии измененного
сознания. Его цензура ослаблена, и любая установка ус-
воится его психикой без каких-либо проблем, практичес-
ки мгновенно.
То же самое состояние вы вызовите, если, к примеру,
быстро вырвете из руки курящего сигарету, когда он со-
бирается затянуться.
В приведенных случаях был разорван стереотип.

Примечание к табл. 8.4:
Якорное (рефлекторное) запечатление — способность
одного из элементов переживания вызвать все пережива-
ния в целом. При необходимости можно с помощью яко-
рей закреплять и негативные состояния собеседника.
Люди устроены так, что они стремятся к определенно-
сти. Стереотип помогает создать эту определенность. Это
естественный процесс и естественный механизм, потому
что ситуация неопределенности вызывает состояние тре-
вожности, осознанной или скрытой.
Когда мы разрываем стереотип, мы разрушаем прогно-
зируемую определенность и тем самым снимаем с челове-
ка его привычную психологическую защиту. Таким обра-
зом, мы приводим его в состояние кратковременного
транса, который в данном случае всегда выполняет роль
защиты, сформированной и закрепленной еще в процессе
эволюции. Ведь и в мире животных одни спасают жизнь
бегством, другие тем, что впадают в транс. Последняя
форма поведения в свою очередь разрывает стереотип аг-
рессора, который действовал по жестко заданной програм-
ме: убегающий — преследуемый — настигающий пресле-
дователь. Инстинктивный транс, погружая жертву в со-
199
стояние неподвижности, ломает программу, и преследуе-
мый выпадает из системы ориентации.
У людей, как правило, подобное состояние длится не-
долго — от одной до нескольких секунд, потому что со-
знание, которое вначале как бы нырнуло в глубины пси-
хики за возможной инструкцией для оценки создавшейся
ситуации и в соответствии с оценкой возможностью выб-
рать ту или иную стратегию поведения, быстро возвраща-
ется обратно и восстанавливает цензуру и критические
барьеры. Поэтому программу или внушение следует зак-
ладывать до того, как произошел момент осознания, т.е.
в краткий промежуток транса.
Кроме описанных примеров существуют и более «мяг-
кие» формы прерывания шаблонов, не требующие приме-
нения шоковых методов. Например, изменение стиля одеж-
ды или прически может в первые минуты озадачить парт-
нера и дать вам шанс использовать эти минуты.
В основе разрыва стереотипа лежит неожиданное дей-
ствие, которое в силу своей внезапности нарушает про-
гнозирующую деятельность психики, работающую на пред-
сознательном уровне.
Однако стремитесь к тому, чтобы ваши действия вы-
зывали положительные эмоции. Пусть это будут более
приятные неожиданности, чем те, которые могут вызвать
всплеск тревожности, заставят партнера выстроить за-
щитные барьеры и избрать по отнесению к нам тактику
отчужденности и настороженности.
Используйте в арсенале своих средств приятные извес-
тия (даже если их придется сочинить), маленькие подар-
ки, изменения во внешности, инсценировки. Избегайте
психологического давления, что непродуктивно и приве-
дет к проигрышу.
Практическое использование нейролингвистического
программирования в повседневной жизни
Нейролингвистическое программирование (НЛП) не
изобретение, а открытие. Его создатели работали с людь-
ми и нашли такие способы изменить их поведение, кото-
рые могут иметь самые неожиданные последствия. Ре-
зультатом их открытия является новый подход к пони-
манию обычных человеческих проблем.
Многие не понимают, что ряд сложностей в их взаимо-
отношениях с людьми, внутренние неурядицы — порож-
дение особой структуры внутренних процессов, перестро-
ив которую мы можем многое изменить. «Как только мы
200
изменим структуру, следом за ней изменяется и все ос-
тальное. Все проблемы — результат функционирования
структуры», — утверждают Бэндлер и Гриндер.
НЛП в воспитании. Задумывались ли вы над тем, что
вы делаете, когда встревоженно кричите ребенку — «Не
упади!», «Не сорвись!» По нейролингвистическому про-
граммированию это чистой воды провокация. Ведь для
того, чтобы понять ваши слова, ребенок должен внутрен-
не представить себе называемые действия. Обычно это де-
лается кинестетически, как вы теперь знаете, кинестети-
ка — это чувства, внутренние и скелетно-мышечные ощу-
щения, которые как бы воспроизводят в миниатюре то
движение, о котором вы говорите. Слышит все тело, для
которого частицы «не» не существует. Тело ребенка слы-
шит: «Упади!», «Сорвись!»
Известно, что нас с самого детства наказывают чаще,
чем хвалят, запрещают чаще, чем разрешают. В резуль-
тате мы привыкаем смотреть на все с точки зрения огра-
ничений, а не возможностей, тем самым лишая свое пове-
дение естественного разнообразия. Это означает, что в ре-
акциях на изменяющиеся обстоятельства мы располага-
ем ограниченной степенью свободы, а стало быть, имеем
в своем распоряжении малое число выборов. Однако изве-
стно, что в любой системе господствует тот, у кого наи-
больший выбор возможных способов поведения.
НЛП позволяет изменять заложенные в нас с детства
и закрепленные последующим воспитанием программы,
вырваться из цепких объятий «не могу» и выработать
«порождающие» типы поведения.
НЛП в психологии. В последние годы в психологии
все большее признание встречает идея неосознанности
причин собственного поведения. И нейролингвистическое
программирование дает решение этой действительно су-
ществующей проблемы. Специалист по НЛП может легко
выявить неосознаваемые причины поведения человека, а
затем изменять их.
НЛП в обучении. Плохая успеваемость ребенка неред-
ко объясняется тем, что первичная репрезентативная сис-
тема учителя и ученика не совпадают.
Если ни тот, ни другой не обладают достаточной гиб-
костью, позволяющей приспособиться друг к другу, обу-
чения как такового не происходит. Зная это, легко по-
нять, почему ученик, не успевающий у одного учителя,
начинает успевать у другого, почему по одним предметам
большинство учеников в классе учатся хорошо, а по дру-
201
гим — нет. Но ни учителя, ни ученики не подозревают о
том, что все объясняется и исправляется очень просто.
Во многих случаях плохая успеваемость результат при-
менения учителем неправильной стратегии, и неудачи уче-
ников — это прямой результат обучения.
Бэндлер и Гриндер рассказывают, как они работали с
детьми, у которых не ладилось правописание. Оказалось,
что все они пытались писать на слух. В ответ на вопрос
«Как вы напишете слово «корова»?» — их взгляд ухо-
дил в себя, а глаза опускались вниз и влево. «Что вы
делаете?» — «Проверяем слово на слух». А между тем на
слух не удастся верно написать даже самое простое слово.
Грамотные люди действуют иначе: сначала они видят
образ нужного слова — как оно, например, выглядит в
книге. Проверка правильности написания происходит с
помощью кинестетической референтной системы. Если
слово написано неправильно, вы поймете это по неуютно-
му ощущению в области диафрагмы. Проверьте сами.
Напишите какое-нибудь простое слово с грубой ошибкой
и покажите его другому человеку, попросив его быть вни-
мательным к своим внутренним ощущениям. У некото-
рых ошибка вызовет поразительно сильную реакцию.
Таким образом, в стратегии человека, умеющего пи-
сать грамотно, репрезентативная система визуальная, а
референтная — кинестетическая. Авторы утверждают, что
они проверяли это на разных языках, в разных странах и
убедились, что все грамотные люди применяют одинако-
вую стратегию.
НЛП в профессиональной деятельности. НЛП позво-
ляет изменять имеющиеся стратегии, причем старая стра-
тегия не исчезает бесследно. При желании ею можно вос-
пользоваться. НЛП лишь дополняет, ничего не отменяя
и не уничтожая. В результате у человека появляется вы-
бор, которого раньше не было. Кто же, имея возмож-
ность выбирать, предпочтет худший вариант?

ОТКРЫТИЕ КАНАЛА ИНТУИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ
Медитация — важнейший инструмент эволюции человека
Медитация — фундаментальное упражнение програм-
мы «Шестое чувство» — основной инструмент в процессе
формирования интуитивного канала мышления. Вот по-
чему, несмотря на то, что мы подробно разбирали это
упражнение в первой беседе, здесь мы рассмотрим некото-
рые дополнительные аспекты этого явления. Именно в
202
ходе медитации совершается процесс созревания личнос-
ти, продолжающийся до достижения цели, поставленной
в начале занятий по Комплексной программе интеллекту-
ального и духовного развития:
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ,
ОТКРЫТИЕ КАНАЛА ИНТУИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ,
ДОСТИЖЕНИЕ КОСМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ.
Медитация, постоянная работа над собственной лич-
ностью — это метод интеллектуального и духовного са-
мосовершенствования, простой и доступный каждому.
Итак, медитировать — значит размышлять, т.е. задей-
ствовать мозг и тело, поскольку процессы, происходящие
в первом, отражаются на состоянии второго, причем оба
состоят из материи. Тело — это внешняя оболочка, ма-
шина, управляемая изнутри сознательным, духовным су-
ществом, которое думает, понимает, размышляет и чув-
ствует, а мозг — один из ее механизмов, являющийся
своего рода распределительным щитом.
Медитация есть важнейший инструмент в эволюции
человека, дисциплина, метод, процесс и способ управле-
ния умом. Дисциплина — ибо это регулируемый процесс,
упражнение для сознания. Метод — потому что здесь при-
сутствуют техника концентрации, воспоминания, созер-
цания. Чтобы видеть невидимое, надо изолироваться от
видимого. В таком ментальном процессе не прерывается
поток размышления и интуитивного постижения, способ
управления умом, отрешившимся от притяжения земных
материальных объектов. В практике медитаций ум, ин-
теллект и чувства используются определенным способом
и по специальной программе. Медитировать можно на
диаграмме, картине, иконе, пламени свечи, дыхании, ман-
тре, рассказе, разговоре, созерцании стихий природы: огня,
ветра, воздуха, дыма, гор, воды и др.
Медитация может быть определена как система уп-
ражнений для сознания, в которой присутствуют такие
процессы, как творческое мышление, интуитивное пости-
жение, безмолвное размышление и концентрация на ме-
тафизической природе своего «Я». Это одновременно ис-
кусство и наука, преобразующие личность и избавляю-
щие ее от негативных привычек. Она может практико-
ваться на различных уровнях знания, веры, сознания,
принося релаксацию мысли, покой, помогая вырабаты-
вать в себе положительные качества, необходимые в жиз-
203
ни, и сохранять хладнокровие и чистое сознание в любой
ситуации. Людям, далеким от духовности, трудно пове-
рить, что так не только вырабатывается позитивное от-
ношение к жизни и пробуждается любовь к ближнему, но
и старые ошибки и грехи извлекаются из глубин созна-
ния, очищая душу.
Собственный голос как средство познания себя
и воздействия на окружающих
Чистота нашей речи определяется, прежде всего, голо-
сом и его тембром. Он должен быть спокойным и ровным.
Известно: чем больше человек кричит, тем меньше он
знает. Правда — это простота. Тот, кто говорит сложно,
не говорит правду. Рассмотрев особенности нейролингви-
стического программирования, мы убедились, что надо
слушать не столько, что говорят, сколько, как говорят.
Слово прозвучало, и его услышали. И не важно, осозна-
ли или нет. Ведь есть люди, которые понимают иностран-
ца, не зная его языка, очень хорошо чувствуя такое все-
общее человеческое свойство, как слух. А наше слово не-
сет в себе нейролингвистическую информацию, которую
мы можем понимать при помощи невербального, или ин-
туитивного, мышления. Все люди Земли в норме имеют
абсолютно одинаковые органы речи и слуха. А последний
не просто воспринимает звуковые волны, но и является
пультом управления, куда сходятся все известные и не
очень известные науке органы чувств человека.
Они считывают информацию со звука и бессознательно
перерабатывают ее путем моделирования условий, в кото-
рых создавался данный звук, т.е. каждый орган посыла-
ет импульсы ко всем остальным органам и системам чело-
века. Сначала — в обратном порядке, фактически, созда-
вая внутри слушающего полный слепок говорящего, т.е.
сначала звук превращает одного человека в другого. Пос-
ле этого начинается путь в прямом направлении. И здесь
уже структура слушающего сравнивает себя с воссоздан-
ным слепком структуры говорящего.
Вибрации нашего голоса устроены очень сложно и муд-
ро. То, что мы слышим как голос человека, на самом
деле является лишь его мизерной частью. Его слышимая
высота называется в науке основным тоном, а далее вверх
уходят десятки гармоник или обертонов голоса, которые
живут по своим, скрытым от сознания людей законам. У
них есть одна особенность — они собираются равномер-
ными группами — формантами, приобретающими в зави-
204
симости от выражаемой человеком эмоции большую или
меньшую мощность. Каждый может вспомнить, как ос-
танавливается сердце от испуганного крика, — это тре-
тья форманта неожиданно исчезла из поля зрения нашего
слуха. От злобного и гневного голоса начинает стучать в
голове: неожиданно для нас вторая форманта забралась
на максимально допустимую силу громкости.
Итак, надо осознать, что наш голос представляет со-
бой источник вибраций мощнее любого оружия. И счас-
тье для всех, что большинство людей не умеет пользо-
ваться этой мощью.

Тренировочные упражнения
Упражнение 8.5. Ознакомление с некоторыми
вибрациями собственного голоса
Положите правую ладонь на верхнюю часть грудной
клетки и низким голосом пропойте звук «а». Вы почув-
ствуете под рукой вибрацию грудного резонатора, т.е.
включился нижний регистр вашего голоса. Найдите ниж-
ний звук, при котором эта вибрация наиболее сильна,
пропойте громко и тихо, поварьируйте, ощутив ее изме-
нения. А теперь, не убирая ладони, протяните звук «у»
очень высоким голосом. Вибрации переместятся в голов-
ные резонаторы.
Поэкспериментируйте во время разговора с головным
и грудным резонированием.
Научившись различать некоторые вибрации собствен-
ного голоса, вы обнаружите, что такие изменения могут
быть настолько сильны, что заставляют вибрировать все
тело с головы до пят в прямом, а не переносном смысле.
Если поддерживать ощущение вибрации в каждой
клетке тела, то голос приобретает тембр, становится кра-
сивым, мягким, округлым и одновременно терпким и свет-
лым. Он хорошо слышим без усиления громкости речи.
Равномерное распределение вибрации по всему телу го-
ворит об использовании третьего смешанного регистра
голоса.
Смешанное звучание получается от соединения голов-
ного и грудного резонирования и возможно при разговоре
или пении как на верхних, так и на нижних нотах. Од-
нако легче всего искать его на средних — необычном для
вас уровне высоты, где обычно вы говорите ровно и спо-
койно. Найдите такое звучание при обычном разговоре,
читая вслух стихи или прозу.
205
Тембр голоса, манера говорить, интонации несут ты-
сячи оттенков и настроений человека. Слушая эмоцио-
нально окрашенный звук голоса, мы мысленно как бы
представляем себе способ его рождения. Этот быстрый и
подсознательный процесс укреплен в нас миллионами лет
эволюции.
У человека, находящегося в гневе, вся мышечная сис-
тема, в том числе и дыхательный аппарат, сильно напря-
жена, что неизбежно отражается на характере звука, ко-
торый становится шире, массивнее и «активнее». Вклю-
чены все регистры голоса. У «убитого горем» общее мы-
шечное расслабление также вызывает характерное потем-
нение голоса, падающие, жалобные интонации, и печаль
выделяет грудной регистр. При выражении радости чув-
ствуется, что человек говорит, как бы улыбаясь чему-то.
Звук становится светлее, звонче. «Высветился» головной
регистр. Для страха характерно звучание как бы на боль-
шом неожиданном вдохе. Оно становится прерывистым,
полупрозрачным, пустым, но широким, «неожиданным».
Регистровое наполнение голоса разрушено. Звук голоса
содержит в себе обертоны-гармоники, собранные в три-
четыре форманты. А они, являясь носителем перечислен-
ных выше характеристик звучания при эмоциях, вступа-
ют в контакт с резонаторами любого человека и заставля-
ют вибрировать их стенки. И теперь уже, помимо воли и
желания слушающего, нейроны отвечают парадоксальной

<< Пред. стр.

страница 19
(всего 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign